Главная страница

Становление философии. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Особенности философского знания


Скачать 262.28 Kb.
НазваниеСтановление философии. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Особенности философского знания
Анкорshpora_filosofia.docx
Дата09.02.2017
Размер262.28 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаshpora_filosofia.docx
ТипДокументы
#2494
страница5 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и чела с материалистич. и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Представители: Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Утопическо-социалистич. (коммунистич.) направление начало формироваться еще в сер. 18 в., но особое распространение получило во время ВФР 1789 - 1794 гг. и после ее завершения. Представители: Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон. Основной интерес сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального об-ва, основанного на равенстве и соц. справедливости.

Хар-ные черты:

1) Цель философа – распространять научные знания среди людей. 2) Создание концепции прогресса (движения вперед). 3) Признание науки основным способом достижения благосостояния чела. 4) Цель чела – достижение благосостояния при жизни, а не богатство после смерти. 5) Признание разумности каждого чела независимо от состояния, соц. статуса и пола. 6) Религия – основное препятствие распространению и развитию науки (б-во научных открытий резко противоречит христианским догмам). 7) Научное знание способствует моральному совершенствованию чела.

Согласно философии Просвещения, разум не дает вечных и общеобязательных истин. Разум — возможность истины, а не обязательная способность постижения всех тайн бытия. Разум — основа деятельности, помогает установить связь между различными событиями и фактами. Таким образом, основным свойством человеческого разума является готовность и способность искать истину.

Принципиально важно, что, возвышая разум, философы Просвещения ставили его в зависимость от опыта; в конечном итоге он контролируется опытом и потому не всемогущ.

Философская система Ж.-Ж. Руссо сложна и многозначна.

Преобладание дуалистических взглядов, так как Руссо допускал существование в мире двух начал - духа и материи.

Одной из главных проблем, которые исследует Руссо, является проблема человека, его истинной сущности.

Одним из центральных вопросов в проблеме свободы человека и социальных взаимоотношений Руссо считает вопрос о происхождении неравенства. Появление собственности заставляет человека расставаться со своей свободой. Неравенство людей - продукт целого ряда переворотов, преобразовавших человеческую природу.

Философ различает природное и социальное неравенство: природа создает людей различными, но не эти различия обуславливают социальное неравенство - его причиной является частная собственность.

Руссо видит три причины неравенства: во-первых, это неравенство общественное; во-вторых, оно возникло исторически; в-третьих, оно связано с появлением частной собственности. Частная собственность возникает при переходе человечества от естественного состояния к общественному, т.е. является продуктом цивилизации.

Общественный договор предполагает свободное вступление в договорные отношения, равенство всех отдельных лиц и принятие ими основных законов, которые выражали бы общие интересы.

  1. Немецкая классическая философия (И.Кант, Г.В.Ф. Гегель, Л.Фейербах).

Основопол. нем. классич. идеализма – И.Кант (1724-1804) – философ, профессор Кенигсберского универа.

Все его тв-во м. разделить на 2 периода: 1) докритический (до н. 70-х гг. 18 в.): филос. интерес Канта направлен на проблемы естествознания и природы; 2) критический (н. 70-х гг. 18 в. - до 1804 г.): интерес сместился на вопросы деят-ти разума, познания, логики, этики, социальной Ф. Наименование период получил в связи с названием вышедших в то время 3 пр-ний Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

ДОКРИТИЧ.ПЕРИОД: исследует проблемы бытия, природы, естествознания. Новаторство – Кант был одним из 1-х философов, который большое внимание уделил проблеме развития. Его филос. выводы б. революционными: * Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в рез-те вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц; * природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна; * природа находится в постоянном изменении и развитии; * движение и покой относительны; * все живое на земле, в т.ч. и чел, - рез-т естеств. биологич. эволюции.

КРИТИЧ.ПЕРИОД: проблема познания. Отстаивает идею агностицизма – невозможности познания окруж. действит-ти. Выдвигает гипотезу, согласно кот. причина трудностей при познании – не окруж. действит-ть – объект, а субъект познавательной деят-ти – чел, его разум. Познават. возм-ти (способности) чел. разума ограничены (т.е. разум не может всего). Как только разум чела пытается выйти за собственные возм-ти познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные 4 противоречия Кант назвал антиномиями: 1) ограниченность пространства – мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве ↔ не имеет начала во времени и безграничен; 2) простое и сложное – сущ-ют только простые эл-ты и то, что состоит из простых ↔ в мире нет ничего простого; 3) свобода и причинность – сущ-ет не только причинность по законам природы, но и свобода ↔ свободы нет, всё в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы; 4) наличие Бога – Бог есть ↔ Бога нет. С помощью разума можно логически доказать одновременно оба ↔ положения антиномий, => разум заходит в тупик.

Кант классифицирует знание как рез-т познавательной деят-ти и выделяет 3 понятия, хар-ющих знание: 1) апостериорное знание – знание, кот. получает чел в рез-те опыта. Оно м.б. только предположительным, но не достоверным, т.к. каждое утверждение необходимо проверять на практике (чел знает, что все лебеди белые, но иногда в природе могут встретиться и черные); 2) априорное знание – доопытное, т.е. то, которое сущ-ет в разуме изначально и не требует никакого опытного доказ-ва (все тела имеют массу). Только такое знание абсолютно достоверно и надежно; 3) «вещь в себе» - внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

Само чел. сознание (чистый разум) по Канту, имеет свою структуру: 1) чувственность – 1-й уровень сознания. Формы ч-сти – пространство, время. Благодаря ч-сти сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени. 2) рассудок - 2-й уровень сознания. Формы рассудка - категории (кол-во, кач-во, возм-ть, необходимость) – предельно общие понятия, с пом-ю кот. происх. дальнейшее осмысление и систематизация первонач. ощущений, размещенных в пространстве и времени. 3) разум – высший уровень сознания. Формы разума – окончат. высшие идеи (идея Бога; идея души; идея сущности мира).

Кантом выдвинуто учение о категориях – предельно общих понятиях, с пом-ю кот. м. описать и к кот. м. свести всё сущее. Таких категорий 12, они делятся на 4 класса: 1) класс кол-ва: категории единства, множества, цельности; 2) класс кач-ва: категории реальности, отрицания, ограничения; 3) класс отношения: категории присущности и самостоятельности; причины и следствия; взаимодействия; 4) класс модальности: категории возможности и невозможности, существования и несуществования, необходимости и случайности. 1-е две категории каждого класса – ↔ хар-ки св-ва класса, третьи – их синтез.

Историч. значение Ф Канта: * дал основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы; * выдвинул идею о наличии границ познават. спос-ти разума чела (антиномии, «вещи в себе»); * вывел 12 категорий – предельно общих понятий, составляющих каркас мышления; * сформулировал категорический императив – моральный закон; * выдвинул идею демократии и правового порядка; * осуждал войны, предсказал «вечный мир» в будущем, основанный на экономич. невыгодности войн и их правовом запрете.

Выделяет «практический разум» - нравственность. Главные вопросы «Критики практического разума: * Какой д.б. мораль? * Что есть моральное (нравственное) поведение чела? Приходит к выводам: * чистая нравственность – признанное всеми добродетельное обществ. сознание, кот. отдельный индивид воспринимает как свое собственное; * м-ду чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) сущ-ет сильное противоречие; * мораль, поведение чела д.б. независимы от всяких внешних условий и д. подчиняться только моральному закону.

Кант сформул. моральный закон = категорический императив. Он носит высший и безусловный хар-р: «ПОСТУПАЙ ТАК, ЧТОБЫ МАКСИМА ТВОЕГО ПОСТУПКА М.Б. ПРИНЦИПОМ ВСЕОБЩЕГО ЗАКОНОДАТ-ВА». В наст. время моральный закон понимается т.о.: * чел д. действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; * чел д. относиться к др. челу только как к цели, а не как к ср-ву.

В своей третьей книге «Критика способности суждения» Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности: * целес-ти в эстетике (чел наделен спос-тями, которые д. максимально успешно исп-ть в разл. сферах жизни и к-ры); * целес-ти в природе (всё в природе имеет свой смысл – в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии); * целес-ти духа (наличие Бога).

Соц.-полит. взгляды:

* считал, что чел наделен изначально злой природой; * видел спасение чела в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону; * был сторонником распространения демократии и правового порядка (в каждом отдельном об-ве; в отношениях м-ду гос-вами и народами); * осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление челов-ва; * считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» - войны будут либо запрещены правом, либо станут экономич. невыгодными.

Основная заслуга Гегеля перед Ф – им были выдвинуты и подробно разработаны: * теория объективного идеализма (стержневое понятие кот. – абсолютная идея = Мировой дух); * диалектика как всеобщий филос. метод.

Важнейшие филос. труды: «Феноменология духа», «Наука логики», «Ф права».

Гл. идея онтологии (учения о бытии) Гегеля – отождествление бытия и мышления. В рез-те этого Гегель выводит особое филос. понятие – абсолютная идея – это: * единственно существующая подлинная реальность; * первопричина всего окруж. мира, его предметов и явлений; * Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Еще одно ключевое онтологическое понятие Ф Гегеля – отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде: * окруж. мира; * природы; * чела; * затем (после отчуждения ч-з мышление и деят-ть чела) закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: т.е. происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух – отчуждение – окруж. мир и чел – мышление и деят-ть чела – реализация духом самого себя ч-з мышление и деят-ть чела – возвращение Абсолютного духа к самому себе. отчуждение включает: - творение материи из воздуха; - сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (челом): через человеч. деят-ть Мировой дух опредмечивает себя; - искажение, неправильное понимание челом окруж. мира.

Чел в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он – носитель абсолютной идеи. Сознание каждого чела – частица Мирового духа. Именно в челе абстрактный и безличный Мировой дух приобретает волю, личность, хар-р, индивидуальность. Т.о., чел есть «конечный дух» Мирового духа.

Через чела Мировой дух: * проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; * целенаправленно и закономерно движется (действия, поступки чела, ход истории); * познает себя через познават. деят-ть чела; * творит (в виде рез-тов матер. и духовн. к-ры, созданной челом).

Соц.-полит. взгляды Гегеля:

* гос-во – форма существования Бога в мире (по своей силе и «возможностям» воплощенный Бог); * общие интересы выше частных, и отдельный чел, его интересы м.б. принесены в жертву общему благу; * богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться; * противоречия, конфликты в об-ве – не зло, а благо, двигатель прогресса; * противоречия и конфликты м-ду госу-вами, войны – двигатель прогресса во всемирно-историч. масштабе; * «вечный мир» приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации.

Один из важнейших филос. выводов Гегеля о бытии и сознании: противоречия м-ду бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие – сознанием. Всё разумное действительно, а всё действительное разумно.

Важнейшие филос. труды: «Феноменология духа», «Наука логики», «Ф права».

Историч. заслуга Гегеля перед Ф: им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю, - основополагающ. закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики: * всё (Мировой дух, «конечный дух» - чел, предметы и явления окруж. мира, процессы) содержит в себе ↔ начала (день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир); * данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению др. к др., но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют; * единство и борьба ↔ - основа развития и существования всего в мире (т.е. основа всеобщего сущ-ния и развития).

Развитие происх. от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: 1) сущ-ет определ. тезис (утверждение, форма бытия); 2) данному тезису всегда находится антитезис – его ↔; 3) в рез-те взаимодействия 2 ↔ тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития; 4) данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в рез-те синтеза ↔ тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня. В кач-ве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (т.е. то, что существует). Его антитезис – «небытие» («абсолютное ничто»). Бытие и небытие дают синтез – «становление», который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии по указанной схеме

Природу (окруж. мир) Гегель понимает как инобытие идеи (т.е. антитезис идеи, другую форму существования идеи).

Дух, по Гегелю, имеет 3 разновидности:

1) субъективный дух – душа, сознание отдельного чела (т.н. «дух для себя»);

2) объективный дух – следующая ступень духа, «дух об-ва в целом». Выражением объектов нового духа является право – данный свыше, изначально существующий как идея порядок взаимоотнош. м-ду людьми. Право – реализованная идея свободы. Другим выражением объективного духа являются нравственность, гражданское об-во, гос-во;

3) абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются: иск-во, религия, Ф. Иск-во – непосредств. отображение чело абсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, «увидеть» и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами иск-ва. Религия – антитезис иск-ва. Искусство – абсолютная идея, «увиденная» гениальными людьми, а религия – абсолютная идея, открытая челу Богом в виде откровения. Ф – синтез иск-ва и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми – философами. Ф – полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя, соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание. Согласно Гегелю предмет Фд.б. шире, чем это традиционно принято, и д. включать в себя: Ф природы, антропологию, психологию, логику, Ф гос-ва, Ф гражд. об-ва, Ф права, Ф истории, диалектику (кк истину всеобщих законов и принципов)

История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Т.к. Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания челом всё большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю челов-ва на 3 больших эры: Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая): период истории, когда в об-ве осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один чел – фараон, китайский император, а все остальные являются его рабами и слугами. Антично-средневековая эра – период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава гос-ва, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), но основная масса подавлена и несвободна, зависит от «верхушки» и служит ей. Германская эра – современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.

Ф Людвига Фейербаха (1804-1872) считается завершающим этапом нем. классич. Ф и началом материалистич. эпохи в нем. и миров. Ф.

Гл. направление Ф Фейербаха – критика нем. классич. идеализма и обоснование материализма.

Материализм как направление Ф возник задолго до Фейербаха (Др.Греция – Демокрит и Эпикур; Англия нового времени – Бэкон, Локк; Франция – просветители-материалисты), но эти материалистич. филос. школы б. внутр. нац. явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс м-ду материалистич. идеями и существованием Бога.

Ф Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами кот. были: * полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния; * попытка объяснить Бога и религию с материалистич. точки зрения, исходя из человеч. природы; * материалистич., с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окруж. мира и чела; * большой интерес к соц.-полит. вопросам; * убеждение в познаваемости окруж. мира.

Ф Фейербаха стала водоразделом м-ду нем. классич. Ф и нем. материализмом 19 в., предтечей марксизма.

Ранний период Ф Фейербаха хар-рен критикой идеалистич. Ф (особенно Гегеля). Фейербах: * отвергает идею тождества бытия и мышления; * не признает наличия абсолютной идеи – самостоятельной субстанции и превопричины материального мира; * логически доказывает невозможность превращения абсолютной идеи в материальный мир – окруж. мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея – лишь догадка разума, выдумка Гегеля; * не признает единства Ф и религии; * отвергает диалектику (ошибка Фейербаха). Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.

В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть: * единственно существующими реальностями являются природа и чел; * чел является частью природы; * чел есть единство материального и духовного; * чел д. стать главным интересом философии; * идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания чела; * Бога как отдельной и самостоятельной реальности не сущ-ет; Бог – плод воображения чела; * природа (материя) вечна и бесконечна, никем несотворима и никем неуничтожима; * всё, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.

Особое место в Ф Фейербаха занимает проблема Бога. Фейербах: * выступает с атеистических позиций; * тесно увязывает проблему Бога с антропологией. Основные положения атеистическо-антропологической теории Фейербаха: * Бога как самостоятельной реальности нет; * Бог – порождение сознания чела; * религия – глубоко разработанная мифологически-фантастич. идеология и не имеет ничего общего с реальностью; * распространение религии стало возможным благодаря невежеству чела, его тяжелым жизненным условиям; * корни религии – в чувстве бессилия чела перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности; * мысль о Боге как сверхсильном разумном существе утешает чела, притупляет его страх и аффекты; * Бог – идеальный образ чела, созданный челом, это то, чем хотел бы себя видеть чел; * Бог в действительности не является творцом, Он – творение чела, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) – человек.

Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология). Согласно Фейербаху окруж. мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Но безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции чела, накопления опыта, роста НТП. Суть данной идеи философ выразил словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки». Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом.

Соц.-полит. взгляды Фейербаха обусловлены его антропологич. Ф-ей. Суть взглядов: * чел – уникальное биологич. сущ-во, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями; * полнокровная реализация челом своего «Я» возможна только во взаимодействии с «Ты» (т.е. др. людьми) – чел. м. жить только в об-ве; * основа связей м-ду людьми в об-ве, стержень об-ва – религия; * данная религия д.б. основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо (в Бога), а на иных принципах; * необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство) и заменить ее религией любви людей др. к др. и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе чела; * смыслом жизни чела д. стать стремление к счастью.

  1. Марксистская философия. Диалектический материализм и теория общественно-экономической формации.

Марксистская Ф б. создана совместно К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) во 2-й пол. 19 в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с Ф включает в себя экономику (политэкономию) и соц.-полит. проблематику (научный коммунизм).

Предпосылки возникновения: * предшествующая материалистическая Ф (Демокрита, Эпикура, Бэкона, Гоббса, Локка, франц. просветителей 18 в., и особенно атеистическо-материалистич. Ф Фейербаха; * бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере пр-ва, механизация труда); * крушение идеалов Великой франц. рев. (свобода, равенство, братство, идеи франц. Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни; * нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (рев-я 1848-1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.); * кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги».

основные положения диалектического материализма: * основной вопрос Ф решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); * сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как св-во материи отражать саму себя; * материя находится в постоянном движении и развитии; * Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеч. фантазии для объяснения явлений, непонятных челов-ву, и дает челов-ву (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окруж. действит-ть; * материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; * важный фактор развития – практика – преобразование челом окруж. действит-ти и преобразование челом самого чела; * развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода кол-ва в кач-во, отрицания отрицания.

Гл. особенность марксистского направления соц. Ф – переход от идеалистического к материалистич. пониманию развития об-ва и в целом историч. процесса.

важнейший принцип марксистской социологии: сведение индивидуального к социальному. Этим был сделан 1-й решающий шаг к обнаружению и осмыслению объективной социальной основы деят-ти и поведения людей и к материалистич. пониманию истории. Следующий шаг: обоснование материальных побудительных сил деят-ти людей.

Маркс и Энгельс никогда не отрицали роли сознательных мотивов производственной, полит. и др. видов деят-ти людей. Они придавали большое значение этим мотивам. Намерения и цели людей, как система их внутренней мотивации, обусловлены объективными материальными факторами их обществ. жизни. ВЫВОД: идеальные побудительные силы (т.е. внутренние мотивы деят-ти людей) отнюдь не последние причины историч. событий. Поэтому важно исследовать, что кроется за этими идеальными побудительными силами. К таким материальным побудительным силам деят-ти людей Маркс и Энгельс относили материальные условия жизни об-ва и вытекающие из них материальные потребности и интересы социальных субъектов.

Одна из самых фундаментальных проблем – проблема взаимодействия обществ. бытия и обществ. сознания. Обществ. сознание людей истолковывается как отражение их обществ. бытия в ходе обществ. практики, различных видов их соц. деят-ти.

Важнейшим содержанием обществ. бытия людей является производство материальных благ, благодаря которому удовлетворяются их разнообразные материальные и др. потребности. Способ пр-ва матер. благ обусловливает развитие соц., полит. и духовной жизни об-ва. Он истолковывается как материальная основа существования и развития об-ва – системообразующее начало, связывающее воедино все проявления обществ. жизни. ВЫВОД: развитие об-ва в конечном счете определяется развитием способа пр-ва матер. благ, его объективными законами. В связи с этим развитие об-ва предстает как естественно-историч. процесс, подчиняющийся объективным законам развития обществ. пр-ва. Эти законы можно и нужно осознать, понять механизм их действия, но их нельзя отменить.

Осознав объективные законы развития об-ва, люди могут действовать с учетом данных законов и в соответствии с ними. Т.о. делается решающий шаг от стихийности к сознательности в развитии об-ва. ОЭФ, (или строй) — это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства.
Способ производства, лежащий в основе общественно-экономической формации, есть единство взаимодействия производительных сил и производственных отношений (отношений собственности на средства производства). На основе способа производства формируются надстроечные отношения (политические, юридические и идеологические институты общества), которые как бы закрепляют сложившиеся производственные отношения. Единство взаимодействия надстройки и способа производства и составляет ОЭф

По Марксу, человечество прошло 4 ОЭФ — первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую, а пятая — коммунистическая — должна наступить в будущем и является окончательной.

На начальном этапе истории труд малопродуктивен, поэтому все члены общества равны в своей бедности ("первобытный коммунизм"). На основе совершенствования орудий труда и общественного разделения труда повышается его производительность и появляется прибавочный продукт, а вместе с ним и борьба за его присвоение. Т.о. возникает классовая борьба за право собственности на орудия производства, в ходе которой возникает государство как орудие классового господства, а также и определённая идеология как духовное обоснование и закрепление привилегированного положения определённых социальных групп в обществе.

ОЭФ - идеальная модель исторического развития, в истории не существовало и не существует "чистых" общественно-экономических формаций, на любом этапе истории в обществе присутствуют как господствующие общественные отношения, характерные для господствующего способа производства, так и пережитки прошлого способа производства и зарождающиеся новые производственные отношения.

  1. Возникновение неклассической философии. С.Кьеркегор и А.Шопенгауэр.

В сер. 19 в. классич. Ф пришла к состоянию кризиса после высшей точки развития нем. класс. Ф.

Нем. классики (Кант, Гегель) выразили представление нем. классич. Ф о челе как разумном существе в идее чистого разума. Оторвав сознание от матер. мира и поставив его на вершину всего мироздания, нем. классики упустили из вида др. стороны человеч. жизни. Уже в Ф Феербаха наметился переход к пониманию чела как чувственного и телесного существа.

Т.о. сформировалась новая Ф – неклассич. Ф. Она охватывает период с сер. 19 в. по наст. время. У ее истоков – А.Шопенгауэр, Сёрен Кьеркегор, которые сформир. основной подход неклассич. Ф – иррационализм.

Особ-ти неклассич. Ф:

1) Б-во соврем. западн. школ в исследованиях чела обращаются ко внерациональным способам познания (воле, инстинктам, чувствам, эмоциям, вере). 2) Плюрализмсуществование множ-ва школ, часто ↔ по своей направленности. 3) Особое внимание к антропологич. и соц.-филос. проблематике. Тема бытия и познания отступает на 2-й план. 4) Отсутствие целостных всеохватывающих филос. систем. Каждая школа специализир. в узком круге вопросов.

Все эти особ-ти включали в себя новое отношение к науке, которая, начиная с 16 в., символизировала разум. Если в к.19 – н. 20 вв. еще главенствовало преклонение перед наукой (сциентизм – вера в безграничные возможности науки), то после мировых войн устоялось недоверие к возможностям науки, возвращение многих вненаучных форм познания (религия).

Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окруж. мира как целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития.

Основная идея И: окруж. мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется др. движущим силам (аффектам, воле).

Видный представитель И – Артур Шопенгауэр (1788-1860). В своем тв-ве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей Ф провозгласил волюнтаризм, согласно которому гл. движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля.

В книге «Мир как воля и представление» он выводит логический закон достаточного основания. Согласно данному закону истинная Ф д. исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания.

В свою очередь, представления делятся на объект и субъект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на 4 самостоятельных закона: 1) закон бытия – для пространства и времени; 2) закон причинности – для материального мира; 3) закон логического основания – для познания; 4) закон мотивации – для действий чела. Т.о., окруж. мир (представление объекта) сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.

Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание чела осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем: непосредственного познания, отвлеченного (рефлективного) познания, интуиции.

Центральное понятие Ф Шопенгауэраволя – абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять всё сущее и влиять на него. Это и высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Воля лежит в основе сознания, является всеобщей сущностью вещей.

По Шопенгауэру: * окруж. мир есть лишь мир представлений в сознании чела; * сущность мира, его вещей, явлений есть не «вещь в себе», а воля; * мир явлений и мир сущности являются миром представлений и миром воли; * точно так же, как воля чела определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений; * воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде «бессознательной», «дремлющей» воли; * окруж. мир по своей сущности есть реализация воли.

Шопенгауэр рассматривает и иные «насущные» филос. проблемы: челов. судьбы, свободы, необходимости, возможностей чела, счастья. В целом взгляд философа на эти проблемы носит пессимистич. хар-р. Несмотря на то, что в основу чела и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возм-ть чела господствовать над природой и над собственной судьбой. Судьба чела находится во всеобщем мировом хаосе вещей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного чела слабее совокупной воли окруж. мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеч. счастье.

Ф Шопенгауэра была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, но она сыграла большую роль в развитии неклассич. идеалистич. Ф (иррационализма, символизма, «Ф жизни») и позитивизма.

Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трёх стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или — или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к „Философским крохам“».

Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования:

  • эстетическая,

  • этическая,

  • религиозная.

В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель (Spidsborgeren), эстетик (Æstetikeren), этик (Etikeren), религиозный человек (den Religiøse).

Обыватель живёт так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он плывёт по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.

Эстетик знает, что у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины. Он не думает о чувстве долга и ответственности и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живёт сегодняшним днём и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно. Он чувствует, что его жизнь пуста.

Человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию тогда, когда его поступками руководит разум и чувство долга. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности. Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить её и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого. На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим.

В конце концов, человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье. Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен. Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог — совершенен, человек — нет.

Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека, одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу.

В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.

«Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью, не соответствующей ожиданиям человека. В своем сознании такой человек стремится подменить свое Я другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние, возникающее от нежелания быть самим собой, приводит к распаду самости. Отдельные эстетические удовольствия фрагментарны и не обладают единством. В результате Я «рассыпается в песок мгновений».

«Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. Такое желание — результат нравственных усилий этического человека. «Я» для такого человека — уже не совокупность случайных «эстетических» удовольствий, а результат свободного формирования своей личности. Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».

«Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночестваперед Богом. Истинная вера не является результатом усвоения религиозной традиции, она результат абсолютно свободного иответственного выбора в ситуации абсолютного одиночества.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта