Главная страница
Навигация по странице:

  • Основная часть: Глава 1

  • ……………………………………………………15 Заключение……………………………………………………………………...16 Список литературы…………………………………………………………….17

  • Приложения……………………………………………………………………..18 Введение.

  • Тема

  • Методы исследования

  • Проектный продукт

  • Глава 2. Современная музыка

  • Глава 3. Практическая часть

  • Индивидуальный проект по музыку на тему Сравнение классической и современной музыки. Проект222. Сравнение классической и современной музыки


    Скачать 406.53 Kb.
    НазваниеСравнение классической и современной музыки
    АнкорИндивидуальный проект по музыку на тему Сравнение классической и современной музыки
    Дата22.04.2022
    Размер406.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПроект222.docx
    ТипРеферат
    #491313

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

    Тема: «Сравнение классической и современной музыки»

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение………………………………………………………………………….3

    Основная часть:

    Глава 1 Классическая музыка………….………………………………………..5

    Глава 2 Современная музыка......………………………………………………11

    Глава 3 Практическая часть……………………………………………………15

    Заключение……………………………………………………………………...16

    Список литературы…………………………………………………………….17

    Приложения……………………………………………………………………..18

    Введение.

    Слушают ли дети классическую музыку сегодня? Будут ли слушать классику будущие поколения? Не предадут ли они ее забвению? Какую музыку можно назвать классической? В сегодняшнем мире музыка чаще всего, воспринимается как развлечение. Под ее звуки танцуют на дискотеках, ее слушают, чтобы скоротать время в транспорте, включают, чтобы создать фон во время выполнения каких-то домашних дел. В нее уходят, когда не хочется ни о чем думать, когда стараются забыть о каких-то неприятностях и проблемах. Совсем иначе воспринимаются классические произведения. Там не нужны слова, к этой музыке не снимешь клипы. В них каждый звук задевает какие-то глубокие струны души, пробуждает то, что мы долго и упорно прячем от постороннего глаза. Классической музыке мы можем доверить свои мысли, горе, радость. Не случайно О. Бальзак говорил: «Бетховен и Моцарт часто были поверенными моих сердечных тайн». Произведения этих великих композиторов живут своей собственной жизнью, с ними, как с живым существом, можно разговаривать, спорить, или соглашаться. А многих писателей и поэтов, художников и скульпторов именно классическая музыка вдохновляла на создание выдающихся произведений. Если классическую музыку не должны полюбить все, то ознакомится с ней и иметь, хоть не большое представление о ней должны все, т к это классика. Конечно классика классике рознь, но, например сонаты Бетховена, сонатину Клименти композиции Вивальди - это волшебная, и чарующая музыка, и необыкновенная музыка, душевная, которая передаёт дух того времени, атмосферу чувств.

    Тема: Сравнение классической и современной музыки.

    Цель: Рассмотреть, сравнить жанры классической музыки известных композиторов с современными жанрами нашего времени.

    Задачи: 1.Изучить, что такое классическая музыка.

    2. Рассмотреть, что вообще представляет собой современная музыка.

    3.Проанализировать полученные данные.

    4.Сделать вывод

    Методы исследования: наблюдение, сбор и обработка данных, анализ.

    Проблема: недостаточное количество знаний об истории; отсутствие у учеников навыков самостоятельно поиска и изучение информации по интересующей теме.

    Проектный продукт: игра на инструменте (фортепиано) и улучшенная версия по меркам современности и сама современная музыка

    Основная часть

    Глава 1. Классическая музыка

    Что такое классическая музыка? Это музыка, прошедшая испытание временем и до сих пор вызывающая интересу слушателя. Термин «классическая» в музыке в основном используется для определения серьезной, художественной музыки, то есть музыки, которая не является народной, популярной и так далее. Этим определением называют академическую музыку, перенимающую традиции европейской музыки XVII-XIX веков и следующую им в плане мелодического и гармонического построения музыкальных произведений и инструментальному составу для их выполнения. Одно из самых бросающихся в глаза различий между классической и популярной музыкой – это разное отношение к композиторам исполнителям. В популярной музыке основное внимание приковано к исполнителю, но в классической музыке главную роль играет сочинитель. Именно его имя чаще всего ассоциируется с произведением и остаётся в памяти потомков. «Хорошо исполненное классическое произведение способно захватить слушателя не хуже приключенческого фильма или детектива. Это неповторимое ощущение, когда закрываешь глаза и погружаешься в нескончаемый поток звуков, забывая обо всем на свете, словно попадаешь в другой мир, в другое измерение». Подобные ощущения, возникающие от прослушивания классической музыки, знакомы, наверно, каждому меломану. Классическая музыка оказывает большое влияние на красоту внутреннего мира человека. Она учит остро чувствовать, тонко понимать, улавливать сиюминутное настроение каждого человека. И дарит ощущение гармонии.

    Исторически, понятие «классическая музыка» связано с эпохой классицизма, её поздним, просветительским этапом. Исходя из первоначального значения слова, драматурги эпохи классицизма, за образец взяли сочинения античных авторов, дополнив принципы построения античной драмы, сформулированные в «Поэтике» Аристотеля, требованием соблюдения трёх единств: времени, места и действия.

    Многообразные достижения композиторов эпохи классицизма — И. С. Баха, К.В. Глюка, ранней венской и мангеймской школ — нашли своё обобщение и завершение в так называемой венской классической школе, прежде всего, в творчестве Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л.Ван Бетховена. В сочинениях этих композиторов откристаллизовались «классические» формы сонаты, симфонии и инструментального концерта, а также различных камерных ансамблей — струнного и фортепианного трио, струнного квартета, квинтета и т.д. К ним первоначально и было применено, уже в эпоху романтизма, понятие музыкальная классика, а именно «венская классика», притом, что конкретный музыкальный стиль, связанный с их именами, — лишь одно из течений в венской музыке эпохи классицизма, а позднее творчество Бетховена уже выходило за рамки этого направления. Связанное изначально с художественным направлением, понятие «венская классика» имело в то же время и оценочный смысл, как признание сочинений именно этих композиторов «образцовыми».

    Понятие «музыкальная классика» со временем распространилось и на предшественников венской классической школы: появились так называемые «старые классики», прежде всего И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, А. Вивальди, — и в конце концов приобрело оценочный смысл, стало обозначением музыки, отвечающей самым высоким художественным требованиям и получившей признание не только на родине её создателя. «Классической» называют музыку, выдержавшую испытание временем — вошедшую в традиционный концертный репертуар. Обычно это понятие используется применительно к «серьёзной» музыке, то есть требующей концентрации внимания, в отличие от «лёгкой», предназначенной в основном для развлекательных целей и нередко служащей фоном для различных занятий.

    В типологическом смысле «классической» часто именуется в разговорном и публицистическом стиле речи так называемая «академическая» музыка, находящаяся в отношении преемственности, прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII—XIX веках музыкальным жанрам и формам, мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу. В этом случае понятие «классическая музыка» подразумевает определённые музыкальные жанры: оперу, различные формы симфонической, камерной и органной музыки, некоторые жанры духовной музыки, перешедшие в концертную практику, и т.д. — в традиционном исполнении, то есть предназначенным для этих жанров и форм инструментальным составов.

    В истории классической музыки выделяются отдельные периоды развития: ренессанс, барокко, классицизм, романтизм, классика XX века.

    Ренессанс - самый длительный период в истории классической музыки, охватывающий 1400-1600 гг. Эпоха Возрождения и бурного развития искусства, оставившая в мировой музыкальной традиции произведения таких композиторов, как Томас Луис де Виктория, Джованни да Палестина, Томасс Таллис и в том числе музыкальное творчество Шекспира. Основным инструментом был орган, но с течением времени состав музыкальных инструментов значительно расширился. К уже существующим струнным и духовым, добавились новые разновидности. Эпоха Барокко (1600-1750 гг.), следующая за Ренессансом. Музыка этого периода характеризовались весьма вычурными формами, сложностью, пышностью и динамикой. Музыкальный орнамент стал весьма изощрённым, сильно изменилась музыкальная нотация, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, появился такой вид сочинений, как опера и полифония. Именно в эпоху Барокко стали популярными композиторы, которых слушают и наследуют, по сей день: Иоганн Себастьян Бах, Антонио Вивальди, Георг Фридрих Гендель.

    Эпоха классицизма в развитии классической музыки ограничивается периодом 1750-1830-х гг. В развитии классицизма отмечают два исторических этапа. Выросший из искусства Возрождения классицизм XVII века развивался одновременно с барокко. Поздний классицизм, связанный с Просвещением, приблизительно с середины XVIII до начала XIX века, который ассоциируется, прежде всего, с венской классической школой.

    Эстетика классицизма основывалась на убеждении в разумности и гармоничности мироустройства, что проявилось во внимании к сбалансированности частей произведения, тщательной отделке деталей, разработке основных канонов музыкальной формы. Именно в этот период окончательно сформировался классический состав частей сонаты и симфонии, а также сонатная форма, основанная на разработке и противопоставлении двух контрастных тем. К этому направлению принадлежат, в частности, реформаторские оперы К. В. Глюка, ранняя венская и мангеймская школы. Высшие достижения классицизма в музыке связаны с деятельностью венской классической школы — с творчеством Й.Гайдна, В. А. Моцарта и Л.Ван Бетховена. Музыкальный романтизм является прямым наследником классицизма, который непосредственно «перешел» в романтизм в процессе развития композиторского мышления, оркестрового стиля, музыкальной драматургии, системы выразительных средств, смены круга музыкальных образов. Это наиболее ярко выразилось в творчестве Бетховена и его младшего современника Шуберта, которого обычно и считают первым романтиком.

    Симптоматичным для этой эпохи стало появление типа свободного художника — музыканта, не связанного узами светской или церковной службы. Ранний романтизм преемственно связан с классицизмом. Наиболее выдающиеся его представители — Шуберт, Вебер, Паганини и другие. Среди деятелей зрелого романтизма — Шуман, Шопен, Лист и др. Поздний представлен творчеством Вагнера, Брамса, Рихарда Штрауса и множества других композиторов. Расцвет русской музыкальной классики приходится на первую половину XIX в. И связан с именем Михаила Ивановича Глинки (1804–1857), вошедшего в историю как первый русский композитор мирового значения. Глинка считается основателем русской классической музыки. Его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан, и Людмила» во многом определили дальнейшее развитие русской оперной музыки. Отличительной чертой творческого подхода композитора было использование мотивов русского фольклора, народной музыки. Традиции Глинки развили в своем творчестве такие композиторы как Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. Очень часто в своем творчестве композиторы обращались к сюжетам русской истории и фольклора: «Борис Годунов», «Хованщина» Мусоргского; «Князь Игорь» Бородина; «Снегурочка»,«Золотой петушок» Римского-Корсакова. Величайшим композитором в истории русской и мировой музыки был Петр Ильич Чайковский. Создатель высочайших образцов опер («Евгений Онегин» 1878 г., «Мазепа» 1883 г., «Пиковая дама» 1890 г., «Иоланта» 1891 г.), балетов («Лебединое озеро» 1876 г., «Спящая красавица» 1889 г., «Щелкунчик» 1892 г.), симфонических и камерных произведений.

    На рубеже веков русская музыка была обогащена творчеством новых талантливых композиторов и исполнителей. Автором монументальных симфонических произведений и балетов был А. Н. Глазунов. Одним из основателей современного музыкального языка, современной симфонической музыки считается композитор и пианист А. Н. Скрябин. Неповторимым своеобразием и оригинальностью отличались музыка и исполнительское мастерство С. В. Рахманинова, выдающегося композитора, пианиста и дирижера. Академическая музыка XX века академическая музыка, созданная между 1900 и 2000 годами. Этот период характеризуется огромным 10 разнообразием музыкальных стилей и не имеет одного, преобладавшего на всём его протяжении, музыкального течения. Инновационные тенденции, характерные для многих направлений музыки XX века, в европейской литературе часто обозначаются понятием «Новая музыка», введённым в 1919 году Паулем Беккером и охватывающим период приблизительно с 1910 года вплоть до современности.

    Глава 2. Современная музыка

    Что такое современность в музыке? История этого вида искусства такова, что изначально оно было прикладным и часто ритуальным. Поэтому музыка в основном была коллективным явлением. Индивидуальное начало часто не было выражено. Но со Средних веков в Европе начинает развиваться композиторская музыка – авторская, предназначенная для слушания публикой. В девятнадцатом веке складывается понятие классики, а в двадцатом – современности. Попробуем разобраться в том, какие именно черты свойственны звуковому искусству нашей эпохи.

    Определение: На вопрос о том, что такое современность в музыке, ответить непросто. Конечно, можно сказать, что это композиции, написанные в последние десятилетия. С другой стороны, многое из музыки, которую слушали в конце двадцатого века, уже считается устаревшим. И, наоборот, смелые идеи композиторов прежних эпох, как, например, Дебюсси, Прокофьева или Мусоргского, становятся примерами для подражания. Каждая нынешняя субкультура и группы ее фанатов имеют собственную музыку, которую считают современной. Некоторые аналитики полагают, что в такой форме выражается коллективное бессознательное общества. А наиболее сильно социальные настроения выявляются в популярной музыке. Сложности: Но какое бы определение мы, ни приняли, остаются многие вопросы, на которые трудно ответить. Например, если говорить о том, что такое современность в музыке, остается непонятным, каково здесь место классики. Сейчас очень моден стиль "этно". Но значит ли это, что песни разных народов, написанные в незапамятные эпохи, могут тоже быть современными? Ведь такие мелодии становятся основой для многих композиций наших дней. И можем ли мы считать людей, которые сочиняли музыку в прошлом, своими современниками? Актуальность: Если мы проанализируем эти вопросы, то увидим, что искусство, в том числе и то, которое приносит наслаждение нашим ушам, направлено к чувствам и душе. Поэтому многое в хорошей музыке являются универсальным. Она воздействует на нас, словно потрясение, может увлечь, побудить действовать, заставить плакать или радоваться. Это значит, что классика и современность в музыке вовсе не являются противоположностями. С другой стороны, многое в том, что мы слушаем сейчас, направлено на развлечение, релакс, уход от боли и проблем. Это тоже не плохо. Ведь радость всегда хороша для человека. Поэтому не только серьезная классическая музыка, но и легкая, современная развлекательная и танцевальная помогают людям духовно обогатиться. Просто они действуют на нас по-разному.

    Стили современной музыки. Поп-направление: Но если коснуться вопроса в более узком смысле, то стоит рассмотреть средства, которыми пользуются композиторы нашего времени, чтобы создавать популярные произведения. Большинство ученых, исследуя проблему, касающуюся того, что такое современность в музыке, называют три самых крупных направления. Это поп, рок и рэп. Все они исходят из более ранних жанров и, в свою очередь, делятся на огромное множество стилей. Рассмотрим их более подробно. Популярная музыка охватывает большое количество направлений. Некоторые из них превратились в классику. Это диско, танцевальная музыка с множеством эффектов и ритма и транс - электронное звучание мелодий, имеющих «космический» подтекст. В настоящее же время самыми популярными являются техно, фанк и хаус. Это музыка футуристическая, немного странная, часто танцевальная, с доминированием определенных мелодий и вокальных фраз. Объединяют все эти жанры, казалось бы, ничем между собой не связанные, ритмика, раскованность исполнения и динамичность. Очень большую роль в популярной музыке играет не только стиль исполнения, но и имидж, презентация, соединение звуковых и зрительных эффектов. Поэтому в моду вошли видео интерпретации песен – клипы и рекламные ролики.

    Рок и рэп: Два этих стиля прекрасно демонстрируют современность в музыке. Примеры этих жанров часто приводят в качестве иллюстрации всемирно известных исполнителей, которые превратили их в искусство. Рок появился из американского блюза, но популярными сделали их Элвис Пресли и группа «Битлз». Последние музыканты сделали из рока социальный жанр, в котором всегда звучат нотки протеста против власти, войны, несправедливости.

    Среди современных стилей этого направления выделяется много подвидов. Это тяжелый рок, популярный, фолк, панк, психоделический, трэш. Некоторые поджанры знамениты сбалансированностью, эффектами, привлечением широкой аудиторией. Иные направлены на популяризацию народных мелодий в сочетании с современной ритмикой или же пытаются эмоционально воздействовать на слушателей. А другие нарочито дисгармоничны, жесткие, композиции их сложны и шокирующее. Что касается рэпа, несмотря на то, что этот жанр уходит корнями в танцевальную музыку Ямайки, он имеет отличительную особенность. В нем вокал заменен речитативом. Рэп словно возвращает времена средневековых трубадуров, когда поэты не пели, а читали под музыку стихи. Кроме того, в этом стиле часто применяются ударники и басы. Многие кумиры рэпа и рока прославились как разрушители устоев, и именно поэтому они стали любимцами целых поколений.

    Истоки и современность джазовой музыки: Эта форма искусства является примером звукового языка нашей эпохи. Джаз родился в начале двадцатого века как сплав культур разных народов. Он построен на индивидуализме – особой манере исполнения, свинге, импровизации, различных изощренных приемах как вокального, так и исполнительского характера, сложной ритмике. Все эти черты характерны для музыки африканских стран. А главным истоком джаза считается блюз. Этот стиль соединил европейские и африканские музыкальные традиции. Вначале джаз был фольклорным, но потом он развился в общеамериканское, а затем и мировое направление. Он тоже имеет множество разных поджанров – кул, прогрессив, хард-бол, модальный, фри, соул. Соединившись с различными видами популярной (особенно электронной) музыки и рока, джаз обогатился такими направлениями, как фьюжн, эйсид, смуз. Родились азиатские и латиноамериканские, еврейские его формы. О некоторых из них даже спорят, а джаз ли это вообще. В этой статье мы попробовали рассказать о том, что означает современность в музыке и какие популярные жанры распространены в культуре нашего времени. Но как бы там, ни было, классическая музыка является вечной и универсальной. А значит - современной. Но и некоторые жанры, модные в наши дни, тоже благодаря гениальным исполнителям становятся классикой. И будут сопровождать следующие поколения.

    Глава 3. Практическая часть

    Проведя опрос среди своих одноклассников, я могу сделать диаграмму, которая показывает кто, слушает современную музыку, а кто классическую.



    Вывод: опрос показал, что большинство слушает современную музыку, чем классическую.

    Заключение.

    Сравнивая классические жанры и современные можно с уверенностью сказать, что они сильно поменялись, ведь в прошлом считалось модным одно, а сейчас совсем другое. Это нормально ведь меняются времена и вместе с этим, меняется все остальное. Сегодня наблюдается пристрастие молодежи к легкому жанру, который является частью массовой культуры, а высокая музыкальная культура (классическая, народная и др.), которая играет большую роль в формировании общечеловеческих ценностей, у школьной молодежи часто не востребована. У молодежи срабатывает закон влияния «толпы»: «Что слушают другие, то буду слушать и я». Таким образом, еще одним фактором влияния музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей у школьной молодежи является мода и престиж. Классическая музыка в современной обработке пользуется большой популярностью. Давно знакомые и любимые многими музыкальными ценителями классические вещи обретают новое звучание, новый стиль, новый характер благодаря интеграции различных жанров. Вовлечение непривычных для классики музыкальных инструментов, смелые аранжировки, вокальные партии дают еще одну жизнь музыкальному произведению, доносят его к той аудитории, которая еще не была знакома с ним, посвящая тем самым все большее количество людей в таинственный и прекрасный мир классики.

    Поэтому классическая музыка в современной обработке становится все более распространенной как среди почитателей традиционных канонов жанра, так и среди тех, кому больше по душе другие стили – поп-музыка, альтернативный рок, рэп, электронные жанры и многие другие

    Приложения

    Приложение 1



    Приложение 2



    написать администратору сайта