Главная страница
Навигация по странице:

  • мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать

  • Все сотворенные субстанции Декарт делит на 2 рода

  • Цели познания, по Декарту

  • Эмпиризм Нового времени. Френсис Бэкон. Эмпиризм

  • Знание – сила». Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с кот. гл. метод познания – индукция.

  • «призраками»

  • Призраки рынка и призраки театра

  • Субъективный идеализм Дж.Беркли и Д.Юма.

  • Философия эпохи Просвещения (Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро, Вольтер).

  • Становление философии. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Особенности философского знания


    Скачать 262.28 Kb.
    НазваниеСтановление философии. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Особенности философского знания
    Анкорshpora_filosofia.docx
    Дата09.02.2017
    Размер262.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаshpora_filosofia.docx
    ТипДокументы
    #2494
    страница4 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Основоположник рационализма Рене Декарт (1596 – 1650) - видный франц. философ и ученый-математик.

    Заслуга Декарта перед Ф. в том, что он: * обосновал ведущую роль разума в познании; * выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах; * стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистич. и идеалистич. направление в Ф.; * выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».

    То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал т.о.: * в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны челу (есть ли они? каковы их свойства?); * абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа?); * сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах; * сомнение – св-во мысли, значит, чел, сомневаясь, - мыслит; * мыслить может реально существующий чел; * мышление является основой как бытия, так и познания; * т.к. мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма: «Я мыслю, следовательно, я существую».

    Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

    Субстанция это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею м.б. только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным кач-вом субстанции – не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению др. к др. По отношению к высшей субстанции – Богу они производны, вторичны и зависят от него (т.к. сотворены им).

    Все сотворенные субстанции Декарт делит на 2 рода:

    * материальные (вещи); * духовные (идеи).

    При этом выделяет коренные св-ва (атрибуты) каждого рода субстанций:

    * протяжение – для материальных; * мышление – для духовных.

    Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком – протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все духовные субстанции обладают св-вом мышления и неделимы.

    Остальные св-ва как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных св-в (атрибутов) и были названы Декартом модусами (модусы протяжения – форма, движение, положение в пространстве; модусы мышления – чувства, желания, ощущения.)

    Чел, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций – материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Чел – единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

    Исходя из того, что чел совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) чела.

    С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос Ф»: спор о том, что первично – материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в челе, а т.к. чел дуалистичен (соединяет в себе две субстанции – материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не м.б. первичны – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

    При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе.

    Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания. Активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс. В кач-ве данного научного метода предлагается дедукция (в филос. смысле).

    Смысл филос. гносеологического метода Декарта: в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.Также Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования: * допускать при исследовании в кач-ве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание; * сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи; * последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным; * строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования. Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории: б-во знаний достигается благодаря познанию и дедукции, но существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме чела и передаются из поколения в поколение.

    Данные идеи м.б. двух видов: * понятия; * суждения. Врожденные понятия: «Бог», «число», «воля», «тело», «душа». Врожденные суждения: «Целое больше своей части», «Из ничего не бывает ничего», «Нельзя одновременно быть и не быть».

    Цели познания, по Декарту: * расширение и углубление знаний чела об окруж. мире; * использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для чела; * изобретение новых технич. ср-в; * усовершенствование природы чела.В качестве конечной цели познания философ видел господство чела над природой.

    1. Эмпиризм Нового времени. Френсис Бэкон.

    Эмпиризм: единств. источник познания – чувственный опыт, процесс познания начинается с ощущений. а) идеалистический Э (Беркли, Юм). Эмпирический опыт – совокупность ощущений и представлений, величина мира равны величине опыта; б) материалистический Э (Бэкон, Гоббс) – источник чувственного опыта существующий внешний мир.

    Ф.Бэкон – создал индуктивный метод; «знание – сила». Только знание позволит челу покорить природу. Различал 2 вида опытов: плодоносные (принесение непосредственной пользы челу) и светоносные (ведут к познанию законов природы). Философия Ф. Бэкона (1561-1626) «Новый органон» (метод).

    Он считал, что философия должна носить прежде всего практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, а “господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам”. Бэкон провозгласил ставший знаменитым девиз: Ученый должен, по Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания. В своем трактате “Новый органон” Бэкон развил новое понимание задач науки. методологии экспериментального естествознания, которую он утверждал как залог будущего могущества человека. Следуя этой методологии, можно собрать богатую жатву научных открытий. Но опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных “призраков”. “Призраки рода” — это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей; “призраки пещеры” заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей; “призраки рынка” — это привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения; “призраки театра” связаны со слепой верой в авторитеты. Не ссылаться ни на какие авторитеты — таков был принцип науки Нового времени, избравшей в качестве девиза изречение Горация: “Я не обязан клясться ничьими словами, кто бы он ни был”. Истинную связь вещей Бэкон видел в определении естественной причинности.

    Суть основной филос. идеи Бэкона – эмпиризма – заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный чел), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не м.б. самоцелью. Главные задачи знания и опыта – помочь челу добиваться практических результатов в его деят-ти, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству чела на природе.

    В связи с этим Бэкон выдвинул афоризм, который сжато выразил все его филос. кредо: «Знание – сила».

    Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с кот. гл. метод познания – индукция. Под индукцией философ понимал обобщение мн-ва частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления).

    Метод индукции Бэкон ↔ методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.

    Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта – в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции – ее недостоверность, вероятностный хар-р (т.к. если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции).

    Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении челов-вом как можно большего опыта во всех областях знания.

    Определив главный метод познания – индукцию, философ выделяет конкретные пути, с пом-ю кот. может проходить познавательная деятельность. Это:

    * «Путь паука» - получение знания из «чистого разума», т.е. рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действит-ти, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума».

    * «Путь муравья» - способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, т.е. догматический эмпиризм (полная ↔ оторванного от жизни рационализма). Данный метод несовершенен. «Чистые эмпирики» концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Т.о., они получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи», «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.

    * «Путь пчелы» - идеальный способ познания по Бэкону. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность.

    Т.о., лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

    Бэкон показывает, какими путями должен происходить процесс познания, а также выделяет причины, которые препятствуют челу (человечеству) получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет «призраками» («идолами») и определяет 4 их разновидности:

    * призраки рода; * призраки пещеры; * призраки рынка; * призраки театра.

    Призраки рода и призраки пещеры врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой. Призраки рода – речь идет о преломлении познания через к-ру чела (рода) в целом – т.е. чел осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой к-ры, и это откладывает отпечаток на итоговый рез-т, снижает истинность знания. Призраки пещеры – речь идет о влиянии личности конкретного чела (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность чела (его предрассудки, заблуждения – «пещера») отражается в конечном результате познания.

    Призраки рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения. Призраки рынка – неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений. Призраки театра – влияние на процесс познания существующей Ф. Зачастую при познании старая Ф. мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (влияние схоластики на познание в средние века).

    Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих «призраков» и получать свободное от их влияния «чистое знание».

    1. Субъективный идеализм Дж.Беркли и Д.Юма.

    Джордж Беркли (1685 – 1753). Его исходный тезис: «существовать – значит быть воспринимаемым». С этой точки зрения он критикует существование понятия материи как вещественной основы тел и учение Локка о двух классахкачеств (первичные качества тоже субъективны) Локк считал, что самое главное – это чувственный опыт (единственный источник знания). Все наше знание выводится из опыта (эмпиризм).В отличие от своих предшественников считал, что у человека нет врожденных идей. Мозг человека сравнивал с чистой доской, следовательно, нет народов, превосходящих другие. Он материалист. Все качества предметов и вещей подразделял на первичные и вторичные. Первичные: плотность, протяженность, движение, число, фигура. Вторичные: цвет, вкус, звук, запах.

    . Признавал существование только духовного бытия, которое делил на «идеи» (воспринимаемые нами субъективные качества – пассивны, непроизвольны, не зависят от нас) и «души» (деятельны, активны, могут быть причиной).

    Чтобы избежать солипсизма, вносил в учение ряд оговорок. Хотя вещи (то есть суммы «идей») существуют лишь как предметы восприятия, воспринимаемый субъект в мире не один. Бог – это такой субъект, который не может исчезнуть, а потому не может исчезнуть и сотворенный им мир вещей. Здесь Беркли подходит к объективному идеализму. Постигаем Бога эмпирически: наши ощущения – не восприятия каких-то мифических вещей, а восприятия (через внешний мир) самого бога. Бог Беркли перманентно открывается человеку, присутствуя в каждой вещи, точнее в каждой комбинации ощущений. Позиция неоплатонизма с ярко выраженной пантеистической окраской. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля), которые считали, что первичная по отношению к материи идея сущ-ет сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания чела, сторонники субъективного идеализма были убеждены в том, что: * единственной реальностью является идея; * идея существует только в сознании чела, т.е. сознание чела является существенной реальностью, вне которого ничего не существует.

    само понятие материи ложно; * сущ-ют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет; * материализм – тупиковое направление в Ф., материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей (которые они именуют материей) по отношению к идее; * наоборот, первичность идеи легко доказуема (перед изготовлением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме чела, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца); * единственная очевидная реальность есть сознание чела; * со смертью чела и его сознания исчезает все; * идеи – это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи; * высшим доказательством первичности идеи является существование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен, хрупок и всецело зависит от него.

    Давид Юм (1711-1776) сформулировал основные принципы новоевропейского агностицизма, считается предшественником позитивизма. Называет свою философию скептицизмом, потому что отрицал не только любую материальную субстанцию, но и духовную субстанцию, и индивидуальную душу. На место предметов поставил впечатления (восприятия: внешнего опыта – перцепции; внутреннего – аффекты, желания, страсти), а идеи (понятия), которые возникают на основе прошлого опыта, трактовал как отражения впечатлений.

    Учение о причинности Юма является основным в его теории познания. «Нет ни сущности, ни субстанции, ни материи, ни причины». Объективное существование причинности не доказуемо. Категория причинности имеет смысл в границах психологии познания. Человеческий разум на основе ассоциаций, по смежности и сходству сам устанавливает причинные связи между явлениями.

    1. Философия эпохи Просвещения (Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро, Вольтер).

    Франц. Ф. 18 в. принято называть Ф. Просвещения. Такое название она получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окруж. мире и челе, проявляли новаторство в своих филос. исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и идеологически подготовили Вел. франц. рев-ю 1789 – 1794 гг.

    В Ф. франц. Просвещения можно выделить 3 основных направления:

    * деистическое; * атеистическо-материалистическое; * утопическо-социалистическое (коммунистическое).

    Деизм – направление в Ф., сторонники которого: * отвергали идею личного Бога; * не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом); * видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более); * отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его к.-л. влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения. Представители: Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта