Главная страница
Навигация по странице:

  • 85. Прыжок на

  • Различные переходы с плеча в позу «рыбка» и из позы «рыбка» на плечо

  • Подъемы с фиксированием поз на вытянутых вверх руках

  • Подъемы с фиксированием поз на вытянутой вверх руке

  • 97. Подъем на одну

  • Подбрасывание с переменой поз в воздухе с поворотом и без поворота

  • СЕРЕБРЕННИКОВ. Поддержка в дуэтном танце. Статья т м. Веиесловой Оформление В. Н. Дзюбы Рисунки артиста балета


    Скачать 4.14 Mb.
    НазваниеСтатья т м. Веиесловой Оформление В. Н. Дзюбы Рисунки артиста балета
    АнкорСЕРЕБРЕННИКОВ. Поддержка в дуэтном танце.doc
    Дата18.01.2018
    Размер4.14 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСЕРЕБРЕННИКОВ. Поддержка в дуэтном танце.doc
    ТипСтатья
    #14433
    страница7 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    80







    78. Положение I arabesque «стоя коленом» на плече партнера с поддержкой за руки

    Ученик — рядом, с правой стороны от нее, на правом колене, также в произвольной позе. Он подает ей обе руки, правую — в 3-й позиции, левую — во 2-й ладонями вверх. Ученица кладет правую руку в правую руку ученика, а левую — в его левую, ладонь в ладонь. Затем ставит левую стопу на левое бедро ученика (вплотную к его торсу) и, опираясь на его руки, встает правым коленом на его правое плечо, левую ногу отводит назад, принимая положение I arabesque. Ее руки выпрямлены в локтях (рис. 78).

    В момент, когда ученица ставит колено на плечо ученика, он встает и поворачивается лицом к точке 2, выпрямляя руки в локтях.

    Возвращение ученицы на пол изучается в различных вариантах. Наиболее распространенный: ученик делает выпад на правую ногу, а ученица, опустив левую ногу, встает на его правое бедро и, вытягивая правую ногу, принимает позу I arabesque, затем возвращается на пол, как это описано в разделе «Небольшие подъемы», пример 3.

    Прыжки на грудь и плечи

    Исходное положение в последующих трех примерах одинаково. Ученица сидит на полу, ученик держит ее за руку. Подробное описание в разделе «Поддержка одной рукой», пример 1 (см. рис. 39).

    Пример 1. Прыжок ученицы на плечо в положение «лежа» (спиной к полу).

    Ученик резким движением правой руки подтягивает ученицу к себе, наклоняясь вперед. Его корпус и правая нога сохраняют прямую линию.

    81

    Ученица сильно отталкивается от пола правой ногой и в прыжке делает полповорота влево с таким расчетом, чтобы оказаться на плече ученика спиной чуть ниже поясницы. Ее корпус принимает горизонтальное положение, руки переходят в 3-ю позицию, ноги вытягиваются по V позиции (правая впереди).

    Ученик подставляет ей правое плечо и подхватывает летящую к нему ученицу правой рукой за талию, левой под бедро левой ноги.

    В тот момент, когда она достигает плеча ученика, его ноги должны «спружинить», т. е. предельно смягчить ее «приход». Затем он придает ее позе любой ракурс (в зависимости от задания преподавателя). Корпус ученицы может остаться прямым или прогнутым в пояснице (рис. 79 и 79а).

    П р и м е р 2. Прыжок ученицы на плечо в положение «сидя».

    Ученик описанным приемом помогает ученице прыгнуть в воздух. В прыжке она поворачивается влево и садится на его правое плечо, ее руки переходят в 3-ю позицию, ноги сгибаются в коленях по шестой позиции *. Корпус ученицы и оба ее бедра образуют прямой угол. Правой рукой ученик подхватывает ее за правый бок, а левой — под диафрагму и, поворачиваясь лицом к точке 1, выпрямляет ноги (рис. 80).

    П р и м е р 3. Прыжок ученицы на плечо с завершением в позе «ласточка».

    Сделав рывок правой рукой, ученик сразу же отпускает руку ученицы и мгновенно переводит свою руку под ее диафрагму. Его кисть с раскрытыми и обращенными вверх пальцами должна быть плотно прижата к торсу ученицы и удерживать ее корпус.

    Ученица сильно отталкивается от пола правой ногой, прыгает вверх в направлении точки 2 и в полете принимает позу «ласточка». Руки через 3-ю позицию она отводит назад (рис. 81).

    Ученик, сделав поворот на 180° вправо, подставляет летящей к нему ученице левое плечо, одновременно подхватывает ее левой рукой за оба бедра и делает с ней два-три шага по ходу прыжка, тем самым зрительно увеличивая протяженность полета.

    П р и м е р 4. Прыжок ученицы на плечо с завершением в положении «сидя» с поддержкой за обе руки.

    Ученица стоит спиной к точке 8 на правой ноге, в позе croisée (на полу).

    Правая рука в 3-й позиции, ладонью обращена к ученику, левая — в 1-й ладонью вниз.

    Ученик — лицом к ученице на левой ноге, правая отставлена

    * Шестая позиция (пятки и носки вместе, подъемы вытянуты) применяется в народно-сценическом и историко-бытовом танцах, она существует и в сценической практике классического танца, но в программу классического танца не включена.

    82



    79. Положенно «лежа спиной» на плече

    партнера



    79". Положение «лежа спиной» на плече партнера с перегнутым корпусом



    ---- 80. Положение «сидя» на плече партнера

    назад. Руки в таком же положении, как и у ученицы. Правой рукой он держит ее за правую руку, левой — за левую, ладонь в ладонь. Ученица делает с левой ноги pas couru за его спиной, отталкивается правой ногой от пола и прыгает вверх, сильно опираясь при





    81. Прыжок на плечо партнера с завершением в позе «ласточка» ^3



    82. Прыжок на плечо партнера с завершением в положении «сидя» с поддержкой

    за руки

    82. Прыжок на плечо партнера с завершением в положении «сидя» с поддержкой

    за руки

    этом на его руки. Ее левая нога во время прыжка согнута в колене и поднята вперед на 90° (не выворотна). Свой подход и прыжок ученица должна рассчитать так, чтобы оказаться на правом плече ученика левым бедром, в положении «сидя».

    В момент прыжка ученицы, когда она находится за спиной ученика, он резким движением вытягивает руки вверх, одновременно приседает и, как только она оказывается на его плече, выпрямляет ноги (рис. 82).

    Возвращение ученицы на пол описано в разделе «Подъемы ученицы на грудь и плечи ученика», пример 3.

    П р и м е р 5. Прыжок ученицы на плечо (в законченной позе ученица «стоит коленом» на плече).

    Исходное положение такое же, как в предыдущем примере.

    Ученица делает шаг левой ногой, затем pas glissade и, оттолкнувшись левой ногой от пола (за спиной ученика), прыгает на его правое плечо так, чтобы оказаться на нем коленом правой ноги, левую поднимает назад (рис. 83).

    Описание возвращения на пол см. в разделе «Подъемы ученицы на грудь и плечи ученика», пример 5.

    П р и м е р 6. Jeté entrelace на плечо с поддержкой за обе руки.

    Ученица стоит спиной к точке 2, на правой ноге, левая вытянута вперед, носком касается пола. Правая рука в 3-й позиции, кистью обращена к ученику, левая в 1-й ладонью вниз.

    Ученик — лицом к ней, на правой ноге, левая отставлена назад. Руки в таком же положении, как и у нее. Правой рукой он держит ее за правую руку, левой за левую, ладонь в ладонь.

    С шага левой ногой ученица делает jeté entrelacé по диагонали в точку 6 с таким расчетом, чтобы средняя часть бедра ее правой ноги пришлась точно на левое плечо ученика, плотно прикасаясь к его шее. Левую ногу она быстро присоединяет к правой и принимает позу «ласточка» (рис. 84).

    84



    83. Разновидность прыжка на плечо партнера

    Делая прыжок, ученица не должна перелетать ученика, чтобы не оказаться на его плече животом или тазовым поясом.

    В момент прыжка ученицы ученик слегка приседает, не отводя своего левого плеча назад, резко вытягивает руки вверх (чуть вперед) и поднимается, как только почувствует на плече бедро ученицы. Он продолжает держать ее за обе руки, сохраняя корпус прямым.

    Возвращая ученицу на пол, ученик опускается на правое колено, а она, опустив сначала одну, а затем другую ногу, встает на пол в V позицию за его спиной. Если ученица на правом плече ученика, он опускается на левое колено.

    Прыжок jeté entrelacé на плечо ученика изучается с поддержкой и за одну руку.

    В дальнейшем изучение таких прыжков, включенных в комбинации, производится из различных положений с разными подходами. Если ученица делает прыжок с разбега или оба партнера двигаются навстречу друг другу, их руки соединяются только перед самым прыжком.





    84. Jeté entrelacé на плечо партнера с поддержкой за руки 85

    Пример 7. Jeté entrelace на плечо с поддержкой ученицы одной рукой под диафрагму, другой за оба ее бедра.

    Исходное положение такое же, как в предыдущем примере, только ученик не держит ученицу за руки, а стоит лицом к ней на расстоянии двух шагов.

    Ученица делает с левой ноги pas chassé, затем короткое tombé на левую ногу и jeté entrelacé по диагонали к точке 6 на левое плечо ученика (см. рис. 81).

    Когда ученица делает pas chassé, ученик вытягивает правую руку вперед, пальцами вверх и поддерживает ее под диафрагму. В момент броска ее правой ноги он, чуть присев, подхватывает левой рукой снизу оба ее бедра, не отводя своего левого плеча назад. Когда поза «ласточка» зафиксирована на его плече, он выпрямляет ноги и поворачивается лицом к точке 8.

    Описание возвращения ученицы на пол см. в предыдущем примере.

    Пример8. Прыжок ученицы на плечо с завершением в позе «ласточка».

    Ученица стоит в верхнем правом углу *, лицом к точке 2, на правой ноге, в позе croisée вперед.

    Ученик на расстоянии четырех-пяти шагов от нее (по диагонали из точки 6 в точку 2), лицом к ней.

    Ученица разбегается, на ходу делает маленькое pas assemblé с правой ноги и, сильно оттолкнувшись от пола, прыгает к нему, принимая в воздухе позу «ласточка» с таким расчетом, чтобы оказаться на его левом плече бедрами обеих ног.

    В момент assemblé он, вытянув вперед правую руку ладонью вниз, поддерживает ученицу под диафрагму, затем немного приседает, поворачивая свое левое плечо вперед и левой рукой снизу подхватывает оба ее бедра.

    В дальнейшем ученица, разбегаясь, отталкивается от пола одной ногой, делает pas sissonne.

    При первоначальном изучении этого прыжка страхующему нужно стоять лицом к ученику и в случае необходимости поддержать левой рукой ученицу под диафрагму.

    П р и м е р 9. Saut de basque на грудь ученика.

    Ученица стоит на левой ноге, в позе II arabesque на полу, лицом к точке 1.

    Ученик — за ней на расстоянии трех-четырех шагов, в такой же позе.

    Ученица делает pas chassé, a затем saut de basque в направлении к нему с таким расчетом, чтобы ее прыжок завершился положением «сидя» на его груди. В отличие от сольного танца она

    * См. рис. 1.

    86



    85. Прыжок на плечо партнера с завершением в положении «сидя» (партнеры лицом

    друг к другу)

    85. Прыжок на плечо партнера с завершением в положении «сидя» (партнеры лицом

    друг к другу)

    не должна сильно забрасывать по ходу движения левую ногу, чтобы не ударить ученика.

    В момент ее прыжка ученик немного приседает, раскрывает обе руки в стороны, делает шаг вперед, подставляет грудь и подхватывает ученицу при ее взлете.

    Ее поза и положение его рук такие же, как и при подъеме на грудь с места.

    Пример 10. Saut de basque на плечо ученика.

    Исходное положение такое же, как в предыдущем примере. В задании ученицы никаких изменений нет, за исключением того, что она свой прыжок saut de basque завершает на плече ученика. Он во время ее прыжка подставляет ей правое плечо.

    Пример 11. Прыжок ученицы на плечо с завершением в положении «сидя».

    Ученица стоит спиной к точке 2, на левой ноге, в позе croisée вперед на полу. Ученик — лицом к ней, на расстоянии трех-четырех шагов, в условной IV позиции croisé (она значительно

    87

    шире обычной, и центр тяжести корпуса перемещен на левую, стоящую впереди ногу). Правая рука вытянута вперед, левая — в сторону. Руки на уровне плеч, ладонями вверх.

    Ученица делает pas couru с правой ноги, а затем, сильно оттолкнувшись от пола левой ногой, прыгает на правое плечо ученика, переводя обе руки в 3-ю позицию. Сесть на плечо нужно вплотную к шее, корпус держать вертикально, слегка прогнув его в пояснице (рис. 85).

    В момент прыжка ученицы ученик чуть приседает и, не отводя правого плеча назад, принимает на него летящую ученицу.

    Если она возвращается на пол с правого плеча ученика (за его спиной), он опускается на левое колено, если с левого—то на правое колено.

    Различные переходы с плеча в позу «рыбка» и из позы «рыбка» на плечо

    Пример 1. Перевод ученицы с плеча в позу «рыбка».

    Ученица сидит на правом плече ученика. Его левая рука сдвигается к ее правому боку, охватывая талию. Правая, скользя по правому бедру, охватывает его.

    В это же время ученица, вытянув правую ногу, проводит ее через I позицию и принимает позу «рыбка», лицом к точке 7.

    Такой прием поддержки изучается и с поворотом ученика на месте на 360 °. Техническая сторона поддержки невидима зрителю, т. е. перемена позы происходит в тот момент, когда ученик находится спиной к точке 1.

    П р и м е р 2. Перевод ученицы с плеча в позу «рыбка» с поворотом в воздухе.

    Ученица сидит на правом плече ученика, ее ноги за его спиной (см. рис. 85).

    Ученик, чуть приседая, слегка подбрасывает ее вверх. Его толчок является сигналом, по которому она резко поворачивает корпус правым плечом вперед и, сильно наклонившись влево, переходит в позу «рыбка», лицом к точке 7.

    Левой рукой, не опуская ее вниз, ученик охватывает ученицу за талию, правой — резко описывает в воздухе полный круг и подхватывает ученицу за бедро правой ноги сверху.

    При подбрасывании ученицы ученик пружинит двумя ногами.

    Пример 3. Переход ученицы из позы «рыбка» в позу «ласточка» на плечо (с поворотом).

    Ученица в позе «рыбка», лицом к точке 3, на руках ученика. Чуть присев, ученик подбрасывает ее вверх и одновременно двумя руками поворачивает в левую сторону (к себе).

    В момент броска она энергично помогает повороту, резко

    88

    посылая руки в 3-ю позицию и высоко поднимая корпус, а затем принимает позу «ласточка» на левом плече ученика. Она делает корпусом то же движение, что и в fouetté en tournant.

    Правая нога ученицы, согнутая в колене, резко выпрямляется в V позицию, а затем обе ее ноги, одновременно сгибаясь в коленях, завершают позу «ласточка».

    Сразу же после броска ученик, чуть присев, сильно выдвигает левое плечо вперед; кистью правой руки поддерживает под диафрагму ученицу, левой — снизу подхватывает оба ее бедра. Приняв ее на плечо, он поворачивается лицом к точке 8.

    Страхующий должен стоять лицом к ученику и держать левую руку под торсом ученицы.

    ПОДЪЕМЫ, ПОДДЕРЖКИ ВО ВРЕМЯ БОЛЬШИХ ПРЫЖКОВ

    С ПОДБРАСЫВАНИЕМ И ФИКСИРОВАНИЕМ ПОЗЫ НА ВЫТЯНУТЫХ

    ВВЕРХ РУКАХ С ПОВОРОТАМИ В ВОЗДУХЕ И БЕЗ ПОВОРОТОВ

    Подъемы ученицы с фиксацией поз на поднятых вверх руках ученика (с места и с разбега) делаются следующим приемом: он приседает и дает первый толчок ногами (выпрямляя колени не до конца), затем резко поднимает ученицу, одновременно с этим снова чуть приседает и завершает подъем, уже окончательно выпрямляя ноги. Таким образом, при подъеме большую часть нагрузки несут мышцы ног ученика.

    Поднимать ученицу нужно вверх, чтобы она оказалась точно над головой ученика. Для этого он в момент подъема делает шаг и как бы подходит под нее. Корпус ученика не должен прогибаться в пояснице, так как это часто приводит к травмам позвоночника. Преподаватель обязан следить, чтобы ученик выполнял подъем с правильным положением корпуса.

    На уроках, как правило, ученица после подъема возвращается на пол в demi plié, чтобы избежать возможных травм голеностопного сустава.

    Сложные подъемы и броски ученицы не обязательно изучаются всем классом. Преподавателю нужно учитывать индивидуальные возможности каждого ученика, его профессиональные навыки и физическую подготовленность.

