Главная страница
Навигация по странице:

  • Урок по окончании первого полугодия

  • СЕРЕБРЕННИКОВ. Поддержка в дуэтном танце. Статья т м. Веиесловой Оформление В. Н. Дзюбы Рисунки артиста балета


    Скачать 4.14 Mb.
    НазваниеСтатья т м. Веиесловой Оформление В. Н. Дзюбы Рисунки артиста балета
    АнкорСЕРЕБРЕННИКОВ. Поддержка в дуэтном танце.doc
    Дата18.01.2018
    Размер4.14 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСЕРЕБРЕННИКОВ. Поддержка в дуэтном танце.doc
    ТипСтатья
    #14433
    страница8 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

    ПРИМЕРЫ УРОКОВ

    ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

    Пример первого урока

    Первый урок следует начинать с короткой беседы. Надо рассказать учащимся о дуэтном танце, о его роли и той сюжетной нагрузке, которую он несет в балетном спектакле. Рассказать о технической слаженности партнеров, о чувстве взаимного темпа в поддержках, о пластической выразительности движений и скульптурности всех поз и положений. Особое внимание учащихся необходимо обратить на эмоциональную сторону дуэтного танца, на непрерывное сценическое общение партнеров, на полное подчинение музыке и замыслу балетмейстера.

    Стоит привести несколько ярких примеров лучших дуэтов из классического наследия и современных образцов, напомнить имена хореографов — создателей дуэтного танца и лучших исполнителей прошлого и настоящего.

    Затем надо рассказать о предмете «Дуэтно-классический танец» и его значении в хореографическом образовании. Объяснить, что успеваемость здесь во многом зависит от профессионального знания женского и мужского классического, исто-рико-бытового и народно-сценического танца, а также от навыков актерского мастерства.

    Необходимо сказать учащимся, что партерная поддержка по технике и многообразию форм значительно сложнее воздушной. Хорошее ее усвоение обеспечит успех в изучении воздушной поддержки. Настоящее мастерство партнера определяется в партерном дуэте, физическая сила в поддержках не самое главное, более ценными качествами партнера являются: ловкость, чувство темпа, быстрота реакции, чуткость рук.

    Нужно сразу же предупредить учениц о том, что им необходимо неукоснительно выполнять в дуэте все движения, позы, положения, различные переходы в полном соответствии с требованиями сольного классического танца. Пока юноши не научились поддержке, девушкам, конечно, будет трудно и многое неудобно, но, несмотря на это, им следует строго выполнять задания преподавателя. Таким образом ученицы помогут своим партнерам понять и осмыслить их ошибки.

    107

    Вся беседа, которая, как правило, занимает пятнадцать-два-дцать минут, должна сопровождаться убедительными примерами. Желательно еще до начала уроков показать учащимся первую серию методического фильма «Дуэтный танец» — «Партерная поддержка». Это поможет им лучше понять цели и задачи изучаемого курса. Затем можно приступать к практическим занятиям.

    4—5 пар учащихся расставляются в классе так, чтобы они могли видеть себя в зеркале. Ученица — в III позиции (невыворотной), руки в подготовительном положении; ученик — позади нее, руки на талии ученицы*.

    Проверив у каждой пары положение рук партнера, педагог объясняет задание первой комбинации

    ADAGIO

    Музыкальный размер 4/4 (очень медленно), 8 тактов.

    Исходное положение: ученица в V позиции, правая нога впереди, руки в подготовительном положении; ученик позади нее, руки на ее талии.

    Затакт — оба переходят в demi plié.

    Первый такт — ученица исполняет relevé на пальцы по V позиции, руки поднимает в 3-ю позицию; ученик поддерживает ее двумя руками за талию, сохраняя устойчивость ученицы на пальцах.

    Второй такт — на первую четверть ученик отпускает талию ученицы, на вторую — снова поддерживает, на третью и четвертую — оба партнера принимают исходное положение.

    Третий такт — повторить задание первого такта.

    Четвертый такт — повторить задание второго такта, но на четвертую четверть ученица, перейдя с пальцев в demi plié, раскрывает правую ногу в сторону и ставит ее в V позицию назад.

    Пятый, шестой, седьмой и восьмой такты — вся комбинация повторяется с другой ноги.

    Характерные ошибки при первом исполнении: ученица, почувствовав, что теряет положение устойчивости на пальцах, переступает с ноги на ногу, наклоняет корпус в каком-либо направлении, желая самостоятельно вернуть себе устойчивое положение; ученик сильно напрягает руки и теряет ощущение устойчивости партнерши на пальцах, опустив голову, смотрит на свои руки или заглядывает в зеркало из-за плеча ученицы, пытаясь определить ее вертикальное положение.

    * Для краткости описания и во избежание повторов в примерах уроков дается задание только ученице и не говорится подробно о действиях ученика, так как приемы поддержки описаны выше.

    108

    Поправив ошибки, комбинацию повторить еще раз, затем пригласить вторую группу и т. д.

    2. Музыкальный размер 3/., (очень медленно), 8 тактов.

    Исходное положение такое же, как в первой комбинации.

    Затакт — оба партнера переходят в demi plié.

    Первый такт — ученица исполняет relevé на пальцы правой ноги, левая — sur le cou-de-pied сзади, руки поднимает в 3-ю позицию; ученик поддерживает ученицу двумя руками за талию, сохраняя ее устойчивость.

    Второй такт — на первую четверть ученик отпускает талию ученицы, на вторую — снова поддерживает ее, на третью — ученица ставит левую ногу в V позицию назад.

    Третий такт — ученица переходит в demi plié.

    Четвертый такт — ученица раскрывает правую ногу в сторону и ставит ее в V позицию назад.

    Пятый, шестой, седьмой и восьмой такты — вся комбинация повторяется с другой ноги.

    Характерные ошибки: ученица, теряя устойчивость, подпрыгивает на пальцах, стараясь самостоятельно вернуть апломб; ученик не точно перемещает центр тяжести ученицы с двух ног на одну и поэтому не может определить положение ее устойчивости.

    3. Музыкальный размер 4Д (очень медленно), 8 тактов.

    Исходное положение такое же, как во второй комбинации.

    Затакт — оба партнера переходят в demi plié.

    Первый такт — ученица исполняет relevé по V позиции, а затем développé вперед на 90° правой ногой; ученик поддерживает ученицу двумя руками за талию, сохраняя ее устойчивость на пальцах одной ноги.

    Второй такт — ученица опускает правую ногу в V позицию вперед и переходит в demi plié; ученик возвращает центр тяжести корпуса ученицы с одной ноги на две.

    Третий такт — ученица исполняет relevé по V позиции, а затем développé в сторону на 90° правой ногой; ученик поддерживает ее двумя руками за талию.

    Четвертый такт — ученица опускает правую ногу в V позицию назад и переходит в demi plié.

    Пятый, шестой, седьмой и восьмой такты — вся комбинация повторяется с другой ноги.

    Характерные ошибки: ученица, теряя устойчивость, старается вернуть ее резким движением корпуса; ученик во время développé или опускания ноги опаздывает перемещать центр тяжести корпуса ученицы.

    Примечание: во втором-третьем уроке можно включать в эту или другую комбинацию développé назад.

    109

    4. Музыкальный размер 3/4 (очень медленно), 8 тактов.

    Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении, épaulement.

    Затакт — оба партнера переходят в demi plié.

    Первый такт — ученица, оставаясь в demi plié, выпрямляет правую ногу в направлении точки 8.

    Второй такт — ученица встает на пальцы правой ноги, левая — sur le cou-de-pied сзади; ученик поддерживает ее двумя руками за талию и с ее шагом на пальцы также делает небольшой шаг с правой ноги.

    Третий такт — ученица переходит в demi plié на правой ноге, левая — остается sur le cou-de-pied сзади.

    Четвертый такт — ученица исполняет pas de bourrée (с переменой ног), завершая в V позицию épaulement.

    Пятый, шестой, седьмой и восьмой такты — вся комбинация повторяется с другой ноги.

    Характерные ошибки: ученица самостоятельно переходит в demi plié и теряет устойчивость; ученик либо слабо, либо слишком сильно перемещает центр тяжести ученицы с носка опорной ноги на всю стопу.

    ALLEGRO

    1. Музыкальный размер 2/4, 8 тактов.

    Исходное положение — ученица в V позиции, правая нога впереди, épaulement; ученик позади, руки на ее талии.

    Затакт — оба партнера переходят в demi plié.

    Первый такт — ученица исполняет changement de pied.

    Второй такт — ученица исполняет второе changement de pied.

    Третий такт — ученица исполняет temps levé sauté.

    Четвертый такт — ученица исполняет changement de pied.

    Пятый, шестой, седьмой и восьмой такты — вся комбинация повторяется с другой ноги.

    В задание партнера входит: чуть увеличить высоту прыжка ученицы; предельно смягчить ее приход на пол и содействовать перемене épaulement.

    Характерные ошибки: ученик забывает приседать перед прыжком ученицы; перегибает корпус во время подъема; поднимает партнершу не точно вверх, а от себя вперед, или на себя назад; сжимает пальцы рук.

    В заключение надо сказать о том, что с первого урока необходимо следить за осанкой ученика, все его позы и положения должны быть сценичны, гармонично сочетаться с позами ученицы. Перед началом каждой комбинации ученик должен уметь вывести партнершу, поклониться ей, приглашая на танец, а по окончании упражнения предложить ученице руку и как бы увести

    пи

    ее со сцены. Это достигается не просто, этому надо учить настойчиво и последовательно. Известно, что ходить и бегать по сцене порой значительно труднее, чем выполнять сложное движение сольного или дуэтного танца.

    В первом полугодии начального года обучения не следует задавать продолжительных комбинаций, нужно сосредоточить внимание учащихся на качестве исполнения, а не на запоминании последовательности движений. Кроме того, нельзя переутомлять стопу ученицы, которая исполняет комбинации в очень медленном темпе.

    В дальнейшем необходимо включать в учебные комбинации всевозможные связующие и вспомогательные движения, чередовать технические приемы поддержки с сольным женским и мужским танцем, не нарушая при этом пластической кантилены дуэта.

    Преподаватель должен всемерно способствовать созданию в классе подлинно творческой атмосферы. Тогда каждая комбинация или этюд станут выполняться учащимися не формально, а в полном согласии с музыкой и актерской задачей. Партнеры будут стремиться к оправданию всех своих движений, раскрытию содержания хореографического диалога.

    Урок по окончании первого полугодия

    ADAGIO

    1. Музыкальный размер 4Д (очень медленно), 16 тактов.

    Во время всего adagio ученик поддерживает ученицу двумя руками за талию.

    Исходное положение: ученица в V позиции, левая нога впереди, руки в подготовительном положении; ученик позади нее, обе руки на ее талии.

    Затакт — оба партнера переходят в demi plié.

    Первый такт — ученица исполняет с правой ноги pas glissade в направлении точки 3, а затем с шага правой ногой встает на пальцы в позу I arabesque.

    Второй такт — grand port de bras вперед, корпус ученицы возвращается в исходное положение.

    Третий и четвертый такты — обводка вправо, полный круг.

    Пятый такт — ученица переходит в demi plié, на третью четверть такта ученик отпускает талию ученицы, на четвертую — снова поддерживает ее.

    Шестой такт — pas de bourrée в V позицию в demi plié, с поворотом вправо (типа battement soutenu), ученица снова встает на пальцы в V позицию, руки поднимает в 3-ю позицию.

    111

    Седьмой такт — опускание в «падающее» положение вправо (на сгиб локтя правой руки ученика).

    Восьмой такт возвращение в исходное положение, на последнюю четверть такта ученица переходит в demi plié, руки опускает в подготовительное положение.

    На следующие восемь тактов комбинация повторяется с другой ноги или в другую сторону.

    2. Музыкальный размер 3/4 (очень медленно), 16 тактов.

    Во время всего adagio ученик поддерживает ученицу за запястья обеих рук.

    Исходное положение: ученица в V позиции, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, ученик позади нее.

    Затакт — оба партнера переходят в demi plié.

    Первый такт — relevé на пальцы в V позиции, руки в 3-ю позицию. Ученик поддерживает ученицу за запястья обеих рук.

    Второй и третий такты — développé в позу croisée вперед и grand rond de jambe до позы attitude croisée. Левая рука ученицы переходит во 2-ю позицию.

    Четвертый такт — обводка вправо до положения attitude effacée.

    Пятый такт — переход в demi plié, attitude allongé.

    Шестой такт — pas de bourrée в V позицию в demi plié, ученик отпускает руки ученицы.

    Седьмой такт — с шага встать на пальцы левой ноги в позу I arabesque (высокого). Ученик снова поддерживает ученицу за запястья обеих рук.

    Восьмой такт — поставить правую ногу в V позицию назад, изменить épaulement (левое плечо вперед), перейти в demi plié, руки опустить в подготовительное положение.

    На следующие восемь тактов комбинацию повторить с другой ноги или в другую сторону.

    3. Музыкальный размер 4Д (очень медленно), 16 тактов.

    Исходное положение: ученик стоит в условной IV позиции, правая нога впереди; положение ног effacé, правая рука в 1-й позиции, левая — во 2-й, ладони обращены вверх, голова повернута налево; ученица позади него, на расстоянии одного шага по диагонали из точки 2 в точку 6, на левой нбге, правая — отставлена назад, положение ног croisé, руки в подготовительном положении.

    Затакт — ученица переходит в demi plié на левой ноге.

    Первый такт — с шага вперед (к партнеру). Ученица встает на пальцы правой ноги и принимает положение attitude effacé, поднимает руки в 3-ю позицию и затем опускает левую кисть в левую кисть ученика, правую — на его левый плечевой сустав.

    112

    На последнюю четверть первого такта ученик приставляет левую ногу к правой и выпрямляет колени.

    Второй такт — обводка влево, полный круг.

    Третий такт — ученица берет форс для тура en dedans (не делает вращения), руки поднимает в 3-ю позицию, левую ногу носком подводит к правой (к средней части голени). Ученик в этот момент делает быстрый шаг назад (за ученицу) и поддерживает ее двумя руками за талию (как во время вращения) так, чтобы ее левое плечо было повернуто к точке 1. На последнюю четверть такта ученица резким движением passé принимает позу I arabesque.

    Четвертый такт — ученица делает demi plié и pas de bourrée в V позицию (левая нога впереди).

    Пятый такт — с шага вперед к точке 2 ученица встает на пальцы левой ноги и принимает позу III arabesque; ученик поддерживает ее двумя руками за талию.

    Вторую, третью и четвертую четверть этого такта положение сохраняется.

    Шестой такт — ученица делает passé и принимает позу effacée вперед на 90°.

    Седьмой такт — tombé на правую ногу и pas de bourrée в V позицию (левая нога впереди).

    Восьмой такт — оба партнера принимают исходное положение для повторения всей комбинации с другой ноги.

    ALLEGRO

    1. Музыкальный размер 2/4, 16 тактов.

    Исходное положение: ученица в V позиции, правая нога впереди (croisé); ученик позади нее, руки на ее талии.

    Во время прыжков ученик поддерживает ученицу двумя руками за талию.

    Затакт — demi plié.

    Первый такт — échappé (прыжок) закончить в V позицию (правая нога впереди).

    Второй такт — два прыжка sauté, во время которых ученик каждый раз проносит ученицу в направлении точки 8, делая один шаг вперед.

    Третий такт— pas échappé (прыжок) закончить в V позицию (правая нога впереди).

    Четвертый такт — два прыжка sautés, во время которых ученик, делая каждый раз один шаг назад, проносит ученицу в направлении точки 4.

    Пятый такт—pas sissonne на правую ногу в позу I arabesque и маленькое assemblé в V позицию (левая нога впереди).

    Шестой такт — повторить движение пятого такта в другую сторону.

    5 Зак. 432 1 | о

    Седьмой и восьмой такты — ученица обходит вокруг ученика (pas suivi), двигаясь вправо спиной к нему, и заканчивает движение в V позицию (левая нога впереди).

    Следующие восемь тактов вся комбинация allegro повторяется с другой ноги.

    ТУРЫ

    1. Музыкальный размер 2/4 (темп умеренный), 16 тактов.

    Исходное положение: ученица в V позиции, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, ученик позади нее, руки на ее талии.

    Затакт — pas échappé на пальцы во II позицию (épau-lement).

    На первую четверть первого такта V позиция, правую ногу поставить назад.

    На затакт и вторую четверть — повторить то же движение и закончить в V позицию (правая нога впереди).

    На первую четверть второго такта — один тур en dehors из V позиции.

    На вторую четверть — закончить тур в V позицию, правую ногу поставить назад.

    Третий и четвертый такты — повторить движения первого и второго тактов с левой ноги.

    На первую четверть пятого такта — pas échappé на пальцы в IV позицию croisé.

    На вторую четверть — опуститься с пальцев и перейти в demi plié, сохраняя IV позицию.

    Шестой такт — тур en dedans закончить в V позицию, левую ногу поставить вперед.

    Седьмой и восьмой такты — повторить движения пятого и шестого тактов с левой ноги.

    2. Музыкальный размер 3/-ь 16 тактов.

    Исходное положение: ученица в V позиции, левая нога впереди, руки в подготовительном положении; ученик позади нее, обе руки на ее талии.

    Первая музыкальная фраза.

    Затакт — demi plié.

    Первый и второй такты — pas glissade с правой ноги и grand assemblé с продвижением к точке 2.

    Третий и четвертый такты — révérance с правой ноги (де лают оба).

    Пятый, шестой, седьмой, восьмой такты — повторить все заданные движения с первого по четвертый такт с другой ноги.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта