Главная страница
Навигация по странице:

  • Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия (по любой сказке)

  • Методические рекомендации по развитию языковой личности, созданию благоприятной психологической атмосферы

  • Этапы работы 1 Этап

  • Психологическая атмосфера занятий

  • Младший дошкольный возраст Корова Буренка

  • 1 Этап. Познавательно-аффективная ориентировка ЦЕЛИ 1.

  • Упражнение

  • Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц

  • 2 Этап. Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций

  • Игра «Угадай по движению»

  • Игра «Угадай по ритму»

  • Игра «Угадай по музыке»

  • Упражнение на произвольное напряжение

  • Игра-импровизация

  • Развитие творчества детей в процессе инструментального музицирования

  • Методические рекомендации по развитию чувства ритма на основе методики К.Орфа

  • Современные образовательные технологии дошкольного образования.docx. Современные образовательные технологии дошкольного образования. Современные


    Скачать 2.37 Mb.
    НазваниеСовременные
    АнкорСовременные образовательные технологии дошкольного образования.docx.docx
    Дата02.11.2017
    Размер2.37 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСовременные образовательные технологии дошкольного образования.docx
    ТипМетодическое пособие
    #9994
    страница13 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

    КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ



    Технология «Игра со сказкой»

    (с использованием приемов сказкотерапии)

    Сказкотерапия – направление практической психологии, которое используя сказочные образы и иносказательный язык, позволяет людям лучше осознать самих себя и построить доверительные отношения с окружающими.

    ( Психологический словарь)

    Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

    Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

    Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.

    В программе по сказкотерапии развитие личности и речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям.

    1. Активность: от потребности в эмоциональной разрядке- через самовыражение в активном действии- к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.

    2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве- к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.

    3. Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции- к словесному фантазированию по музыкальной композиции .

    4. Эмоциональная устойчивость: от эмоционального заражения образами сказки- через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове –к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.

    5. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре – драматизации.

    6. Связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.

    Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия (по любой сказке)

    Этап

    Назначение

    Содержание этапа

    1. Ритуал «входа» в сказку

    Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.

    Коллективное упражнение. Например, в кругу все передают друг другу мячик; взявшись за руки все смотрят на свечу; совершается иное «сплачивающее» действие

    2. Повторение

    Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились

    Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз

    3. Расширение

    Расширить представления ребенка о чем-либо

    Ведущий рассказывает или показывает новую сказку. Спрашивает, хотят они этому научиться, попробовать помочь какому-либо герою из сказки

    4. Закрепление

    Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка

    Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр.

    5. Интеграция

    Связать новый опыт с реальной жизнью

    Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, то приобрели

    6. Резюмирование

    Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся

    Ведущий подводит итог занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего занятия, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт

    7. Ритуал «выхода» из сказки

    Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде

    Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие как-будто что-то берут из круга, прикладывают руки к груди

    Методические рекомендации по развитию языковой личности,

    созданию благоприятной психологической атмосферы

    В процессе игры со сказкой все направления логически связаны и осуществляются в комплексе, что позволяет педагогу предоставить ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности (придумывание собственных сказок, их драматизация, фантазирование по музыкальной композиции, психогимнастика, пантомимические и ритмические загадки, составление психологических портретов героев в проблемных ситуациях, показ разных видов театров).

    Этапы работы

    1 Этап. Познавательно-аффективная ориентировка.

    Цели: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа.

    Игровые приемы: словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.

    2 Этап. Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций.

    Цели: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии тембра, динамики, мелодики музыкальной композиции, выполнении выразительных движений и ритмического рисунка.

    Игровые приемы: словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки; упражнения на релаксацию.

    3 Этап. Выражение замещающей потребности.

    Цели: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний – потребностей в играх- фантазиях по сказке.

    Игровые приемы: для младшего дошкольного возраста- совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров; для старшего дошкольного возраста- фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров.

    Игровые методы и приемы используются в определенной последовательности с учетом возрастания требований к развитию ребенка в каждой возрастной группе.

    Словесная режиссерская игра направлена на формирование умений догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений.

    С помощью лексических средств (прилагательных, наречий) дети определяют свои эмоции, чувства, возникшие в момент слушания музыки. Старшие дошкольники не только вспоминают сюжет по музыкальной композиции, но и формируют собственное отношение к героям с помощью фразеологизмов и образных выражений.

    Наводящие вопросы побуждают ребенка выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса, а уточняющие вопросы направляют внимание дошкольников на содержательную сторону слова, понимание его смысловых оттенков, уточнение значений.

    Психогимнастика. Данный метод побуждает к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела. Старшие дошкольники более самостоятельны в выборе движений для отображения образов сказки, могут показывать не только эмоциональные состояния героев, но и передавать через пантомиму неодушевленные предметы, природные явления.

    Отображение эмоциональных образов в темпоритме, выполнение упражнений на ритмизацию природных явлений, чувств, действий героев сказки способствует нормальному функционированию ритмических процессов, происходящих в организме ребенка.

    Словесное комментирование. Данный метод помогает довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий эмоциональный отклик, побуждает к высказываниям по поводу знакомого содержания; подвести к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы.

    Совместная словесная импровизация. Взрослый предлагает разыгрывать эпизоды сказки, при этом главными ее героями становятся сами дети. Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.

    Словесное фантазирование по музыкальной композиции. Подобные творческие задания рекомендованы для старших дошкольников. Так, прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки, подходящие к характеру, динамике, мелодике музыкального образа, и драматизируют придуманную историю.

    Словесное рисование. Воссоздание мысленно представляемых эпизодов и эмоциональных состояний героев в проблемных ситуациях требует определенной децентрации (умения стать на позицию другого). Поэтому данный метод рассчитан на старших дошкольников. Обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью красок, ребята проникают в сферу его мыслей, чувств и состояний, поднимаются на новый уровень более глубокого понимания эмоционального подтекста сказки.

    Психологическая атмосфера занятий

    Центральный момент игры со сказкой – добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей: образный текст, частушки, небылицы, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях и т.д. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.

    Не все дети сразу включаются в игру. Для некоторых детей необходимо понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже они готовы участвовать в занимательном зрелище. С учетом индивидуальных особенностей детей начинать сказкотерапию с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослого; при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависят их активность, глубина эмоциональной включенности.

    До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от ее текста, для сосредоточения на образной лексике, характеризующей внешний вид героя, чтобы выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа.

    Большое внимание уделяется двигательной активности. Усталость после многократного выполнения психогимнастических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию эмоционального напряжения.

    В играх поощряются самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний.

    Следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера (сильный мишка, смелая Даша, добрый молодец-защитник). Дети, склонные к упрямству, капризам, ябедничеству в этюдах могут изображать отрицательные черты характера, составляют комментарии, истории о таких персонажах(каприза, цыпленок-хвастунишка, кривляки, непослушный Ваня).

    Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Целесообразно повторять сеансы сказкотерапии, особенно с направленностью на словесное комментирование эмоциональных ситуаций, выражение замещающей потребности. В них используются большей частью творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы (покажи героя, угадай по движению, ритму, музыке, придумай окончание).

    Временные рамки игры со сказкой могут изменяться, эмоционально захватывать детей. Необходимо предоставить возможность детям удовлетворить их стремление к активности.

    Если у дошкольников возникает утомление, взрослому следует плавно переключить внимание на другой вид деятельности: вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки, поиграть в кляксы (посмотри, на что из сказки похоже?, сделай кляксу-капризу, доброго молодца, Змея Горыныча, ведьму, добрую Настеньку и др.).

    Пример игрового занятия с дошкольниками

    Младший дошкольный возраст

    Корова Буренка

    Жили-были дед, бабка да корова Буренка. Давала Буренка много молока и громко мычала: «Му-му!

    Заснула Буренка крепким сном. Спит, не просыпается. Плачет дед, плачет бабка.

    Позвала бабка мышку: «Разбуди, мышка, Буренку. Дам тебе молока». Запищала мышка: «Пи, пи, пи просыпайся! Пи, пи, пи, поднимайся!» Буренка спит, не просыпается.

    Позвала бабка котика: «Разбуди, котик, Буренку. Дам тебе молока». Замяукал котик: «Мяу, мяу, просыпайся! Мяу, мяу, поднимайся!» Буренка спит, не просыпается.

    Увидела тучка Буренку. Дула-дула тучка щеки да и лопнула.

    Стучит дождик по травке, стучит по зеленой. Буренка спит, не просыпается.

    Загремел гром. Стучит дождик по травке, стучит по зеленой.

    Проснулась Буренка, замычала: «Му-му!». Стали бабка с дедом гостей звать и молоком угощать.

    1 Этап. Познавательно-аффективная ориентировка

    ЦЕЛИ

    1. Словесная режиссерская игра:

    • воспитывать умение по настроению музыки догадываться о действиях и эмоциональных состояниях героев;

    • знакомить с уменьшительно-ласкательными названиями животных (мышка, котик);

    • знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (разбуди, просыпайся, поднимайся);

    • подводить к умению выразительно имитировать голоса животных (мяумяу, пи-пи-пи, му-му) с разной интонацией (радость, просьба) и громкостью (громко, тихо, шепот).

    2. Психогимнастика:

    • учить передавать ритмизацией природные явления (дождик, гром);

    • побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний (горе, просьба, утешение, радость);

    • развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (туча дождик).

    Воспитатель (рассказывает знакомую детям сказку «Корова Буренка»; читает предложения 1, 2). Как вы думаете, Буренка веселая корова? Сейчас я начну, а вы продолжите. Голос у Буренки не грустный, а...

    Дети. Веселый.

    Воспитатель. Не тихий, а... Дети. Громкий.

    Воспитатель. Попробуйте промычать громко, радостно, протяжно, как Буренка: «Му-му-му!»

    Дети выполняют задание педагога.

    (Читает предложения 3—5.) Как бы вы сыграли деда с бабкой, когда они плачут? Лицо у деда с бабкой не веселое, а...

    Дети. Грустное, печальное.

    Воспитатель. Покажите, как плачут дед с бабкой.

    Пантомимический этюд «Горе»

    Дети изображают деда с бабкой, когда они плачут: глаза вытирают от слез, брови сдвинуты, качают головой.

    Воспитатель (читает предложения 6—11). Как вы думаете, бабушка очень хотела, чтобы Буренка проснулась? Значит, она не просто говорила с котиком и мышкой, а...

    Дети. Просила, ласково уговаривала.

    Воспитатель. У кого тише голос, у котика или маленькой мышки?

    Дети. У мышки.

    Воспитатель. Правильно. Значит, мышка просила корову проснуться не просто тихо, а...

    Дети. Шепотом, совсем не слышно.

    Воспитатель. Попробуйте разбудить Буренку, как котик и мышка.

    Дети выполняют задание педагога.

    (Читает предложения 12—15.) Если вы внимательно послушаете музыку, то вспомните, что услышала Буренка в сказке.

    Дети слушают отрывок из «Марша Черномора» М.И. Глинки.

    Какая это музыка: ласковая или страшная; тихая или громкая?

    Дети. Страшная, громкая.

    Воспитатель. Правильно, музыка страшная, резкая. Это тихо стучит дождик по травке или грохочет гром?

    Дети. Грохочет гром.

    Воспитатель (читает предложения 16, 17). Положите свои руки на стол и пальчиками постучите, как падают капли, когда идет маленький дождик, когда грохочет гром.

    Упражнение на ритмизацию «Природные явления»

    Дети кладут руки на стол и вместе с воспитателем ритмизируют капли дождя: легкие и медленные движения пальцев — маленький дождик, громкое и энергичное постукивание — грохочет гром.

    Воспитатель (читает предложения 18, 19). Давайте под музыку покажем, как тучка дула щеки, а потом лопнула, и пошел дождик.

    Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц

    Под Skerzo № 1 Ф. Шопена дети встают в круг, напрягают мышцы рук, ног и надувают щеки. Под легкую, быструю «Праздничную увертюру» Д.Д. Шостаковича выдувают воздух, расслабляют мышцы тела, легко прыгают на месте, как капельки дождя.

    2 Этап. Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций

    ЦЕЛИ

    1. Психогимнастика:

    • учить угадывать по выразительному исполнению образов сказочных героев и их аффективные состояния (горе, приглашение, сон);

    • учить передавать ритмизацией природные явления (грохотание грома, дождик);

    • развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (туча — дождик).

    2.. Словесное комментирование:

    • довести до детей замысел сказки (друзья помогают в беде);

    • подводить детей к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции;

    • активизировать в речи детей уменьшительно-ласкательные названия животных (мышка, котик) и формы повелительного наклонения глаголов (разбуди, просыпайся);

    • учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения.

    Воспитатель (сначала рассказывает знакомую детям сказку «Корова Буренка», затем обращается к детям). Хорошо, когда есть много друзей, которые всегда придут на помощь. Ребята, вспомните, кого в сказке бабушка просила помочь разбудить Буренку?

    Дети. Котика, мышку, тучку.

    Воспитатель. Попробуйте сказать, как бабушка: «Разбуди, котик, Буренку» (мышка, тучка) и ответить, как котик: «Мяу, мяу, просыпайся! Мяу, мяу, поднимайся».

    Дети выполняют задание педагога.

    Игра «Угадай по движению»

    Сначала дети встают в круг и вместе с воспитателем показывают с помощью движений, мимики, позы взятую на себя роль: бабка с дедом приглашают в гости, бабка и дед плачут, Буренка спит.

    Позже, когда ролевые движения разобраны, дети садятся на стульчики. Воспитатель вызывает ребенка, говорит ему на ухо, кого первого и в какой ситуации он должен показать. Зрители угадывают и описывают сказочного героя в разных ситуациях. Воспитатель помогает ребятам в описании героя наводящими вопросами.

    Воспитатель. Посмотрите внимательно на Лену. Как вы думаете, какого из героев сказки она показывает?

    Дети. Бабушку.

    Воспитатель. Правильно. Как вы догадались? У Лены глаза веселые или грустные?

    Дети. Веселые.

    Воспитатель. У Лены руки опущены или вытянуты вперед?

    Дети. Вытянуты вперед.

    Воспитатель. Лена быстро ходит или медленно?

    Дети. Медленно.

    Воспитатель. Какую бабушку показывает Лена: бабушка плачет, просит животных разбудить корову, угощает молоком?

    Дети. Бабушка угощает молоком.

    Воспитатель. Как вы догадались? Какие движения рук, тела и выражения лица вам помогли понять, что бабушка зовет в гости?

    Дети. Бабушка улыбается, протягивает руки, угощает молоком.

    Игра «Угадай по ритму»

    Сначала дети кладут руки на стол и вместе с воспитателем вспоминают, как ритмизировать природное явление.

    Позже воспитатель вызывает ребенка, желающего ритмизировать сказочную ситуацию. Слушатели угадывают ее и описывают по динамике ритма. Дети вместе с воспитателем составляют два-три предложения, описывающие ритмический рисунок.

    Воспитатель. Ребята, на что это было похоже; на капли дождика, грохот грома или на ливень? Как вы догадались? Света стучала пальчиками тяжело или легко? Быстро или медленно?

    Дети отвечают.

    Если Света стучала легко и быстро, значит, это не гром, а... Дети. Дождик.

    Игра «Угадай по музыке»

    Дети слушают музыкальные отрывки и обсуждают, какому эпизоду из сказки подходит эта музыка: грохочет гром (М.И. Глинка. «Марш Черномора»), капает дождик (ф. Шопен. Skerzo № 1). Дети вместе с воспитателем составляют два-три предложения, описывающие настроение и динамику музыкального отрывка и сказочный эпизод.

    Воспитатель. Какое настроение передает музыка: страшное, веселое? Эта музыка быстрая или медленная, тяжелая или легкая?

    Дети отвечают.

    Если музыка легкая, веселая и быстрая, то не гром грохочет, а... Дети. Капает дождик.

    Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц
    3 этап. Выражение замещающей потребности

    ЦЕЛИ:

    1. Психогимнастика:

    • учить детей адекватно передавать собственное аффективное
      состояние в движении, мимике, слове
      (страх, огорчение);

    • развивать умение координировать динамическое равновесие
      моторного поведения и словесных реакций;


    • развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы
      для снятия телесных барьеров
      (туча— дождик).

    2. Совместная словесная импровизация:

    — учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие
    описание эмоционального состояния героев в проблемной
    ситуации
    (дети будят Буренку).

    ОБОРУДОВАНИЕ Дудочки, колокольчики.

    * * *

    Воспитатель (сначала рассказывает знакомую детям сказку, затем обращается к ним). Ребята, вспомните, кого в сказке бабушка просила разбудить корову Буренку?

    Дети. Котика, мышку.

    Воспитатель. Представьте, что котика и мышки дома не было, поэтому бабушка попросила вас разбудить Буренку. Давайте вместе расскажем сказку про Буренку и ребят из детского сада. Я буду называть, кто приходил к корове, а вы попробуйте ее разбудить. Помогут вам дудочки и колокольчики: «Ду-ду-ду, просыпайся! Ду-ду-ду, поднимайся! Динь-динь-динь, просыпайся! Динь-динь-динь, поднимайся!» Каким голосом вы будете будить Буренку, чтобы ее не испугать? Не грубым, а...

    Дети. Ласковым, нежным.

    Воспитатель. Сейчас мы покажем новую сказку о том, как ребята из детского сада помогли бабушке разбудить Буренку.

    Игра-импровизация

    Воспитатель читает слова автора и исполняет роль бабки. Дети по желанию «будят» Буренку, показывают с помощью поглаживающих движений взятую на себя роль, а также эмоционально передают в речи диалоги персонажей.

    Воспитатель. Позвала бабка Сашу (обращается к каждому из детей): «Разбуди, Сашенька, Буренку. Дам тебе молока». Стал Саша в дудку дудеть да песню петь: «Ду-ду-ду, просыпайся! Ду-ду-ду, поднимайся!» А Буренка спит, не просыпается.

    Затем воспитатель ведет повествование от лица автора, а на роль бабки выбирает ребенка с хорошо развитой речью. Игра-импровизация продолжается.

    ЛИТЕРАТУРА

        • Зинкевич–Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб. ООО «Речь», 2000.- 310с.

        • Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.



    Развитие творчества детей в процессе инструментального музицирования

    Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим,

    задача педагога – воспитать в нем творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить и этому надо помочь.

    Карл Орф

    Музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста можно назвать настройкой и вступлением в мир музыки. Именно на основе музыки, в общении с ней развитие ребёнка идёт по качественному пути. Новое постигается ребёнком деятельно и всегда в поле обозрения тог, что им уже усвоено и принято на основе зрительного, тактильного, коммуникативного, ассоциативно-образного и игрового опыта. Огромное значение музыки, как одного из универсальных терапевтических средств, воздействующих на психику, эмоции, настроение человека. Она не призывает, а вовлекает и увлекает, успокаивает, веселит, бодрит, предлагает размышлять.

    Творческое музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта движения и речи, праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актёра; опыта общения, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.

    Среди методик музыкального развития детей раннего возраста система австрийского композитора Карла Орфа занимает важное место. Суть методики «Музыка для детей» заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении. Основная идея Карла Орфа – самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах, таких как цимбалы, маракасы, колокольчики, треугольники, ксилофон, металлофон и другие.

    Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми.

    Методика «Музыка для детей» Карла Орфа представляет большой интерес благодаря несомненным преимуществам:

     • для организации музыкальных занятий не требуется специального музыкального образования педагога;

     • система легко сочетается с другими методиками раннего развития детей за счет своей универсальности и экономичности, кроме этого высокая адаптивность к разнообразным национальным условиям позволяет использовать лучшие образцы народной культуры;

    • методика Карла Орфа учитывает индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями;

     • методика закладывает огромный потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности.

    На музыкальных занятиях по методике Карла Орфа создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность.

    Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.

    Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий.

    Речевые упражнения. Развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.

    Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.

    Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов.

    У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.

    Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля. Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно.

    Популярность методики музыкального воспитания Карла Орфа растет. Значение системы раннего музыкального развития ребенка велико, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности и самопознания.

    Способность к музыкальному творчеству как процессу, имеющему определённую специфику и приводящему к созданию нового, является одним из главных условий успешного самовыражения и самореализации личности ребенка. Творчество выступает важнейшим показателем развития человека. В области музыкальной деятельности оно является высшим показателем овладения музыкальным искусством. Универсальность системы элементарного музицирования заключается в том, что она может быть использована во всех видах музыкально-исполнительской деятельности ребенка, обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Развитие творчества детей в процессе инструментального музицирования способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы именно в совместной музыкально-творческой деятельности.

    «Работа с детьми по элементарному музицированию предполагает качественно иные подходы к обучению со стороны педагога. Его задачей становится не просто направлять учебный процесс, а жить на занятиях вместе с детьми, помогать им, искренне радоваться их успехам. Эту педагогику по праву называют педагогикой сотрудничества. С первых же минут ему нужно найти правильную эмоциональную волну в общении с детьми. Оно должно быть легким, непринужденным, доставлять взаимное удовольствие детям и педагогу. В этом случае ребята не испытывают дискомфорта, скованности, страха. Они естественны, раскованны и искренне увлечены всем происходящим. Здесь нет места скуке и однообразию, зато всегда желанны фантазия и выдумка».

    (Президент Российского педагогического общества Карла Орфа В.Жилин)

    Методические рекомендации по развитию чувства ритма на основе методики К.Орфа

    Слушайте музыку Она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию. Ребенок с конца первого - начала второго года жизни с удовольствием слушает детские песенки и инсценировки детских сказок. Уже в этом возрасте можно приучать малыша слушать классическую музыку. Чаще включайте музыку в детской комнате. Она может сопровождать любые занятия ребенка, но позаботьтесь, чтобы звук был приглушенным.

    Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.

    Поощряйте движения под музыку Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте домашний оркестр из игрушечных музыкальных инструментов или куханной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее).

    Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи Двигательное упражнение "Ноги и ножки" (для детей от 3 лет)

    Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ, топ-топ. (ходьба в медленном темпе, четко опуская ногу на всю стопу).

    Маленькие ножки бежали по дорожке: топа-топа-топа-топ, топа-топа-топа-топ. (бег на носках с остановкой на последнее слово).

    "Часы" Тик-так, тик-так, все часы идут вот так (наклоны головы то к одному плечу, то к другому).

    "Непослушный дождик" (для детей от 3 лет)

    Дождик - кап! Дождик - кап!

    То сильней, то тише. (ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой). Не стучи, не стучи, Не стучи по крыше! (грозить пальцем)

    Непослушный какой! (укоризненно покачать головой).

    Погоди, не лейся! Заходи к малышам (поманить руками).

    И в тепле погрейся! (положить ладони на плечи, скрестить ладони на груди "Прогулка"

    По узенькой дорожке

    Шагают наши ножки (ходить по кругу друг за другом, высоко поднимая ноги), По камешкам, по камешкам (поскоки с ноги на ногу в медленном темпе),

    И в ямку... бух! (сесть на пол на последнем слове).

    Меж еловых мягких лап (стучать пальцами по столу) Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей) Где сучок давно засох,

    Серый мох-мох-мох (поднять руки над столом, сжимать-разжимать кулаки). Где листок к листку прилип,

    Вырос гриб, гриб, гриб. (указательным пальцем правой руки касаться поочерёдно всех пальцев левой руки)

    Кто нашёл его друзья? (сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показать его) Это я, я, я!

    Ох, ох что за гром? (руки к щекам, наклоны в сторону)

    Муха строит новый дом (движения, имитирующие работу с молотком). Молоток: тук-тук (хлопки руками),

    Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны).

    На двери висит замок. (руки сцеплены в замок)

    Кто его открыть бы мог? (пытаться разъединить руки)

    Повертели, покрутили, (покрутить сцепленными руками)

    Постучали и открыли. (постучать "замком" по столу и расцепить руки) Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками), Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо), На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям Да и снова полетели.

    Наша ёлка велика (круговое движение руками)

    Наша ёлка высока (встать на носочки),

    Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки),

    Достаёт до потолка (потянуться).

    Будем весело плясать. Эх, эх, эх!

    Будем песни распевать. Ля-ля-ля!

    Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!

    "Мы топаем ногами"

    Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте). Мы хлопаем руками.

    Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).

    Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).

    Мы руки поднимаем (руки вверх).

    Мы руки опускаем (руки вниз).

    Мы руки разведем (руки в стороны)

    И побежим кругом (бег).

    Рисуйте узоры Декоративно-орнаментальный рисунок включает повторяющиеся и чередующиеся элементы, симметричную композицию.

    Вырезайте бумажные салфетки, скатерти, снежинкиПодбирайте рифмующиеся слова
    Рифмовки построены по законам ритма и рифмы, служат развитию не только вышеуказанных способностей, но и развитию фонематического восприятия.
    Игра "Подскажи словечко" Я сегодня утром рано

    Умывался из-под ... (крана)

    Уронили мишку на пол, Оторвали мишке ... (лапу)

    Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался ... (зайка)

    Часто к озеру напиться Ходит рыжая ... (лисица)

    Уронила белка шишку, Шишка стукнула ... (зайчишку) Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему ... (штанишки)

    У себя в саду Андрейка Поливал цветы из ... (лейки)

    Прицепившись к задней шине, Мишка едет на ... (машине)

    Чтобы ноги отдохнули, Посиди-ка ты на ... (стуле)

    Лежебока рыжий кот Отлежал себе ... (живот)

    Верещунья, белобока, И зовут ее ... (сорока)

    В реке большая драка Поссорились два ... (рака)

    Здесь хорошее местечко, Протекает мимо ... (речка)

    Между гор издалека

    Течет бурная ... (река)

    Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, ... (карандаш)

    Мы купили кошке

    Новые ... (сапожки)

    Исключайте лишние слова из ритмического ряда"Какое слово лишнее?"

    Мак, бак, рак, банан. Сом, ком, крокодил, дом. Лимон, вагон, кот, батон. Ветка, клетка, диван, сетка. И т.д."

    ПРИМЕР

    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта