Главная страница
Навигация по странице:

  • Степанская Тамара Михайловна Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор Москалюк Марина Валентиновна;

  • Поморов Сергей Борисович; Доктор культурологии, профессор Бортников Сергей Дмитриевич Ведущая организация: ГОУ ВПО «Вологодский государственный

  • технический университет»

  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

  • Актуальность исследования.

  • Методология и методы исследования

  • Теоретической базой и средствами

  • Область и границы исследования.

  • Теоретическая значимость исследования

  • Практическая значимость исследования

  • Апробация и внедрение результатов исследования

  • Структура и объем диссертации.

  • ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

  • еаумова. Наумова В.И. Современные тенденции архитектурно-художественного. Современные тенденции архитектурно художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования


    Скачать 421.22 Kb.
    НазваниеСовременные тенденции архитектурно художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования
    Анкореаумова
    Дата25.03.2023
    Размер421.22 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаНаумова В.И. Современные тенденции архитектурно-художественного .pdf
    ТипАвтореферат
    #1013659
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    На правах рукописи
    Наумова Вера Ивановна
    СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ АРХИТЕКТУРНО –
    ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА И АКТУАЛЬНЫЕ ВЕКТОРЫ
    АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    Специальность 17.00.04 – Изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство и архитектура
    Автореферат
    диссертации на соискание учёной степени доктора искусствоведения
    Барнаул 2010

    Работа выполнена на кафедре теории и истории искусств ГОУ ВПО
    «Алтайский государственный университет»
    Научный консультант: доктор искусствоведения, профессор
    Степанская Тамара Михайловна
    Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор
    Москалюк Марина Валентиновна;
    доктор архитектуры, профессор
    Поморов Сергей Борисович;
    Доктор культурологии, профессор
    Бортников Сергей Дмитриевич
    Ведущая организация: ГОУ ВПО «Вологодский государственный
    технический университет»
    Защита состоится
    «22»_октября____2010г. в____час на заседании
    Диссертационного Совета Д 212.005.09 в ГОУ ВПО « Алтайский государственный университет » по адресу: 656049, г. Барнаул, ул. Димитрова,66.
    С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО
    «Алтайский государственный университет».
    Автореферат разослан «__»___________2010г.
    Ученый секретарь диссертационного совета доктор исторических наук, профессор А.Р.Ивонин
    2

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
    В современном мире происходят глобальные трансформационные процессы, охватывающие и создание материальной среды для человека, затрагивающие мировоззрение человека, философию, методологию, культуру, науку, образование. Социальные преобразования, научно-технический и культурный прогресс, жизненный уклад и образ жизни человека, региональные, культурно- исторические и природные условия – всё находит выражение в архитектуре, понимаемой в широком плане – от градостроительных систем до отдельных зданий и их деталей, от мировоззрения человека до творческого мышления, его культуры, знаний, образования.
    Актуальность темы. Архитектурно – художественное творчество – многомерная и сложно организованная сфера человеческой деятельности, порождающее эстетически качественно новое произведение искусства, и отличающаяся своей неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Значение архитектурно – художественного творчества в процессах становления, развития и проявления его в социально- культурной сфере трудно переоценить.
    Архитектурно – художественное творчество как уникальный вид деятельности направлен на активное ценностное освоение и понимание картины мира, находящийся в зависимости от социальных, культурных, религиозных, политических, нравственных, технических, экономических и других условий. С течением времени накапливается уникальный опыт архитектурно- художественного творчества, преумножается арсенал культурного наследия, традиций и видов созидания, постоянно пополняется инструментарий методов, профессиональных приемов, средств, трансформируется мировоззрение, развивается процесс творческого мышления. Кардинально новой чертой современной эпохи является формирование экономики знаний, где наука, образование, производство, бизнес, все больше интегрируются в целостную саморазвивающуюся систему. Закономерно меняется мир вокруг нас, а вместе с ним предпочтения, ценности, ориентиры, восприятие окружения. Современным представлением о строении и движении материи утверждается, что окружающий человека мир системен и что системный подход к познанию и преобразованию мира является философским подходом, конкретизирующим диалектико- материалистический принцип всеобщей связи, он применительно к конкретным научным направлениям выступает как общенаучный, и на его основе развертывается определенная общенаучная методология.
    От состояния социальной, политической системы, уровня образования, профессионализма и общекультурного уровня личности архитектора во многом зависит будущее наций и государств, их экономика. Тенденция архитектурного образования к стремлению сбалансировать потребность в быстром реагировании на происходящие процессы, способность изменяться при необходимости правильных решений и важности принципиальных позиций в вопросах знания, общества, культуры, экологии, этики остается не достаточно изученной. Для
    3
    выполнения работ такого характера необходим: комплексный подход в сравнительном анализе общих признаков, приемов, методов; системный подход в исследовании современных тенденций и взаимосвязи науки, образования и практики; контекстуальный подход в самом процессе архитектурно – художественного творчества и формировании нового мышления. Философский подход, конкретизированный диалектико-материалистическим принципом рассмотрения современных тенденций архитектурно – художественного творчества и актуальных векторов архитектурного образования представляется важной темой и во многом определяет выбор заявленной темы..
    Проблемная ситуация.
    Архитектура, существует для того, чтобы обустроить общество, прежде всего, разрабатывая и планируя его материально - пространственную структуру.
    Архитектурно - художественное творчество является по своему характеру
    социальным. Качественно новая архитектура, новая физическая среда обитания не «укладывается» в рамки критериев вчерашнего дня, общество предъявляет новые требования, она различная как по форме (материальному качеству), так и по содержанию (философии, духовному, культурно - эстетическому, социальному значению и функциональному наполнению).
    Современный опыт архитектурно- художественного творчества в научном
    плане показывает, что идет активный процесс интеграции науки и техники, по- разному происходит слияние науки, образования и практики, однако еще не отработан механизм для сбалансированного и устойчивого его развития. В архитектуру стремительно внедряются знания различных смежных научных дисциплин. Активно и направленно интегрируется международная система архитектурного образования. Развитие столь масштабного процесса носит глобальный характер, стирающий территориальные и политические границы.
    Заметно проявляется ситуация объективно неустойчивого развития в сфере научного познания, в архитектурно- художественной практике, в архитектурном образовании, что позволяет констатировать, о необходимости дальнейших научных исследований, пополнять и вносить новые теоретические обоснования принципиального понимания объекта исследования как процесса, так и самого произведения архитектурно- художественного творчества, его сущностного описания. Архитектурное образование в силу специфики, необходимого консерватизма, с одной стороны, не может подвергаться частым и кардинальным изменениям, которые влекут за собой, как правило, утрату приобретенных веками традиций, особенностей, культуры. С другой стороны, наступившая эпоха динамичного внедрения новых достижений в науке и технике во все сферы жизни человека требует адекватного отношения к объективным условиям времени. Революционные преобразования в различных областях научных знаний, качественные изменения в архитектуре, утрата духовности и традиций на фоне нового мышления, дают основание утверждать, что архитектурно- художественная практика должна определять требования к архитектурному образованию (квалификационные требования к специалисту).
    Существует проблемная ситуация необходимости создания условий для устойчивого взаимодействия элементов детерминированной системы в новом
    4
    переходном этапе, как в архитектурно - художественном творчестве, так и в подготовке поколения творческой интеллектуально мыслящей личности.
    Проблемные ситуации современных тенденций архитектурно – художественного творчества в условиях активного внедрения инновационных технологий, их отражение на процесс архитектурного образования требует непрерывного изучения все более полного охвата многочисленных влияющих факторов, включая и временных.
    Существенная часть архитектурной профессии становится «все более и более многонациональной» на совершенно другом уровне институциональной и культурной сложности. Эта тенденция интернационализации создает и новый потенциал, и новые, часто беспрецедентные проблемы. Во все более сложных тенденциях глобализации в мире учиться защищать и освещать архитектурное наследие в своих странах, понимать территориальный и культурный контексты, нести социальную и культурную ответственность. К этому призывает и ставит проблему Международный Союз Архитекторов – ЮНЕСКО. По сути – проблема несовершенства и несоответствие динамики развития архитектурного образования уровню современных международных социально- экономических условий.
    Актуальность исследования.
    Уплотнение времени, большой поток информации, вхождение в единое информационное образовательное пространство, выбор широкого спектра технических возможностей, усложнение социальных и функциональных проблем в архитектуре - характерные объективные черты современного объективного мира. Привлечение к решению архитектурно – художественных задач знаний специалистов разных областей науки и отраслей практической деятельности для создания междисциплинарной модели работы в творческих направлениях– основание утверждать, что рассматриваемая проблема диссертационной работы представляет научный интерес.
    Очевидна необходимость объединить все многообразные стороны архитектурно – художественного творчества в единую и целостную модель, предложить собирательные определения архитектурного творчества и морфологию современного архитектурного образования, показать возможность использования теоретических моделей, методов, подходов из области других знаний в единую систему взаимодействия. Многочисленные интересные публикации, актуально заявленные монографии, статьи, научные исследования, посвященные архитектуре, архитектурному творчеству, как процессу и материальному объекту, по сути - не исчерпали актуальности исследования, а следовательно –не полны. Архитектурно - художественное творчество имеет богатый культурно - исторический опыт, накопленный предыдущими поколениями, где закономерности, эволюционное развитие проявляют определенную степень самостоятельности этой области исследования. Однако, сущностное описание архитектурно – художественного творчества носит разнообразный характер определений до противоречивых. Историческую значимость культурного наследия творчества мастеров архитектуры и искусства - трудно переоценить, однако, всегда остается лакуна для его пополнения.
    5

    Современное состояние и тенденции развития архитектурно- художественного творчества как открытой системы в виду своей социально - культурной природы и субъективной основы важны и имеют большое значение, что дает основание на новый взгляд и научное обоснование архитектурно- художественного творчества как самостоятельной сущности.
    Проблема развития архитектурно – художественного творчества является ключевой в сфере архитектурного образования. В современных условиях в качестве источника творчества всё чаще выступают знания, инновации в науке, технике и способы их практического применения в образовании. Владение мировым и культурным отечественным наследием, умение творчески сочетать его с современными архитектурно- художественными направлениями, и решать сложные социально – пространственные задачи нашего времени являются гарантией подготовки личности с новым интеллектуальным творческим мышлением.
    Отсутствие систематического анализа, связанного с изучением современных тенденций архитектурно – художественного творчества и актуальных векторов архитектурного образования дают основание утверждать об актуальности исследования.
    Состояние вопроса. На рубеже второго и третьего тысячелетия с наступлением эры информатизации произошло множество революционных изменений в культуре, основанных на «взрыве научного мышления». Научные и технические революции во многих отношениях преобразуют социальную жизнь человека. Мировая общественная система переживает период качественного обновления, революционных по своей сути изменений. Речь идет о перестройке всех сфер общественной жизни, где центральным звеном является человек.
    Подход к исследованию таких масштабных комплексных проблем науки, ориентированный на изучение естественнонаучной и общенаучной картины мира, возникающая как квинтэссенция многовековой духовно-культурной, и собственно научной деятельности (В.П.Казначеев) рассматривались и были выдвинуты непревзойденным исследователем В.И.Вернадским, который глубоко исследовал и раскрыл фундаментальные узловые моменты диалектики природы.
    Учение о биосфере и ее переходе в ноосферу – вершина научной мысли.
    Углубление исследований его материалистических философских воззрений, логики и диалектики мышления стали основой для многих ученых- исследователей различных областей знания: И.И.Мочалов, В.П.Казначеев,
    Б.М.Кедров, И.Т.Фролов, К.П.Флоренский, И.В.Кузнецов, А.В.Сидоренко,
    Н.Н.Моисеев, Н.В.Вассоевич. Решение поставленных темой проблем невозможно без знаний и учета фундаментальных исследований в области философии, естественных наук и практики, новых технологий, эти проблемы исследовали:
    А.Н.Аверьянов, А.Л.Андреев, А.Бонфи, Б.В.Бирюков и Е.Н.Геллер, Г.Гомперц,
    Г.Л.Ермаш, М.Коул и С.Скрибнер, А.Г.Раппапорт, А.Д.Урсул – ученые, архитектуры, теоретики сферы образования. Проблемы теории и методологии архитектурной формы как основы архитектурно- художественного творчества в проектировании архитектуры города развернуто представлены В.Гропиусом, Ле
    Корбюзье, Ф.Л.Райтом, К.Танге,
    И.В.Жолтовским, А.А.Весниным,
    6

    К.Мельниковым, М.Я.Гинзбургом, А.Э.Коротковским, С.Василевым,
    Е.С.Громовым, А.М.Коршуновым, А.Т.Полянским, А.В.Рябушиным,
    А.Г.Раппапортом, И.А.Азизян,
    Н.А.Сапрыкиной, Ю.И.Кармазиным,
    А.Ж.Абиловым, Б.У.Куспангалиевым.
    Необходимость осмысления феномена архитектуры как искусства, эстетической организации формы предметного пространства – творческого аспекта в архитектуре, освещаются в работах Платона, Аристотеля, Г.В.Ф.Гегеля,
    А.Э.Бринкман, К.Зитте, А.Гауди, П.Флоренского, А.Г.Габричевского,
    А.В.Бунина, В.Кринского А.В.Иконникова, В.Л.Глазычева, Н.Ф.Гуляницкого,
    И.А.Азизян, З.Н.Яргиной, И.М.Азимова. Проблемы теории и методологии архитектуры как целостной пространственной системы архитектурного моделирования рассмотрели – А.Ф.Лосев, А.Г.Раппапорт, Г.Ю.Сомов; система архитектурного моделирования на основе природных форм – Ж.Куэлль,
    Ю.Лебедев, Н.П.Анциферов; концепции органической архитектуры -
    Г.Л.Салливен.
    Теории фантастов, социалистов-утопистов, провидцев–архитекторов и инженеров представляют Леду и Булле, Г.Оро, О.Вагнер, Г.Лукхард,
    Э.Мендельсон, П.Мэймон, Кикутаке и Катаволос, К.Танге, Ван-де-Вельде; архитектурную форму как скульптуру – Й.Шейн, К.Паран, М.ди Теана,
    Ж.Фожерон, П.Эрбе, А.Гауди.
    Поиски сопряжения интуиции и мысли, искусства и науки –Эль Лисицкий,
    И.Араухо, Э.Сааринен, Ле Корбюзье, Ф.Л.Райт, К.Танге рассматривали архитектурные объекты как единую биологическую систему.
    Формирование архитектурного пространства, его особенности в аспектах многих современных наук – кибернетики, математики, физиологии, психологии представлены И.Леонидовым, Н.Милютиным, Б Фуллером,, Р.Ле Риколе,
    К.Линчем, Р.Арнхеймом, И.Н.Сердюк, Ш.Д.Аскаровым; архитектура в пространстве – Альбер, Фридман, Шёффер, Мэймон, Йонас, Пинчис, Курокава.
    Архитекторы-новаторы, которые предвосхищают будущее с внесением ясности в существующие социологические и философские концепции, охватывая архитектуру подземных, надводных, подводных, пространственных и космических сооружений, упраздняющие разграничения между изобразительными искусствами и архитектурой – Бакема, Танге, Рудольф, Аалто,
    Ван-Эйк, Сааринен, Ле Корбюзье, Утцон, Шарун, Райт, Чернихов. Архитектурно- художественное творчество архитекторов будущего, которые заслуживают того, чтобы принять их опыт творчества за пример – Луис Кан, Йон Йогансен, Солери; проектная группа Кандилиса, Вудс и Йосич; Брюс Гофф, Энрико Кастильони,
    Кикутате, Шульце-Филиц, Иона Фридман, Ганс Голлейн, Иван Леонидов,
    Константин Мельников.
    К проблеме творческого архитектурно- художественного образования обращались: В.В.Бабуров, Г.Б и М.Г. Бархины, братья Веснины, М.Я. Гинзбург,
    И.А и П.А. Голосовы, И.В.Жолтовский, Я.К.Чернихов, К.С.Мельников, М.С.
    Туполев, Н.А.Ладовский, В.Ф.Кринский, Н.В Докучаев, М.А.Туркус, И.В.Ламцов,
    Л.П.Лавров, В.Л.Глазычев, А.Г.Раппопорт, Г.Ю.Сомов А.В.Степанов,
    А.П.Кудрявцев, А.В.Крашенинников, В.А.Нефёдов, Ю.И.Кармазин,
    7

    Л.П.Холодова, Т.М.Степанская, В.Т.Шимко, Н.Ф.Метленков, К.В.Кияненко,
    В.В.Ауров. В.К.Моор, А.В.Ефимов, С.Б.Поморов, Б.А.Глаудинов, – архитекторы практики, педагоги, ученые, активно участвующие в разработке теорий, методики, принципов и методов проектирования, в подготовке архитектора своего времени, способного выражать актуальные проблемы художественно – проектной культуры и овладевшего целостным видением художественной и научной картины мира. Основанием для исследования проблемы современной архитектурно-художественной практики также стали архитектурные объекты новейшей архитектуры некоторых направлений: модернизма новой волны конца
    ХХ века - Arata Isozaki, Franklin D. Israel, Bernard Tschumi, Peter Pran & Carlos
    Zapata, Rem Koolhaas & ОМА, Daniel Libeskind, Kaira -Lahdelma- Mahlamaki,
    Ecole Maternelle, Asymptote, Alfredo Arribas. Рационалистических и иррационалистических направлений, неоэкспрессионизма - Bart Prince, Ricardo
    Porro & Renaud de la Noue, Santiago Calatrava, James Hubbell, Mickey Muermig,
    Reima Pietila. Архитектура постмодернизма 1970-90-х годов, фундаментального классицизма, (конструктивистский и урбанистский классицизм) в 1980—1990-е годы – представители направлений: Mario Botta, O.M.Ungers, Tan Architects and
    Kipp, Mackey Mitchell, Gottfreid Bohm, Alvaro Siza, Carlos Ott, Vittorio Gregotti,
    Tompson Vaivoda, Franco e Paolo Moro, Karl Dudler, Max Dudler, Pete Welbergen,
    Arthur Erickson. Рационалистские направления: High-tech (hi-tech, hi-tec):
    Industrial, eco-tech, Organic-tech, Folc- tech, Historic- tech – представители: Renzo
    Piano, Richard Rogers, Norman Foster, Nicholas Grimshaw, Jean Nouvel, Michael
    Hopkins, Adolf Krischanitz, von Gerkan, Kiessler & Steidle, Itsuko Hasegawa, Shin
    Takamatsu, Rodolphe Lusher, Henri et Bruno Gaudin, Peter Rice (инженер Ove Arup),
    Frank Newby, Antony Hunt, Alfredo Arribas, Kurt Ackermann, Furter Eppler, Jean-
    Marie Duthilleul, Etienne Tricaud, Paul Andrew.
    Различным аспектам совершенствования и определения проблем архитектурно- художественного образования послужили Программы, методики и труды коллективов, богатое наследие отечественных и зарубежных архитектурно- художественных школ ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН – МАРХИ; Московской,
    Ленинградской, Уральской, Харьковской школы дизайна, архитектурно –
    художественных школ и академий современных России, Казахстана, Украины, республик Средней Азии; Архитектурных школ БАУХАУЗ, Де СТИЛ,
    Амстердамской, Роттердамской; архитектурных школ Европы, Америки. За последние десятилетия интерес представляют разработки коллективов
    Сибирского региона России (Томск, Новосибирск) по вопросам качества образования и компетентностного подхода как основы построения качественных образовательных программ. Постоянное обновление информации в области науки, техники, инновационных технологий, образования дает основание полагать, что рассматриваемая проблема практически всегда остается открытой системой для исследователей, что неизбежно приводит к поиску путей обновления теоретических моделей, философских подходов, мировоззренческих взглядов в архитектурно-художественном творчестве: в практике и образовании.
    Однако, несмотря на такое внимание к архитектурно- художественному творчеству и проблемам совершенствования архитектурного образования данное
    8
    исследование является попыткой рассмотреть современные тенденции архитектурно- художественного творчества и определить актуальные векторы архитектурного образования основе системного подхода с применением общих и специальных методов научного исследования, что позволит в определенной мере восполнить этот пробел.
    Гипотеза исследования.
    Конец ХХ - начало XXI вв. характеризует архитектурно – художественное творчество всплеском строительства уникальных объектов архитектуры, произведений искусства в связи с активным внедрением в сферу архитектуры и искусства новых достижений в науке, технике, технологиях. В сфере архитектурно – художественного образования заметно отставание от этих процессов и, в ряде случаев, делаются попытки его сокращения, находится в состоянии активного поиска путей решения. Современная тенденция актуальных векторов - интеграция в единое международное образовательное пространство на основе радикальных преобразований, с целью конкурентоспособности и повышения качества архитектурного образования. Логически предполагается процесс реформирования в системе высшего архитектурного образования. через реформирование и качественные преобразования. Гипотеза дает основание предполагать, что преобразования будут проходить с учетом национальных традиций, которые обогащают общую культуру и получают новый импульс от приобретения творческих ценностей других культур. На фоне стремительно развивающегося международного информационного пространства необходимым и своевременным элементом в образовании и воспитании становится формирование нового контекстуального мышления.
    Цель диссертации:
    Определить современные тенденции архитектурно - художественного творчества и установить закономерности развития актуальных направлений архитектурного образования в условиях изменяющихся социально- экономических требований и технических возможностей.
    Задачи диссертации:
    - выявление методологической основы архитектурно-художественного творчества, определений, форм, методов и средств; отражение современных достижений науки и техники в архитектурно - художественной практике и архитектурном образовании;
    - анализ степени влияния архитектурно- художественных школ на развитие архитектурно- художественного творчества, традиций и вклад мастеров архитектуры в культурно- историческое наследие;
    - определить современные векторы архитектурного образования в динамично изменяющихся социально- культурных условиях;
    - исследование современных тенденций в архитектурно- художественной практике, ее специфические особенности и отражение их инновационных процессов в архитектурном образовании;
    - разработать модель направлений дальнейшего развития архитектурно- художественного творчества на основе развития современных тенденций и актуальных векторов архитектурного образования;
    9

    - моделирование нового контекстуального мышления участников образовательного процесса, её научно-мировоззренческая роль в развитии архитектурно- художественного творчества и образовании.
    Объектом исследования является современная практика архитектурно- художественного творчества, его процесс и актуальные векторы архитектурного образования как взаимосвязанная система архитектурного вида деятельности.
    Предметом исследования выступают современные тенденции архитектурно- художественного творчества, проявляющиеся в архитектурно- художественной практике, научных, теоретических концепциях, и отражение их в актуальных векторах архитектурного образования в условиях современных технических возможностей и изменяющихся социально- экономических требований.
    Методология и методы исследования:
    В качестве методологических и теоретических основ исследования приняты следующие общенаучные подходы: законы и принципы диалектического развития; системный подход, обусловленный современными социально - культурными концепциями архитектурно - художественного творчества;
    междисциплинарный подход, предполагающий использование концепций, моделей, теорий, заимствованных из других отраслей знания и возможного приложения их к архитектуре и архитектурному образованию. Специфика объекта и предмета исследования в диссертации, решение поставленных проблем потребует обращения ряда частных методов, в том числе: к теориям и методам, используемым для изучения новых технологий, тенденций развития современной и новейшей архитектуры, особенностей развития высшего архитектурного образования в изменяющихся условиях, формированию нового мировоззрения и контекстуального мышления. Системный метод анализа допускает применение мысленных моделей-описаний, обладающих меньшей сложностью и подробностью по сравнению с действительным строением и жизнью системы.
    Передача действительности посредством образной информации. Исследуемая система состоит из множества объектов, развитие которой, согласовано с ее требованиями и является как наполнение формальными элементами естественными и искусственными, - так и неформальными человеческими. Из-за различного характера и многогранности свойств этих элементов, их разной размерности, некоторые данные многих составляющих систему не сопоставимы.
    Этим объясняется принятый в исследовании качественный подход. Только сведения фундаментальных наук отличаются большей определенностью и точностью, они уточняют направление развития процесса и тенденцию изменения. Рассматриваемые объекты исследования, имеют прикладную значимость, которая в своей совокупности может характеризоваться лишь тенденцией изменения и переменным отношением к ней с течением времени.
    Необходимо учитывать также, что нельзя механически переносить методы и подходы, сложившиеся в естествознании, на социальную форму движения материи. Социальные процессы, как и процессы мышления, по самой природе своей не могут быть полностью формализованы и измерены. Систематизация
    10
    результатов исследования происходит на основе междисциплинарного подхода на стыке фундаментальных и прикладных наук различных отраслей знания.
    Теоретической базой и средствами достижения цели являются:
    - анализ существующих источников информаций: научных монографий, книг, национальных политических и государственных Программ стратегического развития современного общества, законодательных документов и рекомендаций академических, профессиональных, творческих международных Союзов;
    - исследование творческих отчетов, теоретических концепций и эссе мастеров архитектуры, искусства, науки, техники;
    - сопоставление образовательных программ современного отечественного и зарубежного опыта с целью выявления региональных особенностей, содержательности и «гибкости», степени готовности к преобразованиям, продиктованным динамично внедряющихся в практику архитектурно – художественного творчества и образование достижений науки, техники, технологий, новых теорий, концепций;
    - изучение архитектурных библиографий и источников научной информации других областей знания.
    Область и границы исследования.
    Исследуется область проблем современного отечественного и зарубежного опыта архитектурно- художественного творчества и образования.
    Системные: элементы системы архитектурно-художественного творчества: наука - теория – практика, в аспекте применения их в архитектурном образовании. Предметные: вопросы высшего архитектурного образования как центрального ядра архитектурно- художественного творчества на основе неотъемлемой части практического опыта и актуальности архитектурной науки.
    Хронологические:
    Рассматриваются временные рамки эпохи развития современной и новейшей архитектуры, в изменяющихся условиях и периодов
    «кризисных ситуаций» архитектурно-художественного творчества и образования.
    Научные: концепции, модели, теории архитектуры, а также заимствованные из других отраслей знания, рассматриваются в аспекте исследования и возможного приложения их к архитектуре и архитектурному образованию. Технологические:
    инновационные технологии в архитектуре и искусстве, в архитектурной науке, в современном архитектурном образовании; инновационные технологии других отраслей знания, активно внедряющиеся во все сферы и элементы системы архитектурно- художественного творчества.
    Научная новизна. В диссертации впервые:
    - исследовано на примере работ мастеров архитектуры сущностное понимание современных тенденций архитектурно – художественного творчества как материального объекта культуры и как процесса с целью формирования условных моделей воспитания и образования интеллектуальной личности с инновационным контекстуальным мышлением;
    - систематизирован опыт современных отечественных и зарубежных архитектурно – художественных школ, показаны их региональные особенности на фоне концепций мастеров архитектуры с целью сохранения культурного
    11
    наследия, качественных преобразований и создания междисциплинарной области работы в гармонии с науками и искусством;
    - представлены актуальные модели дальнейшего архитектурного образования на основе базовых ориентиров системной теории архитектуры, определяемых принципиальными позициями в вопросах знания: общества, культуры, экологии, этики, а также национально государственных приоритетов, мировоззрения личности;
    - показано отражение современных научных исследований других областей знания и технических достижений в практике архитектурно – художественного творчества и архитектурном образовании;
    - представлена модель трансформации, позволяющая сделать выбор вектора и перехода от традиционного архитектурного образования в инновационное на основе актуальных тенденций развития теорий, информационных технологий, формирования корпоративной культуры, интеграции науки, образования и практической деятельности;
    - определен механизм взаимодействия и устойчивости архитектурных образовательных программ на основе стремительно развивающихся и активно внедряющихся электронных технологий, способствующий тем самым совершенствованию образования;
    - показана взаимосвязь формирования нового контекстуального мышления участников образовательного процесса и современного архитектурно – художественного творчества.
    На защиту выносятся:
    - узловые тематические понятия и теории архитектурно – художественного творчества, определяющие предмет исследования на основе развивающегося богатого наследия работ мастеров архитектуры и искусства;
    - стадии возникновения и последующие тенденции развития архитектурно – художественного образования в условиях активного внедрения инновационных технологий в архитектурную практику и образование;
    - систематическая модель современных проблем архитектурно – художественного образования: контексты, теории, характер развития, трансформации и выбор теоретической модели в системе архитектурного образования;
    - система взаимосвязи элементов архитектурно – художественного творчества как процесса, так и произведения искусства;
    - концепция парадигм современных тенденций в архитектурно – художественной практике на основе специфики и характера отражения их инновационных процессов в архитектурном образовании;
    - идеализированная модель для определения влияния участников образовательного процесса на развитие и активизацию архитектурно – художественное творчества, культуру мышления, культуру получения знаний, культуру мировоззрения как источника теорий новой системы взглядов.
    Теоретическая значимость исследования состоит в возможности использования его положения и выводов при создании обобщающих научных трудов, использующих опыт современного архитектурно – художественного
    12
    творчества, нового архитектурного мышления, а также дальнейшего развития архитектурного образования на основе интеграционных процессов науки, образования, практики с активным внедрением инновационных технологий.
    Практическая значимость исследования заключается в доказательстве востребованности опыта основ и современных тенденций архитектурно- художественного творчества, развития, реформирования, совершенствования архитектурного образования в новых изменяющихся условиях. Результаты исследования могут быть использованы при разработке образовательных программ нового поколения, выбора системы и методики образования.
    Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены в учебной, методической, научно-исследовательской работе и издательской формах, в том числе: в авторских курсах лекций «Современные проблемы художественного проектирования» (1992-2008гг.), «Современная архитектура»
    (1992-2010гг.), «Предпроектный анализ» (2001-2010гг.), «Методы дизайна»
    (2001-2010гг.), читаемых для студентов и магистрантов специальностей
    «Архитектура» и «Дизайн» на кафедре архитектуры и дизайна Восточно-
    Казахстанского государственного технического университета. Основные положения диссертации экспериментально проверены: в курсовом и дипломном проектировании, в теоретических дипломных работах, магистерских диссертациях, в изданных рекомендациях по выполнению технико- экономических обоснований проектов, в научно-методических разработках, инновационных программах (приложение 1) и осуществленных с их помощью под руководством автора более 100 социально- функциональных и дизайн – программ, в концепциях дипломных проектов. Авторские внедрения в разработке рабочих учебных программ, силлабусов по спецдисциплинам для специальностей
    «Архитектура» и «Дизайн» по новым технологиям кредитной системы образования.
    Научные результаты диссертации нашли отражение в ряде учебных и научно-методических публикаций, в том числе, рекомендованных УМО республики Казахстан для архитектурных специальностей. Основные научные результаты доложены автором на международных, всесоюзных, региональных и республиканских, вузовских, межвузовских, научно- технических, практических, методических и Интернет конференциях, семинарах и симпозиумах (приложение
    1). Результаты научных исследований автора по теме диссертации были опубликованы в научных журналах Польши, Болгарии, Чехии, Украины,
    Казахстана, России, Киргизии. Монография автора «Архитектура как наука и мировоззрение. Теория, образование, практика» раскрывает концептуальные основы темы диссертации.
    Материалы исследования собраны автором, в том числе, в ходе научных стажировок и специальных научно – исследовательских программ, в городах:
    Москва (МАрхИ, Россия), Урумчи (Китай, 2007г.), Британского университета
    Гордона (Великобритания, 2007г.), Барнаул (АлтГУ, Россия), Алматы (КазГАСА,
    Казахстан), Новосибирск (ЦРНС, Россия), Астана (ААГУ, Казахстан). В ходе работыв качестве члена Международной комиссии по аккредитации (валидации) специальности «Архитектура» (КазГАСА, Алматы). Материалы научно –
    13
    методических совещаний, конференций и некоторые положения диссертационного исследования апробированы в УМО по архитектурному образованию Российской Федерации и Республики Казахстан (членом которых является автор). Положения результатов внедрения (архитектурно – художественная часть) научных исследований использованы в научном руководстве госбюджетной темы кафедры «Архитектура и дизайн» ВКГТУ; и отражены в более 15 актах внедрения научных исследований в учебный процесс
    ВКГТУ. Отражение получили положения диссертационной работы в среднесрочных, перспективных, индикативных планах; в отчетах и руководстве работы научно-исследовательских производственных лабораторий «Креативные технологии в архитектуре и дизайне», «Универсальный зал интерактивного проектирования», организованных на базе Регионального Научно -
    Технологического Парка «Алтай».
    Основные научные положения диссертации изложены в 52 научных трудах, общим объемом 70,4 п.л.
    Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав текста, заключения и выводов исследования, библиографического списка
    (365 позиций), иллюстраций и приложений. Общий объем работы составляет 420 страниц, 18 демонстрационных планшетов.
    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта