Главная страница
Навигация по странице:

  • Теория социального

  • Идеальные типы

  • Вопросы для повторения.

  • 4.Социологическая теория марксизма

  • Лавриненко Ф.М социология.. Структура социологического знания


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеСтруктура социологического знания
    АнкорЛавриненко Ф.М социология..doc
    Дата28.01.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛавриненко Ф.М социология..doc
    ТипДокументы
    #776
    страница5 из 35
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

    Проблема ценностей. В своей социологии понимания Вебер не мог обойти проблему ценностей, в том числе моральных, политических, эстетических, религиозных. Речь идет прежде всего о понимании сознатель­ных установок субъекта на указанные ценности, которые опре­деляют содержание и направленность его поведения и деятель­ности. В то же время социолог сам исходит из определенной системы ценностей, что неизбежно сказывается на ходе и ре­зультатах его исследований.

    М. Вебер предложил свое решение проблемы ценностей. В отличие от Риккерта и других неокантианцев, рассматриваю-указанные выше ценности как нечто надисторическое, бер трактует ценность как «установку той или иной историче­ской эпохи», как «свойственное эпохе направление интереса». Тем самым ценности из области надисторической переносятся в историю1. Эта трактовка ценностей имеет важное значение для реалистического объяснения сознания людей, их социаль­ного поведения и деятельности. Она сыграла важную роль в развитии Вебером теории социального действия.

    Теория социального. Важнейшей составляющей данной теории является концепция идеальных типов. Вебер действия трактовал идеальный тип как «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической кон­струкции»2. Это некая идеальная модель того, что наиболее по-лезно человеку, что объективно отвечает его интересам в со­временной ему эпохе. В этом отношении в качестве идеальных типов могут выступать моральные, политические, религиозные и другие ценности и вытекающие из них установки поведения и деятельности людей, правила и нормы их поведения, а также традиции социального общения.

    Идеальные типы Вебера характеризуют как бы сущность оп­тимальных общественных состояний — состояний власти, межличностного общения, индивидуального и группового сознания и т.д- В силу этого они выступают как своеобразные критерии, исходя из которых необходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей. Поскольку иде­альный тип не совпадает полностью с тем, что есть в обществе, и нередко противоречит действительному положению вещей (или же последнее ему противоречит), он, по словам Вебера, в той или иной мере несет в себе черты утопии.

    И все-таки идеальные типы, выражая в своей взаимосвязи систему духовных и иных ценностей, выступают как социально значимые явления. Они способствуют внесению целесообраз­ности в мышление и поведение людей и организованности в общественную жизнь.

    Учение М. Вебера об идеальных типах не потеряло своей актуальности. Оно служит для его последователей своеобразной методологической установкой социального познания и реше­ния практических проблем, связанных, в частности, с упорядоченностью и организованностью элементов духовной, матери­альной и политической жизни.

    JM. Вебер выделял следующие типы социального действия: целерациональный, ценностно-рациональный, аффективный и традиционный.

    Целерациональное действие — это когда человек ясно пред­ставляет себе цель действия и средства ее достижения, а также учитывает возможную реакцию других людей на свои действия. Критерием рациональности является успех.

    Ценностно-рациональное действие совершается через созна­тельную веру в этическую, эстетическую или религиозную цен­ность определенного поведения.

    Аффективное действие происходит через аффекты, т.е. бес­сознательные психологические импульсы и чувства.

    Традиционное действие осуществляется через привычку1. В этой классификации степень осознанности наращивается от аффективных и традиционных социальных действий к цен­ностно-рациональным и целерациональным. В реальном пове­дении людей чаще всего присутствуют все указанные типы или виды действий. Каждый из них отличается своей мотивацией, а нередко содержанием и механизмом осуществления социаль­ного действия. Необходимы научные представления о них, что­бы учитывать все это. Вебер отмечает, что эти четыре идеаль­ных типа, т.е. теоретически смоделированные им виды соци­альных действий, не исчерпывают всего их многообразия. Но поскольку их можно считать самыми характерными, то знания о них могут быть весьма полезными для теоретиков и практи­ков не только из области социологии.

    Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет степень рациональности социальных действий. Особенно это видно в развитии капитализма.

    Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализиру­ется управление как в области экономики, так и в области поли­тики, науки, культуры — во всех сферах социальной жизни; ра­ционализируется образ мышления людей, так же как и способ их чувствования и образ жизни в целом. Все это сопровождается ко­лоссальным усилением социальной роли науки, представляющей собой, по мнению Вебера, наиболее чистое воплощение принципа рациональности2.

    Воплощением рациональности Вебер считает правовое госу­дарство, функционирование которого целиком базируется на рациональном взаимодействии интересов граждан, подчинении их закону, а также общезначимым политическим и моральным ценностям. Правовое государство развивается на основе целерациональных и ценностно-рациональных действий управляю­щих и управляемых. Похоже, что и в этом случае речь идет о теоретической конструкции идеального типа государства, не всегда и не во всем совпадающей с социальной действительно­стью. И все же идея правового государства как рационального сочетания интересов субъектов гражданского общества весьма плодотворна и заслуживает внимания как теоретиков, так и практиков.

    Как видно, Макс Вебер касался в своих трудах широкого круга проблем из области теории и методологии социологии, оставив в их разработке заметный след. Возрождение его уче­ния происходит именно потому, что он высказал глубокие суж­дения о решении сложных проблем, которые стоят перед нами сегодня. Нельзя не согласиться с Вебером в том, что «признаком научного познания является объективная значи­мость его выводов, т.е. истина»1.

    С позиции истины, пишет Вебер, приходится признать, что мировоззрение каждого человека связано с «интересами своего класса»2.

    Не будучи сторонником материалистического понимания истории, Вебер в то же время высоко ценил учение Маркса о роли экономических отношений в жизни общества, никогда не искажал и не упрощал это учение. Он писал:

    анализ социальных явлений и культурных процессов под утлом зрения их экономической обусловленности и их влияния был и — при осторожном, свободном от догматизма, применении — оста­нется на все обозримое время творческим и плодотворным науч­ным принципом3.

    Таков вывод этого глубоко мыслящего философа и социо­лога, который он сделал в работе под примечательным назва­нием «Объективность социально-научного и социально-поли­тического познания». Научность и объективность у Вебера не расходятся между собой. Ему присущ трезвый и уважительный подход к взглядам и теориям своих оппонентов. Это выдающийся мыслитель и современное возрождение учения Вебера вполне оправдано. Многие высказанные им идеи получают свое дальнейшее раз­витие не только в странах Запада.

    Вопросы для повторения.

    1. Назовите основные положения социологической теории О. Конта.

    2. В чем заключается сущность органической теории общества Г. Спенсера?

    3 .Сравните решение проблем равновесия, гармонии и ста­бильности в обществе, а также проблемы распада общества в социологии О. Конта и Г. Спенсера.

    4. Раскройте суть теории социального реализма Э. Дюркгейма, его учение о методе в социологии, социальных фактах, кол­лективном сознании, социальном здоровье.

    5 . Характеризуйте суть понимающей социологии М. Вебера, его учение о ценностях, идеальных типах и типах социаль­ного действия.

    4.Социологическая теория марксизма

    Наряду с социологическими учениями О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и М. Вебера, других социологов широкое распростране­ние во второй половине XIX и в XX вв. получила социология марксиз­ма. Она заявила о себе как о научном истолковании исторического процесса, базирующемся на объективных данных исторической, эко­номической, социологической и других наук. Развитие разработанного К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистического понимания истории было продолжено Г. В. Плехановым, В. И. Лениным, А. Лабриопой, А. Грамши и другими видными представителями марксизма XX в. В настоящее время социология марксизма подвергается основательной и порой справедливой критике. Но как бы к ней ни относились, она является одним из течений современной социологической мысли и имеет своих сторонников во многих странах мира.

    ^Марксистская социология — это прежде всего материалистиче­ское понимание истории, выработанное на основе исследования ре­ального содержания исторического процесса, его объективных зако­номерностей. На становление социологии марксизма в той или иной степени оказали влияние диалектика Гегеля, а также политико-экономические и социологические воззрения таких мыслителей, как А. Смит, Д. Рикардо, К.А. Сен-Симон и др. Созданное диалектико-материалистическое понимание истории дает свое объяснение мате­риальных основ жизни общества, характера взаимодействия его ос­новных сторон, объективной направленности его развития и роли соз­нательной деятельности людей в историческом процессе.

    Марксистская социология остается одной из наиболее влиятель­ных и в настоящее время и противостоит многим другим классическим и современным социологическим теориям.

    4.1 От идеалистического к материалистическому пониманию исторического процесса

    Многие домарксистские и современные социологические теории исходили и исходят из того, что человеческое общество развивается в конечном счете при определяющем влиянии не­коего духовного начала: мирового разума или же мировой воли, Бога, а также благодаря сознанию самих людей. Последние не­редко характеризуются как проводники воли Бога или же кос­мического разума и вместе с тем как творцы культуры, которую они создают исходя из своих интересов, целей и идеалов. Оп­ределяющим при этом выступает сознание, производным от которого оказывается бытие людей, их культура и образ жизни. Многие представители социологии как науки об обществе основными субъектами исторического процесса объявляют от­дельных индивидов, действующих исходя из своего понимания окружающего мира, своих целей и способностей к той или иной деятельности.

    Марксистская социология базируется на ином подходе. Как отмечали Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895), предпосылки, с которых они начинали исследовать исторический процесс, — это живые люди с их по­требностями и интересами, находя­щиеся между собой во взаимном об­щении и взаимодействии. Совокуп­ность общественных связей и отноше­ний всех социальных субъектов обра­зует то или иное общество. Через сис­тему присущих ему общественных от­ношений, условий материального про­изводства, политических и других со­циальных институтов общество в ре­шающей степени определяет содержание и направленность деятельности людей, воздействует на формирование и развитие каждого человека.

    В таком подходе заключается «сведение индивидуального к социальному», что характеризовалось В.И. Лениным (1870—1924)" как важнейший принцип марксистской социологии и явилось первым решающим шагом к определению и осмыслению объ­ективной социальной основы деятельности и поведения людей и тем самым к материалистическому пониманию истории.

    Следующий шаг в этом направлении заключался в обосно­вании роли материальных побудительных сил деятельности лю­дей. Маркс и Энгельс никогда не отрицали роли сознательных мотивов производственной, политической и других видов дея­тельности. Напротив, они придавали большое значение содер­жанию и направленности этих мотивов. В истории общества, писал Энгельс,

    действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обду­манно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели'.

    Однако с точки зрения марксизма, намерения и цели лю­дей, вся система их внутренней мотивации в области экономи­ческой, политической и иной деятельности обусловлена в ко­нечном счете объективными факторами исторического процес­са, находящими свое обобщенное выражение в действии объек­тивных социальных законов. Исходя из этого делается вывод, что «идеальные побудительные силы», т.е. внутренние мотивы деятельности людей, отнюдь не являются последними причи­нами исторических событий. Поэтому важно исследовать, что кроется за этими идеальными побудительными силами, «каковы побудительные силы этих (идеальных. — Авт.) побуди­тельных сил*. В связи с этим Энгельс отмечал, что

    непоследовательность (в том числе старого, домарксистского материализма. — Авт.) заключается не в том, что признается су­ществование идеальных побудительных сил, а в том, что останав­ливаются на них, не идут дальше к их движущим причинам2.

    К последним Маркс и Энгельс относили прежде всего мате­риальные условия жизни общества и вытекающие из них мате­риальные потребности и интересы социальных субъектов.

    Материальные потребности и интересы обусловливают пове­дение и деятельность людей, их стремления, психологический настрой, идеи и теории. Маркс писал, что он пришел к мате­риалистическому пониманию истории, осмысливая, в часто­сти, роль и значение материальных интересов в жизни и дея­тельности социальных субъектов.

    При этом имеются в виду как их личные, так и общие мате­риальные интересы. Последние, будучи интересами больших и малых социальных групп, выражают, по словам Маркса, «взаимную зависимость индивидов, между которыми разделен труд»1. Другими словами, различное положение социальных групп в системе общественного разделения труда обусловливает их различные материальные интересы, которые выступают в качестве побудительных сил их производственной и иной дея­тельности.

    Преодолевая «иллюзии больших и малых робинзонад», мар­ксизм сосредоточивает свое внимание на общественном бытии людей и их общественном сознании. Обоснование диалектиче­ского взаимодействия общественного бытия и общественного соз­нания составляет одну из фундаментальных сторон материали­стического понимания истории. Общественное сознание истол­ковывается как отражение общественного бытия людей в ходе их общественной практики, различных видов их социальной деятельности. Тем самым объясняются природа, сущность и содержание общественного сознания, показывается его объек­тивное социальное основание, каковым выступает обществен­ное бытие людей.

    Указывая на это и одновременно характеризуя суть общест­венного бытия, Маркс и Энгельс писали:

    Сознание (das Bewuptsein) никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием (bewupte Sein), а бытие людей есть реальный процесс их жизни2.

    Развивая эти взгляды, они подчеркивали, что материалисти­ческое понимание истории

    остается все время на почве действительной истории, объясняя не практику из идей, а идейные образования из материальной практики3.

    Итак, общественное бытие истолковывается как реальный процесс жизни людей, их общественная практика, содержание которой отражается в общественном сознании. Последнее, по словам Маркса, не имеет собственной истории, ибо оно производно от общественного бытия и отражает его историю. Субъ­ектами собственного сознания выступают различные социаль­ные группы людей и общество в целом, а также отдельные личности, являющиеся носителями общественного, группового и индивидуального сознания.

    Надо сказать, что как классический, так и современный марксизм не отрицают ни самого факта существования инди­видуального сознания, ни его роли и значения в жизни и дея­тельности людей. В то же время марксизм по-своему раскрыва­ет диалектику взаимодействия общественного и индивидуаль­ного сознания, отдавая определенный приоритет первому. По­казывается не только социальная природа индивидуального сознания, но и существенное влияние на его формирование общественного сознания, проявляющегося в соответствующих взглядах тех или иных социальных групп, общественной психо­логии и идеологии, духовной культуре общества.

    С точки зрения марксистской социологии общественное сознание, будучи производным от общественного бытия людей, имеет также свою логику развития, вбирает в себя то жизненно важное, что накоплено в области науки, искусства, морали, ре­лигии и т.д. Преемственность есть одна из важнейших законо­мерных сторон развития общественного сознания. Трудно пе­реоценить значение науки и искусства, передовых идей в об­ласти морали, политики и права в развитии современного об­щественного сознания и общества в целом. И это их значение постоянно повышается.

    4.2. Определяющая роль способа производства в жизни общества

    Согласно материалистическому пониманию истории, важ­нейшим содержанием общественного бытия людей является производство материальных благ, благодаря которому удовлетво­ряются их разнообразные материальные и другие потребности. В конечном счете «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процес­сы жизни вообще»1. Он в разной степени воздействует на раз­витие указанных сфер жизни общества. В этом смысле способ производства выступает как материальная основа существова­ния и развития общества — системообразующее начало, а: ее в единое целое все проявления общественной жизни. Способ производства предстает как единство двух его основ-сторон: производительных сил и производственных отно­шений. К производительным силам относятся прежде всего сами люди с их знаниями, навыками и опытом производственной деятельности, а также применяемые ими средства производства — орудия и предметы труда, производственные здания, сооруже­ния, источники энергии, транспортные средства и т.д. Произ­водственные отношения — это те отношения, в которые вступа­ют люди в процессе производственной деятельности. Прежде всего это их отношения по поводу средств производства. В зависимости от того, кому они принадлежат, разные люди зани­мают различные места в процессе производства, скажем, хозяевами производства, другие — наемными работника­ми. Производственные отношения проявляются также в обмане деятельностью между людьми, который реализуется на базе су­ществующего разделения труда и отношений собственности на средства производства. Наконец, производственные отношения — это отношения людей по поводу распределения созданного общественного продукта, его обмена и потребления, содержа­ние которых определяется в конечном счете отношениями соб­ственности на средства произволе:

    Марксистская социология дает всестороннее обоснование раскрытого ею диалектического взаимодействия производи­тельных сил и производственных отношений. Несмотря на то, что в производственные отношения вступают люди, наделен­ные сознанием и ставящие перед собой вполне определенные цели, эти отношения формируются под решающим воздействи­ем объективных условий производственной деятельности, к ко­торым относятся объективные потребности людей и самого производства, а также уровень развития и характер производи­тельных сил. Именно производительные силы общества непосредственно определяют содержание производственных отно­шений. Они объективно требуют установления таких производ­ственных отношений, которые бы в наибольшей степени спо­собствовали развитию производительных сил, их оптимальному использованию и тем самым содействовали бы повышению экономической эффективности производства, наиболее полно­му удовлетворению потребностей людей.

    Этим требованиям и должны соответствовать складываю­щиеся производственные отношения. Если последние не спо­собствуют развитию и эффективному использованию произво­дительных сил, то в обществе возникают тупиковые, кризисные экономические ситуации, происходит спад производства Все это ставит общество перед необходимостью замены изживших себя производственных отношений новыми, более прогрессив­ными, которые отвечали бы современным потребностям разви­тия производительных сил. Эта объективная необходимость ра­но или поздно осознается людьми и реализуется на практике. Чем раньше это происходит, тем лучше. В противном случае, когда процесс обновления производственных отношений затя­гивается или, что еще хуже, осуществляется неумело, общество несет большие экономические и социальные издержки, а большинство его граждан вынуждено переживать трагедию обездоленности и нищеты.

    Необходимо способствовать внедрению таких форм произ­водственных отношений, которые реально способствуют росту производства и тем самым повышению жизненного уровня на­рода. Разумеется, для социологии остается важной задача выяв­ления наиболее сильных мотивов производственной деятельно­сти людей, а также формирования у всех работников соответст­вующей системы ценностных ориентации.

    Показав роль и значение материального производства в жизни общества, марксистская социология в немалой степени способствовала научному анализу исторического процесса, его объективных законов. Речь идет об объективных законах разви­тия самого материального производства и его воздействии на другие стороны общественной жизни, общества в целом. От­крытие и анализ данных законов существенно ускорили пере­ход от идеалистического понимания истории к ее материали­стическому пониманию.

    4.3. Общество - целостный социальный организм

    С точки зрения марксистской социологии общество предстает, прежде всего, как система общественных отношений: эко­номических, политических, правовых, нравственных, религиоз­ных и др. В данном случае в основу классификации общест­венных отношений положено их социальное содержа­ние.

    Если же исходить из их субъектов, то можно выделить отношения между социальными группами, в том числе классовые и национальные отношения, а также отношения между людьми города и деревни, умственного и физического труда, семейные отношения, отношения между личностью и обществом, лично­стью и социальной группой, коллективом, межличностные от­ношения.

    Все общественные отношения органически связаны между собой и выражают взаимозависимость и взаимодействие людей, находящихся в прямом и косвенном общении друг с другом Объективной основой данных отношений и их взаимосвязи яв­ляются прежде всего общественное разделение труда и развитие различных видов деятельности людей. Так или иначе, но в марксизме за исходный пункт в исследовании общества берутся не просто индивиды, а их социальные связи и отношения, опо­средующие различные виды деятельности. Общество, по словам Маркса, «выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу»1. Структура общества пред­стает как структура (взаимосвязь) присущих ему общественных отношений.

    Все общественные отношения делятся, согласно марксизму, на материальные и идеологические.

    Материальные отношения складываются и проявляются не­зависимо от сознания и воли людей. Это прежде всего их эко­номические, производственно-технологические отношения, а также их материальные отношения к природе.

    Идеологические отношения (этот термин ввел в социологию В. И. Ленин) «прежде чем им сложиться, проходят через сознание людей»1, т.е. складываются сознательно. К ним относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религи­озные отношения между людьми. Разумеется, и данные отно­шения имеют объективную основу и возникают из объективных потребностей людей. Однако с самого начала они строятся людьми сознательно на основе политических программ, право­вых и нравственных норм, религиозных идей, сознательно формулируемых теми 'или иными идеологами, политическими или же религиозными деятелями и т

    Что же касается объективной основы становления идеоло­гических отношений, то она находится не только в сфере их непосредственных проявлений (политики, права, морали и т. д.), но в конечном счете в материальной сфере жизни обще­ства. По словам Маркса, правовые отношения, как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа. Напротив, «они коренятся в материальных жизненных отношениях», со­вокупность которых Гегель по примеру английских и француз­ских мыслителей XVIII в. называет гражданским обществом. Анатомию гражданского общества, пишет Маркс, следует ис­кать в политической экономии2. Ленин также считал, что идео­логические отношения представляют собой надстройку над ма­териальными общественными отношениями, что те или иные политико-юридические формы в конечном счете коренятся в таких «первоначальных отношениях», как производственные3.

    Формируясь под непосредственным воздействием сознания людей, а в конечном счете под влиянием их экономических от­ношений, идеологические отношения получают затем объек­тивное существование как важные составляющие социальной действительности. Их функционирование осуществляется через соответствующие политические, правовые, религиозные и другие организации и институты В таком толковании данного вопроса, как неоднократно подчеркивал Ф. Энгельс, нет ничего от упрощенного экономического детерминизма, отрицающего значение неэкономических факторов общественного развития.

    Их роль и значение как раз огромны и постоянно возрастают. Однако речь идет об объективной зависимости всех сторон жизни общества от его материального экономического основа­ния.

    Такой методологический подход нашел выражение в учении марксизма о взаимодействии экономического базиса общества и надстройки. Экономический базис характеризуется как сово­купность экономических отношений — реальная экономиче­ская структура общества. Надстройка — это политические, пра­вовые, нравственные, эстетические, религиозные и другие взгляды социальных субъектов, а также соответствующие этим взглядам и реализующие их на практике общественные отно­шения, организации и учреждения. Все эти элементы над­стройки взаимодействуют между собой и влияют, часто весьма активно, на развитие экономического базиса и всего общества. В этом заключается одно из фундаментальных проявлений субъективного фактора общественного развития, роль которого постоянно возрастает, особенно в настоящее время.

    4.4. Сферы общественной жизни

    Исходя из учета содержания общественных отношений, анализа экономического базиса и различных видов надстройки — политической, правовой, религиозной и т.д. — современные социологи-марксисты выделяют соответствующие сферы обще­ственной жизни, в том числе экономическую, социальную, по­литическую, духовную.

    Экономическая сфера жизни общества — это нечто более широкое, чем экономический базис. Она включает в себя в полном объеме производство, распределение, обмен и потреб­ление материальных благ. Это сфера функционирования способа производства, непо­средственного воплощения в жизнь современного научно-технического прогресса, товарно-денежных отношений, удов­летворения материальных потребностей и интересов людей. Здесь непосредственно воплощаются в действительность эко­номическое общественное сознание и деятельность институтов управления экономикой. Есть необходимость изучения указанных объективных и субъективных факторов функционирования экономики в их единстве, что и позволяет выделить их в осо­бую сферу общественной жизни. Многие современные социо­логи направляют свои усилия на исследование происходящих здесь социально-экономических процессов.

    О социальной, политической и духовной сферах более или менее подробно пойдет речь в следующих главах. Сейчас отме­тим только, что

    социальная сфера — это сфера взаимодействия имеющихся в обществе больших и малых социальных групп и национальных общностей по поводу социальных условий их жизнедеятельно­сти.

    Прежде всего, имеется в виду следующее: создание необхо­димых условий для производственной деятельности людей; со­блюдение социальной справедливости в потреблении создавае­мых в обществе материальных и духовных благ; разрешение противоречий, вытекающих из социального расслоения обще­ства; регулирование социально-классовых и национальных от­ношений, в конечном счете — регулирование взаимодействия социальных интересов указанных выше субъектов. Именно это составляет основной объект внимания исследующих данную сферу социологов и основной объект социальной политики го­сударства.

    К политической сфере относится прежде всего совокупность функционирующих в обществе политических отношений, в рамках которых действуют различные политические партии, организации, государственные и иные политические институты. Их деятельность направлена на реализацию политических интересов различных субъектов — социальных групп и слоев, наций, личностей. Эти их интересы связаны с осуществлением отношений власти, а также политических прав и свобод. Поли­тическая сфера -- это по сути дела сфера функционирования политической системы общества, посредством которой различ­ные социальные субъекты воплощают в жизнь свои политиче­ские взгляды и цели. Как известно, идущие в настоящее время социальные процессы предельно политизируют общественное сознание людей, повышают их политическую активность. В ре­зультате усиливаются роль и значение политической сферы в жизни современного общества.

    Духовную сферу общественной жизни составляют наука, об­разование, воспитание, мораль, искусство, религия, т.е. утвер­ждение духовных начал в поведении и деятельности каждого человека.

    Достижению этой цели в той или иной степени подчинена деятельность многих социальных институтов, решающих задачи образования и воспитания молодежи и остальных слоев обще­ства, а также задачи развития науки и культуры. Основная про­блема заключается в том, как в современных условиях сохра­нить и обогатить духовный мир людей, побудить каждого чело­века действовать во имя высоких и благородных идеалов как в своих интересах, так и в интересах других людей, ближних и дальних. В этом заключается важнейшее проявление духовного здоровья человека и всего общества, способного помочь решить самые сложные задачи общественной жизни, утвердить под­линное достоинство каждой личности, равно как и достоинство народа, общества и государства. Все говорит о том, что значе­ние духовной сферы для развития современного общества, рав­но как и для его будущего, невозможно переоценить. К иссле­дованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчи­вее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, со­циологи, другие представители культуры

    Изучение функционирования и развития наиболее крупных сфер общественной жизни, в основу которого положено выде­ление важнейших и в общем однородных социальных процес­сов, весьма важно для характеристики и анализа общества как единого социального организма, Единство общества заключает­ся не в его монолитности. Оно представляет собой внутренне расчлененную целостность и потому имеет свою структуру. Де­ление общественной жизни на указанные сферы позволяет изу­чать общество именно как структурную целостность, выявлять содержание и особенности функционирования данных сфер, их объективное соотношение и взаимную зависимость. Исходя из научных представлений о характере их взаимодействия можно сознательно воздействовать и на развитие всего общества. Про­блема научного управления обществом — одна из центральных в марксистской социологии, хотя она не была эффективно реше­на на практике.

    4.5. Общественно-экономические формации, или исторические типы общества
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


    написать администратору сайта