Становление философии. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Особенности философского знания
Скачать 262.28 Kb.
|
Возникновение древнегреческой философии. Досократики.. В античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются над угрозой. Она формируется в тот период (VII в. до н.э.), когда прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворить мировоззренческие запросы. Кризис мировоззренческого сознания был вызван рядом причин. Главную роль сыграло экономическое развитие Греции: регулирование торговли и судоходства. Не самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие неизвестных прежде обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Это вело к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.Социально-экономические изменения требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип самоопределения не через привычку и традицию, а через разум. С одной стороны, философия выступает как критика традиции, а с другой – пытается найти фундамент, на котором можно было бы возвести новый тип культуры. Спецификой греческой философии является стремление понять сущность мира в целом. Направления интересов определялись характером мифологии. Миф повествовал о том, кто все сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло. Философия мыслится как наука о причинах или наука о причинах и началах всего сущего. Для ранних натур философов характерна особого рода стихийная диалектика: они рассматривали космос как непрерывное неменяющееся целое. К наиболее известным ранним филос. школамДр.Гр. относится и милетская школа. Хар-ные черты досократических филос. школ: * ярко выраженный космоцентризм; * повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окруж. природы; * поиск первоначала, породившего все сущее; * гилозоизм (одушевление неживой природы); * недискуссионный хар-р филос. учений. Милетская школа существовала в Др.Гр. в 6 в. до н.э. и получила свое наименование от названия города Милета, где она была основана. Представители – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы: * выступали с материалистич. позиций; * занимались не только Ф, но и др. науками – точными и естественными; * пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название – школа «физиков»); * искали первоначало – субстанцию, из которой возник окруж. мир. ФАЛЕС (≈ 640 – 560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов: * первоначалом всего сущего считал воду («архэ»); * представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; * считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (т.е. был гилозоистом – одушевлял все сущее); * допускал наличие множ-ва богов; * считал центром вселенной Землю; * точно определил продолжительность года – 365 дней; * сделал ряд математич. открытий (теорема Фалеса). АНАКСИМАНДР (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса: * первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится; * вывел закон сохранения материи (открыл атомарное строение в-ва): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ эл-ты («атомы») остаются и в рез-те новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы; * первым выдвинул идею о происхождении чела в рез-те эволюции от других животных (предвосхитил учение Дарвина). АНАКСИМЕН (546 – 526 гг. до н.э.) - ученик Анаксимандра: * первопричиной всего сущего считал воздух; * выдвинул идею о том, что все в-ва на Земле – рез-т различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем – в почву, камень); * проводил параллели между душой чела («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»; * отождествлял божества с силами природы и небесными светилами. .Элейская школа. Основатель – Ксенофан. Впервые в кач-ве первоосновы берется неконкретное: не в-во, а начало (бытие). Парменид – разделял мир на истинный (бытие – неизменно) и неистинный (мир конкретных вещей – постоянно изменяются). Зенон: движение логически невозможно; разделял чувственное (противоречивое) и рациональное (истинное) познание. Школа атомизма. Демокрит – родоначальник атомистической концепции. Атом – наименьшая частица бытия, неделима, вечна, неизменна. Из атомов состоит и душа. 2 вида познания: темное (с помощью чувств) и светлое (мышление). Результат познавательного процесса – истина. Школа пифагорейцев. Основатель – Пифагор. Первооснова мира – число, владеет вещами, моральными и духовными кач-вами, создает космический порядок, это праобраз энергии. В основе всего – единица (монада): Бог, мужское начало, зачаточный разум, причина истины; в геометрии – точка. Диада – неравенство, раздвоение, символ войны, женское начало; линия. Столкновение монады и диады – триада (равновесие) – священное число, треугольник. Тетраэдр – закладывает основы мира. Мы живем по правилам чисел. Пифагор первым употребил понятия «философ», «философия». Создал учение о душе. К наиболее известным ранним филос. школамДр.Гр. относится и школа Гераклита Эфесского. Гераклит из Эфеса (≈ 530 – 470 гг. до н.э.) - крупный дргреч философ-материалист, основатель филос. направления (первоначально принадлежал к логической школе):первоначалом всего сущего считал огонь; * вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное филос. открытие Гераклита); * считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («В одну и ту же реку нельзя войти дважды»); * был сторонником круговорота в-в в природе и цикличности истории; * признавал относительность окружающего мира («Морская вода грязная для чела, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок чела м.б. и хорошим, и плохим); * всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум; * выступал за материальность человеческой и мировой души; * был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности; * движущей силой всех процессов считал борьбу: «Война (борьба) есть отец всему и мать всему».Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Разум правит всем через все. При этом объективная ценность человеческого разума определяется степенью его адекватности Логосу, т.е. общему миропорядку. Гераклита считают ярким представителем религиозного движения своего времени. Он разделял идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни. Элеаты – представители элейской филос. школы, существ. в 6 – 5 вв. до н.э. в дргреч. полисе Элея. Наиболее известные философы данной школы – Ксенофан (основатель), Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский. Учение элеатов направлено на разделение чувственного познания изменяющихся вещей и интеллектуального познания, имеющего особый неизменный предмет (именуемый им бытием). Открытие этого предмета создает возможность для существования философского и вообще точного, доказательного знания. Элеаты ввели в Ф наиболее общие понятия (бытие, небытие, движение). Логические парадоксы Зенона выявляют противоречивость, свойственную самому человеческому познанию, и привлекают к себе внимание логиков и философов по сей день. Парменид: * бытие не рождено; * оно существует в настоящем, ведь прошлое то, чего нет, а будущее то, чего еще нет; * оно неделимо и однородно; * оно имеет границу; * оно имеет форму шара, т.к. везде равно себе, и нигде его ни больше, ни меньше. Мелисс Самосский. Выступил на защиту учения о неподвижном бытии: * сущее существует вечно; * сущее бесконечно, ведь у него нет начала, из которого оно возникло, и нет конца; * раз оно бесконечно, то только одно; * раз оно одно, то оно всюду одинаково; * раз оно вечно, бесконечно и всюду одинаково, то оно д.б. неподвижным; * такое сущее не ведает страданий, болезней и не терпит какого-либо ущерба, иначе, если бы оно утратило хоть волосок, то за бесконечное количество времени исчезло полностью. ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (≈ 490 – 430 гг. до н.э.) - философ и полит. деятель, любимый ученик и последователь Парменида. Развивал логику как диалектику. Зенон использовал доказательство от противного. Он показывает, что принятие существования движения и множ-ва наталкивается на неразрешимые трудности – апории. Такой способ рассуждения был очень необычен для его современников, и он потому прозвали Зенона «двуязычным». Зенон придумал более 40 апорий, из которых наиболее известны: «Летящая стрела»: Мы видим, что стрела летит. Но когда она летит? В любой момент времени, «теперь» стрела оказывается в некотором месте, равном ей самой, т.е. покоится. Но как из множ-ва моментов покоя может составиться движение? Зенону принадлежат апории направленные, против допущения против множества. Мы можем разделить единое на несколько частей. Но в таком случае, мы можем разделить и каждую часть на еще более мелкие части и так можно продолжать до бесконечности. Но т.о. мы получим бесконечное множ-во бесконечно малых частей. Но из бесконечного множ-ва бесконечно малых частей не может получиться определенная конечная величина. Следовательно, допущение делимости приводит к абсурду.
Основное содержание сократовских рассуждений посвящено проблемам морали: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость. Философия, с точки зрения Сократа – это есть подлинный способ познания добра и зла. Это познание Сократ осуществляет в процессе своих бесед. В них Сократ исходит из фактов частной жизни, из конкретных явлений окружающей действительности. Он сравнивает отдельные моральные поступки, выделяет в них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить предшествующие их объяснению противоречивые моменты и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе вычленения каких-то существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия о добре, зле, справедливости, красоте и т.д. Целью критической работы ума, по Сократу, должно быть получение понятия, основанного на строго научном определении предмета. Сократ учил, что философия – любовь к мудрости, любовь к знанию – может рассматриваться как нравственная деятельность в том случае, если знание само по себе есть добро. И это положение является движущей силой всей его деятельности. Сократ верил, что если человек знает что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Нравственное зло идет от незнания, значит знание это источник нравственного совершенства. Истина и нравственность, для Сократа – совпадающие понятия. Можно утверждать, что существует истинная нравственность. По Сократу, знание того, что такое хорошо, а вместе с тем, что полезно человеку, способствует его блаженству, его жизненному счастью. Сократ назвал три основных человеческих добродетели: 1) умеренность (знание как обуздывать страсть); 2) храбрость (знание как преодолевать опасности); 3) справедливость (знание как соблюдать законы божественные и человеческие). Таким образом Сократ пытался найти в сознании, мышлении твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей общественной жизни, в том числе и государства. Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Мир идей - божественное царство, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, она вспоминает о мире идей. Бытие содержит в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. В космогоническом учении Платон утверждает, что последними элементами всех вещей является неделимые треугольники или геометрические бестелесные атомы. Теория познания Платона опирается на его учение о душе. Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по Платону, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не зависимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие пораждает лишь мнения о вещах. Учение о государстве Душа состоит из 3 частей: разумной, которая создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, которые создаются низшими богами. Платон сравнивает человеческую душу с колесницей, в которую запряжены белый и черный кони (благородное и низменное начало в человеке), управляемые возничим (разумом). Когда возничему удается смирить низменное начало, душа может подняться и вместе с богами созерцать подлинное бытие. Победа разумной части над страстями и вожделениями возможна при соответствующем воспитании. Т.к. люди не могут личными усилиями приблизится к совершенству то необходимо государство и законы. Государство основано на разделении труда между разрядами свободных граждан. В учении о делении граждан на разряды Платон руководствуется своей классификацией частей души. Частная собственность и семья - подрывают условия общества. Поэтому Платон разработал план общежития, основанного на устранении - личной собственности, а также учение об общности женщин и государственном воспитании детей. Обладатели души разумной – это мудрецы и философы, которые должны управлять государством; страстные души – это воины, которые должны государство охранять; вожделенные души принадлежат крестьянам, ремесленникам, торговцам (их поведение следует регулировать для соблюдения благоразумности в обществе). Все это называлось идеальным государством. В зависимости от преобладающего в нем начала государство может быть правильным (монархия и аристократия) или неправильным (тимократия, олигархия, демократия, тирания). Учение о материи и форме Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.). Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум — перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. Учение о человеке и душе Аристотель дал анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщенному представлению; от мнения через понятие — к знанию, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле. Душа различает и познает сущее, но она «немало времени проводит в ошибках» — «добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях безусловно труднее всего». Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна. Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта — в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики. Этика. Высшее благо человека определяется Аристотелем как счастье. Счастье состоит в деятельности души по осуществлению своей добродетели - чем выше уровень добродетели, тем выше достигаемый уровень счастья. Добродетель не даётся от природы. От природы нам дана возможность приобрести её. Человеческая душа делится на неразумную и разумную части. Разумная часть распадается на рассудок и разум, иначе на разум практический и разум теоретический. Неразумная часть – на растительную (растущую) и стремящуюся (воля), страстную, аффективную. У собственно разумной души имеются интеллектуальные добродетели: мудрость, разумность, благоразумие. Страстная часть души и практический разум берутся Аристотелем в единстве. Их добродетели – добродетели нрава и поведения названы этическими. При этом этические добродетели представляют собой не крайности, а середину между двумя пороками. Интеллектуальные добродетели приобретаются путем обучения, этические – путём воспитания. “Каждый – виновник собственного характера”. У этически добродетельного человека страстная часть души повинуется практическому разуму, он в гармонии с самим собой и не знает укоров совести. У порочных людей одна часть души влечёт в одну сторону, другая – в другую, в их душах нет гармонии, их гнетёт раскаяние. (Сказать о христианстве). |