Главная страница
Навигация по странице:

  • Как писать редакционные статьи

  • О чем необходимо помнить

  • Функциональный типографский дизайн

  • Заголовки, выровненные по левой кромке текста

  • Максимальная длина заголовка

  • Эффективная работа с цветом

  • ГАЗЕТА КАК СРЕДСТВО РЕКЛАМЫ

  • Нефункциональные объявления

  • Функциональные объявления

  • Искусство оформления рекламных объявлений

  • Горизонтальное расположение материалов

  • Расположение иллюстраций

  • А. 1 цицеро, т. е. 12 пунктов

  • Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы. Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы Пер с англ. М. "Права человека", 1998. 152 с. Ббк 84. 7 Сша


    Скачать 0.96 Mb.
    НазваниеСправочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы Пер с англ. М. "Права человека", 1998. 152 с. Ббк 84. 7 Сша
    АнкорСправочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы.rtf
    Дата18.12.2017
    Размер0.96 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаСправочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы.rtf
    ТипСправочник
    #12032
    КатегорияИскусство. Культура
    страница12 из 22
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   22

    Сокращенная статья из книги Пола Гринберга


    Газета”, изданной в издательстве “Прентнс-холл”

    для Национальной ассоциации газет.

    Печатается с разрешения.
    Редакционная статья определяет характер газеты и не зависит от публикуемых новостей. Она позволяет установить определенные отношения между газетой и обществом, которому газета призвана служить, сообщая порой то, что может сказать только близкий друг или сосед.

    Мнение - вот что отличает редакционную полосу от всех остальных. Редакторское мнение здесь не должно быть заменено или вытеснено просто сообщением информации. Это так же важно, как и не допускать проникновения редакторского мнения в колонки новостей. Редакционная статья должна что-то говорить читателю и проводить определенную линию. Желательно, чтобы эта линия отражала характер газеты, ее “дух”. Одна из причин, по которым я не рекомендую подписывать редакционные статьи, - это то, что они должны выражать коллективное мнение газеты как организации, а не взгляды отдельных сотрудников. Причем за годы своего существования газете необходимо выработать яркий, присущий только ей стиль, который будет безошибочно узнаваем.

    Пожалуйста, как можно меньше псевдоредакционных статей, которые можно тактично назвать “объективными” или “уравновешенными”! Если нет четкого мнения, никакие кудрявые фразы не помогут. Избегайте редакционных статей, суть которых можно свести к следующему: “Этот вопрос заслуживает более серьезного исследования”.

    Редакционные статьи не должны ограничиваться политическом тематикой. Статья о грецких орехах или хороших манерах может оказаться более полезной и интересной, чем очередной заумный политический материал.

    Не пытайтесь лишить редакционную статью чувства юмора, но будьте осторожны - можно переусердствовать и получить “юмористическую” редакционную статью. Это может кончиться печально. Юмор обычно хорош как гарнир, а не как основное, тщательно приготовленное блюдо.

    Отыщите в статье все, что можно назвать анализом новостей, предысторией событий и т.д., и поместите это в какой-нибудь другой части газеты. Короткая, но конкретная редакционная статья лучше длинной, но разбавленной. Пусть редакционная статья честно выполняет свое изначальное предназначение - выражает мнение редактора.

    Информация может быть полезна, иногда даже необходима, чтобы подтвердить, проиллюстрировать мнение - но не заменить его. Возьмите за правило: высказывать мнение в самом начале статьи, буквально в первых же предложениях. Читатель заинтересуется: как газета собирается обосновать это мнение?
    Говори!

    Гораздо полезнее поощрять обмен мнениями в обществе, нежели публиковать банальности под видом редакционных статей. Такой обмен стимулирует интерес читателей к дальнейшим подобным обменам, развивает терпимость к плюрализму и в итоге укрепляет демократические процессы. Редактору это дает возможность быть великодушным в победе и не терять лицо в случае поражения или ошибки.

    Чтобы представлять какую-то ценность, редакционная статья должна быть безупречной. Если она заставляет читателя обсуждать ее (или хотя бы задумываться) или если реакция читателей может чему-нибудь научить редактора, то такая статья уже чего-то стоит. Излагать свои взгляды - значит более полно участвовать в жизни. Обычно это позволяет лучше узнать жизнь окружающих, может быть, даже полюбить их больше. Это сохраняет восприимчивость к критике и у редактора, и у остальных работников. Чтобы статья была эффективной, ее автор должен признавать ценности общества, одновременно повышая их. Это искусный трюк, но, пожалуй, единственный, которым стоит пользоваться.
    Идеи всюду

    Где вы берете идеи для редакционных статей? Такие идеи есть у всех. Жив ли еще редактор, ни разу не сказавший себе: “Вот, вот решение!”? Посещайте собрания, ищите местных информаторов (с некоторыми из них придется съесть не один пуд соли), живите в обществе, используйте свой собственный опыт. Читайте газеты. Идеи придут скорее, чем вы ожидаете. Много думайте - этому замены нет. Процесс мышления спас множество хороших и предотвратил публикацию множества плохих редакционных статей.
    Как писать редакционные статьи

    Поставьте себе цель не столько написать редакционную статью, сколько сказать что-то о чем-то. Тот стиль, который получается у вас наиболее просто и естественно, и будет лучшим. Следование этому правилу может потребовать многократного переписывания. Если ничего не выходит естественно, вспомните старые правила хорошего письма: будь понятен, прост и откровенен (кроме тех редких случаев, когда эти правила могут быть нарушены).

    Попробуйте писать редакционную статью, как бы адресованную конкретному человеку - официальному лицу, пенсионеру с Мейн-стрит, вашей тетушке Матильде, сердитому молодому человеку. Перечитайте, перепишите и, если необходимо, забудьте. Не давайте авторской гордости соблазнить вас на публикацию того, что вы не продумали и не прочувствовали.

    Проверяйте, редактируйте. Дайте отредактировать (или хотя бы прочитать) материал кому-нибудь другому. Главный признак хорошего редактирования - это то, что материал становится короче, а не длиннее. Иногда полезно отложить материал на день и затем просмотреть снова. Лучше написать проект статьи, чем обсуждать ее идею с редактором или репортером. Множество редакционных статей были “заговорены” таким образом. Прочитайте статью вслух - она должна хорошо звучать.

    Пишите с чувством, редактируйте с осторожностью, не сглаживая (может быть, даже оттачивая) углы. Не бойтесь раскованности, эксцентричности, своеобразия - как в стиле, так и в содержании. Среди предсказуемых редакционных статей хороших найдется очень мало. Попробуйте рассмотреть какое-либо событие глубже, чем это делается в новостях, раскройте чью-либо позицию, философию или гибель, скрытую под скорлупой события.

    Один из широко известных способов работы над редакционной статьей может быть назван неоклассическим циклом: предложите мнение, документально обоснуйте его, проиграйте его варианты, затем еще раз сформулируйте его в конце. Существует и другой способ: постановка проблемы и определение предпочтительного решения. Моей любимой системой является “sure-fire” (“безошибочная”, “верняк”). Пишите о том, что вас интересует больше всего, что вы знаете лучше всего, в чем более всего уверены. Собирайте информацию, цитаты, аналогии по таким темам. Как тот парень, который сначала стрелял, а потом рисовал цель вокруг дырки от пули, вы будете вызывать удивление частотой попадания своих статей “в десятку”.
    О чем необходимо помнить

    Остерегайтесь конфликтов интересов или видимости таковых. Чем меньше город, тем труднее редактору быть от них в стороне. Помните, как говорить “нет”.

    Помните также, что редакционная статья может и хвалить. Не делайте ее одной сплошной жалобой. Если газета и ее штат невелики, о редакционной статье можно думать в последнюю очередь, но все-таки не стоит делать из нее заполнитель пустоты в газете.

    Обсуждая новости дня, сформулируйте ваше мнение о них. Понадобится некоторое время для осознания и “утряски” событий, только после этого можно приступать к статье (этому совету я и сам не прочь когда-нибудь последовать со всей душой). Необходимость “исследования” не должна подменять редакционную статью.

    Будьте честными даже в пылу риторики. Как можно сильнее критикуйте свою статью еще до того, как она будет напечатана, и перерабатывайте ее соответственно. Потом вы порадуетесь этому. Не стоит “стряпать” материал, даже если это иногда и выходит неплохо. В этом деле искусство преходяще, а муки совести - вечны. Атакуйте сильнейшие стороны того, против чего вы выступаете, а не слабейшие. Не сберегайте ваши мощнейшие удары для какого-нибудь беззащитного служащего, конфликтующего с президентом местного банка. Читатели сразу поймут, в чем тут дело.

    Будьте своеобразны в стиле, метафорах, влиянии, но не в способах ведения споров. Будьте жестки в убеждениях, но не к людям. Оживите забытое искусство выражения цивилизованного несогласия. Печатайте поправки и исправления и называйте их именно так -“поправки” и “исправления”, а не “разъяснения”, “дополнения” и т. д. Это больно, но болит недолго.
    Остаток страницы

    Хорошая редакционная статья - предпосылка хорошей редакционной страницы, но это не все. Нужен еще эффектный, активный заголовок. Избегайте мертвых, трафаретных заголовков-ярлыков (“Из зала суда”), используйте глаголы, идиомы, вопросы (“Где угодно, только не здесь!”). Достоинство не предполагает скуки.

    Если газета не считает, что она обладает монополией на истину, ее редакционные статьи должны согласовываться с остальными материалами, в которых выражены различные мнения. Дайте читателям сбалансированное “ассорти” мнений из различных источников -колонок новостей, карикатур, материалов приглашенных авторов. Чем ближе содержание газеты к местным новостям, тем лучше для нее. А талантливый местный карикатурист - это просто находка для газеты.

    Главная задача - сделать всю редакционную страницу привлекательной и полезной для читателя. Страница должна быть респектабельной по содержанию и оформлению. А быть респектабельной по отношению к читателю - значит, помимо всего прочего, привлекать и удерживать его внимание. Но, оформляя страницу, не увлекайтесь технической стороной работы - графикой, макетированием и т. д. Помните о том, что главная задача этой полосы - представить четко сформулированное мнение, особенно мнение газеты.

    Не забудьте уделить внимание колонке писем. Обильный поток писем в редакцию - верный знак того, что редакционные статьи о чем-то говорят читателю. И чем больше вы печатаете читательских писем, тем больше вы будете получать их в дальнейшем. Это усиливает демократический процесс.
    17

    Типографский дизайн:

    удобно для глаз

    Статья содержит выборки из глав книги


    Оформление газеты” {издательство “Харпер энд Роу”.

    Публикуется с разрешения автора –

    профессора Эдмунда К. Арнольда,

    написавшего более 10 книг

    по дизайну и сопутствующим вопросам

    и разработавшего оформление нескольких

    американских и канадских газет.
    Читателя не заботит то, как разрабатывались буквы шрифта и как их перенесли на бумагу, - ему нужно, чтобы материал в газете легко читался. Дизайнеру газеты постоянно следует помнить об этом, так как газета в общем-то предназначена в первую очередь для читателя.

    Типографский дизайн - это искусство и процесс расположения типографских элементов на газетной странице. Типографский элемент - это то, что оставляет отпечаток типографской краски на бумаге, т.е. буквы алфавита и цифры, знаки пунктуации, линии, рамки, декоративные элементы и иллюстрации любых видов. Все это является нашими средствами общения с читателем, и мы должны знать их слабые и сильные стороны. Методы перенесения отпечатков на бумагу значительно изменились за последние 500 лет, особенно благодаря недавним революционным изменениям в наборе и печати. Но принципы типографского дизайна остаются неизменными, так как базируются на двух неизменных факторах: линейность латинского алфавита и физиология аппарата чтения человека.
    Проблемы передачи информации

    При оформлении газеты дизайнер постоянно сталкивается с тремя проблемами.

    Первая связана с механизмом чтения. Чтение - сложный навык, которому нужно учиться. С годами зрение человека слабеет, и для пожилых читателей процесс чтения должен быть как можно более облегчен.

    Вторая проблема, тесно связанная с первой, - психология чтения. Столкнувшись с какими-либо сложностями при чтении, люди часто ищут альтернативу в радио- и теленовостях. Успешная деятельность газеты напрямую зависит от того, купят ли ее еще раз, однажды прочитав, а это, в свою очередь, всецело зависит от ее содержания. Поэтому содержание газеты, несомненно, важнее ее оформления, которое, по сути дела, является лишь “упаковкой” информации.

    В этой главе мы допускаем, что содержание хорошо настолько, насколько это возможно. Типографский дизайн же необходим для того, чтобы убедить потенциальных читателей в необходимости попробовать наш “продукт”. И для осуществления этой цели он должен быть как можно более эффективным.

    Третья проблема - экономичность типографского дизайна. Стоимость выпуска газеты не должна превышать стоимость продажи, если, конечно, вы хотите получать прибыль. Кроме того, часто игнорируется самый важный бюджетный фактор - время. В каждом производственном цикле выпуска газеты наступает момент, когда близится крайний срок сдачи материалов в печать. Поскольку время купить невозможно, типографский дизайн должен быть осуществим в условиях жестких требований крайних сроков сдачи газеты в печать.
    Функциональный типографский дизайн

    Исследования показывают, что среднестатистический читатель тратит примерно одинаковое количество времени на чтение любого выпуска любой газеты. Типографский дизайн должен быть таким, чтобы ограниченное время читателя, так же как и его энергия и внимание были направлены на получение информации. Любой оформительский прием, отвлекающий читателя или нарушающий нормальный ритм чтения, приводит к потере времени и энергии. Решение (по крайней мере, частичное) этой проблемы - в функциональном типографском дизайне.

    Здесь потребуются определения. В данном контексте типографский дизайн - это основа использования типографских элементов. Макетирование, т.е. расположение текста и иллюстраций на странице, - это применение набора определенных правил для каждой конкретной ситуации - на странице рекламных объявлений, на информационной полосе, внутри раздела и в издании в целом. Основное требование функционального типографского дизайна: каждый используемый элемент должен эффективно работать.

    Степень их важности можно проверить, ответив на два вопроса. “Выполняет ли этот элемент необходимо-полезную работу?” Если ответ положительный - элемент функционален. Второй вопрос: “Можно ли выполнить ту же работу быстрее, легче или с меньшими затратами?” Здесь дизайнеру следует рассмотреть все возможные варианты выбора. Часто решение таково, что используемые элементы достаточно хороши.

    Если элементы не выполняют необходимо-полезной работы -они не функциональны. Самое плохое - это дисфункциональность. Элемент, который не может привлечь читательского внимания, попусту отвлекает его, он лишний, и от него лучше избавиться.

    Как определить, функционален элемент или нет? Сначала нужно проанализировать, как воспринимает его читатель. Здесь работает первый принцип передачи информации: “Передача информации - это двусторонний процесс, и он возникает только тогда, когда сказанное услышано, напечатанное прочитано и оба поняты”. Мы не можем заставить потребителя информации слушать или читать.

    На любой напечатанной странице область, с которой начинается чтение, находится в верхнем левом углу. Это начальная оптическая зона (НОЗ). Натренированный глаз начинает читать страницу именно с этого места и должен быть привлечен чем-либо ярким, захватывающим внимание. В правом нижнем углу глаз заканчивает чтение страницы, и там находится конечная зона (КЗ). Такая последовательность чтения обусловлена линейным расположением букв латинского алфавита. Для семитских алфавитов (иврит, арабский) НОЗ находится в верхнем правом, а КЗ - в нижнем левом углах страницы.

    Диагональ чтения НОЗ - КЗ часто называют линией силы тяжести чтения. Сила тяжести чтения так же сильна и постоянна, как физическая сила тяжести. Глаз читателя не должен следовать вдоль линии силы тяжести как бы прогуливаясь - его необходимо отвлекать в сторону от этой линии различными оптическими “магнитами”, продуманно расположенными на странице, чтобы привлечь внимание читателя к каждому ее участку. Незадействованные правый верхний и левый нижний углы страницы особо нуждаются в “приманках”.

    Глаз неохотно движется против направления диагонали чтения, поэтому не следует привлекать внимание читателя, как только он переворачивает страницу, чем-то интересным в ее центре - ему будет трудно возвращаться “против течения” к пропущенным в начале страницы элементам, и они, скорее всего, останутся непрочитанными.

    Когда глаз дочитывает строку, ему приходится двигаться против направления силы тяжести к левому краю страницы, где начинается следующая строка. Глазу необходима постоянная ось ориентации (ОО) при этом обратном “пустом” пробеге. Глаз всегда возвращается к ОО, вне зависимости от того, где начинается следующая строка. Обычно глаз возвращается к тому месту, где начиналась первая строка. Если строки расположены ступенчато, то есть начало каждой последующей строки сдвинуто вправо, глаз возвращается к началу предыдущей, ищет последующую и только потом читает ее. Это не отнимает много времени и усилий, но тем не менее утомляет читателя.

    Если начало следующей строки расположено левее оси ориентации, это тоже утомляет читателя. Поэтому аксиома дизайнера гласит: “Все строки должны быть выровнены слева”.

    Типичный читатель читает не так, как мы. Мы - профессиональные читатели. Поэтому редактор газеты - не лучший подопытный кролик для проверки на нем типографских приемов.

    Чтение включает в себя два быстро чередующихся процесса. Процесс “сканирования” - основное движение глаз, когда они “обшаривают” общий вид страницы, решая, стоит ли читать напечатанные на ней материалы. В самом процессе чтения глаз двигается вперед-назад, бегая по строчкам и направляясь вниз, к концу очередной колонки.

    Как бы ни старался дизайнер, он не может гарантировать стопроцентное прочтение материалов. Не в состоянии он и загубить материал, сделав его полностью непригодным для чтения. Поэтому редактору стоит сыграть на определенных разумных соотношениях, помня о том, что любые погрешности могут повлиять на читаемость -при малозаметном дизайне читатель пропустит большую часть материалов, при чересчур броском - будет утомлен.

    Потеря читательского внимания неизбежна. Мы теряем читателей в промежутке между заголовком и первым абзацем. Мы теряем читателей в конце каждого абзаца, каждого материала, каждой колонки, каждой страницы. Имея такие большие потери, неподвластные нашему контролю, не стоит умножать их еще и неэффективным типографским дизайном.

    Функциональность - это нечто большее, нежели просто отсутствие дисфункциональности. Она заключается еще и в непрерывном совершенствовании всего функционального в типографском дизайне.
    Оформление колонок

    Лучше всего, когда текст газетных страниц разбит на колонки. Для текста колонок определена оптимальная длина строки. Вариации основного формата газеты часто выглядят привлекательно, но все-таки лучше исходить из традиционного деления страницы на стандартные колонки.

    От ширины колонки зависит основной формат газеты, сама же ширина колонки устанавливается в зависимости от шрифта текста.

    Первое решение, принимаемое дизайнером газеты, - это выбор шрифта для основного текста. Прежде всего шрифт должен быть разборчивым, позволяющим читателю осваивать большие объемы напечатанного текста. Наилучшую читаемость обеспечивает прямой светлый шрифт с засечками. Во многих газетах используется 8-пунк-товый шрифт, хотя некоторые газеты предпочитают больший - до 10 пунктов. Измерение высоты букв в пунктах может ввести в заблуждение, так как при этом не учитывается величина нижних и верхних выносных элементов. Длина строчного алфавита (ДСА) учитывает округлость букв и равна длине 26 букв алфавита в пунктах. Для 8-пунктовой высоты наиболее подходит (в смысле читаемости) ДСА, равная 118 пунктам. Пробелы между буквами называются междубуквенным пространством.

    Самый важный элемент, обеспечивающий удобочитаемость текста, - длина строки. Исследования показывают, что верна следующая формула:
    О = ДСА х 1,5,
    где О - оптимальная длина строки. Теперь можно определить минимальную и максимальную длины строки:

    Минимум = О - 25%.

    Максимум = О + 50%.

    Эта формула годится для обычного материала на английском языке, в алфавите которого присутствуют как широкие, так и узкие буквы. Длина строчного алфавита приводится во всех типографских справочниках. Оптимальная длина строки дает 6 колонок в полноформатной газете и 4 колонки в газете половинного формата - таблоиде.
    ЗАГОЛОВКИ

    Заголовки выполняют 4 функции: дают краткую информацию, распределяют материалы по степени важности, украшают страницу и привлекают внимание читателя.

    Сжатая информация и расположение материалов по степени значимости необходимы для тех читателей, которые читают “на бегу”. Важен и дизайн газеты, разнообразие “строительных блоков” страниц. Так как внимание спешащего читателя можно остановить только чем-то не очень сложным, заголовки следует делать большими по размеру и простыми по содержанию.

    В прошлом часто использовались второй и третий подзаголовки, отличавшиеся от основного размерами или шрифтом. Сегодня они вышли из употребления, так как не выполняли необходимых функций. Если основной заголовок не привлек внимания читателя, вряд ли это смогут сделать подзаголовки.
    Заголовки, выровненные

    по левой кромке текста

    Основная концепция функционального дизайна гласит, что читающий глаз не утомляется, если имеется постоянная ось ориентации. Поэтому заголовок следует начинать вровень с левой кромкой текста. Расстояние между словами в заголовке должно равняться половине ширины (в пунктах) прописной буквы Н шрифта заголовка.
    Нисходящий заголовок

    В таком заголовке первое слово и имена собственные печатаются прописными буквами (как это делается и в начале текста), а все остальное - строчными буквами. Это целесообразно делать потому, что мы сразу узнаем слово по его силуэту, и то, которое выделено, моментально привлечет внимание читателя. Заголовок, состоящий только из прописных букв, проигрывает в плане удобочитаемости.
    Максимальная длина заголовка

    Заголовок должен быть компактным и почти всегда даваться в настоящем времени - для создания ощущения сиюминутности. Полезный совет: удачный заголовок должен состоять не более чем из 45 знаков, причем в каждой строке заголовка должно быть не более 32 знаков. Заголовок из 2 строк может содержать 22 знака в каждой строке, из 3 строк - 15 знаков. Но однострочный заголовок не должен содержать более 32 знаков. Эти числа, разумеется, не высечены золотом на мраморе, но, если сильно завысить максимальную длину заголовка, он может “обвиснуть”. Иногда редакторы намеренно пренебрегают требованиями компактности заголовков, забивая в них как можно больше информации.
    Константы газеты

    Газета похожа на универсальный магазин - поступают товары, их выставляют на стойках, продают, освобождая место для новых товаров. Содержание газеты тоже постоянно меняется. Но в универмаге всегда присутствует и нечто постоянное - стойки, вывески и т. д.

    Точно так же и в газете существуют элементы, которые не меняются каждый день. Это - константы газеты: название, девиз, “уши”, строка для номера газеты и даты выпуска, паспорт газеты (т. е. сведения о газете и составе редакции), логотипы, названия рубрик.

    Название газеты дается в художественно оформленном виде. Это торговая марка газеты, поэтому название должно быть разборчивым, красивым и характерным, а кроме того - узнаваемым, так как название фактически не читается, а воспринимается скорее как идеограмма.

    Строка девиза обычно следует сразу же под названием, “Все новости достойны печати” - гласит девиз “Нью-Йорк тайме”.

    “Уши” представляют собой небольшие колонки текста по обеим сторонам названия газеты. Их используют все реже, потому что, как показывают исследования, их читают редко. Прогноз погоды - наиболее вероятная и читаемая информация, которую можно найти в “ушах”.

    На первой странице размещается строка, указывающая дату и день выпуска, номер газеты и частоту ее выхода в год.

    Логотип отмечает раздел или страницу. Для регулярных рубрик разрабатываются постоянные названия. Эти компоненты помогают представить газету как единое целое.

    Шрифт названий рубрик должен отличаться от шрифтов заголовков статей. Удобочитаемость - необходимое требование, поэтому не следует использовать эксцентричный шрифт.

    Читателям нравится, когда газета хорошо организована, поэтому следует помещать логотипы разделов не только на первой странице, но и на внутренних. Логотипы разделов можно набирать крупным шрифтом, но он должен быть похож на шрифт названия газеты.
    ИЛЛЮСТРАЦИИ

    Человеческий интерес к иллюстрациям огромен. Редакторам следует думать не только о тексте, но и об иллюстрациях, чтобы обеспечить их наилучшее сочетание. Устанавливать законы использования иллюстраций бессмысленно. Лучший рецепт - публиковать иллюстрации на каждой странице.
    Типы фотографий

    Существует 3 основные категории фотографий, используемых в газетах: фоторепортажи, запланированные снимки, портреты.

    Фоторепортаж делается на месте события. Хотя мастерство фоторепортера имеет огромное значение, немаловажен и фактор везения, чтобы успеть попасть на место события и снять уникальные кадры. Как это было, например, во время взрыва дирижабля “Гинден-бург”.

    Большинство иллюстраций газеты относятся ко второй категории. Такие снимки в той или иной мере запланированы. Лучше всего планируются снимки, не связанные непосредственно с текущими событиями.

    Третья категория - портрет. Очень удобно иметь в газете помещение, куда можно пригласить нужных для съемки людей. Хотя портрет выглядит более эффектно, когда изображаемый на нем человек снимается в привычной для него обстановке.
    Фотоштампы

    Список фотографических штампов длинен, и нужно сделать все, чтобы их избежать.

    “Рукопожатие и улыбка”. Пожалуй, самый распространенный штамп - двое людей пожимают друг другу руки, преданно улыбаясь в объектив.

    “С покупкой!” Двое держатся кончиками пальцев за какую-то бумагу, что должно означать покупку, сделку и т. д.

    “Созерцатели”. Трое сидят или стоят вокруг какого-то документа на столе. Двое загипнотизированно уставились на документ, третий глазеет в объектив.

    “Награждение”. Рукопожатие и передача награды, приза или грамоты.

    Список можно продолжать бесконечно. Мы пока не в состоянии навсегда избавиться от фотоштампов, но можем постараться свести их к минимуму. Когда фоторепортеру дается задание, редактору следует в 20-25 словах изложить на бумаге, что должен представлять собой снимок. Фотограф, получив путеводную нить, может демонстрировать свою изобретательность. Все что угодно - только не штампы.

    Когда снимок готов, его лишние части убираются с помощью кадрирования.

    Для кадрирования необходим набор L-образных картонных или пластмассовых уголков, манипулируя которыми редактор определяет, какая часть снимка наиболее важна или точно иллюстрирует материал. Снимок должен быть приятен визуально и, как правило, представлен в виде прямоугольника.

    Мягким карандашом редактор отмечает края той части снимка, которая пойдет в печать. На оставшейся в результате кадрирования части снимка не должно быть пустых мест, важные элементы снимка должны занимать как можно большую площадь.
    Силовые линии

    Практически во всех иллюстрациях присутствует “силовая линия” (или несколько таких линий), которая заставляет взгляд двигаться в определенном направлении. Эти линии создаются действием, реальным или подразумеваемым. Смотрящий куда-то или указывающий на что-то человек на снимке создает такую линию. Автомобиль, самолет, и т. п. также создают ее - и когда сняты в движении, и когда неподвижны. Редактор должен уметь видеть силовые линии и размещать иллюстрации таким образом, чтобы эти линии были направлены на текст.
    Иллюстрации и текст

    Текст не обязательно сопровождается иллюстрациями, но иллюстрация на странице газеты не может существовать без текстового сопровождения. Именно в сочетании слов и иллюстраций достигается полноценное общение газеты и читателя. Поэтому, как гласит древняя аксиома, “любая иллюстрация должна быть идентифицирована”.

    Иногда фотографы протестуют: “Мой снимок говорит сам за себя”. Это не так. Фотографию можно интерпретировать по-разному, если мы не скажем: “Вот как это надо понимать”. А если фотография истолкована неверно, она не донесет нужной информации. Бывают, конечно, исключения, но разъяснить читателю уже понятное ему гораздо безобиднее, чем оставить его в недоумении.

    Иллюстрация сопровождается объяснительной подписью, которая должна рассматриваться как неотъемлемая часть иллюстрации. Шрифт подписи должен заметно отличаться от шрифта текста статей, саму подпись следует отделять от остальных материалов на странице. Гротесковый шрифт, особенно его перпендикулярный вариант, отлично подходит для подписей под иллюстрациями. Многие пользуются жирным шрифтом. Жирный вариант текстового шрифта хорошо выделяет подпись. Шрифт подписи должен быть на 1-2 пункта крупнее, чем обычный текстовый шрифт. Если читать подпись так же легко, как и смотреть на снимок, значит, единство снимка и подписи достигнуто.

    Подписи должны рассказывать: 1) зачем опубликован этот снимок, 2) кто эти люди на снимке (по меньшей мере из тех, кого нужно знать), 3) есть ли на снимке что-то интересное или важное, чего читатель мог не заметить при первом просмотре. И это все. Нет никакой необходимости пересказывать сопутствующую статью в подписи под фото. (См. также отдельную главу об иллюстрациях.)

    Эффективная работа с цветом

    Цвет наиболее эффективен, когда используется функционально. Он является активным средством привлечения внимания читателей к статьям и рекламным объявлениям. Он может создавать

    необходимое настроение, помогающее читателю лучше воспринимать информацию, а также стать путеводителем по страницам газеты.

    Цветные снимки не следует использовать только потому, что это осуществимо технически. Многие снимки более впечатляющи в черно-белом варианте. Не стоит публиковать на одной странице только цветные или только черно-белые снимки - их сочетание хорошо смотрится и оттеняет сильные стороны тех и других.
    ГАЗЕТА КАК СРЕДСТВО РЕКЛАМЫ

    Существуют два вида рекламных объявлений: художественно оформленные и систематизированные. Художественно оформленные подразделяются на общенациональные, иногда называемые внешними объявлениями или объявлениями агентств, и местные (другое название - объявления розничной торговли). Общенациональные рекламные объявления готовятся рекламными агентствами, частные объявления - рекламными агентами магазинов, предприятий и т. д. В универсамах, а иногда и в продовольственных магазинах существуют специальные отделы по рекламе.

    Систематизированные объявления - это привычные “требуется”, “продам”, “куплю” и т. д. Большинство систематизированных объявлений набираются мелким шрифтом, обычно агатом, и без особых усилий по части художественного оформления. Существуют и художественные систематизированные объявления, отличающиеся от обычных художественных только расположением в газете. Считается, что работники газеты не слишком усердствуют в оформлении объявлений, т. к. “рекламодатель платит деньги и может делать то, что хочет”. Это заблуждение. В газетах существуют разнообразные правила оформления рекламных объявлений. В то же время рекламодатель - клиент газеты, а клиент всегда более или менее прав. Поэтому газете не стоит составлять строгих списков того, что “не годится”. Полезнее обучать клиентов хорошей практике рекламы. Чем успешнее сработает объявление, тем лучше для газеты.

    Объявление должно побудить читателя сделать что-либо, обычно - приобрести товар или обратиться за услугой. Каждое объявление выполняет три функции. Первая: оно должно привести читателя в магазин. Вторая - и многие ошибочно считают ее первой по важности - продать товар. Третья функция - продать “имидж” магазина, т. е. создать ему хорошую репутацию.

    Хорошее объявление должно выполнять и сиюминутные, и долговременные цели рекламодателя. Это осуществляется с помощью следующих задач:

    а) поймать ВНИМАНИЕ;

    б) сфокусировать ИНТЕРЕС;

    в) оформить ЖЕЛАНИЕ;

    г) побудить к ДЕЙСТВИЮ.

    Не только объявление в целом, но и каждый пункт его должны решать как минимум одну из этих задач (лучше - больше одной). Целесообразно написать вначале текст объявления и только затем - заголовок. Рекламный текст - это та информация, которая должна побудить читателя к действию, желательному для рекламодателя. Заголовок - это квинтэссенция рекламного текста, иллюстративный материал - вспомогательное средство.

    Требования к тексту те же, что и к хорошему информационному материалу. В нем должны присутствовать ответы на пять вопросов - кто, что, где, когда и почему.

    Кто - т. е. кто говорит - ответ дается в тексте или с помощью художественно оформленного фирменного знака. Круг читателей, которым адресовано это объявление, может быть определен заголовком или иллюстрациями.

    Что - т. е. что должны делать те, кто прочтет это. Здесь помогают и слова, и иллюстрации.

    Где и когда - ответы даются в тексте. Местонахождение магазина и часы его работы должны быть четко обозначены.

    Почему - самый важный вопрос. Прямо или косвенно объявление должно предоставить убедительные доводы в пользу именно этого товара или услуги.

    И последнее - объявление должно приносить прибыль трем сторонам; газете, рекламодателю и читателю.

    Читатели любят рекламные объявления, нуждаются в них и хотят их читать. Многие читают рекламные полосы в первую очередь, лишь затем переходя к информационным. Рекламные объявления несут информацию, которая делает жизнь более удобной и комфортабельной.

    Развитый рынок дает возможность потребителям тратить свои деньги, а реклама помогает им сделать удачный выбор.
    Нефункциональные объявления

    Хороший способ научиться создавать удачные рекламные объявления - посмотреть на неудачные. Список нефункциональных приемов оформления объявлений выводит рекламодателей из себя. Они считают, что это просто мелочи, которые не могут существенно повлиять на покупаемость товаров. Но все же об этом стоит подумать. Бывает так, что именно тот читатель, чье внимание привлекло неудачное оформление рекламного объявления, и собирался потратить значительную сумму денег.

    Обычный нефункциональный прием-расположение шрифта по диагонали: в заголовке, подзаголовках, тексте или же во всем объявлении. Шрифт должен читаться по прямой горизонтальной линии, любые изменения идут в ущерб удобочитаемости.

    Текст не следует располагать по кривой. Не нужно и так уплотнять его, чтобы одна строка налезала на другую. “Отрицательное” межбуквенное пространство, когда буквы в строке касаются или даже перекрывают друг друга, также не способствует прочтению даже самого разборчивого шрифта.

    Нужно избегать объявлений в рамках, особенно в двойных. Когда мы что-то помещаем внутри рамки, что-то остается снаружи, и чаще всего это “что-то” - читающий глаз. Когда глаз натыкается на препятствие в виде рамки, он обычно “отскакивает” вправо и вверх, и вместо привлечения внимания к тому, что находится внутри рамки, мы часто добиваемся обратного эффекта. Круги и овалы также неэффективны. Наиболее оптимальная рамка - одиночная, окружающая весь текст объявления. Но и ее можно убрать, что улучшит результат.

    Понижает эффективность “негативное” изображение - белые буквы на черном или сером фоне. Хотя такой вариант и неплох для фирменного знака, у читателей негативное изображение, как правило, ассоциируется с дешевизной, причем сигнализирует не об экономии, дешевых ценах, а о халтуре, барахле - т. е. о некачественных товарах.

    Список нефункциональных приемов можно было бы значительно расширить. Работники газеты должны решить, стоит ли вводить строгие правила отбора и оформления объявлений. Если правила навязываются, это может вызвать жалобы клиентов, но доход от грамотно оформленных объявлений лучше всего убедит их в вашей правоте.
    Функциональные объявления

    Ознакомившись с тем, как не следует оформлять объявления, рассмотрим гораздо более объемный список правил того, “как надо”.

    Основная составная часть объявления - шрифт. Шрифт текста должен быть по меньшей мере 10-пунктовым и гораздо более легким для чтения, чем обычный шрифт информационного сообщения. Так как объявления часто невелики по объему, можно использовать гротесковый шрифт. Если же объявление длинное, больше подойдет прямой светлый шрифт.

    Текст не следует набирать только прописными буквами, хотя короткие знакомые слова РАСПРОДАЖА, СКИДКА, ТОЛЬКО У НАС могут быть напечатаны прописными буквами без особого ущерба для читаемости.

    Текст должен быть разборчив. Предпочтительный стиль набора - неровный правый край текста, обычно набранного в строки, но без раздражающих разрывов между фразами.

    В одном объявлении придерживайтесь одного шрифта. Можно использовать жирный шрифт, реже - курсив, но тип шрифта менять не стоит.
    Заголовок объявления

    Заголовок следует набирать тем же шрифтом, что и текст объявления. Одинаковым шрифтом нужно набирать и все объявления одного магазина - это создает свой особый стиль, легко узнаваемый даже без указания названия фирмы.

    Каждый заголовок с текстом нужно отделять от остальных значительным пустым пространством. Не стоит устраивать конкуренцию шрифтов в одном и том же объявлении - ее и так хватит со стороны объявлений других фирм.
    Искусство оформления

    рекламных объявлений

    Художественное оформление играет более значительную роль в рекламе, чем в колонках новостей. Оно должно быть подчинено формуле “Внимание - интерес - желание - действие”.

    Идеальная иллюстрация в рекламном объявлении показывает

    продукцию “в действии” и демонстрирует ее преимущества. Если такая иллюстрация невыполнима, можно попытаться, используя самый разнообразный иллюстративный материал, создать необходимое настроение или продемонстрировать какие-то особые качества товара. Просто уменьшенное изображение товара бессмысленно - никто не купит аккумуляторную батарею или ящик моющего средства только из-за прекрасного их изображения.
    ПЕРВАЯ ПОЛОСА

    Первая полоса дает редактору широчайшие возможности для проявления оформительской изобретательности. Главная задача первой страницы - заставить читателя схватить газету нетерпеливыми руками. Вторая задача - превратить человека просматривающего в человека читающего. Как должна выглядеть первая страница, определяют только информационные материалы. Изменять содержание в угоду оформлению так же глупо, как упаковывать кукурузные хлопья в бутылку сколь угодно хорошего дизайна.

    Газета должна быть мгновенно узнаваема, поэтому дизайн следует нацеливать на создание ее собственного имиджа. В то же время первая страница должна отличаться от первых страниц предыдущих выпусков, чтобы читатель всегда видел что-то новое. Удачно выбранный формат помогает обеспечить отличие каждого нового выпуска от предшествующих при сохранении привычного облика газеты.

    Не следует сковывать себя ненужными ограничениями. Например, некоторые редакторы ограничивают количество материалов на первой странице Если же их количество на первой странице не регулируется, это тоже плохо. В редких случаях достаточно одного или двух материалов. “ВОЙНА ОКОНЧЕНА” - материал с таким заголовком может занять всю первую страницу. Но подобные случаи не слишком типичны.

    Слишком разнородные материалы разрушают единство первой страницы. Могут успешно использоваться: колонка комментатора, краткое содержание новостей, обращения, анонсы для привлечения внимания читателей к внутренним материалам.

    Целесообразность использования на первой странице простейших оглавлений или указателей всегда вызывала энергичные и неубедительные споры. Наилучший выбор для редактора - сделать подбор материалов на первую полосу наиболее гибким.
    МАКЕТ

    Компьютерное макетирование полос, похоже, дает большую свободу редакторам, но и во многом ограничивает их, поэтому многие информационные полосы рисуются с помощью бумажных макетов, что требует умения и навыков.

    Бланки макета обычно печатаются на листах 8,5 х 11 дюймов и не пропорциональны странице газеты. Дюймы колонок отмечаются на полях для удобства разметки полосы. Рисование макета - это не точная наука. В каждой редакции могут существовать свои правила. Главное, чтобы верстальщики могли “перевести” язык макета на язык нормальной газетной страницы, правильно поняв все отметки редактора.

    Место материала отмечается названием его компьютерного файла и первым словом заголовка (или первыми двумя словами). Сам материал обозначается прямой линией до центра колонки, а конец его - стрелкой. Иллюстрации или декоративные элементы обозначаются прямоугольником, перечеркнутым по диагонали крест-накрест, их размеры и подписи приводятся ниже.
    Горизонтальное расположение материалов

    Текст в газете обычно располагается горизонтально. Чем шире напечатанный материал по отношению к его высоте, тем меньшим выглядит его объем. Так как читатель всегда предпочитает короткие материалы длинным, горизонтальное расположение выглядит для него привлекательнее. Это не означает, что мы никогда не используем вертикальные элементы - они привносят разнообразие в доминирующее горизонтальное расположение материалов. С их помощью часто можно избежать слияния заголовков.
    Расположение иллюстраций

    Расположение иллюстраций зависит от их “силовых линий”. Не относящиеся к материалам иллюстрации нужно “рассеивать” по странице. Соседствующие иллюстрации конкурируют друг с другом, что едва ли желательно. Лучше поместить на странице одну доминирующую иллюстрацию, чем две или больше одинаковых, которые будут разбивать страницу на свои собственные “галактики”.

    Не обязательно избегать размещения иллюстраций на сгибах страниц. Одно исключение: если на снимке присутствует интересная деталь, особенно на портрете, тогда не следует помещать такой снимок на сгибе, так как при складывании газеты он может быть поврежден.

    Перенос материалов

    Если переносов нельзя избежать, их количество должно быть минимальным. Когда материал переносится, 70 процентов читателей не будут искать его продолжения на следующих страницах. Исследования показывают, что читатели не любят переносов, некоторые даже не начинают читать материал, если видят сноску, что продолжение следует на другой странице. Особенно они бывают разочарованы, когда, переворошив газету, находят продолжение материала, состоящее из одного маленького абзаца.

    Большой материал можно разделить на основной и сопутствующий. Сноска “О НАЛОГАХ подробнее - на с. 5” обычно привлекает читателя больше, чем обычное “продолжение на с. 5”. Кроме того, такие сноски не нарушают последовательности чтения газеты, так как читатель не чувствует себя обязанным сразу же искать “с. 5”. Если материал все же переносится, лучшее место для оставшейся части - последняя страница тетрадки, так как читатель избавляется от поиска нужной страницы и многократного складывания и раскладывания газеты.
    Интервалы

    В типографском дизайне существуют определенные постоянные интервалы, схема которых должна быть в редакции каждой газеты. Вот примерный перечень спецификации интервалов.

    А. 1 цицеро, т. е. 12 пунктов:

    1) под названием газеты;

    2) под каждой иллюстрацией внутри страницы;

    3) между контрольной строкой и подписью под иллюстрацией;

    4) между подписью под иллюстрацией и заголовком надписи;

    5) между подписью и рамкой иллюстрации;

    6) под и над материалом в рамке без боковых линий;

    7) под и над материалом в декоративной рамке;

    8) в конце материала вместо надписи “Конец” (когда материал переносится, дополнительное пространство между последней строкой и строкой “Продолжение следует...” не оставляется);

    9) между 2-колоночным лидом и 1-колоночным текстом.
    Б. 6 пунктов:

    1) между иллюстрацией и подписью;

    2) между заголовком и материалом (не в самом заголовке);

    3) между авторской строкой и материалом (в авторской строке интервал между именем и должностью - например, корреспондент такой-то газеты - обычный);

    4) между заголовком и авторской строкой;

    5) для материалов в рамке - между рамкой и материалом;

    6) под строкой с номером страницы и названием газеты на внутренней странице;

    7) над обычным подзаголовком;

    8) над 14-пунктовым подзаголовком;

    9) под краем иллюстрации и под “шапкой”;

    10) над пирамидой объявлений.

    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   22


    написать администратору сайта