Главная страница

СПРАВОЧНИК ОБЩЕСТВО. обществознание справочник. Справочник для подготовки к егэ П. А. Баранов, А. В. Воронцов, св. Шевченко под ред. П. А. Баранова. М. Act


Скачать 5.81 Mb.
НазваниеСправочник для подготовки к егэ П. А. Баранов, А. В. Воронцов, св. Шевченко под ред. П. А. Баранова. М. Act
АнкорСПРАВОЧНИК ОБЩЕСТВО
Дата01.11.2022
Размер5.81 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаобществознание справочник.pdf
ТипСправочник
#764860
страница3 из 31
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
I A1. I Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о культуре?
http://vk.com/ege100ballov

А. Культура — совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития людей.
Б. Культура — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 1.
41
Тема 2. Формы и разновидности культуры:
народная, массовая и элитарная;
молодежная субкультура
Когда речь идет о многообразии культур, то оно понимается по-разному.
Типология культуры
Основа классификации
Типы культуры
Связь с религией
Культуры религиозные и светские
Региональная принадлежность
Восточная и западная, средиземномор- ская, латиноамериканская
Регионально-этни- ческая особенность
Русская, французская и т. д.
Принадлежность к историческому типу общества
Культуры традиционного, индустриаль- ного и постиндустриального общества
Хозяйственный уклад
Культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриаль- ная культура
Сфера жизни общества или вид деятельности
Культура производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологи- ческая, художественная и пр. культуры
Связь с территорией
Сельская и городская культуры
Специализация
Обыденная и специализированная куль- туры
Уровень мастерства и вид аудитории
Высокая, или элитарная, народная, массовая культуры
Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).
42
Культура http://vk.com/ege100ballov

Основные формы
Элитарная
Народная
Массовая
Создается при- вилегированной частью общест- ва» либо по ее за- казу профессио- нальными творцами
Создается ано- нимными твор- цами, не имею- щими профес- сиональной подготовки
(мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы)
Понятие, используе- мое для характерис- тики современного культурного произ- водства и потребле- ния (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня материального со- стояния, стандар- тизация культуры)
Разновидности
Субкультура
Контркулътура
Часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половоз- растные: женская, детская, молодежная и др.; профессио- нальные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная)
Оппозиция и альтернатива по отношению к гос- подствующей в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.)
Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества
Позитивное
Негативное
• Утверждает простые и понятные представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире
• Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскательным вкусам
«массового человека»
43
Окончание табл.
Позитивное
Негативное http://vk.com/ege100ballov

• Ее произведения не выступают средством авторского самовыра- жения, а непосредственно обра- щены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы •
Отличается демократичностью (ее
«продуктами» пользуются представители разных социальных групп), что соответствует нашему времени • Отвечает запросам, потребностям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической разрядке • Имеет свои вершины — литературные, музыкальные, кинема- тографические произведения, ко- торые уже по сути могут быть от- несены к «высокому» искусству
• Ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей •
Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере • Насаждает мифы в сознании людей
(«миф Золушки», «миф простого парня» и т. д.) •
Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности •
Используя современные
СМИ, подменяет для многих людей реальную жизнь, навязывая определенные представления и предпочтения
Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность всех ее параметров.
Составляющие и признаки субкультуры: знание (картина мира в узком смысле слова); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и ста- тусы; потребности и склонности.
Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.
Молодежная субкультура часто рассматривается как де-виантная
(отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура — это культура демонстра-
44
тивного потребления. Ее возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.
___ Образец задания
| Вв. | Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. http://vk.com/ege100ballov

