Главная страница

триз Документ Microsoft Office Word (2). Технология триз


Скачать 221.49 Kb.
НазваниеТехнология триз
Дата22.04.2023
Размер221.49 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатриз Документ Microsoft Office Word (2).docx
ТипДокументы
#1080645
страница4 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9


И.: Что это такое?

В.: Что тебе это напоминает, на что это похоже?

И.: Если бы тут был один прямоугольник, то было бы по​хоже на экран телевизора, а так не знаю.

В.: Здесь пять экранов, и такой рисунок называется «пяти​экранка».

43
И.: Еще это похоже на лифт, но на лифте можно ездить толь​ко вверх и вниз, а здесь — еще в стороны.

В.: Действительно, этот лифт может ездить во всех направ​лениях: если поехать вниз — узнаешь части, из которых состо​ишь; поедешь вверх -- узнаешь места, где можешь быть; по​едешь назад — узнаешь прошлое, вперед — будущее.

Воспитатель предлагает прокатить Игрушку по всем экранам.

2. Игра «Вверх — вниз — вперед — назад».

Дети стоят в кругу. По команде «Вверх!» дети поднимают руки вверх, по команде «Вниз!» опускают вниз, по команде «Впе​ред!» делают шаг вперед, по команде «Назад!» — шаг назад.

Команды подаются в произвольном темпе и последователь​ности, игра может проходить с выбыванием.

3. Путешествие по «пятиэкранке».

Воспитатель предлагает покатать на «пятиэкранке» самые любимые предметы: игрушки, мороженое эскимо и книгу сказок.

4. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 26 Обобщающее занятие по «системному оператору»

Цели: закрепить умение системного анализа объекта; закре​пить умение пользоваться моделью «пятиэкранка»; формировать диалектическое мышление.

Оборудование: «пятиэкранка», мешок, различные предметы.

1. Анализ противоречий.

Приходит Игрушка с мешком.

И.: Мне так в прошлый раз понравилось на «пятиэкранке» кататься, что я сегодня целый мешок игрушек принесла: они тоже хотят покататься!

В.: Но ведь их так много, это будет очень долго! Что делать?

И.: А давайте будем катать те игрушки, которые облада​ют и хорошими и плохими свойствами. Если игрушка только хорошая или только плохая, ее катать не будем.

44

В.: Договорились. Итак, ребята, этот предмет хороший или плохой? Докажите, почему так думаете.

Предметы: бутылка, конфета, расческа, часы, мыло, качели, лампочка и др.

В результате обсуждения оказывается, что у всех предме​тов есть что-то хорошее и что-то плохое в зависимости от кон​кретной ситуации.

2. Игра «Хорошо — плохо».

Если воспитатель говорит «Хорошо!», дети должны хло​пать, если «Плохо!» — топать, «И хорошо и плохо!» — и хло​пать и топать.

Команды произносятся в произвольных темпе и последова​тельности.

3. Работа с «системным оператором».

И.: Как же нам быть? У всех предметов есть и хорошее и плохое, значит, всех нужно покатать...

В.: Мы всех и покатаем, только не по всем экранам. Кто-то поедет вниз, кто-то вверх, кто-то в прошлое, а кто-то в будущее...

И.: Хорошая идея, так и сделаем!

Воспитатель поочередно помещает на центральный экран предметы и по согласованию с детьми «катает» их.

4. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 27 Анализ сказки по «системному оператору»

Цели: формировать умение системного анализа сказки; разви​вать умение анализировать, обобщать, прогнозировать; обучать ис​пользованию приема «наоборот»; развивать воображение, эмпатию.;

Оборудование: сказка «Колобок», рисунок или игрушка Ко-1 лобок, «пятиэкранка».

1. Упражнение «Какую сказку загадали?».

Приходит Игрушка с книгой «Колобок», которую пряче за спиной.

И.: Здравствуйте, ребята! Вы сказки любите?

И.: Какие сказки вы знаете?

И.: Попробуйте отгадать мою любимую сказку.

45
Игрушка загадала сказку «Колобок». Желательно, чтобы дети отгадывали сказку при помощи различных вопросов по сюжету сказки, а не просто старались угадать название.

2. Анализ сказки по «системному оператору».

И.: Кому еще нравится эта сказка?

И.: Знаете, почему эта сказка моя самая любимая? Обычно все сказки хорошо заканчиваются, а эта грустно. И мне так жалко Колобка, он был такой веселый, такой хороший, а Лиса его взяла и проглотила! Мне такой конец совсем не нравится, и я люблю придумывать другой конец к этой сказке, чтобы Ко​лобок мог спастись...

В.: А ты можешь ребят научить так придумывать?

И.: Конечно!

В.: Но вначале давайте вспомним приключения Колобка. (Достает и показывает рисунок Колобка.)

И.: Поможет нам все вспомнить «пятиэкранка».

(Воспитатель помещает Колобка в центральную клетку.)

И.: Вот наш Колобок лежит на окошке, остывает.

(Воспитатель может дорисовать ставни к прямоугольнику.)

И.: Потом Колобок едет на лифте вниз. Из каких продук​тов его бабушка испекла?

И.: Теперь Колобок едет вверх. Где он был в начале сказки?

И.: Прошлое Колобка? Чем он был раньше, откуда он появился?

И.: А что произошло потом?

Желательно, чтобы ответы детей были приближены к тек​сту сказки, а Игрушка «дополняла» ответы детей фрагмента​ми сказки типа: «по сусекам поскребла» и т. д.

И.: Давайте пока не будем говорить о том, что Лиса съела Колобка, а поиграем, как будто Колобок и от нее тоже убежал.

3. Подвижная игра «Лиса и Колобок».

Правила игры (аналогично игре «Кошки-мышки»): дети об​разуют круг, выбираются Лиса и Колобок. Лиса догоняет Ко​лобка, он от нее убегает. Дети в кругу перед Лисой опускают руки, а Колобка пропускают.

4. Фантазирование.

И.: В игре Колобок смог убежать от Лисы и она его не съела. А почему в сказке Лиса захотела съесть Колобка, какой он был?

46

(Воспитатель может помочь детям, называя слова: вкус​ный, румяный, гладкий, аппетитный, с вкусным запахом, и т. д.)

И.: В сказке Лиса съедает Колобка, потому что он такой вкусный, румяный, аппетитный. Мы с вами хотим, чтобы было наоборот, чтобы Лиса его не съела. Может быть, и свойства Колобка тоже надо изменить на противоположные: если он ста​нет невкусным, нерумяным, будет не таким аппетитным — Лисе его есть не захочется, не правда ли?

В.: Все правильно ты говоришь, Игрушка! А как Колобок может стать невкусным?

Возможные варианты: посыпать на себя соль, обваляться в песке, залезть в лужу, прокатиться через муравейник и т. д.

И.: Мог ли Колобок сделать так, чтобы от него исходил неприятный запах?

Аналогично рассматриваются и некоторые другие свойства.

И.: Вот если бы Колобок в сказке сделал так, как мы с вами придумали, съела бы его Лиса или нет?

И.: А такая новая сказка про Колобка вам нравится?

И.: Мне тоже. Давайте в следующий раз попробуем приду​мать другие приключения Колобка, хорошо? А пока до свида​ния и спасибо, что помогли спасти Колобка!

ЗАНЯТИЕ 28

Использование ресурсов для сочинения сказки

Цели: обучать приемам сочинения загадок; развивать уме​ние сравнивать и обобщать; развивать навыки фантазирова​ния; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций.

Оборудование: рисунки Колобка и Ежика.

1. Сочинение загадок.

Приходит Игрушка и приносит рисунок Колобка.

И.: Отгадайте загадку, и вы узнаете, с кем дружит Колобок.

Этот зверь вам всем знаком, ест мышей, пьет молоко. Но на кошку не похож, этот зверь — колючий... (Игрушка показывает рисунок ежика.)

47
И.: Правильно. Что вы узнали про ежика из загадки?

Давайте попробуем сами сочинить загадку. Ежик — какой?

(Дети называют признаки: колючий, круглый, маленький, серый...)

Что еще, кроме ежика, бывает колючим (круглым, малень​ким, серым...)?

Получается загадка: «Колючий, а не елка; круглый, а не колобок; маленький, а не муравей; серый, а не волк».

Поздравляю, эту загадку мы с вами придумали сами, ее никто раньше не знал.

2. Игра «Колючий — не колючий».

По команде «Колючий!» (или «Ежик!») дети («колючки») расставляют пальцы в стороны, по команде «Не колючий!» (или «Гладкий!», или «Колобок!») пальцы сжимают в кулак.

Темп и последовательность команд произвольные.

3. Сочинение сказки.

Последовательность вопросов:

Почему Колобок дружит с Ежиком?

Чем они похожи и чем различаются?

Однажды Ежик говорит Колобку: «Вот если бы и ты был колю​чим, тебе тоже в лесу некого бояться было бы». А как Колобок может стать колючим?

Покатался Колобок под елками, иголки прилипли — и стал как Ежик и вместе покатились. А навстречу семейка зайчат: все хотят с Колобком поздороваться. Он иголки быстро стряхнул — и прыг на руки! А Ежика все боятся трогать — уколоться можно. А как все же можно его погладить?

Поиграли с зайчатами, покатились дальше. У них еще много приключений будет. А вот про деда с бабой мы чуть не забыли. Они же были голодные, испекли Колобка, а он убежал. Совсем им больше кушать нечего... Или в лесу что-то можно найти?

4. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 29

Другая точка зрения

Цели: систематизировать представления детей о жанре сказки; познакомить с приемом описания объектов с другой точки зрения; развивать эмпатию.

Оборудование: «волшебная палочка».

48

1. Беседа «Сказка и не сказка».

Приходит Игрушка.

И.: Я тоже сказки умею сочинять. Послушайте. Снесла курочка яичко, и баба сделала омлет.

В.: Какая же это сказка, это не сказка!

И.: Ладно, вот другая. Жила-была девочка, однажды ба​бушка у нее заболела, отнесла ей девочка пирожки — вот она и выздоровела!

В.: И это не сказка!

И.: Почему не сказка?

В.: Сейчас тебе ребята объяснят, чем сказка отличается от не сказки. Что бывает в сказке и что бывает «по правде».

2. Игра «Замри — отомри».

В.: А еще в сказках бывает волшебная палочка (показыва​ет). И сейчас мы поиграем в игру: до кого палочкой дотро​нусь, тот заколдован. Расколдовать его могу только я или тот, кто еще сам не заколдован, может дотронуться, хорошо?

3. Прием «Другая точка зрения».

И.: А еще в сказках предметы могут разговаривать. Да​вайте волшебной палочкой оживим предметы в группе и по​слушаем, о чем они говорят.

Воспитатель дотрагивается до различных предметов, а дети от их лица рассказывают: что эти предметы любят, чего хо​тят, чего боятся, с кем дружат и т. д.

Примеры объектов: цветок, доска, стульчики, сандалики, игрушки и др.

4. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 30

Обобщающее занятие за год

Проводится по индивидуальным планам воспитателей.

Желательно включить упражнения и задания, охватываю​щие основные изученные темы (противоречия, «системный лифт», ММЧ, «пятиэкранка», другая точка зрения, ресурсы). Занятие можно провести вместе с Игрушкой в виде празд​ника.

49
Занятия по ТРИЗ с детьми шестого года

(второй год обучения)



а

50

I

I?

« а

6 ^

<ц О

а

"*^ и а n

«0

«а

^





















































































+

1


















































































+


















































































+


















































































+







1









































































+










1






































































+


















































































+


















































































+



















Ё.





























































+






















2


























































+


















































































+


















































































+































3

















































+


































в














































+


















































































+


















































































+











































0,





































+














































к;


































+


















































































+


















































































+























































о.

























+


























































I






















+


















































































+


















































































+



































































о.













+






































































X










+


















































































+












































































л ю




+















































































6

+


















































































5

1. Повторение пройденного

2. Прием фантазирования «Дробление — объеди​нение»

3. Метод фокальных объектов

14. Прием фантазирования «Увеличение — уменьшение

5. Свойства и признаки объекта

=:

а

^ е

7. Развитие ассоциативности (продолжение)

8. Прием фантазирования «Оживление»

9. Волшебник Времени

10. Волшебник Времени (продолжение)

1 1. Морфологический анализ

12. Прием фантазирования «Наоборот»

13. Сочинение сказок по приему «Бином фантазии»

14. Обобщающее занятие по приемам фантазиро​вания

15. Рассказ по картинке: апалнтико-симтстичес-кие виды работы

| о

X

2 н

0

1 а IX

с*. 3

1

1

к-га

0

1

ю

19. Прогнозирование: объект «больница»

20. Прогнозирование: объект «самолет»

21. Фантазирование: объект «магазин»

и

1 %

ь-5

0 1

Ё



о.

24. Обобщающее занятие по придумыванию но​вых объектов

Ё Я

Е



г

2 и

О

С

р

0

Я

1 1

ч

27. Сочинение сказок про животных

28. Классификация растительного мира 29. Обобщающее занятие за год
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта