еаумова. Наумова В.И. Современные тенденции архитектурно-художественного. Современные тенденции архитектурно художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования
Скачать 421.22 Kb.
|
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ И АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ. Рассматриваются методологические основы познавательной деятельности в современном архитектурно – художественном творчестве. Методология научного исследования образования, науки и практики – одно из основных составляющих взаимосвязанной системы человека и природы. Теоретическая (научная) и практическая (проектная) архитектурно –художественная деятельность как творчество архитектора, художника в современных условиях находится в поиске решений общей глобальной проблемы жизнеобеспечения; энергосбережения; сохранения постоянства регуляторной деятельности биосферы; в научном обосновании архитектурно-художественных практических задач преобразования антропогенной и природной сферы Земли. Методологическая основа современной архитектуры и творчества базируется на совокупности методологических компонентов теорий большого ряда научных дисциплин в условиях постоянного обновления модели теории архитектуры и универсалий архитектурно –художественного творчества. 1.1 Архитектурная наука и новые технологии как теоретическая проблема диалектического подхода к исследованию архитектурного творчества. Большое значение для современной архитектурной науки, образования, практической деятельности архитектора имеет теоретическое осмысление архитектурно - художественного наследия. Значение изучения истории 14 архитектуры, а также сведений и наличия памятников архитектуры, исчезнувших древних цивилизаций для современной науки и архитектурно –художественного творчества несопоставимо даже с их частичными утратами по различным причинам. Основой организации жизненного пространства человека являются достижения естественных наук - знания об окружающей действительности. Высказывание Норберта Винера о том, что “информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему наших чувств”, лучше всего это подтверждает. Если всё мироздание можно представить в виде определенной нерукотворной качественной и количественной информации, то та часть, которая опознана наукой, может явиться основой для архитектурных объектов человека и всей его деятельности. Тогда можно осуществлять искусственные преобразования с достаточной степенью уверенности в их экологической совместимости с естественными живыми формами. Диалектической сущностью архитектурно – художественного образа является единство и борьба противоречий таких понятий как: форма и содержание, субъективное и объективное, единичное и обобщенное, чувственное – смысловое, рациональное и эмоциональное, естественное и искусственное. Архитектурно – художественный образ архитектуры неизменно формируется из миропонимания, актуальных проблем времени, из представлений о том, каким должно быть искусственное пространство и каким требованиям оно должно отвечать. Свой вклад в моделирование архитектурного образа привносили научные достижения и открытия других областей знания, напрямую не относящихся к архитектуре, но привносящие качественно новые принципы, изменяя парадигму времени, адаптировались к процессу проектирования, что, в свою очередь, сиановится отправной точкой трансформации и расширения смыслового контекста понятийного аппарата архитектора. Можно заметить ряд достаточно радикальных перемен в практике архитектурно – художественного творчества, которые, с одной стороны, связаны с серьезными трансформациями в научной сфере, и с другой стороны, должны постепенно распространиться на все другие области творческой деятельности. Новые науки (sciences of complexity - «науки о сложных системах»), включающие фрактальную геометрию, нелинейную динамику, неокосмологию, теорию самоорганизации и другие, принесли с собой изменение мировоззренческой перспективы. Но главное, что позволяет объединить рассмотренные понятия, заставить максимально взаимодействовать друг с другом, формируя искусственное окружение человека – это творчество. Архитектурно – художественное творчество — важнейшая характеристика существования чело- века, без нее нельзя представить себе построение человеческого мира и социальный прогресс. “Научно-технический прогресс и развитие нашего общества поставили принципиально новую задачу - научно опережающего планирования и организации систем жизнеобеспечения. Решение такой задачи не может быть выполнено в рамках и средствами отдельных научных и технических дисциплин, а возможно лишь в рамках экологии человека” (В.П. Казначеев). 15 Дискуссия о новом направлении архитектурной науки - науке о доме человека - полидисциплинарное направление, использование социально- экологических категорий которые определяют взаимоотношения природы и человека. Глобальная проблема создания стабильных условий жизнеобеспечения для всех направлений деятельности и наиболее результативный подход к её решению. В науке утверждение сущностного понимания архитектурно – художественного творчества следует из доказательства - опыта. Догадка может быть отвергнута либо переведена в разряд научно-обоснованного факта - природного явления или закона. 1.2 Формы, методы и средства архитектурного творчества Результат теоретической деятельности - достижения мировоззренческих, естественных и смежных прикладных наук в познании естественных (природных) форм, явлений и закономерностей развития - основа и обусловленность монументального искусства – архитектурного и художественного творчества. Содержание и форма (материальное и идеальное) дома человека. Решение научной проблемы сегодняшнего дня требует кроме современного архитектурно – художественного метода еще и наиболее результативного подхода к исследованию. История архитектуры, рассматриваемая эпоха современной истории архитектуры, предоставляет богатый выбор методов, и средств архитектурного творчества, исследовательской модели, методологических подходов к исследованию, то есть, существует база - стартовая позиция, использование арсенала которой зависит от творческой личности. Архитектурно – художественное творчество архитектора органично охватывает несколько сфер социально-культурной практики, в которых обычно и изучаются проявления творчества, а также проблематика формы в архитектуре, социальных и культурологических аспектов архитектуры. Эти сферы достаточно широко описаны с использованием различной терминологии, но их характер, место и соподчиненность остаются неизменными в силу многосоставной природы творчества. Традиционное разделение сфер человеческого опыта на социальную, культурную и духовную – наиболее распространенный способ такого разграничения (Н.А.Бердяев, В.С.Библер). Необходимость присутствия всех трех иерархических уровней в целостном представлении архитектурно – художественного творчества соответствует практической деятельности, ориентированной на различные мировоззренческие основания. Витрувий описывает также тройственной формулой, до сих пор остающейся в лидирующем состоянии: польза, прочность, красота. Однако, с феноменологическими аспектами архитектуры неразрывно связаны такие качества архитектурно- художественного творчества, как духовность, осмысленность, ценностная и культурная сообразность, гуманность, этика. Эти качества остаются ключевыми и для архитектурного образования. Они непосредственно связаны с мировоззрением как импульс гуманитарного ориентированного творчества. Архитектурное творчество – философско-диалектический процесс, содержащий в себе как интеллектуальные, рациональные, так и эмоционально-волевые компоненты. Анализ, синтез, оценка, наблюдение и опыт, формируют 16 единую аналитико-синтетическую технологию исследования. Формы архитектурно- художественного творчества сосредоточены на грамотном, искусном варьировании наследия прошлого; направление, которое преображает формы «вчерашнего» дня – технизация во всех сферах деятельности, параллельно с этим – экономика, которая диктует некоторые условия; стремительно развивающаяся индустриализация и ее современные технические возможности усовершенствования; появление новых строительных материалов, который вытесняет традиционные; темп и уклон жизни современного общества; новые условия проектирования; новые запросы и требования к архитектурно- художественному творчеству и архитектурному образованию как составляющей его части. В вопросах архитектурного воспитания и образования –главная цель должна быть сосредоточена на создание стройной и последовательной системы обучения архитектуре с привитием всех тех задач, которые могут быть поставлены временем. Средства, которые необходимы в освоении архитектурного творчества и в образовании: представление о профессии, наличие технических навыков, понимание конструктивной связи отдельных элементов между собою, чувство восприятия ритма, единства, динамики масс, выразительности форм, целевой установки создаваемого произведения и, наконец, индивидуальность творческого начала, новаторство, презентация с ясной последовательностью и оптимальной по содержанию визуализации произведения творчества. Необходимо освоение методов пространственного мышления, функциональности проектируемого объекта, которое взаимодействует с характером основной формы произведения и соответствует ее организации. 1.3 Процесс формирования отношения к архитектуре как искусству и процессу архитектурно – художественного образования Глубокое понимание значения социально-функциональных, технических и эстетических аспектов архитектуры относятся к внутреннему миру человека, его психологии, представлениям о природе, красоте, культурному наследию. Предназначение архитектуры – служить интересам человека, отражая современность облика зданий, их человечность, глубокую индивидуальность и неразрывную связь с природой. В настоящее время повсеместно наблюдается рост интереса к художественному наследию. Современный человек, все глубже и глубже проникая в архитектурно - художественное творчество предшествующих поколений, находит в нем сокровенные отзвуки поэтическим струнам своей души, уравновешивает тот рационализм, который сопутствует прогрессу техники и развитию науки. В памятниках архитектуры и искусства прошлого незыблемо документирован давно ушедший быт, уровень строительной техники, отношение к материалу. Не только целесообразность архитектуры, но и её эстетика была той областью творчества выдающихся архитекторов, на которой сосредоточили свое внимание, например Вальтер Гропиус, Франк Ллойд Райт, Петер Беренс, Ле Корбюзье. Архитектура, для них 17 всегда являясь искусством, не только функция, но и красота, художественность, образная выразительность – обязательные качества архитектуры. Архитектура как искусство отображает дух времени, народа, общества.- «Её величайшее произведение истинно выражает жизнь эпохи» (В.Гропиус), «Её цель – привести материальный мир к гармонии с жизнью» (А.Аалто). Подобные высказывания характерны для Райта, Ле Корбюзье, П.Ауда, М. Таута, А. Бурова и других мастеров архитектуры. Архитектура вступает в новую фазу своего развития, повсеместно. Уделяется больше внимание ее идейно-художественному содержанию, наряду с уже сложившимися и оправдавшими себя формами и методами, координацией взаимодействия архитекторов, художников, работающих над жизненной средой; появляются новые направления совместных поисков. В их числе - обращение на новом уровне к художественным традициям и народному искусству. Культура общества – источник, хранительница народных, художественных традиций, и в их переосмыслении содержится новый мощный импульс совершенствования жизненной среды, внесения в нее необходимого разнообразия. Информативность среды, стремление к художественной многоплановости, многозначности пространственного окружения, в постоянном накоплении духовных и эстетических ценностей – отход от простоты и примитива. Современные тенденции художественного творчества требуют и нового художественного мышления, в котором взаимодействие разных искусств становится явлением объективным и способно все человеческое окружение, всю жизненную среду общества, поднять до значения синтезированного произведения искусства. Большое значение имеет совместная разработка и обсуждение актуальных теоретических проблем архитектуры как искусства. В этой сфере имеются несомненные достижения. Профессор Ю.Н. Кармазин считает, что «традиция предписывает считать архитектуру частью культуры, причем частью активной, движущей, едва ли не передовой. Архитектура включена в создание пространства человеческого обитания, его значений и смыслов. Сама архитектура уже изучается как синоним культуры в аспекте пространственного опыта, а за архитектурной деятельностью признается наличие профессиональной культуры». Компонентами профессиональной культуры постепенно становится стилем профессионально ориентированного мышления специалиста, в структуре которого ценности культуры актуализированы и системно организованы. Владея им, будущий архитектор выступает как носитель прогрессивного общественного сознания, общей профессиональной культуры. Архитектурно- художественное творчество - одно из составляющих элементов профессиональной культуры, как и проектная культура, формирующаяся из системного подхода к проектной деятельности, профессиональных проектных знаний и умений специалиста. Переход к «технологическому» обществу все больше и больше повышает требования к современному воспитанию и образованию, которые складываются с учетом тенденции развития общества, что способствует формированию целостной личности - человека творческого, мыслящего, культурно образованного, с 18 твердыми убеждениями, демократическими взглядами и активной жизненной позицией. Задачи, стоящие перед архитектурным образованием в свете проблем XXI столетия, не оставляют сомнений в необходимости кардинального изменения направленности образовательного процесса. Реальное решение этой проблемы - вовсе не приведение в порядок накопленного опыта, а достижение такого уровня профессионального архитектурного сознания, который гарантирует преемственность в условиях активного внедрения новых достижений в науке и технике, включает в себя представление о непрерывности культурно- исторического процесса и даёт видение профессионалу себя в этом процессе. Всё это предполагает новый подход к образованию, в некоторой степени - возврат к, бывшей некогда нормой, творческой профессии, ее социально-культурной функции мышления, частично утраченной нашей деятельностью. В связи с задачами интеллектуализации образования и деятельности на первый план выносятся разработки теории архитектуры, ориентированные на круг социально-культурных проблем и обращенных к перспективам образования. Опыт отечественных и зарубежных теоретических и методических разработок показывает, что интеллектуализация архитектурного образования ведёт не к отрыву от реальности или от традиционных ценностей зодчества, а к обретению гуманистической направленности архитектурно – художественного творчества, открывает возможности ассимиляции достижений всей мировой культуры. Для полноценного восстановления утраченного звена в цепи истинного познания культурно-исторического багажа и потенциала архитектуры как искусства требуется специальная организация проектной практики, реализующей полученные студентом теоретические знания и творческие методы. Развитие архитектурно - творческих способностей всегда ставилось на первое место в образовательном процессе. Суть образования - создание новых возможностей для обучения. Это возможно лишь в том случае, если у студента постоянно развиваются и совершенствуются его творческие способности, его способность к обучению. Развитие творческого мышления требует специальной организации учебной деятельности, опирающейся на концепцию органического единства теоретических и практических форм деятельности, основанной на междисциплинарных связях. Так как архитектура всегда считалась синтезом всех искусств, то проблемы архитектурного образования не могут рассматриваться с узко специализированных позиций. Архитектура – особое место в системе культуры, она соединяет в себе материальные и духовные ее слои. Здесь находят точки пересечения эстетические, материально-практические, художественные, философские и научно-технические подходы. Архитектура, являясь отраслью науки и культуры, обречена на постоянный выбор между инженером и художником, функцией и эстетикой (Ю.Кармазин). Отсюда и огромное количество научных дисциплин, с которыми архитектура идет (или должна идти) рука об руку. Можно обозначить круг дисциплин, с которыми в той или иной степени взаимодействует архитектура. Они условно делятся на три основные 19 категории: гуманитарные науки, естественнонаучные дисциплины, технические науки. Каждый из периодов архитектуры рождал свои прорывы, свои фантастические, дерзкие проекты. Насколько они воплощались, зависело от уровня развития техники строительства. Часто эти проекты оставались только на бумаге. Но сегодня мы вступили в такую эпоху развития, когда почти все возможно. Утопической (фактически) архитектуры больше нет. При желании и достаточном финансировании с помощью современных технологий можно не только проектировать все, что угодно, но и реализовать. В этом принципиальная особенность современного зодчества. Современная архитектура, в очередной раз за всю историю, двинулась в направлении пересмотра традиционных установок. Архитектура «учится» не только приспосабливаться к меняющимся потребностям общества, но и определять эти потребности. Борьба со сложившимися за века стереотипами мышления и принципами проектирования сопровождалась становлением генетически новой, не имеющей прецедентов в истории, нелинейной парадигмы современной архитектуры, зародившейся в 90-х годах ХХ века. Архитектурное творчество получило мощный импульс к эволюции формы благодаря смене своей природной ментальности и обращению к естественнонаучным областям познания, опирающимся на выдвинутую в 80-х теорию нелинейных систем. Открытие новых естественнонаучных областей знания обусловило кардинальные изменения в сложившейся системе культурных ценностей и послужило причиной к зарождению новой парадигмы архитектуры. 1.4 Фундаментальные и прикладные исследования в науке и отражение их в современном архитектурно- художественном творчестве. Успех профессиональной деятельности, архитектурно – художественного творчества зависит от знания новейших достижений гуманитарных и естественных наук (в том числе, науки о человеке), прикладных дисциплин, имеющих отношение к строительству и удовлетворению материальных и духовных запросов общества. Достижения естественных наук дали толчок развитию прикладной деятельности в области архитектурно - художественного творчества. Первооснова архитектурной науки в условиях развития новых технологий в архитектурной практике и образовании - принцип диалектико- материалистического мировоззрения. Высокие технологии - новые и прогрессивные технологии современности. К ним обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности: информационные технологии, нанотехнологии, новые материалы, альтернативная энергетика, системы безопасности, контроля и автоматизации, живые системы и биотехнологии. С этим понятием тесно увязывается ещё одно – инновация, то есть, в основном - нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта. Понятие новизны – не является абсолютным, поскольку она может быть более или менее существенной по своим признакам, а степень новизны – может быть определенна при сравнении его с известным прототипом при анализе по отдельным характеристикам. Критерии новизны для архитектуры не получили должного обоснования. Но необходимо отметить, что инновация 20 имеет место, когда кто-либо использует изобретение или использует что-то уже существующее новым образом – для изменения образа жизни людей – альтернативный подход. Одно из величайших достижений естествознания XX в. – учение В.И.Вернадского о Биосфере и Ноосфере, в котором изложена концепция дальнейшего развития человечества и его окружения. Будущее биосферы стало предметом пристального внимания представителей многих отраслей научного знания. В ноосфере архитектура и искусство рассматриваются как закономерное продолжение естественной природы. Они не отделимы друг от друга, совместно развиваясь, обеспечивают гармоничное развитие пространства планеты Земля. Рассмотрев основные понятия, их значения в соответствии с расширением смыслового контекста в условиях современного времени, изучив глобальные проблемы человечества, а так же пути их преодоления, нам необходимо попытаться определить современные тенденции развития искусственного пространства жизни человека, формирования образа новой архитектуры и архитектурно- художественного творчества в целом. Инновации в технической и теоретической сферах открывают новые возможности, позволяющие более качественно преодолеть проблемы, встающие перед человеком, в первую очередь, связанные с экологией, духовностью, безопасностью, взаимоотношением искусственного и естественного. И от того, на сколько человек научится действовать сообща во всех сферах своего творчества, применять полученные и накопленные знания и умения на практике – будет зависеть возникновение новой культуры, новой парадигмы, новых требований и отношений к окружающему пространству, отражающие современные потребности общества. Учитывая особенности и потребности современного общества, отражаемые в представлениях о назначении архитектуры, в XXI веке определяет следующие тенденции: - альтернативная архитектура открывает пути использования новых видов энергии и сохранения экологического равновесия; - бионика как наука, созидательная в том смысле, что она не просто исследует живую природу, и не ограничивается установлением общих законов связей и управления в явлениях (предмет кибернетики), а на основе изучения закономерностей природы и использования достижений других отраслей знаний создает по образцу природы новые объекты архитектуры; - архитектура экстремальных условий обитания связанная, в первую очередь, с расширением сферы жизни человека (космос, воздух, вода, земля) вызывает возникновение нетрадиционных методов и под- ходов в архитектурно-технологическом формировании объектов. Например, концепция «умного дома» включает интеграцию систем, позволяющую преобразование геометрических пространств архитектурных чертежей в гибкие, экономичные и надежные функциональные пространства с оптимальными характеристиками среды обитания для человека. Концепция, которая позволяет преобразовывать здание из простой строительной «емкости» в «интегрированную систему функций», то есть в обладающую высочайшей эффективностью и производительностью систему как на уровне отдельно взятого помещения, так и в масштабе всего здания. В своих архитектурно- художественных произведениях необходимо отображать переживаемую эпоху, которые составляют главную 21 ценность работы архитектора и художника, выявляют динамику времени. В образовательном процессе важным является вид творческой деятельности – моделирование, который способствует развитию в человеке критического анализа своего произведения, изобретательской способности и конструирования Таким образом, создается новая среда обитания, отличная от сложившейся, иное мироощущение человека, стирается грань между технологией и архитек- турой, расширяются творческие возможности и проявляются новые тенденции в архитектуре, которая характеризует тесную связь между архитектурой и техникой. Это стало возможным благодаря разработкам в области электронной техники и технологии. Архитектурно- художественное творчество – это одна из отраслей изобразительно – пространственного искусства. Однако архитектура имеет свои особенности, специфику, определяющие характер архитектурного творчества, она создает «организованное единство» пространства и массы, их соотношения. Методы обучения направлены исключительно к тому, чтобы содействовать развитию и укреплению навыков, необходимых для успешного выявления творческих начал специалиста в области архитектуры. |