Геодезия строение перекрытий. Талеб Нассим Николас - Антихрупкость (Человек Мыслящий. Идеи, сп. Талеб Нассим Николас Т16 Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса Нассим Николас Талеб Перс англ. Н. Караева. М. КоЛибри, АзбукаАттикус, 2020. 768 сил 9785389098923 Антихрупкость книга
Скачать 5.15 Mb.
|
туристификации. Этим термином я называю современный N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 104 N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 104 14.10.2013 15:03:42 14.10.2013 15:03:42 Ан тих р у п кость подход к людям как к стиральным машинам с упрощенными механическими реакциями и подробным руководством для пользователя. Это систематическое избавление от случайности и неопределенности, попытка сделать реальность предсказуемой до мельчайших деталей. И все это — ради комфорта, удобства и повышения эффективности. Туристификация соотносится с жизнью также, как турист соотносится с искателем приключений или фланёром. Этот процесс заключается в преобразовании любой деятельности, не только путешествий, в эквивалент сценария из тех, по которым играют актеры. Мы увидим, как туристификация выхолащивает системы и организмы, любящие неопределенность она высасывает из них случайность до последней капли — и дает им иллюзию успеха. Главные виновники этого система образования, планирование, финансовая поддержка телеологических научных исследований, французский бакалавриат, спортивные тренажеры и т. д. И еще электронный календарь. Но худшие проявления туристификации наблюдаются в жизни, которую мы, современные люди, вынуждены проводить в заточении под названием часы досуга вечер в опере по пятницам, плановые вечеринки, плановый смех. Опять-та- ки — золотая клетка. Восприятие жизни как управления целями больно бьет по моему экзистенциальному «я». Т ай на я жажда случая Отсюда мы перейдем к экзистенциальному аспекту случайности. Если вы не стиральная машина и не часы с кукушкой — другими словами, если вы живой человек, — нечто в глубине вашей души любит случайность и хаос хотя бы до некоторой степени 105 N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 105 14.10.2013 15:03:42 14.10.2013 15:03:42 Нас сим Ник о л ас Тале б Неизвестность приятно щекочет нам нервы. Нам нравится умеренный (и одомашненный) мир игры — от зрелищных видов спорта до рискованных азартных игр в Лас-Вегасе. Я сам, сочиняя эту книгу, пытаюсь освободиться оттирании ясного и точного плана, чтобы черпать вдохновение из внутреннего непрозрачного источника, который преподносит мне сюрпризы. Сочинительство имеет смысл, только если оно дарит трепет приключения, вот почему я люблю писать книги и ненавижу строчить газетные колонки объемом в 750 слов, которые, даже если редактор не проявляет себя мещанином, сковывают меня настолько, что слезы на глаза наворачиваются. Кстати говоря, если самому автору скучно писать книгу, читателю точно будет скучно ее читать. Если бы я умел предсказывать все то, что случается со мной задень, я ощущал бы себя едва лине трупом. Без случайности нет настоящей жизни. В древних поселениях естественные стимулы — страх, голод, желание — побуждали людей тяжело работать и приспосабливаться к окружающей среде. Подумайте, с какой неожиданной для себя легкостью вы поднимете автомобиль, если под ним плачет ребенок, или помчитесь на небывалой скорости, спасаясь от выскочившего из клетки дикого животного. Сравните эти действия с унылой обязанностью приходить в спортзал в шесть вечера и подчиняться персональному тренеру — кроме случая, когда вам всенепременно надо стать похожим на телохранителя. Вспомните, как легко пропустить обед в том случае, когда нас вынуждает к этому переменчивая окружающая среда, потому что еды нет, — и как непросто придерживаться какого-нибудь дневного плана диеты. В этом мире есть люди, для которых жизнь — род проекта. Поговорив сними, вы пару часов чувствуете себя плоховато жизнь начинает напоминать пищу, приготовленную без соли. N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 106 N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 106 14.10.2013 15:03:42 14.10.2013 15:03:42 Ан тих р у п кость Я — человек, ищущий экстрима; во мне есть детектор чуши, почти такой же чувствительный, как детектор скуки. Все мы оснащены естественными фильтрами и питаем отвращение к зеленой тоске. В древности у нас не было ни домашних заданий, ни начальства, ни госслужащих, ни академических степеней, ни бесед с деканом, ни консультантов со степенью магистра бизнеса, ни методичек, ни бланков для заявлений, ни поездок в Нью-Джерси, ни поборников грамматики, ни разговоров со скучными людьми. Вся жизнь состояла из случайных стимулов, при этом ничто хорошее и ничто плохое никогда не было всего лишь работой. Опасность — да скука — никогда. Наконец, в отличие от систем, созданных людьми, переменчивая (а следовательно, непредсказуемая) окружающая среда не требует от нас терпеть хронический стресс. Когда вы идете по неровной поверхности, созданной природой, ваш следующий шаг никогда непохож на предыдущий, в то время как в спортзале лишенные переменчивости тренажеры предлагают вам нечто противоположное — они заставляют вас бесконечно повторять одно и тоже движение. Большая часть современной жизни — это хроническое повреждение от стресса, который можно предотвратить. Далее мы изучим идею эволюции — великого эксперта по антихрупкости. * В древности не было ни Руссо, ни Гоббса. Правда, жизнь в те времена была жестокой и короткой штукой, но говорить, что мы пошлина компромисс и купили спокойствие ценой сомнительных аспектов жизни в древности, — значит совершать грубую логическую ошибку. Ничто не мешает нам совместить преимущества обеих эпох 107 N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 107 14.10.2013 15:03:42 14.10.2013 15:03:42 Глава То, что меня убивает, делает других сильнее Антихрупкость одного есть хрупкость другого. — Мы думаем слишком много и делаем слишком мало. — Потерпеть неудачу, чтобы другие добились успеха. — Однажды вы получите письмо с благодарностью У РОВНИ АН ТИХ Р У П КОСТИ Эта глава повествует об ошибках, эволюции и антихрупко- сти: в основном она — о чужих ошибках и о том, что ан- тихрупкость одних всегда возникает за счет хрупкости других. В системе одни компоненты — хрупкие, например люди, — часто приносятся в жертву ради благополучия других компонентов или целого. Любое начинание в бизнесе должно быть хрупким, только при этом условии вся экономика будет анти- хрупкой. Эта закономерность, среди прочего, позволяет предпринимателю быть успешным отдельные компании всегда хрупки, большую их часть в итоге ждет неудача. Антихрупкость становится куда более замысловатой — и интересной, — когда возникают уровни и иерархии. Природный организм нельзя рассматривать как единый и це- N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 108 N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 108 14.10.2013 15:03:42 14.10.2013 15:03:42 Ан тих р у п кость лостный; он состоит из частей и сам тоже может быть частью какого-то большого коллектива. Части могут соперничать между собой. Еще один пример из области бизнеса. Рестораны хрупки, они конкурируют друг с другом, однако именно по этой причине совокупность местных ресторанов анти- хрупка. Если бы каждый ресторан по отдельности был устойчив, то есть бессмертен, ресторанный бизнес в целом был бы инертен или слабине предлагал бы ничего, кроме общепита в советском стиле. Более того, у такого ресторанного бизнеса имелись бы системные недостатки, ив разгар кризиса его спасало бы государственное финансирование. Качество еды, стабильность бизнеса и его надежность обусловлены лишь хрупкостью отдельных ресторанов. Иначе говоря, временами отдельные части внутри системы должны быть хрупкими, чтобы в итоге стала антихруп- кой вся система. Или же организм сам по себе может быть хрупким, однако информация, закодированная в воспроизводимых организмом генах, будет антихрупкой. Это не так легко осознать, но такова логика эволюции. Она применима и к бизнесменами к отдельным ученым. Чуть выше мы упомянули о жертве. Как ни печально, выгоду из наших ошибок часто извлекают другие люди, а то и весь коллектив, — словно индивиды существуют лишь для того, чтобы ошибаться ради общего блага, а не ради собственного. К сожалению, когда речь заходит об ошибках, мы обычно не учитываем разные уровни хрупкости и ее перенос от одних компонентов к другим. Э волю ци я и непредсказуемость Я сказал, что понятия митридатизации и гормезиса были «протоантихрупкими», предварительными концепциями они даже чуть наивны, и мы должны будем уточнить, даже пе 109 N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 109 14.10.2013 15:03:42 14.10.2013 15:03:42 Нас сим Ник о л ас Тале б реосмыслить их, чтобы увидеть сложную систему как целое. Гормезис — это метафора антихрупкость — это феномен. Во-первых, митридатизация и гормезис — это всего лишь очень слабые формы антихрупкости, при которых выигрыш от переменчивости, случайности или вреда ограничена после превышения конкретной дозы воздействия полезный эффект пропадает, уступая место своей противоположности. Гормезис любит лишь самую чуточку хаоса, точнее, для него необходим лишь небольшой хаос. Эти явления интересны главным образом потому, что отказ от них чреват ухудшением здоровья, чего мы интуитивно не понимаем — наш разум не может осознать сложные реакции тела (мы думаем линейно, а тут реакция нелинейна и зависит от дозы. Нашему линейному интеллекту не нравятся нюансы, ион сводит информацию до бинарного ответа вредно или «полезно». Во-вторых, и это главное слабое место упомянутых явлений, они предлагают нам взглянуть на тело снаружи и рассматривать его как нечто цельное, в то время как наделе все может быть немного сложнее. Есть более сильная разновидность антихрупкости, связанная с эволюцией и отличная от гормезиса, — отличная настолько, что ее можно назвать противоположностью гор- мезиса. Внешне она напоминает гормезис — закаливание вредом, но только внешне. Изнутри все выглядит по-дру- гому. Эта разновидность антихрупкости — эволюционная, и действует она на информационном уровне, где информация это гены. В отличие от гормезиса, здесь отдельный компонент в ответ на стресс не становится сильнее — он умирает. При этом он дает преимущество другим компонентами те выживают, сохраняя качества, которые улучшают целое, что и приводит к модификациям, которые в учебниках и научном разделе The New York Times, выходящем по вторникам, N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 110 N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 110 14.10.2013 15:03:42 14.10.2013 15:03:42 Ан тих р у п кость именуются туманным термином эволюция. Антихрупкость в этом случае возникает не у организмов, которые по природе слабы, ау генетического кода, который переживает их гибель. Код не заботится о благополучии отдельного организма наоборот, он выживает, уничтожая многое вокруг себя. Роберт Триверс * выразил идею конкуренции гена и организма в своей теории эгоистичного гена». Самый любопытный аспект эволюции заключается в следующем она работает только потому, что система антихруп- ка; ей нравятся стрессоры, случайности, неопределенность и хаос, и хотя отдельные организмы сравнительно хрупки, при шоке геном пользуется случаем, чтобы стать более приспособленным к окружающей среде. Отсюда ясно, что отношения между природой и отдельными организмами можно назвать напряженными. Все живое в природе имеет ограниченный срок существования и однажды умирает — даже Мафусаил жил меньше тысячи лет. Но то, что умирает, в течение жизни производит потомство с генетическим кодом, так или иначе унаследованным от родителя, причем информация в генах переписывается. Генетическая информация Мафусаила не исчезла, ее воплощения по-прежнему существуют в Дамаске, Иерусалиме и, конечно же, в нью-йоркском Бруклине. Природа перестает считать биологические объекты полезными после того, каких репродуктивные способности исчерпаны (кроме, может быть, особых случаев, когда животные живут группами у людей и слонов бабушки помогают родителям заботиться о потомстве. Она предпочитает продолжать игруна информационном уровнена уровне генетического кода. Орга- * Автор многократно переиздававшейся книги Эгоистичный ген — Ричард Докинз. Точку зрения Талеба по поводу авторства данной теории см. в разделе Примечания, запоздалые соображения и дополнительное чтение. — Прим. ред 111 N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 111 14.10.2013 15:03:42 14.10.2013 15:03:42 Нас сим Ник о л ас Тале б низмы должны умирать, чтобы природа — беспринципная, безжалостная и эгоистичная — оставалась антихрупкой. В порядке мысленного эксперимента вообразите бессмертный организм, такой, у которого нет конечного срока эксплуатации. Чтобы выжить, он должен быть полностью приспособленным ко всем случайным событиям, которые могут произойти в окружающей среде, ко всем будущим случайным событиям. Ноу таких событий есть одно отвратительное свойство — они, как ни крути, случайны. Они не оповещают организм о своем наступлении заранее и не позволяют ему подготовиться и приспособиться так, чтобы пережить шок. Бессмертному организму нужна предварительная адаптация к таким событиям. Когда происходит нечто случайное, реагировать слишком поздно, значит, организм должен быть готов испытать шок — или погибнуть. Мы видели, что наши тела реагируют на стресс с небольшим запасом, но этого крайне недостаточно заглянуть в будущее они все равно не могут. Они могут подготовиться к следующей войне, ноне к тому, чтобы выиграть ее. Ретроспективная адаптация, какой бы быстрой она ни была, всегда будет чуть запаздывать * Таким образом, чтобы удовлетворять условиям бессмертия, организмы должны уметь точно предсказывать сколь * Узкоспециальный комментарий о том, почему критерий приспособляемости не связан с вероятностью (читатель с гуманитарным образованием может его пропустить. Свойство стохастического процесса, которое не позволяет в любой период времени t предвидеть, что случится после t, иначе говоря, в любой период времени, превышающий t, и вынуждает систему реагировать с задержкой, причем эту задержку нельзя сократить, называется неупреждающей стратегией, и это — одно из требований стохастического интегрирования. Не- сокращаемость задержки универсальна и неизбежна. Организмы могут применять только неупреждающие стратегии, поскольку природа может быть только непредсказуемой. Понять это не так просто даже специалисты по теории вероятностей, например русская школа, представленная Стратоновичем и теми, кто использует его стохастический алгоритм, совершают обычную ошибку, полагая, что будущее посылает нам некий сигнал, который мы воспринимаем. Если бы 112 N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 112 14.10.2013 15:03:42 14.10.2013 15:03:42 Ан тих р у п кость угодно случайное будущее — любая приблизительность здесь недопустима. Но природа позволяет организмам жить один раз, с модификациями в каждом новом поколении, и не нуждается в том, чтобы предсказывать будущие условия ей хватает чрезвычайно туманного представления о том, в каком направлении организмам следует развиваться. И даже в таком туманном представлении нет необходимости. На любое случайное событие найдется свой антидот в форме экологической вариации. Природа меняет сама себя на каждом шагу и каждый миг модифицирует собственную стратегию. Перенесем сказанное на экономику и социум. Управляй природа экономикой, она не стала бы непрерывно финансировать ее компоненты, чтобы те жили бесконечно долго. У природы не было бы ни штата управленцев, ни отделов, которые занимаются прогнозами и пытаются перехитрить будущее. Природа не позволила бы махинаторам из Службы управления и бюджета США совершать ошибки из эпистеми- ческого чванства. Взглянув на историю как на сложную, подобную природе систему, мы увидим, что она, в точности как природа, не дает империям доминировать вечно, даже если сверхдержавы вроде Вавилона, Египта, Персии, Рима и нынешней Америки полагают, что их могущество никуда не денется, и научились производить историков, готовых поддержать эту точку зрения своими теориями. Системы, подверженные воздействию случайности — и непредсказуемости, — развиваются благодаря механизму, который делает их непросто неуязвимыми они беспринципно изобретают себя заново каждое поколение, постоянно меняя состав популяции. Основное правило курса Управление Черными лебедями природа (и подобная ей система) любит разнообразие среди организмов больше, чем разнообразие внутри отдельно N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 113 N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 113 14.10.2013 15:03:42 14.10.2013 15:03:42 Нас сим Ник о л ас Тале б взятого бессмертного организма — за исключением того, что в качестве такого бессмертного организма рассматривается сама природа, в духе пантеизма Спинозы и восточных религий или стоицизма Хрисиппа и Эпиктета. Если вы наткнетесь на специалиста по истории цивилизаций, попробуйте ему это втолковать. Посмотрим теперь, как эволюция извлекает пользу из случайности и переменчивости (в определенной дозе, само собой. Чем больше шума и помех внутри системы (до известного предела) ограждают ее от критических встрясок, которые могут стать причиной вымирания вида, тем более важную роль в формировании свойств следующего поколения играет воспроизводство самых приспособленных особей и случайные мутации. Пусть особь производит на свет десять детенышей. Если среда абсолютно стабильна, все десять смогут дать потомство. Если же нестабильная среда не позволяет сделать этого пяти детенышам (скорее всего, более слабым, чем их выжившие братья и сестры, оставшиеся экземпляры, которых эволюция считает (в итоге) лучшими, дадут потомство, при этом гены будут модифицированы в сторону большей приспособленности. Тоже самое