Главная страница
Навигация по странице:

  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА — СОВОКУПНОСТЬ учреж

  • «ПРАВДА-ИСТИНА» И «ПРАВДА-СПРАВЕДЛИВОСТЬ» — КОНЦЕПЦИЯ

  • Лавриненко Ф.М социология.. Структура социологического знания


    Скачать 1.82 Mb.
    НазваниеСтруктура социологического знания
    АнкорЛавриненко Ф.М социология..doc
    Дата28.01.2017
    Размер1.82 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛавриненко Ф.М социология..doc
    ТипДокументы
    #776
    страница34 из 35
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   35

    Анархизм (от греч. anarchia — безвластие) — система взгля­дов, обосновывающая решающую роль свободы личности в функционировании общества. Однако понятие «свободы» тол­куется метафизически, в отрыве от реальной жизни человека и общества как отсутствие всяких социальных ограничений. Де­виз анархизма -- «предоставьте вещи их естественному тече­нию». Анархисты выступают за устранение государства как главного института, ограничивающего свободу личности. Наи­более видные анархисты — французы Ш. Фурье и П. Прудон, немец М. Штирнер и русские М. Бакунин и П. Кропоткин.

    брак — санкционированная обществом, социально и лично целесообразная, устойчивая форма половых отношений. Се­мейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.

    государство — ведущее звено политической системы обще­ства. Выступает как некий аппарат законодательной, исполни­тельной и судебной власти в руках господствующих в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата государствен­ной власти данные силы закрепляют свое политическое господ­ство и влияние не только в сфере политических, но и социаль­но-экономических, идеологических и других общественных от­ношений.

    ГРАЖДАНСКОЕ общество (civil society) — взаимодействие имеющихся в обществе социальных групп по поводу удовлетво­рения их социальных потребностей и интересов. Различая по­нятия государства и гражданского общества, Гегель характери­зовал гражданское общество как относительно независимую от государства сферу реализации частных интересов. Гражданское общество рассматривалось им как система общественных от­ношений, опирающихся на частную собственность и всеобщее формальное равенство людей, выраженное в праве. Современ­ная социология также указывает на отношения собственности и право как на основные институты гражданского общества.

    демографические группы — группы населения, выделен­ные по признакам пола (мужчины, женщины) и возраста (молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди).

    деятельностный подход в изучении личности — социо­логическая теория, которая исходит из того, что изучение ие­рархии видов деятельности, ее структуры и характера является основой для раскрытия феномена «личность».

    ИДЕАЛ (фр. ideal) — образец, нечто совершенное, высшая цель) — социально значимая и устойчивая цель, выступающая в определенной эмоциональной окраске, как цель возвышенная и прекрасная, стимулирующая деятельность и поведение людей на протяжении больших периодов их жизни в обществе.

    идеальных типов теория — одна из составляющих теории социального действия немецкого социолога М. Вебера. В его понимании идеальный тип предстает как некая идеальная мо­дель того, что наиболее полезно человеку, объективно отвечает его интересам в современную ему эпоху. По Веберу, в качестве идеальных типов могут выступать моральные, религиозные, по­литические ценности, правила и нормы поведения людей, тра­диции их социального общения. Идеальные типы характеризу­ют как бы оптимальные общественные состояния — состояния власти, межличностного общения, индивидуального и группо­вого сознания. В силу этого они выступают как своеобразные критерии, исходя из которых необходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей.

    интерес — внешне предстает как направленность внимания субъекта на то, что имеет отношение к его жизнедеятельности, удовлетворению его потребностей. Таковы материальный, по­знавательный, эстетический, нравственный, религиозный и любой другой интерес. По своей сути интерес выражает объек­тивное отношение субъекта (класса, нации, личности и т.д.) к условиям его существования и развития и выступает как важ­нейшая побудительная сила деятельности людей. Объективно, то есть независимо от того, осознает су&ьект это или нет, в его интересах все то, что способствует удовлетворению его потреб­ностей, его развитию и упрочению его положения в обществе. И напротив, не в его интересах то, что препятствует этому. Осознать данные обстоятельства — значит осознать свои под­линные интересы и интересы других субъектов. Их осознание может быть полным или частичным, верным или ошибочным. Отсюда проблема истинных и ложных (иллюзорных) интересов, которыми люди сознательно руководствуются в своей деятель­ности. Проблема осознания интересов различных субъектов — одна из важнейших в социологии.

