Технология педагогических мастерских как современный подход к образовательной деятельности педагога Педагогический опыт учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Школа 138 Лебедевой Анны Михайловны
Скачать 94.25 Kb.
|
Технология педагогических мастерских как современный подход к образовательной деятельности педагога Педагогический опыт учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа №138» Лебедевой Анны Михайловны г. Нижний Новгород 2016 год Содержание. Исторический контекст возникновения и становления опыта Теоретическое обоснование педагогического опыта Технология инновационного педагогического опыта Результативность Адресная направленность Трудоемкость Литература. I. Исторический контекст возникновения и становления опыта Вопрос о характере обучения, о технологиях, которые мы применяем в учебном процессе, остро стоял всегда. В 10 томе «Народной энциклопедии» за 1912 год, можно прочитать следующее: «… в средней школе характер обучения имеет не меньшую важность, чем его содержание. Обучение в средней школе должно быть развивающим, пробуждающим самостоятельное мышление, систематическим и научным…». На сегодняшний день во всех сферах жизни происходят изменения, которые не могли не затронуть сферу образования. Это связано, прежде всего, с изменениями, происходящими в современной жизни социума. Это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, умение ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться в любом обществе. Таким образом, перед школой стоит проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых практических навыков и компетенций, включая умение учиться. С введением федеральных государственных образовательных стандартов к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Одним из таких требований является реализация универсальных учебных действий (УУД) в образовательной деятельности. Под универсальными учебными действиями понимаются обобщённые действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся в различных предметных областях и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. 1 Формирование универсальных учебных действий должно реализовываться в соответствии с особенностями и спецификой учебного предмета. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе, и на сегодняшний день учителю предстоит отойти от традиционного урока, на котором знания передаются от учителя к ученику, а включить самого ученика в образовательную деятельность2. Я, как и многие учителя, в своей работе сталкиваюсь с низкой мотивацией учащихся по формированию универсальных учебных действий и активности на уроках. Данную проблему нужно решать через использование таких педагогических технологии, которые предполагают самостоятельное мышление, где ученик имеет возможность различными способами работать с имеющимся багажом знаний, продвигаться своим путём к достижению поставленной им же самим цели. Ученик становится строителем собственных умений, которые образуются в ходе самостоятельного поиска, столкновения возникших противоречий. Я пришла к выводу, что время требует от учителя новых подходов к организации своей педагогической деятельности, иных педагогических технологий. Одной из таких технологий является технология уроков-мастерских. Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие заключается в двух особенностях мастерской: 1.Проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания. 2.Проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися3. Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в системе образования, современными требованиями, указанными в федеральном государственном образовательном стандарте и в Законе «Об образовании Российской Федерации». Изменившиеся цели образовательной деятельности, направленные на развитие личности обучающегося, влекут за собой изменения в формах и методах обучения. Отсюда вытекает создание качественно новой системы обучения, в которой ведущим является системно-деятельностный подход, раскрывающийся технологией педагогических мастерских. Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что технология педагогических мастерских - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации образовательной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Она предполагает учёт индивидуальных особенностей каждого ученика, то есть личностно-ориентированный подход, который стимулирует учебную деятельность, вдохновляет на освоение учебного материала путём совместного творчества учителя и учеников. В последние годы метод педагогических мастерских (французских мастерских) используется во многих странах мира, поскольку его идеи и принципы соответствуют ценностным ориентирам современных педагогов: гуманизация образования и воспитания, интерес к индивидуальности, стремление воспитать личность творческую, самостоятельную, свободную. Теоретическое обоснование педагогического опыта Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. С конца 90-х годов прошлого века мастерские (в буквальном переводе с фр. «atelier» – ателье) начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами. Основой теоретического обоснования, возникновения и внедрения в практику мастерских как формы обучения, педагогической технологии явилась научная и практическая деятельность педагогов-новаторов «Французской группы нового образования» (ЖФЭН). В основе мастерских лежат идеи проблемного обучения, развивающего обучения, коллективного способа обучения, идеи известных русских методистов, педагогов Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенковой, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина-Давыдова. Принципы построения мастерской говорят о совершенствовании и приведении традиционных постулатов в соответствие с изменяющимся обществом. Мастерская - это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует профессиональному и личностному росту учителя и обучающихся, развитию их познавательных, творческих и коммуникативных способностей, мотивации научно-исследовательской деятельности, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания. Важнейшие принципы: «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем» – определяют как позицию ученика, так и положение учителя в мастерской. Сущность новой системы выражается в следующих основных положениях4: 1. Личность с новым менталитетом. Это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир. 2. Все способны. Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования. 3. Интенсивные методы обучения и развития личности: отношение учителя к ученику, как к равному себе; самостоятельное «строительство» знания учащимися, критически относящегося к информации; плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого. 4. Новый тип педагога. Это не авторитарный учитель, а тот, кто не подавляет природу ребёнка. Цель технологии мастерских – предоставить ученикам психологическое средство, позволяющее им лично саморазвиваться, осознавать самих себя, своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности развития мира. В мастерских чередуются индивидуальная, групповая и коллективная работа, что повышает уровень коммуникативной культуры. Принципы и правила ведения мастерской: 1. Равенство всех участников, включая мастера. 2. Право каждого на ошибку: преодоление ошибки — путь к истине. 3. Безоценочная деятельность: оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией (принципы «педагогики успеха»). 4. Предоставление свободы в рамках принятых правил. 5. Элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. 6. Диалог – главный принцип взаимодействия. 7. Организация и перестройка реального пространства в зависимости от задачи каждого этапа. 8. Позиция ведущего мастера – это позиция консультанта. Каждая мастерская для руководителя — поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы. Технология инновационного педагогического опыта Технология педагогических мастерских предполагает своеобразный подход к ребёнку во время обучения – он получает свободное образование и воспитание на положительных примерах через систему малых групп посредством совместного творчества самого ребёнка и учителя – Мастера. Цель моего педагогического опыта: Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, предметных, личностных и коммуникативных универсальных учебных действий через применение на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности технологии педагогических мастерских. Задачи: - реализовать личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы в образовательной деятельности для освоения учебного материала путём совместного творчества учителя и учеников, -организовать образовательное развивающее пространство, которые позволят учащимся в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания, - сформировать умения обучающихся мыслить раскованно, творчески, - научить обучающихся публичной презентации результатов своей деятельности, - формировать коммуникативные УУД для успешной социализации обучающихся. Ведущая идея. Развитие личности ученика как индивидуальности является наиболее эффективными, с моей точки зрения, если происходят через процесс творчества. На уроках-мастерских происходит соотнесение и сравнение учащимися их образовательных продуктов с тем, что сделали одноклассники в паре и группе, а также с «общепринятыми достижениями человечества», зафиксированными в учебниках и других текстах. В результате такого соотнесения вырабатывается, конструируется собственное понимание фактов, процессов и явлений. На практике я убедилась, что мастерская как локальная технология охватывает часть содержания предмета. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средства для достижения цели, выбор темпа работы и многое другое. Мастерская начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями одноклассников по группе (по паре или индивидуально). На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой (парой или личностью), и только после этого точка зрения группы (пары или личности) объявляется классу. В этот момент знания ещё раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп. Технология педагогических мастерских проводится в несколько определенных этапов5: 1. «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. 2. «Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. 3. «Социоконструкция» — построение этих элементов группой. 4. «Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены. 5. «Афиширование» — ознакомление с «произведениями» и их обсуждение. 6. «Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником. 7. «Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, усовершенствование работы самого Мастера. На различных этапах мастерской мной выбраны определенные методы:
На всех этапах уроков русского языка и литературы в соответствии с подаваемым материалом мною используются различные методы, технологии и приёмы работы. Приёмы: создание ситуации успеха; положительный эмоциональный настрой; рефлексия; создание проблемной ситуации; занимательность; творческая работа; мнемотехника (ассоциативные зацепки); графические ассоциации; коллективная учебная деятельность; приём устного опроса. Педагогические технологии: традиционная объяснительно-иллюстративная; личностно-ориентированная (педагогическая мастерская, диалоговая технология, метод проектов, технология развития критического мышления через чтение и письмо); ИКТ; арт-технологии; технология коллективной мыслительной деятельности (творческие группы); Содержание первого этапа урока: психотренинговые упражнения, обязательно связанные с темой урока, цель которых - создать эмоциональный настрой на совместную учебную деятельность. Индуктором могут быть слово, предмет, образ, рисунок, воспоминание, текст. Важны подбор и подача индуктора. Так в качестве индуктора при изучении в 5 классе повести Сент-Экзюпери «Маленький принц» мной предлагается следующее задание: «Нарисуйте круг. Обозначьте центр. Представьте, что центр – это вы, а вокруг находятся очень важные вещи. Они отделены от внешнего мира чертой. Впишите в круг предметы, ценности, составляющие ваш собственный мир. Что бы вы хотели рассказать о себе окружающим вас людям?» Данное задание актуализирует личный опыт учащихся. При изучении пьесы М.Горького «На дне» в 11 классе индуктором служит задание: «Придумайте и инсценируйте спор, который может возникнуть среди современных читателей пьесы «На дне». Работа с материалом является вторым этапом урока. Вначале происходит исследование проблемы учащимися индивидуально или в группах (соответственно самоконструкции и социоконструкции), создаётся основа для дальнейшего усвоения знаний. А это уже требует не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи. Приведу несколько примеров самоконструкций и социоконструкций из мастерских, проводимых мною. Это может быть путешествие в страну Маленького Принца, в ходе которого предлагается ответить на вопросы: Что он любит? Что представляет его планета? Какие правила он соблюдает? Необычны самоконструкция и социоконструкция на уроке – мастерской при изучении стихотворных произведений по теме «Русские поэты 19 века о родной природе» (8 класс). После ознакомления со стихотворениями ученикам можно предложить создать в группах пластическую или живописную картину, где идёт прочтение выбранного лирического произведения. Самоконструкция плавно перетекает в социоконструкцию. Третьим этапом урока является разрыв. Этот этап в построении мастерской очень важен, так как именно в этот период обучающиеся должны получить новые знания, вступающие в конфликт с прежними. Задача учителя – создание проблемного поля. «Разрывом» в мастерской «Сказка «Спящая царевна В.А. Жуковского» является конструирование таблицы со словами (+) и (-) по тексту с событий со знаками «плюс» и «минус». На данном этапе происходит столкновение старых знаний с новыми. После знакомства и переработки новых знаний ребята переходят к творческой работе. Четвёртый этап – творческая работа. Творческую работу можно продумать и индивидуально, и в парах, и в группах. Создание текста происходит следующим образом: используя все выбранные слова (полученные в результате всех этапов отбора), каждый составляет текст; сочетание проводится с выбором и использованием ключевого слова – доминанты. Составленные тексты предлагаются участникам и прочитываются вслух. Обычно это делаю я сама. Идёт процесс самооценки, рождается радость встречи со словом, вымыслом другого. Всё это постепенно перерастает в желание понять, как он работали, чтобы затем выработать собственную манеру в диалектическом единстве чтение – письмо. Эти «маленькие» сочинения, которые создаются в течение 15-20 минут, формируют не только навык письма, они заставляют работать воображение, дают эмоциональный всплеск, и каждый, выбирая свои собственные слова и чувства, создаёт уникальное произведение. Потом, когда надо будет написать «большое» сочинение, они, как мозаика, каждое найдёт своё место в итоговой работе. К творческой работе необходимо «подводить» учащегося в течение всего урока. Урок по повести «Маленький принц»: «Как вы думаете, почему сказка так печальна? О чем печалится Экзюпери? Какой вы представляете себе планету Добра и Любви? Попробуйте создать её в рисунке, в плакате, в музыке или расскажите о ней в стихотворении, в сочинении–миниатюре, в письме к Маленькому Принцу или автору». 5 этап - рефлексия. Работа в мастерской обычно заканчивается рефлексией, которая может быть и дискуссией, и пожеланием, и отражением того, о чём мыслю и сама, и другие. На этапе рефлексии участники мастерской рассказывают о своих чувствах, которые возникли у них в процессе работы. Они учатся осознавать свои чувства и их высказывать. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции. Подводя итоги урока, учащиеся размышляют над предложенными вопросами (Что было важно в сегодняшней встрече? Какие этапы мастерской особенно понравились, запомнились? и др.), составляют синквейны. Примером творческих мастерских могут быть уроки русского языка при изучении раздела «Культура речи». Учащимся даётся текст для комплексного анализа. Школьники работают с текстом: выделяют ключевые слова, понятия, определяют стиль и тип речи, тему, основную мысль, анализируют лексические, фонетические, морфологические и синтаксические средства, используемые автором. При анализе текста определённой тематики в группах можно использовать следующие приемы: запись слов-ассоциаций по данной теме; распространение текста определениями или другими словами так, чтобы получились словосочетания; запись определений понятий, создание небольшого текста с выражением своего отношения к содержанию, выделение основной мысли и составление вопросов к уже готовым текстам такой же тематики, выделение микротем, запись плана текста, создание рисунков, их характеристика, и как итог урока, сочинение, возможно, в форме письма. Мастерская всегда заканчивается рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений. Результативность Применение технологии педагогических мастерских в работе на уроках русского языка и литературы способствует увеличению показателя успеваемости, повышает степень уверенности в себе учеников, стимулирует желание самосовершенствоваться. 1)Уровень обученности 9-х классов 2013-2014 уч.г. и 2011-2012 уч.г. 2)Уровень обученности (успеваемость и качество знаний в процентном соотношении у учащихся с 5 класса (2010г.) по 9 класс (2014г.) В данном классе на уроках русского языка и литературы я применяла технологию педагогических мастерских. Сравнительная диаграмма уровня обученности учащихся с 5 по 9 класс показывает рост качества образования. 3) 2 декабря 2015 года учащиеся 11а класса успешно справились с написанием итогового сочинения. Анализ сочинений учащихся показал: - характер примеров свидетельствует о широком круге прочитанных учащимися произведений, в качестве аргументов выпускники часто обращаются не к программным произведениям (А.И. Куприн «Суламифь», А.П. Чехов «Душечка», А.П. Платонов «Возвращение», Э.М. Ремарк «Триумфальная арка», М. Митчелл «Унесенные ветром», Д. Остин «Гордость и предубеждение», Э. Сафарли «Мне тебя обещали», В. Быков «Сотников»); - наблюдается обоснованность привлекаемых текстов; - учащиеся стремятся избегать пересказов, что свидетельствует о сформированности аналитических умений; - рассуждения у учащихся построены логично: соотнесены в той или иной степени вступление, главная часть, заключение. 4) Уровень коммуникативной компетенции школьников (данные 5 класса (2010г.), 8 класса (2013г.) и 10 класса (2015г.) по проведенной диагностике «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского, В.А. Федорошина (КОС). Мы видим, что уроки-мастерские способствуют развитию коммуникативных УУД. Сравнительная характеристика результатов диагностики КОС показывает, что значительно снизился процент учащихся, КОС у которых находятся на низком и ниже среднего уровне, и значительно вырос процент учащихся с высоким и очень высоким уровнем КОС. 4) Сравнивались уровни самооценки у школьников 5 класса (2010г.) и 10 класса (2015г.) по методике Дембо-Рубинштейна «Определения уровня самооценки», модифицированной А.М.Прихожан. На уроках-мастерских большая роль отводится самооценке учащихся. Мы видим, что адекватный уровень самооценки значительно вырос. Если в 2010 году адекватный уровень самооценки был присущ 50% учащихся, то в 2015 году – 80%. 5) Развитие уровня самостоятельности можно наблюдать и в стремлении школьников принимать участие в НОУ, предметных олимпиадах школьного и муниципального уровня, городских и районных конкурсах.
Участие в городских и районных конкурсах
6) Учащиеся творчески относятся к своей деятельности, и их работы публикуются в различных изданиях: в газете «Нижегородская правда» в 2014 году опубликованы 2 статьи поисковой группы «Следопыты», в сборнике «Легенды педагогического Ленинского» - очерки и стихи учащихся; в сборнике «Очерки истории лидерства нижегородцев» - очерки поисковых групп «Доктор архитектуры» и «Я буду с вами…» Таким образом, технология педагогических мастерских стимулирует учебную деятельность, вдохновляет на освоение учебного материала путём совместного творчества учителя и учеников. Адресная направленность Накопленный опыт может быть использован учителями русского языка и литературы, преподающими по любой программе. Технология педагогических мастерских может применяться на обобщающих уроках и уроках развития речи. Свой опыт работы я представила на школьных педагогических советах и методических объединениях. Мои методические разработки и работы моих учеников размешены на личном сайте: http://nsportal.ru/lebedeva-anna-mihaylovna и на сайте школы http://school138-nn.ru. Моя методическая система доступна и открыта для изучения и внедрения педагогами в свою деятельность. Трудоемкость Чтобы овладеть данной техникой педагогической деятельности, на мой взгляд, учителю - мастеру нужны широкие знания, учитель предварительно работает с большим объёмом информации, чтобы в мастерской остаться в тени. Учитель должен чувствовать себя не «над», а рядом с обучающимися. При подготовке мастерской необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» — информации, которая будет предложена учащимся в тот момент, когда в ней возникает необходимость. Литература Джуринский А.Н. Новые технологии в системе образования Франции//Советская педагогика. N4, 1991. с.132-136. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. Методическое пособие.- СПб.: «Паритет», 2004. Занков Л.В. Избранные педагогические труды М., 1990. Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская. -http://www.lelien.org/CHTO-TAKOE-PEDAGOGICHESKAYA?lang=fr Н.В. Пантелеева «Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах» - http://infourok.ru Педагогические мастерские; интеграция отечественного и зарубежного опыта.- СПб,2005 г. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2014 Селевко П.К. Современные преподавательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. Селевко Т. К. Альтернативные технологии.- Москва, 2006 г. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина //Педагогика. N2, 1993. стр.66-70. Фиалковская В.П. Технология педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы как совместный процесс творчества учителя и ученика. - http://nsportal.ru/fialkovskaya-veronika-petrovna «Энциклопедия 1912 года, том 10, стр. 292-293: 1 Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2014 2 Н.В. Пантелеева «Проблемно-диалогическое обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах» http://infourok.ru 3 И.А. Мухина. Что такое педагогическая мастерская. http://www.lelien.org/CHTO-TAKOE-PEDAGOGICHESKAYA?lang=fr 4 . Джуринский А.Н. Новые технологии в системе образования Франции//Советская педагогика. N4, 1991. с.132-136. 5 Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина //Педагогика. N2, 1993. стр.66-70. |