Главная страница
Навигация по странице:

  • Т.И.ЕРМАКОВА, Е.Г.ИВАШКИН ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

  • УДК 378 72

  • Ермакова Т.И., Ивашкин Е.Г. 72Проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения

  • ISBN 978-5-502-00316-2 © Нижегородский государственныйтехнический университетим. Р.Е. Алексеева,2013© Ермакова Т.И., Ивашкин Е.Г., 2013ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 4 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

  • ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ...

  • 3.МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

  • ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ПОДХОДЫ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • ПРИЛОЖЕНИЕ.

  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 1.1. Условия интерактивного обучения

  • Т. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения


    Скачать 0.71 Mb.
    НазваниеТ. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения
    Дата26.04.2023
    Размер0.71 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаprovedenie-zanyatij-s-primeneniem-interakt.docx
    ТипУчебное пособие
    #1090200
    страница1 из 20
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА»

    Т.И.ЕРМАКОВА, Е.Г.ИВАШКИН

    ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
    Рекомендовано Ученым советом Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева


    • качестве учебного пособия для преподавателей кафедр и студентов университета


    Нижний Новгород
    2013

    УДК 378


    • 72


    Р е ц е н з е н т
    начальник отдела стратегического развития и мониторинга рынков ОАО «НИАЭП» Н.Я. Леонтьев

    Ермакова Т.И., Ивашкин Е.Г.


    • 72Проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения: учеб. пособие / Т.И. Ермакова, Е.Г. Ивашкин; Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е.Алексеева. – Нижний Новгород,


    2013. – 158 с.

    ISBN 978-5-502-00316-2

    Учебное пособие предназначено для профессорско-преподавательского состава и студентов кафедр НГТУ и базовой кафедры НГТУ «Системы управления жизненным циклом сложных инженерных объектов», преподавателей вузов, а также может быть полезно для преподавателей
    начальных, средних профессиональных учреждений и других образовательных учреждений и организаций.
    Рис. 7. Табл.16. Библиогр.: 32 назв.

    УДК 378
    ISBN 978-5-502-00316-2

    © Нижегородский государственный
    технический университет
    им. Р.Е. Алексеева,2013
    © Ермакова Т.И., Ивашкин Е.Г., 2013

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 4


    1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ…………………………………………... 6




    1.1.

    Условия интерактивного обучения……………...…………

    6

    1.2.

    Сущность активных и интерактивных форм обучения….

    18




    1. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ... 24




    2.1. Педагогические технологии………………..……………………

    24

    2.2.Информационные технологии………………………...…………

    30

    2.3. Технологии личностно-ориентированного обучения………..

    33

    2.3.1.Технология развития критического мышления…………...

    35

    2.3.2. Технология обучения в малых группах……………….…..

    41

    2.3.3. Технология проектного обучения…………………………

    45

    2.3.4. Технология работы с портфолио………………….……….

    56

    3.МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ………………….

    76

    3.1. Активные и интерактивных формы проведения занятий,




    перечисленные в стандартах третьего поколения………………………………

    77

    3.1.1. Дискуссия…………………………………………………...

    78

    3.1.2. Компьютерные симуляции………………………………...

    89

    3.1.3.Анализ конкретных ситуаций……………………………...

    90

    3.1.4. Деловые и ролевые игры…………………………………..

    103

    3.1.5. Тренинг…………………………………………………......

    120




    1. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ПОДХОДЫ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВЫХ

    ТЕХНОЛОГИЙ……………………………………………………………........127


    4.1. Интерактивные подходы………………….……………………

    127

    4.2. Разновидность лекций при интерактивных формах




    работы……………………………………………………………………………

    130

    4.3. Сетевой информационный образовательный ресурс (сетевой




    ресурс)……………………………………………………………………………

    134

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….

    137

    СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…...

    140

    ПРИЛОЖЕНИЕ. ………………………………………………………..

    143


    3

    ВВЕДЕНИЕ



    • Концепции модернизации российского образования указано, что новое качество образования — это «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей,


    получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности».
    Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизации деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем. Поскольку природа компетенций деятельностная, предполагающая уход от «знаниевого» подхода, то освоить ее в виде информации невозможно, компетентным можно стать лишь через поиск, опыт, выбор наиболее соответствующих моделей обучения. При таком обучении формируются и развиваются такие качества, как самостоятельность студентов, ответственность за принятие решений; познавательная, творческая, коммуникативная, личностная активность обучающихся, что определяет основные качества компетентного работника на рынке труда.


    • обществе возник новый социальный заказ: востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Наше время – время перемен. Грандиозные задачи наступившего столетия будут решать те люди, которые способны принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, способностью осуществлять выбор. Главной задачей сегодня стало развитие творческой личности, способной к самоопределению в быстро меняющемся, динамичном мире. Содержательная линия – компетентностное обучение. Знание психолого-педагогических особенностей обучающихся, достижение современной методики, изучение и внедрение передового опыта, сотрудничество


    4

    педагога и учащегося, организация взаимодействия через систему деятельности – всё это должно быть на вооружении современного педагога.
    Деятельность студентов необходимо направлять на разрешение проблемных ситуаций. Для этого необходима креативная организация учебного процесса, максимальное насыщение его творческими ситуациями, создание оптимальных условий для творческой деятельности.
    Креативная организация учебного процесса предполагает новые информационные технологии, которые активно используются в высшем образовании. Компьютерные технологии позволяют сделать обучение более интересным и эффективным, кроме того, студенты должны работать


    • условиях неограниченного доступа к информации. Это позволяет использовать информационные технологии в качестве инструмента, расширяющего образовательную среду, способного создать единое информационное пространство для всех участников образовательного процесса. Использование современных информационных технологий является дополнительным стимулом для привлечения студентов к участию в проектах. Средства коммуникации, которыми располагает Интернет, на сегодняшний момент оказываются дешевле традиционных видов связи.


    Основным средством формирования становления и развития профессиональных способностей студентов, являются деловые игры,
    конечным результатом которых может выступать реферат исследовательского характера. Деловая игра оказывает содействие формированию способностей исследовательской деятельности студентов
    вуза, их инициативности, обеспечивает динамику развития исследовательских способностей обучающихся.


      • условиях развивающего обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого обучающегося в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности. В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «… все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу, и обеспечивают условия для раскрытия каждого обучающегося».


    5

    1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ



    1.1. Условия интерактивного обучения


    Интерактивное обучение, в отличие от традиционного (стандартной лекции у доски), имеет целый спектр методологических преимуществ. Оно основано, прежде всего, на активном, эмоционально окрашенном общении участников друг с другом и с преподавателем. Эффективная работа преподавателя в режиме интерактивного обучения зависит от нескольких условий:


    • соответствие возможностей обучающего целям и задачам данной технологии; в зависимости от цели избранной технологии преподавателю приходится выступать в том или ином амплуа: организатора-лидера, ком-муникатора, посредника, партнера и т.д.;




    • наличие у преподавателя профессионального опыта участия в групповом взаимодействии, где он должен владеть как диалогом, так и мультилогом – (структурированным диалогом), именно в диалоге участники взаимно обогащают друг друга различными подходами к той или иной проблеме, разным ее видением;




    • условие эффективности интерактивного обучения, связанное с соответствующей личностной направленностью самого преподавателя; иногда связанное с боязнью оказаться не «на высоте», дискредитировать свой профессиональный или личностный авторитет.


    Эта боязнь вызвана типичными затруднениями, связанными со стереотипами личностных установок и реакций в учебной обстановке, которые проявляются в возврате к авторитарным, силовым шаблонам, менторскому стилю, лекционному, монологическому жанру общения с участниками игрового взаимодействия. Для устранения такого рода трудностей преподавателю самому нужно участвовать в тренингах для игротехников и в тренингах личностного роста: лидерства, межличностного взаимодействия, конкуренции и т.д.
    Равноправие, построенное на партнерских взаимоотношениях обучаемых и обучающего, открывают общее коммуникативное и
    6

    смысловое поле, требующее единого понимания проблемы и разговоракак бы на «одном языке». В практике повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов получил распространение следующий перечень учебных результатов, которые можно обозначить как цели обучения:


      • ознакомление (discovery): знакомство с основными понятиями и процедурами в конкретной области знания;







      • совладение (fluency): успешное применение основных понятий и процедур в данной предметной области;




      • полное усвоение - мастерство (mastery): успешное применение основных понятий и процедур в данной области, а также помощь другим в освоении и закреплении знаний и умений.


    Все перечисленные учебные цели наилучшим образом реализуются


    • разнообразных интерактивных технологиях.


    Данное пособие построено именно с учетом вышеперечисленных
    целей.
    Каждая технология описывается таким образом, чтобы сначала преподаватель познакомился с основными целями и понятиями конкретной технологии, ее спецификой, затем с правилами и процедурами, далее с возможностями и трудностями проведения игры или тренинга и, наконец, описываются сами технологии, с той степенью детализации и инструктажа, чтобы преподаватель смог их провести самостоятельно.


    • образовательной точки зрения, интерактивные технологии — это игры, построенные на групповом диалогичном исследовании возможностей действительности в контексте личностных интересов участников.


    В учебном процессе для руководителей и специалистов исполь-зуются как игры по принятию решений в нереальной обстановке или
    ситуации (например, имитационные или организационно-деятельностные), так и игры, помогающие адаптироваться к реальной профессиональной среде (например, деловые или ролевые). В учебном процессе чаще всего используются игровые модели, обучающие
    7

    адаптации к окружающей среде, конкретной профессиональной деятельности, к людям.
    Если рассматривать деловую или имитационную обучающую игру или метод анализа ситуаций как процесс моделирования ком-муникативных аспектов квазипрофессиональной деятельности (лат. guasi


    • как будто, будто бы, то есть «мнимый», «ненастоящий»), то она вносит в существующий учебно-развивающий процесс новое качество в силу следующих особенностей:




      • системное содержание коммуникативно-интерактивного учебного материала, представленного в имитационной модели профес-сиональной деятельности;




      • воссоздание структуры делового взаимодействия в разных функ-циональных звеньях профессиональной деятельности и с разными деловыми партнерами в игровой обучающей модели;




      • приближение обучаемых руководителей и специалистов к потребностям в коммуникативной и профессиональной компетентности и ее практического применения, что обеспечивает осмысленность учения, личностную активность обучаемых, возможности перехода от познавательной мотивации к профессиональной;

      • совокупность обучающего и развивающего эффектов;




      • обеспечение переходов от организации и регулирования деятель-ности преподавателем в системе повышения квалификации и пе-реподготовки к саморегуляции и самоорганизации коммуникативно-интерактивной деятельности самими руководителями и специалистами;




      • широкие возможности употребления коммуникативно-интерак-тивной информации в функции средства регуляции квазипро-фессиональной деятельности, что и превращает эту информацию в профессиональные знания, то есть практические умения и навыки.


    Все перечисленное способствует:


      • созданию у руководителей и специалистов целостного представ-ления о профессиональной и коммуникативной компетентности, ее динамике и месте в реальной деятельности;




      • приобретению на материалах, имитирующих профессиональную деятельность, социального опыта, в том числе межличностного и



    8

    группового взаимодействия для коллективного принятия решений, осуществления сотрудничества;
    - развитию профессионального психологического не только тео-ретического, но и практического мышления;


      • формированию познавательной мотивации, созданию условий для появления личностной психологической установки и мотивации;




      • закреплению знаний в сфере делового общения, формированию коммуникативной компетентности;




      • выявлению новых смыслов общения и взаимодействия с деловы-ми партнерами.




