Главная страница

Т. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения


Скачать 0.71 Mb.
НазваниеТ. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения
Дата26.04.2023
Размер0.71 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаprovedenie-zanyatij-s-primeneniem-interakt.docx
ТипУчебное пособие
#1090200
страница14 из 20
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   20

3.1.4.Деловые и ролевые игры

Ряд активных методов (в том числе метод проигрывания ролей получили общее название «деловые игры». Этот метод представляет собой в комплексе ролевую игру с различными, зачастую противоположными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончании или в ходе игры. Ролевые игры помогают формировать такие важные ключевые квалификации руководителей, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т. д. От преподавателя требуется большая предварительная методическая подготовка при проведении ролевых игр, умение прогнозировать результаты и делать соответствующие выводы.
Деловые игры характеризуются направленностью на снятие определенных практических проблем, приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности. Необходимость в играх такого типа возникает тогда, когда имеющихся способностей участников управленческой деятельности недостаточно для реализации готовых деятельностных норм, либо происходит рассогласование в деятельности в
103

результате изменения внешних условий. Поэтому возникает потребность в развитии недостающих способностей в процессе деловой игры на особой модельной площадке.
Деловая игра - это метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих задач в условиях максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Деловые игры в профессиональном обучении воспроизводят действия участников, стремящихся найти оптимальные пути решения производственных, социально-экономических педагогических, управленческих и других проблем.
Началу деловой игры предшествует изложение проблемной ситуации, формирование цели и задач игры, организация команд и определение их заданий, уточнение роли каждого из участников. Взаимодействие участников игры определяется правилами, отражающими фактическое положение дел в соответствующей области деятельности. Подведение итогов и анализ оптимальных решений завершают деловую игру.
Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников игры. По своей сути этот метод обучения является особой формой коммуникации. В любом типе коммуникации один из участников является автором, который выражает свою точку зрения. Второй участник является реципиентом, который, воспринимая авторский текст, строит образ того, что понял, чтобы реконструировать авторскую точку зрения. Третий участник коммуникации в рамках деловой игры может быть критиком, который, опираясь на результаты принятого решения, вырабатывает свою собственную точку зрения, более оформленную и совершенную. Четвертый участник — организатор коммуникации — согласует все виды работ и превращает разрозненные усилия в целенаправленное движение по совершенствованию авторской точки зрения.
Завершается деловая игра подведением итогов, где основное внимание направлено на анализ ее результатов, наиболее значимых для практики. Однако завершающая фаза может быть расширена до рефлексии всего хода игры. Объектами такой рефлексии могут стать: динамика индивидуальных, групповых, межгрупповых траекторий
104

движения мыслительных процессов; динамика образования коллективного мнения на основе изменений в межличностных отношениях; позиционность игроков и межпозиционные отношения и т. д.


    • помощью деловой игры можно определить: наличие тактического




  • (или) стратегического мышления; способность анализировать собственные возможности и выстаивать соответствующую линию поведения; способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение.


Проведение деловой игры, как правило, состоит из следующих частей:
- инструктаж преподавателя о проведении игры (цель, содержание, конечный результат, формирование игровых коллективов и распределение ролей);
- изучение студентами документации (сценарий, правила,
поэтапные задания), распределение ролей внутри подгруппы;


  • собственно игра (изучение ситуации, обсуждение, принятие решения, оформление);




  • публичная защита предлагаемых решений;




  • определение победителей игры;




  • подведение итогов и анализ игры преподавателем.


Использование деловых игр способствует развитию навыков критического мышления, коммуникативных навыков, навыков решения проблем, обработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях.
Классификация деловых игр представлена в табл. 14.
Основные характеристики деловой игры, отличающие ее от других интерактивных обучающих технологий, следующие:


  • моделирование процесса труда (деятельности) руководителей и специалистов по выработке управленческих или профессиональных решений;




  • распределение ролей между участниками игры;




  • различие ролевых целей при выработке решений;




  • взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;




  • наличие общей цели у всего игрового коллектива;




  • коллективная выработка решений участниками игры;




  • реализация цепочки решений в игровом процессе;


105

  • многоальтернативность решений;




  • поощрение и наказание, оценка принимаемых решений участников деловых игр.













Таблица 14. Классификация деловых игр










Классифицируем

Сущность классифицируемого параметра




ый параметр:











































1.

По видам игры













1.1. Производственные

- ставят целью принятие решений по проблемам




производства, оказание помощи предприятию, организации




или учреждению по переходу на новый хозяйственный




механизм, разработку стратегий выживания в условиях




стагнации, нерентабельности или конкурентной борьбы







1.2. Исследовательские

- связаны с разработкой новых концепций,




испытанием проблем и решений гипотетического характера,




прогнозированием последствий и потенциальных проблем




при внедрении нововведений













1.3. Квалификационные

- проводятся для выявления уровня компетентности,

(аттестационные)

квалификации специалистов, принятия решений по вопросам




подбора или увольнения, продвижения, оценки и аттестации




кадров,управлениякомпетентностьюперсоналаи




предприятия


































1.4.Дидактические

-

развивают

репродуктивное

и

творческое

(учебные)

педагогическое и психологическое мышление, адаптационные




свойства и способности, профессиональные и коммуникатив-




ные знания, умения и навыки.

























2.

По признакам деловых игр













2.1.По цели (назначению)

учебная,исследовательская,экспериментальная,




проектировочная,

производственная,

аттестационная,




универсальная



















2.2.По форме

- с взаимодействием (установление контакта с

взаимодействия

помощью различных видов связи является обязательным

участников

элементом),



















- без взаимодействия (решения одной группы не




влияют на результаты и поведение другой)













2.3. По динамике

-саморазвивающаяся,срегламентированным

моделируемых ситуаций

временем;



















- с произвольным (зависящим от трудностей решения




задач) регламентом



















2.4. По способам

- ручная (без применения технических средств)

обработки и передачи

- с использованием обычных техсредств оргтехники

информации

- с использованием ЭВМ, с Интернет













106
















Окончание табл. 14

2.5. По скорости игрового

с реальным масштабом времени, в условно

времени

ускоренном времени, в условно замедленном времени, в




произвольном масштабе времени (при отсутствии нормиро-




ванного аналога в реальной жизни)







2.6. По типу

с использованием устной, письменной (вербальной и

коммуникации

невербальной), визуальной, формальной, неформальной,




межличностной, межгрупповой коммуникаций;







2.7. По конечному

с материализованным конечным продуктом или с

продукту игры

абстрактным результатом.







1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   20


написать администратору сайта