Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель

  • Материализм (суть направления, представители)

  • Учебно-теоретический и справочный материал к занятию

  • Фридрих Шеллинг (1775 - 1854)

  • Людвиг Фейербах (1804 — 1872

  • Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895).

  • Артур Шопенгауэр (1788 - 1860).

  • "философии жизни"

  • Практическое занятие №6 Тема

  • Учебно-теоретический и справочный материал к практическому занятию

  • Основные вопросы, интересующие постпозитивистов

  • Лучшими представителями экзистенциализма XX в.

  • Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни.

  • Зигмунд Фрейд

  • Задание для самостоятельной работы

  • Становление философии из мифологии. Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни


    Скачать 498.83 Kb.
    НазваниеСтановление философии из мифологии. Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни
    Дата28.04.2023
    Размер498.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаRT_Filosofia.docx
    ТипЗанятие
    #1095621
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    Тема: Основные понятия немецкой классической философии

    Цель: Изучить основные понятия немецкой классической философии.

    Задания:

    1. Заполнить пустые строчки «Направления немецкой классической и постклассической философии»

    Направления:



    Материализм (суть направления, представители)

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



    Идеализм

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Иррационализм


    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Философия жизни



    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    2.Вопрос на размышление: И. Кант считал, что совесть – это показатель человечности, оно не зависит ни от каких материальных условий и причин, это как бы голос Бога в нас. А. Шопенгауэр, напротив полагал, что совесть на девять десятых – результат страха перед общественным порицанием: я не поступаю плохо, потому что боюсь наказания. Какая точка зрения выражает, по вашему мнению, природу человека?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    3. Решить кейс – задачу:

    Один из известных немецких философов писал: «труд есть прежде всего процесс совершающийся между человеком и природой. Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки, ноги, голову и пальцы. Мы не будем рассматривать здесь первых животных и инстинктивные формы труда. Мы предлагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткани. И пчела постройками своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он также построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, идеально человек не только изменяет форму того, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон, определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю. Кроме напряжения тех органов, которыми выполнялся труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании. Простые моменты труда следующие: целесообразная деятельность или самый труд, предмет труда и средства труда. 

    Автором идеи о том, что труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс в котором человек своей деятельностью опосредует и регулирует обмен веществ между собой и природой является ______________ (Варианты ответов):

    1.Н.Вернадский, 2. К. Маркс, 3. Ф. Аквинский, 4. П. Абеляр


    По мнению автора деятельность человека и поведения животного отличаются наличием : (Указать не менее 2-х вариантов ответов)

    • идеального представления о результатах труда;

    • физических возможностей;

    • целесообразностью воли;

    • инстинктивными предрасположенностями.

    Автор вышеизложенной идеи является представителем ___________ философского мировоззрения (введите слово в поле в форме соответствующего падежа)
    Основные источники:
    1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с. ( ч.1, гл. 8, с. 83-91, гл.9, с.92-102, гл.10, с.103-116).

    2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов учебное пособие для студентов учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с. ( разд.1, тема 1.2., гл. 1, с.36-45)

    3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных заведений.- М.: Логос, 2009.-288с. (раздел 1, гл. 3, с.52-69).

    4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с. (Раздел 1, гл.2, с. 31-33).
    Учебно-теоретический и справочный материал к занятию:

    Немецкая философия XIX в. — уникальное явление мировой философии.

    Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:

    • глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;

    • совместить в себе почти все известные в тот период философские направления — от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;

    • открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в "золотой фонд" мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).

    В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:

    • немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);

    • материализм (середина и вторая половина XIX в.);

    • иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), "философия жизни".

    3. Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII - первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философовтого времени:

    • Иммануила Канта (1724 - 1804);

    • Иоганна Фихте (1762 - 1814);

    • Фридриха Шеллинга (1775 - 1854);

    • Георга Гегеля (1770 - 1831);

    • Людвига Фейербаха (1804 - 1872).

    В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

    • объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

    • субъективный идеализм (Фихте);

    • материализм (Фейербах).

    Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:

    • повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;

    • особое внимание уделила проблеме развития;

    • значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;

    • взглянула на историю как целостный процесс.

    Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 — 1804).

    Иммануил Кант:

    • выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего ("вещей в себе");

    • выдвинул учение о категориях — основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;

    • сформулировал моральный закон ("категорический императив");

    • выдвинул идею о "вечном мире" в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.

    Георг Гегель (1770 — 1831) отождествил бытие и мышление, выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального мира, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада.

    Исключительная заслуга Гегеля перед философией - разработка диалектики — учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.

    Иоганн Фихте (1762 —.1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая "Я-концепция").

    Фридрих Шеллинг (1775 - 1854) глубоко обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.

    Людвиг Фейербах (1804 — 1872) был представителем материалистического направления в немецкой классической философии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов. 5. Другим направлением немецкой философии XIX в. наряду с немецкой классической философией был материализм, получивший широкое распространение во второй половине XIX в.

    Немецкий материализм XIX в. представлен главным образом:

    • философией Людвига Фейербаха;

    • марксистской философией;

    • творчеством вульгарных материалистов.

    Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фейербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фейербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого материализма XIX в., явилась водоразделом между ними.

    Классический материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили:

    • марксистская философия;

    • политэкономия (экономическое учение);

    • научный коммунизм (социально-политическая теория). Основателями марксизма были немецкие ученые и философы Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895).

    Марксистская философия:

    • выдвинула последовательно-материалистическую картину мира;

    • показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия;

    • осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);

    • рассматривала историю как целенаправленный и закономерный процесс (исторический материализм);

    • дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;

    • выступала с атеистических позиций.

    Во второй половине XIX в. особое распространение в Германии получили идеи иррационализма.

    Иррационализм — направление в философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.

    Основоположником иррационализма считается Артур Шопенгауэр (1788 - 1860).

    В целом философия Шопенгауэра наполнена пессимистическим духом, неверием в возможности человека влиять на окружающий мир и собственную жизнь.

    Близкой к иррационализму является "философия жизни", которая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия — бытие, идея, материя и т. д., а бытие человека в мире — то есть жизнь, единственную реальность для человека.

    Одним из основоположников "философии жизни" являлся Фридрих Ницше (1844 — 1900). В частности, им были выдвинуты идеи о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, движущих силах человеческого поведения ("воля к жизни", "воля к власти" — экспансия своего "Я"), иллюзорности, неактуальности Бога ("Бог умер").
    Домашнее задание:

    Дать краткую характеристику представителям немецкой классической философии

    Иммануил Кант 

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Георг Гегель

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Фридрих Шеллинг

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Иоган Фихте

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Людвиг Фейербах

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Практическое занятие №6

    Тема: Основные направления философии XX века. Философия экзистенциализма и психоанализа. Работа со словарем, тестовое задание.

    Цель: Изучить основные направления философии 20 в.

    Задания:

    1.Пояснение философских терминов:

    Герменевтика__________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Экзистенциализм_______________________________________________________________________________________________________________________________________

    Гносеология___________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Пограничные состояния _____________________________________________________________________________

    Свобода_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Истина_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
    2. Заполнить таблицу «Характеристика направлений философии XX века». Название колонок в таблице: направление, представители, сущность учения.
    Экзистенциализм

    Психоанализ

    Неопозитивизм

    Постпозитивизм

    Прагматизм
    3.Решите кейс –задание:
    Кейс – задание

    На занятие по философии преподаватель предложил прочитать следующий текст из книги: «На протяжении свей истории философии, философы склонялись к двум точкам зрения на сущность философии и ее специфику. Первую точку зрения можно назвать точку зрения на философию как на строгую науку. Наиболее последовательно отстаивал этот взгляд Г. Гегель – выдающийся всего идеалистического направления в западноевропейской философии, создатель самой масштабной в истории философской системы – диалектики.

    Вторая точка зрения на философию определяет ее как несводимое к любым другим способам духовной деятельности людей и никоим образом не выводимое «философствование», т.е. глубоко личностное размышление человека, о неповторимости его присутствия в мире. Такое обоснование этой позиции дает Мартин Хайдеггер – один из основоположников немецкого варианта экзистенциализма.
    Экзистенциализм – направление в философии _____ века, акцентирующее свое внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. (Варианты ответов):

    IV, X, VII, XX
    Созданная Гегелем философская система - это – картина мира, которая логически упорядочила ________, _________ и человеческое мышление на протяжении всей их истории (Указать не менее 2-х вариантов ответов).


    • общество

    • абстракцию

    • природу

    • инстинкты


    Г. Гегель –виднейший представитель _____________ классической философии

    Учебно-теоретический и справочный материал к практическому занятию

    Позитивизм — направление философии, зародившееся в 30-е — 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.

    Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857).

    Распространенным в первой половине и середине XX в. направлением философии был неопозитивизм.

    Представителями неопозитивизма были:

    • Л. Витгенштейн (1889 - 1951).

    Главная идея неопозитивизма — философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, — главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир.

    Основной принцип неопозитивизма — принцип верификации — сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать — подвергнуть опытной проверке фактами.

    Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) — верификации не подлежат, а следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного научного разрешения. Они должны быть исключены из философии.

    Другой основной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.

    Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм (вторая половина — конец XX в.).

    Его главными представителями считаются К. Поппер (1902 — 1994), Т. Кун (р. 1992).

    Постпозитивизм отходит от приоритетности логического исследования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки.

    Главная цель постпозитивизма — исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания.

    Основные вопросы, интересующие постпозитивистов:

    • как возникает новая теория?

    • как она добивается признания?

    • каковы критерии сравнения научных теорий, как родствен; ных, так и конкурирующих?

    • возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий?

    Постпозитивизм смягчает свое отношение к философии в целом, к проблемам познания.

    Можно выделить основные проблемы современного постпозитивизма:

    • проблема фальсификации (следует ли отказываться от научной теории в целом при обнаружении в ней одного или нескольких ложных, оказавшихся неистинными фактов);

    • проблема правдоподобия научных теорий (по каким критериям проверить правдоподобность научных теорий);

    • проблема рациональности (что такое рациональность в науке);

    • проблема соизмеримости научных теорий (по каким критериям следует выяснить родственность, соизмеримость научных теорий);

    • проблема понимания, нахождения общих точек зрения между представителями антагонистических теорий.

    Герменевтика - направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми - истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам.

    Предметом исследования, как правило, является текст. К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:

    • "герменевтический треугольник" - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем;

    • "герменевтический круг" — циклический характер процесса понимания.

    2. Первыми герменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие), которые занимались "расшифровкой" смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии.

    К числу современных философов- герменевтов можно отнести Ф. Шлейермахера (1768 - 1834), М Хайдеггера (1889 - 1976), Г. Гадамера (р. 1900), П. Рикера (р. 1913).

    Экзистенциализм — направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.

    Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине XX в., а в 20-е — 70-е годы XX в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе. Расцвету экзистенциализма в 20-е — 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины:

    • нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;

    • бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т. д.);

    • опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);

    • усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря);

    • распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;

    • бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.

    Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:

    • уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

    • разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

    • проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его "Я");

    • проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет "системы координат", где он чувствовал бы себя нужным);

    • проблема бессмысленности жизни;

    • проблема внутреннего выбора;

    • проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внешнего — места в жизни.

    Основателем экзистенциализма считается датский философ Сьорен Кьеркегор (1813 - 1855).

    Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое "Я".

    Лучшими представителями экзистенциализма XX в., собственно создавшими его, были:

    • Карл Ясперс (1883 - 1969);

    • Жан-Поль Сартр (1905 - 1980);

    • Альбер Камю (1913 - 1960);

    • Мартин Хайдеггер (1889 - 1976).

    Карл Ясперс (1883 - 1969) - немецкий философ - был одним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в XX в. (в книге "Психология мировоззрений", вышедшей в 1919 году — после окончания первой мировой войны).

    Согласно Ясперсу человек обычно живет "заброшенной", не имеющей большого смысла жизнью — "как все". При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного "Я". Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации — между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью — высшим бытием.

    Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра (1905 — 1980) — проблема выбора.

    Важнейшим условием жизни человека, ее "стержень", основание активности — свобода.

    Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.

    Вся жизнь — цепочка различных "маленьких жизней", отрезков разного бытия, связанная особыми "узлами" — экзистенциональными решениями. Например: выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т. д.

    По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).

    Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя ("Все, что со мной происходит, — мое").

    Единственное, за что человек не может отвечать, — это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.

    Альбер Камю (1913 — 1960) сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни.

    Главный тезис философа — жизнь человека в сущности бессмысленна.

    Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) — смерть, Ничто. Смертны все — и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека - абсурд (в переводе - не имеющая оснований).

    Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни.

    • соприкосновение со смертью — при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство — теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;

    • соприкосновение с окружающим миром, природой — человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой ("Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что этот мир мой").

    В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

    Философия экзистенциализма очень популярна в современной Западной Европе и актуальна для нее.

    В настоящее время наблюдается тенденция смешения центра тяжести философских исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире, поиска самого себя, сохранение уникальности, смысла жизни.

    Данная проблематика (жизнь человека, его проблемы) может стать основным вопросом философии в будущем, отодвинув на второй план проблему первичности и отношений материи и сознания.
    Психоанализ — направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.

    Основателем психоанализа считается австрийский ученый -психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом:

    • бессознательного — особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;

    • реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической зашиты.

    Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, "странностей".

    Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.

    2. Фрейдом выделяются две схемы психики:

    • топографическая;

    • динамическая.

    При топографическом подходе бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции человека. Сознание — небольшой кабинет, куда периодически "вызываются" посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть "ненужных посетителей" прорывается в кабинет — в сознание. Но затем они снова изгоняются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.

    При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я.

    • "Оно" — мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека.

    • "Я" - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики.

    • "Сверх-Я" — давящая и влияющая на личность внешняя реальность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, культурные традиции.

    "Я" пытается подчинить себе "Оно". Это редко удается сделать. Обычно "Оно" в скрытых или открытых формах подчиняет "Я". Фрейд сравнивает "Я" со всадником и лошадью: всадник ("Я") с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь ("Оно") — сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также "Сверх-Я" — нормы и запреты - часто подчиняет "Я".

    Таким образом, "Я" человека (по Фрейду - "несчастное человеческое Я")испытывает мощное давление с трех сторон:

    • бессознательного - "Оно";

    • внешнего мира;

    • норм, запретов - "Сверх-Я"; и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.

    Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направляют психикой человека, являются:

    • удовольствия — психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;

    • вытеснение — психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие "цензуру" желания, мысли подвергаются сублимации — преобразованию в другие "разрешенные" типы социальной деятельности и культурного творчества.
    Домашнее задание:

    1.Выполните тест:

    1. Согласно психоанализу З. Фрейда, жизнь в целом и в большинстве конкретных поступков человека определяется:

    а) мышлением

    б) бессознательным

    в) разумам

    г) рассудком.

    2.Известное утверждение прагматизма (по Ч. Пирсу.)

    а) истина-то, что доказано,

    б) истина-то, что полезно,

    в) истина-то, что привычно,

    г) истина-то, что непостижимою.

    3.Какое философское направление рассматривает человека ,как существо, "заброшенное в мир", жизнь которого трагична, проблематична, временна и абсурдна?

    а) экзистенциализм

    б) прагматизм

    в) неопозитивизм

    г)неотомизм
    4. Завершите определение:

    "Иррационализм – философское направление, в основе миропонимания которого лежит_________.
    5. Одним из иных принципов познания сторонники неопозитивизма считают:
    а)интенциональность

    б)инструментализм

    в)верификацию

    г)интерпретацию.

    Задание для самостоятельной работы: Составить конспект работы Э.Фромма «Душа человека»,

    Практическое занятие №7

    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта