СПРАВОЧНИК ОБЩЕСТВО. обществознание справочник. Справочник для подготовки к егэ П. А. Баранов, А. В. Воронцов, св. Шевченко под ред. П. А. Баранова. М. Act
Скачать 5.81 Mb.
|
___ Выберите правильный ответ. Какой из признаков характеризует общество как систему? 1) постоянное развитие 2) часть материального мира 3) обособление от природы 4) способы взаимодействия людей Ответ: 4. Тема 2. Общество и природа Природа (от гр. physis и лат. natura — возникнуть, быть рожденным) — одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении. В широком смысле слова Весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений Природа В узком смысле слова Весь материальный мир, за исключением общества, т. е. совокупность естественных условий существования человеческого общества Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования — «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком. Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано. Общество Природа Действуют люди, ода- ренные сознанием и имеющие цели Действуют слепые, бессознательные силы Взаимосвязь Гармоничная Конфликтная Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только http://vk.com/ege100ballov природные свойства, но и социальные. 13 Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее. На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совер- шенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами. Бдва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества за- ключается основа единства мира. Представления о взаимосвязи общества и природы Исторический период Представления о природе и принципе ее взаимосвязи с обществом - Античность Природа — совершенный космос, противопо- ложный хаосу. Принцип — жизнь в согласии, в гармонии с природой. Человек и природа составляют единое целое Средневековье Природа — результат творения Бога, нечто бо- лее низкое по сравнению с человеком, по- скольку только человек обладает Божествен- ным началом — душой. Принцип — возвышение над природой. Отношение к природе, а вместе с тем и к греховному ее порождению — человеческому телу — как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе. Поскольку природа — результат Божественного творения, считалось, что человек, наделенный искрой 14 Окончание табл. Исторический период Представления о природе и принципе ее взаимосвязи с обществом Божественного разума, приоткрывает в про- цессе познания природы сокровенный замысел Бога http://vk.com/ege100ballov Возрождение Природа — источник радости, наслаждения. Принцип — единение человека и природы. От- ход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истин- ному предназначению человека Новое время Природа — объект экспериментирования че- ловека, косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения разумньш человеком Принцип — господство человека над природой посредством развития науки, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой Современность Необходимость формирования нового миропо- нимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур; природа — уникальный целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Принцип — партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы Сб. Образец задания Раскройте на двух примерах взаимосвязь природы и общества. Ответ: В качестве примеров, раскрывающих взаимосвязь природы и общества, могут быть приведены: Человек не только социальное, но и биологическое существо, а следовательно, является частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественно-энергетические ресурсы для своего развития. Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др. Тема 3. Общество и культура Вся жизнь общества основана на целесообразной и разнообразной деятельности людей, продуктом которой являются материальные блага и культурные ценности, т. е. культура. Поэтому нередко отдельные типы обществ называют культу- 15 рами. Однако понятия «общество» и «культура» не являются синонимами. Понятие «общество» Понятие «культура» Имеет отношение к систе- ме взаимоотношений ин- дивидов, принадлежащих к общей культуре Имеет отношение к образу жизни членов данного общества: к их при- вычкам, обычаям, материальным благам, которые они производят Система взаимоотношений во многом складывается объективно, под влиянием закономерностей общественного развития. Поэтому они не являются непосредственным продуктом культуры, при всем том, что осознанная деятельность людей влияет на характер и форму этих отношений самым существенным образом. Образец задания Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положе- В5. http://vk.com/ege100ballov ние которого пронумеровано. (1) В истории общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. (2) Часть философов называла культуру средством закабаления людей. (3) Другой точки зрения придерживались те ученые, которые считали культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества. (4) Это говорит о широте, многомерности содержания понятия «культура». Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. 1 2 3 4 Ответ: АББА. Тема 4. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества Каждой сфере жизни общества присуща определенная самостоятельность, они функционируют и развиваются по законам целого, т. е. общества. Вместе с тем все четыре основные сферы не только взаимодействуют, но и взаимно обусловливают друг друга. Например, влияние политической сферы на 16 культуру проявляется в том, что, во-первых, каждое государство проводит определенную политику в области культуры, во-вторых, деятели культуры отражают в своем творчестве определенные политические взгляды и позиции. Границы между всеми четырьмя сферами общества легко переходимы, прозрачны. Каждая сфера присутствует так или иначе во всех остальных, но при этом не растворяется, не теряет своей ведущей функции. Вопрос о соотношении основных сфер общественной жизни и выделении одной приоритетной является дискуссионным. Существуют сторонники определяющей роли экономической сферы. Они исходят из того, что материальное производство, которое составляет ядро экономических отношений, удовлетворяет самые насущные, первичные потребности человека, без чего невозможна любая иная деятельность. Имеет место выделение в качестве приоритетной духовной сферы жизни общества. Сторонники этого подхода приводят следующий аргумент: мысли человека, идеи, представления опережают его практические действия. Крупным общественным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей, переход к иным духовным ценностям. Наиболее компромиссным из приведенных подходов является подход, приверженцы которого утверждают, что каждая из четырех сфер общественной жизни может стать определяющей в различные периоды исторического развития. Образец задания | ВЗ. | Установите соответствие между основными сферами жизни общества и их учреждениями (организациями): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. УЧРЕЖДЕНИЯ СФЕРЫ ЖИЗНИ (ОРГАНИЗАЦИИ) ОБЩЕСТВА А ) парламент 1) социальная сфера http://vk.com/ege100ballov Б) система здравоохранения 2) политическая сфера В ) общественные организации Г) правительство Д ) коммунальные службы Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких- либо символов). А Б В Г Д Ответ: 21221. 17 Тема 5. Социальные институты Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных по- требностей. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение. В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: наследование, власть, собственность, семья. Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, вкл!очают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, марке- тинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д. Социальные институты: • организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах http://vk.com/ege100ballov общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ни- 18 ми складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением; • включают систему санкций — от правовых до морально-этических; • упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер; • обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях. Функции социальных институтов: явные (заявлены официально, признаны и контролируются обществом); скрытые (выполняются скрыто или непреднамеренно). Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры). Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах. Образец задания I C5. I Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты обществаf? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества. Ответ: Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции, в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей. Примеры предложений: Выделяют экономические, политиче- ские, социальные институты, институты действующие в духовной области. Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями. Институты общества — сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья и др. 19 Тема б. Многовариантность общественного развития. Типология обществ Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер. Общественное развитие 1 Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) Революция (от лат. revo-lutio — поворот, переворот) Это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не http://vk.com/ege100ballov затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры) Это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон об- щественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя Виды Виды Прогрессивные Регрессивные (реакционные) Кратковременные Долговременные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Алек- сандра II) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — ♦Контрреформы» Александра III) (например, Февральская революция 1917 г. в России) (например, неолитическая революция — 3 тыс. лет; промышленная революция xvm-XIX вв.) Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни: — экономические реформы — преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.); — социальные реформы — преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми); 20 — политические реформы — изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.). Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» реформы в России в начале 90-х гг. XX в. В современных условиях два пути общественного развития — реформа и революция — противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией (от англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях. В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации. Модернизация (от фр. moderniser — современный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде http://vk.com/ege100ballov западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности. Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества: 1) дописьменные и письменные; 2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов); 21 3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак); 4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития); 5) http://vk.com/ege100ballov Окончание табл. Линии сравнения Традиционное (доиндустриаль -ное) Индустриальное Постиндустри- альное (информа- ционное) Продолжи- тельность жизни 40—50 лет Свыше 70 лет Свыше 70 лет Воздейст- вие челове- ка на при- роду Локальное, не- контролируе- мое Глобальное, неконтролируе- мое Глобальное, контролируемое http://vk.com/ege100ballov Взаимо- действие с другими странами Несуществен- ное Тесная взаимо- связь Открытость общества Полити- ческая жизнь Преобладание монархических форм правления; по- литические свободы отсут- ствуют; власть выше закона, для нее не нуж- ны обоснова- ния; сочетание самоуправляю- щихся общин и традиционных империй Провозглашение политических свобод, ра- венства перед законом, демо- кратические преобразования; власть не вос- принимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидер- ство Политический плюрализм, сильное граж- данское общест- во; возникнове- ние новой формы демократии — «демократии консенсуса» Духовная жизнь Господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная переда- ча информа- ции; малое количество об- разованных лю- дей; борьба с не- грамотностью Утверждаются новые ценности прогресса, лич- ного успеха, ве- ры в науку; возникает и занимает лиди- рующие позиции массовая культура; под- готовка специ- алистов Особая роль науки, обра- зования; разви- тие индивидуа- лизированного сознания; непрерывное образование 23 Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный. Первый из них принадлежит марксистской школе обще-ствознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно-экономическая формация». Общественно-экономическая формация (от лат. for-matio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой http://vk.com/ege100ballov Структура Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него Способ Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства) Производительные силы — это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду производства Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представ- 24 ляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества. Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношения- ми, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно- экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Та- ким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно- исторических формаций: I Первичная (архаичная) Вторичная (экономическая) Первобытнообщинная Рабо- владель ческая I—*---' Капита- 1феодаль- листи-ная ческая Третичная ' Коммунистическая: 1) социализм; 2) коммунизм. Формации 1 Представле-> ны в трудах J К. Маркса Сформировались в советском об-ществозна-нии в 30-е гг. XX в. Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация», которое имеет множество трактовок. Термин «цивилизация» (от лат. civis — гражданин) в мировой исторической и философской литературе употребляется: — как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. http://vk.com/ege100ballov Шпенглер); — как ступень исторического развития (например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер); — как синоним культуры (например, А. Тойнби); — как уровень (Ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее обра- 25 зом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром. В современной теории цивилизации выделяются два подхода. Теория цивилизации ± Стадиальный подход Локальный подход Цивилизация — единый процесс, проходящий через определенные стадии Постиндустриальная (информационная) (переход совершается в наши дни) Индустриальная (машинная; техногенная) (сер. XIX в. — поел, треть XX в.) Доиндустриальная (аграрная, традиционная) (IV—III тыс. до н.э. — 60—80-е гг. XVIII в.) Локальная цивилизация — большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития Структура Современные типы: западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская Культурно-психологическая подсистема (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей). Политическая подсистема (обычаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т.д.). Экономическая подсистема (производство, потребление, обмен продуктами, услугами, техноло- гиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т.д.). Биосоциальная подсистема (семья, родственные связи, половозрастные отношения, гигиена, пи- тание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.) 26 Различными исследователями выделяется множество локальных цивилизаций (например, английский историк, социолог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889-1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), кото- рые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная). Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — западную и восточную. Линии сравнения Западная цивилизация Восточная цивилизация http://vk.com/ege100ballov 1. Особенности восприятия мира Рациональное, про- тиворечивое восп- риятие — «фаустов- ско-гамлетовское » Эмоциональное, целост- ное восприятие (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрождений) 2. Отношение к природе Стремление подчи- нить себе природу. Человек — венец природы, и все созда- но для его пользы. Для возмещения несо- вершенства человека производится и ис- пользуется техника Стремление быть в гар- монии с природой. Чело- век — органическая часть природы (боевые искусства, медицина по- строены на изучении законов природы). Усо- вершенствование своей души и тела 3. Соотноше- ние личности и общества Приоритет свободной личности, обла- дающей граждански- ми правами. Ценно- сти индивидуальной свободы Приоритет системы под- чинения личности (под- данных) обществу (госу- дарству). Господство тра- диций коллективизма 4. Отношения власти Принцип разделения властей. Сослов-но- представитель-ные структуры. Пар- ламентаризм Политический монизм. Восточная деспотия (не- ограниченная власть, обожествление монарха) 5. Отношения собственности Господство частной собственности Преобладание государст- венной и общинной соб- ственности. Принцип власти — собственности (власть рождает собст- венность, а утративший власть становится, как и все, бесправным) 27 Окончание табл. Линии Западная Восточная сравнения цивилизация цивилизация 6. Отношение Стремление к про- Стремление к воспроиз- к прогрессу грессу, постоянное водству самих себя, под- изменение форм де- держанию традиционно- ятельности, исполь- го образа жизни. зование новаций. Развитие общества носит Развитие общества циклический характер носит постепенный, поступательный ха- рактер Таким образом, формация концентрирует внимание на универсальном, общем, http://vk.com/ege100ballov повторяющемся, а цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов к изучению общества Линии сравнения Формационный подход Цивилизационный подход 1. Соотно- шение объектив- ных и субъ- ективных факторов общест- венного развития Объективные закономер- ности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность лю- дей, они непреложны Человек — единст- венный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-исто- рическое познание — это познание человека через формы и продукты его трудовой, соци- альной, политической и другой деятельности 2. Соотно- шение ма- териальных и духовных сфер жизни общества Материальные факторы (прежде всего произ- водство) играют решаю- щую роль в развитии общества Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем ма- териальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими 3. Направ- ленность истори- ческого развития. Понятие «прогресс» Общество движется от бо- лее низкой к более высо- кой ступени развития. Главные критерии про- гресса связаны с совер- шенствованием производ- ственных отношений Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия. Прогресс относителен, он может охватывать 28 Окончание табл. Линии сравнения Формационный подход Цивилизационный подход отдельные сферы жизни общества: экономику, технологии. Приме- нительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно http://vk.com/ege100ballov 4. Достоин- ства Позволяет: — увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов; — представить историю человеческого общества как единый процесс; — установить определенные закономерности ис- торического развития об- щества; — предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран — позволяет глубоко изучить историю конк- ретных обществ и наро- дов во всем их многооб- разии и специфике; — ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.); — ставит в центр иссле- дования человеческую деятельность и человека 5. Недос- татки — многие народы не про- ходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций; — большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций; — последовательное при- менение формационного подхода неизбежно ото- двигает на задний план — при своем последова- тельном применении ве- дет к тому, что стано- вится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; — создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ; 29 Окончание табл. Линии Формационный Цивилизационный сравнения подход подход 5. Недос- роль человеческого фак- — сводит к минимуму татки тора, человеческую возможности исследова- деятельность; ния закономерностей ис- — недостаточное внима- торического развития ние уделяется своеобра- человеческого общества зию, уникальности, непо- вторимости отдельных об- ществ и народов Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что существующие в науке http://vk.com/ege100ballov подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относиться с точки зрения принципа дополнительности, принимая jbo внимание отмеченные достоинства каждого из подходов. Образец задания 1 В1. | Запишите слово, пропущенное в схеме. ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ I Эволюция I Ответ: Революция. Тема 7. Понятие общественного прогресса Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась еще в древности и оставалась достаточно дискуссионной. Различные взгляды на направленность общественного развития — Французские просветители — история непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества. — Религиозные течения — преобладание регресса во многих сферах жизни общества. — Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби — движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т. е. теория исторического круговорота. — Современные исследователи — положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса. 30 Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии Прогресс (от лат. progres-sus — движение вперед, успех) — это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций Относительность прогресса Есть области, к которым понятие прогресса не применимо Противоречивость прогресса Совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет Развитие человеческого разума Совершенствование нравственности людей Развитие производительных сил, включая самого человека Прогресс науки и техники Возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией. Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание http://vk.com/ege100ballov самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека — в этом видится прогресс современного общества. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества: средняя продолжительность жизни человека, детская и ма- теринская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жишью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др. 31 В2. Образец задания Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс». Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «прогресс». Ответ: Стагнация. Тема 8. Процессы глобализации и становление единого человечества В современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимозависимость между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи и контакты. Люди все глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей во всех концах Земли. Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны. Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности. Основные причины глобализации: переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям; переход от централизации экономики к ее децентрализации; переход от национальной экономики к мировой; переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбора; использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения. Глобализация — это процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств. Основные направления глобализации: деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру; глобализация финансовых рынков; международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов; создание международных организаций в экономической и фи- нансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др. Формирование глобальной экономики порождает взаимозависимость экономик отдельных государств. Успех или кризис стран ощутимо сказываются по всему миру. Власть становится бессильной перед глобальными процессами. Это подталкивает к объединению усилий разных стран для решения социально- экономических и политических вопросов, например, расширяющееся Европейское экономическое сообщество. 32 Последствия процесса глобализации Позитивные Негативные http://vk.com/ege100ballov • Стимулирующее влияние на эко- номику: — появление возможности создавать товары в тех регионах ми- ра, где их производство обойдется дешевле; — возникновение возможности реализации товара там, где это даст максимальную выгоду; — снижение издержек производства; — появление возможностей для дальнейшего развития производства; — рост прибыли; — концентрация усилий на разработке новых передовых технологий; — плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие воз можности вести собственные на учно-технические исследования. • Сближение государств • Стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике • Возникновение социокультурного единства человечества • Насаждение единого стандарта потребления • Создание препятствий для развития отечественного производства • Игнорирование эконо- мической и культурно- исторической специфики развития разных стран • Навязывание опреде- ленного образа жизни, за- частую противоречащего традициям данного обще- ства • Оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономи- чески слаборазвитых странах • Утрата каких-то специфических черт национальных культур По вопросу о становлении единого человечества существуют следующие точки зрения: — Единство человечества — только кажущееся. Люди говорят на тысячах языках, исповедуют разные религии, придерживаются различных ценностей. Мир совсем не един. Он многообразен и многолик. — Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу и т. д. Существующие различия должны исчезнуть в связи с информационной революцией, охватившей сегодня весь мир. — Мир един и многообразен. Чем сильнее тенденция к единству, тем ярче проявляется многообразие культур, образов жизни, социальных ценностей. Одно не противоречит другому. Единство человечества дополняет его многообразие. 33 Основные факторы единства современного человечества Факторы Их последствия Изменение средств коммуникации В единый информационный поток со- единились практически все уголки и ре- гионы планеты Изменение транспорта Быстрота перемещения из одной части света в другую. Мир стал доступен для передвижения http://vk.com/ege100ballov Характер современ- ной техники Реальна угроза уничтожения всего чело- вечества Экономика Производство, рынки стали действи- тельно мировыми, производственные связи превратились в основу единства современного человечества Глобальные проблемы Их решение возможно только общими усилиями всего мирового сообщества В современную эпоху человечество обретает единство не только антропологическое — как биологический вид, но и социальное — объединяясь в целостную всемирную социальную систему, и культурное — поскольку во взаимообмене достижениями различных культур образуется единая общечеловеческая культура. ___ Образец задания I A1.1 Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о последствиях процесса глобализации? А. Глобализация способствует целостности мира и его развитию. Б. Глобализация способствует распространению ценностей и норм, характерных для евро-американской культуры. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 3. Тема 9. Глобальные проблемы человечества Термин «глобальные проблемы» появился в научной литературе в конце 60-х гг. XX в. Глобальные проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой обострение и уг- лубление в современных условиях существовавших ранее проблем в системе «человек — природа — общество». 34 http://vk.com/ege100ballov 35 Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете. Главные (приоритетные) глобальные проблемы http://vk.com/ege100ballov Проблема мира и разору- жения, предотвращения новой мировой войны Преодоление отсталости развивающихся стран Экологическая Демографическая Энергетическая Сырьевая Продовольственная Использования Мирового океана ч Мирового освоения космоса » / Основные направления разрешения глобальных проблем Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на прин- ципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к воз- никновению и обострению проблем Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейщих экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений Четкая международная система прогнозирования 36 С учетом наличного уровня общественного развития и особой остроты стоящих перед человечеством глобальных проблем делаются различные социальные прогнозы перспектив человечества: — Пессимистические прогнозы («экологический пессимизм») связаны с тем, что разрешить Глобальные проблемы человечества нельзя, так как это потребует осуществления таких мер, которые реализовать практически невозможно (например, приостановка роста населения, отказ от технического и технологического прогресса, снижение уровня потребления и т. д.). Неотвратимость экологической катастрофы, «конца истории», гибели человечества. — Умеренно оптимистические прогнозы («научно-технический оптимизм») обосновывают тем, что научно-технические открытия и технологические новации могут стать основой разрешения наиболее сложных из глобальных проблем. Условием для этого является принятие мировым сообществом концепции «устойчивого развития», согласно которой научно- техническая и технологическая революции должны быть подчинены интересам выживания, сохранения природной среды существования человечества. Образец задания Найдите в приведенном ниже списке глобальные проблемы современности и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) проблема образования народных масс 2) демографическая проблема 3) продовольственная проблема 4) торговая проблема http://vk.com/ege100ballov 5) проблема использования космоса 6) научная проблема Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: 235. В4. Раздел 2. Духовная жизнь общества Тема 1. Культура и духовная жизнь Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни: — Технологический подход: культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества. — Деятельностный подход: культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность. — Ценностный подход: культура — практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей. Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию « цивилизация ». Понятие « культура » противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него. На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей. Культура в узком смысле — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры. 38 Культура Материальная культура Духовная культура http://vk.com/ege100ballov Связана с производством и освоением предметов и яв- лений материального мира, с изменением физической природы человека: матери- ально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые соору- жения, производственный опыт, умения, навыки людей и др. Совокупность духовных ценностей и творческой де- ятельности по их производ- ству, освоению и примене- нию: наука, искусство, ре- лигия, мораль, политика, право и др. Потребности общества и человека (материальные или духовные), которые удовлетворяются произведенными ценностями Критерий деления Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно,-потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует. 39 Основные функции культуры Наименование функции Бе содержание Познавательная Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе Оценочная Осуществление дифференциации ценнос- тей, обогащение традиций Регулятивная (нормативная) Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех облас- тях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения) Информативная Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений Коммуникативная Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совер- шенствование личности через общение Социализации Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к са- мосовершенствованию Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной http://vk.com/ege100ballov деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности. Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем. Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право. Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. 40 Структура духовной жизни общества Духовные потребности Духовная деятельность (духовное производство) Духовные блага (ценности) Представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом • Идеи, теории, образы и духовные ценности • Духовные общественные связи индивидов • Сам человек как существо духовное Социализация личности Виды Цель Наука Искусство Религия Воспроизводство общественного сознания в его целостности Особенности Его продуктами являются идеальные образования, . которые не могут быть от- чуждены от их непосредственного производителя Всеобщий характер его потребления, так как духовные блага доступны всем - индивидам без исключения, являясь достоянием всего человечества Образец задания |