    классы — большие группы людей, различающихся между собой по их положению в обществе, прежде всего по их отно­шению к средствам производства, месту в системе обществен­ного разделения труда и способам получения создаваемых в обществе материальных и духовных благ. Таковы классы пред­принимателей, крупных земельных собственников (помещиков, латифундистов), рабочих, крестьян. Различия в социальном по­ложении классов обусловливают появление у них разных эко­номических, алогических и нередко духовных интересов, ко­торые определяют их деятельность.

    классовые отношения — отношения классов по поводу экономических, политических, правовых и духовных условий их существования в обществе и реализации их классовых инте­ресов.

    конкуренция — борьба между социальными субъектами, прежде всего классами за лучшие условия существования, в том числе за более выгодные условия производства и сбыта товаров и получение наивысшей прибыли (экономическая конкурен­ция). Политическая конкуренция проявляется в борьбе за по­литическую власть. Отношения конкуренции могут возникнуть между другими социальными группами (большими и малыми), национальными общностями и отдельными личностями. В ходе конкуренции одни соперники стремятся опередить других в достижении тех или иных целей.

    контркультура — комплекс норм и ценностей, противоре­чащих образцам поведения, господствующих в данном общест­ве и в традиционной культуре.

    КОНФЛИКТ (от лат. conflictus) — столкновение сторон, мне­ний, сил, противоположных интересов и целей субъектов соци­ального, взаимодействия,

    культура (от лат. cullura — возделывание, воспитание, обра­зование) — уровень развития общества, творческих сил и спо­собностей человека; совокупность норм, ценностей, идеалов, способов поведения, выполняющих функцию социальной ори­ентации в обществе.

    ЛАТЕНТНОСТЬ — скрытое, неявное протекание каких-либо процессов.

    личность — выражение социальной сущности и содержа­ния человека как субъекта деятельности и общественных отно­шений. Личность выступает как носитель общих и специфиче­ских социальных свойств человека, характеризующих его на­циональную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, инте­ресы, цели, идеалы. В процессе своей жизнедеятельности в обществе личность играет различные социальные роли.

    малые группы — группы, образованные на основе более или менее постоянных и тесных контактов между несколькими людьми. По заключению социологов, количество людей в ма­лых группах колеблется от двух до десяти, редко несколько больше. Оптимальные размеры малых групп — семь человек плюс-минус два. В таких группах лучше сохраняются социаль­но-психологические контакты входящих в них людей, нередко касающиеся существенных моментов их жизни и деятельности. Малую группу могут составлять группа друзей, знакомых либо группа людей, связанных профессиональными интересами. По­добные группы могут играть большую роль в формировании Ценностных ориентации их представителей, в определении на­правленности их поведения и деятельности. Значительную роль в изучении малых групп сыграли работы американских социо­логов Г. Кули, Э. Мейо, Дж. Хоманса, Дж. Морено и др. Выдаю­щийся русский педагог А. С. Макаренко подчеркивал важную роль малых групп подростков и юношей в воспитании сверст­ников.

    массовая КУЛЬТУРА — развлекательно-поверхностный вари­ант культуры, функционирующий на основе социального заказа и охватывающий широкую аудиторию.

    МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ — система взглядов, согласно которой общественное бытие людей опреде­ляет их общественное сознание, а в основе развития общества лежит способ общественного производства, прежде всего мате­риального. При этом не отрицается роль сознательных мотивов производственной, политической и других видов деятельности людей. Подчеркивается возрастающая роль науки, искусства, политических и иных идей в развитии общества. Однако указы­вается, что «идеальные побудительные силы» деятельности лю­дей и в целом их общественное сознание определяются объек­тивными факторами их общественного бытия и в целом исто­рического процесса, обобщенным выражением которых являет­ся действие объективных социальных законов.

    метакоммуникация — общение, в процессе которого партнеры сравнивают смысл употребляемых ими понятий и вырабатывают общую систему значений.

    метод социологии (от греч. methodos — путь исследова­ния) — метод социологического исследования общественных явлений, заключающийся в определенных подходах и способах их изучения, выявления существующих связей и отношений между ними. Большую роль в разработке метода социологии как самостоятельной науки сыграли работы Э. Дюркгейма, пре­жде всего его труд «Метод социологии*. Важные предпосылки разработки данного метода содержатся в трудах О. Конта. Су­ществуют позитивистский (О. Конт, Э. Дюркгейм), неопозитиви­стский (П. Сорокин, Т. Пирсоне и др.), марксистский (К. Маркс и его последователи) и иные методы социологического изуче­ния явлений общественной жизни,

    МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов и представлений людей об окружающем их объективном мире, его изменении и разви­тии. Важной частью мировоззрения является система взглядов на функционирование и развитие общества. Выделяют такие стороны мировоззрения людей, как их взгляды на развитие природы и общества, формирующиеся на их основе ценности и ценностные ориентации, а также мотивы социальной деятельно­сти тех или иных субъектов. Речь идет о познавательной, цен-ностно-ориентировочной и мотивационно-побудительной сто­ронах мировоззрения.

    нации (от лат natio — племя, народ) — исторические общ­ности людей, характеризующиеся общностью их происхожде­ния, языка, территории, экономического уклада, а также пси­хического склада и культуры, проявляющихся в общности их национального сознания и самосознания. Содержание и на­правленность деятельности наций определяются их националь­ными интересами.

    национальные отношения - отношения между нациями по поводу экономических, политических и других условий их существования и развития их культур. В многонациональных государствах отношения между нациями касаются также утвер­ждения их положения в системе государства и политической системе общества в целом. Национальные отношения непо­средственно определяются интересами наций в тот или иной период их исторического развития.

    неопозитивизм — «естественно-научное» направление в социологии, цель которого — выявление закономерностей со­циальной жизни на основе изучения эмпирических явлений посредством точных и объективных методов социологического исследования.

    общественно-экономическая формация - общество на определенном этапе его развития с присущими ему способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. Эта категория марксистской социологии указывает на общество как целостный социальный организм, отражает типичные и вместе с тем сущностные признаки соци­ально однородных обществ. Выделяются такие типы общест­венно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабо­владельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистиче­ская, первой стадией которой выступает социалистическое об­щество. Некоторые марксистские социологи характеризуют со­циалистическое общество как самостоятельную общественно-экономическую формацию. Учение об общественно-эконо­мических формациях и объективных законах развития общества позволило представить развитие человечества как объективный и закономерный естественно-исторический процесс, в котором одна общественно-экономическая формация сменяется другой. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — отношение населения страны или больших социально-демографических групп к различным про­блемам общественной жизни, выраженное в разного рода суж­дениях, оценках, эмоциях, настроениях и т.д. Общественное мне­ние характеризуется той или иной распространенностью, опре­деленной идеологической и психологической направленностью, активностью, устойчивостью.

    ОБЩЕСТВЕННЫЙ прогресс — поступательное развитие обще­ства от низшего состояния к высшему, от простого к сложно­му. В основе общественного прогресса социологи усматривали различные факторы, в том числе: развитие познавательной дея­тельности людей и ее высшего проявления —• науки (О. Копт, Г. Спенсер), развитие способа производства материальных благ (К. Маркс), развитие личности (Я Лавров, Я Михайловский}, разви­тие современной науки и техники (представители современного технократического направления в социологии Р. Арон, Д. Белл, О. Тоффлер и др.). Соответственно решается вопрос о критери­ях общественного прогресса — каком-либо одном или же не­скольких. В настоящее время одни социологи принимают за критерий общественного прогресса развитие науки и техники, что, по их мнению, определяет развитие всех сторон жизни общества (представители технократического направления); другие — развитие всех производительных сил общества, вклю­чая человека (марксисты); третьи — создание условий для все­стороннего развития каждой личности; четвертые выдвигают на первый план нравственные критерии общественного прогресса, пятые — религиозные и т.д.

    ОБЩЕСТВО совокупность общественных отношений

    людей; экономических, политических, правовых, идеологиче­ских, духовных и т.д., опосредующих их социальную деятель­ность. Достоянием общества является вся присущая ему мате­риальная и духовная культура как результат деятельности про­шлых и нынешних поколений людей. Общество предоставляет собой социальный организм, проявляющийся в функционирова­нии социально-однородных общественных отношений, соци­альных институтов и организаций. Различные по своей природе и характеру общественные отношения образуют различные обще­ства — феодальное, капиталистическое, социалистическое и др.

    органическая теория общества — рассматривает развитие общества как взаимосвязанную систему биологических и социальных факторов. Любая деятельность людей и социальных ин­ститутов анализируется в рамках общества как целостного со­циально-природного организма. Основоположник теории — английский мыслитель Г. Спенсер, которого считают одним из главных представителей теории социального дарвинизма,

    плюралистическая социология — концепция, согласно которой в развитии общества одинаково важную роль могут иг­рать не один какой-либо, а множество факторов, в том числе экономические, демографические, политические, психологиче­ские, нравственные, религиозные и т.д. Утверждается, что в разных обстоятельствах на первый план может выйти любой из названных факторов. Эту концепцию успешно разрабатывали выдающийся русский социолог М. М. Ковалевский и его ученик Я А. Сорокин. При этом они опирались на многие идеи, обос­нованные немецким мыслителем М. Вебером.

    поведенческая концепция личности - социологическая теория личности, согласно которой личность формируется как система реакций на задаваемые обществом стимулы.

    позитивизм социологический — направление в социо­логии, обосновывающее развитие общества как социальной системы, подчиняющееся определенным законам — биологиче­ским, «астрономическим» (космическим) и социальным. Исхо­дит из того» что в основе общественного развития лежит созна­ние людей, их познавательная деятельность, высшей формой которой является наука. Основоположник направления — О. Конт, идеи которого получили развитие в трудах /. Спенсера, Э. Дюркгейма и других социологов.

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА — СОВОКУПНОСТЬ учреждений и организаций, деятельность которых носит политиче­ский характер, т.е. направлена на осуществление политических интересов определенных классов, других социальных групп, а также национальных общностей, К основным элементам поли­тической системы общества относятся: государство, органы его законодательной и исполнительной властей, армия, правоохра­нительные органы, политические партии и движения, общест­венные организации (профсоюзные, молодежные, творческие), выполняющие в тех или иных обстоятельствах политические функции.

    понимающая социология -- система взглядов, согласно которым социология должна изучать только такие действия людей, которые, во-первых, осмыслены ими, т.е. уяснены цели этих действий и средства их достижения, а во-вторых, ориен­тированы на других субъектов, учитывают влияние на них дан­ных действий и их ответную реакцию на это. Ставится задача — разобраться в субъективных мотивах деятельности людей и в тех духовных ценностях, которыми они руководствуются. Это означает — понять содержание духовного мира субъекта соци­ального действия. Основные положения понимающей социо­логии обоснованы Af. Вебером.

    ПОТРЕБНОСТЬ — выражение объективной необходимости поддержания и воспроизводства условий существования людей (различных социальных групп, отдельных личностей), их разви­тия. Субъективно потребности переживаются людьми как их нужды в определенных материальных и духовных благах, в по­литической свободе, как побуждения к творческой деятельно­сти и т. д. Потребности людей являются наиболее глубокими побудительными силами их деятельности и выступают как ос­нова возникновения их разнообразных интересов.

    «ПРАВДА-ИСТИНА» И «ПРАВДА-СПРАВЕДЛИВОСТЬ» — КОНЦЕПЦИЯ

    «двуединой правды» русских народников, глубоко разработан­ная Я К. Михайловским. «Правда-истина» рассматривалась им как объективное научное отражение явлений общественной жизни, а «правда-справедливость* — как их субъективная оценка с точки зрения интересов отдельных людей и социаль­ных групп и выступает больше как категория нравственная. С позиции подобной «двуединой правды» Я. К. Михайловский, а также Я. Л. Лавров и другие народники рассматривали многие проблемы социально-политической жизни общества.

    производительные силы — ведущая сторона способа про­изводства материальных благ. Это прежде всего люди как носи­тели определенных знаний, навыков, умений и опыта произ­водственной деятельности, а также применяемые ими средства производства — орудия и предметы труда, производственные здания, сооружения, источники энергии, транспортные средст­ва и т.д. Высшей формой знаний людей, обусловливающей раз­витие умений и навыков их производственной деятельности, а также современных средств производства, является наука, ко­торая все более становится главной производительной силой общества.

    производственные отношения — другая наряду с произ­водительными силами сторона способа производства материальных благ. Это отношения, в которые вступают люди в про­цессе их производственной деятельности. Их системообразую­щим началом выступают отношения собственности на средства производства. В зависимости от того, кому они принадлежат, люди занимают различные места в процессе производства — одни выступают как предприниматели и хозяева производства, другие — как наемные работники. Производственные отноше­ния проявляются также в обмене деятельностью между людьми, который реализуется на базе существующего разделения труда и отношений собственности на средства производства. Сле­дующее звено производственных отношений — это отношения людей по поводу распределения создаваемых в обществе матери­альных благ, содержание которых определяется в конечном сче­те отношениями собственности на средства производства.

    ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ — Теория, СО-гласно которой бессознательные импульсы и стремления лич­ности составляют ядро всех ее жизненных, в том числе соци­альных проявлений.

    психологическое направление в социологии - представ-лено трудами таких теоретиков, как американец Л. Уорд, фран­цуз Г. Тард, итальянец В. Парето, русские Е.Б. Де-Роберти, Я. Я. Кареев и др. Все они исходили из того, что развитие об­щества и его культуры определяется деятельностью людей, в основе которой лежат разного рода психологические факторы, которые постепенно развиваются и обогащаются. Это; осоз­нанные и неосознанные желания людей и их воля (Уорд), пси­хологические подражания и массовое воспроизведение людьми разного рода открытий и изобретений (Г. Тард), логические и нелогические (неосознанные, спонтанные) реагирования на те или иные явления (В. Парето). Близких к этим позиций при­держивались Е.В, Де-Роберти и Я. И. Кареев, Представители психологического направления в социологии были сторонни­ками эволюционного развития общества, их теории послужили основанием психологического эволюционизма.

    РОЛЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ личности - социологическая концеп­ция, согласно которой личность рассматривается как совокуп­ность выполняемых ею социальных ролей и функций.

    свободное время — часть внерабочего времени, остающе­гося у человека за вычетом необходимых затрат времени для поездки на транспорте, удовлетворения потребностей в пище и разного рода бытовых потребностей, для получения образования, медицинской помощи и т.д. Свободное время — это время свободного развития личности, расходуемое, например, на за­нятия физкультурой и спортом, посещение музеев, театров, чтение художественной литературы и т.п.

    семья — социальный институт и малая группа, в основе ко­торой лежат родственные связи и которая регулирует отноше­ния между супругами, родителями и детьми, а также ближай­шими родственниками. Формы современной семьи: традицион­ная, неотрадиционная, эгалитарная.

    СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ — направление в совре­менной западной социологии, уделяющее основное внимание изучению символически опосредованного взаимодействия от­дельных людей и социальных групп. В качестве символов вы­ступают вербальные (словесные) и невербальные средства об­щения (коммуникации), в том числе мимика, визуальные кон­такты, жесты и другие действия. Основные представители Т. Мид, А. Роуз, Т. Шибутани и др.

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis — общественный) — приспо­собление личности или социальных групп к условиям социаль­ного существования, процесс усвоения ими накопленного со­циального опыта, овладение различными видами деятельности и утверждение себя в системе общественных отношений. Со­циализация субъекта предполагает его активность и избира­тельное отношение к условиям общественной жизни.

    социальная диалектика - диалектика развития общества и в целом исторического процесса. Выступает как система взгля­дов о взаимодействии различных сторон общественной жизни, развитии общества и присущих ему противоречиях, К основ­ным проблемам социальной диалектики относятся: взаимодей­ствие объективных и субъективных факторов общественного развития; взаимодействие экономических, политических, ду­ховных и других общественных отношений и соответствующих сфер общественной жизни; взаимодействие субъектов истори­ческого процесса; проявление побудительных сил деятельности людей, взаимосвязь их потребностей, интересов, целей и идеа­лов; отрицание и преемственность в общественном развитии. Каждая из перечисленных проблем заключает в себе множество других. Их творческое решение составляет основное содержа­ние социальной диалектики, применение которой является важнейшим условием научного анализа развития общества.

    социальная коммуникация — социальное взаимодействие, обмен социальной информацией.

    v социальная конвергенция - концепция, согласно которой возможно слияние в одно целое прежде различных обществен­ных устройств. По мнению ее автора Я А. Сорокина, такого ро­да интегральное общество «объединит большинство позитив­ных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа» сливающихся обществ.

    социальная мобильность — перемещения людей из одних социальных слоев в другие под влиянием различных объектив­ных и субъективных факторов; отражающая эти процессы тео­рия социальной мобильности указывает на горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность означа­ет переход людей из одних социальных групп в другие, нахо­дящиеся, так сказать, на одном уровне социальной структуры общества. Например, когда сельский житель становится город­ским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная мобильность — это социальные пере­мещения людей в иерархическом порядке, например, из низ­шего слоя в более высокий по социальному статусу и оплате труда или же обратно — из высшего слоя в низший. В основе теории социальной мобильности лежат труды Я. А, Сорокина, широко используемые в западной социологии, прежде всего американской.

    социальная роль — модель поведения, объективно задан­ная социальным статусом личности, ее положением в системе общественных отношений.
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   35


    написать администратору сайта