Становление философии. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Особенности философского знания
Скачать 262.28 Kb.
|
Познание. Формы чувственного и рационального познания, их взаимодействие. Познават. отношение чела к действит-ти – важный эл-т всей системы его отношений к миру. Познание –деят-ть чела по приобретению знаний об окруж. мире, о челе, о взаимоотнош. чела и природы, чела и об-ва. Специфика познават. отнош. чела к миру: в рез-те этого отношения объекты действит-ти переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания. Познание челом объективной реальности происх. в разл. видах и определенных формах. Основные разновидности познания объективной реальности: * Знание – инф-я об объективном мире природы и об-ва, * Знание о внутреннем духовно-психич. мире чела, * Знание о целях, задачах, программах преобразования природного и соц.-культ. мира. Реализация познават. отношения чела к миру предполагает наличие развитых форм сознания, реализующихся в к-ре. =>, основные формы духовно-теоретич. и духовно-практич. познавательной деят-ти чела: 1) обыденное познание. формируется в процессе повседневной деят-ти на основе личного опыта. Специфика: его содержание связано с инф-ей о единичных объектах и ситуациях. Сфера познания: здравый смысл, верования, обобщения, интуитивные убеждения и предчувствия. обыденное познание составляет основу практической жизненной позиции, т.е. отношения чела к миру. Обыденные знания позволяют организовать повседневную человеческую деят-ть. 2) мифологическое познание. Играло значит. роль на начальном этапе становления челов-ва. Это фантастическо-худож. постижение реальности. В рамках мифологии челов-во закрепляло первые знания-представления о природе, космосе, челе. 3) религиозное познание. обусловлено идеей противостояния мира божественного и земного (человеческого). религия содержит в себе многие знания челов-ва, но не воспроизводит знание в систематической и теоретической форме. Важнейшая проблема – проблема истины как откровения, как приобщения к божественному абсолюту. Хар-рен феномен веры, эмоц. отношение к миру. 4) художественно-образное познание (через иск-во). Тесно связано с мифологическим познанием, но, развиваясь, выходит далеко за рамки мифа. Иск-во содержит в себе мощный познавательный потенциал. Художественно осваивая действит-ть в разных своих видах (живопись, музыка, театр), иск-во одновременно познает мир и «творит» его, преобразовывая мир по законам красоты. Основа худож. познания – худож. образ, в котором сочетается рациональное и иррациональное, чувственное и теоретическое. 5) философское познание. основной компонент – духовно-практич. ориентиры. Оно стремится сочетать научное и обыденно-личностное. Специфика Ф – уникальная форма познания, цель которой – выработать стратегию человеч. жизни, определить место чела в окруж. мире. Филос. познание стремится выразить смысложизненные и ценностные основания человеч. существования. 6) научное познание. Важнейший вид познават. деят-ти. Наука изучает в процессах и явлениях общее и необходимое. Специфика: логическая организованность, связность выражаемой истины, системность. Познание – сложный и противоречивый процесс, в котором выделяются 2 этапа – чувственное и рациональное познание. Оба этапа тесно связаны между собой, взаимопересекаются, но каждый такой этап имеет свои формы, цели и задачи. В реальном процессе познания чувственная ступень неотрывно связана с рациональной, а рациональная пронизана чувственной. Сущ-ет функциональная ассиметрия мозга, ответственная за существование 2-х разных типов деят-ти. Левое полушарие программирует ф-ции логически правильного мышления, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение. Правое полушарие ответственно за образно-эмоц. ф-ции, творческие спос-ти. Целостный процесс познания осуществляется в рез-те взаимодействия операций и знаний, выполняемых обоими полушариями мозга. Если в рез-те болезни, травмы, хирургич. вмешательства связь м-ду полушариями нарушается, то процесс познания становится неполным или вообще невозможным. Чувственное познание. Познание челом окруж. мира начинается с помощью органов чувств. Взаимодействуя с к.-л. предметами, мы чувственно воспринимаем окруж. мир, что реализуется в ощущениях, восприятиях, представлениях. Ощущение – отражение отдельных св-в, сторон, кач-в предметов и явлений матер. мира. Ощущения возникают в рез-те воздействия материальных предметов на органы чувств чела. Ощущение - первичный эл-т познания, простейшая форма отражения отдельных св-в предметов. На основе ощущений возникает более сложная форма чувственного познания – восприятие – ценностный образ, который отображает предметы и явления, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Оно формируется не только в рез-те непосредств. ощущений, но и зависит от уровня духовной к-ры чела, его опыта. Следующий этап чувственного познания – представление – высшая форма чувственного отображения предмета, который непосредственно в данный момент не воздействует на органы чувств познающего субъекта. Представления обогащаются всем предшествующим опытом чела; в них творчески комбинируются ощущения и восприятия. Рациональное познание. Обобщение данных, полученных на ступени чувственного познания, происходит на уровне рационального познания. Рациональное познание основывается на способностях чела в своей мыслительной деят-ти обобщать и анализировать, находить в однородных предметах и явлениях главные, существенные и необходимые черты. Рез-ты полученных чувственных данных фиксируются и перерабатываются на ступени рационального познания с пом-ю понятий, суждений и умозаключений. Понятие – форма мышления, в которой отображ. наиболее общие, существенные и необходимые св-ва, приметы реальности. В процессе познания необходимо познать связи и отношения м-ду предметами, явлениями, процессами. Объединение понятий происходит в суждении. Суждение – форма мысли, в которой устанавливается наличие или отсутствие к.-л. св-ва предмета, утверждается или отрицается ч.-л. Увеличение степени обобщенности знаний, их углубление и конкретизация проявляется в умозаключениях. Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из нескольких суждений выводится новое знание.
Познание - это освоение человеком окружающего мира, в ходе которого вырабатываются новые знания о действительности. В познании выделяют несколько уровней: чувственное познание, мышление, теоретическое и эмпирическое познание, а также выявляют ряд видов: обыденное, художественное, научное. Структура познавательной деятельности включает в себя: субъекта познания (человека) и объект познание (вещь, предмет, явление), что выражено в понятии «субъект-объектной взаимосвязи». Если в качестве объекта познания выступает другой человек или группа людей, то говорят о субъект-субъектных связях. Раздел философии, рассматривающий круг данных проблем, называется гносеологией. Творчество является особым видом практики, порождающей нечто новое, что первоначально возникает в воображении как образ, требующий воплощения в действительности. Научное познание можно отнести к творчеству, поскольку его цель заключается в получении новых знаний о действительности.
Практика - специфически человеческая форма деятельности, в процессе которой человек создает новую реальность - мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде ("вторая природа"). Практика и познание - две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность. Важнейшие формы практики: 1) Материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей. 2) Социальное действие - преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными "массовыми силами" (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур и т.п.). 3) Научный эксперимент - активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира (в том числе и социальный эксперимент). Основные функции практики в процессе познания: 1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время и т.д. Астрономия была вызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания и т.п. Однако, не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно "по заказу" практики. 2. Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она "пронизывает" все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями обусловливается - в конечном счете - задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений. Практика служит основой познания также и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т.п., без которых оно не может быть успешным. 3. Практика является целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить и соответствующим образом, в той или иной мере регулировать деятельность людей. Все наши знания возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве "руководства для действия" по его преобразованию, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни. 4. Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений (об этой функции практики будет сказано ниже).
Вера – принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума, и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость. Если рассматривать Уже – вера есть ощущение ожидаемого и уверенность в не увиденном, т.е не существует конкретности. С философской точки зрения существует несколько видов веры: 1. признание истинности знания, не получившего достоверного доказательства. Фактически – субъективное утверждение. 2. мнение. Здесь допускается субъективное опознавание. 3. убеждение. Признание истинности знаний, основанное на вере и убеждение. Что касается религиозной веры, то она должна подкрепляться духовной практикой (молитвы и т.д.). По Канту, существуют три вида веры. Прагматическая вера человека в свою правоту в том или ином единичном случае; цена такой вере — «один дукат». Вера в общие положения — доктринальная. Например, вера в то, что на всех планетах Солнечной системы нет жизни. Эта вера содержит в себе все же что-то нетвердое. Она может быть доступна опровержению. Наконец, есть моральная вера, где вопрос об истинности суждений не встает вовсе. Верить в Бога, по Канту, означает не размышлять о его бытии, а просто быть добрым. Учитывая, что Кант отождествлял мораль с религией («нравственный закон внутри нас»), мы должны понимать расширительно третий вид веры — как религиозную веру вообще. Только она из всех видов веры имеет ценность для теории познания. Вдумаемся в мысль Канта. Истинность религиозного знания основана не на внешнем критерии. Она имеет онтологическое основание в самом существовании человека. Хотя Кант формулирует это в психологических понятиях («не могу отказаться, не став в собственных глазах достойным презрения»), эта мысль глубже и нуждается в очистке от психологизма. Религиозная вера — это внутренне присущая человеку связь с сущей истиной, которая конституирует собственное Я; при разрушении этой связи с абсолютным бытием Я гибнет. Взаимосвязь разума и веры всегда находилась в центре внимания религиозной философии. Трудно представить себе религиозно-философское учение, которое бы отрицало значимость откровения, непосредственного божественного озарения, путь веры. В новейшей религиозной философии путь веры соотносится не только со стратегией философского разума, учитывается и то обстоятельство, что наука и соответствующие ей стандарты рациональности занимают особое место в жизни человека. Еще одной важной тенденцией понимания взаимосвязи разума и веры является попытка соединить непосредственный опыт мистического озарения с данными науки, связать их воедино. Знание – проверенный практикой результат познания действительности Понимание — основная категория философской герменевтики, или теории и практики истолкования текстов. Понимание относится к процедурам функционирования научного знания. Оно не тождественно познанию, объяснению, хотя они и связаны между собой. Понимание связывается с осмыслением («сутью дела»), т.е.осмыслением того, что имеет для человека какой-либо смысл.Понимание как реальное овладение в смыслах, практическоеовладение этими смыслами сопровождает всякую конструктивную познавательную деятельность. Понимание выступает в двух ракурсах: как приобщение ксмыслам человеческой деятельности и как смыслообразование.Понимание связано с погружением в мир смыслов другого человека, постижением и истолкованием его мыслей и переживаний. Этот процесс происходит в условиях общения, коммуникации и диалога. Понимание неотделимо от самопонимания и происходит встихии языка. Процедуру понимания не следует квалифицировать как чисто иррациональный акт, нельзя смешивать с «озарением», «инсайтом», интуицией, хотя все это есть в акте понимания. Объяснение — важнейшая функция научного познания, целькоторой — выявление сущности изучаемого предмета, подведение его под закон с выявлением причин и условий, источников его развития и механизмов их действия. Объяснение способствует уточнению и развитию знаний, которые использовались в качестве основания объяснения. В современной методологии широкой известностью пользуетсядедуктивно-монологическая модель научного объяснения, в которой объясняемое явление подводится под определенныйзакон. В качестве законов рассматриваются не только первичные, но и функциональные, структурные и другие виды регулярных и необходимых отношений. В области социально-гуманитарных наук используется так называемое рациональное объяснение, когда при объяснениипоступка некоторой исторической личности анализируютсямотивы, которыми она руководствовалась, стремясь показать, что в свете этих мотивов поступок был рациональным. Существует телеологическое (интенциональное) объяснение,которое указывает не на рациональность отсутствия, а на цель,которую преследует индивид, осуществляющий действие.
Истина — такая качественная характеристика мысли, представления или суждения, которая позволяет считать их знанием. И. также может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом И. есть универсальная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и Ф., так и в рамках научного познания. Противоположными И. являются понятия лжи и заблуждения. Абсолютная И. — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Относительная И. — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина трудно достижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной И., и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной И., часто называют метафизикой, относительной И. — релятивизмом. Понятие относительной И. используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной И. является правда. Объективная И. — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому И. субъективна по форме). Признания объективности И. и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической Ф. Основные концепции истины
Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного:
Некоторые критерии (согласованность, эффективность, согласие) выходят за пределы классического понимания истины, поэтому говорят о неклассической (соответственно когерентной, прагматической и конвенциональной) трактовке истины. Марксистский принцип практики пытается соединить воедино прагматизм и классическое понимание истины. Поскольку у каждого критерия истины имеются свои недостатки, все критерии можно рассматривать и как взаимодополняющие. В таком случае истиной однозначно можно назвать только то, что удовлетворяет всем критериям. Имеются и альтернативные трактовки истинности. Так, в религии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание. Многие современные течения (например, постмодернизм) вообще отрицают существование какой-либо объективной истины. Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальна(находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины.
Наука играет важную роль в жизни общества. Говоря о науке, следует иметь ввиду три формы ее бытия в обществе: 1) как особого способа познавательной деятельности, 2) как системы научных знаний и 3) как особого социального института в системе культуры, выполняющего важную роль в процессе духовного производства. Научное познание как особый способ духовно-практического освоения мира имеет свои особенности. В самом общем смысле научное познание понимается как процесс получения объективно-истинного знания. Исторически наука постепенно превращалась в важнейшую сферу духовного производства, продуктом этого производства является достоверное знание, как особым образом организованная информация. Главными задачами науки и по сей день являются описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Зарождение науки связывают с формированием особого типа рационального освоения действительности, позволявшего получать более достоверные знания, по сравнению с преднаучными формами познания мира. Карл Ясперс считает это время "осевым" в развитии культуры. В настоящее время широко обсуждается проблема "демаркации" научного знания, то есть определение границы, отличающей науку от ненауки. Первый шаг к разделению знания на научное и вненаучное состоит в отделении научного знания от обыденного. Обыденноезнание, опирающееся в основном на здравый смысл, несомненно, может служить руководством к действию и играет важную роль в жизни человека и в истории общества. Однако оно всегда включает в себя элементы стихийности и не отвечает нормам целостности в системном построении знаний, на которые ориентируется наука, в нем отсутствует необходимая четкость в определении понятий и далеко не всегда соблюдается логическая правильность в построении рассуждений. В многообразии форм вненаучного знания выделяют донаучное, ненаучное, паранаучное, лженаучное, квазинаучное и антинаучное знание. Находясь по ту сторону от науки, вненаучное знание отличается аморфностью, при этом границы между различными его разновидностями чрезвычайно размыты. Отделение научного знания от многочисленных форм вненаучного - весьма непростая проблема, связанная с определением критериев научности. Общими критериями, выступающими нормами и идеалами научности знания, признаны: достоверность и объективность (соответствие действительности), определенность и точность, теоретическая и эмпирическая обоснованность, логическая доказательность и непротиворечивость, эмпирическая проверяемость (верифицируемость), концептуальная связанность (системность), принципиальная возможность фальсифицируемости (допущение в теории рискованных, предположений для их последующей экспериментальной проверке) предсказательная сила (плодотворность гипотез), практическая применимость и эффективность. Указанные требования выступают как определенная модель идеала научного знания. Однако проблема состоит в том, что данный "идеал научности" далеко не всегда и не в полной мере реализуем в действительном процессе научного познания различных сфер бытия. Означает ли это, что критерии научности знания "не работают" и не нужны? - Вовсе нет. Они не всегда и не полностью соблюдаются, но идеал научности ставит перед учеными цель, что позволяет двигаться в определенном направлении, и это дает им возможность достигать большего успеха в приближении к истине. Идеал, будучи совершенной целью деятельности, выступает как ее организующее начало и служит важнейшим регулятивным средством любой деятельности человека. Этика науки— система представлений, отражающих содержание и значение этическойсоставляющей науки. Как особая дисциплина этика науки ставит своей целью прояснение и изучение этических норм, которые участвуют в научном познании, а так же анализирует конкретные коллизии морального характера, возникающие в ходе продвижения науки. Поскольку научное познание осуществляется в сложном социокультурном контексте, этике науки приходится учитывать обширное множество факторов и нюансов самой разнообразной природы: когнитивных, технологических, культурных, социально-политических, религиозных Этика науки — это совместный поиск разумных решений, в котором принимают участие и ученые, и общественность. Основной вопрос этики науки — проблема соотношения научного познания и ценностного мышления. Существует распространенная точка зрения, называемая тезисом ценностной нейтральности науки.Она состоит в том утверждении, что научная деятельность сама по себе безразлична ценностям. Поэтому ценностные суждения о науке касаются ее самой, а различных внешнихфакторов. С этой точки зрения, например, ответственности за применение науки в деструктивныхцелях (или с непредвиденными деструктивными последствиям подлежат другие социальные сферы — власть, промышленность, бизнес. Тезис ценностной нейтральности восходит к известному принципу Д. Юма, согласно которому утверждения о том, что существует,и утверждения о том, что должно быть,— логически разноплановы; из суждений о фактах не следуют какие-либо суждения о должном Другим выражением тезиса ценностной нейтральности является заявление о том, что наука имеет толькоинструментальный смысл, т.е. занимается только средствами,а вопросы о целях и смысле человеческих действий следует относить к совершенно другим областям — религии, философии, этике и т.п. Будучи последовательно проведенным, тезис ценностной нейтральности науки должен был бы обеспечить полную автономию науки и освободить ученых от обсуждений этических вопросов. Но этот тезис является дискуссионным. Существует ряд аргументов против него. 1. Сам этот тезис возник лишь относительно недавно, в связи со становлением «большой науки» и с вовлечением ученых в широкомасштабную модернизацию общества. Этот тезис стал своеобразным идеологическим прикрытием, позволяющим эксплуатировать научное познание в самых различных (в том числе морально неприглядных) целях. Если же подойти к науке историческиоказывается, что, наоборот, становление науки Нового времени было тесно связано с нравственными принципами. В этом плане интересны исследования Л.М. Косаревой, показывающие, что сама новая наука стала возможной при наличии нравственно самостоятельной личности с высокоразвитым самосознанием. 2.Принцип Юма весьма уязвим. Многократно продемонстрировано (С. Кэвелл и др.), что существуют контексты, для которых характерно тесное переплетение нормативных и описательных утверждений. Ссылки на факты вполне могут использоваться в моральных дискуссиях. Так, Р. Хеар подчеркивает, что факпможет быть основанием для этических рассуждений, если мы принимаем некоторый моральный принцип, из которого, в соединении с фактами, может быть логически выведеноморальное суждение. 3. Само научное познание насыщено ценностными установками. Ведь когнитивные регулятивы тоже в некотором смысле могут считаться параметрами ценностного мышления. О значении ценностей для деятельности научного сообщества уже говорилось ранее. Так, сама научная рациональность регулируется когнитивными ценностями— такими, как простота, проверяемость широкая применимость и т,п. 4. Не соответствует действительности отождествление ученого с неким абстрактным субъектом «чистого познания». На самом деле ученый — не компьютер, он не может быть «запрограммирован» на узко когнитивную деятельность. Профессия ученого - многопланова; он выступает не только как исследователь, но и как преподаватель, эксперт, просветитель, общественный деятель и т.п. Никто не освобождает его от «общечеловеческих»обязанностей гражданского и нравственного характера. 5. Сама попытка выстроить концепцию ценностной нейтральности не только в науке, но и в любойобласти человеческой деятельности—т.е.рассуждения в терминах «я всего лишь чиновник», «я всего лишь солдат», «я всего лишь ученый» и т.п.,моральнонеприемлема. На самом деле она всегда маскирует собой попытку добиться какого-то привилегированного положения в виде некоей ограниченной, суженной ответственности перед обществом 6. Инструментальное мышление не может быть строго изолировано от рассмотрения целей и ценностей. Если даже допустить, что это возможно в отношении достаточно узких вопросов, то применительно к столь широкому предприятию, каким является научная деятельность в целом, это допущение не срабатывает. В ходе научного познания происходит взаимное вовлечение различных уровней обсуждения, в том числе и ценностного уровня, и их взаимная корректировка (о чем говорилось в связи с моделью «сетевой рациональности» Л. Лаудана). Кроме того, позиция которая пытается изолировать чисто инструментальное мышление, неявно опирается на определенные ценностныесуждения (например, на такое: вполне оправданното, что, разрабатывая .средства, не стоит задумываться о целях). 7. Научный и этический разум не отгорожены непреодолимой стеной. Именно разумявляется их общим знаменателем. Принципы и предпосылки любого рационального рассуждения универсальны вне зависимости от того, обсуждается ли теоретическая или фактическая проблема; моральные вопросы, как и когнитивные, тоже подлежат рациональному обсуждению и обоснованию. Эту точку зрения обосновывают К.-О. Апель, Дж. Роллз, Ю. Хабермас, Р. Хеар и многие другие. Поэтому рациональность в расширенном смысле совмещает как обсуждение познавательных вопросов, так; и их этического контекста. Этические нормы не только регулируют применение научных результатов, но и содержатся в самой научной деятельности.
Ф имеет свой аспект в этой области: * разрабатывает методологию и мировоззренческие аспекты проблем; * исследует научные и соц. пути их решения; * концентрирует внимание на их гуманистич. аспектах. Особенности глобальных проблем: 1) планетарный, общемировой хар-р, затрагивают интересы всех народов мира (здесь важное словосочетание «судьба человечества», под которым подразумеваются перспективы будущего развития мира); 2) угрожают деградацией и гибелью всему челов-ву; 3) нуждаются в неотложных и эффективных решениях; 4) требуют коллективных усилий всех гос-в, совместных действий народов (не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран, требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества); 5) тесно связаны одна с др., => их так трудно систематизировать. Основные глобальные проблемы: 1 группа: проблемы полит. и соц.-экон. хар-ра: 1) Предотвращение термоядерной катастрофы, новых мировых войн, борьба с международным терроризмом. угроза термояд. катастрофы. при взрыве нескольких ядерных зарядов разовьется состояние («ядерная зима»), когда тучи пыли и дыма закроют Солнце, резко нарушив тепловой баланс планеты, что приведет к гибели биосферы. Сегодня ядерного оружия накоплено столько, что его взрывная сила в несколько тысяч раз превышает мощь боеприпасов, использованных во всех войнах, которые велись прежде. Последствия облучения развиваются не сразу, а отражаются на будущих поколениях. ВОЙНЫ. Технологии ведения войн эволюционируют в сторону все большего уничтожения мирного населения. терроризм. Наряду с известными формами терроризма появились новые, основанные на использовании ядерных, химич., бактериологич. мат-лов, отмечены факты воздействия на компьютерные системы управления военными действиями, попытка использования в террористических целях космической техники. 2) Преодоление отсталости слаборазвитых стран. Отсталость – рез-т пересечения, теснейшего взаимодействия всех глобальных проблем. Подавляющее б-во населения развивающихся стран не имеет нормальных условий жизни. Экономика этих стран сильно отстает от уровня пр-ва развитых стран, и сократить разрыв пока не удается. Очень тяжелая ситуация в с/х. Остра и жилищная проблема: 3/4 населения развивающихся стран живут фактически в антисанитарных условиях. Полит. нестабильность, обусловленная низким уровнем экономич. развития, постоянно создает опасность возникновения в этих регионах военных конфликтов. Бедность и низкий уровень к-ры с неизбежностью влекут за собой неконтролируемый рост населения. Для того чтобы покончить с отсталостью, необходимо совершить преобразования во всем мире: * установить новый мировой экономич. порядок; * устранить все формы неравноправия народов мира; * утвердить такую систему обществ. отношений м-ду странами и в пределах каждой страны, которая предоставила бы реальные возможности для решения глобальных проблем. 3) Нормальное функционирование мирового хоз-ва. 2 группа: Проблемы природно-экономич. хар-ра: 1) Экологич. проблемы. По своим масштабам условно м.б. разделены на: * локальные (завод, сбрасывающий без очистки в реку свои промстоки, вредные для здоровья людей и окруж. среды. Это – нарушение закона, и органы охраны природы должны под угрозой закрытия заставить его строить очистные сооружения); * региональные (Кузбасс – почти замкнутая в горах котловина, заполненная газами коксовых печей и дымом металлургич. гиганта, об улавливании которых при стр-ве завода никто не думал. Для решения таких проблем нужны научные исследования); * глобальные (когда проблема достигает планетарных масштабов, и для её разрешения необходим уже целый комплекс научных исследований). Все они требуют для своего решения неодинаковых ср-в и различных по хар-ру научных разработок. резкое потепление климата. Почему? 1) это – рез-т сжигания огромной массы органич. топлива и выделение в атмосферу больших кол-в углекислого газа, который затрудняет отдачу тепла от поверхности Земли. 2) усиление солнечной активности. проблема озонового слоя. С 1982 г. над Антарктидой регистрируется озоновая «дыра» меняющихся форм и размеров. Позднее такая же «дыра» обнаружена над Канадским арктическим архипелагом, над Шпицбергеном, в разных местах Евразии. Почему? 1) Много озона уничтожается ракетными двигателями современных самолетов, при запусках космических кораблей. расширение опустынивания: падение и полное уничтожение биологич. потенциала Земли приведет к условиям, аналогичным условиям естественной пустыни. загрязнение воды: вредные выбросы в атмосферу в конце концов оказываются в воде, а территории городских свалок твердых отходов после каждого дождя и снеготаяния вкладывают свою лепту в загрязнение поверхностных и подземных вод. Чистая вода становится дефицитом. 2) Сырьевая проблема. Природные ресурсы исчерпаемы. По мере развития экономич. деят-ти все большее число природных ресурсов переходит из категории возобновимых в категорию невозобновимых. Для запасов отдельных эл-тов, минералов, горных пород, сущ-ет свой предел истощения (полное исчерпание запасов, либо ограничение, связанное с экологич. безопасностью, либо невозможность для об-ва платить за данный ресурс слишком высокую цену). 3) Проблемы Мирового океана. Мировой океан – 97% всей воды на планете. Источники загрязнения: ртуть, нефть, неподдающиеся разложению синтетические моющие ср-ва, затопление боеприпасов с отравляющими в-вами, катастрофы танкеров и атомных подлодок, захоронения радиоактивных отходов. 4) Энергетическая проблема. 5) Продовольственная проблема. 3 группа: Проблемы соц. хар-ра: 1) Демографическая проблема. 90% прироста населения приходится на развивающиеся страны. Прямая связь между нищетой и демографич. взрывом видна в глобальных, континентальных и региональных масштабах. Африка (континент, находящийся в самом тяжелом, кризисном эколого-экономич. состоянии) имеет наибольшие в мире темпы роста населения, и они там пока не снижаются. Замыкается порочный круг: нищета – быстрый рост населения – деградация природных систем жизнеобеспечения. Безработица в развивающихся странах: нищета усиливает стимулы иметь больше детей, потому что дети – важная часть семейной рабочей силы. 2) Кризис к-ры и нравственности. Массовое бескультурье – причина многих бед. Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия – злая поросль на почве бездуховности. В рез-те усвоения культ. ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности и регулирование её поведения. 3) Охрана здоровья. Как уберечь своего ребенка от наркотиков? Мощными факторами, толкающими к наркотикам или удерживающими от них, являются соц. среда и семья. Алкоголизм – не только проблема взрослых, но уже и подростковая проблема. Развитию алкоголизма у подростков способствует комплекс соц.-бытовых условий и отношение к алкоголю родителей. СПИД представляет собой беспрецедентную угрозу для существования челов-ва. Пока не известно ни одного официально зарегистрированного случая исцеления. 4) Проблема межнациональных отношений. 5) Дефицит демократии. 6) Проблемы урбанизации. Попытки решения: 1) Демографический переход – исторически быстрое снижение рождаемости и смертности, в рез-те чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений. Этот процесс – часть перехода от традиционного об-ва (для которого хар-на высокая рождаемость и высокая смертность) к современному. 2) Ядерное разоружение – сокращение арсеналов ядерного оружия, его носителей и ср-в доставки и пр-ва. 3) Энергосбережение – реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических, экономич. мер, направленных на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии. 4) Монреальский протокол по в-вам, разрушающим озоновый слой – международный договор, разработанный с целью защиты озонового слоя с пом-ю снятия с пр-ва некоторых химич. в-в, которые ответственны в истощении озонового слоя. 5) Киотский протокол – международный документ, принятый в Киото (Япония) в 1997 г. Он обязывает страны сократить или стабилизировать выбросы парников
|