происходит, когда потомки отличаются друг от друга благодаря нерегулярной случайной мутации (например, ошибке при копировании генетического кода у лучших из них род продолжится, что увеличит степень приспособленности вида. Так эволюция обращает случайность себе на пользу двумя разными способами случайные мутации и случайные события воздействуют на вид одинаково, обусловливая изменения индивидуальных свойств выживших будущих поколений. Даже когда весь вид вымирает в результате некоего непредсказуемого события, ничего страшного не происходит это часть игры. Эволюция работает по-прежнему: виды, ко 114 N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 114 14.10.2013 15:03:42 14.10.2013 15:03:42 Ан тих р у п кость торые выжили, будучи наиболее приспособленными, принимают эстафету от вымерших динозавров. Эволюция не заботится о видах, она оказывает услуги всей природе. Однако эволюция любит случайность лишь до какого-то предела. Если случится катастрофа и жизнь на планете погибнет, даже самые приспособленные не выживут. И если случайных мутаций будет чересчур много, приспособленность к среде рискует не закрепиться, даже наоборот, в результате новой мутации может произойти обратное как я не устаю повторять, природа антихрупка до известного предела, хотя предел этот очень большой — он позволяет справиться свели- ким множеством встрясок. Если ядерное оружие уничтожит почти всю жизнь на Земле, откуда-нибудь непременно возьмутся крысы или бактерии, жизнь сохранится хотя бы на дне океана — и история начнется сначала, но уже без нас и без чиновников Службы управления и бюджета США, само собой. При гормезисе отдельный организм получает пользу от вреда напрямую, однако эволюция работает по-другому: отдельный организм повреждается и гибнет, а пользу из его гибели извлекают другие, выжившие организмы и сменяющие их поколения. Чтобы представить себе, как сообщества организмов, ноне сами организмы, нуждаются во вреде, чтобы эволюционировать (опять же, во вреде до известного предела, вспомним о феномене устойчивости бактерий к антибиотикам. Чем больше вы пытаетесь навредить бактериям, тем сильнее становятся выжившие — если только вы не сумеете уничтожить * Сильная антихрупкость наблюдается, когда любовь к переменчивости безгранична, выгоды либо не имеют предела, либо этот предел очень высоки система никогда не останавливается на достигнутом. Это мы наблюдаем лишь вис- кусственных системах, например экономических отношений или культурных продуктов, ноне в естественных процессах. См. Приложение I. N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 115 N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 115 16.10.2013 15:59:09 16.10.2013 15:59:09 Нас сим Ник о л ас Тале б всю колонию разом. Тоже касается терапии рака случается, что раковые клетки, пережившие токсичную химиотерапию и облучение, размножаются быстрее и заполняют пустоты на месте более слабых клеток. О р г ан из мы это сообщества, ас о общества это организмы Идея рассматривать сообщества, а не индивидов, вред для которых оборачивается на пользу сообществу, пришла ко мне, когда я прочел работы об антихрупкости Антуана Даншена, физика, занявшегося генетикой. По мнению Даншена, при анализе необходимо учитывать тот факт, что организм несу- ществует в изоляции, как самостоятельная единица он всегда включен в какую-то иерархию. Если посмотреть на мир как на совокупность сообществ, придется переосмыслить термины «гормезис» и «митридатизация», используемые для характеристики антихрупкости. Почему Перефразируя приведенный выше довод гормезис — это метафора прямой антихрупкости, когда организм извлекает пользу из вреда сам по себе в процессе эволюции выгоду от вреда получает нечто, стоящее выше организма по иерархической лестнице. Снаружи кажется, что это и есть гормезис, но изнутри видно, что есть те, кто выиграли те, кто проиграл. Как функционирует подобная многоуровневость? На дереве есть много больших веток, которые выглядят как маленькие деревья на этих ветках, в свою очередь, есть много веток поменьше, которые тоже выглядят как деревья, только еще * Даншен вместе с соавторами опубликовал в журнале Genes статью об ан- тихрупкости в биологических системах. Любопытно, что статья стала ответом на черновик этой книги в свой черед книга была дополнена в ответ на статью Даншена. N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 116 N-AZB-12371_Antixrupkost_Block.indd 116 14.10.2013 15:03:42 14.10.2013 15:03:42 |