Главная страница
Навигация по странице:

  • Целое

  • Кол-во

  • Человек и природа. Географическая среда и её влияние на развитие общества. Коэволюция природы и общества.

  • Общество и его структура. Подсистемы общества: экономическая, духовная, социальная, политическая.

  • Становление философии. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Особенности философского знания


    Скачать 262.28 Kb.
    НазваниеСтановление философии. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Особенности философского знания
    Анкорshpora_filosofia.docx
    Дата09.02.2017
    Размер262.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаshpora_filosofia.docx
    ТипДокументы
    #2494
    страница8 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
    Часть и целое.

    Части – такие «предметы», которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое – рез-т сочетания частей того или иного предмета. Но св-ва целого несводимы к набору св-в его частей, его составляющих.

    7) Кач-во, кол-во и мера.

    Кач-во – такая определенность предмета (явления, процесса), которая хар-ет его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему св-в и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов (подросток, взрослея, становится юношей, юноша – мужчиной, мужчина со временем становится стариком). Кол-во – хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера – диалектическое единство кач-ва и кол-ва.

    1. Человек и природа. Географическая среда и её влияние на развитие общества. Коэволюция природы и общества.

    Природа как предмет философского осмысления.

    Понятие "П." - одно из важнейших философских понятий. Нельзя уяснить сущность многих фундаментальных философских понятий, например общества, культуры, духа, сущности человека и других, не рассмотрев их в соотношении с природой. В сознании современного образованного человека слово "П." ассоциируется главным образом с двумя значениями:

    1) П. в смысле естественной среды обитания человека и

    2) П. как объект специального научного исследования в рамках целой совокупности так называемых естественных наук (естествознания). В этих своих значениях термин "П." восходит к латинскому слову "natura.

    Отсюда и "натуралисты" в смысле - исследователи ("испытатели") природы, и "натурализм" как философская позиция, подчеркивающая всегда особую значимость именно "природы" при рассмотрении и решении центральных философских вопросов бытия и познания, особенно бытия Ч. и человеческой культуры.

    Анализ историко-философского материала, относящегося к истории европейской культуры в целом, показывает, что, во-1-х, термин "П." имел и до сих пор сохраняет и другие существенно важные значения, а, во-2-х, за всеми этими значениями стоят глубокие идейные и культурно-исторические основания, без осознания которых невозможно понять роль понятия "П." в постановке и решении именно философских проблем. Отсюда необходим более полный перечень существенно важных значений термина "П.".

    1) П. в смысле внутренних особенностей, сущности той или иной вещи (явления, системы и пр.). Наличие и специфика этого значения становятся особенно очевидными при сопоставлении таких выражений, как "красота природы" и "природа красоты"; "явление природы" и "природа явления" и т.д.

    2) П. в смысле сущего в целом, во всем многообразии его существования в мире. В этом своем значении термин "П." соотносителен с такими понятиями (а

    иногда и синонимичен им), как материя, Вселенная, космос, универсум и т.д.

    3) П. как материальное начало в самом Ч. В этом смысле "П.", "природное" противоп-ся "духу", "духовному" в Ч. как основе его нравственной свободы.

    4) П. как совокупность естественных условий существования человека, человеческого общества и человеческой культуры и как источник необходимых ресурсов (материальных, энергетических и пр.) их существования.

    5) П. как объект специального научного познания в рамках целого комплекса дисциплин - "наук о природе" или "естественных наук" (естествознания).

    Хотя понятие "П." в значении сущего в целом, космоса сыграло важную роль в развитии философии, особенно в античности, особое значение в обсуждении философских проблем оно обрело после осознания важности таких противоположностей, как "природа - культура" и "природа - дух".

    1. Общество и его структура. Подсистемы общества: экономическая, духовная, социальная, политическая.

    Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.

    Общество есть продукт взаимодействия людей.

    1) это совокупность индивидов, людей, их объединений,

    2) совокупность взаимодействий, связей, отношений между людьми и социальными группами.

    Следует отметить, что исследование социальных взаимоотношений оказалось для социологов делом гораздо более сложным, нежели изучение отдельных людей, их организаций и объединений, обнаружить и исследовать которые было не столь трудно.

    Понятие «структура» как раз и отражает степень цивилизованности общества, сложившуюся в нем систему устойчивых связей, отношений, а также совокупность возникших на их основе социальных групп и институтов, призванных обеспечивать целостность общества, сохранность его свойств при различных внутренних и внешних воздействиях. 

    Каждая сфера включает в себя:

    • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);

    • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);

    • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

    Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

    • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

    • экономическую (производительные силы, производственные отношения)

    • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)

    • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

    Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества — это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта