Парсонс Т. О структуре социального действия, монография. Талкотт Парсонс. О структуре социального действия
Скачать 5.67 Mb.
|
Ряд модальности (достижение цели)В связи с дополнительным рядом отношений действия, ряд модальностей объектов, модальный ряд стандартных переменных формирует классификационную сетку: партикуляризм—универсализм и деятельность—качества. Партикуляризм в этом контексте означает, что с точки зрения системы действия наиболее значимым аспектом объекта является его партикулярное отношение к актору; по сравню с другими объектами;которые «посуществу»могут быть определены как подобные ему, значение этого объекта обусловлено его включением в ту же самую систему взаимодействия. В противоположном случае с универсалисти-ческими модальностями значение объекта основывается на его универсалистически определенных свойствах, следовательно, на его включении в классы, которые выходят за пределы этой частной системы отношений. Например, влюбившийся человек любит определенную женщину, с которой его связывают отношения любви. Подобно другим мужчинам, он может оказывать предпочтение блондинкам, но он любит не всю эту категорию, а какую-то одну, определенную блондинку. Таким образом, и здесь возникает такая же дилемма, как и для двух других модальных переменных описанных выше, — невозможно максимизировать партикуля-ристическое и универсалистическое значения объекта одновременно. Человек, влюбленный достаточно сильно в белокурость как таковую и поэтому преследующий любую блондинку, не может установить достаточно стабильных отношений с какой-то определенной женщиной. Ясно, что существует важное соответствие друг другу консуматор-ного основания интереса и партикуляристского значения объектов, что будет обсуждено ниже. Основной постулат теории действия состоит в том, что состояния систем действия и того ситуативного мира объектов, в котором они находятся, являются независимыми переменными. При их «столкновении», следовательно, особенно важным свойством объектов является социальное взаимодействие, в котором объектом может быть другой актор, тоже нечто делающий. Таким образом, физические объекты, которые не «действуют», являются крайним случаем объектов, к которым термин «деятельность» неприменим. Напротив, значение объектов, которые чем-то «являются», определяется по их качествам — деятельности, независимо от их связи с ситуациями. Отношения внутри самой действующей системы в большей степени связаны с интересованностью в качествах объектов, чем в их деятельности, поскольку качества, по определению, более независимы от непосредственных ситуативных требований. Эти две классификационные рубрики: деятельность—качества и универсализм—партикуляризм порождают четырехчастную типологию объектов (или их компонентов), рассматриваемую с точки зрения их значения для акторов. На рис. 1 это подсистема достижения цели (G). Данная терминология, следовательно, приспособлена для прототипа взаимодействия личностей. Так объект, первичное значение которого является партику-ляристическим и основано на его действительной и предполагаемой деятельности, в психоаналитической терминологии может быть назван «объектом катексиса». Он рассматривается с точки зрения возможностей удовлетворения конкретных консуматорных потребностей. Однако, если объект определяется с точки зрения универсализма и одновременно как источник деятельностей, значимых для актора, он может быть назван «объектом полезности», поскольку рассматривается в аспекте его возможностей способствовать осуществлению консуматорных состояний действующей системы. В противоположность обоим вышеназванным типам объекты могут трактоваться и как «объекты идентификации», если их значение партикуляристично и в то же время связано в большей степени с тем, чем они «являются », а не с тем, что они «делают ». При этом объектное значение для акторов не колеблется так чувствительно, как в случае катексического значения объекта. Наконец, случай универсализма — четвертый тип — назван «объектом обобщенного уважения». Здесь объект категоризируется актором в универсалистических терминах, но также с учетом его качеств. Это тип объектов, о которых в социальном контексте Дюркгейм говорил как об генерализированных установках на «моральный авторитет»6. 6 В частности, см.: L'Education Morale, Paris, Alcan, 1925; Parsons Т. The Structure of Social Action, N.Y., Me Graw-Hill, 1937, ch. 10. Эта классификация значений объектов в более полной форме устанавливается в: ParsonsI•• Edward A. Shils, Kaspar D. Naegele, Jesse R. Pitts eds. Theory of Society. Glencoe, 111., Free Press, fortcoming, Introduction to Part IV, Me Graw-Hill, 1937, ch. 10. |