Главная страница
Навигация по странице:

  • Техника 2.

  • Упражнение 1. Подготовительное

  • Упражнение 2. «Телесная гомеопатия»

  • Упражнение 3. «Театр прикосновений»

  • Упражнение 4. Последовательность опор

  • Упражнение 5. Присоединение

  • Упражнение 6. Заключительный элемент

  • Упражнение 7. Инициация естественной смерти

  • _Малкина-Пых И.Г., Телесная терапия. Справочник практического психолога И. Г. Малкина Пых Телесная терапия предисловие


    Скачать 4.83 Mb.
    НазваниеСправочник практического психолога И. Г. Малкина Пых Телесная терапия предисловие
    Анкор_Малкина-Пых И.Г., Телесная терапия.doc
    Дата19.02.2018
    Размер4.83 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла_Малкина-Пых И.Г., Телесная терапия.doc
    ТипСправочник
    #15706
    страница38 из 60
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   60

    3.8. РОЛЬФИНГ (СТРУКТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ)



    Рольфинг, также известный как «структурная интеграция», – метод, созданный Идой Рольф (1896–1979) и названный в ее честь. Это систематический подход, направленный на освобождение от стрессовых паттернов и исправление дисфункций телесной структуры, и в то же время – процесс, который обучает видеть взаимоотношения между силой земного притяжения и человеческим телом. Часто рольфинг описывается как система манипуляций с мышечными фасциями. В целом же этот метод представляет собой комплексный подход, направленный на осознание тела, включающий работу над осанкой, походкой, манерой сидеть, стилем общения (Rolf, 1976, 1977).

    Рольф рассматривала тело как архитектурное единство, состоящее из нескольких блоков, или сегментов: голова, плечи, грудная клетка, таз и ноги. Позиция одного из сегментов релевантна позиции остальных и определяется длиной и тонусом мышц и фасций.

    Когда сегменты разбалансированы, движения становятся скованными и неэффективными. Недостаток движения в одной части тела компенсируется движениями другой, что приводит к чрезмерным усилиям и затратам большого количества энергии на борьбу с гравитацией, так как в этом случае сила тяжести не поддерживает тело должным образом, а телесно ориентированная психотерапия, наоборот, дезорганизует его структуру. Рольф называет это «войной с силой земного притяжения». Работая с податливой тканью фасции, удлиняя и разглаживая ее, но не сокращая, можно реорганизовать главные сегменты тела и привести их в соответствие с естественным положением. Специалисты, практикующие рольфинг, считают, что когда сегменты сбалансированы и сосредоточены вокруг специфической центральной оси – линии Рольф, – тело функционирует намного эффективнее.

    В своих исследованиях Ида Рольф, доктор биохимии, работавшая на стыке таких областей знания, как медицина, биохимия, йога, гомеопатия, мануальная терапия, опиралась на культурологические феномены в оценке структуры тела. Она считала, что нормально функционирующее тело человека в вертикальном положении остается прямым при минимальном расходе энергии, но его позиция меняется под воздействием стресса.

    Возникающее вследствие нагрузок напряжение вызывает нарушение нормального функционирования организма. По мнению И. Рольф, больше всего при этом страдают фасции – соединительно тканные «футляры», связывающие кости, мышцы и внутренние органы тела воедино. Обычно фасции легко растяжимы, но под влиянием напряжения они деформируются и претерпевают биохимические изменения. Поскольку все части тела взаимосвязаны, напряжение в одной области оказывает воздействие на другие части тела (компенсаторный механизм). В конечном итоге дезинтеграция костно мышечной системы приводит к потере правильного распределения веса и к нарушению структуры тела. Рольф указывала, что психологическая травма или даже незначительное физическое повреждение может привести к незначительным, но постоянным изменениям структуры тела.

    Задача структурной интеграции – это нахождение мышечного баланса, правильное распределение веса и обретение оптимальной осанки, причем, по мнению Рольф, оптимальной осанка считается тогда, когда можно провести прямую линию через ухо, плечо, кость бедра, колено и лодыжку. Это приводит к равномерному распределению веса основных частей тела – головы, груди, таза и ног, а также к более изящным и точным движениям. Когда структура тела правильно организована в гравитационном поле, человек функционирует эффективнее и с меньшими мышечными усилиями.

    Посредством манипуляции с мышечными фасциями и работы с жизненными стереотипами можно привести тело к правильному положению, достичь оптимального мышечного тонуса и равновесия.

    Ида Рольф считала, что при растяжении фасций высвобождаются ранее пережитые воспоминания. В ходе сеанса клиент может заново пережить травматическую ситуацию прошлого. Вместе с тем целью занятий является преимущественно физическая интеграция, психологические аспекты процесса не становятся предметом специального анализа.

    Рольфинг включает в себя прямую работу с телом, позволяющую изменить состояние мышечных фасций, восстановить равновесие и гибкость. Работа с фасциями приводит к тому, что мягкие ткани суставов занимают естественное положение, суставы приобретают нормальную подвижность, а мышцы начинают сокращаться согласованнее.

    Основной составляющей метода является глубокий массаж с помощью пальцев, суставов кисти и локтей, направленный на систематическое расслабление фасций, в течение десяти сеансов. Этот массаж может быть очень болезненным. Чем сильнее напряжение мышц, тем сильнее боль и тем больше необходимость в подобном манипулировании. Поскольку процедура роль финга связана с болью и возможностью травмы, ее должны проводить только опытные специалисты.

    Метод более эффективен в тех случаях, когда мышечное напряжение выражено в значительной степени. Достигнутый эффект особенно устойчив, если клиент сохраняет осознание изменений, обеспеченных рольфингом, в структуре и функционировании тела. Для сохранения такого осознания служит система «обеспечения структурных паттернов», включающая статические упражнения и упражнения на равновесие.

    Специалисты этого направления работают, начиная с поверхности тела и заканчивая глубоко лежащими тканями. Во время сеансов клиент может испытывать некоторый дискомфорт, когда специалист надавливает на туловище, но который обычно исчезает, когда он начинает работать с пальцами, локтями или предплечьями. Иногда неприятные ощущения не оставляют клиента в течение нескольких дней, что может быть проявлением хронического внутреннего напряжения – физического и эмоционального.

    Специалисты работают как со взрослыми, так и с детьми. В соответствии с этим применяются различные варианты метода. Рольфинг состоит из базовой серии сеансов – обычно их бывает десять – с интервалом в неделю или более между сеансами. Они проводятся в определенной последовательности, но в то же время адаптированы к индивидуальным потребностям клиента. Каждый из первых семи сеансов снимает напряжение в определенных частях тела и улучшает результаты предыдущего сеанса. Последние три направлены на интеграцию проделанной работы и на достижение гармонии между сегментами тела. Многие люди замечают позитивные изменения сразу после серии сеансов, но для закрепления полученных результатов требуется их поддерживать.

    Базовые сеансы рольфинга включают следующую работу (Сергеева, 2000).

    Сеанс 1 – массаж большей части тела; особое внимание уделяется мышцам груди и живота, которые управляют дыханием, для того чтобы снять напряжение с грудной клетки и усилить кровообращение.

    Сеанс 2 – массаж ступней, лодыжек, выравнивание положения ног относительно туловища.

    Сеанс 3 посвящен вытягиванию боковых поверхностей, в особенности больших мышц между тазом и грудной клеткой.

    Сеансы 4–6 – освобождение таза с целью сделать его более подвижным и связанным с остальными линиями тела.

    Сеанс 7 – работа с мышцами шеи, головы и лица.

    Сеансы 8 10 – интеграция тела в целом.

    Когда «базовая десятка» пройдена, клиент может продолжать закрепление полученных результатов при помощи дополнительной серии из пяти сеансов. Приступать к дополнительной серии целесообразно лишь по истечении шести – двенадцати месяцев. В последние 10–15 лет опытные специалисты развивают метод, выходящий за рамки «базовой десятки». Вместо того чтобы следовать шаблонам идеальной симметрии, они стремятся к функциональной экономии. Следует заметить, что при работе с суставами большинство миофасциальных манипуляций – это не усилия изменить положение костей (как это делают ману альщики), а работа со связками и мелкими мускулами.

    Последователи Рольф интегрировали в свою работу так называемое «интегрирующее движение по Рольф». В то время как традиционные сеансы рольфинга удлиняют фасции, сеансы интегрирующего движения устраняют препятствия для двигательной активности (Кнастер, 2002).

    Комбинируя физическое воздействие с вербальным, преподаватели интегрирующего движения помогают клиенту глубже осознать значение правильной осанки и понять свое тело. Предпосылкой интегрирующего движения по Рольф является то, что можно сбалансировать структуру тела, изменяя привычные паттерны движения, которые отрицательно сказываются на здоровье.

    То, как человек двигается – «индивидуальный почерк движения», – формируется в первые годы жизни и во многом отражает те чувства, которые человек испытывал в детстве по отношению к окружающему миру. Психологическое состояние отражается на состоянии физическом. Человек способен распознать «индивидуальный почерк движения» знакомых людей по их манере ходить, стоять, сидеть и работать. В интегрирующем движении по Рольф клиент может научиться снимать напряжение, а также усвоить эффективные способы движений при вождении автомобиля, подъеме мебели, игре на флейте, сидении за столом, владении молотком или прыжке в баскетболе.

    Некоторые инструкторы также преподают рольфинг рит мы – серию релаксирующих упражнений, предназначенных для того, чтобы добиться понимания основных принципов роль финга – таких, как, в частности, достижение гармонии с гравитацией, снятие мышечного напряжения и баланс всего тела. Кроме того, эти упражнения улучшают мышечный тонус, гибкость и координацию движений.

    3.8.1. Техники



    В данном разделе мы приводим (в форме инструкций терапевта клиенту) две техники рольфинга в качестве примера (Кнастер, 2002).

    Техника 1. Проверка осанки и симметричности тела

    Встаньте перед зеркалом во весь рост. Представьте себе линию, проходящую по средней линии вашего тела и разделяющую его на две равные части. Идеально, если правая и левая стороны вашего тела находятся в балансе друг с другом. Если у вас есть трехстворчатое зеркало, посмотрите на себя сбоку. Ваша голова, позвоночник и таз должны проходить через одну воображаемую вертикальную прямую, а ноги должны поддерживать горизонтальное положение основания таза.

    Техника 2. Интегрирующее движение по Рольф: выясняем индивидуальные особенности вашей походки и привычные позы

    Найдите комнату или прихожую такой длины, которая позволит вам пройти двадцать шагов по прямой, не поворачивая. Начинайте двигаться так, будто вы хотите подойти к двери, чтобы открыть ее. Возвратитесь на прежнее место и проделайте этот путь еще раз. Ходите до тех пор, пока не почувствуете, что вы вошли в привычный ритм походки. Запишите следующие вопросы на пленку и включите ее или попросите кого нибудь прочесть их вам, в то время как вы продолжаете ходить.

    Снимите обувь, встаньте поудобнее. Примите свое обычное положение стоя, как, например, вы стояли бы в очереди в супермаркете. Как вам удобнее стоять – перенося весь свой вес на левую ногу или на правую? Ваши стопы повернуты вовнутрь или вовне? Колени согнуты или выпрямлены, соприкасаются или разведены в стороны? Вы согнулись под весом тела? Ваше тело изогнулось, перенеся вес на одно бедро? Перенесите вес на другое бедро и отметьте, в каком положении тело чувствует себя более комфортно… Вернитесь в обычное положение.

    В каком положении находятся руки? Они скрещены на животе или лежат на поясе? Такое положение делает вас устойчивее? Ваша грудная клетка на одной линии с тазом? Бедра выдаются чуть вперед, грудь впалая? Или грудь смотрит вперед, а таз отведен назад? В каком положении ваша голова? Она легко балансирует на вершине вашего позвоночника? Или шея напряжена, удерживая наклоненную голову? Подбородок приподнят или тянется к шее?

    Теперь начинайте ходьбу и постарайтесь достичь привычного ритма походки. Обратите внимание на звук шагов. Продолжайте идти, пока снова не услышите голос на пленке. При ходьбе ваши пятки с силой ударяют об пол или ступают легко? А может, одна нога делает более широкий шаг, чем другая? Заметьте, каково расстояние от вашей груди до земли во время ходьбы. Постарайтесь ощутить его кинестетически, не сверяясь с зеркалом. Насколько, по вашему мнению, велико это расстояние? Вообразите, что тело разделено горизонтальной плоскостью на две половины. Где находится эта разделительная линия? На уровне ваших бедер? живота? грудной клетки? Прекратите ходьбу и встаньте, расслабившись. Представьте себе, что внутри вас существует некий двигатель, который управляет движением тела. Где он расположен? Откуда поступает двигательный импульс, когда вы делаете следующий шаг? От верхней или нижней половины тела? Найдите центр грудной клетки. Как располагается сердце относительно ног: перед ними или позади? Чувствуете ли вы, что оно побуждает вас к движению, или это делали бедра, опережая туловище?

    Ради забавы преувеличьте все детали, которые вы заметили за собой. Не кажется ли вам, что такое преувеличение может войти в привычку?


    3.9. ТАНАТОТЕРАПИЯ



    Танатотерапия (от греч. thanatos – смерть и therapia – уход, забота, лечение) является психотерапевтическим методом, дающим человеку возможность установить максимально полный контакт с процессами умирания и смерти, и терапия в данном случае заключается в оказании соответствующей помощи в установлении такого контакта (Баскаков, 2000; 2001).

    Танатотерапия как вид телесно ориентированной психотерапии охватывает четыре базовых психологических проблемы человека: чрезмерный контроль сознания (голова), контакт чувства (грудь, руки, шея), сексуальные взаимоотношения (паховая область), опора (ноги).

    Танатотерапия моделирует процесс правильного, естественного умирания. В ее основе лежат характеристики тела человека, умершего естественно (тотальное расслабление, остановка контроля сознания, объектность тела, так называемое «биологическое дыхание» и др.). Каждый прием танатотерапии – это сложная работа с телом. Ниже приводятся лишь некоторые из приемов танатотерапии.

    3.9.1. Техники



    Упражнение 1. Подготовительное

    Члены группы усаживаются в круг. Ведущий предлагает любому желающему помочь ему в демонстрации первого приема танатотерапии. Для этого он просит кого нибудь выйти и лечь на пол на спину в центре круга. Чаще всего изъявившие желание ложатся так, что ноги у них расположены рядом, а руки – вдоль туловища, причем ладонями вниз. Ведущий же предлагает занять позицию «звезды» («фигуру Витрувия» Леонардо да Винчи), с ладонями вверх.

    Эта позиция («звезда», или «фигура Витрувия») характеризуется максимальной амбивалентностью (максимальная отдача и получение, причем одновременно). Именно в силу амбивалентности, а значит, повышенной энергетики (чем больше «разность потенциалов» – тем сильнее ток), энергоемкости, и звезда, и человек в позиции «звезды», и круг (группа участников, где внутри круга все сидящие максимально открыты друг другу, но любой входящий извне встречает спины) – наиболее часто используемые магические символы.

    Упражнение 2. «Телесная гомеопатия»

    В этом упражнении участники открывают для себя так называемую «телесную гомеопатию» и знакомятся с одним из ключевых ее принципов – принципом малых доз и величин.Основатель гомеопатии Ганеман сформулировал принцип, который, применительно к танатотерапии, можно представить так: минимальные по силе и амплитуде воздействия приводят к максимальным по силе чувствам и переживаниям.

    В демонстрации партнер, на котором показывают данный прием, лежит в позиции «звезды». Вы подсаживаетесь к любой из его конечностей. Взяв, к примеру, в свою руку его ступню, вы начинаете ее плавно и очень медленно (принцип «не спеши») скручивать в сторону. Заметим, что в русском языке трудно найти глагол, обозначающий описываемое действие и не напоминающий об увечье (ср. скручивать – выкручивать – сворачивать смешать,например мед. – смещатькости, и др.).



    Внешним наблюдателям данное действие совершенно незаметно, тогда как пассивно воспринимающий его сразу замечает.

    Это видно прежде всего по дыханию (оно меняется) и по тремору ресниц, которые отвечают в теле за контроль со стороны сознания (интенсивность тремора возрастает в связи с ростом контроля). Начинать выполнение данного приема следует после продолжительной паузы, в ходе которой контроль сознания пассивно воспринимающего как бы устремляется к тому месту, где в данный момент производится работа. Поскольку ничего не происходит – контроль ослабевает и как бы покидает это место. После этого можно приступать к надавливанию.

    Время, отводимое на данное упражнение, не ограничено, и партнеры меняются ролями после того, как выполнили цикл.

    При работе с рукой важно обратить внимание участников группы, что это вы поднимаете кисть и подводите под нее свою ладонь, а не партнер дает вам поднять его кисть. Разница колоссальная. Эта разница связана с контролем и активностью лежащего участника.

    В работе с головой особое значение придается посадке активного участника упражнения. Эта посадка должна быть максимально устойчивой и удобной. Рекомендуется сесть у изголовья лежащего с широко расставленными ногами так, что его голова оказывается между ними. Активный участник касается ладонью одной из щек лежащего, затем выдерживает продолжительную паузу. Лицо – одно из самых табуированных мест на теле человека. Только после этого плавно и аккуратно он приступает к надавливанию. Время выполнения упражнения – 4–5 минут на каждую часть тела.

    Партнеры меняются ролями после того, как выполнили цикл.

    Впечатления от упражнения в основном касаются ощущений поляризации внутри тела. Часто возникает ощущение отсутствия той или иной конечности или, наоборот, ощущение присутствия чужой руки (при том, что активный участник уже приступил к работе с другой конечностью).

    Упражнение 3. «Театр прикосновений»

    Участники группы разбиваются на пары, в которых один становится «актером», активно действующим, другой – «зрителем», пассивно воспринимающим. Пассивный участник принимает позицию «звезды». Активный усаживается рядом. Сценой театра выступает тело пассивно воспринимающего. На этой сцене «актер» предъявляет разные типы контактов: игольчатые –он точечно касается разных участков тела партнера кончиками пальцев; достаточно жесткие –надавливает всей поверхностью ладони или кулаком; разнесенныепо разным участкам тела – одновременно несколько касаний в разных местах; разного рода «перекрытия мосты» –например, своей рукой он перекрывает обе ноги партнера.

    Главное условие правильности выполнения данного приема: «не спеши!»(именно так, а не, например, «делай медленнее»). Другое важное условие: «актер» выжидает некоторое время перед началом выполнения приема, а не «набрасывается» на «зрителя». В таком случае тело «зрителя» как бы увеличивается в объеме – оно ищет первое прикосновение. Только в таком случае «зритель» принимает контакт «актера».

    Цель «актера» в этом импровизированном театре тела – удивить партнера, причем удивить постановкой «спектакля», его сюжетом, сценическими ходами. Задача «зрителя» – одна из самых сложных: не ставить и не решать никаких задач («чем меня касаются?», «где будут касаться в следующий раз?» и т. д.).

    На упражнение отводится 5–7 минут, после чего партнеры меняются ролями. Желательно сопровождать упражнение медитативно релаксационной музыкой.

    Замечание.Оно касается окончания данного и всех последующих упражнений. Когда вы просите вашего партнера закончить выполнение упражнения (причем сразу предлагаете ему не спешить, побыть еще в этом состоянии), ваш партнер, за редчайшим исключением, заканчивает его стандартным и совершенно неправильным образом. Он напрягает мышцы живота и пытается подняться и сесть прямо из позиции лежа. Правильное окончание – это вначале поворот тела на бок и только потом – подъем. Именно так поступают самые маленькие дети, осваивая пока еще непослушное их воле тело – более объектное, пассивное, расслабленное.

    Упражнение 4. Последовательность опор

    Ваш партнер находится в позиции «звезды». Ладони обращены вверх (маленькие дети только так и лежат – они максимально открыты миру, и лишь взрослые «хватаются» за землю). Вы подводите свою ладонь под лежащую кисть партнера и плавно и аккуратно, не спеша, начинаете приподнимать, отрывать ее от пола. Предплечье и плечо при этом лежат на полу. В таком случае вес кисти как бы «стекает» вниз, в землю. Кисть расслабляется, принимает позицию, при которой она как бы опирается на запястье и как результат – тяжелеет. Кисть в результате обретает свой собственный субъективный вес, который явственно отличен от обычного, связанного с напряженным или активным состоянием. Увеличение веса той или иной части тела во время работы с телом – надежный индикатор расслабления данной части.

    Расслабив таким образом кисть, можно переходить к предплечью. Аккуратно придерживая кисть, приподнимите предплечье, взяв его за запястье. Вес предплечья как бы «стекает» вниз и через локоть уходит в пол, в землю. Предплечье расслабляется. Используйте плавные сгибательно разгибательные и вращательные движения предплечья, стараясь делать фигуры вращения неузнаваемыми для вашего партнера. В противном случае он начнет сам выполнять узнанное движение, подключит собственную активность, что сразу отразится на весе предплечья и кисти. Они станут легче. Проблему постоянного контроля со стороны сознания в выполняемых манипуляциях с рукой удобно проследить на примере особых точек. Придерживая предплечье партнера за запястье (кисть свободно свисает вниз, предплечье опирается на локоть), вы плавно и опять же с минимальной амплитудой отводите предплечье до точки, когда кисть (чисто анатомически) должна как бы «перевалиться».

    Не спешите! Дойдя до этой точки, перейдите на режим телесной гомеопатии – используйте минимальную амплитуду движения. Вы обнаружите, что кисть, до этого как бы максимально расслабленная, начнет осуществлять «рыскающие» движения, пытаясь «переброситься» самостоятельно. В момент подхода кисти к этой точке – лежащий испытывает колоссальный дискомфорт, связанный с выпадением кисти из зоны контроля.

    Продолжите упражнение. Приподнимите руку за запястье – оторвите локоть от пола и подведите под него свою ладонь. Осуществляйте плавные и аккуратные манипуляции с рукой партнера – рука как бы плавает в воздухе.

    Продолжая манипуляции с рукой, – проверьте, как и в предыдущем случае, точку перегиба кисти. Заметно, что контролю в данном случае приходится труднее.

    Закончите упражнение.

    Перейдите к ноге. Подведите руку под коленный сгиб и начните плавно и аккуратно поднимать колено вверх. Пятка партнера скользит по полу. В таком случае сохраняется контакт с землей, с опорой (что особенно важно в работе с ногами). Приподнимая колено (при этом ступня отрывается от пола), подведите вашу ладонь под ступню. Ступня обрела опору в вашей ладони.

    Осуществляйте аккуратные плавные сгибательно разгиба тельные и вращательные движения ногой, каждый раз видоизменяя их рисунок. Почувствуйте разницу в весе ноги. Следите за дыханием и ресницами, отмечая общее расслабление и работу контроля.

    Закончите упражнение. Опустите ступню на пол, придерживая ногу одной рукой под коленным сгибом. Легким усилием другой руки помогите выпрямиться ноге, ступня и пятка скользят по полу. Не спешите! Позвольте ноге медленно распрямляться, как бы под собственным весом.

    Перейдите к голове. Сядьте удобнее. Аккуратно приподнимите голову, подведя под нее ваши ладони. Несколько минут просто подержите голову на своих ладонях, обращая внимание на дыхание и ресницы. Приступите к плавным наклонам головы вперед назад, вправо влево и покачиваниям вращениям. Следите за напряжением мышц шеи.

    Время, отводимое на выполнение всего цикла, – 15–20 минут.

    Упражнение 5. Присоединение

    Ваш партнер принимает позицию «звезды», лежа на спине. Вы подсаживаетесь к одной из его конечностей, например к руке, и берете ее в свои руки. Используйте хват за запястье. В таком случае, а не когда, например, партнеры держатся руками, как при рукопожатии, – в большей степени нивелируется социальный контекст («помоги мне!»).

    Плавно приподняв руку партнера над полом, вы очень медленно и аккуратно (условия предыдущих приемов – «не спеши!» и «минимальные по силе и амплитуде воздействия» – сохраняются) начинаете вытягивать ее на себя. Вытягивание осуществляется спиной – как при гребле на лодке. Ваши руки прямые, а значит, не дрожат и потому не заставляют вашего партнера напрягаться и переживать за вас. Постарайтесь полностью сосредоточиться на выполнении этого упражнения. Это просто сделать, если обращать внимание на те изменения, которые происходят в теле партнера – рука становится «телескопической», меняется дыхание и многое другое.

    Вы продолжаете вытягивать руку; зачастую вашему партнеру хочется, чтобы вы его сдвинули с места. Если вы угадываете это желание – обязательно реализуйте его. При выполнении указанных условий у вашего партнера не может возникнуть боли, однако вы сразу прекращаете выполнять движение, как только ваш партнер пожаловался на боль. Значит, вы допустили ошибку.

    Максимально растянув тело партнера или стронув его с места, вы на непродолжительное время останавливаете выполнение и очень плавно возвращаете руку и тело партнера на место. После этого вытягиваете подобным образом его ногу и голову.

    Время, отводимое на весь цикл, – 15–20 минут.

    Упражнение 6. Заключительный элемент

    Данное упражнение является своеобразной «сборкой» всех упомянутых принципов и приемов работы танатотерапии.

    Ваш партнер лежит на спине. Ноги вместе. Руки в стороны.

    Вы садитесь рядом с одной из рук, склоняетесь над партнером, берете его руку, лежащую по другую сторону туловища, в свою и плавно подводите ее к себе. Теперь сядьте устойчивее, раздвиньте ноги, образовав, таким образом, угол. Вытягиваемая рука является биссектрисой этого угла. Тяните спиной. Верхняя часть туловища партнера начинает скручиваться «винтом». Следите, чтобы ваше вытягивающее усилие было равномерным, не дергайте руку, не спешите.

    Правильность выполнения данного упражнения предполагает последовательное включение сегментов тела партнера. Так, бедро начинает отрыв от пола и подъем в верхнюю точку только в результате вращательного движения верхней части туловища. Если мы видим, что бедро осуществляет самостоятельные попытки подняться, то необходимо на время прекратить вытягивание, более того, немного ослабить руку партнера с тем, чтобы бедро опустилось, и, таким образом, указать на ошибку.

    После достижения бедром максимально верхней точки следует одну из своих рук поместить у пола – в целях страховки падения бедра. Задача тут двойная: с одной стороны – дать бедру и туловищу ощутить «полет» в момент падения бедра, с другой – предохранить бедро от удара о пол.

    Теперь партнер лежит лицом вниз. Рука, за которую вы тянули, свободна, другая согнута и находится под грудью. Возьмите свободную руку и отведите ее в сторону назад. Сядьте удобно и устойчиво, расставив свои ноги; плавно и с минимальной амплитудой вытягивайте руку на себя. Позволяйте руке партнера вращаться. В случае правильного выполнения приема боль в суставе исключена, но вы немедленно останавливаете выполнение движения в случае появления боли. Продолжайте вытягивающее движение. Обратите внимание на то, что колено с той же стороны, что и рука, подтягивается по направлению к груди. Как только бедро достигнет верхней точки – расположите одну из ваших рук рядом с туловищем, обеспечивая «полет» и безопасность падения бедра. Хорошо расслабленное тело партнера в конечной фазе этого упражнения становится как бы «студнеобразным».

    Упражнение 7. Инициация естественной смерти

    Инициация происходит в группах по 5–6 человек. Для этого необходим затемненный, хорошо проветренный зал. Характер музыкального сопровождения, предварительная подготовка участника (инициируемого) и группы в целом – существенные вопросы, влияющие на результат как упражнения, так и танато терапии в целом.

    Участник ложится на спину в позицию «звезды». Группа располагается вокруг. После включения музыки, но выждав необходимую для первого контакта паузу, группа приступает к работе. Каждый из участников выполняет любое из четырех базовых упражнений и работает с той частью тела или конечностью, с которой ему хочется работать. Смена приемов и частей тела внутри группы – произвольная. При этом участники не договариваются между собой, кто за что отвечает, и не координируют свои действия.

    Приблизительно на 10 15 й минуте инициируемый входит в глубокое измененное (трансовое) состояние. Отмечается похолодание конечностей, существенно увеличивается их вес, меняется характер дыхания.

    На 15 20 й минуте группа осуществляет давление – своеобразный «пресс». Два участника ложатся так, что накрывают тело инициируемого собой.

    Оставшиеся 2–3 участника ложатся сверху на эту своеобразную «площадку». Все максимально расслаблены.

    К данному моменту инициируемый, как правило, не воспринимает тяжести лежащих на нем людей.

    Участники группы выдерживают эту позицию в течение 2–3 минут, после чего аккуратно снимают нагрузку, как бы «раскрывая» тело инициируемого. Они берутся за его конечности (придерживая при этом голову), приподнимают (отрывают тело от пола) и поворачивают в воздухе на 90 градусов (крест) и аккуратно кладут его на пол. Участники прощаются с инициируемым и отходят от него (можно накрыть его одеялом). После 15–20 минут можно приступать к процедурам выведения его из транса, используя стандартные приемы: массировать «третий глаз» и живот, звать по имени, приводить достаточно весомые аргументы, чтобы тот «вернулся».


    3.10. ПЕРВИЧНАЯ ТЕРАПИЯ А. ЯНОВА



    Методы высвобождения негативных эмоций, применяющиеся в группах биоэнергетической психотерапии, во многих отношениях сходны с первичной терапией.Из всех видов телесной психотерапии этот метод (его создатель – психолог Артур Янов из Лос Анджелеса) не только самый известный, но и самый спорный (Якубанеце, 2000).

    Смысл теории Янова заключается в следующем. Если не удовлетворять потребности маленького ребенка в том, чтобы его кормили, согревали, держали на руках, развлекали, давали ему возможность развиваться, его обида трансформируется в «первичную боль», которая впоследствии скрывается под броней психического и физического напряжения. Невроз представляет собой проявление этой первичной боли, человек находит такой выход своему внутреннему напряжению, который позволяет ему не осознавать болезненные переживания. Этот выход обязательно представляет собой какую либо форму саморазрушающего поведения, целью которого является уменьшение внутренней тревоги. Подобные формы поведения постоянно воспроизводятся при бесконечных и тщетных попытках избавиться от нераспознанного источника внутренней боли. К несчастью, простой разрядки внутренней напряженности недостаточно в случаях, когда необходимо в полной мере пережить исходную боль и связать свой актуальный опыт с самыми ранними воспоминаниями. Все формы телесной психотерапии направлены на осознание клиентом самых глубоких внутренних ощущений и потребностей, но первичная терапия ограничивает повторное переживание событий прошлого лишь наиболее эмоционально нагруженными воспоминаниями, которые относятся к самым ранним этапам жизни.

    Наиболее важным нововведением Янова стал разработанный им комплекс терапевтических приемов, цель которых – подтолкнуть клиента к воспроизведению в памяти ранних событий жизни, наиболее трудных для повторного переживания и воспоминания, которые поэтому наиболее важны для избавления от первичной боли. Первичная терапия посредством вербальной конфронтации и дыхательных упражнений соединяет ассоциативные цепи, уводящие в далекое прошлое, с энергетическими потоками в настоящем. В отличие от других психотерапевтов, практикующих приемы телесной терапии, Янов не останавливается на простом высвобождении заблокированной энергии, а настаивает на продолжении терапевтического процесса, чтобы боль стала еще сильнее. Эта боль отражает осознание клиентом того, что в детстве он не получил от родителей достаточно безусловной любви и что, став взрослым, он должен оставить попытки найти любовь, которая компенсировала бы ему эту депривацию.

    В течение трех первых недель терапии клиенты лишены привычных средств снижения напряжения – телевизора, книг, сигарет и друзей – и постоянно находятся под наблюдением терапевта. Терапевт следует за клиентом, который понимает цели и содержание терапии. Когда появляется намек на скрытое взаимодействие, терапевт побуждает клиента вспоминать пережитые ранее чувства, прямо и символически обращаться к соответствующим людям и говорить с ними. При любом признаке дистресса или тревоги клиента инструктируют дышать глубоко, начинать дыхание с низа живота, останавливаться на этом чувственном переживании и издавать звуки, помогающие его прояснить. Человек может кричать, корчиться, извергать проклятия. В прямой и иногда жесткой манере Янов просит клиента выразить гнев на близких родственников, например брата или сестру, или попросить помощи у родителей и этим вернуть к жизни ключевые сцены прошлого и связанные с ними неотреа гированные переживания. Воспроизведение травмирующих переживаний помогает человеку установить психическую связь между болью и ее происхождением. Янов никогда не разрешает прибегать к защитной рационализации, интерпретации и уходу, но в то же время обеспечивает физическую безопасность клиента.

    После трех вводных недель индивидуальной терапии клиента помещают в группу, которая встречается по меньшей мере раз в неделю. Общей целью участников группы является помощь друг другу в достижении и преодолении первичной боли и поддержка друг друга в этом процессе. Подлинная драма глубокой эмоциональной реакции одного участника заставляет остальных сопереживать его усилиям и оказывает на группу эффективное воздействие.

    Однако во многих таких группах между участниками фактически нет взаимодействия, поскольку их предостерегают от вмешательства в работу других участников (Verny, 1979). Группа является просто местом общей встречи, куда клиенты приходят для независимой работы с несколькими терапевтами. В любой момент два или три участника могут переживать и выражать сильные чувства, в то время как другие молча лежат или рассказывают терапевту о своих реальных жизненных проблемах.

    На теоретическом уровне Янова критиковали за то, что его понятия о первичной боли и воспоминаниях не соответствуют данным исследований психологии развития. У исследователей, которые работают в этой области, имеются значительные разногласия по вопросу о том, способны ли вообще младенцы понимать, что их самые глубокие первичные потребности в любви и внимании со стороны родителей не находят удовлетворения. Кроме того, трудно поверить, что, даже если все это и осознается ребенком на когнитивном уровне, соответствующие воспоминания в дальнейшем будут доступны взрослому человеку до такой степени, что он в процессе терапевтической регрессии сможет воспроизвести все мельчайшие подробности своих детских переживаний. Более вероятно, что маленькие дети начинают реагировать на неприятные ситуации автоматически, посредством ухода от них, а также при помощи других механизмов психологической защиты, еще до того, как у них полностью сформируется система памяти. Переживание первичной боли в значительной степени может быть следствием того, что взрослый, имеющий свои собственные представления о детских переживаниях, идентифицирует себя с ребенком. Представления Янова о механизмах образования первичной боли и о трансформации воспоминаний о ней относятся к числу его наиболее новаторских идей, но в настоящее время нет данных, которые могли бы подтвердить верность этих гипотез.

    Подход Янова критикуют и за его одностороннюю направленность на жесткое и грубое выявление отрицательных эмоций и пренебрежение любыми положительными чувствами и целебной силой человеческих взаимоотношений. Первичная терапия в описании Янова не ориентирована на взаимоотношения – тут терапевт вызывает только болезненные ощущения и воспоминания. Клиенты могут привыкать к первичному стилю преодоления проблемы. Другими словами, некоторые уязвимые люди становятся зависимыми от первичного окружения при столкновениях с обстоятельствами, вызывающими тревогу.

    Критики охарактеризовали конечную цель первичной терапии как создание «самодостаточного автомата», свободного от условностей реальной жизни: родителей, семьи и карьеры. В терапии Янова трудно найти какое либо поощрение для более мягких сторон человека или, в сущности, трудно обнаружить ее «послепервичное» свойство. В мире, свободном от бактерий, нам не потребовались бы методы иммунизации. Кажется вероятным, что в этом мире человеку необходимо иметь немного «брони» для совладания с трудными жизненными ситуациями и достижения реальных целей.

    * * *


    В настоящее время к телесно ориентированной психотерапии относится еще ряд авторских методов: стержневая (Core) энергетика (Д. Пьерракос); радикс (Ч. Келли); хакоми (Р. Курц); соматический процесс (С. Келеман); организмическая психотерапия (М. Браун); биодинамическая психология (Г. Бойсен); бодинамика, или психология соматического развития (Л. Мар чер); психотоника (Ф. Гласер); процессуальная терапия (А. Мин делл). Близки к телесно ориентированной психотерапии и ряд других методик: розен метод (М. Розен); БЭСТ (Е. Зуев) ин сайт метод (М. Белокурова) и некоторые другие. К тому же в настоящее время распространена практика комбинированных методов – таких как метод Дарбонна (1976): соединение рольфин га, биоэнергетики и гештальт терапии; или метод Рубенфельд (1984): комбинация техник Александера, Фельденкрайза и геш тальт терапии; метод Майла (1981), объединяющий гипноз и прикладную кинезиологию.


    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   60


    написать администратору сайта