Становление философии. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Особенности философского знания
Скачать 262.28 Kb.
|
Основные черты русской философии Всякая философия несет на себе печать национально-культурного своеобразия. Для абсолютного большинства русских философов характерен идеал цельности, рассмотрение в единстве всех духовных сил человека чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. Идеал цельности противопоставляется фрагментарности, расчлененности культуры индустриального общества. Но мир — это не просто целостность, а положительное единство (В. Соловьев). Чаще всего положительное единство понимается как приоритет религиозного опыта жизни. Философия сливается с религией, прежде всего с православием. Положительное единство понимается также как нравственность, оправдание абсолютного добра. Нравственность, понимаемая на уровне субъекта, при водит к этическому персонализму. Нравственность в общественном контексте приводит к принципу соборности. Соборность означает единство людей на основе их любви к Богу и следование строгой нравственности. Принцип соборности кладется в основу интерпретации политических и правовых воззрений. Принцип цельности в российской философии применительно к проблемам теории познания конкретизируется в сочетании чувственного, рационального и возвышенно-мистического . Часто основа познания понимается как интуиция, как постижение внешнего в его слиянии с внутренним, психическим. В вопросе об истинности отечественные философы часто стремятся соединить теоретический и нравственно-религиозный опыт. Истина сближается с праведностью, высокой духовностью. Космизм: идея мирового всеединства субъекта, человечества и физического космоса. По сути дела, концепция русского космизма является дальнейшей конкретизацией идеи всеединства, которая занимала умы и сердца Соловьева и Флоренского, Федорова и Циолковского, Вернадского и Чижевского. Русские космисты видят едва ли не основную задачу человека в «распространении совершенства» (Циолковский) по Вселенной.
Значительную роль и влияние в развитии мировой философии на рубеже XIX - XX вв. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д. Мережковского, Н. Бердяева, Вл. Соловьева, С. Булгакова и др. Русской религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской империи. В-третьих, философия в России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией и потому пальма первенства в этом, несомненно, принадлежит наиболее достойным ее представителям. Владимира Соловьев — выдающийся, истинно гениальный мыслитель России. Он обладал удивительной эрудицией вообще и прежде всего глубоким знанием мировых философских учений и критиковал такие их недостатки, как отвлеченность и односторонность: одни подчеркивали всеобщее и рационализм, а другие — эмпиризм, частное. И та, и другая крайности заводили философскую мысль в тупик, преграждая путь к адекватному осмыслению единого сущего. Он первым в России создал свою особую философскую систему. Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Именно Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все неисчислимое многообразие сущего скреплено божественным единством. Все материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мировой души. Таким образом, стержневым принципом философии Соловьева является философия положительного всеединства. Эти три начала — благо, истина и красота — составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь — силу, подрывающую корни эгоизма. Им была заложена основа собственно философского принципа всеединства — оригинального и глубоко продуманного принципа нашей философии, обогатившего сокровищницу мировой философской мысли. Реальный мир представал у Соловьева как самоопределение, или воплощение абсолютно сущего, — это тело Божие или материя Божества, субстанциональная премудрость Бога, проникнутая началом божественного единства, посредником между ними выступала София — Мудрость Божия. Разделяя, таким образом, общехристианский взгляд на природу как на творение Бога, Соловьев не мог признать его совершенным, но лишь идущим к совершенству. Эмпирический, материальный мир, в котором действуют временная и пространственная разорванность и механическая причинность, находится в хаотическом состоянии. Призванием человека, который является, по словам Соловьева, «центром всеобщего сознания природы», выступает его мессианская по отношению к природе роль — роль ее освободителя и спасителя. Именно человечество является посредником между божеством и природой. В его сознании уже содержится форма всеединства. Рассматривая проблему «человек и общество», Соловьев утверждал, что человек — вершина творения Бога. Общество есть расширенная личность, а личность — это сосредоточенное общество. Идеалы совершенного добра открывает христианство. Юридическое право не в состоянии это сделать: оно способно преградить путь для проявления лишь крайних форм зла. Требования добра необходимы в политике, экономике и вообще во всех сферах социума. Как центральная фигура во всей истории российской философской мысли (это утверждали и его современники), Соловьев оказал огромное влияние на целую плеяду русских мыслителей, которые в период распространения марксизма в России придерживались определенного религиозно-философского направления. Философия свободы и философия творчества Н. Бердяева Бердяев Николай (1874—1948) — религиозный философ и публицист. Преобладающее влияние на формирование зрелых убеждений Б. оказал Ф. М. Достоевский. Идея “становящегося Бога”, который не вечен и не всемогущ. До Бога был Ungrund — некая бездна, не имеющая основания, по Б., изначальная свобода “сама по себе”. Что касается всемогущества, то, по Б., Бог им не обладает: у любого полицейского больше власти. Бог не управляет миром, а открывается ему в свободном творчестве человека. Б. — философ религиозный, но далекий от ортодоксии, еретик. Впрочем, он себя называет иначе — “верующий вольнодумец”. Религиозная философия испокон веку была занята теодицеей (т.е. оправданием, обоснованием Бога), внимание Б. приковано к антроподицее — оправданию человека. Тема — эсхатология, “конец света”. Смысл любого творческого акта — не в накоплении культурного потенциала самого по себе, а в приближении “конца”, или, точнее, преображения мира. “Конец мира” должен обернуться не гибелью его, а восхождение на новую ступень, достичь которую призвано человечество своими усилиями, но по воле Господа. И еще одно обстоятельство: устремленность к крайнему, предельному. Б. мыслит национальными категориями: национальное единство, по его мнению, глубже, прочнее единства партий, классов и всех других преходящих исторических образований. Национальность мистична, таинственна, иррациональна, как и всякое индивидуальное бытие. А индивидуальность, личность для Б. главное. Между тем у человека есть более высокое предначертание: творческий труд, расширенный до космического размаха, имеющий мировые перспективы.
Бытие — предельно широкая философская категория для обозначения целостности и субстанциональности мира. В европейской культуре первые определения бытия возникли еще в Древней Греции. Понятие о целостности мира формировалось исподволь, его возникновению предшествовал целый ряд промежуточных понятий и концепций. Мыслители античности всесторонне и обстоятельно рассматривали различные альтернативы философских построений, опираясь на богатый духовный опыт предшествующего развития (мифология, религия, искусство). В результате возникла радикально новая установка в познании и понимании окружающего мира. Так, если греческие натурфилософы (ранний период) рассматривали действительность как многообразие постоянно изменяющихся предметов, явлений, процессов, то их последователи (первый среди них — Парменид) поставили вопрос о всеобщей и постоянной основе этих изменений, которая и была названа бытием. «Бытие» — производное от слов «быть», «есть», весьма распространенных во многих языках мира, имеет свое специфическое, собственное философское содержание и означает не просто существование каких-либо объектов окружающего мира, а того, что гарантирует это существование. Понятие бытия отвлекается от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов, кроме одного — быть существующими. Подобный подход задает миру целостность, делает его объектом специфического рассмотрения. Учение о бытии (онтология) — важный раздел философского знания. В основе понятия бытия лежит убежденность человека в том, что мир существует не только здесь и сейчас (этот фаю неоспоримо доказывается человеческим опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет самую общую структуру понятия бытия. Мы непоколебимо верим в то, что при всех потрясениях в природе и обществе мир является стабильным, постоянным, вечным. Этот мир и является истинным бытием, нашей жизненной опорой. Понятие именно о таком мире составляет основу смыслообразующей человеческой деятельности. Бытие формирует представление о том, что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в тоже время ограничивают нашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытия обеспечивают существование человека. Структура бытия (современное представление) Бытие физическое, природно-вещественное.
Бытие идеальное
Бытие социально-культурное
Бытие человека
Бытие как исходное понятие лишь начальный пункт философского размышления о мире и человеке. Оно становится содержательным, конкретно-всеобщим только лишь через взаимодействие с такими философскими категориями, как материя, сознание, движение, пространство, время, системность, детерминизм и другие. Возникновение той или иной формы бытия есть результат перехода от одной формы бытия в другую. Какие бы формы бытия не рассматривались, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией - материю. Типология форм бытия важна при выборе решения так называемого "основного вопроса философии". К примеру, материализм полагает основной формой бытия природное бытие; субъективный идеализм - субъективное бытие; объективный идеализм - объективный дух. Кратко говоря, бытие предполагает две реальности - «мир внешний» (природа, общество) и «мир внутренний» (сознание человека). Вне их больше ничего нет (во всяком случае наукой пока не обнаружено), а есть лишь взаимодействие и переплетение этих реальностей. Дихотомия, раздвоенность бытия («человек - мир», «сознание - материя» и т.п.), вечна и неустранима, а многообразие является способом существования мира.
Детерменизм – принцип обусловленности чего-либо чем-либо. Существует множество разновидностей детеренизма: 1. причинный(кузальность) 2. целевой 3. системный 4. функциональный Индереминизм – могут существовать явления, ничем не обусловленные. Связи, носящие однозначный характер. динамические - Если есть какое-либо основание, то она вызывает определенное действия, определённое следствие. Статистич существуют в многоэлементных системах, где действуют вероятностные законы. Под системностью бытия понимается тот факт, что все существующее не является хаотичным скоплением отдельных, никак не связанных друг с другом предметов, явлений, процессов. Мир представляет собой сложную систему, со стоящую из многих подсистем и элементов, находящихся в многочисленных структурных связях. Система - это ограниченное множество элементов, находящихся в устойчивых взаимосвязях. Под элементом понимают объект, который при определенном подходе к системе рассматривается как далее неразложимая ее часть (хотя при другом подходе он может рассматриваться как система). Так, планета Земля может рассматриваться и как элемент Солнечной системы, и как система, состоящая из элементов. Сложные системы включают в свой состав ее части - подсистемы. Например, культура как сложная система состоит из трех подсистем: материальной, социальной и духовной культуры. Совокупность связей, обеспечивающая упорядоченность элементов системы, ее самоорганизацию, относительную устойчивость, называется структурой. Эти категории широко применяются в современной науке, особенно при анализе сложных систем. Наиболее крупной системой является вся известная современной науке Вселенная (мегамир, космос). Это развивающаяся система, состоящая из множества подсистем и элементов. Она может представлена следующей схемой. Вселенная - Система галактик - Наша Галактика - Солнечная система, звезды -Земля, планеты - Живая и неживая природа на Земле - Молекулы - Атомы - Ядра атомов - Элементарные частицы В этой гигантской системе можно выделить три крупные подсистемы: микромир — элементарные частицы, ядра атомов, атомы, молекулы; макромир — живая и неживая природа на Земле; мегамир — Земля, планеты, Солнечная система, звезды, наша Галактика, система галактик, Вселенная. Каждая из этих подсистем представляет собой относительно самостоятельную систему. Микромир (греч.— малый) — система, состоящая из предельно малых, непосредственно ненаблюдаемых объектов. Молекулы включают в свою структуру атомы, причем их структурная организация образует новые, интегративные свойства молекулы. Так, молекула воды имеет свойства, отсутствующие у ее элементов — водорода и кислорода. В структуру атома включены ядро и электроны, которые, как и другие элементарные частицы, представляют собой сложные образования, хотя их организация остается пока неясной. Макромир (греч. — большой, длинный) — система, включающая две крупные подсистемы: неживую и живую природу, каждая из которых также имеет сложную организацию. Это относительно крупные структурно организованные жидкие, твердые и газообразные тела неживой природы. Сложную подсистему представляет собой живая природа нашей планеты. Нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки образуют живые клетки и одноклеточные организмы. Формируются более сложные образования: многоклеточные организмы — растения и животные, надорганизменные структуры: популяции и биоценозы. Как особо сложные системы могут рассматриваться биосфера Земли, человек, человеческое общество. Мегамир (греч. — большой) — это космос, Вселенная, где расстояния измеряются световыми годами, а время миллионами и миллиардами лет. Сложную структуру имеют планеты, в том числе Земля с ее ядром, литосферой, гидросферой, атмосферой, биосферой. Звезды и планеты образуют планетные системы, скопления которых вместе с планетами, межзвездной пылью и другими космическими телами образуют галактики, входящие в систему галактик; система галактик составляет Метагалактику. Современная наука исходит из предположения, что за ее пределами возможны другие метагалактики, образующие Большую Вселенную. Таким образом, и микро-, и макро-, и мегамир представляют собой сложные, структурно организованные подсистемы. И хотя каждая из них имеет свои особенности, они находятся во взаимосвязи и взаимодействии, образуя единую гигантскую систему, в основе которой лежат элементы микромира. Все существующее — живая и неживая природа Земли, космические тела — состоят из элементарных частиц, атомов и молекул. Самоорганизация. Свойством Вселенной и всех ее элементов является не только системность, но и самоорганизация, направленность материи и усложнение ее структур. Однако к этой наука пришла не сразу. В XIX в. под влиянием учения Ч. Дарвина в науке утвердилась идея эволюции растительного и животного мира. Но эта идея не была распространена на представления о неживой природе. Равновесная термодинамика (раздел физики, изучающий процессы взаимопревращения различных видов энергии) основываясь на положении, согласно которому необратимая направленность процессов преобразования энергии в изолированных системах ведет к превращению всех видов энергии в тепловую энергию, которая рассеивается. Этот процесс ведет к возрастанию энтропии (мера беспорядка системы), к хаосу, к тепловой смерти Вселенной. Дальнейшее развитие науки привело к представлению о нарастающем усложнении организации материальных объектов, об эволюции не только органической, но и неорганической природы. Стационарная модель Вселенной была заменена на развивающуюся. Сформировалась концепция глобального эволюционизма. В последние десятилетия XX в. на основе открытий в области математики, кибернетики, химии, биофизики и некоторых других наук сложилось новое направление междисциплинарных научных исследований — синергетика (греч. — согла-сно действующий, совместный). Ее идеи выдвинуты и получили развитие в трудах ученых бельгийской школы во главе с Пригожиным, школы, возглавляемой Г. Хакеном (ФРГ), а также в работах российских ученых А. Самарского, С. Курдюмова, Н. Моисеева и др. Синергетика исследует общие закономерности процессов самоорганизации открытых нелинейных систем. Система является открытой, если она находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой, обменивается с ней веществом, энергией, ин формацией. В любой открытой системе живой и неживой природы — физических взаимодействиях, химических реакциях, живой клетке, организме, обществе происходят аналогичные процессы самоорганизации, т.е. организации, обусловленной внутренними причинами. В результате взаимодействия с внешней средой устойчивая система при определенных условиях переходит в динамический режим, соответствующий неравновесному со стоянию; система становится неустойчивой, подверженной случайным отклонениям от неравновесного состояния — флуктуациям (колебаниям). Нарастание флуктуации расшатывает структуру, ведет к ее изменениям и, следовательно, к изменениям всей системы в целом. Становление новой устойчивой структуры проходит через точку разветвления путей эволюции системы — точку бифуркации (раздвоение, разветвление). Случайные отклонения, флуктуации ведут к нелинейному процессу развития; процесс может развертываться по одному из многих возможных путей, сформировать одну из многих возможных структур. Таким образом, новая устойчивая (равновесная) система образуется из неустойчивости, неравновесности в результате действия случайностей, флуктуации. Неустойчивость порождает устойчивость, из хаоса возникает порядок. Система самоорганизуется. Важную роль в открытых нелинейных системах играет случайность. Она оказывает решающее влияние на процесс самоорганизации системы, определяет направление ее развития, становление новой структуры. Случайность является существенной характеристикой нелинейного, многовариантного развития, открывая множество возможных путей эволюции. Случайность является не только дополнением и формой проявления необходимости, не оказывающей существенного влияния на процесс самоорганизации; при определенных условиях она выступает причиной коренных изменений системы, переходом ее в новое качественное состояние. Вызванные случайными явлениями катаклизмы в природе и обществе и последующая самоорганизация их структур- примеры формирования необходимости на основе случайности. Синергетика дополняет и уточняет ряд положений диалектики, по-новому трактует такие понятия, как саморазвитие, порядок и беспорядок, устойчивость и неустойчивость. Развитие понимается не как однолинейный, однонаправленный процесс, связанный с необходимостью, а как процесс, содержащий в себе возможность «выбора» одного из многих путей, «выбора», определяющегося случайностью. Беспорядок, неустойчивость, хаос не являются, с точки зрения синергетики, чем-то разрушительным, деструктивным, отклонением от магистрального пути эволюции, а выступают необходимым ее этапом, конструктивным началом, ведущим к организации новых, более сложных структур. Рассматривая структуры, процессы самоорганизации, этапы развития, роль случайности, общие для любых открытых систем, синергетика создает условия для формирования универсальной концепции глобальной эволюции, а также эволюции Вселенной, сводит воедино результаты исследований многих наук, формует общую парадигму исследований, подводит естественно- базу для философских обобщений, принципов самодвижения и саморазвития материи, расширяя и углубляя диалектную концепцию развития, динамическую картину мира. Значение открытых синергетикой закономерностей состоит, в частности, в том, что управление сложными самоорганизующися системами оказывается эффективным, если оно согласуется внутренними процессами самоорганизации. Даже слабо согласованное (так называемое резонансное) воздействие эффективнее сильного, но несогласованного воздействия на систему, которое нередко приводит к нежелательным последствиям. Так, воздействие человека на природу, господство над ней привело, как известно, к процессам, ставящим под угрозу само существование человечества. Подход с позиций синергетики означает, что природу надо не покорять, а жить в согласии с ней, учиться резонансному воздействию на происходящие в природе процессы. Подобным же образом следует воздействовать и на социальные процессы; воздействия на экономику, социальные отношения, политику, культуру должны согласовываться с процессами самоорганизации этих систем и общества в целом.
Научная картина мира — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий, принципов и теорий. В зависимости от оснований деления различают общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности, и естественнонаучную картину мира. Последняя — в зависимости от предмета познания — может быть физической, астрономической, химической, биологической и т.п. В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки. Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий, и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естественнонаучная (и прежде всего физическая) картина мира строилась сначала (с XVII в.) на базе классической механики, затем электродинамики, потом (с начала XX в.) — квантовой механики и теории относительности, а сегодня — на основе синергетики. Основной элемент любой религиозной картины мира — образ единственного Бога (монотеистические религии) или множества богов (политеистические религии). Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна, а носит производный товарный характер, так как вторична, есть результат, проекция другой — настоящей, истинной реальности — Бога или богов. Тем самым религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Они-то и определяют жизнь людей во всей полноте ее бытия. Таким образом, специфической чертой религиозной картины мира являются разделение реальности на естественную и сверхъестественную сферы, причем первая считается зависимой от последней. Достижение сферы сверхъестественного бытия, понимаемого как единственно подлинное, становится целью человеческого существования. В зависимости от содержания вероучений можно говорить о картинах мира конкретных религий: буддийской, иудейской, мусульманской, христианской и др. Философские картины мира очень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения: человек и мир. Это отношение может пониматься материалистически или идеалистически, диалектически или метафизически, объективистски или субъективистски и т.п. Соотношение человека и мира в философии рассматривается во всем многообразии его аспектов — онтологическом, гносеологическом, методологическом, ценностном (аксиологическом), деятельностном и др. Именно поэтому философские картины мира так множественны и не похожи одна на другую. В истории мировой культуры философские картины мира стояли ближе то к религиозной, то к научной картинам мира, но всегда отличались от них. Так, в пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие, однако, за рамки определенной сферы или аспекта бытия. В философском мышлении сами эти обобщения частных наук становятся предметом анализа. Философия сводит воедино результаты исследований во всех областях знания (а не только в научных), создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и познания. Философия существенно отличается от любой частной науки, прежде всего тем, что она является мировоззрением. Это означает, что философская картина мира включает в себя не только учение о сущности и всеобщих законах развития действительности, но и нравственные, эстетические и иные идеи и убеждения людей.
В Ф сущ-ет несколько подходов к понятию категории «материя»: 1) материалистич. подход: материя есть основа Б, а все иные бытийные формы (дух, чел, об-во) – порождение материи; материя первична и представляет собой наличное бытие; 2) объективно-идеалистический подход: материя объективно сущ-ет как порождение независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа; 3) субъективно-идеалистический подход: материи как самостоятельной реальности не сущ-ет вообще, она лишь продукт субъективного (существующего только в сознании чела) духа; 4) позитивистский: понятие «материя» ложно, т.к. его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования. Эл-ты (структура) материи: 1) неживая природа. Уровни: * субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны – мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом); * микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны); * ядерный (ядро атома); * атомарный (атомы); * молекулярный (молекулы); * уровень единичных вещей; * уровень макротел; * уровень планет; * уровень систем планет; * уровень галактик; * уровень систем галактик; * уровень метагалактик; * уровень Вселенной, мира в целом. 2) живая природа. Уровни: * доклеточный (ДНК, РНК, белки); * клеточный (клетка); * уровень многоклеточных организмов; * уровень видов; * уровень популяций; * биоценозы; * уровень биосферы в целом. 3) социум (об-во). Уровни: * отдельный индивид; * семья; * группа; * коллективы разных уровней; * соц. группы (классы, страты); * этносы; * нации; * расы; * отдельные об-ва; * гос-ва; * союзы гос-в; * челов-во в целом. Характерные черты материи: 1) наличие движения. Движение материи: * возникает из самой материи; * всеобъемлюще (движется все); * постоянно (сущ-ет всегда). 2) самоорганизация – создание, совершенствование, воспроизводство самой себя без участия внешних сил. Учение о самоорганизации материи – синергетика. Разработчик: И.Пригожин. 3) размещенность в пространстве и времени. время – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития. пространство – форма бытия материи, которая хар-ет ее протяженность, структуру, взаимодействие эл-тов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов м-ду собой. Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. 4) способность к отражению. Отражение – способность материальных систем воспроизводить в самих себе св-ва взаимодействующих с ними др. матер. систем. Матер. доказ-во отражения – наличие следов (одного матер. объекта на другом матер. объекте): следы чела на грунте, следы грунта на обуви чела, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоема. Высший уровень отражения – сознание - способность высокоорганизованной материи отражать материю. Движение – неотъемлемое св-во материи. Выделяются: 1) Механическое Д – изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени. 2) Физическое Д – теплота, электромагнетизм, гравитация... 3) Химическое Д – превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). 4) Биологическое Д – специфические для живого, процессы (процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов). 5) Социальное Д–действующие группы людей, цель которых – установление нового строя жизни. Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Движение материи: * возникает из самой материи (из заложенных в ней ↔, их единства и борьбы); * всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов – работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы; движутся реки, постоянно развивается об-во, Земля); * постоянно (существует всегда). Движение м.б.: 1) количественным – перенос материи и энергии в пространстве. Бывает: * динамическим – изменение содержания в рамках старой формы, «раскрытие потенциала» прежних материальных форм. * популяционным – кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. 2) качественным – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых кач-в. Пространство и время. Все тела имеют определенную протяженность – длину, ширину, высоту. Они различным образом расположены др. относительно др., составляют части той или иной системы. Пространство – форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Оно заключается в том, что объекты расположены вне др. др. (рядом, сбоку, внизу, вверху, внутри, сзади, спереди) и нах-ся в определенных количественных отношениях. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства. Явления хар-ются длительностью существования, последовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже другого. Это означает, что тела сущ-ют и движутся во времени. Время – форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определ. количественных отношениях с др. состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени. П и В – это всеобщие формы существования, координации объектов. Всеобщность этих форм бытия заключается в том, что они – формы бытия всех предметов и процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире. Не только события внешнего мира, но и все чувства, мысли происходят в пространстве и во времени. В мире все простирается и длится. Пространство и время обладают своими особенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно – направление от прошлого через настоящее к будущему. Пространство и время существуют объективно, их существование независимо от сознания. Их св-ва и закономерности объективны, не являются порождением всегда субъективной мысли чела. Субстациональная (П. В. – самостоятельные субстанции, которые существовали независимо от материи) – субстанция, В., материя – независимы др. от др. – Аристотель, Демокрит, Эпикур. Субстанциональная концепция ведет начало от Демокрита, наиболее яркое воплощение она нашла в .классической физике И. Ньютона. Идея абсолютного пространства и времени И. Ньютона соответствовала определенной физической картине мира, а именно его взглядам на материю как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменным объемом, инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно, либо на расстоянии, либо при соприкосновении. Пространство, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения. Можно убрать из пространства все тела, но пространство останется и свойства сохранятся. Получается, что пространство – это как бы грандиозное вместилище, напоминающее перевернутый вверх дном огромный ящик, в который помещена материя. Такие же взгляды у Ньютона и на время. Он считал, что время течет одинаково во Вселенной и это течение не зависит ни от чего, – а поэтому время абсолютно, ибо оно определяет порядок следования и длительность существования материальных систем. 2) Реляционная (П. и В. зависимы др. от др. Вне этой системы ничего не существует). – Лейбниц, марксистская Ф. Теория относительности Энштейна: «Если исчезнет материя, то П. и В. станут бессмысленными характеристиками». Релятивистская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в неэвклидовой геометрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна. Именно их теоретические положения исключили из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциональной трактовки пространства и времени, как самостоятельных, независимых от материи форм бытия. Именно эти учения, особенно общая и специальная теория относительности обосновали зависимость пространства и времени, их свойство от характера движения материальных систем.
Движение – неотъемлемое св-во материи. Выделяются: 1) Механическое Д – изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени. 2) Физическое Д – теплота, электромагнетизм, гравитация... 3) Химическое Д – превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). 4) Биологическое Д – специфические для живого, процессы (процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов). 5) Социальное Д–действующие группы людей, цель которых – установление нового строя жизни. Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Движение материи: * возникает из самой материи (из заложенных в ней ↔, их единства и борьбы); * всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов – работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы; движутся реки, постоянно развивается об-во, Земля); * постоянно (существует всегда). Движение м.б.: 1) количественным – перенос материи и энергии в пространстве. Бывает: * динамическим – изменение содержания в рамках старой формы, «раскрытие потенциала» прежних материальных форм. * популяционным – кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. 2) качественным – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых кач-в. Диалектика – признанная в соврем. Ф теория развития всего сущего и основанный на ней филос. метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и др. аспектов действительности через: * законы диалектики; * категории; * принципы. Гл. проблема диалектики – что такое развитие? Развитие – общее св-во и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не механическое изменение, а изменение как саморазвитие, рез-том которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие – высшая форма движения. А движение – основа развития. Движение – внутр. св-во материи и уникальное явление окруж. действит-ти, т.к. движение хар-ся целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). законы диалектики. Закон – объективные (не зависящие от воли чела), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Законы диалектики отличаются от законов др. наук своей всеобщностью и универсальностью, т.к. они: * охватывают все сферы окруж. действит-ти; * раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. 3 базовых закона диалектики: 1) Закон единства и борьбы противоположностей: всё сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат др. др. (день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость). Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего. Тождественность – предмет (явление, идея) равен самому себе, т.е. данный предмет есть именно этот данный предмет. Виды борьбы: * приносящая выгоду обеим сторонам (постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития); * одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития; * антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой. Иные виды взаимодействия: * содействие – обе стороны оказывают встречную помощь др. др. без борьбы; * солидарность, союзничество – стороны не оказывают др. др. прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении; * нейтралитет – стороны имеют различные интересы, не содействуют др. др., но и не борются между собой; * мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения к.-л. дела стороны д. действовать только вместе и не м. действовать автономно др. от др.). 2)закон перехода количественных изменений в качественные. Кач-во – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных хар-к и связей предмета. Кол-во – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер). Мера – единство кол-ва и кач-ва. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. Кач-во не м. меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение кач-ва приводит к изменению меры – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в Ф как «скачок». В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход кол-ва в принципиально новое кач-во м. произойти: * резко, одномоментно; * незаметно, эволюционно. 3) Закон отрицания отрицания: новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым (смена обществ.-экономич. формаций; «эстафета поколений»; смена вкусов в к-ре, музыке; эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени); ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых). Принципы диалектики: 1. Принцип всеобщей связи. Всеобщая связь – целостность окруж. мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов (предметов, явлений, процессов). Связи м.б.: * внешние и внутренние; * непосредственные и опосредованные; * генетические и функциональные; * пространственные и временные; * случайные и закономерные. 2. Принцип системности. Системность – многочисл. связи в окруж. мире сущ-ют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окруж. мир имеет внутреннюю целесообразность. 3. Принцип причинности. Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окруж. мира чем-то обусловлены, т.е. имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными. 4. Принцип историзма. Историзм подразумевает два аспекта окруж. мира: * вечность, неуничтожимость истории, мира; * его существование и развитие во времени, которое длится всегда. Диалектика – признанная в соврем. Ф теория развития всего сущего и основанный на ней филос. метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и др. аспектов действит-ти через: * законы диалектики; * категории; * принципы. Категории Д – наиболее общие понятия, которыми оперирует Ф для раскрытия сути диалектических проблем. Категории Д имеют хар-ные черты: 1) Сущность и явление. Сущность – нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутр. связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще. (листья, цветы, ветви и плоды выражают во внешнем виде сущность растения, так и этические, полит., филос., научные идеи выражают сущность определенного обществ. строя). Явление – непосредственно воспринимаемые св-ва объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление выражает лишь некую грань сущности, один из ее аспектов (многие проявления рака изучены достаточно подробно, но сама его сущность пока остается во многом еще зловещей тайной). Сущность скрыта от взора чела, а явление лежит на поверхности. Явление и сущность – диалектически связанные противоположности. Они не совпадают др. с др. явление и сущность неразрывно связаны м-ду собой. Одно из них предполагает другое. 2) форма и содержание. Содержание – тождественность всех эл-тов и моментов целого с самим целым; это состав всех эл-тов объекта в их качественной определенности, взаимодействии, функционировании, единство его св-в, процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Не все, что «содержится» в объекте, составляет его содержание (бессмысленно считать содержанием организма атомы, из кот. состоят молекулы, образующие клетки; содержанием организма является не просто совокупность его органов, а нечто большее – весь реальный процесс его жизнедеятельности, протекающий в определенной форме). Когда мы воспринимаем к.-л. объект, мы выделяем его из окруж. фона, фиксируя т.о. его внешний облик, внешнюю форму. Будучи употребленной в смысле внешнего облика, форма объекта выражается в категории границы. Граница, указывающая на различие данного содержания в его целом от всего иного, и есть форма - внешняя форма объекта (выражает связь данного объекта с др.). категория формы употребляется и в значении способа выражения и существования содержания. Это внутренняя форма, она связана с качественной определенностью объекта. Т.о., форма – принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Каждое изменение формы представляет собой отражение преобразований содержания, внутренних связей предмета. 3) Единичное и общее. Единичное – объект, взятый в своем отличии от др. объектов в их неповторимой специфике. Единичное хар-ет предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и др. св-вам от иных, в т.ч. подобных ему, предметов, явлений, процессов. В кач-ве единичного м. рассматриваться не только отдельный предмет, но и целый их класс, если он берется как нечто одно, а также отдельное св-во или признак предмета, если он берется в своей индивидуальной неповторимости. Нет двух абсолютно тождественных вещей, НО нет и двух абсолютно различных вещей. Общее – объективно существующее сходство хар-к единичных предметов, их однотипность в некот. отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи. единичное невозможно без общего, так и общее невозможно без единичного, которое служит предпосылкой и субстратом общего. 4) Возможность и действительность. Возможность – предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. возм-ть и действит-ть – две последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию, два этапа формирования причинных отношений в природе, об-ве и мышлении. действит-ть воплощает в себе разнородные возм-ти, содержит множ-во не только необходимо, но и случайно сложившихся св-в. 5) Необходимость и случайность. Случайность – это возможное при соответствующих условиях. Виды случайности: * внешняя: нах-ся за пределами власти данной необходимости; определяется привходящими обстоятельствами (чел наступил на арбузную корку и упал. Налицо причина падения. Но она отнюдь не вытекает из логики поступков пострадавшего. Тут имеет место внезапное вторжение в жизнь слепого случая); * внутренняя: случайность вытекает из самой природы объекта, она является как бы «завихрениями» необходимости; * субъективная: такая, которая возникает вследствие наличия у чела свободы воли, когда он совершает поступок вопреки объективной необходимости; * объективная: отрицание объективной случайности ложно и вредно. Признавая все одинаково необходимым, чел оказывается не способным отделить существенное от несущественного, необходимое от случайного. При таком взгляде сама необходимость низводится до уровня случайности. Необходимость – закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения, существования и развития. Необходимость м.б. внешней и внутренней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Она м.б. хар-ной для мн-ва объектов или только для единичного объекта. 6) |