СЕРЕБРЕННИКОВ. Поддержка в дуэтном танце. Статья т м. Веиесловой Оформление В. Н. Дзюбы Рисунки артиста балета
Скачать 4.14 Mb.
|
70 63. Поза I arabesque стоя на бедре партнера с поддержкой двумя руками за талию 64. Положение I arabesque стоя на бедре партнера с поддержкой за руки 63. Поза I arabesque стоя на бедре партнера 64. Положение I arabesque стоя на бедре с поддержкой двумя руками за талию партнера с поддержкой за руки Ученик впереди ученицы, на расстоянии двух шагов от нее, стоит на левом колене правым боком к ученице, правая рука в 3-й позиции, левая — во 2-й ладонью вниз. Его правое бедро должно быть перпендикулярно диагонали из точки 4 в точку 8. Ученица делает шаг правой ногой, а затем, поставив левую ногу на правое бедро ученика (вплотную к его корпусу), встает в позу I arabesque. Он поддерживает ее двумя руками за талию так, чтобы правая рука оказалась на пояснице, левая — под диафрагмой (рис. 63). Эта поза также изучается с поддержкой ученицы за две руки (рис. 64). Если ученица принимает позу I arabesque на бедре ученика с прыжка, ее подходом будет pas couru или pas glissade, a прыжком — jeté. Ученица должна вскочить на бедро ученика, рассчитав движение так, чтобы самостоятельно устоять. Если ученица прыгает на бедро ученика, он может не вставать на колено, а просто сделать большой выпад с таким расчетом, чтобы его бедро и корпус образовали прямой угол. Если ученица прыгает на его правое бедро, то его левая нога отставлена к точке 8 для упора, если на левое бедро, то правая — отставлена к точке 2. Возвращение ученицы на пол изучается в различных вариантах. Например, ученица, стоя на бедре ученика, принимает позу effacée (делая правой ногой passé), затем «падает» на правую ногу в направлении точки 2 и оказывается на полу в позе I или II arabesque. Ученик, поддерживая ученицу двумя руками за талию, предельно смягчает приземление. Или ученица, стоя на бедре ученика и сохраняя позу I arabesque, «падает» в направлении точки 8, он охватывает ее левой рукой за талию снизу, правой — за бедро ее правой ноги сверху, а затем ставит на пол. 71 65. Поза «рыбка» на руках партнера Пример 5. «Рыбка» с поддержкой за руку. Ученица сидит на полу лицом к точке 2. Ученик стоит перед ней на расстоянии двух шагов в произвольной позе. Он делает выпад на левую ногу к ученице и протягивает ей правую руку ладонью вверх. Она кладет кисть правой руки сверху в его ладонь. Ученик делает рывок к плечу и подтягивает ученицу к себе. В этот же момент она отталкивается от пола сначала левой, а затем, перейдя на правую, и правой ногой. Сразу же после прыжка она отпускает руку ученика и принимает позу «рыбка». Ученик подхватывает ее правой рукой за талию снизу, левой — за левое бедро (рис. 65). Рывку предшествует едва заметный обратный толчок в руку ученицы, который делается, как правило, за тактом. Этот сигнал обеспечивает координацию и единый темп партнеров. Ученица не должна самостоятельно начинать движение, подтягиваясь на руке, и сгибать руку в локте до и во время рывка. Этот прыжок изучается и с поворотом ученицы в воздухе так, чтобы она оказалась на руках ученика спиной к полу. Неполный поворот на руках с подбрасыванием в воздух В поворотах подобного типа ученик поворачивает ученицу к себе, а не от себя. Ниже приводится один пример, как наиболее характерный в учебном процессе. Пример. / arabesque на руках ученика. Ученик, чуть присев, слегка подбрасывает ученицу с поворотом вверх. В этот момент она резким движением переводит руки в 3-ю позицию; правую ногу вытягивает в V позицию и делает поворот на 180° в левую сторону, придавая своему корпусу горизонтальное положение (спиной к полу). Ученик должен подхватить ученицу левой рукой за правое бедро сверху, а правой — под поясницу. Возвращении ученицы на пол объяснено в разделе «Небольшие подъемы». 72 Поворот изучается в другой последовательности, т. е. из горизонтального положения спиной к полу с завершением в позе I arabesque. Прыжки на руки Пример 1. Прыжок партнерши на бедро к партнеру двумя голенями в положение «сидя». Исполнители стоят на расстоянии семи-восьми шагов друг от друга по линии из точки 3 к точке 7. Ученица спиной к точке 3 на левой ноге, в позе croisée на полу, руки по заданию преподавателя. Ученик лицом к ней, поза произвольная. Ученица разбегается, отталкивается правой ногой от пола и прыгает к ученику, поворачиваясь в воздухе левым боком к нему, сгибает обе ноги в коленях и плотно соединяет обе голени. Руки поднимает в 3-ю позицию. Ученик делает большой выпад на правую ногу в направлении летящей к нему ученицы, вытягивает руки вперед, принимает ее за талию и мягко опускает к себе на правое бедро. Ученица должна рассчитать разбег и прыжок так, чтобы траектория ее полета закончилась точно на бедре ученика. В завершающем положении она должна оказаться на бедре средними частями голеней обеих ног, ее руки остаются в 3-й позиции (рис. 66). Возвращение ученицы на пол происходит в следующем порядке: она мягко отталкивается двумя голенями от бедра ученика, а он приподнимает ее двумя руками за талию и опускает на пол в V позицию. Пример 2. Jeté entrelace на руки ученика с завершением в позе «рыбка». Ученица в позе I arabesque лицом к точке 2. 66. Поза «сидя» на бедре партнера двумя голенями 73 Ученик позади нее, на расстоянии двух шагов по диагонали из точки 2 в точку 6, в позе, заданной преподавателем. Ученица делает pas chassé, tombé на левую ногу, а затем jeté entrelacé по диагонали в точку 6 и принимает в воздухе позу «рыбка». В момент jeté entrelacé ученик перемещает центр тяжести корпуса на правую ногу и вытянутой вперед правой рукой, обращенной ладонью вверх, подхватывает ученицу за талию так, чтобы концы пальцев оказались на ее левой тазовой кости. Левой рукой сверху он охватывает ее левое бедро. Ученица должна рассчитать свой подход и прыжок так, чтобы он закончился точно на руках ученика. Четкость исполнения jeté entrelacé обеспечит легкость и чистоту поддержки. П р и м е р 3. Прыжок на руки ученика с завершением в горизонтальном положении спиной к полу. Ученица — спиной к точке 3, на левой ноге, поза croisée вперед на полу. Ученик — лицом к точке 1, на расстоянии трех-четырех шагов от ученицы, по линии из точки 3 в точку 7. Поза задана преподавателем. Ученица делает по направлению к ученику pas couru и, сильно оттолкнувшись левой ногой от пола, придает корпусу горизонтальное положение. Ее руки принимают 3-ю позицию (рис. 67). Переходя в горизонтальное положение, ученице нужно строго следить за правильностью линии, ее корпус не должен перегибаться назад и провисать. В момент pas couru ученик делает выпад на правую ногу, наклоняет корпус по направлению к ученице и в полете подхватывает ее правой рукой под поясницу, левой — сверху за бедро правой ноги. В начале обучения ученица опирается левой рукой на оба его плеча, охватив его за шею. Прыжок изучается с различных подходов: с pas de bourrée, с pas couru и др. Каждый раз ученица должна рассчитывать свой подход и прыжок так, чтобы не «перелетать» ученика. Пример 4. Grand fouetté sauté на руки ученика с завершением в позе «рыбка». Исходное положение такое же, как в предыдущем примере. Ученица делает pas glissade и, бросив вперед (к точке 7) левую ногу, grand fouetté sauté с окончанием в позе I arabesque. Ученик подхватывает ее в воздухе: правой рукой за талию снизу, левой — за левое бедро сверху. На руках ученика она принимает позу «рыбка». В этом прыжке очень важно, чтобы ученица, закончив в воздухе fouetté, продолжала бы свой полет к ученику спиной. По 74 67 Момент прыжка к партнеру (в горизонтальное положение) 68. Grand fouetté sauté к партнеру завершении прыжка ее лопатки должны быть плотно прижаты к его груди (рис. 68). Пример 5. Grand jeté на руки ученика с фиксацией позы в полете (с поддержкой одной рукой в охват за талию). Ученица — в верхнем правом углу, спиной к точке 4, на левой ноге в позе croisée вперед на полу. Ученик — в центре зала, лицом к ученице, на расстоянии четырех-пяти шагов от нее, в заданной преподавателем позе. Ученица делает pas couru, a затем qrand jeté в позе attitude effacée к точке 8, рассчитав свой подход и прыжок так, чтобы полет закончился точно в руках ученика. В момент pas couru ученик делает выпад вперед на правую ногу и правой рукой, вытянутой вперед, подхватывает летящую к нему ученицу за талию. Левая его рука остается во 2-й позиции. Прыгая к ученику, ученица левой рукой охватывает его за шею, сильно опираясь на оба его плеча. Поймав ее, ученик двигается с ней по диагонали к точке 8, совершая два, три и более поворотов. 69. Grand jeté с завершением в позе II arabesque с поддержкой одной рукой в охват за талию 75 70. Вариант завершающего положения grand jeté Движение завершается остановкой в позе II arabesque в demi plié. При этом ученик слегка придерживает ученицу левой рукой (рис. 69). Или в момент последнего поворота ученица подводит правую ногу к левой, а ученик сажает ее к себе на бедро (рис. 70). Пример 6. Прыжок ученицы с разбега на руки ученика с завершением в позе «рыбка». Ученица — в левом верхнем углу спиной к точке 6, в позе, заданной преподавателем. Ученик — в центре зала, лицом к ней, на расстоянии пяти-шести шагов от нее, в заданной позе. Ученица разбегается, делает на ходу маленькое pas assemblé с правой ноги и, сильно оттолкнувшись двумя ногами от пола, прыгает к ученику, принимая в полете позу «рыбка». Прыжок нужно делать с таким расчетом, чтобы полет был направлен главным образом в высоту, к правому плечу ученика. Траектория полета заканчивается точно на его руках. В момент прыжка ученик делает выпад на левую ногу и, протянув вперед правую руку, подхватывает ученицу снизу за талию, левой рукой — за ее левое бедро (рис. 71). Поймав ученицу, ученик перемещает центр тяжести своего корпуса с левой ноги на правую, смягчая завершение полета. 71. Прыжок с завершением в позе «рыбка». 76 72. Прыжок с завершением в положении спиной к полу В начале обучения прыжок делается с двух ног, т. е. с pas assemblé, а в дальнейшем с одной — с pas sissonne. Страхующий стоит лицом к ученику, на расстоянии одного шага и держит левую руку над торсом ученицы. По усвоении данного прыжка следует завершать его в горизонтальном положении (спиной к полу). Ученица, прыгая, делает в воздухе поворот на 180° влево, а ученик подхватывает ее правой рукой под поясницу, левой—за правое бедро (рис. 72). Этот прыжок с левой ноги не изучается. БОЛЬШИЕ ПРЫЖКИ, ПОДЪЕМЫ НА ГРУДЬ И ПЛЕЧИ В тех случаях, когда поза ученицы зафиксирована на груди или на плече ученика, ему необходимо приобрести навык двигаться с ней, пронося ее по прямой, по кругу, поворачиваться на месте, делая один, два, три и более поворотов. Подъемы на грудь и плечи Пример 1. Подъем ученицы на грудь и плечо с завершением в положении «сидя». Ученица — в V позиции, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Ученик — за ней, руки на ее талии. Ученица встает на пальцы, сохраняя V позицию (правая нога впереди), и чуть раскрывает руки в стороны, затем, спускаясь с пальцев, переходит в demi plié и сильно прыгает вверх (как при changement de pied). Руки ее при этом переходят в 3-ю позицию. В дальнейшем положение рук может быть различным, в зависимости от задания преподавателя. Ученик приседает вместе с ученицей и в момент ее прыжка сильно вскидывает ее вверх. Затем, сделав шаг вперед, подставляет ей грудь и переводит руки с ее талии под диафрагму, ладонь на ладонь, сильно сжав ее бедра локтями (рис. 73). 77 73. Положение «сидя» на груди партнера Для того чтобы принять положение «сидя», ученица должна немного прогнуть поясницу, торс держать прямым и не наклонять головы вперед. Правая нога ученицы поднята вперед на 90° (croisé) и чуть согнута в колене, левая либо вытянута, либо также согнута в колене. Затем ученик переводит руки на ее талию и, мягко толкнув вверх, опускает ее на пол. Она выпрямляет корпус, подав оба бедра вперед, делает маленькое pas assemblé и, скользя по груди ученика, возвращается на пол, на одну или обе ноги. Принцип подъема ученицы на грудь и плечо один и тот же. При подъеме на правое плечо правая рука ученика остается на талии сбоку, а левая — переходит под диафрагму ученицы. При подъеме на левое плечо левая рука остается на талии, а правая переходит под диафрагму (рис. 74). Если ученица в тюнике (пачке), то ученик при подъеме на грудь или плечо не должен сжимать ее локтями, чтобы не смять костюм. П р и м е р 2. Подъем ученицы на плечо с завершением в положении attitude allongée. Исходное положение точно такое же, как и в первом примере. В момент прыжка ученицы ученик вскидывает ее вверх, одновременно делая шаг вперед, и подставляет правое плечо. Его правая рука остается на ее правом боку, а левая переходит под диафрагму. Его голова чуть отклонена влево и плотно прижата к ее левому боку. Ученица принимает на плече ученика положение attitude allongée. Ее левая нога, согнутая в колене, не выворотна в тазобедренном суставе. Ученица лежит левым бедром на плече ученика Носок ее левой ноги касается правой под коленом. 78 74. Положение «сидя» на плече партнера 75. Attitude allongée на плече партнера В дальнейшем ученик поддерживает ученицу только правой рукой, а левую раскрывает во 2-ю позицию (рис. 75). Пример 3. Подъем ученицы на плечо с поддержкой за обе руки. Ученица стоит на правой ноге, на пальцах, левая — croisé вперед, не выворотна, согнутым коленом обращена к точке 3. Правая рука в 1-й позиции, ладонью вниз, левая — во 2-й, тыльная сторона кисти повернута к точке 1 (предельная пронация). Ученик — рядом, слева от ученицы, лицом к точке 1. Кистью правой руки, повернутой ладонью вверх, он держит кисть ее правой руки (ладонь в ладонь), кистью левой руки, согнутой в локте, повернутой ладонью к точке 1, держит кисть ее левой руки (ладонь в ладонь) (рис. 76). 76. Подъем на плечо с поддержкой за руки 79 77. Положение «лежа» спиной на плече партнера Затем ученик опускается на правое колено (как можно ближе к ученице, но остается лицом к точке 1 ) и подставляет свое правое плечо под ее левое бедро. Она садится на его плечо верхом. Ее корпус остается в вертикальном положении, обе руки выпрямлены в локтях, а голова чуть повернута и наклонена влево. Подъем нужно делать только за счет силы ног, корпус ученика должен быть абсолютно прямым. Возвращение ученицы на пол изучается в следующих вариантах: ученик снова опускается на правое колено, а ученица встает на пол, на правую ногу; ученик делает выпад на правую ногу в сторону и немного наклоняет свой корпус в том же направлении, а ученица, соскользнув с его плеча, спрыгивает на пол в V позицию в demi plié. П р и м е р 4. Подъем ученицы на плечо с завершением в положении «лежа» (спиной к полу). Вариант первый: ученица стоит в V позиции на пальцах, левая нога впереди, руки в 3-й позиции; ученик — позади нее, опускается на правое колено, правой рукой охватывает ее талию, левая — во 2-й позиции. Ученица перегибается назад и ложится на его правое плечо поясницей. В этом положении ученик, выпрямляя ноги, поднимается и поднимает ученицу. Если он должен придать ей горизонтальное положение, то левой рукой снизу берет ее за левое бедро и приподнимает ее ноги до горизонтального положения (рис. 77). Вариант второй: ученица в позе «рыбка» на руках ученика. Он поднимает ее двумя руками к себе на правое плечо так, чтобы она оказалась на плече поясницей. В сценической практике встречаются такие положения, когда танцовщица стоит на плече танцовщика коленом в какой-либо позе, а он поддерживает ее двумя руками за талию, или двумя руками за руки, или одной рукой за руку или за талию. Подъем производится различными приемами. Пример 5. Подъем ученицы с завершением в положении «стоя коленом» на плече. Ученица стоит лицом к точке 1 в произвольной позе. |