    Большие прыжки с поддержкой двумя руками за талию

    Пример 1. Grand jeté впозе I arabesque.

    Ученица стоит в V позиции, левая нога впереди, руки в подготовительном положении.

    Ученик — позади нее, ближе к ее правому плечу, обе руки на ее талии.

    89



    86. Grand jeté в позе I arabesque

    Сделав demi plié, a затем pas glissade с правой ноги (без перемены ног), ученица сильно отталкивается от пола левой ногой и исполняет grand jeté в позе I arabesque в направлении точки 3. Она должна прыгать только вверх, не перемещая корпус вперед.

    Ученик, не отпуская талии ученицы, так же делает pas glissade, слегка сдвигая руки по линии ее пояса, левую назад и чуть выше к левой лопатке, правую вперед, и поворачивает кисти обеих рук пальцами вверх (рис. 86).

    В момент прыжка ученицы он резким движением поднимает ее точно над собой, вытягивая руки вверх, и, не прекращая движения вперед, мягко опускает ученицу на пол в demi plié.

    Очень важно, чтобы траектория полета ученицы в воздухе составляла ровный полукруг.

    Пример 2. Grand jeté pas de chat (с броском).

    Исходное положение учеников такое же, как в первом примере.

    Прыжок разучивается по диагонали из точки 6 к точке 2. Оба одновременно делают pas glissade, затем ученица исполняет grand jeté pas de chat, как в сольном танце, направляя прыжок только вверх.

    Во время pas glissade ученик смещает свои руки по линии пояса ученицы: левую — выше, к ее левой лопатке, правую — ниже, к ее правому боку.

    В момент прыжка ученицы он резким движением подбрасывает ее вверх, на долю секунды отнимает свои руки от талии, затем снова ловит и мягко опускает на пол на правую ногу в позе I arabesque.

    Очень важно, чтобы ученица в наивысшей точке взлета не нарушила позы I arabesque, т. е. не отвела бы ни левое плечо,

    90





    87. Grand jeté en tournant в позе attitude

    ни левое бедро назад. За этим строго следит ученица, но и ученик в момент броска не должен разворачивать ее корпус влево.

    Завершением прыжка grand jeté pas de chat с поддержкой за талию может быть поза «рыбка» на руках партнера. В этом случае после броска ученик принимает ее правой рукой снизу под наклоненный корпус, левой подхватывает за левое бедро сверху.

    Пример 3. Grand jeté en tournant впозеattitude.

    Ученица стоит в позе attitude croisée на левой ноге.

    Ученик позади нее, обе руки на ее талии.

    Она делает demi plié на опорной ноге, затем с правой ноги pas glissade (вокруг ученика с переменой ног) и, оттолкнувшись от пола левой ногой, grand jeté en tournant в позе attitude.

    Ученик одновременно с ней делает pas glissade (немного обгоняя ее) и сдвигает руки по линии ее пояса: левую — чуть вверх, к левой лопатке, правую — к пояснице.

    В момент прыжка ученицы он резко вытягивает обе руки, поднимает ее и чуть проносит в направлении точки 8. Затем, переместив центр тяжести ее корпуса с левой руки на правую, мягко опускает на пол на правую ногу, в позу attitude croisée в demi plié (рис. 87).

    Во время подъема ученик принимает основную нагрузку на ладони обеих рук.

    Ученица должна прыгать только вверх, не перемещая корпус вперед.

    Пример 4. Grand pas de basque.

    Ученица стоит в V позиции, правая нога впереди, руки в подготовительном положении.

    Ученик — позади нее, руки на ее талии.

    91



    88. Grand pas de basque



    89. Jeté entrelacé (партнеры лицом друг к другу)

    88. Grand pas de basque 89. Jeté entrelacé (партнеры лицом друг

    к другу)

    Она делает pas glissade с правой ноги (без перемены ног), затем coupé левой ногой и grand pas de basque, поворачиваясь лицом к точке 2.

    Он одновременно с ней делает pas glissade и соединяет руки по линии ее пояса на пояснице так, чтобы основания ладоней были сомкнуты, а пальцы рук охватывали талию.

    В прыжке ученица прогибает свой корпус в плечевом поясе назад чуть больше, чем в сольном танце, для того чтобы руки ученика получили опору (рис. 88).

    В момент подъема ученик, удерживая ученицу над собой, переносит ее по направлению прыжка (к точке 2), а затем мягко опускает на пол в demi plié.

    Прыжок grand pas de chat (вперед с подъемом) исполняется по тому же принципу.

    Пример 5. Jeté entrelace лицом друг к другу.

    Ученица — спиной к точке 7, на левой ноге, в позе croisée назад, на полу.

    Ученик — лицом к ней, на расстоянии одного шага, в заданной преподавателем позе.

    Она делает шаг правой ногой, а затем jeté entrelacé по линии из точки 7 в точку 3, сильно опираясь двумя руками на оба плеча ученика. Прыгать нужно только вверх, чтобы оказаться над учеником, а не в длину. В прыжке ее корпус и голова сильно откинуты назад.

    Ученик поддерживает ученицу двумя руками за талию так, чтобы кисти рук находились чуть ниже линии ее пояса, а при

    92



    90. Grand cabriole fouetté

    подъеме основная нагрузка падала бы на основания ладоней (рис. 89).

    В момент прыжка ученик делает шаг и подходит под ученицу, поднимая ее над собой, одновременно поворачивается лицом к точке 3 и мягко опускает ее на пол в demi plié.

    Пример 6. Воздушный тур ученицы с поддержкой за талию.

    Данный прием является необходимым для изучения в дальнейшем двойного поворота ученицы в воздухе в горизонтальном положении («двойная рыбка»).

    Ученица стоит в V позиции, правая нога впереди. Ученик — позади нее, руки на ее талии.

    Ученица встает на пальцы обеих ног, правая рука в 1-й позиции, левая — во 2-й. Затем, сделав demi plié, сильно прыгает вверх, исполняя целый тур в правую сторону. Во время тура руки ученицы, помогая вращению, резко переходят в 3-ю позицию. Форс на вращение ученица должна брать в наивысшей точке прыжка. Ученик в момент ее толчка от пола сильно подбрасывает ее вверх, дает форс по ходу вращения и по завершении тура подхватывает ее за талию, плавно опускает на пол или принимает на плечо в положении «сидя».

    В этом приеме поддержки ученику очень важно приобрести следующие навыки: после форса резко отнимать свои руки от талии ученицы, по завершении тура точно поймать партнершу двумя руками за талию с боков.

    Пример 7. Grand cabriole fouetté с завершением в позе «рыбка» на руках партнера.

    Ученица в V позиции, левая нога впереди. Ученик позади нее, руки на ее талии.

    Ученица делает pas glissade с правой ноги в направлении точки 3, а затем grand cabriole fouetté, как в сольном танце.

    Ученик вместе с ученицей делает pas glissade, смещает свои

    93

    руки по линии ее пояса ближе к позвоночнику и в момент grand cabriole сильно подбрасывает ее вверх (рис. 90).

    В момент fouetté руки партнера на долю секунды отпускают талию партнерши и ловят ее в позе «рыбка» (левой — под наклоненный корпус, правой—за правое бедро).

    Подход и прыжок ученицы направлен к точке 3, поэтому ученик после cabriole должен продвинуться в том же направлении с тем, чтобы удобнее поймать ее после fouetté и не нарушить траектории полета.

    Первоначально прыжок grand cabriole fouetté с поддержкой двумя руками за талию изучается с завершением в позе I arabesque demi plié.

    Подъемы с фиксированием поз на вытянутых вверх руках

    Пример 1. Подъем ученицы с поддержкой под поясницу.

    Ученица стоит в V позиции, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Ученик — позади нее, руки на ее талии.

    Ученица приседает и делает sauté, поднимая руки в 3-ю позицию. Достигнув наивысшей точки, она перегибает свой корпус назад в пояснице и плечевом поясе.

    В момент ее прыжка ученик поднимает ее и, чуть присев, делает шаг вперед, как бы подходит под ученицу, одновременно соединяет руки на ее пояснице так, чтобы основания ладоней оказались сомкнутыми, а концы пальцев обеих рук охватывали ее талию (рис. 91).

    При возвращении на пол ученица придает корпусу вертикальное положение и опускается в V позицию в demi plié.



    91. Подъем с поддержкой под поясницу

    94



    92. Подъем с места в позе I arabesque

    Пример 2. Подъем ученицы в позе Iarabesque ( с места).

    В сценической практике при подъемах корпус танцовщицы, как правило, приходится на правую руку танцовщика (т. е. на нее падает основная нагрузка), левая рука получает меньшую нагрузку.ч

    В учебном процессе не обязательно изучать подъемы с большей нагрузкой на левую руку.

    Ученица стоит в позе I arabesque, на правой ноге. Ученик— позади нее, обе руки на ее талии.

    Придав устойчивость ученице, ученик делает полшага правой ногой вперед, приседает и переводит правую руку под ее диафрагму (немного ближе к правому боку), левую — под бедро левой ноги. Кисти его рук должны быть на одном уровне, на ширине плеч, ладонями вверх, пальцы широко расставлены и обращены в правую и левую стороны (рис. 92).

    95



    93. Подъем в позе III arabesque

    Ученица переходит с пальцев в demi plié и сильно отталкивается от пола правой ногой, одновременно ученик поднимает ее, фиксируя позу наверху.

    Во время подъема она сгибает правую ногу в колене и подводит носок к средней части левой голени.

    Очень важно, чтобы в момент толчка от пола она строго сохраняла позу I arabesque. Недопустимо наклонять корпус вперед и опускать поднятую ногу.

    Возвращая ученицу на пол, ученик сначала опускает ее до уровня своей груди, а затем, глубоко присев, ставит ее в исходное положение в demi plié.

    При изучении данного приема поддержки необходима страховка. Страхующий правой рукой держит кисть левой руки ученицы, а левой — локоть той же руки.

    Подъем вначале изучается до уровня груди ученика.

    Пример 3. Подъем ученицы в позе IIIarabesque (с разбега) .

    Ученица стоит спиной к точке 7. Ученик — лицом к ней, на расстоянии трех-четырех шагов от нее (по линии из точки 7 в точку 3). Их позы заданы преподавателем.

    Ученица разбегается и, не доходя одного шага до ученика, делает sissonne tombée на левую ногу, сильно отталкивается от пола и прыгает вверх в позе III arabesque, обращенного к точке 3.

    Перед подъемом необходимо, чтобы кисти рук ученика оказались на одном уровне, правая нога ученицы должна быть высоко поднята.

    Ученица должна прыгать как бы над учеником, т. е. не «перелетать» его.

    96

    Правая его рука обращена ладонью к ней, пальцы подняты вверх. Левая также обращена ладонью к ней, но пальцы опущены вниз (рис. 93).

    В момент sissonne tombée ученицы он вытягивает обе руки вперед и, чуть присев, подхватывает ее правой — под диафрагму (немного ближе к левому боку), левой — за бедро правой ноги (за среднюю его часть), затем делает шаг вперед и поднимает ученицу, фиксируя позу III arabesque на поднятых вверх руках.

    Во время подъема ученик не должен отводить правое плечо назад.

    Возвращая ученицу на пол, ученик сначала сгибает руки в локтях, опускает ее до уровня груди, а затем глубоко приседает и ставит на пол в demi plié.

    В начале изучения подъема левая нога ученицы на вытянутых руках ученика не присоединяется к правой, а остается опущенной вниз.

    Страхующий стоит за спиной ученика и в случае срыва поддерживает ученицу за обе руки.

    Пример 4. Подъем в позе IVarabesque с grand fouetté sauté.

    Подъем в позе IV arabesque изучается сначала без прыжка и осуществляется тем же техническим приемом, которым пользуются исполнители при подъеме в позе I arabesque.

    Ученица стоит в позе I arabesque лицом к точке 2.

    Ученик позади нее на расстоянии двух шагов (по диагонали из точки 2 в точку 6), в той или иной позе.

    Ученица делает pas chassé в направлении к ученику, а затем, оттолкнувшись от пола левой ногой,— grand fouetté sauté с завершением в позу IV arabesque. Прыгать нужно только

    4W*

    94. Подъем в позе IV arabesque 97

    Л

    4 Зак. 432

    вверх, как бы над партнером, а не «пролетать» мимо него. Поза IV arabesque в воздухе должна быть безукоризненно правильной, вне зависимости от ее ракурса.

    Ученик поднимает ученицу в тот момент, когда ее прыжок grand fouetté завершен в позу IV arabesque. Его правая рука должна находиться на левом боку ученицы, левая — на ее правом бедре (рис. 94). Возвращая ученицу на пол, он сначала сгибает руки в локтях и опускает ее до уровня своей груди, а затем, глубоко приседая, ставит в demi plié в позу IV arabesque.

    Страхующий стоит лицом к ученику на расстоянии одного шага и держит левую руку под торсом ученицы.

    Прыжок в данном случае больше похож на grand temps levé или sissonne в позе IV arabesque, потому что в момент взлета ученица уже должна принять позу IV arabesque, a не поворачиваться в руках ученика, делая grand fouetté, иначе он выронит ее из рук.

    Пример 5. Подъем ученицы в позе «ласточка» с разбега.

    Ученица — спиной к точке 7, на правой ноге, в позе croisée вперед на полу.

    Ученик — лицом к ней, на расстоянии пяти-шести шагов (по линии из точки 7 в точку 3).

    Ученица делает pas couru к ученику и, не доходя одного шага до него, sissonne tombée на левую ногу, отталкивается от пола и принимает позу «ласточка». В момент прыжка оба ее бедра должны быть на равном расстоянии от его плеч. Она должна рассчитать разбег и прыжок так, чтобы не «пролететь» его, а прыгнуть как бы над ним.

    В момент sissonne tombée ученицы ученик, приседая, подхватывает ее двумя руками за оба бедра так, чтобы вся нагрузка оказалась на основаниях ладоней. Большие пальцы его рук должны находиться на тазовых костях ученицы. В момент ее прыжка он поднимает ее и фиксирует позу «ласточка» на вытянутых руках (рис. 95).

    Во всех случаях в завершающем положении ученица не должна опускать вперед корпус и голову, так как это обязательно приведет к срыву.

    Возвращение ученицы на пол производится в следующем порядке: сначала ученик, сгибая руки в локтях, опускает ее до уровня своей груди, одновременно она опускает правую ногу вниз (которая и будет опорной), а затем он глубоко приседает и ставит ученицу на пол в demi plié.

    Страхующий должен стоять на расстоянии одного шага за спиной ученика и в случае необходимости поддержать ученицу за руки или за плечи.

    Изучение позы «ласточка» с высоко поднятыми ногами и опущенным корпусом (так называемая запрокинутая «ласточка»

    98



    95. Поза «ласточка» на вытянутых вверх руках партнера



    96. Положение «сидя» на вытянутых вверх руках партнера

    или «свеча») не входит в программу, так как поддержка является сугубо акробатической. В случае необходимости педагог разъясняет прием поддержки факультативно.

    Пример 6. Saut de basque ученицы с завершением в положении «сидя» на вытянутых вверх руках ученика.

    Ученица стоит лицом к точке 1, на левой ноге, в позе II arabesque на полу.

    Ученик — позади нее, на расстоянии трех-четырех шагов в такой же позе.

    Ученица делает pas chassé в направлении к ученику, а затем saut de basque с таким расчетом, чтобы по завершении прыжка оказаться на уровне его груди в положении «сидя». (См. объяснение saut de basque к ученику на грудь. Увеличивается только высота прыжка.)

    В момент saut de basque ученик, чуть присев и отставив правую ногу немного назад, подхватывает ученицу двумя руками под ягодичные мышцы и поднимает ее, фиксируя положение «сидя» на вытянутых вверх руках (рис. 96).

    Сначала нужно научить фиксировать подъем ученицы только на уровне груди и лишь после этого переходить к высокому подъему. Возвращение ученицы на пол производится по тому же принципу, как в предыдущем примере.

    Страхующий должен стоять позади ученика, на расстоянии

    л*

    4 99

    одного шага и в случае срыва подхватить ученицу двумя руками за талию.

    Пример 7. Grand jeté ученицы в позе 1 arabesque с фиксацией позы на вытянутых вверх руках ученика.

    Ученица делает pas glissade с правой ноги, затем, оттолкнувшись от пола левой ногой, grand jeté в позе I arabesque в направлении точки 3.

    Ученик, поддерживая ученицу двумя руками за талию, резк'о поднимает ее и левой рукой подхватывает ее левое бедро снизу, фиксируя позу I arabesque на вытянутых вверх руках.

    Достигнув предельной высоты подъема, ученица несколько больше обычного перемещает свой корпус вперед, на правую руку ученика, с тем чтобы его левая рука на долю секунды освободилась от нагрузки для перемены положения.

    Страхующий должен стоять лицом к исполняющему поддержку и держать левую руку под торсом ученицы, двигаясь одновременно с ними.

    Такой же прием поддержки применяется в grand jeté ученицы в позе attitude effacée.

    Подъемы с фиксированием поз на вытянутой вверх руке

    Все без исключения подъемы с фиксацией поз на одной руке партнера производятся при активном участии другой его руки. Положение руки описано в примерах.

    Переходить к изучению подъемов с фиксацией на одной руке можно только тогда, когда координация движений учеников станет свободной.

    Пример 1. Подъем ученицы с поддержкой под поясницу.

    Ученица стоит в V позиции на пальцах, правая нога впереди, руки в 3-й позиции.

    Ученик — позади нее, руки на ее талии.

    Ученица сгибает левую ногу, колено направлено вперед (не выворотно), носком касается колена опорной ноги (с левой стороны) .

    Ученик немного приседает и переводит правую руку на по ясницу ученицы. Указательный и большой пальцы на линии пояса, ладонь плотно прижата к крестцу. Левая рука чуть ниже колена левой ноги ученицы (рис. 97).

    Ученица делает demi plié и прыгает вверх, сильно оттолкнувшись от пола правой ногой. В этот момент ученик двумя руками резко поднимает ее, и, когда его правая рука выпрямляется в локте, ученица плавным движением перегибается назад в пояснице и плечевом поясе. Это дает возможность ученику удержать ее на одной руке. Затем ученик раскрывает левую

    100

    \



    97. Подъем на одну руку с упором под поясницу

    руку во 2-ю позицию, и ученица остается на одной его правой руке. Ее левая нога вытягивается и присоединяется к правой по V позиции.

    Левая нога ученицы, согнутая в колене, во время подъема должна быть «закреплена» в тазобедренном суставе (т. е. неподвижна), что помогает ученику поднять ученицу обеими руками.

    Возвращение ученицы на пол производится в следующем порядке: ученик переводит левую руку под ее диафрагму, а она плавно придает своему корпусу вертикальное положение. Удерживая ученицу на обеих руках, ученик мягко опускает ее на пол в demi plié.

    Существует разновидность такого приема поддержки, когда перед подъемом ученик поддерживает ученицу правой рукой под поясницу, левой — за нижнюю часть голени ее левой ноги.

    В прыжке ученица резко выпрямляет левую ногу, как бы желая встать на нее, этим она значительно облегчает подъем ученику.

    Страхующий должен стоять у правого плеча ученика и держать левую руку под поясницей ученицы.

    Пример 2. Подъем ученицы в положение «сидя».

    Исходное положение такое же, как в предыдущем примере.

    Ученик глубоко приседает и переводит левую руку чуть ниже колена левой ноги ученицы, правую — основанием ладони под ягодичные мышцы.

    Ученица переходит с пальцев на всю стопу в demi plié и, сильно оттолкнувшись от пола, прыгает вверх. В этот момент ученик двумя руками поднимает ее, а затем, отпустив левую руку, удерживает на одной в положении «сидя».

    101









    08. Положения «сидя» на руке партнера

    Во время подъема корпус ученицы чуть прогнут в пояснице, лопатки сомкнуты, мышцы таза предельно напряжены.

    В завершающем положении ее позы могут быть различными, в зависимости от задания преподавателя (рис. 98).

    Возвращение ученицы на пол осуществляется следующими приемами: ученик левой рукой снова берет ученицу за левое колено, опускает ее до уровня груди, а затем глубоко приседает и ставит на пол на одну ногу.

    102

    Ученица, сидя на одной руке ученика, вытягивает левую ногу и принимает в воздухе V позицию. Ученик переводит левую руку иод ее диафрагму и двумя руками опускает на пол на обе ноги.

    Тем же приемом ученик опускает ученицу до уровня груди, затем она принимает позу «рыбка» лицом к точке 7, а он охватывает левой рукой ее талию снизу, правой — бедро ее правой ноги сверху. Эта же поддержка исполняется с подбрасыванием ученицы.

    Пример 3. Saut de basque ученицы с завершением в положении «сидя» на одной руке ученика.

    Ученица стоит лицом к точке 8 на левой ноге, в позе effacée назад на полу; правая рука в 3-й позиции, левая — во 2-й. Ученик — за ней, на расстоянии трех-четырех шагов по диагонали из точки 8 в точку 4, в такой же позе.

    Ученица делает короткое pas chassé с правой ноги, затем saut de basque (3/4 поворота в воздухе) с таким расчетом, чтобы оказаться на уровне груди ученика в положении «сидя». Таким образом, ее левый бок оказывается перед грудью ученика.

    В момент pas chassé ученицы ученик глубоко приседает на обеих ногах и, когда она поворачивается к нему левым боком, подхватывает ее: правой рукой под ягодичные мышцы, левой — под колено левой ноги.

    Прыжок ученицы облегчает подъем. В момент фиксации позы ученик отпускает левую руку.

    Страхующий стоит за учеником, у его правого плеча. Прием возвращения ученицы на пол описан в предыдущем примере.

    Пример 4. Grand jeté ученицы в позе attitude ejfacëe с фиксацией позы на одной руке ученика.

    Ученица стоит спиной к точке 4, на левой ноге, в позе croisée вперед на полу. Ученик за ней у ее левого плеча, правая рука на ее правом боку (ближе к правой лопатке), левой рукой он держит левую руку ученицы ладонь в ладонь. Ноги в той же позиции, как у ученицы.

    Ученица делает pas glissade и grand jeté в позе attitude effacée в направлении точки 8 по диагонали. Ученик, делая с ней pas glissade, подводит ее левую руку, выпрямленную в локте, к ее бедру и в момент прыжка поднимает ученицу двумя руками. Левой рукой она сильно опирается на кисть его левой руки, не поднимая при этом плеча.

    Как только правая рука ученика принимает на себя тяжесть корпуса ученицы, левая раскрывается в сторону. При первоначальном изучении ученик не отпускает руку ученицы (рис. 99).

    Возвращение ученицы на пол осуществляется следующими приемами: ученик снова берет кисть левой руки ученицы и подводит к ее бедру. Она, не выпрямляя корпуса, соединяет ноги

    103





    99. Прыжок jeté в позе attitude effacée с поддержкой одной рукой за руку, другой -

    под поясницу

    в V позицию. Ученик, приседая, возвращает обеими руками ученицу на пол в demi plié.

    Ученик поддерживает ученицу левой рукой под диафрагму, и она заканчивает прыжок в позе attitude или I — II arabesques.

    Страхующий стоит за спиной ученика, у его правого плеча, и в случае надобности поддерживает ученицу под спину.

    Подбрасывание с переменой поз в воздухе с поворотом и без поворота

    При подбрасывании ученицы вверх (из зафиксированного положения на вытянутых руках ученика) ученик делает короткое plié, сохраняя при этом корпус прямым и руки выпрямленными в локтях, и резко выпрямляет колени.

    Пример 1. Подбрасывание ученицы в позе Iarabesque с завершением в позе «рыбка».

    Ученица — в позе I arabesque на вытянутых вверх руках ученика, лицом к точке 3.

    Ученик чуть приседает и подбрасывает ученицу точно вверх, а затем подхватывает ее в позе «рыбка» правой рукой снизу за талию, левой — сверху за левое бедро.

    В данной поддержке ученица должна быть предельно собрана и напряжена. Ученик смягчает ее приход в позу «рыбка», пружиня на ногах. Его корпус при этом остается прямым.

    Страхующий стоит лицом к ученику и держит левую руку под торсом ученицы.

    Пример 2. Подбрасывание ученицы в позе Iarabesque с завершением в позе «рыбка», с поворотом.

    Ученик чуть подбрасывает ученицу вверх, она соединяет ноги в V позицию, руки — в 3-ю позицию, поворачивается

    104

    в воздухе правым плечом вперед и принимает позу «рыбка» лицом к точке 7. Ученик подхватывает левой рукой ее корпус снизу, правой — правое бедро сверху. Переходя из одной позы в другую, ученица не должна садиться на грудь ученика. Ее бедра все время сильно поданы вперед, корпус прогнут в пояснице и плечевом поясе, голова запрокинута назад.

    Пример 3. Подбрасывание ученицы в позе IIIarabesque с завершением в позе «рыбка», с поворотом.

    Ученик чуть подбрасывает ученицу точно вверх.

    Она делает полный поворот в правую сторону в горизонтальном положении и принимает позу «рыбка» лицом к точке 3, При повороте ее левая рука резко переходит в 3-ю позицию, а ноги в воздухе на долю секунды фиксируют V позицию. После поворота она сгибает правую ногу в колене и касается носком средней части левой голени. Ученик подхватывает ее правой рукой за талию снизу, левой — за левое бедро сверху.

    Пример 4. Подбрасывание ученицы в позе IVarabesque с завершением в позе «.рыбка», с неполным поворотом.

    Ученик слегка подбрасывает ученицу вверх, она в этот момент на долю секунды вытягивает ноги в V позицию, руки соединяет в 3-ю позицию и, чуть развернув корпус влево, принимает в воздухе позу «рыбка».

    Ученик подхватывает ее правой рукой за талию снизу, левой — за бедро левой ноги.

    То же самое изучается с полным поворотом ученицы в правую сторону, с завершением в позе «рыбка» лицом к точке 3.

    Ученик в этом случае более сильно подбрасывает ученицу вверх и подхватывает ее тем же приемом.

    Пример 5. Подбрасывание ученицы в позе «ласточка» с завершением в позе «рыбка», с полным поворотом.

    Ученик слегка подбрасывает ученицу точно вверх, а она в этот момент делает полный поворот в правую сторону, находясь в горизонтальном положении, и соединяет руки в 3-ю позицию, ноги — в V.

    После поворота ученица принимает позу «рыбка» лицом к точке 3.

    Ученик подхватывает ее правой рукой за талию снизу, левой — за левое бедро сверху.

    Пример 6. Двойной поворот ученицы в воздухе в горизонтальном положении («двойная рыбка»).

    Объясняя данный прием, необходимо напомнить ученице о трех прыжках классического танца: jeté entrelacé помогает ей придать телу горизонтальное положение; форс на вращение берется приемом воздушного тура и assemblé en tournant.

    105



    100. «Двойная рыбка» (момент взлета с вращением)

    Ученица — в позе I arabesque (высокого), на правой ноге.

    Ученик — на расстоянии трех-четырех шагов от нее, по линии из точки 3 в точку 7, в той же позе, только его левая нога на полу.

    Ученица делает pas chassé по направлению к ученику, tombé на левую ногу и, бросая правую к точке 7, принимает в воздухе горизонтальное положение. Ее левая нога присоединяется к правой, а руки резким движением переходят в 3-ю позицию (рис. 100).

    Свой подход и прыжок она должна рассчитать так, чтобы оба ее бедра оказались перед грудью ученика, и взять форс на вращение в наивысшей точке взлета.

    Ученик подхватывает ее двумя руками за талию, сильно подбрасывает вверх и дает форс на вращение в левую сторону. Кисть его левой руки должна быть ближе к ее правой лопатке (этой рукой он удерживает ученицу в горизонтальном положении), кисть его правой руки — на ее левой тазовой кости (этой рукой он более активно подбрасывает ученицу вверх и дает ей форс на вращение).

    После двойного поворота в воздухе в горизонтальном положении она принимает позу «рыбка», а он подхватывает ее правой рукой за талию, левой — за бедро левой ноги.

    Данная поддержка требует от партнеров предельной согласованности движений, единого темпа, а поэтому нуждается в большем количестве репетиций, чем другие.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта