Лавриненко Ф.М социология.. Структура социологического знания
Скачать 1.82 Mb.
|
Оглавление Предисловие I. Социологическое знание Глава 1 Структура социологического знания * 1.1. Объекты социологии и элементы социологического знания 1.2. Уровни социологического знания Глава 2. Основные функции социологии II. Общесоциологические теории Глава 3. Классическая западная социология ** XIX - начала XX вв. 3.1. Основоположник социологии — О. Конт 3.2. Органическая теория общества Г. Спенсера 3.3. Теория социального реализма и научный метод в социологии Э. Дюркгейма 3.4. Понимающая социология М. Вебера Глава 4. Социологическая теория марксизма f- 4.1. От идеалистического к материалистическому пониманию исторического процесса 4.2. Определяющая роль способа производства в жизни общества 4.3. Общество — целостный социальный организм 4.4. Сферы общественной жизни 4.5. Общественно-экономические формации , или исторические типы общества 4.6. Марксистская социология и современность Глава 5. Социологическая мысль в России второй половины ХГХ - начала XX вв, 5.1. Социологические взгляды революционных демократов 5.2. Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина 5.3. Субъективный метод в социологии 5.4. Психологическое направление в русской социологии — 5.5. Легальный марксизм 5.6. Плюралистическая социология М. Ковалевского 5.7. Социологический неопозитивизм П. Сорокина Глава 6. Современная западная социология 6.1. Академическая социология. Классификация современных социологических направлений0.2. Неопозитивизм 6.3. Структур но-функциональный анализ Т. Парсонса 6.4. Социология конфликта 6.5. Феноменологическая социология 6.6. Символический интеракционизм 6.7. Теория действия Ш. Специальные социологические теории Глава 7. Теория социальной структуры общества t 7.1. Социальная структура общества и ее элементы 7.2. Социальные отношения и типы социальных структур 7.3. Социальные группы 7.4. Социальная мобильность 7.5. Проблема гражданского общества 7.6. Актуальные проблемы развития социальной структуры современного общества Глава 8. Этническая социология 6.1. Этническая общность. Этнос. Народ. Нация 8.2. Национально-этнические отношения 8.3. Национальный вопрос в современных условиях Глава 9. Политическая социология 9.1. Политика и политическая деятельность 9.2. Политические отношения и политические интересы 9.3. Политические процессы и политические институты 9.4. Политическая система общества 9.5. Политическое сознание Глава 10. Социология культуры 10.1. Культура и ее функции 10.2. Социологическая классификация культуры и закономерность ее развития 10.3. Массовая культура и субкультура 10.4. Проблемы культуры в современной России Глава 11 Социальные институты и организации f- 11.1. Социальные институты 11.2. Социальные организации Глава 12. Социология труда и трудовых организаций 12.1. Труд и его составляющие 12.2. Трудовая организация — трудовой коллектив 3. Социология семьи 13.1. Брак и семья — социальные институты 13.2. Важнейшие функции семьи Тенденция развития семейно-брачных отношений Глава 14. Социология личности 14.1. Концепции личностей 14.2. Социализация личности 14.3. Социальная типология личности 14.4. Личность и общество в переходный период Глава 15. Социология города и деревни 15.1. Социология расселения 15.2. Специфика функционирования города 15.3. Проблемы развития деревни 15.4. Система расселения Глава 16. Общественное мнение: механизм формирования, функции, проблемы изучения 16.1. Феномен общественного мнения 16.2. Функции общественного мнения Глава 17. Социология свободного времени 17.1. Структура и классификация свободного времени 17.2. Свободное время в жизни общества 17.3. Факторы, влияющие на свободное время Глава 18. Социология конфликта 18.1. Конфликт и различные подходы к его изучению 18.2. Функции и классификация социальных конфликтов 18.3. Механизм социального конфликта 18.4. Управление конфликтом 18.5. Социальные конфликты в современной России IV. Прикладная социология: методика и техника социологических исследований Глава 19. Социологическое исследование: понятие и виды, программа и выборка 19.1. Социологическое исследование и его зиды 19.2. Программа социологического исследования 19.3. Применение выборочного метода 19.4. Рабочий план социологического исследования Глава 20. Методы социологических исследований 20.1. Анкетный опрос 20.2. Интервью 20.3. Наблюдение. Эксперимент 20.4. Анализ документов Глава 21 Анализ эмпирических данных Литература Важнейшие социологические понятия и термины Социология - наука об обществе Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология», Образованный из латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Этот термин ввел в науку французский ученый и философ Нового времени Огюст Копт (1798—1857), которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. До этого различные учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части общефилософских концепций мыслителей Востока и Запада. Своеобразные, порой весьма оригинальные, взгляды на развитие общества, проблемы политики, морали, науки, религии и искусства были высказаны в учениях древнеиндийских, древнекитайских и древнегреческих философов, европейских мыслителей Средних веков и Нового времени. Выступая как часть тех или иных философских учений, социология не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п. Она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук. Однако с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук. И сама она стала развиваться как самостоятельная наука по отношению не только к выделившимся из нее отраслям знаний, но и к универсальным философским системам прошлого. Предметом внимания и изучения социологии все более становились фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и социальной справедливости,' В результате в XIX в. появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем. Среди них наибольшее признание получили социальные теории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса, а впоследствии Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Габриеля Тарда, Лестера Уорда и других социологов. Каждый из этих мыслителей внес существенный вклад в научное объяснение исторического процесса. Их концепции общественного развития, содержащие глубокие и оригинальные ответы на поставленные жизнью и наукой вопросы, сохраняют свое значение для решения современных социальных проблем, поэтому в дальнейшем мы рассмотрим их подробнее. Выделившись из универсальных философских систем и развиваясь как самостоятельная наука, социология тем не менее не утратила своего философского содержания. Она получила возможность расширить общесоциологический, т.е. по сути философский, анализ развития общества и существенно углубить исследования. В своих наиболее фундаментальных положениях и выводах общетеоретическая социология выступает и как философская наука. Она исходит из соответствующих философских предпосылок и базируется на определенном мировоззрении, в котором ведущую роль играет та или иная философская концепция. С позиций данной концепции решаются, скажем, проблемы движущих сил развития общества, направленности социальных процессов, взаимодействия личности, социальных групп и общества, материального и духовного в историческом развитии, т.е. наиболее фундаментальные проблемы жизни и развития общества. Методология их решения по сути дела предопределяет решение прочих социологических проблем, з том числе менее общих и даже проблем частного характера. Мировоззрение социолога и методология, которую он применяет в своих исследованиях, свидетельствуют об органической взаимосвязи философии и социологии, хотя обе эти отрасли знания выступают как самостоятельные. На самостоятельный характер социологии указал в свое время французский социолог Э. Дюркгейм. В работе «Метод социологии» он писал, что социология представляет собой «особую и автономную науку», направленную на объективное изучение социальных фактов. Такого же мнения о характере и значении социологии как науки придерживаются многие ее видные современные представители, в том числе Я. Лазарсфелъд, Р. Мертон, Т. Парсонс и др. Однако, объявляя социологию нефилософской наукой, они при объяснении многих социальных явлений прибегают именно к философской аргументации, в том числе из области позитивизма, прагматизма, интуитивизма и т. д. Ив этом нет ничего удивительного. Сама логика углубленного социологического анализа каких-то общественных явлений приводит к необходимости философского осмысления вытекающих из данного анализа выводов и обобщений. Итак, современная социология — это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах. Любое общественное явление предстает как элемент социальной системы, каковой выступает общество. В рамках этой системы анализируются все социальные явления и процессы, взятые в их взаимодействии. Как системное образование общество олицетворяет собой некие особые качества по сравнению с его элементами и любой их суммой. Еще древние говорили, что целое больше суммы входящих в него частей: Это значит, что целое обладает новыми качествами, которые механически не сводимы к сумме его элементов, обнаруживают некий «интегративный эффект». Эти новые качества, присущие целому, обычно обозначаются как системные, или интегративные качества1. В силу присущих ему интегративных качеств общество обладает собственной определенностью и самостоятельностью по отношению к составляющим его субъектам, социальным институтам, сферам общественной жизни и т.д. Это обстоятельство особо фиксируется и обосновывается социологией, которая изучает прежде всего механизмы функционирования общества, взаимодействие между различными субъектами, организациями и социальными институтами. Социология вскрывает и изучает также законы общественного развития. В силу этого ее можно охарактеризовать как науку о законах функционирования и развития социальных систем, о проявлениях данных законов в деятельности субъектов — больших и малых социальных групп и общностей людей, а также отдельных личностей. Все это характеризует суть и особенности социологии. С философией же она продолжает иметь связь, поскольку, во-первых, многие социологические проблемы осмысливаются с философских позиций, во-вторых, общетеоретическая социология непосредственно смыкается с воззрениями, относящимися к области социальной философии. Этим во многом определяется научность социологии, показателями которой, по мнению социологов разных школ и направлений, являются, в частности, признание объективных основ функционирования общества и закономерного характера его развития, правильное истолкование взаимодействия объективных факторов исторического процесса и сознательной деятельности людей. Наиболее видные философы и социологи прошлого века пытались вскрыть объективные социальные связи и закономерности. Так, немецкий философ Г.Ф. Гегель поставил и по-своему решал проблему обнаружения «объективных оснований исторического процесса». Он показал, что интересы, воля, желания, действия людей, как правило, разно-направлены; но хаос случайностей — только внешний рисунок истории, за которым скрывается внутренняя логика исторического процесса, его объективная закономерность1. Тем самым были обозначены «контуры научной методологии», важнейший принцип которой состоял в том, чтобы идти не от субъективных намерений участников исторического процесса, в том числе самых выдающихся, а от внутреннего объективного основания, которое делает историю единым, в самом себе упорядоченным процессом и определяет характер индивидуальных целей и субъективных воль2. Такой подход к анализу социальных явлений имеет большое методологическое значение и для современной социологии. К. Маркс творчески продолжил гегелевский подход к обнаружению и анализу объективного основания исторического процесса, преодолевая в то же время гегелевскую мистификацию исторической закономерности как саморазвития абсолютной идеи. На закономерный характер развития общества указывали также французские мыслители К. Сен-Симон и О. Конт. Они пытались научно обосновать представления об обществе как едином социальном организме, развивающемся по объективным естественным законам. Вместе с тем они показали роль сознания и в особенности позитивного научного мышления в развитии общества. Представители так называемого социального дарвинизма (Г. Спенсер, У. Самнер, Л. Вольтман и др.) переносили действие законов естественного отбора и борьбы за существование на развитие общества. При всех различиях указанных направлений в социологии их объединяют идеи объективной обусловленности развития общества природными и социальными факторами, а также закономерного характера исторического процесса. Предметом любой науки являются соответствующие объективные связи и законы развития природы и общества. Подобно тому как, скажем, физика, астрономия, химия, биология изучают законы неорганической и органической природы, социология изучает законы развития общества. Последние составляют одну из основных проблем марксистской социологии, на что указывают представители других социологических направлений. Основное внимание марксистской социологии направлено на изучение объективных законов материального производства и их воздействия на социальную, политическую и духовную сферы общественной жизни и общество в целом. Она по-своему истолковывает проблему движущих сил социального процесса, представляет развитие общества как закономерный исторический процесс. Разумеется, было бы неверно относиться к каждому положению марксистской социологии как к истине в последней инстанции. Именно такое к ней отношение характерно для консервативно-догматического направления среди марксистов как в науке, так и в политике. Это гасит всякое творческое начало в развитии и применении марксистской социологии. В то же время было бы легкомысленно отбрасывать те положения, которые стали достоянием современной мировой социологической мысли. В свое время на значение этих положений авторитетно указал один из наиболее влиятельных социологов нынешнего столетия М. Вебер, хотя многие положения марксистской социологии он отвергал. Впоследствии положительное значение марксизма отмечали видные американские социологи и экономисты Р. Миллс и Дж. Гелбрейт, многие другие представители западной социологии. В целом марксистская социология продолжает вносить свой позитивный вклад в развитие современной социологической мысли, в том числе в уяснение предмета и содержания социологии как самостоятельной науки. Ее возможности в данном отношении увеличиваются по мере освобождения от догматических и идеологических стереотипов. Тем не менее ко всем ее положениям, как и к положениям других направлений современной социологии, необходимо относиться критически, учитывая при этом, насколько они отвечают сегодняшнему уровню развития социологической науки, а также объективным данным общественной практики. В соответствующих главах данного учебника анализируются многие направления классической и современной социологии. Их содержание раскрывается также в других главах в связи с анализом тех или иных проблем современной общетеоретической социологии и так называемых специальных или частных социологических теорий. Авторы исходили из того, что различные подходы к исследованию соответствующих явлений могут дополнять друг друга и способствовать их всестороннему научному анализу. Это в свою очередь может помочь составить о данных явлениях целостные представления, соответствующие их природе и значению в жизни общества. Вопросы для повторения 1. Раскройте современное понимание социологии как науки. 2. Каковы объективные основания развития социологии? 1. Социологическое знание Признаком научного познания является объективная значимость его выводов, то есть истина./Макс Вебер/. 1 глава . Структура социологического знания Структура социологического знания представляет собой взаимосвязь всех теоретических, а также так называемых прикладных положений социологии на том или ином этапе ее развития. Среди них имеются наиболее фундаментальные, составляющие главное содержание социологических концепций, школ и направлений. Основополагающую роль при этом играет тот круг общественных явлений, которые исследует социология, выявляя существующие между ними связи и отношения. Не менее важное значение имеет глубина их исследования, определяющая соответствующий уровень социологического знания в тот или иной исторический период. |