Главная страница
Навигация по странице:

  • СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ — объективно

  • СОЦИАЛЬНОГО РЕАЛИЗМА ТЕОРИЯ - - ИСХОДИТ ИЗ ТОГО, ЧТО

  • ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ - ИСХОДИТ ИЗ ТОГО, ЧТО

  • Лавриненко Ф.М социология.. Структура социологического знания


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеСтруктура социологического знания
    АнкорЛавриненко Ф.М социология..doc
    Дата28.01.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛавриненко Ф.М социология..doc
    ТипДокументы
    #776
    страница35 из 35
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   35

    СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА — СОВОКУПНОСТЬ СЕЯЗСЙ И

    отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социаль­ных, политических и духовных условий их жизнедеятельности. К основным элементам социальной структуры относятся: клас­сы, сословия, люди города и деревни, умственного и физиче­ского труда, социально-демографические группы (молодежь, другие возрастные группы населения, женщины, мужчины), национальные общности. Почти все названные выше социаль­ные группы и национальные общности неоднородны по соста­ву и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, пред­стающие как самостоятельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаи­модействии с другими субъектами.

    СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ — объективно

    складывающиеся системы пространственной организации жиз­недеятельности людей. Функционируют как особые виды посе­лений, главными из которых являются город и деревня. Обла­дают такими признаками, как устойчивое положение в системе общественного разделения труда, особое место в системе эко­номических, социальных, политических и других общественных отношений.

    СОЦИАЛЬНОГО РЕАЛИЗМА ТЕОРИЯ - - ИСХОДИТ ИЗ ТОГО, ЧТО

    природу социальных явлений следует объяснять не биологиче­скими или психологическими, а социальными факторами. Со­гласно этой теории, решающую роль в поведении людей и их деятельности играет общество как система взаимодействий со­циальных субъектов, их коллективное сознание и разного рода социальные институты. Изначальными причинами социальных явлений объявляются идеи и духовные ценности людей, кото­рые они реализуют в своей практической деятельности. Осно­воположник теории — французский социолог Э. Дюркгейм.

    социальной стратификации теория — делит общество на различные слои — страты (от лат. stratum), различающиеся между собой по уровню доходов, профессиям и видам деятель­ности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. Основоположник теории П.А, Сорокин характеризовал социаль­ную стратификацию как естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим разде­лением труда, имущественным неравенством, разными полити­ческими интересами людей и т.д. К основным формам соци­альной стратификации он отнес профессиональную, экономиче­скую и политическую.

    социальные группы — группы людей, объединенные об­щим для них укладом жизни, специфическими интересами и ценностными ориентациями, которые они реализуют в совме­стной деятельности. Выделяют социальные группы, склады­вающиеся объективно, т.е. независимо от сознания и воли лю­дей, — классы, нации, демографические группы, а также груп­пы, формирующиеся в ходе сознательной и организующей дея­тельности самих людей, — политические партии, профсоюзные и молодежные организации, научные общества и т.д. Среди данных групп социологи выделяют формальные и неформальные.

    чаше на основе принятых ими уставов и программ (политические партии и др.), у неформальных дей­ствия осуществляются на основе личных контактов входящих в них людей, а также путем организации собраний, митингов, массовых движений и т.д.

    социальные законы — законы, по которым развивается че­ловеческое общество, выступающие в конечном счете как зако­ны деятельности и общественных отношений людей. Социаль­ные или исторические законы складываются и существуют объ­ективно, т.е. независимо от сознания и воли людей. Их нельзя отменить, но их можно познать и действовать в соответствии с ними. О. Конт писал об исследовании исторических законов как «постоянных отношений», существующих между наблюдае­мыми социальными явлениями. Он указывал на биологические, «астрономические» (космические) и социальные законы суще­ствования общества, среди которых он выделил «главный и ос­новной закон интеллектуальной эволюции человечества». Мар­ксисты исходят из того, что в основе развития общества лежат законы развития материального производства. Представители психологического направления в социологии считают, что в ос­нове развития общества лежат законы функционирования пси­хики людей, определяющие их социальную деятельность и по­ведение.

    социальные институты (от лат. institutum — установление, учреждение) -- исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. К ним можно отнести институты семьи, образования, власти и др. Социаль­ные институты выполняют общественно значимые функции и обеспечивают устойчивость социальных связей и отношений людей в рамках того или иного общества.

    социальные организации - система связей и отношений, объединяющих какое-то число индивидов или групп людей для достижения ^определенных целей. Социологи выделяют произ­водственные, политические, военные, научные, творческие и иные организации.

    социологическая теория действия (обмена) — направле­ние в современной западной социологии, объясняющее соци­альную действительность как процесс рационального обмена между индивидами и группами людей, стремящихся получить из этого определенную выгоду. Речь идет об обмене информа­цией, энергией, теми или иными благами, получении вознаграждения, разного рода «социальных активов». Эта теория наиболее обоснована в работах американского социолога Дж. Хоманса.социология (от лат. societas — общество и греч. logos) — учение об обществе. Те или иные направления в социологии различаются своими подходами к анализу общества, методами его изучения и формирующимися в результате этого специфи­ческими взглядами на общество в целом или на отдельные его сферы, деятельность различных социальных институтов и орга­низаций. Таковы позитивистское, марксистское, психологическое и другие направления и школы в области социологии.

    социология культуры — отрасль социологии, которая изу­чает культуру как общественное явление.

    социология личности - отрасль социологии, изучающая личность как социальное явление, ее взаимодействие с различ­ными социальными группами и обществом.

    сравнительный метод в социологии - заключается в том, что, сопоставляя те или иные данные о развитии народов раз­ных стран и исторических эпох, исследователи обнаруживают некоторые общие тенденции развития этих народов, а также специфические особенности их культур. Сравниваемые явления ,. берутся в их динамике и исторической эволюции, что позволя­ет успешно решать вышеуказанные задачи и увеличивает воз­можности социологического прогнозирования. Это повышает практическое значение социологии как науки. В русской со­циологии сравнительный метод всесторонне разработал

    М. М. Ковалевский.

    структурно-функциональный анализ - школа в социоло­гии, основанная Т. Парсонсом и ставящая своей^целью изучение различных элементов и сфер общества, а также механизмов их взаимодействия.

    субкультура — специфический вид культуры, ценности и образцы поведения которой отличаются от общепринятых. В социологии исследуются разного рода этнические, классовые, молодежные и другие субкультуры (Р. Мертон, С. Коэн и др.).

    СУБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД в СОЦИОЛОГИИ — метод анализа об­щественных явлений исходя из представлений о решающей ро­ли сознания людей в их деятельности и поведении. Особое внимание обращается на интеллигенцию как носителя наибо­лее просвещенного общественного сознания, а также на роль выдающихся личностей в развитии общества и в историческом процессе. Основная задача социологии усматривается в изуче­нии мотивов поведения и деятельности людей, их нравствен­ных идеалов. Делается акцент на их «солидарных» действиях, направляемых их общими интересами. Метод всесторонне обоснован в работах русских мыслителей П.Л. Лаврова и

    Я. К. Михайловского.

    СФЕРЫ ЖИЗНИ общества — области общественной жизни, в которых осуществляются различные виды деятельности людей и их общественных отношений. Социологи различают экономи­ческую, социальную, политическую и духовную сферы жизни об­щества.

    трудовой коллектив — форма организованной и устойчи­вой совместной трудовой деятельности людей, в которой осу­ществляется взаимодействие их интересов, а также интересов каждого из них с общими интересами коллектива.

    ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ - ИСХОДИТ ИЗ ТОГО, ЧТО восприятие мира и конкретных фактов зависит от их толкова­ний человеком. При этом способ объяснения ситуации и опре­деление того, что возможно, допустимо, а что исключено, зави­сит от системы ценностей, которую данный человек усвоил в процессе его жизнедеятельности в обществе. Основные пред­ставители феноменологической социологии А. Шюц, П. Бергер,

    Т. Лукманн.

    ЦЕЛЬ — один из атрибутов сознательной деятельности лю­дей, моделирование в их сознании результатов деятельности, их мысленное предвосхищение. В силу этого цель выступает как важная побудительная сила и непосредственный мотив дея­тельности социальных субъектов.

    ЦЕННОСТИ (от греч. axios — ценность) — все то, что имеет значение для жизнедеятельности людей, в том числе их духов­ные идеалы, материальные блага, полезные для них нормы и принципы нравственных, политических и правовых взаимоот­ношений и т.д. Выделяют нравственные, эстетические, религи­озные, политические, правовые, материальные и другие соци­альные ценности. Социологическая теория ценностей была всесторонне обоснована М. Вебером.

    ценностные ориентации - ориентации социальных субъ­ектов — классов, наций, профессиональных и демографических групп (молодежи, женщин, мужчин и т.д.) и отдельных лично­стей на те или иные социальные ценности — духовные, поли­тические, правовые, материальные, выступающие в качестве своего рода социальных координат, определяющих содержание и направленность их деятельности и поведения.

    ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВ­ЛЕНИЙ — рассмотрение их в системе признаков и критериев той или иной цивилизации, присущих ей элементов культуры.

    ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis — гражданский) — ступень раз­вития общества, на которой главную роль играют не родовые, а социальные связи людей. Определяется также как соответствую­щий уровень культуры общества и как тип культуры, в зависи­мости от которого выделяют Западную и Восточную цивилиза­ции, христианскую и исламскую, современную индустриальную

    цивилизацию и т.д.

    эволюционная теория общества - система взглядов, обосновывающая развитие общества как процесс постепенных количественных и качественных изменений в области челове­ческой деятельности, общественных отношений, функциониро­вании социальных институтов. Развитие общества рассматрива­ется как процесс перехода от его низших состояний к высшим, от простых к более сложным. Эта теория получила свое обос­нование в работах О, Конто, Г. Спенсера и других мыслителей.

    ЭТНИЧЕСКАЯ социология - отрасль социологии, исследую­щая национально-этнические отношения людей.

    этнос (от греч. ethnos — племя, народ) — общность людей, связанных между собой общим происхождением и длительным совместным существованием. Это различные народности, на­ции, немногочисленные этнические группы, характеризующие­ся такими устойчивыми признаками, как язык, особенности бытовой культуры, обычаи и традиции. Эти признаки воспро­изводятся в этническом (национальном) самосознании наро­дов, в котором они осознают свое единство и этническое род­ство.
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   35


    написать администратору сайта