        • процессе проведения интерактивных занятий преподаватель получает также информацию об индивидуальных когнитивных стилях (англ. cognition - знание) обучаемых руководителей и специалистов, уровне их нравственно-духовного развития и характерологических особенностях, что позволяет ему при необходимости осуществлять психолого-педагогическую коррекцию обучаемых и оказывать им психологическую поддержку.


    Таким образом, интерактивные технологии включают обучаемых в поиск решения социально-психологических и управленческих проблем, типичных для реальной профессиональной деятельности руководителей и специалистов.
    Игровые занятия повышают чувствительность обучаемых к эмо-циональным реакциям других людей и межличностным явлениям, возникающим в командах, при этом в процессе игрового обучения у участников занятий не только улучшается восприятие самих себя, но и появляется потребность нравиться другим.
    Интерактивные занятия максимально индивидуализируют процесс обучения, что дает возможность каждому участнику демонстрировать собственный как умственный, так и творческий потенциал. У руководителей и специалистов расширяется интерес к выбранной профессиональной деятельности, что позволяет им наилучшим образом и


    • наименьшими потерями адаптироваться к ней в реальной практике с высокой степенью психологической и мотивационной готовности.


    Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что усваивается информация на занятиях с применением интерактивных
    9

    технологий намного эффективнее, чем при традиционном обучении. Здесь одновременно происходит и расширение диапазона профессионального мышления, и развитие творческого потенциала обучаемых, и освоение практических умений и навыков работы с людьми и приобретение, как уже отмечалось, социального опыта.
    Нельзя не отметить и тот факт, что за время обучения в режиме интерактивного взаимодействия происходит изменение личностных ценностных ориентаций, участие в интерактивных играх позволяет вы-работать навыки вербализации, умения слушать, задавать вопросы и отвечать на них, осуществлять публичную презентацию информации.
    Таким образом, можно сделать выводы о том, что интерактивные технологии развивают у обучаемых умение разрешать (с позиции новых требований) возникающие проблемы по регулированию производ-ственных, социальных, деловых и межличностных отношений в условиях профессиональной деятельности.
    Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, в то время как в дискуссионном обучении - 75%, а в деловой игре - около 90%. По данным В.И. Рыбальского и Н.Б. Мироносецкого, введение и широкое использование деловых игр в вузах позволяет уменьшить отводимое на изучение некоторых дисциплин время на 30- 50% при большей эффективности усвоения учебного материала. Процесс обучения становится более творческим, увлекательным, а активность обучаемых становится вынужденной, так как сама обстановка интерактивного взаимодействия заставляет участников игрового процесса быть активными.
    На игровых занятиях также довольно легко определить формаль-ных и неформальных лидеров, интеллектуальных и конкурентоспособных партнеров, пассивных и индифферентных, мотивированных и безразличных, опытных и начинающих участников и т.п., их достоинства


    • недостатки, проявляющиеся при взаимодействии, индивидуальный стиль общения.


    Истинные мотивы, побуждающие людей к участию в игре, состоят вовсе не в осознанном желании познавать действительность с помощью игровой модели, как думают многие из тех, кто занимается игровым моделированием. На наш взгляд, здесь гораздо чаще проявляются
    10

    специфические игровые интересы, которые являются реальной категорией, как профессиональный или познавательный интерес.
    Игровые интересы часто определяют сами же обучаемые. Несмотря на то, что эти оценки и характеристики носят субъективный характер, их многолетнее накапливание и анализ позволяют построить обоснованные экспертные суждения.
    Природа игрового интереса на сегодняшний день изучена недо-статочно. Проанализировав разные мнения, можно суммировать основные игровые интересы таким образом:
     удовольствие от межличностного взаимодействия с партнерами по игре, между командами;


    • удовольствие от демонстрации своих организаторских, интеллектуальных и творческих возможностей партнерам;




    • азарт ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;




    • необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;




    • обратная связь, быстрое выяснение последствий принятых решений (это выяснение, как правило, возможно только в ходе игры, так как последствия могут зависеть еще и от непредсказуемых действий других участников игры);




    • удовлетворение от успеха - промежуточного или окончательного;




    • если игра ролевая, то удовольствие от процесса перевоплощения в роль, возможность примерить новый образ;




    • если игра азартная, то к игровому интересу может добавиться и прагматический интерес.


    Обучение с помощью интерактивных технологий представляет новые, востребованные профессиональной деятельностью, потребности:


    • раскрепоститься и приобрести уверенность в себе;




    • преодолеть комплексы неполноценности;




    • научиться вести конструктивные переговоры;




    • освоить техники быстрого установления делового контакта;




    • повысить свою конкурентоспособность;


    11

    • улучшить свой вербальный и визуальный имидж;




    • овладеть приемами и техниками влияния на других людей в про-цессе взаимодействия с ними;




    • научиться вести свою линию при осуществлении сотрудничества;




    • освоить навыки позиционирования, презентации информации, товаров и услуг.


    Знания и умения, необходимые для успешной управленческой и профессиональной карьеры, демократические свободы, создавшие условия специалистам для того чтобы не только высказывать свои решения и инициативы, но и подвергать критическому анализу управленческие решения руководителей, требуют от них пси-хологической и коммуникативной компетентности, отсутствие которой негативно влияет на профессиональное реноме и авторитет власти.
    Все это делает привлекательными для системы образования интерактивные технологии, позволяющие организационно развивать и обучать новой компетентности будущих руководителей и специалистов. Практика показывает, что именно на таких занятиях (в среде себе подобных) участники довольно легко осваивают новую информацию по совершенствованию человеческих отношений.
    Вместе с тем нельзя не отметить и отрицательные моменты, возникающие на игровых занятиях, которые порой приводят к разочарованиям обучаемых. Многолетние наблюдения за «играющими» позволяют нам выделить следующие тенденции, способствующие снижению интереса к игровым занятиям. Они обычно проявляются в ситуациях, когда:


    • партнеры по команде оказываются неприятными людьми (заносчивыми, с низким уровнем эмоциональной культуры, не умеющими выслушивать других, использующими техники давления, плохо воспитанными и т.д.);




    • неудачное поведение и (или) неправильные действия самого участника игры (при наличии у него комплекса неполноценности или неуверенности в себе) вызвали неодобрение или со стороны играющих, или со стороны преподавателя;


    12

     необходимость принимать решения в сложных и неопределенных условиях, поставленных в задаче, может стать причиной нервного потрясения;


      • проигрыш или иная форма неуспеха в игре может вызвать состояние фрустрации (глубокого разочарования в себе, в своей долж-ности, деятельности) и выбить человека из колеи нормальной про-фессиональной жизни;




      • необходимость выступать на игре равноправным партнером с другими играющими после многих лет формального авторитарного лидерства снижает интерес к такого рода деятельности у отдельных руководителей;




      • вынужденная активность и потребность осуществления продолжительной интеллектуальной деятельности на игровом занятии порождают негативное отношение отдельных участников к инте-рактивным технологиям;




      • некорректное поведение самого преподавателя, порой унижаю-щее достоинство взрослого или дискредитирующее прежний опыт обучаемого, надолго отбивает охоту к интерактивному взаимодействию.


    Учитывая перечисленное, преподаватели, прежде чем приступить к освоению интерактивных технологий, должны удостовериться, что они имеют развитый аналитический, творческий потенциал и мотивационную готовность к формированию игротехнической компетентности. У преподавателей должно быть осознание того, что их доброжелательность


    • терпимость, чувство такта и психологическая грамотность являются определенной философией, то есть мировоззрением, не позволяющим демонстрировать диктат, авторитарное навязывание мнений, наклеивание ярлыков, бестактность и т. д.




        • практике обучения встречаются нарекания по поводу имиджа преподавателей, особенно это касается манеры говорения (отвернувшись в сторону, закатив глаза к потолку, расхаживая из стороны в сторону и т.п.) и культуры речи. Педагогический опыт подсказывает, что на формулирование разнообразных высказываний преподавателя, их логическую ясность и выразительность основное влияние оказывает не только его культура речи, но, главное, его профессиональная ментальность.

    13

    «Менталитет» (фр. mentalite - умственный; образ, способ мышления личности) - это умственное состояние, выраженное на личностном уровне и на социальных общностях, интегрирующее и аккумулирующее сплав социального самосознания личности, образ ее мышления.
    Влияние профессиональной ментальности преподавателя на
    эффективность педагогических результатов подтверждается разнообразными исследованиями. Так, В.А. Сонин отмечает, что из всех слов, сказанных на занятиях, 90% чаще всего принадлежат самому преподавателю. Из 35 конфликтных ситуаций и инцидентов, возникающих на занятиях, в 94% случаев преподаватель ведет себя, как «представитель власти», что снижает активность и мотивацию обучаемых.
    Из распоряжений, которые формулируют необходимость практических действий со стороны обучаемых, только половина отдаются со словом «пожалуйста» и с таким интонационным строем речи, который демонстрирует уважение к обучаемому, а не степень превосходства того, кто обучает. Эффективность словесных воздействий, подкрепляемых при установлении эмоционального, когнитивного контакта между обучаемым


    • обучающимися, становится уровнем доверия и потребностью в общении.


    Для интерактивного характера обучения это имеет принципиальное значение, так как порой наибольшую трудность в реальной практике интерактивных технологий вызывает момент начала игрового взаимодействия, особенно при внедрении тренингов, проводимых перед аудиторией.
    Саркастические насмешки, неуместная ирония, негативные выска-зывания и оценки преподавателя (особенно носящие публичный характер), морализация, увещевания и упреки, бросаемые умышленно или спонтанно в адрес студентов, «задевание» их территориальных, демографических и возрастных особенностей - все это в комплексе отчуждает обучающихся не только от самого преподавателя, но и от содержания читаемого курса и применяемых технологий. Опытные преподаватели стремятся сделать все, чтобы словесное воздействие не

    14

    вызывало дискомфорта у слушателей, а сама информация была семантически значима при восприятии.
    Недостаточно развит у многих преподавателей невербальный, или визуальный, имидж. Речь здесь идет не столько о профессиональном, визуальном (внешнем) образе преподавателя, хотя, на наш взгляд, это важно и также может негативно сказываться на результате обучения, сколько о владении обучающим преподавателем невербальными средствами коммуникации. Последнее необходимо ему для гармонизации своих высказываний, для усиления собственной экспрессивности, способ-ствующей лучшему усвоению материала; для «считывания» истинной реакции слушателей и коррекции своего и их поведения.


      • свою очередь, превалирование у преподавателя так называемых «силовых», «доминирующих» сигналов тела, мимики и жестов – это демонстрация негативных невербальных жестов, которые могут вызвать у студентов отторжение от самого образовательного процесса, от игровых технологий, снизить их познавательную мотивацию. Примеры негативных невербальных сигналов:




    • «указующий жест»,




    • «сжатые кулаки»,




    • «выставленные вперед руки ладонями вниз»,




    • поза «подбоченясь» или «развалясь на стуле»,




    • излишне вскинутая голова,




    • взгляд сверху вниз с полузакрытыми глазами.


    Сигналов неуверенности:


    • неустойчивая поза,




    • «лежание» на трибуне,




    • руки, вцепившиеся в край стола,




    • «подвижные руки» или дрожащие пальцы,




    • сильно прижатые к телу локти,




    • жесты руками ниже талии,




    • взгляд, устремленный лишь на одного из слушателей (например, только на того, у кого доброжелательное, приветливое лицо для психологической поддержки преподавателя),




    • сидение на крае стула или верхом на нем.


    15

    Таким образом, мы считаем, что коммуникативная компетентность не только актуальна, не только востребована современной практикой, но в той или иной степени становится объектом научения (в том числе и самих преподавателей), а достичь развития умений и навыков такого профиля можно преимущественно интерактивными технологиями обучения при их разумном сочетании с традиционными методами.
    На наш взгляд, проблема трудностей определения эффективности интерактивного обучения связана, в первую очередь, с нераз-работанностью технологии проведения, системы оценивания и факторов образовательной результативности интерактивного обучения, а следовательно, наличие учебного пособия, рассматривающего перечисленные аспекты, позволит приблизиться к их анализу.


      • ходе планирования интерактивных занятий целесообразно решить следующие вопросы:




    • подготовить мотивированных квалифицированных преподавателей;


     определить конкретное содержание учебных программ
    дисциплин;





    • адекватная поставленным целям регламентация общей и игровой продолжительности читаемого курса (лекции, игры, тренинга, самостоятельной работы и т.д.).


    Планирование занятий должно быть нацелено на создание предпосылок для реализации следующих методологических принципов организации учебного процесса:


    • тщательный подбор рабочих терминов, учебной, профессиональной лексики, условных понятий, дефиниций;




    • всесторонний анализ конкретных практических примеров управленческой и профессиональной деятельности, в которой обучаемые выполняют различные ролевые функции;




    • поддержание всеми обучаемыми непрерывного визуального контакта между собой;


    16

    • активное использование технических учебных средств, в том числе: таблиц, слайдов, фильмов, роликов, видеоклипов, видеотехники, с помощью которых иллюстрируется учебный материал;




    • постоянное поддержание преподавателем активного внутригруппового взаимодействия, снятие им напряженности во взаимоотношениях между участниками, нейтрализация «острых» шагов и действий отдельных обучаемых;




    • оперативное вмешательство преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей, а также в целях пояснения новых для слушателей положений учебной программы;




    • интенсивное использование индивидуальных занятий (домашние задания самодиагностического или творческого характера) и индивидуальных способностей студентов в групповых занятиях.


    Исходя из нашего педагогического опыта обучения, добавим те методологические принципы, которые считаем чрезвычайно важными для достижения поставленных в обучении целей и задач.


      • ним относятся следующие принципы интерактивного обучения:




    1. Организация разумной, адекватной виду игровой деятельности (например, для дискуссии внутри команд или межгрупповой дискуссии - «пленума») пространственной среды («игрового поля»). Игровое поле должно раскрепощать обучающихся, а не создавать дополнительные трудности.




    1. Важно проигрывание обучаемыми не только управленческих, о чем было написано ранее, но и игровых ролей: «оппонента», «пессимиста», «оптимиста», «реалиста», и других, с учетом индивидуальных (прежде всего интеллектуальных и творческих) способностей слушателей, проявляемых ими в процессе игрового взаимодействия.




    1. Обучение взаимодействию необходимо осуществлять в режиме «нормирования», то есть строгого соблюдения сформулированныхпреподавателем норм, правил игры, «поощряя» или «наказывая» за демонстрируемые результаты.




    1. Обучение принятию решений в целом ряде интерактивных технологий требует соблюдения достаточно жесткого регламента и наличия элемента неопределенности в информации, а также освоения


    17

    прогрессивных (то есть опирающихся прежде всего на объективные критерии) подходов к коллективному принятию решений.


    1. Обязательность участия слушателей во всем цикле игровых


    занятий.
    Для преподавателя освоение игротехнического менеджмента носит
    профессионально-личностный характер, так как включает игротехническую и социально-психологическую подготовку. В педа-гогической практике наиболее распространены две возможности такого освоения:

    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта