еаумова. Наумова В.И. Современные тенденции архитектурно-художественного. Современные тенденции архитектурно художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования
Скачать 421.22 Kb.
|
Глава 4. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ И ОТРАЖЕНИЕ ИХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АРХИТЕКТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ. Исследованием предполагается рассмотреть специфику современных тенденций в практике архитектурно- художественного творчества и важные ее элементы ввиду того, что профессиональная практическая деятельность сегодня на много опережает архитектурное образование. Её результаты без сомнения отражаются в образовательном процессе, однако, они носят не системный характер, без учета общих прогрессивных тенденций в науке, технике, новых технологиях, которые направлены на созидание. 4.1 Креативность и новаторство – основа развития архитектурно – художественной практики и архитектурного образования. Зачастую мы сталкиваемся с тем, что рассматривая проблемы в архитектурно- художественной практике и в образовании используются очень близкие понятия по смысловой нагрузке такие как кретивность, творчество, новаторство, созидание особенно это характерно для молодого поколения, тех, кто только начинает свой профессиональный путь развития. Конечно, эти понятия имеют свои особенности и значения, хотя четко обозначенных границ перехода не существует. В чем же сущность понятия креативности? Под креативность понимается общая способность к творчеству, созиданию, характеризующая личность в целом, проявляющаяся в разных сферах активности: в архитектурной деятельности, искусстве, матиматике, физике, биологии, механике и т.д. . Развитие этой способности на основе врожденных качеств предполагает наличие ряда условий. Одним из них является организованная деятельность, которая может быть обусловлена различными факторами и аспектами реальной действительности. Поэтому креативность это органическая часть целого творческого процесса Креативность – осмысленное применение эвристических приемов. Планирование и заранее определить движение процесса креативности практически не возможно, однако, существуют стимулы стратегий и тактик для её проявления. Например, из математики мы знаем понятие «алгоритм», из философии – «интуиция». Первое дает почву, базу для креативных озарений, второе – путь, состояние, объем задач и содержания цели, которые возрастают в процессе продвижения к цели. Понятие креативности тесным образом связано с опытом. Мы наблюдаем эту закономерность, которая проявляется и в архитектурном образовании. Уместно вспомнить, когда знаменитый И.Буров говорил о том, что архитектором становятся, как правило, только к сорока годам. Системное видение, синтез который формируется в человеке, получившего образование и подкрепленный опытом дает возможность чувствовать некий «автоматизм в творческой работе». Креативность в большей мере - разнонаправленный поиск и многочисленных возвратов к исходной точке.- это составляющий компонент мощного творческого процесса. В архитектурном образовании она проявляется в свободных полетах фантазии студентов, которые 45 помогают формировать культуру их мышления; в осознании диалектического развития, потенциале творческого метода архитектора; синтеза материального и духовного; единства противоречий единичного и общего; комплексного подхода; эмоциональных противоречий- рационального и иррационального; умение мыслить абстрактно на уровне ноосферного подхода; и, понятии самой сути и содержания архитектуры. Особое значение имеет закономерность диалектического развития науки, творчества и образования как взаимозависимой и взаимосвязанной системы. Креативность как свойство личности архитектора рассматривается в процессе профессиональной подготовки и профессиональной деятельности как одно из ведущих профессиональных важных качеств. В контексте развития креативности архитектора большое значение имеет организация непрерывного архитектурного образования в течение всей его жизни. Новаторство - это процесс и тенденции, предвосхищающие будущее: -внесение полной ясности в существующие социологические и философские концепции, подлинное выражение действующих в мире сил; - повышение роли подсознательного процесса: чувств, фантазии; - концентрация, ведущая к «компактной архитектуре; - расширение накопленного арсенала форм; - использование форм органических, выразительных простых, порожденных восторженностью; развитие восприимчивости всех пяти чувств; - расширение области охвата проектно-планировочными работами, включая архитектуру подземных, надводных, подводных, пространственных, космических сооружений; - упразднение разграничения между изобразительными искусствами и архитектурой. Прогресс науки в области строительной техники настолько велик, что сейчас имеется полная возможность осуществлять любую конструкцию, как бы бессмысленно она ни была. Однако, тот факт, что конструкция рассчитана правильно – не гарантия того, что она хороша. Архитекторы новаторы выступают против некоторых проявляющихся ныне тенденций: против технического рационализма, прагматического функционализма, против приоритета конструкций. «Псевдо» новаторство построено на основе «исканий», в котором лежит стремление к оригинальничанию любой ценой, желание удивить и поразить. Под предлогом «поиска выразительности» решаются предлагать плоды досужих измышлений. В образовании - чтобы избавить людей от однообразия убогих кварталов, публикуют проекты (сами понимая в их нереальности). Дух абстракционизма и пристрастие ко всему колоссальному в решении некоторых объектов приводит к несоответствию масштабов, которые ничем нельзя обосновать, но доступными «только пониманию посвященных». Общепринято считать креативным и новаторским подходом, творческой и инженерной мысли в сооружениях памятников архитектуры Древности: Айя София в Константинополе, Альгамбра, Мачу Пикчу, Петра, Ангкор Ват. Не утратили своей актуальности креативность идей и творческого, новаторского мышления теории современных архитекторов, градостроителей, художников: В.Гропиус, Ле Корбюзье, К.Танге, Мисс Ван дер Роэ, Н.Ладовского, братьев Весниных, В.Татлина, К.Мельникова, И.Леонидова, В.Кринского, М.Гинзбурга, 46 Кандилиса, Л.Кана, Э.Кастильони, Кикутаке, Й.Йогансена, И.Фридмана, Н.Шёффера, Б.Фуллера, Р. Ле Риколе и многих других архитекторов будущего. 4.2 Непрерывность, последовательность, преемственность - условия и современные требования архитектурно- художественного творчества. Стоит задуматься, что интегрируя понятие «образование», необходимо его трактовать не только как образовательный процесс в сложной многоуровневой и многофакторной сфере образования. Круг задач, возникающих в такой специфичной деятельности, достаточно обширен. Структурным ядром образовательного процесса является высшее образование, а предшествующее ему – довузовская подготовка и последующая ему – профессиональная компетентность в рамках идентификации входов и выходов образовательного процесса. Где непрерывность будущего образования, должна обеспечивать творческий и новаторский характер, дальнейшее развитие системы оперативного обновляемого образования в течение всей жизни человека, практическую направленность образования, её адекватность потребителям и задачам развития экономики, культуры, науки и технологий. В современном мире непрерывное последовательное архитектурное образование рассматривается как важнейший фактор политического, экономического и научно-технического прогресса. Постоянно идёт накопление научно-технической информации, приращение знаний в гуманитарной сфере, культурных знаний и, одновременно, увеличивается разрыв с производственной деятельностью человека. Становится очевидной неудовлетворенность руководителей предприятий – практиков в подготовке молодых специалистов, отказ от понимания образования как получения готовых знаний, где вузовская программа – это единственный его носитель. Процесс последовательного непрерывного архитектурного образования призван совершенствовать существующую систему образования (юридически – сегодня - это независимые единицы процесса: довузовские – школа, лицей, колледж, изостудия, детская художественная школа; послевузовские – курсы повышения квалификации, школа высшего профессионального мастерства, магистратура, аспирантура, докторантура). Такая цепочка рассматривается как: -довузовские образовательные услуги; -средне-специальная подготовка (колледж); -дополнительные образовательные услуги (военная подготовка, смежные области науки); -бакалавриат, магистратура (с возможными формами обучения: очное, заочное, дистанционное, сокращённые курсы и т.д.); -послевузовская подготовка; -подготовка кадров высшей квалификации; -научно- исследовательские центры и научно-производственная деятельность; -материально-техническое обеспечение (издательства, библиотеки, электронные информационные ресурсы и др.) Актуальным для архитекторов становится разговор о непрерывном последовательном процессе творческого (архитектурного) образования. Причина достаточно просто формулируется – это потребность рынка труда. Программные документы многих государств компонент образования ставят в ряд одних из 47 приоритетов своего дальнейшего развития. Одной из специфических особенностей творческого (архитектурного) образования является то, что, для того, чтобы обучаться в ВУЗе одной из этих профессий, необходимы элементарные умения и навыки будущей профессии, определённый уровень самодисциплины, находиться в соответствующей социальной и материальной среде и, наконец, иметь талант. А закончив ВУЗ – совершенствовать дальше свой профессиональный уровень. Учиться по-новому, видеть повседневные проблемы, нестандартно подходить к решению проблемы, быть на пике достижений новых технологий в разных областях знаний и умело их применять, опережать время, глубже понимать роль культурного наследия и его ценность. Другой спецификой можно назвать индивидуальный подход к процессу образования личности, который предопределяет наращивание творческого потенциала и формирует личность. Специфический характер архитектурного образования с его уникальными требованиями прописывается в официальных документах (Стандарт образования специальности, Строительные нормы и правила проектирования учебных зданий), например, помещения, в которых обучается студент- будущий специалист; время обучения каждого этапа, по годам, как правило, превышающее любые другие технические специальности; соотношение преподаватель/студент, специалистов нельзя готовить массово – тенденция к индивидуальной подготовке – верный путь, и соответственно – затратная, финансовая сторона получения творческого образования, однако, каким бы не был уровень и вид финансирования, необходим более широкий доступ к архитектурному образованию – это не только важно для потенциала государства, но также выгодно и для общества в целом, освещая вклад архитектуры в создание гуманитарных и эстетических ценностей в течение веков. И, наконец, специалисты творческих профессий обладают способностью вдохновлять других своим творчеством, новаторским подходом к любой, даже незначительной проблеме, своей неповторимостью. 4.3 Взаимодействие и степень устойчивости архитектурных образовательных программ в едином международном образовательном пространстве. Спецификой современных тенденций в архитектурно- художественном творчестве и архитектурном образовании является глобализация процесса интеграции многих сфер жизни и деятельности человека. Современное дальнейшее развитие системы высшего архитектурно- художественного образования невозможно без интеграции в международное образовательное пространство. Термин «Международное образовательное пространство» -относительно новое понятие, которое обозначает совокупность всех образовательных и воспитательных учреждений, научно- педагогических центров, правительственных и общественных организаций по просвещению в разных геополитических регионах и в глобальном масштабе, их взаимовлияние в условиях интенсивной интернационализации разных сфер общественной жизни современного мира (Г.И.Лазарев). На сегодняшний день только ЮНЕСКО обладает значительным опытом международной образовательной деятельности, 48 ограниченной культурно- историческими традициями развития системы образования. Что же касается ВТО, регулирующей рынок услуг, то для этой организации культурно- историческое измерение образования особого интереса не представляет. В известной мере Болонский процесс можно рассматривать как ответ Европы на рыночные вызовы глобализации в области образования. На данном этапе реализации пунктов Болонской декларации в системе высшего образования стран СНГ вводится кредитная технология обучения с целью международного признания национальных образовательных программ и обеспечения мобильности студентов и профессорско - преподавательского состава (С.Смирнов). В образовательных кругах преобладает позиция, в соответствии с которой необходимо «постепенно встраиваться в общеевропейское образовательное пространство, при этом определяя собственную политику». Установление некой европейской идентичности потребует от вузов пересмотра своих образовательных концепций, но с другой стороны, - сможет обогатить и европейскую сферу образования. Иными словами, каждый вуз вправе сохранить определенные особенности в системе интеграции в европейское образовательное пространство. По мнению Ф.ККессиди, мировому историческому процессу присущи две противоположные, но равноправные тенденции: всеобщий контакт культур, с одной стороны, и этнокультурное сохранение – с другой. В данном контексте роль региональных вузов как оптимизирующего фактора вышеназванных тенденций возрастает. Важно отметить, что в региональных условиях реформа образования должна иметь кроме рыночной, и социальную направленность. Говоря об интеграции образовательных программ, часто используют английский термин: dual program и dual degree (дуальные программы и дуальные степени), аналогия в странах СНГ – программы «специалист» и «магистр», в американских вузах весьма популярны так называемые комбинированные (combined degree program) и объединенные (joint degree program). Их содержание заслуживает особого рассмотрения. По существу речь идет о двойном образовании в условиях системной интеграции содержания обучения по тем или иным специальностям на одном и том же или разных уровнях с присуждением соответствующих степеней. Глобальная кооперация выводит университетское образование на метауровень, где не только сосредоточены новейшие достижения науки, но и задействованы лучшие преподаватели. Значительные изменения вполне можно рассматривать как возникновение метауниверситета Именно метауниверситет – глобальное сотрудничество преподавателей и исследователей на основе электронных технологий будет стремительно развиваться, что, в свою очередь, обеспечит устойчивость образовательных программ, способствуя тем самым совершенствованию высшего образования по всему миру. 4.4 Кластерный подход в архитектурно-художественной практике и архитектурном образовании. Мировой опыт показывает, что интеграция административных, финансовых, научных учебных структур, крупных промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса, базирующаяся на кластерном подходе увеличивает темпы объемов производства. Ядром такого кластера выступают университеты и 49 научные центры, представляющие собой центры генерации научных знаний, бизнес-идей, подготовки высококвалифицированных кадров. Кластер становится эффективным только тогда, когда создается по инициативе самих предприятий, вынужденных искать пути повышения своей конкурентоспособности. В таких условиях университеты должны содействовать региональному экономическому развитию через умение работать в партнерстве с промышленными предприятиями, использующих высокие технологии, поддерживать и развивать через бизнес- инкубирование молодые предприятия, которые осуществляют коммерциализацию университетских исследований. К сожалению, сегодня их миссия и политика не совпадают, Мало осознается взаимовыгодный характер сотрудничества. Основным принципом к интеграции для высшей школы являются повышение качества подготовки кадров и востребованности выпускников вузов на рынке труда, возможность повышения эффективности научно- инновационной деятельности. Стимулом для академической науки выступает возможность привлечения дополнительных кадровых ресурсов к научной деятельности, а для бизнеса – появление новых эффективных сфер приложения капитала, повышение конкурентоспособности производства товаров объектов архитектуры и искусства) и услуг (например, образование). Основной целью интеграции научных организаций и вузов является повышение качества и экономической эффективности совместных действий в научной, образовательной и инновационной сферах. Поставленная цель может быть достигнута за счет объединения кадровых, интеллектуальных, творческих, материально- технических, информационных, и административных ресурсов на основе ассоциативного или договорного объединения партнеров. Наиболее эффективным механизмом интеграции являются совместно реализуемые комплексные проекты в научной, образовательной и инновационной сферах. Одной из сторон интеграции науки и высшего образования является инновационный аспект. Инновационное развитие системы высшего образования имеет следующую направленность: совершенствование содержания образования; подготовку новых учебных программ; разработку и применение новых технологий в образовании ( в первую очередь, информационно- телекоммуникационных технологий, дистанционных образовательных технологий); формирование у профессорско- преподавательского состава новаторских качеств; инновационной активности; структурные преобразования в высшей школе; создание новых, и совершенствование действующих государственных образовательных стандартов. Примером подобной модели кластерного подхода могут служить учебные учреждения: Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (СПбГЭТУ), Томский «Межведомственный научно- образовательный центр» (МНОЦ), Красноярский «Сибгипробиосинтез», Усть- Каменогорская модель «Университет- Технопарк » на базе ВКГТУ и РНТП «Алтай- Альянс». Страны-лидеры характеризуются блестящим управлением макроэкономикой и современной системой подготовки научно- инженерных кадров. Например, в Финляндии число специалистов, так или иначе вовлеченных в исследовательские работы, за последние 10 лет возросло с 42 до 75 тысяч человек. Финляндия имеет 50 наивысший потенциал инноваций в таких областях, как образование, исследования и разработки, информационные технологии. В настоящее время она занимает по уровню ВВП на душу населения 17-е место в мире, а по индексу конкурентоспособности прочно стоит на первом месте. Становится очевидным, что для успешной конкуренции на мировых ранках нам не обойтись без собственной школы подготовки элитных кадров новой формации. Необходимо иметь несколько базовых элитных университетов, через которые молодежь намного быстрее приобщится к научному и образовательному опыту ведущих университетов мира. Создание элитного архитектурно- художественного (или искусства), гуманитарного, инженерно- технического университета можно легко увязать с кластерной моделью развития высшего образования, в структуру которых, кроме учебных, научных и опытно- производственных подразделений, на различной юридической основе вошли бы научно- исследовательские институты, бизнес- инкубаторы, технопарки. В результате элитный университет становится вершиной пирамиды, определяющей всю кадровую, научно- техническую, социально- культурную, национально-историческую политику в области инноваций и инвестиций. |