Современные педагогические технологии в обучении биологии.. Дипломная работа Современные пед технологии в обучении биологии_. Современные педагогические технологии в обучении биологии
Скачать 102.59 Kb.
|
2.2 Информационно-коммуникационные технологииСами по себе информационные технологии в образовании являются предметом изучения информатики. Для других предметов информационные технологии служат современным и эффективным инструментом для повышения качества образовательного процесса. Другими словами, при изучении биологии роль информатизации состоит в повышении качества образования через интеграцию информационных и педагогических технологий. Информационными технологиями в практике обучения называют все технологии, предполагающие использование специальных технических информационных средств. В процессе преподавания биологии в школе использую следующие формы работы: - создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов; - организация исследования на уроках и внеурочной деятельности, проведение экспериментов, демонстрация отчетов учащихся об исследовании; - поиск информации, написание рецензий на найденный в сети источник, создание аннотированных списков ресурсов Интернет по заданной теме; - контроль обученности средствами интерактивного тестирования. 2.3.Технология уровневой дифференциации обученияСвои уроки я стараюсь строить с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше. В своей работе использую различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания). Цель разделения состоит как раз в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую. На уроках биологии веду дифференцированную работу по ликвидации пробелов в знаниях и учёту знаний учащихся с помощью диагностических карт. После каждой изученной темы предлагаю детям разноуровневые карточки. Это помогает адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, такой подход позволяет абсолютному большинству школьников добиваться без ущерба здоровью, не подавляя других интересов и склонностей. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. 2.4. Тренинговые технологииВ современных образовательных условиях значительно возросла роль тренинговых технологий как системы деятельности, способствующей отработке учебных навыков, процесса, выполненная под руководством педагога. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения; развивают системное мышление. 2.5. Игровые технологииИгра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. - свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата; - творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности; - эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция; - наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. Педагогические игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, с различными средствами передвижения и т.д. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Деловая игра используется для решения комплексных задач. Усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общеучебных умений дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. На уроках биологии можно использовать игровые технологии в качестве элемента более обширной технологии. Например, на этапе закрепления материала предлагаю учащимся выполнить имитационное упражнение, позволяющее закрепить полученные знания и навыки в непринужденной творческой обстановке. В частности, учащиеся 9-го класса имитируют процесс биосинтеза белка у доски, исполняя роли субъединиц рибосомы, транспортных РНК, информационной РНК. Такое «представление» помогает лучше представить все этапы сложного процесса матричного синтеза. Также учащиеся с большим интересом изучают биографию выдающегося ученого, если вместо рассказа о нем в третьем лице, предстоит отвечать на вопросы «интервью», в котором учащийся предстает перед классом в образе данного ученого и отвечает на вопросы в первом лице. Принятие решений осуществляется в игровой ситуации. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характерами и содержанием работы. Их использование позволяет углубить знания учащихся, полученные на уроках, выработать практические навыки, привить интерес к предмету и к дальнейшему его изучению. Игры могут использоваться на различных этапах, так как они дают возможность усилить внимание обучающихся, закрепить и отработать полученные знания, уменьшить напряжение и улучшить производительность. Рассмотрим элементы игровой деятельности на разных этапах обучения. Игры должны иметь контролирующий или тренинговый характер. Проверка домашнего задания – это этап контроля, поэтому она должна сопровождаться оценкой. Все дети хотят оценить свою активную работу на уроках. Перед началом игры необходимо установить критерии оценки. Можно подготовить сертификаты, дипломы и подарки для победителей.Изучение нового материала. Эти игры помогают учителю заинтересовать учащихся новой темой и сделать содержание темы понятным. Основная цель этих игр – сделать исследовательский материал интересным и понятным для детей. Для этого используют универсальные игры, главная задача которых донести содержание предмета до учащихся. В этих играх часто используются преобразования информации, перевод терминов и теорий на язык, который понятен детям. Например, можно использовать игру «Мои открытия». Учебный материал воспринимается и усваивается лучше, если он «открыт» самим учеником. Незаменимым способом организации таких открытий были и остаются наблюдения, опыты и эксперименты. В результате чего может получиться презентация или доклад.Запоминание, закрепление, обобщение и контроль усвоения учебного материала. Техника игры особенно полезна на этапе закрепления материала. Как правило, повторять то, что уже знакомо, не менее интересно, чем изучать что-то новое. Поэтому большую часть дидактических игр составляют игры для запоминания и закрепления материала, его лучшего усвоения. Цель игры: организовать обратную связь с учащимися. В конце урока или темы учитель просит учащихся ответить на некоторые вопросы, которые отражают их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Игровая форма обучения решает следующие задачи: осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний; исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы; подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным. Обучение в игре научит распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять. Применение игрового обучения достигает следующие цели: стимулирование познавательной деятельности; активизация мыслительной деятельности; самопроизвольное запоминаются сведений; формирование ассоциативного запоминания; усиление мотивация к изучению предмета. Все это указывает на эффективность обучения в процессе игры. |