Главная страница
Навигация по странице:

  • ПОДДЕРЖКА ЗА РУКИ

  • Имеется в виду

  • СЕРЕБРЕННИКОВ. Поддержка в дуэтном танце. Статья т м. Веиесловой Оформление В. Н. Дзюбы Рисунки артиста балета


    Скачать 4.14 Mb.
    НазваниеСтатья т м. Веиесловой Оформление В. Н. Дзюбы Рисунки артиста балета
    АнкорСЕРЕБРЕННИКОВ. Поддержка в дуэтном танце.doc
    Дата18.01.2018
    Размер4.14 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСЕРЕБРЕННИКОВ. Поддержка в дуэтном танце.doc
    ТипСтатья
    #14433
    страница3 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Туры

    Перед изучением туров с поддержкой необходимо объяснить общие правила и практически освоить приемы подготовок к турам (préparation).

    Ученицы должны знать, что в турах с партнером соблюдаются те же правила, что и в сольном танце, только тогда ученик сможет помочь ученице увеличить количество туров.

    В процессе занятий вырабатывается чувство взаимного темпа партнеров. Этому содействует изучение различных видов préparations.

    26





    13. Préparation перед турами с IV позиции и момент вращения

    В таких упражнениях, исключающих вращение, ученик должен уловить и осмыслить различные перемещения центра тяжести ученицы, переходы в demi plié до и после условного вращения, ось устойчивости ученицы, нужное расстояние при поддержке в момент взятия форса ученицей. Преподаватель следит, чтобы поза ученика была эстетична.

    Не изучив подготовок к турам, ученик не сумеет помочь ученице во время вращения и увеличить количество ее туров.

    Пример: préparation перед туром с IV позиции en dehors. Ученица в V позиции, правая нога впереди, руки в подготовительном положении.

    Ученик стоит за ученицей, держа ее двумя руками за талию. Она делает demi plié, relevé на пальцы левой ноги (правая в положении sur le cou-de-pied спереди), руки в 1-й позиции. Затем ученик перемещает центр тяжести тела ученицы с одной ноги на две, чуть отводя ее корпус на себя, и одновременно отставляет назад свою правую ногу. Только после этого ученица принимает IV позицию (правая рука — в 1-й позиции, левая — во 2-й ладонями вниз).

    Затем ученица, пропуская вращение, встает на пальцы левой ноги (правая sur le cou-de-pied спереди) и одновременно резко переводит левую руку в 1-ю позицию. Ученик перемещает центр тяжести тела ученицы с двух ног на одну, слегка переводя ее корпус вперед (рис. 13).

    Условный тур ученица завершает в малую или большую позу, заданную преподавателем.

    Préparation перед турами с IV и V позиции en dehors и en dedans сначала изучается en face в очень медленном темпе, а в дальнейшем épaulement, т. е. к точке 2 или 8.

    При изучении любых туров с поддержкой в момент вращения руки ученицы принимают следующие положения:

    условную 1-ю позицию (т. е. заведены одна за другую);

    условную 3-ю позицию. В этом случае они подняты прямо над головой, без отклонений вперед или назад, так, чтобы через

    27



    14. Три положения рук ученицы во время туров

    центр вращающейся фигуры можно было провести воображаемую прямую линию. Кроме того, руки могут быть скрещены на груди и плотно прижаты к торсу, чтобы не задеть стоящего рядом партнера. Данная позиция встречается в сценической практике (рис. 14).

    Основные задачи ученика во время поддержки в турах заключаются в следующем.

    При подходе или подготовке ученицы к турам ученик перемещает центр тяжести ее тела и помогает ей найти правильное и удобное положение для взятия форса на вращение.

    Во время вращения ученик сохраняет устойчивость ученицы и, если она отклоняется от вертикальной оси вращения, возвращает ее в правильное положение.

    Останавливая ученицу в заданной классической позе, ученик следит за тем, чтобы не нарушить ракурса ее позы.

    В сценической форме туров положение ноги ученицы должно быть не sur le cou-de-pied, a чуть выше средней части голени.

    В начале обучения ученице не следует задавать более одного тура и разрешать ученику помогать вращению.

    В старших классах при исполнении ученицей трех и более туров ученик должен помочь вращению, для чего во время demi plié ученицы перед туром он чуть сдвигает руки по линии ее пояса в сторону, противоположную вращению, и в момент, когда она берет форс, усилием обеих рук увеличивает его.

    Если во время туров ученица отклоняется от вертикальной оси вращения, т. е. теряет устойчивость, ученик мгновенно, легким толчком возвращает ее в правильное положение. В зависимости от исполнения туров в быстром или медленном темпе остановка вращения должна быть резкой или плавной. В том и другом случае ученик останавливает ученицу в точно заданном положении, т. е. не нарушает ракурса классической позы.

    28



    15. Положение рук ученика на талии ученицы во время туров

    Для того чтобы как можно меньше тормозить вращение ученицы во время большого количества туров, ученик поворачивает руки ладонями вниз и касается ее талии только раскрытыми большим и указательным пальцами (рис. 15).

    В сценической практике во время исполнения танцовщицей большого количества туров одна рука танцовщика как бы «следит» за устойчивостью танцовщицы, в то время как другая легким подталкиванием помогает вращению.

    Любая помощь, оказанная танцовщице во время туров, должна быть предельно лаконичной и незаметной для зрителя.

    Каждая танцовщица берет форс и делает туры со свойственными ей особенностями, например короткое plié и резкий, сильный форс, мягкое plié и вялый форс, отклонение от вертикальной оси вращения вперед, назад, вправо или влево и т. п. Поэтому танцовщику необходимо уловить, почувствовать эти едва заметные нюансы и в каждом отдельном случае, применяясь к ним, помочь танцовщице исполнить заданное количество туров.

    Количество и красота туров в дуэтном танце во многом зависят не только от способности и умения танцовщицы, но и от чувства взаимного темпа и ловкости танцовщика.

    ТУРЫ С IV ПОЗИЦИИ. После demi plié в IV позиции ученица берет форс и делает тур en dehors, как в сольном танце.

    Во время тура кисти рук ученика охватывают талию ученицы, едва касаясь ее, и не сдвигаются по линии ее пояса вперед и назад. Останавливая вращение, ученик сжимает талию ученицы кистями обеих рук, не сгибая при этом пальцев.

    Завершать туры с IV позиции нужно во все малые и большие позы.

    ТУРЫ С V ПОЗИЦИИ. Подготовка к турам с V позиции — relevé на пальцы на одну ногу; другая — sur le cou-de-pied спереди или сзади.

    Туры изучаются en dehors и en dedans с завершением в малые и большие позы.

    29



    16. Исходное положение перед турами en dehors из позы croisée

    Правила поддержки в турах с V позиции те же, что и в турах с IV позиции.

    ТУРЫ EN DEHORS ИЗ ПОЗЫ CROISÉE. Ученица в позе croisée на левой ноге, правая поднята на 45° и чуть согнута в колене. Правая рука в 1-й позиции, левая — во 2-й. Ученик стоит за ней, поддерживая ее двумя руками за талию (рис. 16). Затем ученик смещает руки по линии ее пояса, правую — вперед, левую — назад, и энергичным усилием обеих рук дает посыл к вращению (прием пуска волчка). В этот момент ученица берет форс и делает тур en dehors. Во время туров ученик оставляет руки на талии ученицы и соблюдает общие правила поддержки в турах, удерживая ее в строго вертикальном положении.

    В учебной практике полезно сочетать туры из позы croisée с турами с IV позиции. Туры с IV позиции завершаются в положе-. нии à la seconde на 90°, затем делается passé с завершением в позу croisée и т. д.

    Туры из позы croisée изучаются с переходом ученицы в demi plié и без перехода в demi plié перед взятием форса.

    Во втором случае ученица перед взятием форса остается на пальцах.

    ТУРЫ ИЗ ПОЗЫ I ARABESQUE. Ученица в позе 1 arabesque на левой ноге. Ученик поддерживает ее двумя руками за талию. Затем он сдвигает руки по линии ее пояса, правую — назад, левую — вперед, и усилием обеих рук дает посыл к вращению, одновременно придавая корпусу ученицы вертикальное положение. В этот момент ученица берет форс и делает тур en dedans, переводя руки в 3-ю позицию (рис. 17).

    Этот же прием поддержки используется при изучении туров из позы III arabesque (ученик стоит позади ученицы); из позы IV arabesque (оба стоят лицом друг к другу); из позы écartée (ученица на левой ноге в позе écartée спиной к точке 8, ученик стоит лицом к ней).

    Все вышеперечисленные позы являются исходным положением перед турами ученицы. Туры следует изучать en dehors и

    30



    17 Туры из позы I arabesque en dedans

    en dedans, с переходом ученицы в demi plié перед взятием форса и без plié

    ТУРЫ С ШАГА, С TOMBÉ, С PRÉPARATION DÉGAGÉ. В дуэтном танце существует группа туров, которые танцовщица начинает исполнять самостоятельно, а танцовщик подхватывает ее уже во время вращения.

    Эти туры изучаются с различного рода préparation.

    Пример 1. Ученица лицом к точке 7 на левой ноге, в позе II arabesque (на полу). Ученик позади нее на расстоянии двух шагов в такой же позе. Ученица, поворачиваясь к ученику,



    18 Préparation перед турами с шага и момент вращения

    31

    делает шаг на правую ногу, а затем, встав на пальцы левой, делает тур en dehors, одновременно поднимая руки в 3-ю позицию. Ученик вытягивает правую руку вперед ладонью вниз и, встречая идущую на него ученицу, удерживает ее в строго вертикальном положении. Левой — всей плоскостью ладони — также поддерживает ученицу за талию по линии пояса (рис. 18).

    Пример 2. Ученица исполняет tours chaînés по диагонали от точки 6 к точке 2 и, не доходя до ученика двух шагов, делает tombé на правую ногу, а затем, перейдя на пальцы левой,— тур en dehors. Ученик поддерживает ее во время вращения приемом, описанным в первом примере.

    Пример 3. После заданного количества tours chainés ученица, сделав plié на левой ноге, переходит на пальцы правой и делает туры en dedans.

    ТУРЫ С IV ПОЗИЦИИ A LA SECONDE НА 90°. Ученица в IV позиции, правая нога впереди, положение croisé, правая рука в 1-й позиции, левая — во 2-й.

    Ученик стоит с левой стороны от ученицы на расстоянии, при котором она, делая тур, не может задеть его поднятой ногой (рис. 19). Затем ученица делает тур en dedans в положении à la seconde на 90°, как в сольном танце, переводя руки в 3-ю позицию. Когда поднятая нога ученицы прошла мимо ученика, он делает большой шаг к ней и, поддерживая ее двумя руками за талию, останавливает в заданной преподавателем позе.

    Завершающим положением вышеописанных туров может быть поза attitude croisée, поза III arabesque и др.

    Остановки следует изучать с переходом в demi plié, a также без plié в позах на пальцах.



    19. Исходное положение перед турами с IV позиции à la seconde на 90° (en dedan»v

    32

    Поддержка в «падающих» позах и положениях

    Каждой позе танцовщицы в дуэтном танце можно придать «падающее» положение. Для этого партнер, поддерживая партнершу любым приемом, наклоняет ее в нужном направлении и удерживает в «падающей» позе.

    Ученица в V позиции на пальцах, правая нога впереди, положение épaulement, руки в 3-й позиции, корпус в разделе плечевого пояса немного прогнут вправо. Ученик, стоя позади, поддерживает ее двумя руками за талию. Затем он ставит левую стопу вплотную к носкам ученицы (с левой ее стороны). Правой рукой он охватывает талию ученицы так, чтрбы ее правый бок пришелся на сгиб локтя. Кисть левой руки накладывается сверху на кисть правой- и крепко сжимает ее.

    Плотно прижав к себе ученицу, ученик делает выпад в сторону на правую ногу, не наклоняя при этом своего корпуса вперед и не нарушая исходного положения ученицы (рис. 20).

    Возвращение ученицы в исходное положение ученик производит с помощью сильного толчка правой ногой, не изменяя при этом положения своего корпуса и рук.

    Во время опускания ученица должна строго сохранять свое





    20. Опускание в «падающее» положение





    21. Опускание в «падающее» положение (спиной и лицом к полу)

    33



    21*. Опускание в «падающее» положение на грудь партнера спиной

    первоначальное положение, то есть не прогибать корпуса ни вправо, ни влево.

    Опускания на сгиб локтя в «падающих» положениях и позах изучаются спиной или лицом к полу (рис. 21).

    ПОДДЕРЖКА ЗА РУКИ

    Позиции рук танцовщицы, принятые в классическом танце, сохраняются и в дуэтном танце. При поддержке, когда это необходимо, поворачиваются только кисти ее рук ладонями вверх или вниз.

    Танцовщик может держать танцовщицу за кисть сверху, ладонь в ладонь или за запястье *.

    Если танцовщик держит танцовщицу за кисть сверху, его ладонь ложится на кисть ее руки, а концы пальцев, сгибаясь, упираются в ее ладонь. Такой прием поддержки легче всего усваивается в следующем положении: ученик стоит позади, руки ученицы во 2-й позиции (рис. 22).

    За кисть можно взять и так, чтобы ладони партнеров со-





    22. Поддержка за кисти рук

    * Имеется в виду нижняя часть предплечья.

    34















    23. Положение рук ладонь в ладонь 35





    24. Поддержка за запястья



    25. Поддержка за локти обеих рук

    прикасались, а пальцы плотно охватывали кисти друг друга (рис. 23).

    При поддержке за запястье танцовщик не должен касаться кисти руки танцовщицы (рис. 24).

    Можно поддерживать партнершу за локти обеих рук. Этот прием в основе не отличается от поддержек за запястье (рис. 25).

    Вне зависимости от приема поддержки партнеру всегда следует сохранять позиции рук партнерши, принятые в классическом танце.

    Помимо этого, существуют другие приемы. Например: танцовщик поддерживает танцовщицу одной рукой за руку, а другой одновременно за талию, она держится двумя руками за руку танцовщика и пр.

    Повороты

    При неполных поворотах по V позиции, а также при поворотах типа battement soutenu на пальцах танцовщик дает посыл к повороту двумя руками, танцовщица поворачивается на 'Д. '/г или

    36

    целый круг, после чего танцовщик останавливает ее, взяв снова за обе руки, или переводит руки на ее талию.

    Этих же правил следует придерживаться, исполняя связующие движения (pas de bourrée en tournant и flic-flac en tournant), если перед началом движения танцовщик держит танцовщицу за обе руки.

    ОСНОВНОЙ ПОВОРОТ НА 360° С ПОДДЕРЖКОЙ ЗА ОБЕ РУКИ. Ученица стоит спиной к точке 1, на пальцах правой ноги, левая sur le cou-de-pied сзади; правая рука в 3-й позиции ладонью к партнеру, левая—в 1-й позиции ладонью вниз. Ученик — лицом к партнерше. Правой рукой, обращенной ладонью к ученице, он берет ее за кисть правой dvkh. ладонь в ладонь (рис. 26).

    Из этого положения начинается поворот, в котооом руки ученика делают три движения.

    Первое движение: ученик раскрывает левую руку в сторону, поворачивает ученицу спиной к себе. Правая рука остается в 3-й позиции и сохраняет устойчивость ученицы.

    Второе движение: ученик раскрывает сначала правую руку в сторону, а затем переводит левую в 3-ю позицию.



    37

    Третье движение: ученик переводит правую руку в 1 -ю позицию и поворачивает ученицу лицом к себе.

    Во время поворота ученица содействует вращению легкой подачей бедра и пятки опорной ноги по направлению вращения, сохраняя при этом выворотность и не меняя положения корпуса. Для удобства поддержки ученик после каждого движения делает шаг вперед или назад, строго сохраняя позиции рук ученицы.

    После остановки можно сделать поворот в обратную сторону.

    Первоначально поворот изучается с остановкой после каждого изменения позиций рук ученицы. Когда прием хорошо усвоен, можно переходить к безостановочным поворотам, увеличивая скорость.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта