Главная страница
Навигация по странице:

  • Фонема. Дифференциальные и интегральные признаки фонемы. Фонема

  • Сильная и слабая позиции фонем. Гиперфонема.

  • Система звонких и глухих фонем: парные и внепарные, сильные и слабые позиции. Сильные позиции по глухости – звонкости

  • Слабые позиции по глухости - звонкости

  • Система твердых и мягких согласных фонем: парные и внепарные, сильные и слабые позиции. Слабые позиции по твёрдости – мягкости

  • Сильные позиции по твёрдости – мягкости

  • Состав и система гласных фонем современного русского языка.

  • Орфоэпия как раздел языкознания. Нормы произношения гласных и согласных звуков, сочетаний звуков, отдельных грамматических форм, заимствованных слов. Орфоэпия

  • Графика русского языка (из истории). Графема и буква. Русский алфавит: состав и классы букв. Графикой

  • Слоговой принцип русской графики

  • Орфография русского языка (из истории). Понятие орфограммы. Орфографический анализ. Орфография

  • Принципы русской орфографии. Фонетический принцип

  • Дифференцирующее написание.

  • Современный русский литературный язык Фонетика. Орфография. Орфоэпия. Графика


    Скачать 155.5 Kb.
    НазваниеСовременный русский литературный язык Фонетика. Орфография. Орфоэпия. Графика
    Дата01.07.2022
    Размер155.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаvoprosy_srlya.doc
    ТипДокументы
    #622371
    страница3 из 3
    1   2   3

    Фонема. Корреляция фонем, типы оппозиций. Нейтрализация фонемных противопоставлений.

    Корреляция – взаимозависимость, соотносительность двух или более языковых единиц. В фонологии корреляцией называют наличие двух рядов фонем, попарно противопоставляемых друг другу по одному признаку при совпадении по всем другим признакам.

    Фонемы могут быть по-разному противопоставлены друг другу. В зависимости от этого Трубецкой выделил различные типы оппозиций, т.е. противопоставлений фонем.

    1. По числу фонем, обладающих общими дифференциальными признаками (ДП) и противопоставленными по одному ДП, различаются одномерные и многомерные оппозиции. Одномерные оппозиции присущи только двум фонемам данной системы. Так, только фонемы /и/ и /у/ обладают ДП верхний подъем, противопоставляясь по лабиализованности/нелабиализованности. В многомерных оппозициях общие ДП присущи большему числу фонем. Так, общие ДП взрывная, глухая, твердая у фонем /п/, /т/, /к/, противопоставленных по месту образования.

    2. По возможности повторения отношения между членами одной оппозиции в других оппозициях различаются пропорциональные и изолированные оппозиции. Отношение между членами пропорциональной оппозиции наблюдается и у членов какой-либо другой оппозиции или ряда оппозиций. Так, оппозиция /п/ - /б/ пропорциональна, т.к. противопоставление этих фонем по глухости/звонкости присуще и многим другим фонемам. Оппозиция же /р/ - /ж/ изолированная, т.к. отношение между этими фонемами не повторяется ни у одной другой пары фонем.

    3. По равноправности фонем – членов оппозиции при их функционировании в языке различаются приватные и эквиполентные оппозиции. У приватных оппозиций ее члены неравноправны: один ее член – маркированный, другой – немаркированный. Маркированный член оппозиции характеризуется наличием, а немаркированный отсутствием признака, по которому противопоставлены фонемы, составляющие данную оппозицию. Так, /у/ - /и/, /о/ - /э/ противопоставлены как лабиализованные фонемы нелабиализованным. У эквиполентных оппозиций оба члена равноправны. Таковы, например, оппозиции /т/ - /п/, /т/ - /с/.

    Все приватные одномерные пропорциональные оппозиции, характеризующиеся одними и теми же признаками, по которым противопоставлены фонемы, составляют корреляцию. Таковы, например, корреляция звонкости, корреляция палатализации и т.д.

    1. Фонема. Дифференциальные и интегральные признаки фонемы.

    Фонема – это кратчайшая лин.выд.яз.ед, представленная всем рядом чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями; фонема служит для формирования, различения и отождествления слов и морфем. У фонем в языке важное назначение – различать разные слова, разные морфемы (сигнификативная функция), а также способствовать отождествлению одних и тех же слов и морфем (перцептивная функция). Некоторые ученые выделяют также и конституирующую функцию, т.к. фонема является строительным материалом для значимых единиц языка.

    Несмотря на то, что фонема – это минимальная единица языка, она представляет собой не простейшее, а сложное явление, т.к. она состоит из ряда признаков, не существующих самостоятельно, вне фонем, а сосуществующих одновременно в единстве фонемы. Каждая фонема обладает рядом дифференциальных и интегральных признаков. Признаки, необходимые и достаточные для определения данной фонемы в сигнификативно сильных позициях, называются дифференциальными. А признаки звуков, воплощающих фонемы, которые не участвуют в противопоставлении данной фонемы другим фонемам являются интегральными. Реальное содержание фонем данного языка – это совокупность смыслоразличительных признаков в их составе, благодаря чему одинаковые звуки разных языков как фонемы различны. Это связано с тем, что один и тот же признак в составе фонем разных языков может иметь различную функциональную характеристику. По числу дифференциальных признаков, характеризующих фонему, определяется ее валентность.

    1. Сильная и слабая позиции фонем. Гиперфонема.

    Совпадение, неразличение двух или нескольких фонем в определенной позиции называется нейтрализацией. В позиции нейтрализации эти фонемы реализуются одним и тем же звуком. Среди гласных в русском языке возможна нейтрализация трех фонем (например, /а/ - /о/ - /э/ во втором предударном слоге после твердого согласного совпадают в звуке [ъ]) или четырех фонем (например, /а/ - /о/ - /э/ - /и/ совпадают в безударных слогах, кроме конечного открытого, после мягкого согласного в звуке [иэ]). Среди согласных возможна нейтрализация и большего числа фонем.

    Нейтрализация фонем обязательно связана с их чередованиями в одних и тех же морфемах: в одних позициях фонемы в разных морфемах различаются, в других эти фонемы в тех же морфемах не различаются, совпадают. Поэтому нейтрализация – это снятие противопоставления фонем в тех же морфемах.

    Произносительные условия употребления, реализации фонем в речи называются позициями. Позиции бывают сильные – это позиции, благоприятные для выполнения фонемой ее функций, и слабые – позиции, в которых возможности выполнения фонемой своих функций ограничены. У фонемы две основные функции: перцептивная – способствовать отождествлению одних и тех же значимых единиц языка, и сигнификативная – способствовать различению разных единиц. В связи с этим выделяют два типа позиций: перцептивные (сильные и слабые) и сигнификативные (сильные и слабые). В отношении перцептивной функции сильная позиция та, в которой фонема выступает в своем основном виде, независимо от позиции; слабая же та, в которой фонема меняет свое звучание в зависимости от позиции и выступает в виде вариации фонемы. Вариации всегда принадлежат одной фонеме, которая как общее проявляется в отдельном. В отношении сигнификативной функции сильная позиция та, в которой фонемы сохраняют противопоставление и, различаясь, различают значимые единицы языка, а слабая позиция та, в которой противопоставленные фонемы совпадают в одинаковом звучании, перестают различаться и различать значимые единицы языка. Тем самым противопоставление нейтрализуется. Итак, сигнификативно сильные и слабые позиции принадлежат не одной какой-либо фонеме, а противопоставлению двух или более фонем, которое осуществляется в сильной позиции и нейтрализуется в общем варианте (аллофоне) в слабой позиции. Перцептивно и сигнификативно сильная позиция называется абсолютно сильной. В этой позиции фонема реализуется своим основным представителем – доминантой.

    Перцептивно

    Сильные- осн. облик фонемы (н-р, <ч`> чай, печник) Слабые- ф. предст др звуками, но кот. М.б. отнесены только к этой фонеме (н-р, <ч`>перед зв. согл. (дж) (печь бы). ВАРИАЦИЯ

    Сигнификативно

    Сильные- ф. реал-ся осн. Звуком (н-р, о и а под удар-ем) Слабые- поз-и неразл-я, нейтр-ции (н-р, о и а в 1-м предуд слоге(бачок и бочок). ВАРИАНТ

    Чтобы узнать, какой фонеме соответствует звук слабой позиции в данной морфеме, надо изменить слово или подобрать другое слово с той же морфемой, чтобы слабая позиция в ней заменилась сильной. В некоторых морфемах такая проверка вообще невозможна, иногда она лишь позволяет ограничить круг фонем, нейтрализующихся в сигнификативно слабой позиции, но не выявляет единственно возможную из этих фонем. В подобных случаях речь идет о гиперфонеме.

    Гиперфонема – это функциональная единица, представленная в конкретной морфеме рядом позиционно чередующихся звуков, общих в этих позициях для нескольких нейтрализованных фонем, и не приводимая в данной морфеме однозначно к одной из этих фонем. Обычно гиперфонема бывает представлена несколькими фонемами, иногда в их число входит и нуль фонемы.

    1. Система звонких и глухих фонем: парные и внепарные, сильные и слабые позиции.

    Сильные позиции по глухости – звонкости:

    1. Позиция перед гласным.

    2. Позиция перед сонорным согласным.

    3. Позиция перед [в] и [ в’].

    Непарные фонемы <ч>, <ц>, <х>, , <м>, <н>, <л>, <р>, <м’>, <н’>, <р’>, <л’> не участвуют в нейтрализации, но каждая из них представлена вариациями как глухими, так и звонкими.

    Слабые позиции по глухости - звонкости:
    1. на конце слова. Звонкие и глухие согласные фонемы реализуются в глухих согласных: род /рот/ и рот /рот/, глуп /глуп/ и губ /гуп/.

    2. перед глухими шумными согласными. Звонкие и глухие согласные фонемы реализуются в глухих согласных: спать /СП/ать и из парты /ИСП/арты.

    3. перед звонкими шумными. Звонкие и глухие согласные фонемы реализуются в звонких согласных: из бани /ИЗБ/ и с баней /ЗБ/.

    1. Система твердых и мягких согласных фонем: парные и внепарные, сильные и слабые позиции.

    Слабые позиции по твёрдости – мягкости:

    1. Зубные перед мягкими зубными (кроме /л/). Мягкие и твердые фонемы реализуются в мягких зубных.

    2. Перед /ш’/, /ч’/ нейтрализуются <н>, <н’>. Мягкая и твердая фонема реализуется в мягком /н’/.

    3. Зубные перед мягкими губными. Мягкие и твердые фонемы реализуются в мягких зубных.

    Нет нейтрализации по твердости-мягкости, а значит звук – основной представитель фонемы, в следующих позициях:

    Сильные позиции по твёрдости – мягкости:

    1. на конце слова.

    2. перед гласным.

    3. перед заднеязычным согласным.

    Не различаются твердые и мягкие фонемы в следующих позициях:

    Непарные фонемы по твёрдости – мягкости:

    <к>, <г>, <х>, <ц>, <ч>, ,<л>, <л’> - данные фонемы не участвуют в нейтрализации по твёрдости – мягкости.

    Согласные фонемы могут нейтрализоваться еще по одному признаку – месту образования. Фонемы <с с’з з’ т т ’д д’ ц > реализуются в зубных шумных звуках / с с’з з’ т т ’д д’ ц/. Фонемы <ш ш’ ж ж’ ч’> реализуются в передненебных шумных / ш ш’ ж ж’ ч’/. В позиции перед передненебными шумными зубные меняются на передненебные: сшить /шшить/, сжать /жжать/.

    1. Состав и система гласных фонем современного русского языка.

    Гласные фонемы, как и согласные, мы подсчитываем по их сильной позиции.

    А сильной позицией для них является позиция под ударением, остальные - слабые позиции.

    По МФШ в русском языке выделяются 5 гласных фонем <а о и э у>.
    Фонема <ы> не выделяется. Звук [ы] является позиционным вариантом <и>.

    В русских общеупотребительных словах нет ни одного слова, которое бы начиналось со звука [ы]. Кроме того, мы знаем, что звук [и] позиционно чередуется со звуком [ы]. Если [и] находится после твердого согласного звука, то он заменяется звуком [ы]: [избы] [вызбы].

    Поэтому МФШ считает, что звук [ы] это позиционный вариант фонемы <и>. Следовательно, отсюда делаем вывод, что для фонемы <и> сильная позиция не только под ударением как для других фонем, но и ещё в дополнение должно быть:

    1)чтоб она находилась или в начале слова

    2)или после мягкого согласного.

    После твердого согласного для <и> позиция слабая, даже если <и> находится под ударением: [вызбы].

    ЛФШ насчитывает 6 гласных фонем, считая <ы> самостоятельной фонемой.

    1. Орфоэпия как раздел языкознания. Нормы произношения гласных и согласных звуков, сочетаний звуков, отдельных грамматических форм, заимствованных слов.

    Орфоэпия – это совокупность правил устной речи, устанавливающих единообразное литературное произношение.

    Русская орфоэпия включает в себя правила произношения

    – безударных гласных, звонких и глухих согласных,

    – твердых и мягких согласных (включая условия смягчения согласных перед мягкими согласными),

    – сочетаний согласных, например: произношение [шн] на месте сочетания чн (ску[ш]но),

    – сочетаний с непроизносимыми согласными,

    – правила произношения отдельных грамматических форм, например: [в] на месте г в окончании -ого - -его (того - то [в] о, его - е[в]о),

    – особенности произношения слов иноязычного происхождения.

    1. Графика русского языка (из истории). Графема и буква. Русский алфавит: состав и классы букв.

    Графикой называют совокупность начертаний, через которые устная речь передается на письме

    Кроме букв, используются также небуквенные графи¬ческие средства: пробелы между словами, черточка (дефис), знак ударения, апостроф, знак параграфа и некоторые дру¬гие.

    Основным вопросом графики является отношение буквы к фонеме, буквы – графические средства.

    В основе любой графики лежит алфавит. Алфавит – это совокупность расположенных в определенном порядке графических знаков – букв, которыми пользуются на письме.

    Русский алфавит называется кириллическим и насчитывает 33 буквы: 10 гласных и 21 согласная, 2 буквы звуков не обозначают, но служат для передачи определенных звуковых особенностей.

    Для обозначения согласных звуков используется 21 буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. 10 букв служат для обозначения гласных звуков: а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е. Существуют еще 2 буквы, которые не обозначают звуков: ъ, ь.

    Между фонетическим и графическим обликом слова может быть зеркальное соответствие: [том] том. Однако такое соответствие необязательно: в слове [п’ат’] три звука, а записывается оно четырьмя буквами – пять.

    Русский алфавит имеет прописные и строчные буквы, письменные и печатные.

    Современный русский алфавит является модификацией древнейшей славянской азбуки – кириллицы.

    Основные требования к графике:

    1. Буква должна быть равна звуку.

    2. Буква должна быть равна одному звуку.

    3. Буква должна быть равна одному и тому же звуку.

    В русском же алфавите: 1) Ь и Ъ звуков не обозначают, 2) есть буквы, которые могут обозначать 2 звука: е, ё, ю, я; 3) буква может обозначать разные звуки в разных условиях: буква "эс" обозначает [с, сʼ] – сад – сядь, , [з] – сдача, [з'] – косьба, [ш] – сшить, [ж] – сжать.

    В русском алфавите букв значительно меньше, чем звуков в живой речи. Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными, могут иметь несколько звуковых значений (на это было указано выше).

    Таким образом, при многозначности букв русская графика различает главные и второстепенные значения букв. Так, в слове дом буква о употребляется в главном значении, а в слове дома – во второстепенном значении.

    Следующая особенность русской графики – наличие в ней однозначных и двузначных букв: к первым относятся буквы, имеющие одно основное значение; ко вторым – имеющие два значения, например, буквы ч и ц относятся к числу однозначных, так как буква че во всех положениях обозначает один и тот же мягкий звук [ч'], а буква цэ – твердый звук [ц].

    К двузначным буквам относятся: 1) все буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости; 2) буквы, обозначающие гласные звуки: я, е, ё, ю.

    Двузначность указанных букв русского алфавита находится в связи со спецификой русской графики – именно со слоговым принципом ее

    1. Слоговой принцип русской графики, отступления от него. Графический анализ.

    Слоговой принцип русской графики заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог. Слог – это сочетание "согласная + гласная". Такой слог, т.е. сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены.

    Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных. В современном русском языке согласные звуки, парные по твердости-мягкости, служат для различения звуковых оболочек слов. Однако в русском алфавите отсутствуют отдельные буквы для обозначения парных по мягкости-твердости согласных звуков, так что, например, буква т употребляется и для твердого, и для мягкого звука [т] – (ср.: станут - стянут).

    Т.о., ключом к прочтению согласной буквы является гласная.

    Например: мал – мял.

    Существует два положения: 1) перед гласными, 2) не перед гласными.

    В положении перед гласной на твердость согласных указывает гласная из несмягчающего ряда: а, у, о, э, ы.

    В положении перед гласной на мягкость согласного указывает гласная из смягчающего ряда: я, ю, ё, е, и.

    Например: пыл – пил, мил – мыл.

    Мыл – в графическом слоге буква "эм" + буква "ы" буква "эм" обозначает [м], в положении перед гласными на его твердость в соответствии со слоговым принципом русской графики указывает гласная из несмягчающего ряда.

    В положении не перед гласной на твердость указывает отсутствие мягкого знака, на мягкость согласного наличие мягкого знака. Например: кон – конь, угол – уголь.

    Слоговой принцип применяется также к обозначению согласного звука [j] (йот), причем это применение осуществляется лишь внутри слов. Согласный звук [j] обозначается особой буквой й ("и краткое") только в том случае, когда слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным (ср.: пой - пойте, лей - лейте, весной, слепой и т.п.). Во всех прочих положениях звук [j] вместе со следующим гласным звуком обозначается одной буквой, а именно: я - [ja], ё - [jо], е - [je], ю - [jy]. Такое значение букв я, ё, е, ю имеет место: 1) в начале слова (ср. яма, ёж, юг, ель); 2) после гласных (моя, моё, поеду, мою); 3) после разделительных знаков ъ и ь (объявить - обезьяна, объём - собьём, съезд - устье, конъюнктура - вьюга).

    Яма – в графическом слоге "пробел" + буква "я" буква "я" обозначает два звука: [j] + [а], в положении перед гласным [j] вместе с этим гласным обозначен в соответствии со слоговым принципом русской графики йотированной буквой "я".

    Существуют отклонения от слогового принципа русской графики в обозначении твердости – мягкости и йота на письме.

    Отклонения в обозначении твердости-мягкости:

    1) в положении перед гласными для внепарных согласных по твердости - мягкости: цирк, шёл, часы,

    2) в положении не перед гласными: рожь, плащ .

    3) случаи ассимилятивного смягчения: стена – [сʼтʼиэ]на.

    Отклонения в обозначении [j] на письме:

    1) в положении перед гласными [j] обозначен буквой "и краткое" (й): район,

    2) избыточное обозначение [j]: Йемен,

    3) [j] на письме не обозначен: бульон,

    4) в сложносокращенных словах: иняз, детясли,

    5) [j] на письме обозначен, но не читается: диета, реквием.

    Если буква обозначает звук в сильной позиции, это графема. Если буква обозначает звук в слабой позиции, то это орфограмма.

    1. Орфография русского языка (из истории). Понятие орфограммы. Орфографический анализ.

    Орфография – это исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которой пользуется общество; правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты.

    Сфера орфографии – это написания, где перед пишущим стоит задача выбора буквы для обозначения того или иного звука, которая соответствовала бы принятой в обществе правописной норме.

    Одним из центральных понятий орфографии является понятие орфограммы. Общепринятого определения орфограммы пока нет. В.Ф. Иванова так трактует это понятие: "Орфограмма – правильное (соответствующее правилам или традиции) написание, которое выбирается из ряда возможных. Орфограммой может быть не только буква, выбираемая из ряда возможных для обозначения звука (фонемы). Орфограммой может быть также слитность или раздельность написания, строчная или прописная буква, место переноса, объем сокращения слова".

    Орфограмма может отсутствовать в слове, например: дом;

    в слове возможна одна орфограмма, например: пила – пилы;

    несколько орфограмм, например: паровоз;

    возможны случаи, когда все буквы в слове являются орфограммами, например: ещё.

    Итак, орфография – правильное, соответствующее нормам письмо.

    1. Принципы русской орфографии.

    Фонетический принцип: написание соответствует произношению (пиши, как слышишь). Орфограмм, отвечающих фонетическому принципу, в русском правописании немного:

    1) написание приставок с конечным -З: раз (рас)-, без (бес)- и пр.;

    2) правописание приставки роз (рос)- (например: розыск, роспись);

    3) написание Ы вместо начального И (по произношению) в корнях после приставок, оканчивающихся на твердый согласный (безыдейный – идея);

    4) зар- зор- (заря, зоренька);

    5) -онок (-онка): после шипящих в этом суффиксе пишется О (медвежонок, ежонок).

    Традиционный принцип – такой принцип, при котором фонемы, находящиеся в слабой позиции, обозначаются одной из ряда букв, фонологически возможных для обозначения данной фонемы. Это исторически сложившиеся написания, словарные слова, по школьной терминологии. Традиционные написания – написания, не проверяемые произношением гласных и согласных, например: сарай, вокзал, вторник и пр.

    Современное русское правописание построено на морфологическом принципе. Морфологический принцип (в разной научной литературе встречаются разные термины: фонематический, морфематический, фонемный; а также объем этого понятия разный). Этот принцип заключается в единообразном написании морфем (значимых частей слова). Несмотря на разное произношение одного и того же корня, приставки и т.д., пишем их единообразно; в русском письме значимая часть слова имеет единый графический образ, например: ходить -ходит; сделать – слазить; глинистый – росистый.

    Для слабой позиции есть сильная, она является опорной для написания. Основное количество орфограмм пишутся по морфологическому принципу.

    Дифференцирующее написание. Оно состоит в следующем: различие в написании ведет к лексическому и семантическому различию, например: лев – Лев, зализать рану – залезать на дерево, примирять друзей – примерять друзей, равный – ровный, макать – промокнуть, приемник – преемник и пр.
    1   2   3


    написать администратору сайта