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Первоначально во взаимодействии инновации и_______(1)
в культуре доминирующую роль играет последняя, закрепляющая и удерживающая медленно накапливавшиеся новшества. Причем эта система на ранних стадиях развития общества по необходимости характеризуется крайней жестокостью, не допускает и тени __________(2). Чем глубже в прошлое, тем более мы видим человека запеленутым в речевые и образные штампы и трафареты, в формулы оценок и
__________(3), в формулы житейской__________(4),
практического___________(5), верований. Он разгружен от необходимости думать: почти на всякий случай жизни, почти на всякий вопрос есть изречение, пословица, цитата,
стих, пропись, обобщенный художественный_______(6)».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.
Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
A) образ Е) рассудок
Б) поведение Ж) преемственность
B) демократия 3) традиция Г) новаторство И) мудрость Д) искусство
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 2
3 4
5 6
Ответ: ЗВБИЕА.
45
Тема 3. Средства массовой информации
Огромное влияние на формирование духовных образцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации (СМИ).
Средства массовой информации представляют собой:
• Совокупность всех каналов передачи информации: печать (газеты, журналы, бюллетени, информационные листки и т. д.); радио; телевидение; кинематограф; видео; Интернет.
• Совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации: заметка; интервью; репортаж; отчет; корреспонденция; комментарий; обозрение; беседа; ток-шоу; пресс- конференция; анкета; очерк; эссе; интерактивный опрос; фельетон; памфлет.
Средства массовой информации влияют не только на чувства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации и т. д., но и на то, в какой форме и какими способами они распространяются среди различных социальных групп, как проявляются в деятельности и поведении последних. Их огромная роль станет особенно очевидной, если учесть, что инструменты коммуникации и знания, как таковые, являются одновременно инструментами власти.
Оперативность и динамичность, широкое использование документальных и http://vk.com/ege100ballov
художественных форм способствуют тому, что СМИ быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества, на сознание широчайших народных масс. Они могут достаточно оперативно и легко склонить общест- венное мнение в поддержку каких-то конкретных целей, кампаний, того или иного политического курса и т. п. СМИ способствуют восприятию и усвоению людьми господствующих ценностей, идеалов, идейно-политических установок и т. д. СМИ, характеризующиеся универсальностью, стандартизируют и формируют однородную культуру, унифицируют мнения, ориентации, установки, поведенческие ориентиры.
Словесное выражение информации, особенно для аудиовизуальных СМИ, не единственный и не всегда самый главный элемент информационной деятельности. Всевозрастающий поток образов, символов, сигналов отодвигает слово не только как средство передачи, но и как элемент культуры нашего времени. СМИ приобретают роль основного агента производства и распределения культуры.
46
Функции СМИ
Наименование функции
Бе содержание
Коммуникативная
Установление контакта с массовой аудито- рией как совокупностью субъектов, имею- щих цель получить информацию
Непосредственно- организаторская
Отражение роли СМИ как «четвертой власти» в обществе
Идеологическая
(социально-ориен- тирующая)
Оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведения
Культурно-образо- вательная
Участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных цен- ностей, воспитание людей на образах обще- мировой культуры
Рекламно-справоч- ная
Удовлетворение утилитарных запросов в связи с различными увлечениями разных слоев общества (сад, 'огород, туризм, шах- маты, коллекционирование и т. д.)
Рекреативная
Создание условий для развлечений, снятия напряжения, получения удовольствия
Образец задания
1 ВЗ. | Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) На сегодняшний день пресса, радио и телевидение стали неотъемлемыми атрибутами современной жизни. (2) В советский период в массово- информационной сфере не было такого разнообразия изданий и передач, представляющих весь спектр мнений. (3) Среди исследователей массовой коммуникации существует мнение, утверждающее, что в советское время ме- тоды воздействия на аудиторию носили принудительный характер. (4) На наш http://vk.com/ege100ballov
взгляд, демократическое общество приносит с собой иные модели воздействия на население, поскольку теперь работает не армейская иерархия, а игра на равных. Определите, какие положения текста носят: А)4>актический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.
47
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 2
3 4
Ответ: ААББ,
Тема 4. Искусство, его формы, основные направления
Искусство — центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.
Существует ряд теорий происхождения искусства:
— биологизаторская — происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели вы- сокой творческой деятельности;
— игровая — причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей;
— магическая — искусство — форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека;
— трудовая — искусство — результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.
Искусство — практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность — художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.
В обществе существуют разные взгляды на искусство: искусство — подражание природе; «природа — лучший мастер форм». Искусство — творческое самовыражение личности или знаково-символическая концепция.
Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.
Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме худо- жественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов,
48
событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.
Форма бытия искусства — художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.
Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из http://vk.com/ege100ballov
которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой: архитектура (зодчество); живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анималистический жанр, исторический жанр); скульптура
(станковая, декоративная, монументальная); декоративно-прикладное искусство; литература; музыка; театр; цирк; балет; кино; фотоискусство; эстрада.
Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); играет большую роль в процессе познания, воображения и фантазии познающего субъекта.
Искусство выполняет в обществе множество разнообразных функций, по поводу содержания которых между сторонниками различных теорий ведутся споры.
Функции искусства
Наименование функции
Ее содержание
Общественно-преобра- зующая
Оказывая идейно-эстетическое воз- действие на людей, включает их в на- правленную деятельность по преобра- зованию общества
Художественно-кон- цептуальная
Анализирует состояние окружающего мира
Воспитательная
Формирует личность, чувства и мысли людей
Эстетическая
Формирует эстетические вкусы и по- требности человека
Утешительно-компен- саторная
Восстанавливает в сфере духа гармо- нию, утраченную человеком в реаль- ной действительности, способствует сохранению и восстановлению психи- ческого равновесия личности
49
Окончание табл.
Наименование функции
Бе содержание
Предвосхищения
Предвосхищает будущее
Внушающая
Воздействует на подсознание людей, на человеческую психику
Гедонистическая (от греч. наслаждение)
Доставляет людям удовольствие
Познавательно-эврис- тическая
Отражает и осваивает те стороны жиз- ни, которые труднодоступны науке
Образец задания
С8. I Изложите Ъвои мысли (свою точку зрения, отношение)
по поводу поднятых Вчприведенных высказываниях проблем. Приведите необходимый ^ргумен^ы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный http://vk.com/ege100ballov
жизненный опыт.
«Цель искусства — не греза, а реальная жизнь» (Р. Роллан).
«Искусство любят те, кому не удалась жизнь» (В. Ключевский).
Комментарий: мини-сочинение (эссе) по обществознанию должно:
— соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя);
— содержать относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания (отвечайте на вопросы типа: С какими основными компонен- тами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен
(на) знать, чтобы раскрыть ее?);
— включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всем? По- чему? В чем состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);
— содержать термины, понятия, обобщения, факты, приме-рыу связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен
50
(на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании;
— характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой:
• Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции:
«Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что кажется мне спорным».
• Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определит ее содержание и сущность.
• Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы.
Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:
Тезис — то, что требуется доказать
Аргументы — факты, примеры, доводы, суждения
Выводы — в силу каких доказательств ваш тезис верен
Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.
• В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.
Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение. К достоинствам эссе можно отнести:
http://vk.com/ege100ballov

— наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе
(например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.);
— включение имен его предшественников, последователей или научных противников;
— описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению;
51
— наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
— присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.
Тема 5. Наука
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.
Наука
___..................1 ,
Социальный институт со своей структурой и функциями
• Отрасль духовного производства
• Особая система знаний (в форме научных представ- лений, понятий, теорий), приве- денная в целост- ную систему на основе определен- ных принципов
Особая система об- щественных орга- низаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания
(НИИ, вузы, академические инс- титуты, Академия наук РФ и др.)
Система научных ис- следова- ний
Опытно- конст- руктор- ские изыска- ния
Основная продукция
Понятия, законы, теории
Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают.
Основа классификация
Виды науки
Предмет и метод познания
— Науки о природе: естествознание —
Науки об обществе: обществознание
(гуманитарные, социальные науки) —
Науки о познании и мышлении: логика, гносеология, диалектика — Технические науки и математика
52
Окончание табл.
Основа классификация
Виды науки http://vk.com/ege100ballov

«Удаленность» от практики
— Фундаментальные науки: отсутствует прямая ориентация на практику —
Прикладные науки: присутствует не- посредственная ориентация на примене- ние результатов научного познания для решения производственных и социально- практических проблем
Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на более узкие области. В то же время идет противоположный процесс — интеграция научного знания.
Современные ученые предлагают несколько моделей развития научного знания.
Наименование модели
Бе содержание
1. Постепенное раз- витие науки
Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников
2. Развитие науки че- рез научные револю- ции
Периодически любая наука должна пере- живать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от
«этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм»1 3. Развитие науки че- рез приближение к познавательным стандартам естество- знания
За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. Отсюда и кри- терии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость
4. Развитие через ин- теграцию научного знания
Строить систему знания на основе извле- чения ее элементов из различных науч- ных дисциплин: использование теории и методов других наук
1 Парадигмой называется господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.
53
Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определенное воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.
Наука
Общество
Потребности развития общества Материально-техническая база общества
Внутренние законы науки
• Преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых)
• Чередование относительно спокойных периодов развития и периодов http://vk.com/ege100ballov

«крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции)
• Сочетание процессов дифференциации и интеграции
• Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации
Функции современной науки
Наименование функции
Бе содержание
Культурно-миро- воззренческая
Помогает человеку не только объяснить из- вестные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явле- ния окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоз- зрение, научные представления — часть общего образования, культуры
Познавательно- объяснительная
Осуществляет познание и объяснение уст- ройства мира и законов его развития
Прогностическая
Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению
54
Образец задания
Запишите слово, пропущенное в схеме.
НАУКА
Фундаментальная
Ответ: Прикладная.
Тема б. Социальная и личностная значимость образования
Среди социальных институтов современного общества образование играет одну из важнейших ролей.
Образование — один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно- познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Функции образования
Наименование функции
Бе содержание
Экономиче- ская
Формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваи- вать научные и технические новшества и эф- фективно использовать их в профессиональной деятельности http://vk.com/ege100ballov

Социальная
Социализация личности, воспроизводство соци- альной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности
Культурная
Использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его твор- ческих способностей
Социально-экономический и политический строй, культурно-исторические и национальные особенности определяют характер системы образования.
55
Компоненты
\^
|
Совокупность об- разовательных стандартов и про- грамм
Органы управления образованием
Комплекс принципов, определяющих функ- ционирование системы образования к
» S *
Сеть - образовательных учреждений
Система образования в
России
• Гуманистический ха- рактер образования •
Приоритет общечелове- ческих ценностей • Право личности на свободное развитие • Единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур •
Общедоступность об- разования • Адаптивность системы образования к потребностям обучаемых •
Светский характер об- разования в государст- венных учреждениях •
Свобода и плюрализм в образовании •
Демократический, го- сударственно-общест- венный характер управ- ления и самостоятельность образовательных учреждений
• Дошкольные образовательные учреждения • Общеобразовательные школы (гимназии) •
Профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи) • Учреждения дополнительного образования детей
(дома школьников, творчества юных и т. д.) • Духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты и т. д.) • Университеты, колледжи, технические школы •
Учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров •
Учреждения повышения ква- лификации и переподготовки кадров
(институты, факультеты, центры и т. д.)
Общие тенденции в развитии образования
Тенденция
Бе сущность http://vk.com/ege100ballov

Демократизация системы образо- вания
Во многих странах ликвидирована неграмот- ность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населе- ния, хотя различия в качестве и типах учеб- ных заведений сохраняются
56
Окончание табл.
Тенденция
Ее сущность
Рост продолжи- тельности обра- зования
Современное общество нуждается в высоко- квалифицированных специалистах, что уд- линяет сроки обучения
Непрерывность образования
В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии
Гуманизация об- разования
Внимание школы, педагогов к личности уча- щегося, его интересам, запросам, индивиду- альным особенностям
Гуманитаризация образования
Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе — таких как экономическая теория, социология, полито- логия, основы правовых знаний
Интернациона- лизация процесса образования
Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем
Компьютеризация процесса об- разования
Использование новых современных техноло- гий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба
В4.
Образец задания
Найдите в приведенном ниже списке тенденции, характеризующие развитие современного образования, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) сокращение продолжительности образования
2) гуманизация образования
3) усиление сословного характера образования-
4) гуманитаризация образования
5) отказ от преподавания общественных наук
6) создание единой системы образования для разных стран Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: 246.
Тема 7. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии
Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрастает.
57
Существует множество определений религии. Приведем некоторые из них.
Религия (от лат. religare — связывать, reeligere — воссоединять, religio — счастливость, благочестие, набожность, предмет культа) — это:
http://vk.com/ege100ballov

— вера в сверхъестественное (в Бога);
— совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
— одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Вызывает споры и проблема происхождения религии.
Богословско-теологический подход
Материалистический подход
Религия появляется вместе с человеком, существует исконно. Религия — особое, сверхприродное явление, результат сверхъесте- ственной связи человека с
Богом
Религия является продуктом раз- вития человеческого сознания.
Религия возникла из-за беспо- мощности и невежества первобыт- ного человека, полностью зависи- мого от стихийных сил природы, которые он обожествлял
Будучи одной из основ духовной жизни людей, а также формой общественного сознания, религия характеризуется следующими признаками: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта).
Вера является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий. Она выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.
Религиозная вера включает в себя:
— нормы морали у которые объявлены происходящими от Божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;
— определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или появившимися непосредственно в результате Божественного откровения, или как результат вдохновенной Богом деятельности законодателей;
58
— веру в боговдохновенность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц7 объявленных святыми, угодниками, блаженными и т. п.;
— веру в спасительную силу для души человека ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, молитва, пост, богослужение и т. п.);
— веру в богонаправленностъ деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной религии.
Религия — это не только комплекс представлений, верований, доктрин, но и культ, ритуалы и иные формы практического воплощения веры.
Религиозный культ является главным видом религиозной деятельности.
Культ (от лат. cultus — возделывание, уход, почитание, поклонение) — это вид религиозной деятельности, практически духовного освоения мира.
Разновидности культа:
— магия (колдовство) — комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на скрытые от человека силы для получения материальных и http://vk.com/ege100ballov
иных результатов.
— умилостивительный культ — комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу.
Атрибуты религиозного культа
Объект
Осознаваемые в форме религиозных образов яв- ления и силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни
Субъект
Религиозная группа (лица, осуществляющие ру- ководство — шаман, жрец, священник, пастор, раввин, мулла, проповедник и др.; лица дейст- вующие как соучастники обрядов) или верующий индивид
Средства культовой деятельности
Церковные здания (храм, молитвенный дом и др.), религиозное искусство, различные предметы
(крест, свечи, церковная утварь, четки, ман-дала и т. п.)
Способы
Складывающиеся нА основе религиозных взгля- дов нормы, эталоны, которые составляют предпи- сания о том, что и как необходимо делать
59
Окончание табл.
Культовые акты
Заклинания духов, ритуальные пляски, поклоны, коленопреклонения, падение ниц, склонение головы, проповедь, молитва, исповедь, паломничество и др.
Результат
Удовлетворение религиозных потребностей, укрепление веры, снятие стресса, сплочение религиозной группы
Религиозный культ является главным видом религиозной деятельности.
Ранние формы религии
Форма религии
Ее сущность http://vk.com/ege100ballov

Тотемизм
(англ. totem на языке сев.- амер. индей- цев букв, «его род»)
Поклонение какого-либо рода, племени живот- ному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Первоначально тотемизм выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех членов того или иного первобытного объединения с особями одного определенного вида животных. Постепенно он оброс значительным количеством ритуалов, магией. От магии неотделим и фетишизм (от порт, feitico — идол, амулет, талисман, заколдованная вещь) — религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам
(амулетам, фигуркам и т. п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в многочисленных проявлениях и сейчас
Анимизм (от лат. anima — душа, дух)
Выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы. Первобытный человек населил духами весь окружающий мир: душой обладают животные, растения, явления природы. Постепенно сложилось представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от реального мира. В анимизме можно увидеть основу для возникновения современных религий
60
В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы:
1) родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;
2) национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм, индуизм и др.;
3) мировые религии: буддизм, христианство (католицизм, православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм).
Достаточно развитые религии имеют и свою организацию — церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.
Церковь (гр. Kyriakon — дом Господний) — социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры
(вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.

Факторы, способствующие образованию церкви
-
Общее вероучение
Церковь как соци- альное явление
-
Система управ- ления жизнью, деятельностью и поведением верующих
-
Религиозная деятельность
Культовая | Внекультовая http://vk.com/ege100ballov

В церкви действует определенная система норм (религиозной морали, канонического права и т. д.), ценностей, образцов и санкций.
Основные функции религии
Наименование функции
Бе содержание
Мировоззрен- ческая
Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, об- щество, человек, обеспечиваются целеполага- ние и смыслополагание
Компенсатор- ная (терапев- тическая)
Восполняет ограниченность, зависимость, бес- силие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий сущест- вования. Важное значение имеет психологиче- ский аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение
Коммуника- тивная
Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.
61
Окончание табл.
Наименование функции
Ее содержание
Регулятивная
Упорядочивает определенным образом помыс- лы, стремления людей, их деятельность
Интегрирую- ще-дезинтег- рирующая
Объединяет индивидов, группы, если ими при- знается более или менее единое, общее вероис- поведание, что способствует сохранению ста- бильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интег- рирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и по- ведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии
(дезинтегрирующая функция)
Культуро- транслирую- щая
Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению http://vk.com/ege100ballov

Легитимирую- ще-разлегити- мирующая
Узаконивает некоторые общественные порядки, институты (государственные, политические, правовые и др.), отношения, нормы, образцы как должное (легитимирующая функция) или, наоборот, утверждает неправомерность каких-то из них (разлегитимирующая функция)
Кроме основных функций, религия в разное время выполняла и выполняет нерелигиозные функции, определяемые той конкретной историко-социальной обстановкой, в которой функционирует религиозное объединение.
Наибольшее влияние на развитие современной цивилизации оказывают мировые религии, которые характеризуются следующими признаками: огромное число последователей во всем мире; эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп); пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания); космополитич-ностъ> носят меж- и надэтнический характер, выходя за переделы наций и государств.
62
Мировые религии
Линии сравнения
Буддизм
Христианство
Ислам
1. Этимоло- гия
Отсанскр.«будх», обозначающего переход от спяще- го состояния к пробуждению, просветленному сознанию
От гр. Chri- stos — Мес- сия
Араб. букв, предание себя воле Бога, по- корность
2. Время и место за- рождения
VI—V вв. до н. э.
Индия
I в. н. э. Вос- точные про- винции Рим- ской империи
Начало VII в. н. э. Азия, Ара- вийский полу- остров
3. Террито- рия, на которой проживают исповедую- щие религию
Южная, Юго-
Восточная и Вос- точная Азия. В
России — Тува,
Бурятия и Кал- мыкия
Преимущест- венно Европа и Северная
Америка
Ближний Вос- ток, Северная
Африка. В Рос- сии — Татар- стан, Башкор- тостан, респуб- лики Кавказа
4. Источни- ки вероуче- ния
Типитака («Три корзины»)
Библия
Коран, Сунна,
Шариат — му- сульманское за- конодательство http://vk.com/ege100ballov

5. Основы учения
Через размышле- ние и созерцание человек может до- стичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения,прийти к совершенству.
Одна из важней- ших заповедей — любовь и мило- сердие ко всем живым существам, независимо от того, добрые они или злые. Нельзя платить злом за зло, ибо
Идея грехов- ности челове- ка как при- чина всех его несчастий и учение об из- бавлении от грехов путем молитвы и покаяния.
Проповедь терпения, смирения, прощения обид
Человек — су- щество слабое, склонное к гре- ху, он не в со- стоянии ничего добиться в жиз- ни самостоя- тельно. Ему ос- тается уповать на милосердие и помощь Аллаха.
Если человек будет верить в
Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то за- служит вечную жизнь в раю.
63
Окончание табл.
Линии сравнения
Буддизм
Христианство
Ислам
5. Основы в противном слу-
Требуя от ве- учения чае возрастают рующих покор- вражда и страда- ности Аллаху,
ние предписывает такую же по- корность зем- ным властям
6. Количе-
Ок. 500 млн
2 млрд чело-
Ок. 1,5 млрд ство после- человек век человек дователей религии
Сегодня все чаще говорят о процессе «исламизации», который очень противоречив: с одной стороны, отражает стремление народов развивающихся стран освободиться от остатков колониализма и западного влияния, с другой — реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые бедствия.
«Исламизация» — 1) содержание политических программ, выдвигаемых и осуществляемых в ряде стран мусульманского мира (Пакистане, Иране, Ливии), цель которых — построение «исламского общества»; 2) продолжающееся распространение ислама в ряде районов Азии, Африки, Индии, Дальнего
Востока,
Образец задания
I B2. I Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, http://vk.com/ege100ballov
связаны с понятием «религия». Верование; обряд; магия; знание; политеизм.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «религия». Ответ: Знание.
Тема 8. Мораль. Нравственная культура
Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.
Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к нраву, характеру) — форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
64
Развитие норм морали
Наименование нормы
Сущность
Характер нормы
Чем поддерживается
Когда возникает
Табу (полинезий- ское слово, не под- дающееся одно- значному переводу на совр. языки)
Жесткий запрет агрессив- ных или эротических по- буждений, направленных на так называемые «непри- касаемые объекты» (напри- мер, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.)
Распространяется на членов данной общины
Мистическая бо- язнь определенных актов или существ
Родовой строй
Обычай
Исторически сложившаяся и распространенная в об- ществе форма действий, повторяющаяся в опреде- ленных обстоятельствах
Распространяется только на членов дан- ной общины или неко- торой группы. Регла- ментирует когда, что и как надо делать чело- веку, не предоставляя ему выбора
Авторитет общест- венного мнения
Традиция (лат. traditio — передача)
Разновидность обычая, от- личающаяся особой устой- чивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследо- ванные от предыдущих по- колений формы поведения
Моральные правила
Концентрируют и обобща- ют высокие идеалы и стро- гие нормы, регулирующие поведение и сознание чело- века в различных областях общественной жизни
Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравст- венный выбор, личностное самоопределение
Идеи добра и зла, авторитет общест- венного мнения
Разложение родового строя
По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:
— натуралистический подход — мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития;
— теологический подход — мораль дарована человеку Богом;
— социологический подход — мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей;
— культурологический подход — мораль является одним из http://vk.com/ege100ballov
элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека.
Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей.
Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.
С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.
Моральные требования и представления: нормы поведения («не лги»; «не укради»; «неубий»; «почитай старших» и т. д.); моральные качества
(доброжелательность; справедливость; мудрость и т. д.); нравственные принципы (коллективизм — индивидуализм; эгоизм — альтруизм и т. д.); морально-психологические механизмы (долг, совесть); высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье и т. д.).
Понятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль» происходит от слова «нрав») многие мыслители отождествляют, т. е. рассматривают их как синонимы. И все же следует учитывать и «тонкости» дискуссионного подхода, согласно которому понятия «мораль» и «нравст- венность» разводятся.
Понятие «мораль»
Понятие «нравственность»
Специфическая сфера культу- ры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регули- рующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.
Принципы реального практиче- ского поведения: людей, в кото- ром строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т. е. в данное понятие вкладывается более «житейское»,
«приземленное» значение.
i
66
Окончание табл.
I
Что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного)
1
Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего)
Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр. ethos — обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.
Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.
Мораль и право: общее и различия http://vk.com/ege100ballov

Нормы морали
Нормы права
Общее
1.
Являются в системе социальных норм самыми универсаль- ными, распространяющимися на все общество
2.
Имеют один объект регулирования — общественные отно- шения
3.
Выступают мерой свободы в обществе
4.
Связаны с категорией «социальная справедливость»
5.
Имеют сходную структуру
Различия
1.
Формируются в процессэ
1. Установлены или санкци- утверждения, развития мо- онированы государством,
ральных взглядов и идеалов,
официально зафиксирова- содержатся в сознании лю- ны в юридических актах дей и выражаются в общест- венном мнении
67
Окончание табл.
Нормы морали Нормы права
Различия
2. Исполняются в силу при- вычки, внутренних побуждений
2. Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся
3. Их реализация не нуждается в организованной принуди- тельной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей
3. Их реализация поддержи- вается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения
4. Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы
4. Для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок
5. Регулируют отношения, под- контрольные и неподконт- рольные государству (отно- шения дружбы, любви и т. д.)
5. Регулируют отношения, подконтрольные государству
6. Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и не- справедливого
6. Регулируют общественные отношения с позиций за- конного и незаконного, правомерного и неправо- мерного http://vk.com/ege100ballov

Важнейшие функции морали в обществе
— Регулятивная — регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.
— Ценностно-ориентационная — утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию.
— Мотивационная — моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.
— Конститутивная (от лат. constitus — утвердившийся, установленный) — принципы нравственности — высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде.
68
— Координационная — обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.
В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.
Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравст- венности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.
Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства — личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества.
Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали.
"Формирование нравственной культуры личности проходит следующие этапы:
Этап
Формируема я нравствен- ность
На чем основана
Главный мотив нравственного поведения
Для кого характерна
I
Элементар- ная нравст- венность
Послушание и под- ражание
Страх,боязнь наказания
(«Что со мной сделают?»)
Дети; неко- торые ин- фантильные люди взрос- лого возраста http://vk.com/ege100ballov

II
Конвенцио- нальная нравствен- ность
Обществен- ное мнение окру- жающих
Стыд, честь
(«Что обо мне подумают?»)
Взрослые люди
III
Автономная нравст- венность
Саморегу- ляция
Совесть («Что я сам о себе подумаю?»)
69
Нравственная культура личности представляет собой целостную систему элементов.
Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления
(умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы jec особенностям сложившейся ситуации и т. д.); культура чувств (степень развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека, способность к сочувствию, сопереживанию); культура поведения
(совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения); этикет
(уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры поведение в обществе)..
Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.
Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности'
Наименование принципа
Его сущность
«Золотое пра- вило» нравст- венности
В религиозно-философских изысканиях у раз- ных народов (в Китае, Индии, Греции) с сере- дины I тыс. до н. э. на смену принципу «Жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб» стало выдви- гаться «золотое правило» нравственности:
«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавли- вает равенство между людьми
Моральная автономия личности
Этот принцип — завоевание Нового времени. Он означает, что личность самостоятельно осу- ществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответ- ственность за свой выбор перед самой собой и перед человечеством. Автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям, принадлежности к социальной группе и т. д.
70
http://vk.com/ege100ballov

Окончание табл.
Наименование принципа
Его сущность
Этот принцип предполагает не только уважение к человеку, но и наличие у него самоуважения, чувства собственного достоинства
Гуманизм
Человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека. Этот принцип требует отказа от всех форм насилия над личностью. Он утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и др.
Таким образом, нравственная культура личности — это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка.
Образец задания
I C6. Проиллюстрируйте тремя примерами единство морали и права.
Ответ: В качестве примеров, иллюстрирующих единство морали и права, могут быть приведены: В системе социальных норм мораль и право выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество. У норм морали и права единый объект регулирования — общественные отношения. Как нормы морали, таки нормы права исходят от общества. Нормы морали и права выделились из мононорм первобытного общества. Нормы морали и права имеют сходную структуру и др.
Тема 9. Тенденции духовной жизни современной России
В дискуссиях по вопросу перспектив духовной жизни России в начале XXI в. можно выделить две основные идеи: 1) необходимо пойти по линии культурного сближения с западными странами и, осваивая их опыт и достижения, как и они, двигаться к будущей постиндустриальной цивилизации;
2) необходимо противостоять экспансивным тенденциям За-
71
пада и искать свой особый, принципиально отличный от всех других, путь в будущее, соответствующий культурно-исторической специфике России и исключительности ее положения и роли в мире.
Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России
1. Снижение нормативности культуры, что характерно .для переломных эпох. Расшатываются моральные устои, подвергаются пересмотру нравственные идеалы, распространение получили различные формы девиантного и асоциального поведения.
2. Бедность значительной части населения ведет к отстранению ее от активного участия в культурной жизни. У людей, озабоченных материальными проблемами, не остается ни сил, ни времени, ни средств для наслаждения достижениями духовной культуры. Шедевры высокого искусства — лучшие спектакли, концерты, книги, выставки — становятся доступными лишь людям с достатком, а малооплачиваемому большинству приходится ограничивать свои культурные запросы дешевой продукцией массовой культуры. Возможности http://vk.com/ege100ballov
приобщения народа к достижениям отечественной и мировой культуры сужаются, народ становится духовно беднее.
3. Требует внимания проблема культурного единства многонациональной Российской Федерации. В ней есть русская культура — культура русского народа — и национальные культуры других народов России.
Можно ли отождествлять и рассматривать культуры народов нашей страны как субкультуры в составе русской культуры или же необходимо считать, что российская культура есть сочетание русской культуры с сосуществующими рядом с ней многими нерусскими национальными культурами? Решение данного вопроса очень значимо для понимания перспектив развития духовной жизни нашей страны.
4. Социокультурный организм реагирует на вторжение чуждых культурных элементов одинаково: начинается реакция культурного отторжения.
Заполнение российского рынка массовой культурой Запада послужило мощным толчком для развития новых потенциалов в сфере российской культуры.
5. Как это ни парадоксально, но современная культура России соединяет несоединимое: коллективизм и индивидуализм, антизападнические настроения и стремление воссоединиться с мировой цивилизацией. Российская культура синтезирует в своем организме элементы различных культур.
72 6. Несоответствие уровня развития политической и правовой культуры общества требованиям жизни в демократическом правовом государстве. Это ведет к тому, что население недостаточно использует возможности демократии, не проявляет политической активности и т. д.
7. Осуществляется ломка культурных стереотипов, сформировавшихся еще в условиях доиндустриального общества. По-видимому нет оснований полагать, что эта ломка затронет коренные ценности и идеалы, составляющие специ- фическое ядро культуры. Однако далеко не все традиционные нормы, ценности и идеалы прошлого могут быть вписаны в контекст современности.
Расшатываются вековые традиции, и трудно сейчас сказать, что из них устоит, а что падет жертвой на алтарь нового расцвета русской культуры.
Образец задания
| С7. | Бытует мнение, что массовая культура стала исключительно полезным для правящих элит инструментом регулирования социального поведения.
Только ли этим ограничивается роль массовой культуры в современном обществе? Свою позицию аргументируйте.
Ответ: Массовая культура — это канал манипулирования массами и стабилизатор, тормоз, придающий современному обществу необходимую устойчивость на крутых исторических поворотах. Именно в рамках массовой культуры передаются нравственные ценности, национальные традиции, про- исходит знакомство с подлинными вершинами культуры, пусть в адаптированном виде.
Раздел 3. Человек
Тема 1. Человек как результат биологической и социальной эволюции
Проблема человека — одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.
Теория происхождения человека, суть которой заключи ется в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. http://vk.com/ege100ballov
anthropos — человек и genesis — происхождение).
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.
Естественно-научные
(материалистические) теории
Ч. Дарвин
Ф. Энгельс
Религиоз-
Теория
(1809—1882) —
(1820—1895) —
ная теория палеовизита английский ес- социальный тествоиспытател ь,
мыслитель, поли- создатель эволю- тический деятель ционной теории
Божествен-
Человек —
Человек как
Главная причина ное проис- создание не- биологический появления чело- хождение земное, при- вид имеет века — труд. Под человека.
шельцы из естественное,
влиянием труда
Душа —
космоса, по- природное про- сформировались источник сетив Землю,
исхождение и специфические человече- оставили на генетически свя- качества челове- ского в ней челове- зан с высшими ка: сознание,
человеке ческие суще- млекопитаю- язык, творче- ства щими ские способности
Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.
Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.
Человек — высшая ступень развития живых организ мое на Земле.
Биологически человек принадлежит к млеко питающим гоминидам, человекоподобным существам, кото рые появились около 550 тысяч лет назад.
74
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные от- ношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.
http://vk.com/ege100ballov

Биологизаторский подход
Социологизаторский подход
Акцентирует лишь эволюци-онно-биологические предпосылки человеческой природы
Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек
— «чистая доска», на которой общество пишет нужные слова
Основные отличия человека от животного
I * Человек обладает мышлением и членораздельной ре->ыо. Только человек может размышлять о своем прошлом, фитически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя вой планы.
Коммуникативными возможностями обладают и некото->ые виды обезьян, но только человек может передать другим гюдям объективную информацию об окружающем мире. Лю-ш имеют способность выделять в своей речи главное. К тому •ке человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.
75 2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
— моделирует свое поведение и может выбирать различ ные социальные роли;
— обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
— выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
3. Человек в процессе своей деятельности преобразует ок ружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру.
Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия
(палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.
5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.
Человек — существо уникальное (открытое миру, неповто римое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)
Образец задания
I А1.1 Выберите правильный ответ. Человек, согласно совре менным представлениям, есть существо 1)духовное 2)социальное http://vk.com/ege100ballov

3) биологическое
4) биосоциальное Ответ: 4.
76
Тема 2. Бытие человека
Бытие — философская категория, обозначающая существование, реальность.
Соответственно, бытием обладают не только явления природы, но и человек, сферы его деятельности. Мир мыслящих существ и всего сотворенного ими вхо- дит в сферу бытия.
Формы бытия
Бытие процессов природы у а также вещей, произведенных челове-кому т. е. естественная и «вторая природа» — очеловеченная
Бытие человека
Бытие духовное: внутренний (духовный) мир самого человека, его сознание, плоды его духовной деятельности
Социальное бытие: бытие человека в природе, истории, обществе

Индивидуальный аспект бытия человека
Жизнь человека от рождения до смерти
Личностный аспект бытия человека
Включенность человека в культуру
В качестве первичной предпосылки бытия человека выступает жизнь его тела. В природном мире человек, существуя как тело, находится в зависимости от законов развития и гибели организмов, циклов природы. Чтобы дать жизнь духу, необходимо обеспечить жизнь телу. Поэтому во всех цивилизованных странах фундаментальные права человека на удовлетворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохранением жизни, закреплены юридически.
Индивид становится личностью, осваивая достижения человеческой культуры
(личностный. аспект человеческого бытия). Поэтому человек не слепо подчиняется требованиям телесных законов, а в состоянии контролировать и регулировать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответствии с естеством, но руководствуясь исторически возникшими нормами и идеалами.
Тем не менее считается, что индивидуальное бытие — основание для бытия личности.
Социальное бытие может быть выражено в более широком смысле как бытие общественное. Общественное бытие (отношения людей к природе и друг другу) возникает вместе со становлением человеческого общества и является первичным по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.
77
Образец задания

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


написать администратору сайта