Главная страница
Навигация по странице:

  • Поддержка в «падающих» позах и положениях

  • 38. Опускание в

  • 46. Поза

  • 51. Опускание в «падающее» положение с поддержкой одной рукой за руку 58

  • СЕРЕБРЕННИКОВ. Поддержка в дуэтном танце. Статья т м. Веиесловой Оформление В. Н. Дзюбы Рисунки артиста балета


    Скачать 4.14 Mb.
    НазваниеСтатья т м. Веиесловой Оформление В. Н. Дзюбы Рисунки артиста балета
    АнкорСЕРЕБРЕННИКОВ. Поддержка в дуэтном танце.doc
    Дата18.01.2018
    Размер4.14 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСЕРЕБРЕННИКОВ. Поддержка в дуэтном танце.doc
    ТипСтатья
    #14433
    страница4 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Другие виды поворотов

    При неполном повороте à la seconde на 90° и grand fouetté en tournant ученик перед началом движения, держа ученицу двумя руками за обе руки, дает ей посыл на поворот, затем переводит руки на талию ученицы, останавливая ее в нужной позе.

    Если после поворота ученик снова берет ученицу за руки, он должен делать это в момент окончания поворота.

    Исполняя движения, ученик может стоять позади ученицы или лицом к ней, поддерживая ее за кисть сверху, ладонь в ладонь, за запястье, за локти. (В этом случае ученик стоит позади ученицы и поддерживает ее двумя руками снизу за обе руки, чуть выше локтевого сустава.)

    В grand fouetté из положения effacé с поддержкой за две руки ученик как бы «провожает» руки ученицы, не мешая их движению.

    Обводки

    В обводках за две руки ученик идет обыкновенным шагом по условному кругу, центром которого является носок опорной ноги ученицы.

    Если поворот производится в левую сторону, то первый шаг надо делать правой ногой, если же в правую, то левой.

    В тех случаях, когда ученик, обводя ученицу, двигается спиной по кругу (отступает назад), он также идет обыкновенным шагом. Но в этом случае, если поворот производится в правую сторону, первый шаг следует делать правой ногой, если в левую, то левой.

    Ученица содействует повороту так же, как и при обводке двумя руками за талию.

    38

    Обводки изучаются сначала в медленном темпе, без изменения позы ученицы, а потом с изменением поз во время обводки.

    Пример 1. Обводка в положении * attitude, во время которой ученица держится двумя руками за одну руку ученика.



    27. Обводка в положении attitude 28. Обводка в позе altitude

    Ученик в IV позиции — правая нога впереди, положение effacé, центр тяжести перемещен на правую ногу, левая — вытянута и упирается стопой в пол. Правая рука в 1-й позиции, но локоть выпрямлен, левая — во 2-й, ладони обращены вверх. Голова повернута влево.

    Ученица в положении attitude effacée на правой ноге; кисть ее левой руки находится в кисти левой руки ученика, кисть правой—на левом плече ученика (рис. 27).

    Приняв исходное положение, ученик выпрямляет правую ногу и, подставляя к ней левую, медленно идет по кругу в левую сторону. Его корпус и голова слегка повернуты к партнерше.

    Обычно перед такой обводкой ученица делает pas glissade, pas couru или просто шаг к ученику. Она должна рассчитать свой подход так, чтобы, принимая позу, оказаться от него на расстоянии вытянутых рук и не сгибать их в локтях во время поворота. С такой же поддержкой изучаются обводки и в других позах.

    По усвоении приема обводки изучаются с движением партнера спиной по кругу (он отступает назад).

    Пример 2. Обводка в позе attitude с поддержкой ученицы одной рукой за талию в охват, другой за кисть руки.

    * В тех случаях, когда руки танцовщицы не соответствуют принятым позициям а позах классического танца, здесь и далее пишется не «поза», а «положение» позы.



    39





    29. Обводка в позе attitude

    30. Обводка в положении à la seconde на 90°

    Ученица в позе attitude на левой ноге, положение en face. Ученик — с левой стороны от нее. Правой рукой он охватывает талию ученицы так, чтобы концы его пальцев оказались на ее тазовой кости *. Левой рукой он держит кисть левой руки ученицы, обращенную ладонью вниз (рис. 28). В этом положении ученик идет по кругу в правую сторону. Во время обводки ученица не должна сгибать левую руку в локте.

    Ученик может стоять близко к ученице, касаясь ее бедром, или на расстоянии. Во втором случае возникает ощущение легкости и «воздуха» между партнерами. Расстояние соблюдается обязательно, если ученица в тюнике-пачке.

    Такие обводки изучаются в различных больших и малых позах с разных подходов.

    Разновидностью этого приема является поддержка ученицы одной рукой за руку, другой — за ее талию раскрытой кистью (рис. 29).

    Пример 3. Обводка в положении à la seconde на 90° с поддержкой ученицы за кисти обеих рук, лицом друг к другу.

    Ученица стоит спиной к точке 1 в V позиции на пальцах, правая нога впереди, руки в 3-й позиции.

    Ученик — лицом к ней, руки во 2-й позиции, ладонями вверх.

    Ученица опускает руки во 2-ю позицию, ладонями вниз, кладет кисти рук на открытые ладони ученика и делает правой ногой battement développé à la seconde на 90°.

    Прежде чем начинать обводку, ученик должен развернуть свои бедра в сторону движения, т. е. влево, плечи остаются в прежнем положении (рис. 30).

    Во время обводки оба партнера сохраняют 2-ю позицию рук, этим и определяется дистанция между ними.

    * Здесь и далее имеется в виду гребень подвздошной кости.

    40

    Туры

    Пример 1. Туры en dedans из положения attitude (перед туром ученица держится двумя руками за руку ученика).

    Прежде чем перейти к изучению данных туров, следует в качестве упражнения делать сопутствующий туру цикл движений, описанный ниже, но пропускать само вращение.

    Ученица в положении attitude effacée на правой ноге. Кисть ее левой руки находится в левой кисти ученика, правая — на его левом плече. (Подробное описание исходного положения дается в примере 1 предыдущего раздела).

    Сделав мах левой ногой, ученица переводит ее sur le coude-pied впереди, а руки в 3-ю позицию.

    После взятия форса ученица отпускает руку ученика, он делает большой шаг назад и становится за ней, поддерживая ее двумя руками за талию. Ощущение взаимного темпа здесь особенно необходимо.

    Усвоив прием, можно приступать к исполнению туров с остановками в различные позы и положения.

    Пример 2. Туры из положения à la seconde на 90° с поддержкой за кисти.

    Туры изучаются из зафиксированного положения à la seconde на 90° и с переходом на тур без остановки после обводки, en dehors и en dedans, с demi plié перед туром и без plié.

    Исходное положение такое же, как в обводке à la seconde на 90 ° с поддержкой ученицы за кисти обеих рук, лицом друг к другу.

    Из положения à la seconde на 90° ученица берет форс, отталкиваясь от рук ученика, делает туры, переводя свои руки в 3-ю позицию.

    В момент, когда ученица берет форс, ученик легким толчком направляет ее руки в 3-ю позицию и поддерживает ее во время вращения двумя руками за талию.

    Пример 3. Туры из положения à la seconde на 90° с поддержкой за запястья.

    Ученица — лицом к точке 1 на левой ноге в положении à la seconde на 90°, ученик — позади, поддерживает ее за запястья обеих рук снизу.

    Вытянутой правой ногой ученица делает замах в сторону, противоположную вращению, отталкивается от рук партнера, берет форс и исполняет тур en dehors. Ее правая нога не опускается и сохраняет положение à la seconde на 90°. Во время тура ученица переводит руки в 3-ю позицию или оставляет их во 2-й.

    После того как ученик помог ученице взять форс, он делает большой шаг назад и, как только ее поднятая нога прошла

    41



    31. Исходное положение перед турами en dehors

    мимо него, быстро подходит и подхватывает ее двумя руками за талию или за обе руки.

    Пример 4. Туры en dehors из положения croisé вперед.

    Ученица стоит лицом к точке 8 на левой ноге, правая sur le cou-de-pied спереди, правая рука в 3-й позиции, левая — во 2-й.

    Ученик стоит за ученицей и правой рукой, повернутой ребром кисти вверх, берет кисть ее правой руки ладонь в ладонь, левой снизу берет кисть ее левой руки (рис. 31).

    Перед форсом ученица чуть выводит вперед правую ногу. Одновременно с форсом ученицы ученик раскрывает ее правую руку из 3-й позиции во 2-ю, а затем усилием обеих рук дает толчок на вращение. Ученица, оттолкнувшись от рук ученика, соединяет свои руки в условной 1-й позиции. Ученик во время туров поддерживает ее двумя руками за талию.

    После туров ученик останавливает ученицу в позе attitude croisée или другой заданной позе.

    В момент, когда ученица берет форс, перед началом туров, особенно важно ощущение взаимного темпа, так как от согласованности действий зависит качество и количество туров.

    В первоначальном изучении данных туров ученик не должен давать сильного толчка руками для увеличения форса. Только с усвоением приема, при большом количестве туров форс увеличивается.

    Туры из этого положения могут исполняться с поддержкой ученицы за запястья обеих рук. Ученица держит руки во 2-й позиции, ученик стоит позади нее. Усилием обеих рук он дает форс на вращение, одновременно посылает руки ученицы в 3-ю позицию и переводит свои руки на ее талию.

    Нужно изучить эти туры en dehors и en dedans.

    Пример 5. Туры из позы Iarabesque с поддержкой за запястье.

    Эти туры обычно исполняются en dedans.

    42





    32. Туры из позы I arabesque с поддержкой за запястье

    Ученик находится за ученицей, стоящей в позе I arabesque (высокого) на правой ноге, и держит ее за запястья обеих рук (рис. 32). Левой рукой он дает посыл на вращение и затем отпускает ее левую руку. Ее рука закрывается в 1-ю позицию. Переводя правую руку ученицы в 3-ю позицию, он помогает ей установить корпус в вертикальное положение. Во время туров он держит ее за запястье свободно, давая ей возможность вращаться, и в то же время сохраняет ее устойчивость.

    Если по окончании туров ученица снова принимает позу I arabesque, ученик останавливает ее, подхватив своей рукой за левую руку, а ее правую руку возвращает в исходное положение.

    Из этого же исходного положения ученица может исполнять туры, переводя наверх левую руку. В этом случае ученик во время вращения поддерживает ее левой рукой за запястье, а правую отпускает.

    Во всех случаях в момент туров рука ученицы, за которую ее поддерживает ученик, находится в 3-й позиции.

    Существуют туры, во время которых ученица сохраняет позу невысокого attitude. Тогда ученик слегка отступает от ученицы, чтоба она не задела его, и держит ее за запястье, не нарушая позиции поднятой руки.

    Пример 6. Туры en dehors из положения croisé вперед (во время вращения ученица держится за палец ученика).

    Ученица лицом к точке 8 на левой ноге, правая sur le cou-de-pied спереди. Левая рука во 2-й позиции, правая, которой она держится за палец партнера, в 3-й (рис. 33).

    Ученик — позади ученицы. Его правая рука — над ее головой, средний палец опущен вниз. Левой рукой он берет левую руку ученицы снизу, ладонь в ладонь.

    43



    33. Положение рук при турах с поддержкой за палец

    Чуть выводя вперед правую ногу, ученица берет форс на вращение и, одновременно отталкиваясь левой рукой от левой руки партнера, переводит ее в условную 1-ю позицию. Во время вращения она продолжает держаться правой рукой за палец партнера, не сжимая его крепко.

    Когда туры закончены, ученик подхватывает левую руку ученицы за кисть, как вначале, и помогает ей принять исходное положение.

    Левая рука ученика должна быть напряжена, так как ученица отталкивается от нее довольно сильно. Правая рука ученика находится точно над головой ученицы во время ее вращения и должна быть неподвижной.

    Туры с поддержкой за палец могут начинаться из различных положений, но принцип поддержки остается тот же.

    Пример 7. Туры en dedans из положения Iarabesque.

    В данных турах перед началом возможны два варианта: ученик уже стоит на одном колене, а ученица подходит (или



    34. Туры en dedans из положения I arabesque

    44

    подбегает) к нему; оба партнера одновременно подходят друг к другу и ученик опускается на одно колено.

    Приводим пример, когда ученик стоит на правом колене лицом к точке 7, руки — во 2-й позиции ладонями вверх.

    Ученица лицом к ученику, спиной к точке 7, на расстоянии трех-четырех шагов от него. Она подходит или подбегает к нему и, подав ему обе руки ладонь в ладонь, принимает положение I arabesque на правой ноге (рис. 34).

    Ученица должна рассчитать свой подход к ученику так, чтобы во время вращения он мог держать ее двумя руками за талию, не наклоняя своего корпуса вперед. Затем, оттолкнувшись от рук ученика, она выпрямляется, берет форс и делает туры en dedans. Во время вращения ученик поддерживает ее двумя руками за талию, стоя на одном колене.

    Поддержка в «падающих» позах и положениях

    Пример 1. Опускание ученицы в позе Iarabesque с поддержкой за запястья обеих рук.

    Ученица стоит в позе I arabesque (высокого) на правой ноге. Ученик — позади нее, держит за запястья обеих рук.

    Хорошо установив ученицу, ученик для упора приставляет левую стопу к носку ее опорной ноги, делает demi plié на левой же ноге и выставляет правую ногу вперед, в направлении точки 3. Левую руку, плотно прижатую к левой стороне груди, он медленно разгибает в локте в направлении точки 3 и опускает ученицу в «падающее» положение. Опускание партнер исполняет за счет отклонения своего корпуса назад, в противовес партнерше, находя равновесие в завершающем положении. Основная нагрузка ложится на левую руку ученика, в ином случае правильность позы ученицы будет нарушена.

    Возвращение ученицы в исходное положение ученик производит резким рывком обеих рук, подтягивая ее к себе. И в этом случае основная нагрузка падает на его левую руку.

    В данном движении ученица сначала подает вперед оба бедра, а затем прогибается в пояснице (рис. 35).

    Заканчивая движение, партнеры могут вернуться в исходное положение или позу, заданную преподавателем. Руки ученика переходят на талию ученицы или остаются в первоначальном положении.

    Пример 2. Опускание ученицы в позе Iarabesque с поддержкой за кисти обеих рук.

    Правая рука ученицы поднята чуть выше обычного и обращена ладонью вверх. Ученик берет правой рукой ученицу за кисть ее правой руки сверху, ладонь в ладонь. При этом кисть его руки опущена вниз до предела, с тем чтобы кисть руки уче-

    45





    35. Опускание в «падающее» положение 36. Опускание в «падающее» положение с поддержкой за запястья с поддержкой за кисти рук

    ницы оставалась в более естественном положении. Левой рукой ученик берет ладонь левой руки ученицы снизу (рис. 36).

    В этом случае при поддержке сохраняются те же правила, что и в предыдущем примере.

    Пример 3. Опускание ученицы на спину ученика с поддержкой за кисти обеих рук.

    Партнеры стоят лицом друг к другу на расстоянии одного шага. Она — спиной к точке 7, он — спиной к точке 3.



    37 . Опускание в «падающее» положение на спину ученика с поддержкой за кисти рук



    37". Положение рук партнеров ладонь в ладонь 46

    С шага вперед на левую ногу ученица принимает положение attitude croisée, руки во 2-й позиции. Ученик поддерживает ее за кисти обеих рук, ладонь в ладонь (рис. 37).

    Правой рукой ученик переводит левую руку ученицы в 3-ю позицию и одновременно левой переводит ее правую руку в подготовительное положение. В это же время ученица подводит правую ногу в положение tire-bouchon или sur le cou-de-pied. Затем он проводит свою левую руку во 2-ю позицию, а правую оставляет в 3-й, и они оба поворачиваются спиной друг к другу. Как только колено согнутой ноги ученицы проходит мимо ученика, он приставляет левую стопу к носку ее опорной ноги, и они плотно прижимаются спинами друг к другу.

    В это исходное положение нужно уметь приходить из различных положений и поз.

    Сохраняя прямую линию левой ноги и корпуса, ученик делает выпад на правую ногу в направлении точки 3, опуская ученицу в «падающее» положение. Ученица выпрямляет правую ногу вперед на 90°. В момент опускания прямая линия корпуса и опорной ноги ученицы также не должна нарушаться.

    При помощи толчка правой ноги ученик возвращается в исходное положение и придает ученице устойчивое вертикальное положение.

    Существуют различные варианты возвращения из «падающего» положения: партнеры возвращаются в исходную позу обратным поворотом; ученица проводит правую ногу через I позицию, принимает позу I arabesque, a ученик, отпустив ее руки, быстро поворачивается к ней, подхватывая ее двумя руками за талию, и др.

    Пример 4. Опускание ученицы в «падающее» положение с поддержкой одной рукой за талию, другой за запястье.

    Первый вариант: ученица стоит в V позиции, правая нога впереди, правая рука в 3-й позиции, левая — во 2-й. Ученик —

    38. Опускание в «падающее» положение с поддержкой одной рукой в охват за талию,

    другой — за запястье



    47

    позади нее, держит ее правой рукой за запястье правой руки. Левой он охватывает ее талию, касаясь пальцами правой тазовой кости. Затем поворачивает ученицу лицом к точке 3, в том же направлении делает выпад на правую ногу и опускает ученицу в «падающее» положение (рис. 38).

    В процессе данного движения корпус у обоих учащихся прогибается в разделе плечевого пояса. Основная нагрузка — на левой руке ученика, правая его рука играет вспомогательную роль. Возвращение ученицы из «падающего» положения ученик производит так же, как в предыдущем примере.

    Тот же прием используется при опускании ученицы в «падающее» положение в позах I arabesque и attitude effacée, но в дальнейшем эти движения изучаются без поддержки ученицы за запястье.

    Второй вариант: ученица в V позиции, правая нога впереди, руки в 3-й позиции. Ученик позади нее, держит ее левой рукой за запястье левой руки.

    Подставляя левую ногу к носкам ученицы, он охватывает талию правой рукой, касаясь концами пальцев ее левой тазовой кости. Затем, поворачивая ученицу лицом к точке 3, делает выпад на правую ногу в том же направлении, левой рукой продолжает держать ее за запястье.

    Третий вариант: ученица в позе I arabesque на правой ноге. Ученик стоит позади и держит ее за запястья обеих рук. Затем он отпускает левую руку, а она, подводя левую ногу в V позицию вперед и переводя левую руку в 3-ю позицию, делает полповорота и оказывается спиной к точке 3. Ученик левой рукой плотно охватывает ее талию, приставляя для упора левую ногу к ее носкам, и делает выпад на правую ногу к точке 3, опуская ученицу спиной к полу.

    Правила опускания и возвращения ученицы в вертикальное положение здесь те же, что и во всех других «падающих» позах подобного рода.

    ПОДДЕРЖКА ОДНОЙ РУКОЙ

    Все движения, изученные ранее с поддержкой двумя руками за талию и за две руки, нужно повторить с поддержкой одной рукой. Последовательность приемов следующая: за кисть, за запястье, за талию в охват, за талию кистью одной руки, а также в сочетании перечисленных приемов.

    Например, ученица в позе attitude effacée на левой ноге. Ученик слева от нее, поддерживает ее правой рукой за талию в охват. Она сгибает левую руку в локте и кистью опирается на его правое плечо.

    Во время исполнения ученицей développé, développé passé, grand rond de jambe и других движений ученику необходимо

    48

    помнить об отклонении ее корпуса в сторону, противоположную поднятой ноге. Поэтому он должен быть предельно чутким и помогать ученице отклонять корпус в нужном направлении. При этом позиция руки ученицы строго сохраняется.

    Пример 1. Ученица в V позиции, правая нога впереди, положение ног efface. Из этого положения она опускается на левое колено и садится на пол, не разгибая левой ноги, правая нога выпрямлена в направлении точки 2. Правая рука в 1-й позиции, левая — во 2-й ладонями вниз. Левое плечо отведено, и весь корпус немного отклонен назад (рис. 39).

    Ученик стоит лицом к ученице на расстоянии одного шага, по диагонали из точки 2 в точку 6, положение рук и ног произвольное, в зависимости от задания преподавателя.

    Ученик подает правую руку, а ученица плавным движением сверху опускает кисть правой руки в кисть правой руки ученика. Легким незаметным толчком правой руки в руку ученицы ученик подает сигнал к началу движения, после чего она поднимается с пола сначала на левое колено, а затем, перейдя на стопу правой ноги, встает на пальцы, принимая позу attitude effacée или I arabesque (рис. 40).



    39. Исходное положение



    40. Поза attitude с поддержкой за кисть руки

    49

    Во время этого перехода ученица не сгибает правой руки, т. е. не подтягивается на руке. Ученик, подав сигнал к началу движения, делает большой шаг назад, энергично помогает ей встать и удерживает ее в устойчивой позе на пальцах.

    Рука ученицы, за которую ее поддерживает ученик, должна быть совершенно неподвижна в плечевом суставе.

    Сочиняя учебное adagio или allegro, преподаватель должен предельно варьировать все элементы дуэтного танца и создавать каждый раз новые условия, иногда специально неудобные, с тем чтобы развивать в учениках чувство ловкости, умение быстро ориентироваться и приспосабливаться к разнообразным танцевальным комбинациям, которые в дальнейшем могут встретиться на сцене.

    Повороты

    Ученица должна стремиться сделать поворот самостоятельно, едва придерживаясь за руку ученика, ее опорная нога активно помогает вращению. Посыл к повороту дает ученик. При повороте ученица может изменить свою позу или остаться в той же.

    Пример 1. Ученица спиной к точке 1, на пальцах правой ноги, левая — sur le cou-de-pied сзади; правая рука в 3-й позиции обращена ладонью к ученику, левая — в подготовительном положении. Ученик — лицом к ученице. Правой рукой, обращенной ладонью к ученице, он берет ее за кисть правой руки, ладонь в ладонь. Левая рука открыта в сторону.

    Из этого положения ученик движением кисти правой руки начинает поворачивать ученицу в правую сторону, продолжая плотно держать ее руку.

    Во время поворота правая рука ученицы находится в условной 3-й позиции, т. е. точно над головой, ученик не должен отводить ее в сторону, вперед или назад.

    При переходе к следующему повороту в ту же. сторону кисти рук партнеров принимают первоначальное положение следующим образом: из завершающего положения ученик скользящим движением поворачивает кисть правой руки ребром вверх до положения ладонь в ладонь. В это время ученица слегка расслабляет кисть правой руки, но старается не выпустить его кисть.

    Данным приемом производят нужное количество поворотов. Поворот следует делать и в обратную сторону.

    Пример 2. В разделе «Поддержка за руки» объяснялся поворот на 360° с поддержкой ученицы за обе руки. Этот поворот нужно изучать с поддержкой ученицы одной рукой за одну руку.

    50

    Исходное положение партнеров то же, но ученик держит правую руку в 1-й позиции ладонью вверх, а ученица подает ему правую руку сверху, ладонь в ладонь.

    Ученик открывает правую руку во 2-ю позицию, тем самым поворачивая ученицу на половину круга, спиной к себе. Затем эту же руку он поднимает в 3-ю позицию и сильным движением кисти завершает полный поворот ученицы.

    Следует изучать этот поворот и в обратную сторону.

    Положение кистей рук партнеров остается неизменным (ладонь в ладонь, крепко сжаты), меняется только их ракурс.

    Повороты за одну руку исполняются также с поддержкой ученицы за запястье. Такой поворот производится сильным движением кисти руки ученика. Ученица содействует повороту движением опорной ноги, описанным выше.

    Пример 3. Неполные повороты с поддержкой ученицы кистью одной руки за талию.

    Ученица стоит в позе attitude croisée на левой ноге. Ученик — за ее левым плечом, держит ее кистью правой руки за талию (по линии пояса ближе к правому боку). Он поворачивает ученицу влево и отходит назад, стараясь все время держаться за ее левым плечом. Она принимает позу I arabesque.

    Если одного движения кисти ученика не хватает для того, чтобы ученица оказалась в нужном положении, он смещает кисть своей руки скользящим быстрым движением по линии ее пояса в сторону, противоположную вращению, и снова поворачивает ученицу.

    Обводки

    Обводки с поддержкой ученицы за одну руку изучаются во всех основных позах классического танца. Рука ученицы, за которую ее поддерживает ученик, может быть в 1-й, во 2-й или в 3-й позиции. Во всех случаях ее рука сильно напряжена (т. е. неподвижна в плечевом и локтевом суставах) и не нарушает принятой позиции.

    Пример 1. Обводка с поддержкой ученицы одной рукой за кисть, ладонь в ладонь.

    Ученица с шага на правую ногу принимает позу attitude effacée.

    Ученик стоит лицом к ученице и подает ей правую руку, повернутую ладонью вверх.

    Она подает ему правую руку ладонь в ладонь, строго сохраняя 1-ю позицию.

    В этом положении ученик обводит ее по кругу в правую сторону. Его шаги должны быть ровными, в заданном музы-

    51



    41. Поза 1 arabesque (высокого) 42. Поза écartée с поддержкой за запястье с поддержкой за запястье

    кальном ритме. Каждый шаг нужно делать по линии условного круга, не приближаясь и не отходя от ученицы. Во время обводки исходное положение партнеров строго сохраняется.

    Сначала рекомендуется изучать обводки в очень медленном темпе и отдельно, а затем включать их в различные комбинации.

    Пример 2. Обводка с поддержкой ученицы одной рукой за запястье.

    а) Ученица в позе I arabesque (высокого) на правой ноге, ученик стоит лицом к ней и держит ее правой рукой за запястье правой руки (рис. 41).

    Совершая обводку, ученик должен сохранять первоначальное расстояние, идя по кругу влево. Если в этой же позе ученик держит ее левой рукой, то он, как правило, должен двигаться по кругу вправо.

    б) Ученица на левой ноге в позе écartée (вперед или назад). Правая ее рука в 3-й позиции, левая во 2-й. Ученик, стоя слева от нее, держит ее правой рукой за запястье правой руки. При обводке левая рука ученицы чуть касается локтем груди партнера (рис. 42).

    Обводки ученицы в различных позах также изучаются с дви-



    43. Поза IV arabesque с поддержкой за кисть руки

    52

    жением ученика по кругу спиной (т. е. он отступает назад). Это наиболее трудный вид обводки, но принцип и' основные правила остаются те же (см. рис. 40—43).

    Пример 3. Обводка с поддержкой ученицы кистью одной руки за талию.

    В этой обводке ученику приходится пользоваться несколько необычным приемом. Рассмотрим его сначала на примере port de bras, с поддержкой ученицы одной рукой за талию.

    Ученица в позе I arabesque на левой ноге. Ученик, стоя за ней, держит ее правой рукой за талию так, чтобы его большой и указательный пальцы оказались на линии пояса, а ладонь плотно прижатой к ее правому боку.

    Из этого положения ученица делает большое port de bras вперед. Как только она начинает наклоняться, ученик слегка, едва заметно подает ее корпус вперед, но ее устойчивость тем не менее сохраняется благодаря поддержке (рис. 44).

    После port de bras ее поза приобретает легкость и еще большее изящество. Она возвращается в первоначальную позу, а ученик придает ей положение устойчивости.

    Добившись от учеников полного понимания и технического усвоения этого приема, следует приступать к изучению обводки с поддержкой одной рукой за талию.

    Обводка исполняется следующим образом. Исходное положение приведено в начале раздела. Сместив корпус ученицы чуть вперед, ученик кистью правой руки дает посыл к повороту и производит обводку в правую сторону. После обводки он возвращает ученицу в устойчивое положение.

    По этому принципу изучаются обводки в позах II, III и IV arabesques, a также в позе attitude и др.

    Необходимо научить ученика в этих обводках держать ученицу кистью одной руки за талию не только сверху, но и снизу, т. е. под наклоненным корпусом (рис. 45).





    44. Поза I arebesque (низкого) 45. Поза IV arabesque с поддержкой

    с поддержкой за талию кистью одной кистью одной руки снизу

    руки

    53

    Есть другой вид обводки с поддержкой ученицы за талию. Например, ученица стоит в позе attitude croisée на правой ноге, ее корпус отклонен чуть назад и вправо, руки в 3-й позиции.

    Ученик — лицом к ней. Кисть его правой руки находится на линии ее пояса, немного сдвинута назад, ближе к ее правому боку. Правая рука ученика чуть согнута в локте, корпус и голова отклонены назад (рис. 46).

    Затем ученик чуть отводит корпус ученицы от себя, и она как бы «повисает» на его руке. (Принцип приема тот же, что и при исполнении port de bras.) В этом положении ученик идет по кругу влево или отступает назад. (В начале обучения следует делать половину круга, целый круг, затем два, три и более поворотов.) По окончании обводки ученик возвращает ученицу в устойчивое положение, слегка притягивая ее корпус к себе.

    При обводке ученицы в позе écartée с поддержкой одной рукой за талию ученик не должен пользоваться описанным приемом. В этой позе он должен сохранять точно положение устойчивости ученицы.

    При исполнении обводок с поддержкой одной рукой за талию партнеры, как правило, должны иметь одну точку соприкосновения.

    При всех поддержках ученицы за талию кистью одной руки ученик не должен сильно сжимать пальцы или держать ее за одежду. Его кисть с отведенным большим пальцем плотно охватывает талию ученицы по линии пояса сбоку, спереди или сзади в зависимости от позы ученицы.

    В классических дуэтах встречаются обводки, когда партнеры стоят лицом друг к другу в следующем положении: ее правая рука вытянута вперед, ладонь лежит на правом плече партнера. Его правая рука на ее правом плече. Таким образом, их руки переплетены (рис. 47).



    46. Поза attitude croisée с поддержкой 47. Поддержка переплетенными руками одной рукой под поясницу

    54



    Туры

    Пример 1. Туры с поддержкой ученицы за кисть руки.

    Ученица в позе attitude effacée на правой ноге. Ученик стоит лицом к ней, держит ее правой рукой за правую руку, ладонь в ладонь, по 1-й позиции (см. рис. 40).

    Ученица переходит с пальцев в demi plié и берет форс на тур en dedans.

    Правая рука ученика в момент поддержки должна быть крепкой и упругой. Сразу же после того, как ученица оттолкнулась от его руки и начала вращение, ученик мгновенно переводит обе руки на ее талию и поддерживает до завершения туров, останавливая в заданном положении. Эти туры изучаются. и без plié.

    Пример 2. Туры с поддержкой ученицы за запястье одной руки.

    Ученица в позе I arabesque (высокого) на правой ноге, лицом к точке 3. Ученик стоит лицом к ней на расстоянии одного шага, поддерживает ее правой рукой за запястье правой руки (см. рис. 41).

    Ученица делает тур en dedans, оставляя правую руку в 3-й позиции, левую подводя в 1-ю условную позицию. В момент форса ученик переводит ее правую руку в положение над головой, т. е. в условную 3-ю позицию, тем самым устанавливая вертикальную ось вращения ученицы (рис. 48).

    Когда ученица берет форс, рука ученика должна быть достаточно упругой, так как ученица отталкивается от нее. В момент вращения нельзя сжимать запястье ученицы, ее рука должна свободно поворачиваться в кисти ученика.

    Если после туров ученица снова принимает позу I arabesque, ученик должен вернуть ее руку (которая во время вращения была над ее головой) в исходное положение. Сделать это нужно в тот момент, когда ее левая нога после туров раскрывается в позу I arabesque.



    48. Тур en dedans с поддержкой за запястье

    55

    После вращения ученица должна остановиться самостоятельно, не рассчитывая на помощь партнера. Если взятый ею форс слишком велик для заданного количества туров и ученик, желая остановить вращение, крепко сожмет запястье ученицы, он, тем самым, рискует повредить ее руку.

    При турах с поддержкой за запястье ученик может находиться не только лицом к ученице, но и стоять за ней.

    Пример 3. Туры, во время которых ученица держится одной рукой за палец ученика.

    Прием изучения таких туров объяснен в разделе «Поддержка за руки». Но если там ученица перед началом туров сама устанавливала свою руку и руку ученика над головой, то в данном случае перед началом туров ученик должен установить руку ученицы.

    Качество и количество этих туров зависит от того, насколько точно ученик уловит условную ось вращения ученицы и установит ее руку точно над ее головой.

    Эти туры изучаются с шага, с tombé, pas de bourrée или другого движения, с которого ученица может взять форс самостоятельно.

    • После туров нужно уметь останавливаться во все малые и большие позы классического танца.

    Если ученица останавливается на пальцах, ученик, как правило, помогает ей, поддерживая ее свободной рукой за руку или за талию. Если же она после вращения переходит в demi plié, ей не обязательна помощь ученика.

    Пример 4. Тур в позе attitude, во время которого ученик подхватывает ученицу одной рукой за талию.

    Ученица на левой ноге, на пальцах, правая — à la seconde на 90°, руки во 2-й позиции.

    Ученик рядом, справа от нее, лицом к точке 1 держит ее за правую руку своей левой, ладонь в ладонь (рис. 49).

    Сделав demi plié на левой ноге, ученица отталкивается от руки ученика, берет форс и делает тур en dehors в позе attitude, поднимая руки в 3-ю позицию.

    Дав возможность ученице сделать тур самостоятельно, ученик делает большой шаг к ней (в тот момент, когда ее левое плечо обращено к нему) и подхватывает ее за талию правой рукой. Ученица раскрывает левую руку во 2-ю позицию и, охватив ученика за шею, опирается на оба его плеча.

    Подхватив ученицу во время тура, ученик, не прекращая вращения, с той же скоростью двигается по кругу и останавливает ученицу в позе attitude effacée.

    Данный прием имеет различные варианты: ученик, подхватив ученицу одной рукой за талию, двигается по кругу, делая два, три и более поворотов; ученица кистью левой руки, согну-

    56





    49. Туры из положения à la seconde в позе

    attitude с поддержкой одной рукой за талию

    в охват

    той в локте, опирается на правое плечо ученика; ученица делает полтора тура самостоятельно, и только тогда ученик поддерживает ее в охват за талию, и др.

    В поддержке этих туров ученик должен вовремя подойти к ученице, продолжая повороты, не «сбить» ее с оси вращения и двигаться по кругу с той же скоростью, с которой ученица начинает туры.

    Поддержка в «падающих» позах и положениях

    Пример 1. Опускание ученицы в «падающее» положение в позе Iarabesque с поддержкой одной рукой в охват за талию.

    Ученица в позе I arabesque (высокого) на левой ноге. Ученик— перед ученицей лицом к точке 1, поддерживает ее в охват за талию правой рукой так, чтобы концы пальцев касались ее правой тазовой кости. Его левая рука отведена в сторону и обращена ладонью вниз. Стопа правой ноги ученика плотно приставляется к носку опорной ноги ученицы спереди. Ученица в это время левым бедром опирается на правое бедро ученика.

    Встав вплотную к ученице, он делает выпад на левую ногу в сторону и опускает ученицу в «падающее» положение. Его правая нога и корпус в момент выпада должны составлять прямую линию (рис. 50).

    57



    50. Опускание в «падающее» положение с поддержкой одной рукой за талию в охват

    Возврат в исходное положение ученик производит при помощи толчка левой ногой. Завершающая поза может быть любой в зависимости от задания преподавателя.

    Пример 2. Опускание, в котором оба партнера принимают «падающее» положение.

    Партнеры лицом к точке 1. Ученица с правой стороны от ученика. Левой рукой она берет его под руку и кладет свою ладонь в его правую ладонь (ребром кисти вниз). Правая рука ученицы и левая рука ученика находятся в подготовительном или ином заданном положении.

    Ученица встает на пальцы по V позиции, правая нога впереди. Ученик сначала приставляет стопу своей правой ноги вплотную к носкам ученицы, а затем и левую подводит к правой. В этот момент оба партнера, держась за руки, сохраняют равновесие-баланс (рис. 51).



    51. Опускание в «падающее» положение с поддержкой одной рукой за руку

    58

    Приняв исходное положение, партнеры медленно раскрывают руки через 1-ю позицию во 2-ю (она — правую, он — левую) ; одновременно с этим движением она вытягивает левую руку, а он, не разгибая локтя правой руки, плотно прижимает кисть ученицы к своей груди. Из этого положения ученик медленно разгибает в локте правую руку, и, когда его рука выпрямляется до конца, оба партнера оказываются в «падающем» положении, сохраняя при этом равновесие.

    Возврат в исходное положение ученик производит резким рывком правой руки, одновременно отставляя левую ногу на полшага в сторону. Вернув ученицу в вертикальное положение, он поддерживает ее двумя руками за талию, а она принимает позу, заданную преподавателем. На протяжении всего опускания корпус партнеров не прогибается, а остается все время прямым. При любом опускании с поддержкой ученицы за кисть руки ученик должен стараться сохранять ее кисть в естественном положении.

    Пример 3. Опускание ученицы в «падающее» положение в позе Iarabesque с поддержкой одной рукой за кисть.

    Ученица в позе I arabesque на левой ноге. Ученик стоит вплотную позади нее, левой рукой держит ее за запястье левой руки, правой — снизу за кисть правой руки, ладонь в ладонь.

    Приняв исходное положение и установив ученицу на пальцах, ученик приставляет стопу своей правой ноги к носку ее опорной ноги сзади. Сделав demi plié на правой ноге и выставив левую ногу вперед для упора, ученик отпускает ее левую руку, свою же правую, плотно прижатую к груди, медленно разгибает в локте и опускает ученицу в «падающее» положение (рис. 52).

    Возврат в исходное положение ученик производит резким рывком правой руки, подтягивает ученицу к себе и удерживает ее двумя руками за талию или за запястья обеих рук.



    52. Опускание в «падающее» положение

    в позе I arabesque с поддержкой за одну

    руку

    59

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта