Становление философии. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Особенности философского знания
Скачать 262.28 Kb.
|
Ф-я зародившись в 7-6 в. до н. э. в др. Китае, Индии, Греции и стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Для возникновения ф-и было необходимо время и абстрактное мышление. Восточная ф-я носила рац.-религиозный хар-р, т. е. не являлась теоретическим знанием. А Греческая ф-я носила рац. хар-р с вкраплениями религиозных и мифологических воззрений. Как наука ф-я зародилась в Европе. С этого момента чел-во начинает искать пути сближения; все ф-е системы направлены на понимание чел-ом самого себя, а следовательно и улучшение своего «Я». До возникновения ф-и были мифы; Мифология – самое первое мировоззрение человека. Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру и являются ориентирами в его повседневной жизни. Мифология возникла как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройстве. Миф – это фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности и обоснование существующих в обществе отношений, установок, верований и поведения. В мифе олицетвор-ся природа, а пространство и время, субъективное и объективное предстают целостными. Главная функция мифа – объяснять миропорядок и регулировать отношения. С мифологией тесно связана религия. Религия возникла позже, а некоторые мифы перешли в религии (миф о Христе). Религия охватывает систему догм, иллюзорных чувств, обрядовых действий и церковных учреждений, призванных удовлетворить потребности людей в вере, надежде и любви. Основанием религиозного мировоззрения служит вера в сверхъестественное, в существование одного или нескольких богов, в какое-либо «священное» начало, находящееся за пределами понимания человека. Одной из важнейших особенностей мифа и религии является то, что они имеют духовно-практический хар-р. Ф-я является особой ф-мой общественного сознания и хар-ся следующими наиболее важными особенностями: 1) исходным пунктом и целью ф-и является чел-к, его место в мире и отношение к этому миру. 2) ф-я изучает наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого. 3) основным средством познания является чел-кий разум. 4) эмпирическая база познания – вся совокупность частных наук и общественно-историческая практика. 5) ф-я сочетает в процессе изучения действительности теоретико-познавательный подход с ценностным (где и как находит свою практическую реализацию полученное знание, и какова его ценность и значимость). Ф-я – это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места чел-ка в этом мире, отношения чел-ка к миру и смысла жизни.
Структура философии В разные эпохи различными направлениями, школами и мыслителями предмет ф-и формировался по-разному. Ф-я разрабатывалась преимущественно то, как учение о бытии, о природе и о человеке, то, как учение о познании, постижении истины, то, как учение о должном, идеалах или ценностях. В эпоху античности основной интерес – идеи, формы, этика добродетелей. Средние века - Бог как наисовершеннейшая личность. Возрождение – эстетическое отношение к действительности. Новое время – человек разумный. Новейшее время – тотальность идей (Гегель), материальное производство (Маркс), воля к власти (Ницше). ХХ-ХХI – язык и практика людей. При этом формировались различные области философского знания. Многие из них, обогащаясь результатами новых исследований, входят в структуру современного ф-го знания. Существуют следующие области ф-го знания. Онтология - учение о бытии, существовании предметов, мира в целом, их «началах» и основаниях (что есть бытие?). Гносеология - учение о познании вещей и явлений, их связей и отношений, о постижении истины (как человек познает мир?). Методология - учение о методах (приемах, способах) познания, соотношении разных методов, об общих, ф-их ориентирах познавательной и практической деятельности (каковы методы познания?). Ф-фы уже с древности стали уделять внимание человеку. Значительно позже оформилась в качестве самостоятельной области философская антропология - учение о человеке, его сущности, месте в мире, предназначении (что есть человек и какова его природа?). Внимание к проблемам общественной жизни привело к формированию социальной ф-и (что есть общество?). Интерес к проблеме общих закономерностей общественного развития вызвал появление ф-и истории. Динамику своих собственных представлений, идей и учения мыслители рассматривают в истории ф-и. Существует аксиология - учение о ценностных ориентирах человека, о предпочтениях и идеалах, ради которых можно многим поступиться, и даже отдать жизнь (что есть ценность?). Эта область тесно связана с этикой - учением о нормах и принципах нравственного поведения, о добре и зле, достижении счастья и благодати. Эстетика - область суждений о прекрасном, формах и возможности его существования. Логика рассматривает вопросы о правильном выражении представлений и мыслей в определенных формах связи понятий или знаков. В последнее время стали уделять внимание праксиологии как сфере, концентрирующей представления о практической ориентации и значении философских знаний. Предмет ф-и – человек в его отношениях к миру, рассматриваемых через призму связи субъекта и объекта, бытия и познания, ценностных ориентаций поиска смысла жизни.
Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Это важнейшие задачи Ф-ии, а вместе с тем и ее функции: мировоззренческая, познавательная, методологическая, коммуникативная, критическая, и прогностическая, интегративная. На основе мировоззренческой функции происходит формирование в сознании человека и общества определённой картины мира. Познавательная выявляет законы познания и логику изменения знаний, как результата развития общества. Методологическая разрабатывает пути и способы достижения поставленных целей. Далее следует назвать критическую функцию Ф-ии, выполняющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Коммуникативная связана с передачей информации. Ф выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего. Наконец, существенное место в арсенале функций Ф-ии занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательного, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни. Рассматривая роль Ф-ии в обществе, следует видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалектико-материалистической Ф-ии. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам Ф-ии. Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в диалектико-материалистической Ф-ии прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее приобретение Ф-ии резко изменило подход к Ф-ким проблемам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а также то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения, а в реальной жизни.
Основной вопрос философии Он является основным, поскольку его решение оказывается исходным в понимании принципов мировоззрения системы. От того, как решается этот вопрос, зависит характер философской системы. ОВФ имеет две стороны: 1. Что первично: материя или сознание? Материализм считает, что материя первична, бесконечна, вечна, сознание – продукт материи. Исторические формы материализма: наивный(стихийный), метафизический, диалектический. Наивный (или стихийный) М. древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии и подчинены ей. Метафизический (или механический) М. 17—18 века. Наука быстро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв между М. и диалектикой; в М. встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир. Диалектический М., в котором М. и диалектика органически воссоединяются, так что устанавливается полное единство диалектики (учения о развитии), логики (учения о мышлении), теории познания. В науку проникает великая идея всеобщей связи и развития природы. Разобщённые до тех пор отдельные науки приводятся во взаимную связь не только между собой, но и с философией. Дальнейшая дифференциация наук совершается в единстве с их интеграцией. Наряду с основными видами М. существовали промежуточные — переходные от одного основного вида М. к другому. В развитии М. внезапные перевороты всегда подготавливались постепенно. В качестве переходных выделялись следующие виды М.:Материализм Древнего Востока, предшествовавший античному М. По большей части это был предматериализм, поскольку первые элементы М. в философских учениях Древнего Востока ещё не вполне отделились от мифологических представлений, не обособились от антропоморфизма игилозоизма. М. эпохи Возрождения соединял в себе черты наивного М. и наивной диалектики с первыми элементами метафизического взгляда на мир. Таким образом, он был, строго говоря, переходным между античным, наивным М. и ещё не сформировавшимся метафизическим М. В известном смысле такой характер носили некоторые ранние системы М. в 17 веке (например, Ф. Бэкон). М., непосредственно предшествовавший диалектическому М. и частично развивавшийся параллельно ему. Он уже выходил за границы метафизического М., содержал элементы диалектики, но ещё не поднимался до диалектического М. и не распространял М. на общественные явления. Этот вид М. зарождается в 18 веке (например, Дж. Толанд) и начале 19 века (например, А. Сен-Симон и в особенности русские революционные демократы). Особое место среди промежуточных видов М. занимают те его виды, которые зарождались в рамках господствующей религиозно-идеалистической идеологии, а потому не могли носить открыто материалистического характера. Сюда относятся материалистические тенденции в философии средневековья. Соответственно этому их можно было бы назвать переходной ступенью от схоластики и теологии к М. Исторически эта форма предшествовала М. эпохи Возрождения и подготовляла его формирование. Идеализм – духовное начало первично, вечно, мир зависим от него. Духовное начало изображается по-разному, поэтому выделяют две формы идеализма: Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальноймодальности. Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений a priori. При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.). Как правило, объективный идеализм лежит в основе многих религиозных учений (авраамические религии, Буддизм), философии античных философов (Пифагор, Платон). Важное место объективный идеализм занимает в немецкой классической философии. Субъекти́вный идеали́зм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.Родоначальником субъективного идеализма в западной философии является Джордж Беркли[1]. Другими представителями классической формы субъективного идеализма являютсяФихте, Юм, схожие идеи также развивал Кант. Среди философских течений XX века к субъективному идеализму иногда относят различные школы позитивизма(махизм,операционализм, логический эмпиризм, лингвистическую философию и т. п.), прагматизм, философию жизни (Ницше, Шпенглер, Бергсон) и выросший из нее экзистенциализм (Сартр,Хайдеггер, Ясперс и др.). Дуализм пытается преодолеть крайности материализма и идеализма, но не может отказаться от Бога, когда решает вопрос о взаимодействии независимых друг от друга субстанций. Познаваем ли мир? Агностики отрицают познание объективного мира (ими были все субъективные идеалисты). Сознание выражает лишь состояние «Я». Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения и новым знанием, элементами первоначального эмпирического знания о природе, построенного по законам мышления. Философия отделяется от мифологии по мере формирования понятий.
В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов".Систематически излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии, результатом дальнейшей разработки стали Брахманы (ритуальные тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" упанишады ("знания полученные у ног учителя")Полное воззрение Др.Индии наиб.полное отражение получили в Упанишадах. По форме Упанишады обычно представляют диалог мудреца-учителя с учеником, либо с человеком, ищущим истину. Упанишадах доминирует проблема первопричины, первоначала бытия. Центр.вопрос- разделение знания на 2 вида: низшее и высшее. Низшее-зн-е эмпирич. действительности, которое считается з-ем отрывочным, фрагментарным=>неистинным. Высшее-это зн-е духовного абсолюта, кот.рассматривается как восприятие бытия в его целостности и главным средством приобретением которого служит мистическая интуиция.Для древнеинд.школы хар-ны:1.внимание к вопросам поиска сущности чел. и окр.мира 2.признание тождества микро- и макрокосмоса. Атман есть Брахман.Атман-всепроникающее дух.начало,Я,душа.Брахман-безличный дух.абсолют,из которого происходит всё остальное.Они совпадают и в рез-те открывается путь к высшему блаженству(освобождение от земного). Особенностью индий общ-ва было распадение его на парны и касты.Касты были замкнутыми группами наследующими из поколения в пок-е отлич-е знаки,символику, культуру.образ жизни,одежду,проф-сию мировоз. Джайнизм (победитель) Основопол-к: Махавира. Дж-м отриц святость Веды осуж-я жертвоприн-я допускает женщин к изуч-ю свящ текстов В основе Дж-ма представление о карме(космич-ом законе).З-н кармы нельзя умилостивить жертвами бога,но его можно победить.Джина- тот кто победил карму.Правильная вера соблюдение обетов, воздерж-е, правдивость, чистота, строгость к себе, невозмутимость. Следование обетам может освободить от кармы ещё при жизни. Это путь аскетизма. Буддизм Основатель Сиддхартха Гаутама(Буддой- просветленный). В основе буддийской концепции человека лежит идея перевоплощения. Смерть в ней означает не полное исчезновение, а распад опред.комбинации дхарм — вечных и неизменных элементов сущего-и образование др.комбинации. Новая комбинация дхарм зависит от кармы, которая представляет собой сумму грехов и добродетелей человека в прошлой жизни. Важной составной частью буддийского мировоззрения выступает учение о познании человеком себя и мира через процесс самоуглубления и самосозерцания в йоге. Такое по плечу только «святым» — людям, достигшим нирваны, полностью освободившимся от всего земного. Это позволяет им войти в состояние вечности, пустоты, отсутствия времени, пространства, желаний. Инд.филофия полагает, если мир не удовлетворяет чел-ка, то надо изменить чел-ка. В Китае процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой борющихся царств". Первые ф-ы бродяги критиковали мифологию(Конфуций и Лао-дзы).Для древнего Китая хар-на опора на свящ.книги - "пятикнижие"(книга песен, кн истории, кн перемен, кн обрядов, летопись). Уже в наиб.ранней из книг упоминается 2принципа янь и инь олицитворяют 2начала (муж. и жен.). Позже включена категории ци - нематер.субстанция, что пронизывает весь космос. Глав рекомендация: всемерно своей жизнью поддержив космич гармонию. Конфуцианство Центр.идеей учения Конфуция выступает «жэнь», или гуманность, человеколюбие. «Жэнь» нельзя трактовать как романтическое чувство или как любовь к Богу. «Жэнь» раскрывается:«сяо» —почтительное отношение к своим родителям, «ди» — распространение такого отношения на др.окружающих, «чжун» (преданность) — цивилизованное отношение к вышестоящим — правителям, императору, стране. Моизм Основан Мо Ди. Осн труд: Мо-цзы. Моисты отриц-и предопределённость всего судьбой. Народ почитали высш ценностью и любовь к народу провозглашали как волю небес. Будучи убеждёнными против-и войн они были первыми пацифистами. К традиции рекоменд-ли относится критически, выбирая только хорошие. Даосизм Согласно концепции Лао-цзы, основополагающей категорией выступает Дао- праотец всех вещей. В нем начало неба и земли. Тайна дао доступна только тем, кто лишен страсти. Лао-цзы исходил из того, что деятельность человека разрушает гармонию сущего. Человек не должен вмешиваться в естественный ход событий. Согласно Лао-цзы, тот, «кто действует, потерпит неудачу. Кто чем-либо владеет — потеряет. Вот почему совершенно мудрый бездеятелен, и он не терпит неудачу. Он ничего не имеет и поэтому ничего не теряет. |