Современные образовательные технологии дошкольного образования.docx. Современные образовательные технологии дошкольного образования. Современные
Скачать 2.37 Mb.
|
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИТРИЗ-педагогика Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать. Джани Родари Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) - педагогическая система (алгоритм решения), целью которой является воспитание творческой личности. Одна из самых важных задач образования на современном этапе – воспитание личности нового типа – творчески активной, свободно мыслящей, мобильной, т.е. способной адаптироваться в условиях быстро меняющихся обстоятельств жизни. Словом, готовя ребенка к будущему, мы должны готовить его к творческой деятельности. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. С точки зрения психологов, именно дошкольный возраст – благодатный период (сензитивный) для формирования креативности (способности к творчеству) ребёнка. Доказано, что если упустить этот период, то ребёнку будет нанесён ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Личность – человек, обладающий неповторимой совокупностью качеств, отличающих его от всех других. Особенности личности:
Творчество – это созидание чего-то нового на основе преобразования познанного: самостоятельное открытие новых знаний, оригинальных путей, методов получения результата. Выход за рамки привычного, стандартного всегда сопутствует творчеству. Наличие готового образца, эталона для подражания тормозит его. Творческое мышление характеризуется следующими особенностями:
Справка о ТРИЗ Один из возможных путей решения этой непростой задачи - использование ТРИЗ, которая является перспективным направлением в формировании у школьников творческого стиля мышления. Работа над созданием ТРИЗ началась в нашей стране с 1946 года. Её создатель Генрих Саулович Альтшуллер (Г. Альтов) – изобретатель, писатель-фантаст. Первая публикация его появилась в 1956 году (Вопросы психологии 1956 №6). Считал, что творческими способностями наделёны все. Творчеству, как и любой деятельности, можно учиться. В результате проведённых исследований оказалось, что изобретать можно научить каждого, так же как читать, писать, считать, следуя определённым правилам, используя специальные приёмы. Потребовалось более 10 лет пропаганды ТРИЗ, прежде чем начался переход к коллективной работе. Сейчас в стране действует более трёхсот школ, в которых учат творчеству. Процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения. Основным понятием ТРИЗ является противоречие. Возможны два пути его разрешения: 1) компромисс, примирение противоположных требований; 2)выдвижение качественно новой идеи. Г.С. Альтшуллер выделяет 40 типов устранения технических противоречий. В методике имеют место как индивидуальные, так и коллективные приёмы. К коллективным относятся эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск. Основные задачи:
Особенностью курса является – системное рассмотрение темы с разных точек зрения в проблемном диалоге, систематизация имеющихся знаний. Большое внимание уделяется использованию схем, таблиц, условных обозначений, игровых технологий, инсценирование и моделирование ситуаций, выполнение практических работ, тесты – всё это делает уроки увлекательными и разнообразными. Методологической основой курса является приёмы развития воображения на базе ТРИЗ. Влияние занятий по ТРИЗ на развитие творческого воображения Велика роль воображения в жизни человека. Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результаты труда до его начала. Воображение – психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий. Благодаря этому психическому процессу человек способен мысленно преодолевать расстояния, переноситься в далёкое будущее и прошлое. Психологи различают два вида воображения:
Особой формой творческого воображения является мечта – создание образов желаемого будущего. Она является мощным стимулом к деятельности, становясь внутренней потребностью личности. Например, у человека возникает желание что-то создать, получить практический результат. Таким образом, он оказывается в проблемной ситуации, когда он имеет какую-то цель, для достижения которой у него нет нужных знаний или способа достижения этой цели. Слабовольный человек может отказаться от намеченной цели. Настоящий же человек начинает мысленный анализ этой проблемы, в результате которого ставит перед собой задачу. Для решения этой задачи он самостоятельно находит способ решения, осуществляя творческую деятельность. 6 основных качеств, которыми должна обладать творческая личность («Жизненная стратегия творческой личности» Г. Альтшуллер, И.Верткин)
Карл Юнг выделял главную черту творческой личности – смелость: «Смелость сомневаться в общепринятом, смелость разрушать ради того, чтобы создать нечто лучшее, смелость думать так, как не думает никто, смелость следовать интуиции вопреки логическим рассуждениям, смелость представить недостижимое, а потом попытаться достичь его, смелость противопоставить себя большинству, смелость быть самим собой». Креативность – способность к творчеству, позволяет решать нестандартные задачи, находить необычное решение, отказываться от стереотипных способов мышления. Творческие способности заложены в каждом ребёнке. Задача педагога увидеть проявление креативности у детей, развивать её в творческой деятельности. В школе обычно применяются задания «закрытого типа» с заданным набором элементов и с единым решением. А оригинальность и самостоятельность мышления, полёт фантазии, идей может сложиться, решая задачи, «открытого типа», где полная самостоятельность в выборе решения. Препятствием к формированию креативности является доминирование эмоций страха. Методы активизации мышления и воображения 1. Метод фокальных объектов Появился в 50-е годы, автор Вайтенг Ч. Это одна из разновидностей метода ассоциаций. Он хорошо развивает ассоциативность мышления, воображение. Слово «фокальный» означает, что объект находится в фокусе вашего внимания. Суть метода состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект. Случайные объекты можно взять из книги, высмотреть на улице, спросить у другого человека. В результате чего получаются необычные сочетания. Среди многих неудачных идей может оказаться что-нибудь полезное, новое. Порядок работы
В ходе работы составляется таблица.
Например, слово «Школа». Допустим, мы хотим получить что-то новенькое для улучшения её работы. Выберем случайные слова: мяч, клумба и т.д. Попробуем соединить: Круглая школа – это архитектурная идея, разноцветная школа – это интересно. Метод даёт хорошие результаты при поиске новых модификаций проектируемых объектов, позволяет найти оригинальное решение. ПРИМЕР На занятиях по речевому, познавательному развитию, дети старшего дошкольного возраста с интересом играют в игру «Изобретатели», в которой изобретают предметы мебели, посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки. Для выбора других объектов используются предметные картинки по 7-8 штук. Это создает атмосферу загадочности, еще больше заинтересовывает детей, концентрирует их внимание. Пользуясь методом фокальных объектов можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию. Например "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . . В процессе занятий дети раскрепощаются, не боятся высказывать свои мысли, идеи. Дети старшего дошкольного возраста овладевают умением произвольно обозначать и замещать знаками различные явления, предметы, их признаки и свойства; а также умением произвольно разводить обозначаемое содержание и средства обозначения. Данные умения относятся к умениям детей использовать знаково-символические средства. И, наконец, дети овладевают методом творчества. Создают новые оригинальные объекты, пытаются их нарисовать, испытывают радость, удовлетворение от умственных усилий; гордятся результатами своего творчества, осваивают навыки культуры поведения (учатся относиться с терпением и пониманием к высказываниям другого человека, уважать чужое мнение и т.п.). ПРИМЕР Игра "Необычный подарок". Цель: учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта. Развивать фантазию, память, воображение. Воспитывать дружелюбие, вежливость. Материал. Карточки с изображением различных предметов (книга, машина, шарик, кукла, платье, мяч, и т.д.) Игровая задача. Наделить нетипичными признаками различные предметы. Ход игры. Воспитатель спрашивает, какой подарок хотел бы получить ребенок и как он должен выглядеть. Опрашивается два ребенка. Например: - Даша, какой бы подарок ты хотела получить от Никиты? (Книгу) - А какую, опиши ее. (Большую, толстую, со сказками, в которой много картинок) - Никита, а ты что хотел бы, чтобы тебе подарила Даша? (Машину) - Опиши ее. (Красивую, с пультом управления) Далее детям предлагается поменять свойства их подарков местами. - Даша пусть у тебя будет книга с признаками машины Никиты, а у тебя Никита машина с признаками Дашиной книги. Что у нас получается? Дети меняют признаки местами. Например: Даша М.: - "У меня будет книга с пультом управления. Она ходит сама и рассказывает сказки" Никита И.: - "А у меня машина, разукрашенная сказками. Или в моей машине живут сказки. А еще, толстая машина, так как в ней сидит много людей, которые едут показывать детям сказки". Усложнение: предложить детям выбрать не один, а несколько предметов. Родители воспитанников, прослушав консультацию и поиграв на занятиях в “Изобретателей”, понимают значение МФО в воспитании и развитии своих детей. А наиболее заинтересованные родители (в основном бабушки и мамы) используют игру “Изобретатели” дома. Изобретают предметы декора квартиры, придумывают конкурсы для семейных праздников. Используя в работе метод фокальных объектов, педагог может реализовать свой творческий потенциал, с успехом разрабатывать занятия по разным видам деятельности: фантазированию, логике, математике, развитию речи, изодеятельности и ручному труду; применять метод для составления сценариев развлечений для дошкольников, в решении проблемных ситуаций. МФО позволяет педагогу развивать детей, заинтересовывать родителей вопросами воспитания и обучения детей и, наконец, совершенствоваться самому 2. Метод морфологического анализа Создан швейцарским астрофизиком Цвитки Ф, в 30-е годы. Он заключается в том, что выделяют несколько характерных признаков объекта, которые заносятся в таблицу. Это позволяет лучше представить поисковое поле. По каждому признаку выделяют всевозможные варианты (альтернативы), перебирая их, составляют различные сочетания. Таким образом, выделяются новые варианты решения задачи. Например, на одном из занятий дети придумывают новую снежинку. В ходе диалога выясняют, что одним из признаков зимы является снег. Снег состоит из снежинок. Учитель предлагает нарисовать несколько снежинок. Выясняется что общего, чем отличаются. Скорее всего снежинки не будут отличаться большим разнообразием. Учитель: А можно ли нарисовать сто снежинок, не похожих друг на друга? Сейчас мы будем придумывать снежинки. На доске таблица (морфологическая матрица) и условная снежинка.
Составные части записываются в левую часть таблицы.
Варианты заносятся в таблицу, заполняется первая строка.
Альтернативные варианты
Желательно оценивать ответы не с точки зрения здравого смысла, а сточки зрения неожиданности и оригинальности. После того, как таблица заполнена, учитель показывает, как можно получить много разных снежинок. Если используем составные части под №1, то это одна снежинка, №2 – другая и т.д. Но ведь можно взять центр 1, лучики 2, концы 6, получится новая снежинка. И таких снежинок может быть великое множество.Чтобы не забыть, какие клеточки используются, удобно записывать в виде формулы: А Б В 6 1 5 Далее следует самостоятельная работа. Вы можете предложить готовые формулы, а могут их составить и дети. Таким образом, морфологический анализ – это способ системного подхода в области решения творческих задач. |