Главная страница
Навигация по странице:

  • Перед фонетикой ставятся следующие задачи

  • Артикуляционная характеристика звуков речи.

  • Характеристика и классификация гласных звуков современного русского языка.

  • Характеристика и классификация согласных звуков современного русского языка. Согласные звуки характеризуются по четырем признакам

  • Сонорные

  • Язычные по пассивному органу делятся на зубные и небные (передненебные, средненебные, задненебные).

  • Понятие о чередовании звуков русской речи. Виды чередований. Позиция звука

  • Существуют сильная и слабая позиции по глухости/звонкости, твердости/мягкости. Сильная позиция

  • Единицы фонетического членения речи. При фонетическом членении речи выделяют следующие единицы: текст, фраза, синтагма, фонетическое слово, слог, звук речи.

  • Слог и слогоделение. Теории выделения слога. Принципы построения слога и закон слогоделения. Типы слогов. Фонетический слог

  • Слогообразующими звуками являются гласные.

  • Ударение, виды ударений. Типы словесного ударения, его качества. Ударение

  • Различаются: 1) ударение в фонетическом аспекте (по способу выделения слога)

  • 2) ударение в морфонологическом аспекте (по месту выделяемого слога)

  • 3) ударение в различных единицах языка.

  • Современный русский литературный язык Фонетика. Орфография. Орфоэпия. Графика


    Скачать 155.5 Kb.
    НазваниеСовременный русский литературный язык Фонетика. Орфография. Орфоэпия. Графика
    Дата01.07.2022
    Размер155.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаvoprosy_srlya.doc
    ТипДокументы
    #622371
    страница1 из 3
      1   2   3

    Вопросы к курсу "Современный русский литературный язык: Фонетика. Орфография. Орфоэпия. Графика"

    1. Фонетика как аспект лингвистических исследований, ее предмет, задачи, направления. Аспекты изучения звуков речи.

    Лингвистический, иначе — функциональный, аспект фонетики был обоснован И. А. Бодуэном де Куртенэ в 1870-х гг. Он различает в пределах единой дисциплины (фонетики) две стороны, два аспекта — психофонетику и антропофонику. Антропофоника изучает материальную сторону звука (главным образом деятельность артикуляционного аппарата). Психофонетика рассматривает роль звуков в механизме языка прежде всего с морфологической точки зрения. Так как эта роль не всегда соответствует материальной природе звука, как, например, [п] в форме [дуп] по отношению к [б] в [дубы], [дубо́ф], [дубам], психофонетика имеет дело именно с лингвистической функцией звука. Бодуэн де Куртенэ ввел понятие фонемы, которую он противопоставлял звуку. В соответствии со структурой звуковой стороны языка фонетика изучает звуки, слоги, различные типы ударения (т.е. акцентуацию) и интонацию. Звуковая сторона – сочетание линейных и нелинейных единиц. Звуки, слоги являются линейными единицами, а акцентуация и интонация являются нелинейными единицами, которые наслаиваются на линейные.

    Перед фонетикой ставятся следующие задачи:

    - установить звуковой состав данного языка в определенный период его развития;

    - изучить его в статическом состоянии или изучить эволюцию и развитие звуковой стороны на протяжении ряда эпох истории этого языка;

    - определить последовательные изменения звуков речи и выяснить причины этих изменений;

    - изучить фонетические явления данного языка в сравнении с фонетическими явлениями других родственных языков;

    - исследовать звуковые структуры двух и более языков с целью нахождения у них общего и специфического.

    Существует 2 аспекта изучения звуков: · фонетический – изучение звуков с материальной стороны, т.е. исследуется речеобразование человека с помощью методов естественных наук. · фонологический – изучение лингвистической стороны звуков, т.е. функция знаков для образования и различения слов.

    1. Артикуляционная характеристика звуков речи.

    Артикуляция звука является процессом. Различают 3 фазы артикуляции:

    • Экскурсия- органы речи готовятся к произнесению звука. *при произнесении звонких согласных выдвигаются голосовые связки

    • Выдержка- сохранение положения органов речи для произнесения звука.

    • Рекурсия- возвращение органов речи в прежнее положение или подготовка к произнесению следующего звука.

    1. Характеристика и классификация гласных звуков современного русского языка.

    Классификация гласных звуков строится на трех признаках: участие губ, степени подъема языка по отношению к нёбу, степени продвинутости языка вперед или по отодвинутости назад.

    По участию губ гласные делятся на лабиализованные (огубленные) и нелабиализованные (неогубленные). При образовании лабиализованных гласных ([о], [у]) губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть различной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [а], [э], [и], [ы] – нелабиализованные.

    По степени подъема языка (по подъему) по отношению к нёбу различаются гласные трех основных подъемов: верхнего ([и], [ы], [у]); среднего ([э], [о]), нижнего ([а]). При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Нижняя челюсть при этом слегка обычно отходит к верхней, создавая узкий раствор рта. При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта.

    По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад (по ряду) различаются гласные трех основных рядов: переднего ([и], [э]), среднего ([ы], [а]), заднего ([у], [о]). При артикуляции гласных переднего, среднего и заднего ряда язык концентрируется соответственно в передней, средней или задней части полости рта. Форма языка при этом бывает различной. При образовании гласных переднего ряда по направлению к передней части нёба приподнимается передняя часть спинки языка. При образовании гласных заднего ряда приподнимается по направлению к задней части спинки нёба задняя часть спинки языка. А при образовании гласных среднего ряда язык либо приподнимается средней частью к средней части нёба (как бывает иногда при произнесении [ы]), либо лежит плоско (как бывает при произнесении [а]).

    1. Характеристика и классификация согласных звуков современного русского языка.

    Согласные звуки характеризуются по четырем признакам:

    1) по участию голоса и шума;

    2) наличием и отсутствием палатализации;

    3) местом образования преграды;

    4) способом образования преграды.

    Согласные по участию голоса и шума делятся на сонорные и шумные.

    Сонорные – это такие согласные, в образовании которых участвует голос и незначительный шум.

    Шумные согласные – это согласные, в образовании которых шум преобладает над голосом. Шумные делятся на звонкие и глухие. Большинство шумных образует пары о звонкости/глухости.

    По палатализации (по наличию или отсутствию смягчения, по наличию или отсутствию j-ой артикуляции) все согласные делятся на твердые и мягкие. При образовании мягких согласных к основной артикуляции органов речи добавляется дополнительная, j-ая артикуляция (средняя часть языка приподнимается к твердому небу). Согласные образуют пары по твердости/мягкости.

    Язычные по пассивному органу делятся на зубные и небные (передненебные, средненебные, задненебные).

    По способу образования преграды ("работа" активного органа речи при создании преграды) согласные делятся на щелевые, смычные (смычно-взрывные, смычно-проходные, смычно-щелевые, дрожащие).

    1. Понятие о чередовании звуков русской речи. Виды чередований.

    Позиция звука – это его ближайшее окружение, а также положение в начале, в конце слова, на стыке морфем, а для гласных – положение по отношению к ударению. Попадая в различные позиции, звуки произносятся иначе, чем изолированно. Согласные звуки в русском языке обладают системными – коррелятивными – отношениями.

    В системе согласных звуков коррелятивные отношения существуют по глухости/звонкости, мягкости/твердости. Существуют сильная и слабая позиции по глухости/звонкости, твердости/мягкости.

    Сильная позиция – позиция максимального различения фонем, если они вступают в коррелятивные отношения.

    Слабая позиция – позиция нейтрализации парных фонем.

    Сильные и слабые позиции по глухости/звонкости.

    Речь – это непрерывный, сплошной поток звучаний. Он членится на отдельные отрезки. При фонетическом членении выделяют следующие единицы: а) фонетические фразы; б) фонетические такты (синтагмы); в) фонетические слова; г) слоги; д) звуки речи.

    Фонетическая фраза – отрезок звучащей речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с двух сторон паузами. Это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой (// – знак паузы). Границы фразы могут совпадать, а могут и не совпадать с границами предложения, так как фонетическая фраза – единица фонетическая, а предложение – грамматическая, в связи с чем они относятся к разным уровням языка.

    // Дверь в сад была открыта, // на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя //.

    Фонетическая синтагма (такт) – отрезок фонетической фразы, характеризующийся особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между синтагмами короче межфразовых, они не очень интенсивные (/ – знак паузы). Членение фонетической фразы на синтагмы зависит от значения:

    Как обрадовали ее / слова друзей. – Как обрадовали ее слова / друзей.

    Фонетическое слово – часть такта (или фразы), объединенная одним словесным ударением. Фонетическое слово может совпадать со словом в грамматическом или лексическом понимании. Далеко не всегда количество лексических и фонетически слов совпадает, например: Жара в͡ пути помехою была не͡ основною – лексических слов семь, фонетических пять. Служебные слова сливаются с ближайшими знаменательными словами в одно фонетическое слово (͡ – знак фонетического слова). Например:

    //На͡ берегу пустынных волн/ – три фонетических слова.

    К знаменательным словам примыкают служебные, не имеющие ударения. Вместе со служебными словами они составляют одно фонетическое слово.

    Безударное слово, стоящее перед ударным, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы: на͡ горé, не͡ знáю.

    Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называют энклитикой. Энклитиками бывают обычно односложные частицы: óн͡ же, придéт͡ ли.

    1. Единицы фонетического членения речи.

    При фонетическом членении речи выделяют следующие единицы: текст, фраза, синтагма, фонетическое слово, слог, звук речи.

    Текст – произведение речи, являющееся исходной величиной фонетического членения речи и имеющее в основном не фонетический (то есть произносительный), а коммуникативный характер (коммуникация – «сообщение»). Текст возникает в силу коммуникативного задания, а не по законам произношения. Тем не менее, текст имеет собственно фонетическую характеристику: он ограничен паузами (точнее, отсутствием речи) перед началом и в конце.

    Фраза – самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединённое особой интонацией и отделённое паузой от других таких же единиц. Фраза выделяется в тексте интонацией законченности (интонацией повествования, вопроса и т.д.), а также логическими ударениями и паузами (то есть составными элементами интонации).

    Синтагма – семантико-синтаксическая единица, которая образуется группой слов в составе фразы, объединённых в смысловом и ритмико-мелодическом отношениях. Синтагмы во фразах также выделяются интонационно, но, в отличие от интонации законченности на границах фраз, здесь используется интонация незаконченности: определённый темп, специфический ритм, тембр и т.д. Используются здесь и паузы, но менее продолжительные, чем между фразами.

    Фонетическое слово – это комплекс звучаний, объединяемых единым ударением. Фонетические слова выделяются из синтагмы и характеризуются наличием единого ударения. Пауз между словами может и не быть, но они здесь всегда возможны. Служебные слова сливаются с ближайшими знаменательными словами в одно фонетическое слово. Так, предложно-падежная форма ко мне является одним фонетическим словом, поскольку предлог ко не имеет собственного ударения.
    Слог – звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

    Звук речи – это минимальный элемент звукового потока речи, образуемый органами речи за одну артикуляцию, то есть с наличием одной экскурсии (начальная фаза образования звука) и одной рекурсии (конечная фаза образования звука).

    1. Слог и слогоделение. Теории выделения слога. Принципы построения слога и закон слогоделения. Типы слогов.

    Фонетический слог – это отрезок звучащей речи, состоящий из одного или более звуков. Это минимальная произносительная единица, цельный артикуляционный комплекс. Слог произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. На каждый слог приходится отдельный и только один толчок выдыхаемого воздуха: на–бе–ре–гу; сы–ро–е; о–дин. Слог – это группировка звуков, обладающих разной степенью звучности.

    Типы слогов:

    1) Различают слоги ударные и безударные.

    2) По начальному звуку слоги могут быть:

    прикрытие – начинающиеся с неслогового звука: ру–ка;

    неприкрытые – начинающиеся со слогового звука: а–ист;

    3) По конечному звуку слоги делятся на:

    закрытые – заканчивающиеся на неслоговой звук: бал–кон;

    открытые – заканчивающиеся на слоговой звук: ва–за.

    Например:

    Комар – ко–мар

    1 слог (ко) – безударный, прикрытый, открытый;

    2 слог (мар) – ударный, прикрытый, закрытый.

    Деление слов на слоги связано со степенью звучности рядом стоящих звуков. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности.

    Иерархия звучности (по нисходящей): гласные

    сонорные

    шумные звонкие

    шумные глухие

    Слогообразующими звуками являются гласные. Но слогообразующими могут быть и сонорные (чаще всего на конце слова при стечении согласных), например: но–я– брь–ский, ко–знь.

    Правила слогораздела

    1. Если между гласными один шумный согласный, то слогораздел проходит перед согласным: ка–ша.

    2. Если между гласными один сонорный согласный, то слогораздел проходит перед согласным: по–ра.

    3. Если между гласными два или более шумных согласных, то слогораздел проходит перед согласными: то–ска.

    4. Если между гласными два и более сонорных согласных, то слогораздел проходит перед согласными: во–лна.

    5. Если между гласными сочетание шумного (шумных) и сонорного (сонорных) согласных, то слогораздел проходит перед согласными: во–бла.

    6. Если между гласными сочетание ј(i) и сонорного (сонорных) согласных, то слогораздел проходит после ј(i): вой–на.

    7. Если между гласными сочетание (ј(i)) и шумного (шумных) согласных, то слогораздел проходит после ј(i): бай–ка.

    1. Ударение, виды ударений. Типы словесного ударения, его качества.

    Ударение – это выделение звука, слога или слова путем усиления мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса (голосового тона).

    Ударение (акцент): 1) выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств. Осуществляется различными способами: силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском, польском, венгерском, арабском и других языках); изменением высоты голосового тона (тоновое, или музыкальное, ударение в литовском, сербском, скандинавских, бирманском, вьетнамском, китайском, японском и других языках); продлением звука (количественное ударение - в чистом виде не встречается). Во многих языках наблюдается комбинация этих средств. В русском языке ударение силовое, сопровождается продлением ударного слога. 2) Логическое ударение - интонационное выделение того слова в предложении, которое несет особую смысловую нагрузку (''Ты сегодня приедешь в город? А не завтра?'').

    Различаются:

    1) ударение в фонетическом аспекте (по способу выделения слога):

    а) по силе выдоха. Ударение силовое (динамическое, экспираторное, выдыхательное) (например, в русском языке). Динамическое (экспираторное, силовое) – слог выделяется силой выдоха. Динамическое ударение имеется в русском, английском, чешском и других языках. В русском языке динамическое ударение сопряжено с квантитативным. Динамическое ударение бывает или сильное (в русском, английском и др. яз), или слабое (в чешском, грузинском и др.).

    б) по высоте тона (движению голосового тона). Ударение музыкальное (мелодическое, тоническое, тоновое) (например, в китайском, корейском, японском языках; в соединении с экспираторным усилением — смешанное, или музыкально-выдыхательное, ударение – в шведском и норвежском языках, в менее заметной форме в сербскохорватском и литовском языках). Мелодическое (музыкальное, тоновое) – слог выделяется движением голосового тона.

    в) по долготе звука. Ударение количественное (квантитативное, долготное) (например, в современном новогреческом языке). Квантитативное (количественное) – слог выделяется долготой.

    2) ударение в морфонологическом аспекте (по месту выделяемого слога):

    а) по прикрепленности к определенному слогу в слове. Ударение постоянное (устойчивое, фиксированное) (например, в языках чешском, венгерском, финском, эстонском, латышском на первом слоге; во французском языке и в большей части тюркских языков на последнем слоге; в польском языке на предпоследнем слоге). Ударение свободное (разноместное) (например, в русском языке): окно, море, хорошо.

    б) по возможности перехода с одного слога на другой. Ударение неподвижное (сохраняется на одном и том же слоге, т. е. совпадает с постоянным). Ударение подвижное (может переходить в слове с одного слога на другой, например в русском языке): мó-ре – мо-ря, пи-шу – пи-шешь).;

    в) по наличию дополнительного ударения. Каждое самостоятельное слово РЯ имеет, как правило, одно ударение.

    – Ударение главное. Главное ударение – это (основное) собственно ударение, т. е. ударение, выполняющее свою непосредственную функцию выделения одного из слогов в составе слова.

    – Ударение второстепенное. Второстепенное ударение – это (побочное) более слабое ударение, которое встречается наряду с основным в многосложных, образованных из двух и более основ словах. Кинокартина, лесопитомник, автомотогонки.

    3) ударение в различных единицах языка.

    Ударение слоговое, связанное с изменением силы звука или движения тона внутри слогообразующей части слога (ударение ровное, восходящее, нисходящее, нисходяще-восходящее, восходяще-нисходящее).

    Ударение словесное — выделение фонетическими средствами одного из слогов в двусложном или многосложном слове.

    Ударение тактовое (синтагматическое) — выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта (синтагмы);

    Ударение фразовое – это выделение в произношении более важного в смысловом отношении речевого такта (синтагмы); таким ударением является одно из тактовых.
      1   2   3


    написать администратору сайта