Главная страница
Навигация по странице:

  • Учения «отцов церкви» - патристика. Августин Блаженный. Схоластика. Фома Аквинский.

  • Теоцентризм средневековой философии

  • Фома Аквинский

  • Философия эпохи Возрождения. Гуманизм и пантеизм. Николай Кузанский. Ф. эпохи Возрождения

  • Основные направления Ф. ЭВ

  • Гуманизм

  • Николай Кузанский

  • Рационализм Нового времени. Рене Декарт Одним из наиболее влиятельных течений в Ф. 17 - н. 18 вв. был рационализм

  • Становление философии. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Особенности философского знания


    Скачать 262.28 Kb.
    НазваниеСтановление философии. Миф, религия, философия как исторические типы мировоззрения. Особенности философского знания
    Анкорshpora_filosofia.docx
    Дата09.02.2017
    Размер262.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаshpora_filosofia.docx
    ТипДокументы
    #2494
    страница3 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Возникновение и специфика средневековой философии. Апологетика.

    В период борьбы христианства с языческим политеизмом возникла литература апологетов (защитников) христианства. Апологетика – совокупность учений для защиты религии и оправдания христианства. На следующем этапе возникает патристика - сочинения отцов церкви, заложивших основы философии христианства. Позже появляется схоластика как философская рефлексия о предельных основах бытия.

    Теоцентризм, монотеизм. В ее основе лежит не природа, а бог, который все определяет. В основе теоцентризма две идеи: идея творения (онтология) и идея откровения (гносеология).

    Решающее место отводится вере; непосредственному созерцанию, интуитивному схватыванию сверхъестественной сущности; откровению, то есть непосредственному волеизъявлению бога по отношению к человеку.

    Финалистское восприятие времени, истолкование времени от сотворения к концу. Благодаря этому природа и человек обретают направленность. Средневековая концепция времени – это переход к линейному времени и связанному с ним отчасти понятию прогресса.

    Основные проблемы средневековой философии: проблема соотношения свободы воли и предопределения; теодицея; идея спасения, проблема соотношения бога, мира и человека, сущности и существования, доказательств бытия бога, проблема универсалий.

    Философия превращается в схоластику, официальную школьную философию, ставшую введением в богословие. Основная проблема схоластики проблема универсалий (общие понятия). « направления: номинализм и реализм.

    В конце II и в III веке образованные христиане стали выступать в защиту христианства, используя греческую философию и те приемы убеждения, которые были выработаны за многие века развития античной философии; применялась аллегория и логические доказательства, чтобы показать глубину и величие христианства. Защитительные работы писались многими учеными мужами, исповедующими христианство; наиболее выдающимися трудами, сохранившимися до наших дней, были апологии Иустина (Юстина), Татиана, первых христианских философов Климента Александрийского, Тертуллиана и Оригена и др. Иногда их работы называют доникейской теологией, потому что они писались до Никейского собора 325 года, на котором был принят символ веры, основа победившего христианства. Апологеты принадлежали еще гонимой церкви (Юстин был казнен в 165 году).

    Задача, стоящая перед апологетами, заключалась в том, чтобы показать нехристианскому миру, что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что лучшие умы из философов античности (Сократ, Платон, стоики) предвосхитили идеи Христа, что христианская теология и есть единственная философия, несущая людям единую для всех истину, что живой опыт обращения к единому Богу выше отвлеченной эллинской мудрости.

    Наибольший интерес в истории философии вызывал автор приписываемого ему знаменитого парадокса «верю, потому что нелепо» (credo quia absurdum est), хотя именно такой формулировки в его текстах нет. Это был Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок. 160—после 220 г .). Он представлял латинскую апологетику в отличие от Оригена, писавшего по-гречески. Труды Тертуллиана («Апологетик», «О душе», «О плоти Христа», «Против Маркиона») не представляют собой систему, но в его работах можно выделить наиболее яркую тему, которая и снискала ему славу. Сделавший немало в подготовке идеи триединства Бога, заговоривший первым о различии римской и греческой христианской церкви, Тертуллиан стал главным теоретиком христианства в области разграничения веры и разума.

    В ментальности образованного грека имелось твердое убеждение в необходимости доказывать истину, проверять ее при помощи логических методов, пропускать ее допущения через те или иные фигуры силлогизма. Так, например, факт смертности Сократа имел статус истинности лишь тогда, когда он умозаключался исходя из посылок:

    Все люди смертны.

    Сократ — человек.

    Тертуллиан прекрасно понимал, что евангельские тексты, в целом Новый Завет, преследуют совсем другие цели. Иисус открыл другую сферу, не менее важную, по сравнению с той, что открыл Сократ.

    Сократ сделал достоянием образованного грека и впоследствии всех людей, принадлежащих европейской традиции, — мир абстрактного мышления, обозначил его рациональные законы.

    Иисус учил морали и воспитывал волю ей следовать на основе убеждения, принимаемого на веру. Иисус проповедовал в Иерусалиме, и этот город стал для Тертуллиана символом веры, которая принимает все, даже если это противоречит логике рационального мышления, обоснованного Сократом и его последователями, жившими преимущественно в Афинах. «Что общего, — пишет Тертуллиан, — у Афин и Иерусалима, у Академии и церкви?»

    Этот знаменитый вопрос-восклицание Тертуллиана положил начало впоследствии все увеличивающейся контраверзы знания и веры, которая просуществовала вплоть до сформированной У. Оккамом в XIV веке теории двойственной истины, как бы примирившей на время чувства и разум, пока наукой Нового времени не было произнесено «ничего из слов» (nullus ex verba), выражающее необходимость утверждения истины через демонстрируемый эксперимент. Разум должен остановиться перед несокрушимостью веры, которая принимает то, что не может принимать разум. Именно то, что не подлежит рациональному объяснению, может принять только вера: «Сын Божий распят — это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий, — это совершенно достоверно, ибо нелепо; и погребенный, воскрес — это несомненно, ибо невозможно». Парадокса-лизм Нового завета, в особенности посланий апостола Павла, нашел продолжение в апологетике Тертуллиана. Но еще более парадоксальным явилось в его наследии то, что, отвергая «Афины», отрицая философию и логику античности, он постоянно прибегает к изложению античных авторов и пользуется их логикой. Ему принадлежит также нововведение в латинском языке: слово личность (persona).

    Большинство работ Тертуллиана посвящено практической этике, в основании которой лежит свобода и первородный грех. Следуя за апостолом Павлом, Тертуллиан определял природу человека как свободу выбирать между добром и злом, что его и приводит к первородному греху. Но это же дает возможность ввести в общество право, которое имеет смысл только там, где есть свобода.

    1. Учения «отцов церкви» - патристика. Августин Блаженный. Схоластика. Фома Аквинский.

    В условиях жесткого диктата церкви и государственной власти философия была объявлена служанкой богословия. Эта философия получила название "схоластики".

    Схоластика. Главное направление в развитии философии средневековья. Она преподавалась в школах и университетах.

    3 периода:

    1.ранняя схоластика (9-12в)

    2.период зрелости (13в)

    3.упадок (14-15в)

    Центральный вопрос - об отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских текстах, и необходимо правильно истолковать их.

    Т.к. библейские тексты отличались иносказательным характером, то для их толкования требовалась изощренная логика.

    Бог един, но троичен в трех лицах - отец, сын и святой дух. Отсюда вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях, т.е. о природе общих родов и понятий.

    Сущ. 2 основных решения этого вопроса:

    1. Общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека - реализм.

    2. Универсалии не существуют реально, не зависят от человека. Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания - номинализм

    Фома Аквинский (1225-1274). Основная цель - отработка основных догматов христианского вероучения в формах здравого смысла. Душа человека - есть формообразующий принцип, однако свое полное индивидуальное воплощение она получает только при соединении с телом.

    Важное значение имело учение о различии сущности и существования. Они совпадают только в боге. Существование выше сущности, относится к ней как действительность к возможности.

    Доказательство существования бога. Каждая явл имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин, мы приходим к необходимости существования бога - верховной причины.

    Проблема двух законов –1) божественный, который определяет господство церкви над государством, и 2)естественный – что бог вложил в умы людей.

    Фома Аквинский - средневековый католический теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 г. был причислен к лику святых.

    Значительное влияние на философию Ф.А. оказали и учения неоплатонизма. В споре об универсалиях занимал позиции “умеренного реализма”, признавал универсалии трех видов: до единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в единичном) и после вещей (в познающем их человеческом разуме). Основной принцип философии Ф.А.- гармония веры и разума; он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры.

    Теоцентризм средневековой философии

    В основе средневекового человекознания лежали религиозные (теоцентристские) о своей сути установки о том, что Бог — начало всего сущего. Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения. Первые люди (Адам и Ева), однако, согрешили перед Богом, нарушили его запрет, захотели стать наравне с ним, чтобы самим определять, что есть добро и зло. В этом заключается первородный грех человечества, который частично искупил Христос, но который должен искупиться и каждым человеком через раскаяние и богоугодное поведение.

    Средневековая философия поставила принципиальные вопросы о сущности и существовании, о Боге, человеке и Истине, смысле вечности, соотношении градов «земного» и «Божьего» (Августин, Боэций, Эриугена, Альберт Великий и др.).

    На вершине средневекового интеллектуального мышления стоит Фома Аквинский. Согласно Фоме Аквинскому, «есть некоторые истины, которые превосходят сколь угодно мощный разум: например, Бог един в трех лицах. Другие истины вполне доступны разуму: например, что Бог существует, что Бог един и подобные этому».

    Фома Аквинский впервые ввел различие истин факта и веры, которое широко распространилось в религиозной философии.

    Бог — действующая и конечная причина мира, мир создан Богом «из ничего»; душа человека бессмертна, его конечная цель — блаженство, обретаемое в созерцании Бога в загробном мире; сам человек тоже творенье Божье, а по своему положению — промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами..

    Наиболее емко философско-антропологические взгляды Средневековья представлены в трудах Августина Блаженного. Он утверждал, что человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело, плоть — презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные ее не имеют. Человек полностью и всецело зависим от Бога, он несвободен и не волен ни в чем. Человек создавался Богом как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошел против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. С момента грехопадения люди предопределены ко злу, творят его даже тогда, когда стремятся делать добро.

    Главная цель человека, считал Августин, — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви как «граду Божьему».

    Таким образом, в средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу.

    1. Философия эпохи Возрождения. Гуманизм и пантеизм. Николай Кузанский.

    Ф. эпохи Возрождения наз-ся совокупность филос. направлений, возникших и развивавшихся в Европе в 14 – 17 вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластич. направленность, устремленность к челу, вера в его великий физич. и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистич. хар-р.

    Основные направления Ф. ЭВ:

    гуманистическое (14 – 15 вв.) (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли) - в центр внимания ставило чела, воспевало его дост-во, величие и могущ-во, иронизировало над догматами Церкви;

    неоплатоническое (с. 15 – 16 вв.), (Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс) развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и чела с точки зрения идеализма;

    натурфилософское (16 – н. 17 вв), (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей) пытались развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономич. и научные открытия;

    реформационное (16 – 17 вв.), (Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский) стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотнош. м-ду верующими и Церковью;

    политическое (15 - 17 вв.) (Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления гос-вом, поведение правителей;

    утопическо-социалистич. (15 – 17 вв.), (Томас Мор, Томмазо Кампанелла) искали идеально-фантастич. формы построения об-ва и гос-ва, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны госуд. власти.

    Хар-ные черты Ф ЭВ:

    * антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к челу, вера в его безграничные возможности и достоинство; * оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником м-ду Богом и верующими, застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви Ф. – схоластики); * перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; * принципиально новое, научно-материалистич. понимание окруж. мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания); * большой интерес к соц. проблемам, об-ву и гос-ву; * торжество индивидуализма; * широкое распространение идеи соц. равенства.

    Гуманизм как филос. направление получил распространение в Европе в 14 – с. 15 вв. Центр – Италия. Основные черты:

    * антицерковная и антисхоластич. направленность; * стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность чела; * антропоцентризм – особое внимание к челу, воспевание его силы, величия, возможностей; * жизнеутверждающий хар-р и оптимизм.

    Гуманистич. Ф. сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в худож. форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями: Д.Алигьери, Ф.Петрарка, Лоренцо Балла.

    АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – ненаучное идеалистическое воззрение, согласно кот. чел есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. В античной Ф. антропоцентризм сформулировал Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и некоторые философы нового времени. А. предписывает ↔ феномен чела всем прочим феноменам жизни и Вселенной вообще. Лежит в основе потребительского отношения к природе, оправдания уничтожения и эксплуатации других форм жизни.

    ПАНТЕИЗМ – учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного бога или бога-творца. В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении с Вселенной. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в б-ве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее единство и священность природы.

    Николай Кузанский (1401 - 1464) священнослужитель, богослов, но придерживался новаторских для своего времени филос. взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой: * не существует разницы между Богом и Его творением (т.е. мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная – одно и то же); * «единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (↔), а т.к. Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум; * исходя из этого, Н.Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: т.к. ↔ совпадают, то совпадают форма и материя (=> сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино); * едины идея и материя; * реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность; * Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной; * Вселенная – это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог – в окружающем мире); * бесконечность сама по себе объединяет ↔, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом); * бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания; * невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию.

    Т.о., Н.Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистич. объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений – Н.Коперника, Дж.Бруно, Г.Галилея.


    1. Рационализм Нового времени. Рене Декарт

    Одним из наиболее влиятельных течений в Ф. 17 - н. 18 вв. был рационализм (разум), т.к. именно разум рассматривается рационалистами как решающая инстанция в процессе познания. Рационалисты стремились исходить из самоочевидных и ясных начал, и при помощи дедукции выводить из них все остальное. Истинные посылки и правильный ход рассуждения позволяют познать все, что только доступно человеческому познанию вообще. Опыт, эксперимент при этом рассматривается не как способ получения нового знания, а как иллюстрация полученных рационалистическим путем выводов.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта