СЕРЕБРЕННИКОВ. Поддержка в дуэтном танце. Статья т м. Веиесловой Оформление В. Н. Дзюбы Рисунки артиста балета
Скачать 4.14 Mb.
|
Урок по окончании года ADAGIO 1. Музыкальный размер 4/4. Исходное положение: ученица в V позиции (face), правая нога впереди, руки в подготовительном положении; ученик слева от нее, на расстоянии двух шагов, в полуоборот к ней, поза по заданию преподавателя. Первая музыкальная фраза. Затакт — он протягивает ей правую руку ладонью вверх, а она переходит в demi plié. Первый такт — она встает на пальцы в V позицию, руки поднимает в 3-ю позицию и, раскрывая их во 2-ю, подает ему левую руку. Правой ногой делает développé à la seconde на 90°. Второй такт — она продолжает стоять в той же позе. Он быстро проходит за ее спиной и становится с другой стороны, поддерживая ее левой рукой за кисть правой руки. Третий такт — она переходит в demi plié и делает тур en dehors в позе attitude, поднимая руки в 3-ю позицию, как только она поворачивается левым плечом к нему, исполнив полтура, он делает к ней шаг правой ногой и, охватив ее за талию, обводит до положения attitude effacée. Во время обводки она опирается левой рукой о его правое плечо. 124 Четвертый такт — переходит в demi plié, принимая позу attitude allongée, затем делает правой ногой grand battement jeté вперед и придает своему телу в воздухе горизонтальное положение. Он подхватывает ее левой рукой за бедро правой ноги сверху и, подбрасывая вверх (с поворотом влево), принимает на левое плечо в позе «ласточка». Пятый такт — держа ее на плече, он отступает назад к точке 4. Шестой такт — ученик опускается на правое колено, ученица встает на пол за его спиной. Затем она проходит за его спиной и встает справа от него в позу croisée. Он принимает такую же позу. Седьмой такт — оба идут вперед к точке 8. На последнюю четверть такта она, подав ему обе руки, встает на пальцы правой ноги в позу IV arabesque. Восьмой такт — она делает два тура en dehors с остановкой в позу croisée вперед на 90° и на последнюю четверть такта опускает левую ногу в V позицию вперед. Вторая музыкальная фраза. Затакт — ученица переходит в demi plié. Первый такт — ученик поднимает ее на две руки с упором под поясницу и проносит к точке 2. Второй такт — опускает ее сначала на правое плечо, а затем в позу «рыбка» и ставит на пол на правую ногу в позу I arabesque. Третий, четвертый такты — ученик идет влево к точке 7, ученица — направо к точке 3, останавливаются лицом друг к другу. Пятый такт—подъем в позе III arabesque (с разбега). Шестой такт — держа ученицу на вытянутых руках, ученик поворачивается лицом к точке 6 и проносит ее в том же направлении. Седьмой такт — опускает ее на пол и встает справа от нее. Оба партнера на правой ноге в позе croisée (на полу). Восьмой такт — она делает с правой ноги pas glissade и grand jeté в позе I arabesque. Он поднимает ее за талию и на вытянутых вверх руках уносит как бы за кулисы. При повторении adagio с другой ноги подъем в позе III arabesque остается таким же, т. е. тяжесть корпуса ученицы должна быть на правой руке ученика. 2. Музыкальный размер 3/4. Исходное положение: ученица в V позиции, правая нога впереди, руки в подготовительном положении; ученик — лицом к ней на расстоянии двух шагов, спиной к точке 3, в позе, заданной преподавателем. Первая музыкальная фраза. Затакт — ученица переходит в demi plié. Первый такт — с шага на пальцы правой ноги она прини- 125 мает позу I arabesque (высокого). Ученик поддерживает ее правой рукой за запястье правой руки. Второй, третий такты — обводка en dedans целый круг. Четвертый такт — два тура en dedans с поддержкой за за пястье, с остановкой в позу croisée на 90°. Пятый такт — ученица опускает левую ногу в V позицию вперед, а ученик, не меняя положения, поддерживает ее двумя руками за талию. Затем она прыгает вверх и чуть наклоняет корпус вперед, левая нога вытянута, правая — sur le cou-de-pied сзади, обе руки в 3-й позиции. Он поднимает ее и удерживает на двух вытянутых вверх руках. (Принцип подъема точно такой же, как при подъеме с упором под поясницу.) Шестой такт — он проносит ее в направлении точки 6. Седьмой, восьмой такты — опускает на пол, она принимает V позицию, правая нога впереди (effacé). Он встает позади нее, обе руки на ее талии. Вторая музыкальная фраза. Затакт — demi plié. Первый такт — ученица делает sissonne tombée на правую ногу и cabriole в позу' I arabesque. Ученик поднимает ее двумя руками за талию и проносит в направлении точки 2. Второй такт — мягко опускает на пол на правую ногу в позе I arabesque в demi plié. Затакт — она ставит левую ногу в V позицию назад. Третий, четвертый такты — повторяется все, что задано в первом и втором тактах. Пятый, шестой такты — ученица проходит вперед к точке 2 и встает на правую ногу в позу II arabesque (на полу). Ученик остается на месте и принимает такую же позу. Затакт — она делает pas chassé к партнеру. Седьмой такт — pas sissonne в позе IV arabesque точно перед ним. Он поднимает ее, фиксирует позу на вытянутых вверх руках до конца музыкального такта. Восьмой такт — опускает ее на пол в позе IV arabesque на левую ногу в demi plié. Примером adagio по окончании второго года обучения может быть «маленькое adagio» из второго акта балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» в постановке В. Вайнонена. ALLEGRO 1. Музыкальный размер 4Д- Исходное положение: ученица на правой ноге в demi plié, левая sur le cou-de-pied сзади, правая рука в 1-й позиции, левая — во 2-й; ученик позади нее, обе руки на ее талии. Первый такт — она с левой ноги исполняет pas glissade 126 в направлении точки 8, brisé dessus, brisé dessous и temps levé на правой ноге. Второй такт — повторяется все еще раз. Третий такт — два прыжка brisé вперед в V позицию, relevé по V позиции на пальцы, demi plié и entrechat-six. Четвертый такт — sissonne fermée влево (без перемены ног), sissonne fermée вправо (без перемены ног), два тура en dehors из V позиции с остановкой в V позицию, левая нога впереди. Затакт — правая нога переходит sur le cou-de-pied назад. Пятый, шестой, седьмой такты — повторяется все, что было задано в первом, втором, третьем тактах, с другой ноги. Восьмой такт — sissonne fermée вправо (без перемены ног), затем — влево, relevé по V позиции на пальцы, demi plié, тур в воздухе вправо с завершением на правом плече партнера в положении «сидя». Во время всего allegro ученик не поднимает ученицу высоко, а помогает увеличить ее прыжок вперед, в сторону или назад и, каждый раз удерживая на руках, мягко опускает на пол. 2. Музыкальный размер 3/4. Исходное положение: ученица в V позиции, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Ученик позади нее, обе руки на ее талии. Первая музыкальная фраза. Затакт — она переходит в demi plié. Первый такт — исполняет sissonne ouverte en tournant с остановкой à la seconde на 45°. Ученик поддерживает ее таким же приемом, как при воздушном туре. Второй такт — она исполняет pas assemblé в V позицию назад. Третий, четвертый такты — повторяется с другой ноги. Пятый такт — она делает с правой ноги sissonne tombée и cabriole в позе I arabesque. Он поддерживает ее за оба локтя. Шестой такт — она исполняет pas assemblé в V позицию, левая нога впереди. Седьмой, восьмой такты — повторяется все, что было задано в пятом и шестом тактах. Вторая музыкальная фраза. Первый такт — ученица встает на пальцы правой ноги в позу I arabesque, обращенного к точке 2. Ученик позади нее, не поддерживает ученицу. Второй такт — она делает левой ногой pas failli в IV позицию. Третий, четвертый такты — два тура en dehors с остановкой à la seconde на 90°. Он поддерживает ее во время туров двумя руками за талию. Пятый такт — она делает правой ногой passé в позу croisée вперед на 90°. 127 Шестой, седьмой такты — исполняет три тура en dehors с остановкой в позу attitude croisée. Восьмой такт — опускает правую ногу в V позицию назад и переходит в demi plié. Третья музыкальная фраза. Первый такт — ученица делает pas balancé налево. Второй такт—pas balancé направо. Третий такт — tombé на левую ногу и два тура en dedans с остановкой в позу croisée вперед на 90°. Четвертый такт — опускает правую ногу в V позицию вперед и переходит в demi plié. Пятый, шестой, седьмой, восьмой такты — повторяется все с другой ноги с начала третьей музыкальной фразы. Четвертая музыкальная фраза. Первый, второй такты — ученица, начиная с левой ноги, обходит вокруг партнера pas suivi и останавливается справа от него. Третий, четвертый такты — оба с правой ноги исполняют révérance. Пятый такт — она делает pas glissade и grand jeté в позе I arabesque в направлении точки 8. Шестой такт — он опускает ее на левую ногу в позе I arabesque в demi plié, после этого она правой ногой делает pas failli в IV позицию croisé. Седьмой такт — делает pas glissade с левой ноги и grand jeté pas de chat в позе I arabesque в направлении точки 8. Восьмой такт — он ловит ее в позе «рыбка». 3. Музыкальный размер 3Д (энергично, широко). Исходное положение: ученица на правой ноге в позе croisée (на полу); ученик позади нее, в такой же позе, руки на ее талии. Первая музыкальная фраза. Затакт—pas glissade с правой ноги в направлении точки 3. Первыйтакт— grand cabriole fouetté. Ученик подбрасывает ученицу вверх и ловит в позе «рыбка». Второй такт — ставит на пол на левую ногу, в позе I arabesque, она делает правой ногой pas failli в IV позицию croisé. Третий, четвертый такты — повторяется все с другой ноги. Пятый, шестой такты — тур из IV позиции en dehors в позе attitude (на левой ноге). Во время вращения ученик не поддерживает ученицу, а останавливает ее двумя руками за талию в тот момент, когда она, сделав 3/4 тура, оказывается в положении effacé. Седьмой, восьмой такты — оба идут в направлении точки 8. Она встает на левую ногу в позу II arabesque (на полу). Он — позади нее, на расстоянии двух шагов, в такой же позе. 128 Вторая музыкальная фраза. Первый такт — оба делают с правой ноги pas balancé, чуть отступая назад к точке 4. Второй такт — то же самое с левой ноги. Третий такт — она делает tombé на правую ногу и тур еп dedans в положении à la seconde на 90°, поднимая руки в 3-ю позицию. Четвертый такт — он подхватывает ее двумя руками за талию и помогает остановиться после тура в позе III arabesque в demi plié. На последнюю четверть такта она опускает левую ногу в V позицию назад и встает на пальцы на обе ноги, поднимая руки в 3-ю позицию. Пятый, шестой такты — делает sissonne tombée на правую ногу и pas de bourrée в V позицию, в demi plié, левая нога впереди. Седьмой такт—pas glissade с правой ноги в направлении точки 3. Восьмой такт — grand jeté в позе I arabesque. Ученик поднимает ученицу двумя руками за талию, затем подхватывает левой рукой за левое бедро и удерживает на вытянутых вверх руках в позе I arabesque. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Третий год обучения является годом усовершенствования. Добиваясь от учеников чистоты и отточенности исполнения, необходимо также развивать в них артистизм, чувство контакта — общения в дуэте. Помимо дуэтов из классического наследия в программу обучения полезно включать дуэты, сочиненные советскими балетмейстерами, а также этюды с национальным колоритом. При изучении приемов акробатической поддержки следует учитывать физические возможности учеников, чтобы не привести их к перегрузке, к преждевременным профессиональным заболеваниям или к травмам. Урок по окончании первого полугодия ADAGIO 1. Музыкальный размер А/<. Исходное положение: оба партнера в верхнем правом углу спиной к точке 4 (условно за кулисами). Ученица на правом плече ученика в положении «сидя». 129 Первая музыкальная фраза. Первый такт — ученик идет к центру зала, неся ученицу на плече. Второй такт — с поворотом влево (вокруг своей оси) он опускает ее на пол на левую ногу в позу I arabesque. Третий такт — стоя на месте, он поворачивает ее en dedans; она поднимает обе руки в 3-ю позицию и оказывается лицом к нему в позе attitude croisée. Четвертый такт — в этом положении он делает обводку на половину круга, затем они расходятся: она отступает спиной к точке 3, он — к точке 7. Затакт — оба партнера бегут навстречу друг другу к центру зала. Пятый такт — подъем в позе I arabesque (с разбега). Ученик делает полтора поворота вправо и, чуть подбросив ученицу вверх, ловит ее в позе «рыбка» (она поворачивается в воздухе так, чтобы оказаться лицом к точке 7). Шестой такт — в этой позе он проносит ее в направлении точки 7 и на последнюю четверть такта поворачивает в горизонтальное положение спиной к полу. Седьмой такт — ставит ее на пол в V позицию на пальцы, справа от себя. Восьмой такт — она встает в позу II arabesque на левую ногу (на полу), обращенного к точке 8; он за ней, на расстоянии двух шагов по диагонали из точки 8 в точку 4. Вторая музыкальная фраза. Первый такт — ученица делает jeté entrelacé с завершением в позе «ласточка» на правом плече ученика. Поймав ее, он поворачивается лицом к точке 2. Второй такт — он отходит спиной к точке 6. Третий такт — он опускается на левое колено, она встает на пол на пальцы в V позицию. Четвертый такт—она обходит ученика (за его спиной) и встает слева от него в позу croisée на правую ногу. Он встает с колена и принимает такую же позу. Пятый такт — ученица делает pas glissade и grand pas de basque в направлении точки 2, не заканчивая в V позицию. Шестой такт — в том же направлении она делает grand jeté в позе attitude croisée. В обоих прыжках ученик поддерживает ее двумя руками за талию. Седьмой такт — с шага на пальцы правой ноги она встает в позу I arabesque лицом к точке 2. На третью четверть такта переходит в demi plié, a он делает три шага назад. Восьмой такт — она исполняет pas chassé и grand fouetté в позу IV arabesque. Он поднимает ее двумя руками и, чуть подбросив вверх, ловит в позе «рыбка». При повторении adagio с другой ноги следует помнить 130 0 том, что во время подъемов основная тяжесть корпуса ученицы должна быть на правой руке ученика. Поэтому в первой музыкальной фразе (пятый такт) и во второй музыкальной фразе (восьмой такт) нужно либо заменить подъемы на более легкие, либо оставить те же. 2. Музыкальный размер 3/4. Исходное положение: ученица в V позиции, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. Ученик — позади нее. Первая музыкальная фраза. Затакт — demi plié. Первый такт — ученица с правой ноги делает pas suivi effacé в направлении точки 2. Ученик идет за ней. На последнюю четверть такта она переходит в demi plié по V позиции, а он поддерживает ее за локти обеих рук. Второй такт — она исполняет pas sissonne fermée в позе 1 arabesque и сразу же pas failli в IV позицию, левая нога впереди. Третий такт — три тура с IV позиции, остановка в IV arabesque. Четвертый такт — он подхватывает ее левой рукой снизу за талию, правой — за бедро правой ноги сверху и поворачивается с ней два раза вправо. Пятый такт — ставит ее на пол, на левую ногу, в позу I arabesque. Шестой такт — он поворачивает ее лицом к себе (en dedans), а она, подняв обе руки в 3-ю позицию, принимает позу attitude croisée. Правой рукой он охватывает ее талию, а левую руку открывает в сторону. Седьмой такт — сделав выпад на левую ногу к точке 7, он опускает ее в «падающее» положение, и она встает на правое колено. Восьмой такт — он отходит назад к точке 3, а она остается стоять на одном колене. Вторая музыкальная фраза. Первый такт — ученик подходит к ученице и подает ей правую руку, она сверху кладет в его кисть правую руку. Второй такт — ученица встает на левую ногу, принимая позу attitude croisée. Третий, четвертый такты — обводка en dehors, целый круг. На последнюю четверть четвертого такта она переходит в demi plié. Пятый такт — делает три тура en dedans с остановкой в позу croisée на 90°. Шестой такт — стоя на пальцах, опускает правую ногу в V позицию вперед, левую—сгибает в колене и,носком касается правой голени (положение левой ноги невыворотное). Руки поднимает в 3-ю позицию. 131 Ученик, глубоко присев, переводит правую руку на поясницу ученицы, левую — под колено ее левой ноги. Седьмой такт — подъем с упором под поясницу и фиксация позы на одной руке ученика. Восьмой такт — он уносит ее в направлении точки 7 как бы за кулисы. Подъем на левой руке не изучается. Примером adagio для первого полугодия третьего года обучения может служить adagio последнего акта из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица» в постановке М. И. Петипа. ALLEGRO 1. Музыкальный размер 3Д (экспрессивно). Исходное положение: оба партнера в верхнем левом углу, спиной к точке 6. Ученица впереди ученика, чуть ближе к его левому плечу. Первая музыкальная фраза. Вступление четыре такта — оба бегут по диагонали к точке 2 и останавливаются в позе I arabesque на правой ноге. Затакт — оба переходят в demi plié. Первый, второй такты — оба исполняют по диагонали наверх к точке 6 pas chassé и grand jeté entrelacé в позу I arabesque. Во время прыжка партнеры находятся близко, но не касаются друг друга. Третий, четвертый такты — повторяется все, что задано в первом и втором тактах. Пятый, шестой такты — ученица делает третий раз pas jeté entrelacé, a ученик ловит ее в позе «рыбка». Седьмой, восьмой такты — он ставит ее на правую ногу в позу I arabesque, она опускает левую ногу в V позицию вперед и делает вправо pas soutenu en tournant на пальцах. Вторая музыкальная фраза. Первый, второй такты — она делает pas suivi вперед и принимает IV позицию (face), левая нога впереди. Третий, четвертый такты — три тура en dehors с остановкой в позу croisée вперед на 90°, затем она опускает правую ногу в V позицию вперед. Пятый, шестой, седьмой такты — оба бегут вперед к точке 1. Восьмой такт — она встает на пальцы в V позицию, правая нога впереди, руки в 3-й позиции, он позади нее, на расстоянии одного шага, в такой же позе. Третья музыкальная фраза. Первый, второй такты — оба делают pas balancé вправо и pas balancé влево. 132 Между вторым и третьим тактами — она делает tombé на правую ногу в сторону. Третий, четвертый такты — встает на пальцы левой ноги и делает три тура en dehors с остановкой в позу croisée вперед на 90°. Пятый, шестой, седьмой, восьмой такты — повторяется все, что было задано в первом, втором, третьем, четвертом тактах, но с остановкой после тура в позу écartée назад на 90°. Четвертая музыкальная фраза. Первый, второй такты — ученица делает tombé на правую ногу и cabriole в позе I arabesque в направлении точки 4. Ученик исполняет то же движение, но с другой ноги в направлении точки 8. Третий, четвертый такты. — ученица бежит к точке 4 и, повернувшись лицом к ученику, встает на левую ногу в позу croisée (на полу). Ученик в это же время поворачивается вокруг своей оси и останавливается лицом к ученице. Затакт — она делает pas glissade с левой ноги. Пятый, шестой такты — grand jeté в позе attitude effacée к партнеру. Он подхватывает ее в полете правой рукой за талию и поворачивается с ней влево на целый круг. Она, левой рукой обняв его за шею, опирается на оба его плеча. Седьмой, восьмой такты — он делает еще один поворот вокруг своей оси и ставит ее на пол на левую ногу в позу II arabesque в demi plié. 2. Музыкальныйразмер 2/4 (экспрессивно). Исходное положение: ученица в правом верхнем углу, ученик в левом верхнем углу, лицом друг к другу. Первая музыкальная фраза. Вступление два такта — оба бегут навстречу друг другу. Он берет правой рукой кисть ее левой руки, и они, поворачиваясь лицом к точке 1, останавливаются на расстоянии вытянутой руки. Свободные их руки тоже раскрыты во 2-ю позицию. Она стоит на правой ноге, левая вытянута вперед, пальцами в пол. Он — на левой ноге, правая вытянута вперед, пальцами в пол Затакт — держась за руки, оба делают pas couru вперед. Первый такт — grand jeté в направлении точки 1. Затакт — держась за руки, оба делают pas couru вперед. Второй такт — grand jeté: она — в направлении точки 2, он в направлении точки 8. Во время прыжков руки во 2-й позиции. Третий такт — оба принимают позу attitude croisée. Ученица — на левой ноге, ученик на правой. Затакт — оба делают pas chassé назад. Четвертый такт — grand assemblé en tournant с таким расчетом, чтобы оказаться в центре зала, ученик позади ученицы на расстоянии полушага. 133 Затакт — demi plié. Пятый такт—pas suivi, закончить в IV позицию (face), левая нога впереди. Шестой такт — три тура с поддержкой и остановкой в позу effacée вперед на 90°. Седьмой такт — tombé на правую ногу pas de bourrée. Восьмой такт — с шага ученица встает на правую ногу в позу II arabesque (на полу). Ученик позади нее, на расстоянии двух шагов, в такой же позе. Вторая музыкальная фраза. Затакт — demi plié и pas chassé к партнеру. Первый такт — jeté entrelacé с правой ноги в направлении точки 7. Ученик поддерживает ученицу двумя руками за талию (спереди), а она опирается двумя руками на оба его плеча. Второй такт — она переходит на левую ногу в позу II arabesque, он остается в центре зала. Затакт, третий, четвертый такты — повторяется все с начала второй музыкальной фразы. Пятый, шестой такты — она, сделав с левой ноги pas sissonne, бежит к точке 6; он идет в нижний правый угол к точке 2. Седьмой такт — она поворачивается лицом к нему и встает на правую ногу в позу croisée (на полу); он — в позу по заданию преподавателя. Восьмой такт — она разбегается и прыгает к нему в позе «рыбка», а он ловит ее. |