еаумова. Наумова В.И. Современные тенденции архитектурно-художественного. Современные тенденции архитектурно художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования
Скачать 421.22 Kb.
|
Глава 3. ВЕКТОРЫ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИНАМИЧНО ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ СОЦИАЛЬНО – КУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ. Проблемы направленности и качества высшего архитектурного образования не являются новыми. Понять почему проявились и какие они эти направления, к чему они привели, какие действия предпринимаются усилиями руководителей образовательных структур, учеными, профессионалами - преподавателями в изменяющихся условиях реформирования архитектурно – художественного образования, что послужило той или иной архитектурной школе основой траектории, выбора модели в системе образования – посвящена глава диссертационного исследования. 3.1 Контексты, теории и критерии рассмотрения архитектурного образования в изменяющихся условиях (фильтры; система, процесс, ценность, результат). Ежегодно уже многие десятилетия на Международных смотрах-конкурсах лучших дипломных проектов и работ архитектурных школ, ведущие руководители этих школ наглядно демонстрируют качество подготовки 34 специалистов и векторы современного архитектурного образования, архитектурно- художественное творчество практикующих архитекторов, педагогов Высшей школы, ученых, теоретиков в области архитектуры, дизайна, декоративно – прикладного искусства, изобразительного искусства. На повестку дня выносятся актуальные проблемы высшего образования. Дань времени, когда мы вступили в период международного движения: интеграционного процесса в образовании, совместного формирования и равноправного участия в едином образовательном пространстве, которое характеризуется реформированием, обновлением, предусматривает пересмотр контекстов, приоритета теоретических основ, критериев содержания образовательных программ, определением ценностей в традиционном образовательном процессе, качественных характеристик как в самом процессе так и получаемых результатов и, наконец, выбором модели в системе архитектурного образования. Можно назвать хотя бы три темы, для того, чтобы понять значимость мероприятия и тревогу специалистов за дальнейшую судьбу развития архитектурного образования: «Вектор архитектурного образования – рациональный прагматизм или концептуальные фантазии» (Казань, 2006), «Архитектурное образование на перепутье: выбор траекторий» (Вологда, 2007), «Инновационные методы и технологии в высшем архитектурном образовании» (Самара, 2008), «Самоидентификация региональных архитектурных школ в условиях глобализации архитектурного процесса» (Саратов, 2009). Рациональный прагматизм или концептуальные фантазии? Суть вопроса коренится в амбивалентности (двойственном характере сущности) содержания архитектуры. Можно рассматривать, с одной стороны, как приоритеты рационального прагматизма, признающего истиной лишь то, что дает практически полезные результаты. С другой стороны, это основа концептуальных воззрений, смыкающихся с проблемами порождающего смысл начала. «Поток сознания» формируется познавательными усилиями в ходе решения практических задач архитектурного образования. Истина в прагматизме трактуется не как отражение в объективной реальности сегодняшнего дня, а как утилитарная составляющая, удовлетворяющая субъективные интересы каждой отдельной архитектурной школы (концепция идеи применяется для разработки эвристических, информационно- поисковых систем). Концепция от прагматики до фантазии – силовое поле двух полюсов, где все находится в равновесии, при нарушении которого одно вытесняет другое и маскируется «другим». В архитектурно – художественном творчестве это философское противоречие эмоциональной стороны рационального и иррационального в их единстве. Организационная полнота в осознании принципа полярности достигается, когда вопрос ставится «или-или», а это отказ от альтернативы, грозящий безумием и уничтожением. Альтернатива способствует осознанию проблемы, так как между двумя крайностями лежит не истина, а проблема. Речь идет о решении проблемы. Основная закономерная тенденция развития архитектурно- художественного образования как явления - способность образования действовать со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости- и есть две полярности необходимости и фантазии. Система архитектурно – 35 художественного образования не вольна в выборе объективных условий (экономические, политические) своей деятельности, выступающих как необходимость, однако она обладает конкретной и относительной свободой, когда сохраняется возможность в выборе целей, методов или средств их достижения. Качественные показатели степени свободы выбора контекстов, теорий и критериев профессионального архитектурного образования в эпоху современной и новейшей архитектуры определяется уровнем развития науки, техники, степенью познания законов природы и общества, социальными и политическими принципами и нормами. Важно, что образование все больше становится подлинно свободным и сознательным историческим творчеством, возникают и расширяются реальные возможности для свободного и всестороннего развития каждой отдельно взятой архитектурной школы. Это характеризует актуальные тенденции и развитие будущего архитектурного образования. В диссертации рассматриваются контексты и теории, морфология ключевых понятий архитектуры на рубеже ХХ–ХХIвв., архитектурно- художественного творчества, архитектурного образования, архитектурной науки, представляющих научный интерес для будущего архитектурного образования. В тех сферах деятельности, где необходимо участвовать в процессе продвижения архитектуры и искусства, во всех действиях и видах применения знаний архитекторов: в обучении, истории, науке, управлении, археологии, искусстве, но также в администрации, культурной деятельности. В основе исследования контексты профессора А.В.Степанова: непрерывное творческое образование; развитие и процесс вхождения в международное образовательное пространство на основе двух главных задач образования – знание и воспитание личности, т.к. нравственность – одна из основ образования; А.Э.Коротковского: структура и содержание курса теории архитектуры в общей системе знаний специалиста; Ф.Т.Мартынова – основы бытийно-осмысляющего подхода; Н.Ф.Метленкова - критерий «современности» архитектурного образования – «объективность» и «дерефлексивность»; конкурентоспособность государственных стандартов архитектурного образования; основные проблемы и направления работы над образовательными стандартами нового поколения. Ю.И.Кармазин, который сформулировал представление об универсалиях творческого метода архитектора, его структурности и взаимосвязи с универсалиями культуры, науки, философии, образования; разработана концепция творческого метода архитектора. К.В.Кияненко - о содержании стратегического самоопределения всякой архитектурной школы в условиях академической свободы на основе принятия одной или более «пар понятия» из спектра предлагаемых оппозиций; о содержании сравнительного анализа ориентиров развития российской архитектурной школы на фоне американской, английской; разработал модель концептуальных фильтров при восприятии природной, социальной, культурной реальности, штампах сознания и задачах реформы образования. А.В.Крашенинников заявил о новом модульном формате обучения магистров специальности «градостроительство»; А.Ж.Абилов - о проблемах внедрения ступенчатой системы обучения и кредитной системы оценки знаний и навыков студентов; критерии, достоинства и недостатки; 36 процесс унификации образовательных программ; Хартия ЮНЕСКО-МСА разработала Программный и рекомендательный документ «МСА и Архитектурное образование». Предопределенность тенденций архитектурно- художественного творчества во многом зависит от контекстов, теорий, и критериев рассмотрения выбранного вектора архитектурного образования как в каждой конкретной школе, так и в системе образования отдельного государства или сообщества ( в дальнейшем – единого международного образовательного пространства). Каждая отдельная архитектурная школа в праве делать выбор 3.2 Интернациональный и национальный характер развития архитектурного образования в контексте глобализации процесса и региональных особенностей. Проблема интернационального и национального очень трудно поддается четкому разрешению, когда речь заходит об архитектурно – художественном творчестве и архитектурном образовании. Как правило, первым посылом этой темы становится противопоставление одного другому, однако не следует думать что так оно и есть. Каждое произведение архитектуры или искусства появляется на какой-либо территории и в большинстве случаев определяет его региональность и, как правило, национальность. В центре стоит человек – он носитель национальных черт, у которого закрепляется с рождения местные (региональные) черты. В жизни еще сложнее, если учесть, что этот носитель культуры - архитектор или художник периодически перемещается по разным регионам света. Происходит ассимиляция философско- мировоззренческих принципов творца. Устойчивость национальных черт, с одной стороны, подвергается воздействию новой национальной культуры на активную творческую личность. С другой стороны, происходит взаимообмен и взаимообогащение. Незримая грань этого процесса уже перерастает в разряд понятия интернационального творчества. То же самое происходит и в архитектурном образовании. Таким образом, развитие архитектурно- художественного творчества и архитектурного образования – это процесс, начинающийся в одной точке и расширяющийся, подобно расходящимся по воде кругам. Но этот процесс не безграничен, он останавливается между исходной точкой архитектурно – художественного творчества личности и абсолютной общностью национальной (региональной) культуры места. Его формы обусловлены интернациональным воздействием, которые происходят во всем мире. Алвар Аалто - выдающийся финский архитектор, в 1967 году, в Luonnoksia о национальном и интернациональном подходе в архитектуре сказал: «…именно благодаря их совокупности достигается результат, органично сочетающий в себе национальное и интернациональное, а значит, отвечающий требованиям современного мира, в котором эти понятия едва ли разделимы одно от другого». Все мастера архитектуры и искусства в своем архитектурно – художественном творчестве, в педагогической деятельности, следовательно, в образовании и воспитании в той или иной мере касаются этой деликатной проблемы. Иван Владиславович Жолтовский, проповедовавший воспитание молодых архитекторов научиться «создавать произведения, близкие народному 37 духу, органически связанные с природой и национальными традициями народов СССР. Изучение русской архитектуры и понимание ее художественных закономерностей при этом будет играть особенно важную роль». Микаэл Давидович Мазманян – зодчий, практик и теоретик новаторской школы армянской архитектуры, который боролся со стилизацией и эклектикой, сформировал творческие принципы рационализма и конструктивизма, пытаясь найти органического сочетания новой архитектуры с национальными особенностями. Михаил Калистович Шавишвили – основоположник грузинской советской архитектуры и новой грузинской архитектурной школы, направлял свои усилия на овладение архитектурным мастерством и на создание новых организационных форм коллективной творческой работы (сегодня мы называем ее – корпоративной культурой работы). На основе национальных особенностей архитектуры он широко использовал новые достижения зарубежной и отечественной науки и практики и внедрял в процесс образования. Из современного Казахстана, Азербайджана, Узбекистана в процесс становления архитектурного образования значительный вклад внесли известные, талантливые архитекторы практики, теоретики, ученые, педагоги, руководители архитектурных школ республик: Т.К.Басенов, М.М.Мендикулов, Б.А.Глаудинов, Ф.М.Гусейнов, И.М.Азимов, которые сочетали исторические и духовные ценности культуры народов, национальные черты с эстетическими особенностями населенных мест в архитектуре, творчестве, образовании и пополнили интернациональную культуру в целом. Могущество любого государства определяется одним из главных компонентов – национального богатства, показателя, выражающего совокупность материального, культурного достояния прошлых поколений народа, накопленного за все время его деятельности. Основной ресурс национального богатства – человек- творец. Трудно себе представить утрату понятия «национальное», возможно, в обозримом будущем это понятие трансформируется и будет означать «национальное планеты Земля», согласно теориям о Ноосфере В.И.Вернадского. Сегодня мы легко можем представить что означает для нашей культуры, например, Национальный музей в Дамаске- крупнейший в Сирии центр хранилища памятников художественной и материальной культуры Древнего Востока, Национальная галерея искусства в Вашингтоне, Национальный народный театр TNP во Франции –один самых прогрессивных современных театров, национальные парки мира –хранители уникальных объектов природы. Национальные Центры Научных Исследований – ведущие государственные учреждения –институты страны, Национальные академии, корпорации, мастерские, и, наконец, Национальные Управления по исследованию глобальных проблем отраслей деятельности на нашей планете (космоса, экологии, культуры). Современные тенденции национальных объединений и учреждений в век динамично развивающегося «информационного поля» невозможно в чистом виде отделить от интернациональных проявлений – как нового типа отношений равноправия сотрудничества и взаимодействия, сегодня - это составная часть воспитания и образования, важнейшее условие развития мирового революционного процесса, который выступает в различных формах 38 взаимовыгодного сотрудничества. Интернационализация практики архитектурно – художественного творчества, архитектурного образования и науки все чаще и эффективнее проявляется в форме совместного созидания и создания материальных архитектурных объектов, образовательных программ, международных творческих организаций (союзов), университетов (метауниверситетов), международных кафедр, международных творческих мастерских (в условиях высоких компьютерных, инФОРМАционных и других технологий). История и теория архитектуры предполагает обе исследуемые составляющие в дальнейшем процессе развития архитектурного образования в контексте глобализации процесса и региональных особенностей. Проблема для дальнейших исследований может состоять в изучении и освещении культуры малых народностей, особенностей архитектурного образования также представляющий научный интерес и решения важных аспектов в формировании целостной интернациональной картины мира. 3.3 Процесс трансформации традиционного архитектурного образования в инновационное. В числе основных эстетических качеств формируемой жизненной среды нужно назвать, по крайней мере, четыре важнейших критерия: идейно- художественная направленность, гуманизм, правдивость, информативность. При его целенаправленном использовании компонентами профессиональной культуры постепенно становится стилем социально и профессионально ориентированного мышления специалиста, в структуре которого ценности культуры актуализированы и системно организованы. Владея им, будущий архитектор выступает как носитель прогрессивного общественного сознания, общей профессиональной культуры. Переход к технологическому обществу все больше и больше повышает требования к уровню гуманитарно-технологической подготовки специалистов. Требования к современному воспитанию и образованию в вузе складываются с учетом тенденции развития современного общества, что способствует формированию любого специалиста как целостной личности - человека творческого, мыслящего, культурно образованного, с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и активной жизненной позицией. В связи с задачами интеллектуализации образования и деятельности на первом плане оказываются разработки теории архитектуры, опыт которых показывает, что интеллектуализация архитектурного образования ведёт не к отрыву от реальности или от традиционных ценностей зодчества, а к обретению гуманистической направленности творчества, открывает возможности ассимиляции достижений всей мировой культуры. Для преодоления разрывов необходимым условием будет теоретическая концептуальная, организационно-проектная и рефлексивно-методологическая работа, когда станет нормой выработка ими программ и проектов своей будущей профессии. Достижение этой цели требует качественного изменения как образования, так и практики. Такие изменения уже начались. Архитектуру как отрасль науки и культуры, мы можем рассматривать как составляющие ее части: гуманитарные, технические науки, естественнонаучные дисциплины. Современные изменения 39 значительные, что подтверждает своевременность рассмотрения принципов трансформации архитектурного образования в условиях инновационных преобразований системы образования. Одним из принципов трансформации традиционной модели архитектурного образования в инновационные можно считать: а) создание системы элитной подготовки; б) развитие инновационного образования с использованием междисциплинарных, проблемно-ориентированных технологий; в) использование инновационных и информационных технологий в образовательном процессе; г) формирование корпоративной культуры; д) создание конкурентной среды; е) интеграция научной, образовательной и инновационной деятельности; ж) создание инновационной инфраструктуры на базе вузов; з) формирование многоканальной базы финансирования; з) формирование ареала малых наукоемких предприятий на базе выпускающих кафедр и университетского комплекса; и) создание креативных лабораторий, бюро учебно- научно- инновационного производственного комплекса. Можно выделить цели трансформации традиционного архитектурного образования в инновационные, учитывающие изменяющиеся условия и необходимые требования современного мира. Образовательной целью является капитализация и накопление новых знаний являются материальной основой подготовки инновационно - ориентированных специалистов, которые, обладая навыками инновационного предпринимательства, обеспечивают развитие инновационной экономики, общества и культуры. Научная цель: необходимо решить триединую задачу: инновационную, научную и образовательную, причём две первых являются основой для решения главнейшей задачи или генеральной цели – это подготовка профессионально грамотной личности, обладающей инновационным мировоззрением, способной проводить изменения или развитие инновационной экономики, общества и культуры. 1. Группа закономерностей обновления и развития архитектурного образования включает в себя: - обновление образования путем взаимосвязанных количественных, качественных и мерных изменений его внутренних атрибутов и параметров под воздействием новых научных, технологических, социально-экономических, культурных и политических факторов; - обновление образования путем появления и разрешения противоречий между его формой и содержанием, между сложившимся учебным материалом и новыми научными новаторами, между преподавателями новаторами и консерваторами - циклическое обновление образования через проведение образовательных реформ; усиление фактора преемственности процесса образовательной инновации; - рост наукоемкости и инновационной емкости современного образования; - сокращение инновационно-образовательных циклов в связи с ускорением морального старения новых знаний и научно-техническим прогрессом в инновационно- образовательной деятельности; - временная дестабилизация и потери в образовательных системах в процессе внедрения инноваций и ряд других преобразований. 40 2. Группу педагогических закономерностей характеризует: - возрастание инновационной компоненты в содержании и методах обучения в соответствии с общецивилизованными процессами, интеграции образования с наукой и передовой практикой; - ускорение процессов старения знаний; определенная переориентация педагогических нововведений, методов усвоения знаний на процессы и методы формирования инновационных способностей; появление и возрастание роли междисциплинарных и многодисциплинарных педагогических новаций на стыке различных видов профессиональной деятельности, полипрофессионалов; - переход от преимущественно специализированных педагогическим нововведений к интегрированным кластерным новациям; - появление, роста масштабов и повышение роли научно-педагогического трансферта в сфере передачи знаний в учебный процесс, усиления трансфертных звеньев между наукой и педагогической практикой; - появление педагогических псевдонововведений в образовательных системах. 3. Группа экономических закономерностей: - циклические изменения экономической активности в сфере образовательной инноватики. Развитие рыночных отношений определили ряд проблем в образовательной сфере, к которым можно отнести: - недостаточное финансирование системы образования со стороны государства; - бесконтрольный рост числа коммерческих заведений высшего образования; - повышение требований потребителей к образовательному процессу; - интенсивность развития научно-технических исследований; усиление требований к повышению производительности и качеству преподавания в учебных заведениях; - необходимость привлечения студентов в активную творческую, научно-исследовательскую деятельность в рамках проектов университета. Одним из приоритетных направлений в индустриально-инновационной политике является создание новой модели национальной системы образования, интегрированной в мировом образовательном пространстве. Её цель - подготовка трудовых ресурсов, особенно в части профессионального образования и инновационного менеджмента. Политика в области образования и подготовки профессиональных кадров ставит ряд задач к которым относятся: - определение подготовки кадров для инновационной деятельности; - создание институтов, занимающихся вопросами профессиональной подготовки, аттестации и переподготовки специалистов; - повышение материально-технической и методической базы образования; - разработка и внедрение образовательных стандартов, отвечающим международным требованиям; - международное сотрудничество в области подготовки и привлечения высококвалифицированных специалистов для работы на создаваемых новых производствах; - создание на основе международного опыта новых и перепрофилирование действующих высших учебных заведений в специализированные университеты для подготовки квалифицированных кадров в области высокотехнологичных производств. Для решения проблемы необходимо создание модели архитектурного образования, которая вобрала в себя не только элементы типовых требований (технические, гуманитарные, профильные и др.), но и инновационные (интеграция науки, образования и производства и др.). 41 Инновационное развитие образования представляет собой сложный процесс комплексного внедрения инновационных технологий и научно-инновационной деятельности. Они тесно перекликаются в вопросах трансформации как университета, так и процесса архитектурного образования. Трансформация архитектурного образования в условиях инновационного развития экономики, предполагает разработку соответствующих методологических основ. Рассмотрены и сформулированы закономерности трансформации системы архитектурного образования. Трансформация архитектурного образования в инновационное архитектурное образование позволяет более глубоко и комплексно готовить новое поколение интеллектуальной личности в области архитектурной деятельности. 3.4 Выбор теоретической модели в системе архитектурного образования на основе процесса интеграции образования и качественных преобразований в архитектурно- художественной практике. В рамках диссертационного исследования рассматриваются современные подходы, актуальные направления, теоретические модели в системе архитектурного образования, их качественные характеристики, а также взаимодействие с архитектурно художественной практикой и наукой. Процесс и методика подготовки студентов к творческой профессии подошел к моменту бифуркации. Термин привычен для физиков, но он достаточно точно отражает состояние архитектурного образования вот уже последние 5-7 лет. Суть проблемы в том, что либо держаться за прошлое, хотя оно перестало отвечать современным требованиям (происходит момент «прокрутки» разнообразия в единообразии), либо коснуться непривычно нового и отбросить какие-то неработающие десятилетиями ориентиры. Попытки реформирования архитектурного образования, чтобы оно соответствовало современным требованиям, предлагается большой выбор актуальных контекстов, конструктивных моделей, направленных на качественные преобразования. Официальные документы, в частности: Болонская декларация и Хартия МСА-ЮНЕСКО актуализируют понятие «пожизненное образование». Но важно не только актуализировать проблемы, а учесть фактор опережающего образования, который способен существенно преобразовать систему образования, обуславливая развитие и внедрение прогрессивных инновационных методов, технологий, форм и средств эффективного и качественного обучения, комплексных научных исследований, реализации элементов программы «умной экономики», ориентации на уровень, который подтверждается процедурой сертификации и международной аккредитации. Отклик на тенденции развития целостной структуры системы образования - субъекты образования на основе преемственности лучших национальных традиций в организации, форме и содержании архитектурного образования. Следует учитывать, что уже знакомый опыт революционных преобразований, радикального реформирования образовательной системы, как правило, приводит к утопии, в сравнении с другим опытом, который внедряет инновационные технологии с учетом историко-культурного наследия региона, сохранением ценностных ориентиров, гуманистического подхода к природе и проектированию 42 искусственной архитектуры. Человек априори получает гарантию на прекрасное образование, но гарантия сработает только в том случае, если студент понимает, что образование нужно ему самому и качество этого образования прямо пропорционально затрачиваемым на учебу личным усилиям. Одна из форм в системе архитектурного образования - многоступенчатая формы обучения – Бакалавриат, магистратура, PhD, на основе кредитной технологи обучения, которая позволяет студенту самостоятельно выбирать траекторию будущей профессии, предметы и преподавателей, режим работы и место получения знаний. Многогранность системы сложна и сразу не разрешима. Кредитная система образования уже проходит адаптационный период во многих архитектурных школах стран СНГ. В ней есть и положительные стороны (гибкость учебных программ, возможность оперативного внедрения корректировки организационных вопросов как в самом процессе образования, так и в вопросах опосредованно связанных), а также «отрицательные» стороны ( в большей степени связанные с тем, что «непривычное» явно обнажает недостатки уходящего «традиционного», привычной системы образования (недостаточная связь образования и науки, большой отрыв между образованием и архитектурно- художественным творчеством, ориентация на предоставление знаний для всех «желающих» получить диплом архитектора или дизайнера, отсутствие элитной профессиональной подготовки и т.д.), увеличение часов самостоятельной работы, что противоречит требованиям подготовки кадров творческих специальностей, и другие, связанные с многими объективными факторами. Нерешенные на законодательном уровне фундаментальные проблемы современного высшего образования существенно сдерживают инициативу. Вузы находятся на разных ступенях развития, имеют разный потенциал, разный опыт. Нельзя сравнивать ВУЗ с 70-летней историей и современной базой с частным ВУЗом, которому 1,2…5, даже 10 лет. Проблема этического плана: набор специальностей совпадает, выдаются дипломы единого образца (при этом качество образования откровенно несопоставимо). Для того чтобы не попасть в «ловушку времени», надо поднять качество высшего архитектурного образования до международного уровня, ведь в условиях общей глобализации от специалистов требуется высокая квалификация, адекватная реакция на происходящее. Поэтому основополагающей задачей вуза становится не просто передача знаний, которые быстро утрачивают свою новизну и актуальность, но, в первую очередь, вооружение студентов четкой методологией познания, формирование у них умения работать в условиях постоянно изменяющейся действительности. Ускоренная модернизация – это единственно правильный вектор дальнейшего развития. Объединение ряда академических научных учреждений с передовыми вузами страны - еще одна тенденция, актуальный вектор архитектурного образования в динамично изменяющихся социально –культурных условиях. Однако, учитывая, что не все научные структуры стремятся к такому сотрудничеству, необходимо четко обозначить его формы. Это могут быть инновационные учебно-научно- производственные центры, региональные научно -технологические парки, научно-прикладные центры точных и инженерных наук, бизнес-инкубаторы, 43 малые предприятия и ТОО, проектно-конструкторские бюро, учебно- научно- производственные исследовательские лаборатории креативных технологий, универсальные учебные научно производственные исследовательские лаборатории интерактивного проектирования и обучения, а IT-технологии должны быть обязательным атрибутом каждого выпускника вуза. Планировать переориентацию психологии профессорско-преподавательского состава, расширение и углубление преподавания по ряду технологических и экономических дисциплин, этапный переход с обучением на иностранном языке – одни из первых перспективных пунктов этапа. Международная стандартная классификация образования определяет: - образование, как организованную и обладающее преемственностью коммуникативностью, преследующие цель обучения; - обучение – любое улучшение в поведении, информативности, знаниях, понимании, взглядах, ценностях или навыках; - коммуникация – отношения (деятельность) между двумя или более лицами, связанные с передачей информации: мысли, идей знаний, стратегий; - организованная коммуникация – структурно-спланированная, с определённой последовательностью деятельности организации образования. Создание учебной среды и использование новых методов обучения, посредством которых организуется коммуникация; - преемственность коммуникации – образовательная деятельность, элементы которой обладают определенной деятельностью и непрерывностью – также входят в определение образования. Рассматривая Университет как основную структурную единицу учебных заведений в подготовке специалистов, в процессе становления любого образовательного учреждения, в настоящее время принимают формы такие как: предпринимательские, инновационные, национальные, неизбежно происходит процесс обрастания многочисленными периферийными структурами: научно- исследовательскими лабораториями и институтами, производственными, внедренческими, консультативными, довузовскими центрами, научно- технологическими парками и т.д. Новые подразделения и центры могут быть связаны с руководящим ядром и внутренними академическими элементами либо тесной, либо относительно свободной связью. Результат общий: они ведут университет по направлению к двойной организации основных подразделений, в которых помимо традиционных кафедр и факультетов существуют дополнительные их центры, тесно связанные с внешним миром. Управляя процессами и постоянно их совершенствуя, можно, например, выстраивать их такими, какими они нужны предприятию. Переход от функционального подхода к процессному – специфика современных международных требований в управлении качеством подготовки специалистов, результативности предприятия, оптимальности использования количественных и качественных ресурсов предприятия, наконец, качества самого процесса. Управление процессами неизбежно требует развития структуры предприятия (университета и всего комплекса, связанного с ним). Исследование выделяет лишь неполный ряд процессов, которые целесообразно идентифицировать как относительно самостоятельные центры, как актуальный 44 |