триз Документ Microsoft Office Word (2). Технология триз
Скачать 221.49 Kb.
|
ЗАНЯТИЕ 1 А* Повторение пройденного Цели: развивать навыки внимания, наблюдательности; повторить основные темы первого года обучения; развивать воображение. Оборудование: карточки с рисунками, «пятиэкранка». 1. Игра «Что изменилось?». Приходит Игрушка, спрашивает у детей, как они провели лето, чем занимались, рассказывает о себе. Предлагает вспомнить, что было на занятиях в прошлом году, а затем предлагает поиграть в игру «Что изменилось?». Правила игры: на столе выставляются в ряд 5-7 карточек, нужно запомнить их последовательность. Потом дети отворачиваются или закрывают глаза, а воспитатель вносит различные изменения: переставляет местами, убирает или добавляет новые. Дети должны назвать, что изменилось. Игра проводится 2-3 раза, в конце игры остается 4-5 карточек. 2. Упражнение на противоречие. В объектах, изображенных на картинках, нужно выделить противоречия: назвать, что в них хорошего и что плохого (для кого большие — для кого маленькие; для кого тяжелые — для кого легкие и др.). 3. Работа по «пятиэкранке». Для тех же объектов нужно назвать надсистему (где встречаются?) и подсистему (из каких частей состоят, из какого материала сделаны?). Затем рекомендуется вспомнить, какие бывают «маленькие человечки». 4. Игра «Твердое, жидкое, газообразное». По команде «Твердое!» нужно всем взяться за руки; по команде «Жидкое!» — руки на пояс и стоять или ходить по группе; по команде «Газообразное!» — нужно бегать. Воспитатель может называть конкретные названия каких-то однородных объектов (дерево, молоко, дым и др.), дети должны соответственно реагировать. В конце можно показать «спектакль» с участием всех человечков. Например, мячик плавает в воде или открытый флакон одеколона. "Основное занятие идет под буквой А, познавательное — под буквой Б. 5. Работа по «пятиэкранке» (продолжение). Назвать прошлое и будущее объектов на карточках. 6. Практическая работа. В.: В прошлом году на занятиях с Игрушкой вы научились находить, что хорошего и что плохого есть в разных предметах и ситуациях, учились ездить по «пятиэкранке», познакомились с «маленькими человечками» и пробовали говорить от лица разных предметов, угадывая их мысли и чувства... В этом году на занятиях вы будете сочинять много разных сказок, будете придумывать разные интересные предметы... Вы станете маленькими волшебниками... А ведь еще бывают и настоящие волшебники, которые живут в сказках и делают разные чудеса. Попробуйте представить себе, как выглядит волшебник, и нарисуйте его. Желательно сразу же обратить внимание детей на то, что рисунки должны быть оригинальными, непохожими на другие. В конце занятия демонстрируются работы всех детей и в каждой воспитатель отмечает что-то положительное, интересное, своеобразное. Упражнение 1 Б «Что я вижу?» Нужно назвать все, что видишь вокруг: вначале среди большой группы объектов (Что я вижу на прогулке? Что я виэюу в музыкальном зале? За окном? и т. д.), затем по отдельным крупным и мелким объектам (Что я вио/су на стене? Что я виэ/су на чашке? и т. д.). Воспитатель отмечает необычные, оригинальные ответы. ЗАНЯТИЕ 2 А Прием фантазирования «Дробление — объединение» Цели: развивать аналитико-синтетические умения; познакомить с приемом фантазирования «дробление — объединение»; развивать воображение. Оборудование: рисунки мифологических существ. 1. Беседа о Волшебнике «Дели-Соедини». И.: Шел по городу волшебник... Его никто не видел, но все видели, что он делал: стоял велосипед — он его разобрал по 53 деталям; росло дерево — он с него сбросил все листья, а потом и ветки; приготовили пирог --он его разделил на кусочки... А в другой раз шел и делал все наоборот: кирпичи лежали — он построил дом; бревна плыли — сделал плот; цветы росли -составил букет... В.: Как вы думаете, как могут звать такого волшебника? В.: Да, действительно он умеет все разделять и соединять, поэтому его так и зовут Дели-Соедини. Сегодня на занятии мы попробуем выполнить его задания... 2. Упражнение на дробление и объединение объектов. Воспитатель показывает один какой-либо объект и спрашивает у детей: «Сколько?» В.: Вы говорите, что один, а Дели-Соедини утверждает, что много! Расческа одна, но в ней много зубчиков; книга одна, но в ней много страниц... Назовите еще предметы, которые могут быть «один, но много». В.: А еще этот волшебник — великий изобретатель. Он придумывает разные предметы, которых раньше не было. Взял и соединил стиральную машину и утюг, что получилось? Нравится ли вам это изобретение? Воспитатель называет несколько «проектов» (чашка и блюдце, веник и тряпка, карандаш и линейка, стол и лампа и др.) и предлагает обсудить, для чего нужен такой предмет, что в нем хорошего, что плохого. 3. Игра «Раздели-соедини». Воспитатель называет различные части тела и команды «Дели!» или «Соедини!». Например: «Руки — соедини!», «Ноги -раздели!», «Головы — соедини!», «Пальцы — раздели!» и др. Дети указанные части должны соединить (сблизить, объединить, иногда с кем-то в паре) или разъединить (показать изолированно, отдельно). 4. Фантазирование. В.: Дели-Соедини — это Волшебник, поэтому он очень любит сказки... Вначале он сказки делит... Попробуйте узнать, какую сказку он разделил, если известны ее «части»: дед, бабка, курочка, яйцо, мышка... Аналогично разделяются еще несколько сказок. 54 В.: Эту сказку он начал делить, но не успел до конца. В ней есть собака, кошка, мышка... Кто еще? (Дети называют остальных персонажей сказки «Репка»; аналогично рассматривается еще несколько сказок.) В.: Потом волшебнику уже расхотелось делить и он начал соединять... И вот с какими сказочными героями он нам предлагает придумать сказку: Змей-Горыныч, Буратино, Русалка, гномики, Винни-Пух... Вначале сообща выбирается главный герой, его друзья и враги, место действия, «проблема» (что случилось с главным героем), а затем коллективно придумывается сказка. Желательно, чтобы воспитатель выполнял организующую и направляющую функцию, помогал выбрать наиболее лучший вариант из числа предложенных детьми, а не давал свой, уже готовый. Рекомендуется воспитателю делать по ходу соответствующие записи, чтобы в конце можно было прочитать детям готовую сказку (окончательный вариант). 5. Практическая работа. В.: А еще Дели-Соедини — художник. Это именно он придумал и нарисовал русалку, дракона, кентавра... (Воспитатель показывает соответствующие изображения и обсуждает с детьми, как они «сделаны», из каких состоят частей.) В.: Попробуйте и вы нарисовать необычных животных, соединив части различных других животных... 6. Подведение итогов. Упражнение 2 Б «Если бы...» Предлагается придумать объект с необычными свойствами или функциями: «Если бы деревья стали усатыми...», «Если бы лужи могли петь...», «Если бы дома могли летать...», «Если бы люди перестали спать...» и др. и описать последствия такого допущения. ЗАНЯТИЕ 3 А Метод фокальных объектов (МФО) Цели: познакомить с игрой «Да-нетка»; систематизировать представления о свойствах объектов; развивать умение пере- носить свойства с одного объекта на другой; развивать фантазию. Оборудование: различные игрушки. 1. Игра «Да-нетка». На столе в линию выложено семь предметов (или картинок), нужно отгадать, какой именно задумал воспитатель. (На вопросы можно отвечать только «да» или «нет».) Вначале с воспитателем играет Игрушка, чтобы показать детям правила игры. Предметы: щетка, арбуз, иголка, краски, ботинок, гвоздь, флажок. В.: Я загадала какой-то предмет. Отгадай его, только вопросы должны быть такие, чтобы на них можно было ответить «да» или «нет». Игра называется «Да-нетка». И.: Это краски? В.: Нет. И.: Это справа или слева от красок? В.: Я не могу ответить на такой вопрос. Спроси иначе. И.: Это справа от красок? В.: Нет. И.: Значит, это слева. Это арбуз? В.: Нет. И.: Это справа от арбуза? В.: Да. И.: Значит, это иголка! В.: Да. Ты смогла отгадать после пяти вопросов. Может быть, ребята смогут быстрее? И.: Сейчас посмотрим! Игра проводится 2-3 раза. Ее можно усложнить, можно предложить плоскостную «Да-нетку»: расположить на столе в произвольном порядке 9-10 предметов, с четким разграничением: вверху, внизу, справа, слева. Нужно отгадать задуманный объект. 2. Упражнение «Назови признаки». Воспитатель оставляет на столе 3-4 предмета из далеких друг от друга тематических групп. Например, гвоздь, ботинок, арбуз... Нужно назвать как можно больше признаков этих предметов. Можно организовать соревнование: к какому из предметов получится подобрать больше всего признаков (подсчитывать по ходу, можно при помощи фишек). 56 3. Физкультминутка «Мальчики — девочки». На слово «Мальчики!» руки нужно поставить на пояс, на слово «Девочки!» — взяться за «юбочку». Кроме слов «мальчики» и «девочки», в игре используются различные имена (в том числе и сказочных героев). При проведении физкультминутки желательно использовать «ловушки» (имена Саша, Женя; слова жадина, зазнайка, сопя) и отслеживать реакцию детей на них. 4. Использование приема МФО. В.: Мальчики очень любят играть с машинками, а девочки — с куклами. А давайте попробуем придумать такие машинки и куклы, которых еще никто никогда не видел, которых нигде никогда не было. Вначале будем придумывать куклы (потому что мальчики девочкам всегда уступают, не так ли?), а потом машинки. Воспитатель называет некоторые признаки из п. 2 и поочередно присоединяет их к объекту, предлагая детям принять участие в обсуждении: Как такое может быть? Для чего это может быть полезным? и др. Желательно присоединять только нетипичные, нехарактерные для данного объекта признаки, которые позволяют получить интересные идеи. Например: сладкая кукла, острая кукла, кукла с косточками; машинка со шнурками, круглая машинка, машинка с «ушком» и др. В конце работы желательно проговорить последовательность придумывания новой игрушки. 5. Практическая работа. Рисование самой интересной куклы, самой интересной машинки (по выбору ребенка). 6. Подведение итогов. Можно проговорить процесс усовершенствования игрушки: выбирается игрушка для преобразования, называется несколько объектов, а их отличительные признаки «примеряются» к исходной игрушке. Упражнение 3 Б «Необычное в обычном» Воспитатель обращает внимание детей на любую обычную ситуацию (с деревьев падают листья, на завтрак принесли кашу, 57 проехала машина, пробежала собака и др.) и предлагает придумать необычное (волшебное, фантастическое) объяснение данной ситуации. Например: с деревьев падают листья, потому что они уходят на работу; от этой каши станешь великаном; эта машина может ездить без шофера, она сама думает, куда поехать, и др.) ЗАНЯТИЕ 4 А Прием фантазирования «Увеличение — уменьшение» Цепи: познакомить с приемом фантазирования «увеличение -- уменьшение»; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций; воспитывать умение сопереживать; формировать коммуникативные навыки. Оборудование: мяч. 1. Знакомство с волшебником. В.: Сегодня к нам пришел еще один волшебник, он тоже невидимка, но он очень много чего умеет делать. Он умеет все превращать в большое или маленькое. Это он сделал так, чтобы появились гномики и Дюймовочка, чтобы были лилипуты и великаны. Его зовут Великан Крошка, потому что он сам тоже может быть громадным великаном ростом с... (Воспитатель предлагает детям предположить, какого роста может быть великан, и на все их предположения отвечает: «Нет, еще больше!», пока не назовут «до космоса».) Еще он может уменьшаться и становиться таким крошечным, как... Аналогично воспитатель предлагает назвать детям различные степени уменьшения (можно в форме игры с мячом), контрольный ответ — «маленькие человечки» (молекулы). 2. Решение проблемных ситуаций. И.: Я тоже хочу изменять свой рост, как этот великан! В.: Для чего тебе это нужно? И.: Так интереснее, много можно сделать и успеть. В.: Ребята, а вы бы хотели уметь изменять свой рост, как Великан Крошка? Когда бы хотели быть большого роста, когда маленького? В.: А представьте, что Волшебник взял и выполнил ваши желания, — и вы все превратились в великанов, а вот это (воспитатель показывает на столики) -- крыши ваших домов. А как теперь вам попасть домой, где вы будете жить? В.: Хорошо ли быть великаном, почему? В.: Тогда Великан Крошка превращает вас в маленьких, крошечных человечков, меньше муравья. Вот вечером за вами в садик придет ваша мама, но ведь вас даже не увидит и не услышит, чтобы забрать домой. Что вы будете делать? В.: Нравится ли быть крошками? И.: А на самом деле вы и так и большие и маленькие, и великаны и крошки. Большие вы для кого? А маленькие по сравнению с чем? 3. Физкультминутка «Великаны -- Крошки». По команде «Великаны!» дети идут на носочках с поднятыми руками, по команде «Крошки!» — передвигаются на корточках, руки на коленях. Воспитатель дополнительно использует слова, показывающие сравнение (типа «для слона», «для мухи» и др.), и названия сказочных героев (мальчик-с-пальчик, Бармалей и др.). 4. Обсуждение сказки-задачи. Жил-был мальчик. Было ему 5 лет. Звали его Кузя. Он был веселый, любил бегать, прыгать, рисовать, играть в разные игры, но был у него недостаток: он все время всех дразнил. Одному мальчику он говорил, что у него короткий нос, другому -- что у него большие уши, девочке -- что у нее толстые Щеки... И поэтому с Кузей никто не хотел водиться. И вот однажды вечером, когда мальчик ложился спать, он разозлился, что с ним никто не дружит, и решил, что назавтра он будет не просто дразнить ребят, но и нарисует их портреты с короткими носами, длинными зубами, толстыми щеками, большущими ушами... И довольный сам собой, уснул... Но его мысли подслушал Великан Крошка и превратил его в мальчика, которого никто никогда не видел: уши у него стали даже больше, чем у слона, они были до самой земли и еще немножко больше... Когда Кузя проснулся, он вначале даже не понял, что с ним -лучилось, что это за такие громадные подушки рядом с ним тежат, но когда подошел к зеркалу, то увидел, что это у него стали такие уши... Кузя горько заплакал, но слезами горю не поможешь: уши меньше не становились. И надо умываться, завтракать, идти в детский сад... Обсуждение: как «обращаться» с ушами в этих ситуациях: могут уши как-то помочь или только мешают, как их можно использовать? (Вместо полотенца — салфетки; как быть, если шапка на уши не надевается, а без шапки идти холодно; как идти по улице, если уши «подметают» землю и др.) * Наконец-то Кузя добрался в детский сад, его сразу же ок ружили ребята: ведь такого они никогда не видели... Кузя приго товился заплакать, думая, что ребята начнут его дразнить, но никто его не обзывал, всем было его очень жалко. Но тут пришла воспитательница и сказала: * Кузя, какие у тебя замечательные уши! Как тебе повезло! * А что хорошего в таких громадных ушах, одни неприят ности... - Ты ошибаешься. Ребята, давайте поможем Кузе приду мать, чем такие уши могут быть полезными, что в них может быть хорошего? Вопрос переадресовывается детям. В этот день в садике было интересно, как никогда. Кузины уши использовали как гамак и как горку; в бассейне на них плавала вся группа; когда играли в футбол, Кузя отбивал мячи ушами и они летели прямо в ворота; когда стало жарко, Кузя замахал ушами так, что ветром нескольких маленьких ребят подняло на дерево, но потом Кузя подставил уши и они благополучно спустились... Вечером Кузя лег спать без одеяла: зачем, ведь можно и ушами укрываться... - Хороший был день, и ребята были такие хорошие. Боль ше никогда никого не буду дразнить, — подумал Кузя, засыпая. Воспитатель предлагает детям придумать окончание сказки. 5. Практическая работа. Нарисовать портрет волшебника Великана Крошки (великан должен быть сразу и большим и маленьким). 6. Подведение итогов. Упражнение 4 Б «Маленькое в большом» Воспитатель обращает внимание детей на то, что очень многие «большие» объекты (машина, дом, экскаватор и др.) 60 содержат в себе «маленькие»: «Машина большая, а педали в ней маленькие» или «Дом большой, а кирпичи — маленькие» и т. д. и предлагает детям назвать другие подобные объекты. ЗАНЯТИЕ 5 А Свойства и признаки Цели: развивать пространственное воображение; систематизировать знания о признаках объектов; обучать навыкам классификации; развивать фантазию, умение переносить признаки с одного объекта на другой; развивать внимание. Оборудование: карточки с рисунками. 1. Игра «Прятки». Занятие начинается с сообщения воспитателя о том, что Игрушка где-то спряталась и ее нужно найти. Просто перебирать различные места будет долго и неинтересно, лучше задавать целенаправленные вопросы, ведущие к сужению круга поиска. Можно провести аналогию, нарисовав дерево с крупными ветками. В.: Представьте себе, что на этом дереве нам нужно найти какой-то один листочек. Можно, конечно, перебирать листочки по одному, пока не найдешь нужный. А можно и другим способом: узнавать по вопросам, где он находится. Этот листочек слева от ствола? Этот листочек выше большой ветки? Этот листочек справа от маленькой ветки? и т. д. (Вопросы воспитатель сопровождает соответствующими показами на рисунке.) После этого предлагается найти Игрушку по вопросам, предполагающим деление пространства на части. Желательно, чтобы она была спрятана в каком-либо шкафу. Тогда можно задать дополнительные вопросы: На какой полке и с какой стороны она находится? 2. Выделение признаков. Воспитатель на столе выставляет 6—7 карточек с рисунками из разных тематических групп. Затем указывает свойство, а дети должны называть признаки данных объектов. Например, даны карточки: крокодил, ромашка, нож, лодка, облако, мяч. Воспитатель называет свойство «цвет», дети по порядку указывают признаки: зеленый, белая с желтым, серый, ко- 61 ричневая, белый, разноцветный; воспитатель называет свойство «размер», дети — большой, маленькая, маленький, большая, большое, маленький; воспитатель называет свойство «вес», дети -тяжелый, легкая, легкий, тяжелая, легкое, легкий и т. д. Примеры свойств: форма, вещество, запах, «съедобность», гладкость, температура и др. При этом сразу же нужно показывать, что есть признаки, которые могут изменяться: мяч может быть и большой и маленький; лодка может быть и синяя, и зеленая, и красная; и деревянная, и резиновая и т. д. 3. Игра на переключение внимания «Цвет, вес, размер». По команде «Цвет!» дети поднимают руки над головой, соединив их как крышу (похоже на карандаш), по команде «Вес!» -руки в стороны, показывая чаши весов, по команде «Размер!» -кладут одну руку на другую («линейка»). Воспитатель называет в произвольном порядке различные свойства и признаки (например: цвет, красный, вес, размер, легкий, зеленый, маленький, цвет...), дети должны правильно на них реагировать. 4. Изменение признаков. Воспитатель предлагает детям разделить все карточки на две группы и объяснить свой вывод. - Несмотря на то что можно найти множество разнообразных признаков деления, главным отличием является то, что среди объектов есть предметы живой и неживой природы. После этого воспитатель оставляет на столе только «неживые» объекты. Затем по каждому объекту выбирается 1—2 признака, которые нужно изменить и представить последствия такого изменения. Например: Что было бы, если бы ножи стали очень-очень острыми или очень-очень большими, как дом? Что было бы, если бы мячи стали очень тяжелыми (или очень легкими) ? и т. д. При этом воспитатель подчеркивает, что изменились бы и функции данных объектов, они бы уже не смогли выполнять свою роль (очень тяжелый мяч для игры использовать нельзя, а что с ним теперь можно сделать?). 5. Практическая работа. Нарисовать привычный объект, изменив какие-нибудь признаки. 62 Для рисования всем детям можно предложить один и тот же объект, предварительно обсудив, какими «обычными» признаками обладает объект и какие необычные признаки у него могут быть. Например, арбуз круглый, полосатый, растет на земле. Можно нарисовать арбуз другой формы и цвета, растущим на дереве или передвигающимся самостоятельно и т. п. Упражнение 5 Б «Аналогия» Воспитатель предлагает детям придумывать различные аналогии: прямые (На что похоже это облако? Этот листок, как... ?), по признакам (Цыпленок желтый, как...? Шарик легкий, как...?), по функциям (Мячик прыгает, как...?Девочка поет, как...?). ЗАНЯТИЕ 6 А Развитие ассоциативности Цели: обучать навыкам ассоциативного мышления; развивать навыки театрализации, перевоплощения. Оборудование: карточки с рисунками, бумага, чернила. 1. Игра «Теремок». Приходит Игрушка, напоминает детям сюжет сказки «Теремок» и предлагает поиграть в «теремок». Воспитатель раздает всем детям различные картинки или предметы, и все по очереди «стучатся» в «теремок». «Зайти» в него можно только, если «гость» докажет, что он чем-то похож на «хозяина» (имеет сходство по каким-то признакам). Вариант игры - Тук, тук! Кто в теремочке живет? * Я — пчелка. А ты кто? * А я ножницы! * А чем вы на меня похожи? * У тебя жало острое, а у нас — концы. * Заходите в гости! и т. д. Игру можно провести два раза: вначале «хозяином» будет Игрушка, и все дети должны доказать сходство с ней, а затем в 63 роли «хозяина» выступает каждый последующий «гость» (а «хозяин» становится почетным гостем). При проведении игры во второй раз детям можно предложить обменяться картинками или раздать новые. 2. Игра-театрализация. Воспитатель называет предметы, изображенные на картинках, а дети должны их изобразить (внешнее сходство, или действие с ним, или издаваемые звуки и т. д.). При этом воспитатель не дает пояснений, как выполнять задание, но оценивает лучшие варианты. 3. Упражнение «Кляксы». Игрушка показывает на листе бумаги большую кляксу и предлагает детям придумать, на что она похожа. При этом кляксу можно поворачивать в разные стороны. Затем воспитатель предлагает детям самим сделать кляксы: лист бумаги согнуть пополам и на одну сторону капнуть чернил (гуаши), после чего лист складывается и на двух сторонах получаются отпечатки («кляксы»). Полученные кляксы нужно дорисовать, превратить в законченные рисунки. Можно устроить выставку готовых работ. 4. Подведение итогов. Упражнение 6 Б «Что я знаю, что не знаю» Воспитатель прячет любой предмет, говорит детям его название и предлагает ответить, что они могут и чего не могут сказать об этом предмете, не видя его. Вариант упражнения В.: Я спрятала мячик. Что вы о нем можете сказать, а что — нет, если вы его не видели? Д.: Можно сказать, что он круглый. Не знаем, какого цвета, какого размера, что на нем нарисовано, какой он — резиновый или пластмассовый — и т. д. Для выполнения упражнения желательно подбирать объекты, ранее незнакомые детям и являющиеся какими-то интересными, необычными. 64 ЗАНЯТИЕ 7 А Развитие ассоциативности (продолжение) Цели: активизировать мышление детей; систематизировать знания об объектах круглой формы; развивать ассоциативное мышление; обучать алгоритму составления ассоциативных загадок. Оборудование: «черный ящик», расческа. 1. Проблемная ситуация «Волшебный кружок». Приходит Игрушка, рисует кружок и предлагает детям отгадать, что это такое. Дети высказывают свои предположения (яйцо, черепашка, голова и др.), при этом воспитатель вносит необходимые изменения в рисунок, но на все предложения Игрушка отвечает «нет». В.: Ребята больше не знают, что это такое может быть. Скажи нам сама. И.: Да это же просто кружок, самый обыкновенный! В.: Нет, это не простой кружок, а волшебный -- ведь он умеет превращаться и в черепашку, и в цыпленка, и в лягушонка и др. 2. Упражнение «Назови круглое». Дети встают и по очереди называют различные круглые предметы, которые есть в группе. Кто не смог ответить или повторился, садится. 3. Дорисовывание фигур. И.: Сейчас я нарисую несколько картин (начинает рисовать на нескольких листах одновременно). Ой, сколько времени! Мне срочно нужно убегать! До свидания! Дорисуйте, пожалуйста, сами! |