Современные образовательные технологии дошкольного образования.docx. Современные образовательные технологии дошкольного образования. Современные
Скачать 2.37 Mb.
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКАКонцепция и практика свободного саморазвития ребенка в специально подготовленной среде (Монтессори-педагогика) Если научной педагогике суждено родиться из изучения личности, то это изучение должно заключаться в наблюдении свободных детей Мария Монтессори Марию Монтессори нельзя назвать великим философом, психологом или методологом. Но она была великим наблюдателем жизни младшего мира. Вот почему ее педагогика глубоко философична, психологична и технологична. Было бы сложно назвать кого-либо, кто равен ей в этом синтезе. М. Монтессори интересовала вся жизнь ребенка - со дня рождения до гражданской зрелости. Маленькие и большие педагогические открытия рождались у нее благодаря ежедневным живым наблюдениям за поведением, настроением и состоянием детей. Обращение ребенка к учителю "ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО САМОМУ" и стало символом педагогики М. Монтессори, которая призывала "сделать свободным развитие человека" и в этом видела избавление от недостатка индивидуальности в нем. Она работала с детьми без повелительного наклонения и с самого маленького возраста представляла волю их самостоятельным действиям, особым, глубоко личным мироощущениям. Она рассматривала педагогов как последователей-наблюдателей. Кропотливая работа по изучению и возрождению педагогики Марии Монтессори очень скоро привела к пониманию, что это не есть повышение профессиональной квалификации пдагога, но сознательное его саморазвитие, особое состояние души и особый космический взгляд на ребенка. Самостоятельность ребенка в подготовленной среде В созданной согласно М. Монтессори "подготовительной среде" ребенок может упражнять все физические и духовные функции, формировать свою душевную целостность и всесторонне развиваться. Посредством упорядочивания подготовительной среды он учится приводить в систему свой прежний опыт. Попадая в среду Монтессори - группы, ребенок ежедневно, ежечасно стоит перед выбором, чем бы ему заняться, на каком предмете сосредоточить свое внимание. И он чаще бессознательно выбирает то, что продвигает в его естественном развитии. В процессе адаптации (наиболее сложный период для ребенка раннего возраста) к дошкольному учреждению под руководством педагога дети учатся ориентироваться в окружающей среде. Происходит освоение нового жизненного пространства, приспособленного взрослым для его углубленной самостоятельной работы. Они учатся тихо ставить стул, развертывать коврик, переставлять стол, переносить различные предметы, материалы с полки на рабочее место и ставить их после работы назад. Учатся спокойно ходить по группе, не задевая столы, стулья и коврики, на которых работают другие, уважать чужой труд. Их приучают к вежливому и доброжелательному отношению к друг другу и ко взрослым. Как надо предложить кому-то помощь, как принять ее, как попросить какой-то предмет, в каких случаях извиниться? Дети учатся открывать и закрывать дверь, вешать на крючок одежду и полотенце, вытирать обувь на пороге и отряхивать снег. Они включаются в ритм жизни группы и работу с материалом в мастерской. Важное место в жизни детей в адаптационный период занимают специальные упражнения в тишине и хождение по линии. Было бы неточным назвать занятие ребенка с дидактическим материалом игрой. Скорее всего, ребенок выполняет серьезную, содержательную работу, выбранным им самим. Он действует при этом абсолютно самостоятельно, в собственном темпе и занимается столько времени, сколько ему хочется. То есть он свободен. Но не той свободой, синоним которой вседозволенность, отсутствие границ. Речь идет о свободе целенаправленной деятельности и познания. Есть ли ограничения этой свободе? Есть. И главное из них носит социальный оттенок. Ребенок, как и любой другой человек, не может быть полностью свободным, если он не мешает жить другим людям, другим детям в группе. Не мешать другим можно только в ситуации, когда все действия направлены к определенным целям и сопровождаются внутренней концентрацией. Мария Монтессори называла это состояние ребенка нормализацией. По направленным действиям надо учиться. Вот почему Л.С. Выготский считал, что обучение идет впереди развития. Действительно, ребенок растерян, несчастен и слаб, если не умеет пользоваться окружающими его предметами. Обучение точному обращению с культурными предметами среды, использованию их по назначению есть гарантия свободы. Когда мы говорим, что Монтессори–педагог имеет уникальную возможность наблюдать свободного ребенка, то имеем в виду, что условия для его «освобождения» мы уже создали и сделали первые презентации окружающих его предметов. То есть в конце адаптационного периода мы наблюдаем нормализованного, а потому свободного ребенка. И именно он формирует наше отношение к самим себе как к профессионалам, лишенным отныне многих прежних предрассудков. Особенности подготовленной среды Столы и стулья в группе по росту детей. Низкие полки для размещения развивающих материалов – не выше уровня глаз ребенка. 5-6 ковриков в стойке для индивидуальной работы. Каждый развивающий материал лежит на отдельном подносе, в коробке или в корзине. Все материалы сгруппированы на соответствующих полках для ориентации детей и лежат всегда строго на определенном месте. Они полностью скомплектованы, вымыты и готовы к работе (каждого материала - по одному). Уголок с игрушками, диван и библиотека выделены в групповом пространстве. Спортивно-двигательный комплекс и «шумная комната» соседствуют с рабочим классом. Все выключатели, ручки находятся на уровне, доступном ребенку. Туалетная комната приспособлена для детей. В пространстве группы есть низкая детская кухня с раковиной для мытья посуды. Раздевалка оборудована открытыми вешалками, индивидуальными мешками для сменной одежды и большим зеркалом. Во всех помещениях есть цветы и условия максимально приближены к домашним. Упражнения в практической жизни Ребенку предоставляется возможность упражняться в заботе о самом себе, в самообслуживании, и он сам научается обращаться с ложкой, вилкой, ножом, пипеткой, щипцами, салфеткой, полотенцем, губкой. Надо только позволить ему переливать воду, пересыпать зерно, многократно застегивать и расстегивать одежду, причесываться, чистить зубы, ухаживать за одеждой, обувью, стирать и гладить. В Монтессори-группе дети ежедневно упражняются в заботе об окружающей их среде. Они протирают пыль, подметают пыль, убирают ковер, споласкивают и вытирают посуду, окно, полируют мебель и металлические предметы, чистят зеркало, аранжируют и поливают цветы, работают в саду, кормят животных. Разумеется, все эти умения приходят к ребенку не с помощью наставлений и объяснений, а в результате постоянных упражнений в самостоятельной деятельности, в специально организованном взрослыми образовательном пространстве. Для каждого упражнения есть свой учебный материал, который предъявляется ребенку индивидуально, строго определенным образом и в соответствующей последовательности. Материал содержит возможность самостоятельного контроля над ошибками и исправления их. Все материалы для упражнений в практической жизни косвенно способствуют концентрации внимания, развитию мелкой моторики ребенка и мускулатуры рук. Мария Монтессори обратила внимание на обязательное проявление у ребенка «феномена концентрации внимания», без слов говорящего, «интенсивной работы мозга». Приведем несколько основных материалов, организующих дидактическое пространство для упражнений в практической жизни детей. Переливание из одного сосуда в другой 1.Два стеклянных прозрачных кувшинчика. 2. Поднос. 3. Губка. Пересыпание с помощью ложки 1.Две фарфоровые или деревянные плошки. 2.Чайная ложка. 3. Поднос. Рамки с застежками 1.С пуговицами, кнопками; со шнурками, бантами. 2.С пряжками и т.д. Чистка ботинок 1.Корзинка или поднос. 2. Лист оберточной бумаги. 3.Три различные щетки. 4.Банка с кремом для обуви. 5. Бархотка. 6. Ботинки для чистки. Уборка пыли, мусора со стола 1.Корзиночка с заранее подготовленным мусором. 2.Мелок. 3. Совок. 4. Яркая клейкая метка. 5. Метелка. Все сложено в общую коробку или лежит на подносе. Полировка металлических предметов 1.Полироль для металла в баночке с крышкой. 2.Плошка с тампоном для полировки. 3. Бархотка. 3.Мелкие металлические вещи для полировки Аранжировка цветов 1. Свежие цветы. 2. Небольшая клеенка. 3. Кусок оберточной бумаги. 4. 1-2 вазы для цветов. 5. Кувшин. 6. Тазик. 7. Ножницы. Эти материалы являются лишь малой частью развивающей среды для упражнений в практической жизни. Большинство же таких материалов педагог придумывает и конструирует сам. осознавая свою исследовательскую функцию по отношению к ребенку. В Монтессори – группах дети выполняют до 30 упражнений, необходимых в практической жизни, в которых используется вода. Как правило, сконструировано не меньше материалов для упражнений в нанизывании или сортировке предметов. Все они отвечают требованиям эстетики и притягательны для ребенка. Упражнения для развития двигательной активности Самостоятельное выполнение таких обыденных житейских актов, как одевание и раздевание, ношение различных предметов спонтанно упражняют ребенка в движениях. Антропологи утверждают, что мозг прародителей человека резко увеличился именно в период их жизни на деревьях. Лазание нециклично, разнообразно, создает нестандартные ситуации для мышц, вестибулярного аппарата, естественно мышления. Наиважнейшим видом движения для ребенка (особенно ранний и младший возраст) является лазание. Не меньшее значение имеют висы, прыжки, вращения, качания, катания, равновесие. Монтессори-группы оборудованы такими физкультурными снарядами, как заборчик, трамплин, качели, круглая лесенка, ступеньки с площадкой, веревочные лесенки. Наиболее полно дает детям возможность осуществлять развитие движений спортивный комплекс, который состоит из систем перекладин, лестниц, резиновых лиан, качелей, горок и прочих легких сооружений. Не менее важно создавать развивающую среду для упражнений в воде: бассейн, большая ванна, душевой уголок. Во время прогулок, пребывания детей на улице используются велосипеды, самокаты, санки, лыжи, лопаты, грабли, тележки, карусели и т.д. Если предоставить ребенку соответствующие условия для развития движений. он в возрасте от 3 до 6 лет научится качаться на качелях, висеть и упражняться на кольцах, подтягиваться, лазать по канату, делать «лягушку», «уголок», «переворот», забираться на шведскую стенку и различные веревочные лесенки, прыгать, кувыркаться и в то же время делать плавные ритмические движения, ходить по линии, подползать под низкую скамейку, соблюдать равновесие, плавать и нырять. Следует отметить обязательные для детей ритмические упражнения на линии (на эллипсе). Система таких упражнений для маленьких детей учит координации движений, согласованности с музыкальными ритмами, изяществу и грациозности походки. Художественное творчество М. Монтессори была сторонником идеи о том, что детское творчество есть конструирование нового из первоначального интеллектуального материала, собранного в окружающей среде с помощью утончения чувств и развития моторики руки. Художественное творчество сообразно природе ребенка и призвано «готовить руку ребенка к движению, глаз – к видению, а душу к чувствованию». Организация художественного творчества в период сензитивного развития чувств (от 3 до 6 лет) складывается из двух основных направлений: подготовки специальной среды, в которой присутствовали бы материалы, способствующие воспитанию чувств (сенсорные материалы), и предоставления ребенку максимальных возможностей для развития мелкой моторики руки. В среде групповой комнаты размещаются материалы, позволяющие исследовать свойства красок, клея, бумаги, картона, и в то же время показать ребенку, как налить клей, вытереть пролитую краску, как убрать мусор со стола и с пола. Окружение ребенка должно помогать ему развивать и координировать руку. Необходимы графические материалы: цветные карандаши хорошего качества, пластилин, восковые мелки, простые карандаши, фломастеры. На отдельном стеллаже размещается бумага и картон различных форматов и качества. Смешивание красок На подносе несколько стаканчиков с водой. 3-4 колесика сухой акварельной краски. Кисточка. Губка. Тряпочки или салфетки. Металлические рамки и вкладыши Классический материал Монтессори для подготовки к письму через обводку и штриховку. Бумажные контуры В широкой низкой корзиночке или лоточке лежат вырезанные из белой альбомной бумаги контуры, изображающие животных, дома, деревья, машины и пр. В Монтессори–группе не обязательно проводить специальные фронтальные занятия по изобразительной деятельности, потому что потребность в ней у каждого ребенка разная. Все зависит от степени индивидуального развития сенсорного опыта. Стремление ребенка выразить себя через рисование или лепку чаще всего происходит спонтанно, а не по расписанию, запланированному взрослыми. Поэтому важно, чтобы все необходимые для изобразительной деятельности материалы были доступны ребенку в любую минуту и составляли часть окружающей его развивающей среды. Впитывающее сознание ребенка постоянно работает на освоение предметов человеческой культуры, в том числе и произведений мирового искусства. Большое значение имеет возможность для ребенка рассматривать репродукции картин великих художников. Альбомы с такими репродукциями должны быть доступны ребенку – лежать на низких полках библиотечного шкафа или на специальном столике. С детьми младшего возраста не обязательно обсуждать сюжеты картин, скульптур или собственные переживания детей от увиденного, достаточно лишь сосредоточенного рассматривания, вглядывания в детали. Музыкальное воспитание (тишина, легкий шум, чистый звук) Согласно философского утверждения о том, что «ни что не может быть создано интеллектом, чего не было бы раньше в чувстве» необходимо, чтобы восприятие детьми мира звуков происходило через чувственное сравнение музыки и шумов, производимых любым движением, с абсолютной тишиной покоя. Упражнения в этом сравнении способствуют уточнению слуха и формируют музыкальную интуицию ребенка. М. Монтессори называла их упражнениями в тишине, и они являются одной из составляющих музыкального воспитания. Такие упражнения проводятся ежедневно и имеют своей актуальной целью различать самый легкий шум и сравнивать его с чистым звуком и полной тишиной. Косвенно же ребенок тренирует свой музыкальный и эстетический вкус и вырабатывает способность к самодисциплине в групповой работе. Если мы понимаем, что непременным источником звучащего мира является движение. То вторая составляющая музыкального воспитания заключается в пробуждении чувства ритма и в «поощрении к спокойным и координированным движениям тех мускулов, которые уже вибрируют в тишине неподвижности». Пребывание ребенка в ритмическом состоянии в течение дня – это есть внутренняя концентрация его внимания на собственных движениях, при которой его тело послушно ритму общей жизни, а действия согласуются с внутренними импульсами. Дети от 2 до 5 лет особенно нуждаются в упорядоченном ритме жизни, так как переживают сензитивный период порядка. Весь строй жизни в группе остается неизменным в течение длительного времени. Свободная работа с материалом сменяется информационным кругом, который собирает детей звуками знакомой музыки, затем следует прогулка в саду, обед и т.д. Постоянный ритм успокаивает ребенка и нормализует его. Поэтому специальные фронтальные занятия, принятые в традиционном детском саду. Не играют столь значительной роли, какую придают ему педагоги. Гораздо важнее. Но и труднее воссоздать в реальной жизни ребенка, если можно так сказать, чистый звуковой фон, т.е. упорядочить и ритмизировать его звуковое окружение, предоставить возможность сравнивать голос щегла с пением человека или с журчанием живых детских голосов, симфоническую музыку с игрой скрипки или флейты, звуки улицы и родного дома. Какие предметы культуры - музыкальные инструменты – могут способствовать музыкальному воспитанию детей? М. Монтессори для этой цели выделила три музыкальных инструмента, которые должны иметь место в окружающей ребенка среде: арфа, барабан и колокольчики. Она полагала, что арфа пробуждает в душе ребенка мягкие и спокойные настроения, в то время как ударные инструменты способствуют ритмизации его музыкальных движений. Элементарное музицирование на музыкальных инструментах, спонтанное сочинительство и импровизация, проговаривание образов, возникающих в результате слушания, - все это составляет фонд отдельных упражнений, включенных в программу введения ребенка в мир музыки. Сам же процесс этой работы можно разделить на три вида: пассивное – когда ребенок слушает звучание инструмента, но занят другим; частично активное - когда он, слушая музыку, предается собственным мыслям и переживает момент вдохновения; и наконец, активное, - когда он берется за инструмент или требует от взрослых воспроизведения определенной музыки. Все эти три вида слухового восприятия должны присутствовать в жизни ребенка Монтессори – группы. Музыка, ежедневно встречающая детей у входа в группу, музыка, созывающая их на круг, музыка упражнений на линии, уроки тишины, музыкальное рисование, рефлексия музыкальных образов, элементарное музицирование – таковы педагогические средства, помогающие ребенку жить в мире звуков. Космическое воспитание старших дошкольников Посредством воображения и собственной деятельности дети создают в сознании более или менее полный образ природы и культуры, а также своего места в социальном окружении. Старшие дошкольники задают взрослым и самим себе огромное количество вопросов об окружающем мире, постоянно сравнивают и анализируют происходящие явления. Они с удовольствием описывают события своей жизни и делают не всегда успешные попытки словами объяснить другим свои чувства и переживания, свое личное отношение к предметам деятельности. Значит, удовлетворить исследовательский мотив ребенка этого возраста можно только через организацию реальных условий, позволяющих ему овладеть соответствующим опытом культурного поведения. Процесс овладения формами культурного поведения можно назвать опосредованным, он «может осуществляться через вспомогательные стимулы». Роль этих стимулов в Монтессори-группе играют многочисленные специально устроенные развивающие материалы. Они стимулируют ребенка к содержательному действию, которое запечатлевается в его сознании как опыт взаимодействия со средой и постепенно перерастает в опыт культурного поведения. При этом предметные знания как бы достраиваются конкретными ситуациями социальной жизни группы. Которые редко планируются заранее, но возникают в контексте свободной жизни и живых реалий взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Свободно организованная жизнь позволяет наблюдать индивидуальное развитие каждого из детей. Предоставляя ребенку полную свободу в выборе видов и способов деятельности, педагог наблюдает реальные трудности ребенка в каждый отдельный момент его жизни и работает именно с трудностями, а не с какими- то среднеарифметическими, выведенными из других контекстов. Особенности подготовленной среды Мебель – столы, стулья, полки- подобраны по росту детей. Столы индивидуальные и сгруппированы по четыре разновысоких для детей разного возраста и роста. Каждый ребенок может работать и на индивидуальном коврике или за другим столом. В пространстве группы столы располагаются таким образом, чтобы середина осталась свободной. Индивидуальные коврики стоят в стойке, к которой легко подойти. Развивающие материалы располагаются на полках, доступных в любой момент любому ребенку. Материал находится в группе (классе) до тех пор, пока, по наблюдениям педагога, в нем испытывают потребность хотя бы один из детей. В то же время полки не загромождаются материалами, потому что «неорганизованная масса предметов смущает душу ребенка, создавая в ней хаос, и вызывает подавляющее чувство уныния» (М.Монтессори). Развивающие предметы и дидактические материалы расположены на полках в общей логике потребностей развития детей старшего возраста и во внутренней логике каждого раздела программы. Поскольку главной чертой этого возрастного периода является исследовательская позиция, то на первое место ставятся материалы естественно-научной лаборатории и «космического воспитания».К ним примыкают дидактические материалы, помогающие ребенку в освоении родного языка, следом расположены шкафы библиотеки, а далее стоят полки с математическими материалами и измерительными приборами. Обязательно есть различного вида доски для письма мелом и фломастерами. В пространстве группы есть место для кухонного столика, полок с посудой, электроплиты и раковины с водопроводным краном, где дети могут совершенствовать свои практические умения в элементарном приготовлении пищи и самообслуживании. Космическая программа Действовать как исследователь, означает сопоставлять, сравнивать, анализировать, накапливать информацию. Программа метапредмета «космическое воспитание» предполагает сохранение детского целостного мировосприятия и получения на этой основе первоначальных сведений по биологии, географии, истории, анатомии, информатике. Дети много работают с книгами и дидактическими материалами, выражают свои мысли разными способами: с помощью письма, речи, живописи, скульптуры, жестов. Существенное место в жизни ребенка занимает работа в лаборатории, где он ставит несложные опыты и описывает или на первых порах зарисовывает результаты своих наблюдений. Описание основных дидактических материалов, которые помогают детям осваивать окружающий мир. Разумеется, эти материалы могут быть модифицированы в условиях конкретной детской группы, и круг их сильно расширяется и усложняется по мере взросления детей. Земля – наш общий дом Внимание детей акцентируется на том, что все, что их окружает, и они сами- части одного целого мира, простирающегося во времени и в пространстве. Часы. Большие картонные или фанерные часы, на внешнем круге которых обозначены часы, а на внутреннем - минуты. Маленькие карточки с изображением часов, показывающих разное время. Билетики с написанным временем. Коврик времени. Длинный ковер из плотной ткани, разделенный на несколько частей (хронология событий только по векам): одним цветом выкрашено поле «до людей», другим время «первых людей», третьим - время египетской и вавилонской цивилизации, четвертым – время Греции и Рима, пятым –средние века, шестым –новое время, последним – 20 век. Картинки с изображениями исторических событий, карточки с названиями к ним. Измерение времени. Небольшой поднос, на котором лежат или стоят различные приборы для измерения времени: ручные часы, карманные часы, секундомер. Водяные часы, модель солнечных часов, песочные часы, электронные часы, ходики, будильник. Круглый год. Картонный круг, разделенный на 12 секторов. На каждом секторе написано название одного из месяцев. К этому приложены картинки с временами года и их названиями. Неделя. Картонная картинка с изображением, например, дерева. Слева на ней написаны дни недели. Полоски перемешиваются, и их надо сложить в соответствующем порядке. Происхождение жизни на земле. Длинная лента с изображением животных в порядке их появления на Земле, короткие тексты о них. Вторая такая же лента без картинок и текстов. На отдельных карточках картинки и тексты к ним. Земные стихии Как работает воздух. Маленькая ветряная мельница, свечка, спираль, птичье перо, лоскуток газовой ткани. Что пропускает воду, а что нет. Поднос, на котором стоят баночки с землей, песком, глиной, солью. Кувшинчик с водой и банка для проб. Воронка. Тампоны из ваты. Листок для описания хода опыта. Тонет-не тонет. Чаша с водой. Корзинка с различными предметами, среди которых камешек, металлическая монетка, деревянная щепка, пластмассовый кубик, стеклянный шарик, пенопласт, лоскуток ткани, кусочек бумаги или картона. Листок для записи хода опыта. Опыт со свечой. Три банки разной величины. Свечка в маленьком подсвечнике. Спичка со спичечным коробком. Секундомер. Листок для записи хода опыта. Измерение температуры воды. Градусник для измерения температуры. Три широких стакана для воды разной температуры. Листок для записи измерений. Работа в условиях лабораторных исследований предполагает наблюдение за ходом того или иного опыта. Ребенок работает индивидуально и по ходу опыта записывает свои наблюдения на заготовленном заранее листке. Этот листок является своеобразным отчетом об эксперименте. Впоследствии листки собираются в специальную печатную тетрадь. Как правило, дети выполняют графические или пиктографические отчеты. Тайны неба Изучение земных стихий логически переходит в астрономические наблюдения, в ответы на вопросы детей о звездах, планетах, тайнах неба. Собери созвездие. Коробка, в которой лежит синяя фланелевая тряпочка, карточки с изображением разных созвездий. Маленькие картонные или пластмассовые звезды. Солнечная система. Шары различной величины (деревянные, глиняные, из папье-маше) с номерами от 1 до 9. Шнурки для изображения орбит планет вокруг Солнца. Билетики с изображением Солнечной системы. Планета Земля Вода - суша. Фанерное поле с нарисованными озером, морем, рекой, равниной, горами, островом, холмом. Билетики с подписями к ним. Бумага для рисования карты. Контрольная таблица. Страны Европы. Карточки с изображением больших европейских стран. Маленькие флаги. Билетики с названиями столиц. Контрольная карта Европы. На ней обозначены столицы и нарисованы флаги. Конструктор-план. Маленькие домики, мосты, деревья, река, озеро, вырезанные из картона. Ткань для фона. Набор карточек с планами местности. Бумага, карандаши. Материки. Глобус, в котором воткнуты кнопки-гвоздики в каждый материк. Набор маленьких табличек с петельками, на которых написаны названия материков. Компас. Компас и к нему таблички с надписями: «север», «юг», «запад», «восток». Царство леса Листья и плоды. Карточки с изображением различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша и т.п.). Билетики с названиями этих деревьев. Семена в отдельной плошке. Контрольные карточки на зеленом фоне с приклеенными к ним листьями и семенами. Деревья, кустарники, травы. Билетики на зеленом фоне с надписями: деревья, кустарники, травы. Карточки на зеленом фоне с самыми известными и постоянно встречающимися деревьями, кустарниками, травами. Контрольная карта с классификацией растений. Классификация животного мира. Билетики с названиями классов: моллюски, рыбы, земноводные, насекомые, птицы, млекопитающие. В корзинке лежат фигурки животных или карточки с их изображением. Короткие тексты об их особенностях. Контрольная карта-схема. Животный мир континентов. Картонное или фанерное поле с изображением континентов. Корзина с игрушками-животными (пингвин, крокодил, лиса, слон, кенгуру, верблюд и т.д.). Контрольная карта континентов с изображением животных. Я-ЧЕЛОВЕК От изучения живой природы переходят к изучению человека. Его анатомия особенно занимает ребенка в этом возрасте. Каково строение человека? Что у него внутри? Каковы функции отдельных органов? Как рождается человек? На эти вопросы ребенок требует ответов. И он находит их, самостоятельно работая со специальными материалами. Моя рука. Моя нога… Таблички длиной в 15 см и шириной 5 см, на которых написаны названия частей тела человека. Другие такие же таблички, но обведенные каймой, с названиями внутренних органов человека. Кто-то из детей ложится на ковер, а другой раскладывает таблички прямо на нем. Когда освоили уже большую часть материалов, происходит естественный переход к работе над индивидуальными сообщениями и докладами. Доклады рассказываются на информационном кругу. Все слушатели задают докладчику вопросы, и лучшие вопросы отмечаются. Позднее тексты докладов вывешиваются в классе или набираются в виде книжечки. ЛИТЕРАТУРА
ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС
Воспитание детей дошкольного возраста (Вальдорфская педагогика) Что значит воспитывать? Вести за…, со-действовать, со-существовать? Вдалбливать или овобождать, вытягивать или угнетать, поучать или открывать, ставить подпорки или подниматься на крыльях Фантазии? Рудольф Штейнер Первое семилетие можно назвать первой единой ступенькой детства. Именно в это семилетие закладывается основа физического здоровья на всю жизнь. Единство в том, что главное средство воспитания в этом возрасте – жесты- жесты физические, жесты речи, жесты мышления (то морально-нравственное начало, что стоит за словом, действием, поступком взрослых). Единство в том, что главные учителя ребенка – подражание и пример. Ребенок учится не столько путем наставления, сколько путем подражания. Эта точка зрения, в отличие от обычных воззрений на воспитание, освещала работу вальдорфского движения. Если ребенок действительно учится через подражание, то первое что нужно сделать взрослому в окружении детей, - это вести себя естественно и выжидать, как на это отреагирует каждый ребенок в отдельности, а не начинать с какой – либо определенной методики или правил. Нужно с внутренним участием следить за поведением и действиями ребенка, стараться почувствовать натуру ребенка, предоставив при этом детям полную свободу в восприятии и осмыслении жизни. Важно вмешиваться только тогда, когда это совершенно необходимо и когда опыт взрослого является предпосылкой правильных действий в определенной ситуации. Основанная на этом работа воспитателя не сковывается какой-либо системой: наоборот, ему предоставляют неограниченную свободу действия. И тут в полном объеме нужно призвать на помощь индивидуальную инициативу и непосредственную линую активность воспитателя, относящегося с любовью к своей работе и детям. В вальдорфском детском саду группы разновозрастные. Малыши всегда рядом со старшими. Распахнутыми глазами они наблюдают за тем, как старшие строят, играют, делают красивые вещи рядом с воспитателем. Нередко старшие включают малыша в игру как пассивного участника, который послушно и радостно делает все, что ему говорят: «Ты наш ребенок, мы ведем тебя гулять. А сейчас ложись спать». Малыши с удовольствием играют роли кошек или собак, которые лежат на коврике, а старшие дети их гладят, кормят… Получается, что ребенок сам не играет? Нет, он играет, но играет относительно пассивно, созерцая, или ведомый теми, чья фантазия бьет ключом и жизненный опыт больше. Став старше, ребенок может в точности повторять те игры, которые видел, наблюдая за старшими. В такой группе малыши имеют возможность жить в том мире, который им сейчас необходим – спокойном, созерцательном, подражательном. С другой стороны, это мир естественно обучающий. Когда ребенка поправляют, делают замечания, учат житейским хитростям дети, это гораздо более естественно запечатлевается в нем, чем нотации и поучения со стороны взрослого. Можно стать очень талантливым воспитателем, но нельзя стать ребенком. У взрослого нет детских сил фантазии, игры, творчества в той мере, в которой они присутствуют в ребенке. Мелодика движения Движение и речь взаимосвязаны- это знают все. Если ребенок неловко двигается, можно с уверенностью сказать, в его речи есть проблемы. Если у ребенка заикание, и в его движениях прерывистость. Надо заниматься плавностью, непрерывностью движений и это двигательное качество плавно перейдет в речь. У ребенка трех-четырех лет еще нет тонких, дифференцированных движений стопы, колена, рук – речь ребенка очень проста, в ней только существительные, глаголы и гораздо меньше прилагательных. Источником всего, что в итоге составляет речь является движение. Движение – это основа для человека говорящего, человека мыслящего. Если ребенка воспитывают через деятельность, дают ему возможность разнообразного свободного движения на прогулке, создают соответствующее игровое пространство и игровой материал в помещении, тогда и ребенок будет говорящий, мыслящий. Но какое движение необходимо ребенку для развития? Естественное. Например, когда с детьми скачут как зайчики, лягушки, летают как птички. Движение ритмичное. Это движение отличается от того, что предлагается на физкультурном занятии, при обучении танцам – оно естественно возникает из подражания взрослому и окружающему миру. А вот физкультурном занятии – сделай так, так и так. При обучении танцам, рисунок танца разбивается на отдельные движения – па, которые дети повторяют многократно, пока не получится, а потом происходит соединение нескольких па в один общий танец. Точное выполнение точных движений хорошо для старшего возраста, когда ребенок уже освоил так называемую мелодию движения, и в эту мелодию вносит точность – поворот головы, жест (к старшему дошкольному возрасту). Но как только движение обогащается новыми умениями, достигнутыми естественно, они естественно перетекут в речь. Именно в естественной среде ребенок будет развиваться наиболее здоровым образом. Музыкальная акварель общения Современного человека окружает постоянно звучащий мир – магнитофонные записи, доносящаяся с телеэкрана и видео речь. Но все эти чудеса не сделали человека красиво и правильно говорящим, не изменили его речь в лучшую сторону. Наша взрослая речь бедна, некрасива, неинформативна, все менее окрашена интонационно. Все больше проблем с речью у детей. Никакая техника никогда не заменит ребенку живого человеческого общения. Но как выглядит порой наше «человеческое общение»? «Так, все за стол. Все идем одеваться». Со стороны это выглядит даже агрессивно, как будто взрослый ругает детей. Для нас же это обычная бытовая ситуация. А для детей? И вот они уже не реагируют на спокойный голос, им нужен крик, чтобы они услышали. Ребенок ярко воспринимает речь, слово взрослого. Малыши, приходя в детский сад, часто еще очень мало говорят. Их словарный запас активно наращивается и развивается непосредственно в общении с детьми и педагогами. Поэтому речь взрослого должна быть ясной, красивой, теплой, немного сказочной, с образными словами и выразительными оборотами, разнообразно мягко интонированной, раскрашенной. Этого в практике детского сада сегодня, к сожалению, почти нет. Этому надо учиться специально. Для трех-четырехлетних очень хорошо, когда воспитатель много поет. Петь можно везде и всюду, про все, что вы делаете. По принципу «что вижу-то пою». Это присуще и самим детям. Важно, чтобы слова и мелодия были просты. Текст может варьироваться, мелодия повторяться. Воспитатель вместе с детьми убирает группу. Взрослый подметает и поет: Вот я тетушка метла, К вам веселая пришла. Никогда не устаю, Подметать люблю, люблю. Если кукол расставляют по местам, укладывают спать и поют колыбельную. Баиньки побаиньки, Пойдемте со мной, заиньки. (Можно называть любые игрушки, которые надо расставить по местам: лошадки, машинки). Баюшки, баюшки, Засыпают заюшки. Завороженные пением, дети включаются в уборку- вот поют про зайчиков- и они ищут в комнате зайчиков и бережно несут их в дом. Поют про метлу – и вот уже метла в руках. И не потребуется отрывать детей от игры окриком. Уборка не должна быть для ребенка нудным делом, которое надо выполнять по принуждению взрослого. Конечно, со временем она станет его обязанностью, но хорошо бы, если радостной обязанностью. Как этого добиться? Детям очень близки превращения и тайны. Они ждут чуда, потому что именно так они видят и воспринимают мир. Для них каждый шаг –открытие. Дети хотят играть и с удовольствием перевоплощаться в кого-либо, например, в лошадок, а воспитатель говорит: «Вот эта лошадка отвезет тряпочки в корзину. А вот эта - куклу в кроватку». Игрушки, куклы уходят в свои уголки – поспать и отдохнуть. Детям понятно из опыта их собственной жизни, что если лег спать, то трогать тебя нельзя. И ребенок уже возьмет игрушку, ему всегда можно сказать: куклы спят, не трогай, пожалуйста. Кукла для ребенка – образ человека. То, как малыш обращается с куклой, отражается на том, как он общается с другими людьми. Постепенно лошадки (машинки, верблюды) развозят игрушки по местам. Дети не встают на четвереньки, не надевают специальные костюмы- они превращаются. При этом маленьким детям часто нужно показывать, куда именно убрать предмет. Они еще не так хорошо ориентируются в игровом пространстве, как старшие. Ребенок может идти со сложенной тканью, чтобы положить ее в корзину, что-то встретить на пути, и совершенно забыть о том, куда и зачем он шел. Очень важно сопровождение воспитателя. Воспитатель непременно наблюдает за малышом и в какой-то момент видит – зачарованный странник остановился. Тогда следует подойти к ребенку, направить его взгляд в нужную сторону, помочь жестом. Лекарство от радости Сегодня очень много детей тревожных, гиперактивных, с разными формами неврозов. Причины разные. Но главная – завышенные требования к ребенку со стороны взрослых. Чем можно помочь ребенку? Первый шаг – понять, в чем проявляются завышенные требования, что давит на ребенка и не дает ему быть радостным, легким? Возможно, в семье приняты интеллектуальные беседы, ребенку постоянно что-то объясняют. Возможно, родители хотят, чтобы ребенок слишком быстро и не ко времени чему-то научился. Возможно, ритм жизни ребенка слишком близок к ритму жизни взрослых – позднее засыпание, отсутствие дневного сна, многочасовое сидение рядом с «теленяней» - телевизором, переполненный впечатлениями и торопливостью день. Возможно, покажется, что данные ситуации не связаны с завышенными требованиями к ребенку. Не надо спешить с выводами. Если на скрипке не натянуты струны, на ней невозможно сыграть ни звука. Если у дошкольников наглядно-действенное (образное) мышление, то еще рано обращаться к их логике. Надо разобраться и поговорить с родителями. Пробудить в них желание изменить что-то в своей жизни с ребенком. А что возможно в детском саду? Дать ребенку легкий импульс к внешнему и внутреннему движению, как бы осторожно начиная раскачивать его. Например, давать ребенку для игры книжки с подвижными картинками. Он будет двигать картинки, картинки будут оживать, двигаться – и постепенно оживает, движется душа, но при этом ребенок может сидеть. Или предложить лабиринт- небольшую доску с дорожками, по которым можно катать шарики. Это могут быть самые простые игры – прятки, поскоки и прыжки, качели. Дети очень любят прыгать, снова и снова отрываться от земли. Это им необходимо. Любое отклонение от только что найденного прямостояния, чувство легкости, ощущение, что тебя земля держит, отклонение и возвращение в прежнее положение – это огромное счастье, поэтому ребенок так радуется своим ощущениям. Легкость – это радость, это смех, это открытость. Этот опыт переживаний надо давать и давать детям. И не только в движении. Легкость – это легкий голос взрослого, его речь, пение, смех. Чем больше смеется воспитатель с детьми, чем больше поет, тем лучше. В дошкольном возрасте радость переживается особенно ярко. А целительна она в любом возрасте. Мудрые «архитекторы» развития На пятом году жизни дети часто выбирают для игр странные для нас предметы, а не пользуются готовыми «красивыми» игрушками, которыми мы их щедро одариваем? Может быть, потому, что их собственная сила души - Фантазия – требует выхода? Им хочется творить, созидать, создавать. Не являет ли ребенок здесь поистине космическую мудрость, помогая таким образом внутренним формообразующим «архитекторам» тела, становясь сам в игре архитектором? Как радуются дети пустым коробкам, кусочкам дерева, лоскутам ткани – всему тому, что по мнению взрослых, давно пора выбросить! Ковер на полу превращается то в ковер-самолет, то в корабль. Будни становятся приключениями, а ребенок смело пускается в путешествия по жизни, легко справляясь с трудностями и опасностями пути. Он сам придумывает их себе. и сам выходит из них победителем. Для них нет ничего невозможного, все подвластно его воле. Даже день и ночь, дождь и снег (например, задернул шторы, накрыл построенный дом плотной тканью – ночь. Открыл – день; усыпал ковер белыми перышками, кусочками непряденой шерсти – зима). Он преобразуют вещи из окружения во что-то для нас совершенно неожиданное. Мы не можем состязаться с ребенком в его фантазии, возможностях превращения, но в наших силах создать соответствующую атмосферу и окружение. Быть со-архитекторами Если педагоги хотят быть со-архитекторами, помощниками детям в развитии, необходимо обращать особое внимание на ритм. Все ритмическое действует особенно. Не пронизанная разумным ритмом жизнь ребенка, стремительный ритм жизни мира взрослых, который становится и ритмом дня малыша, губительно действует на формирующуюся у него сейчас ритмическую организацию и отзовется в будущем болезнями дыхания, кровообращения, сердца. Лишь потому, что «эхо» так далеко во времени, мы не замечаем этого. Пронизайте ритм дня с детьми поочередно сменяющимися друг друга моментами вдоха (концентрация на чем-либо) и выдоха (расслабления). Наполните день дыханием – получение впечатлений, их преобразование детьми в игре. Ритмические песенки, сказки, стишки с движениями – чудесное подспорье в воспитании. Повторяйте их снова и снова – и ребенок будет знать их слово в слово. Но не напрягайте силы памяти заучиванием чего-то, этим вы отнимете силы от строительства телесного организма, что станет причиной многих болезней во взрослом возрасте. Грань между игрой и другими видами деятельности еще размыта. Не торопитесь делать ее ясной – только навредите – все придет естественно. Будет лучше, если вы попробуете подниматься на крыльях фантазии ребенка и обыденное тоже делать сказкой. Поверьте опыту воспитателя и многих родителей: моменты, где вы «спотыкались» о непослушание, капризы, трудные моменты ухода в сон, утреннего подъема, одевания и пр., станут легкими и радостными как для взрослого, так и для детей. Стать художниками своей жизни К сожалению, в наше время взрослые, заботясь о развитии ребенка, слишком рано обращаются к его интеллекту и почти не обращают внимание на самое важное для развития, в том числе и интеллекта, - способность творить в игре. Ведь посредством фантазии из углубленной связи, из совместного бытия с вещами окружающего мира, человек как бы сам творит вещи, познавая и таким образом их суть, проникая самым непосредственным образом в законы мира, в его взаимосвязи. В игре ребенок приводит свою волю в действие, в движение, действительно вступая в непосредственное взаимодействие с чувственным миром. Когда он экспериментирует в игре, то получает живое знание жизни. Воля для жизни воспитывается правильно лишь в самой жизни. Воля всегда формируется в направлении к эгоизму, если ее пытаются воспитывать через интеллект. Благодаря своей способности к подражанию на самом глубинном уровне, благодаря творческим силам фантазии, которая развивалась в игре, благодаря участию в самых различных видах деятельности–живописи, лепке, рукоделии, выпечке хлеба, подготовке кукольных сказок и т.д., дети все более «укореняются», «врастают» в мир, постигают его и место человека в нем. Активная игра в пору детства – залог активной позиции по отношению к миру на протяжении всей дальнейшей жизни. Творческая фантазия в игре создает основу для творческого подхода ко всему в жизни. А все художественное, что пронизывает процесс воспитания, может помочь нашим детям (и нам!) стать настоящими художниками своей жизни. ЛИТЕРАТУРА
|