триз Документ Microsoft Office Word (2). Технология триз
Скачать 221.49 Kb.
|
И.: А если я еще вот так линии проведу, вы сможете разложить? («Растения» делит на два сектора, а «животные» --на три.) После обсуждения карточки группируются на «цветы», «деревья», «звери», «рыбы» и «птицы». 2. Игра на переключение внимания. Воспитатель называет слова «птица», «рыба», «зверь», а дети должны соответственно реагировать («летать», «плыть», «перемещаться на четвереньках»), В игре могут быть использованы и конкретные названия («воробей», «щука», «медведь» и др.)- 3. Упражнение на классификацию (продолжение). И.: Да, получилось все сразу легко и понятно. А как вот с этими картинками быть? В.: Мы их тоже можем разложить на группы. Ребята, подскажите, как это можно сделать? Обобщая ответы детей, можно сказать, что вариантов разделения может быть очень много. Можно делить по цвету, размеру, форме или материалу, из которого изготовлен объект. Но чаще всего удобнее делить по назначению, по тому, зачем (для чего) нужен данный объект. Поэтому предлагаемые предметы можно разделить на «мебель», «посуду», «транспорт», «одежду». Несколько детей раскладывают карточки по секторам, затем следует проверка выполнения. В.: Ну, вот, Игрушка, наши ребята справились с твоей задачей: все карточки разложили, ничего не забыли. И.: Спасибо вам, ребята, помогли мне. Теперь давайте поиграем в «Да-нетку». 4. Игра «Да-нетка». Игрушка загадывает один из объектов, лежащих в кругу. Воспитатель задает вопросы и показывает в кругу, как сужается поле поиска: * Это живое? -Да. * Это растение? -Нет. * Это птица? * Нет. * Это рыба? * Нет. * Это заяц? -Да- 96 Затем загадывает воспитатель и дети должны задавать аналогичные вопросы. 5. Практическая работа. Нарисовать предметы, которые любят дети. 6. Подведение итогов. Упражнение 25 Б «Род — вид» Воспитатель называет родовое понятие («фрукты», «обувь», «насекомые» и т. д., а дети должны назвать как можно больше видов. Упражнение можно проводить в виде игры-соревнования: кто знает больше всех объектов данного рода (во время игры воспитатель раздает палочки или фишки, которые затем подсчитываются), становится «знатоком»: получает медаль с изображением апельсина, ботинка, мухи и т. д. Для активизации детей можно договориться, что «знатоком» можно становиться только по одной теме; а в игре на другую тему они не участвуют или их результаты не засчитываются. ЗАНЯТИЕ 26 А Классификация животного мира Цели: систематизировать знания об отличительных признаках представителей животного мира; развивать умение сравнивать и обобщать; формировать навыки выделения существенных признаков; развивать внимание. Оборудование: карточки с рисунками, «пятиэкранка». 1. Упражнение на выделение существенных признаков. Приходит Игрушка. И.: Ребята, я совсем запуталась, кто такие птицы, а кто такие рыбы и звери. Я раньше думала, что птицы -- это те, которые летают, а вот курица не летает, а она птица. Бывают летучие мыши, но они относятся к зверям... Я думала, 97 что рыбы -- это те, кто плавает, но плавают и утки, и крокодилы, и бобры, и даже я сама умею плавать... В.: Не волнуйся, Игрушка, мы тебе поможем разобраться. Давай посмотрим на всех этих животных на «пятиэкранке». На наборное полотно — «пятиэкранку» — воспитатель поочередно помещает изображения птиц, рыб, зверей и анализирует подсистемы (части, которыми данные существа отличаются от других), надсистемы (преимущественная среда обитания), прошлое (как появляются на свет), будущее (что происходит потом). Желательно в «центральный экран» помещать 2—3 карточки с изображением животных (например, щука и камбала, лебедь и орел, белка и медведь), чтобы при анализе дети называли признаки, общие для всего данного класса, а не конкретного вида. В конце делается вывод: птицы — это те, кто летает, появляется из яиц, имеет клюв, крылья, тело, покрытое перьями; рыбы — это те, кто плавает, живет в воде, появляется из икры, имеет чешую, жабры, не имеет ног; звери — живут на земле, могут уметь плавать и летать, появляются из «животика» мамы и вскармливаются молоком, тело покрыто кожей (чаще — мехом), имеют четыре лапы. Данное определение не является строгим, в него может вноситься множество исключений, особенно если рассматривать по одному признаку. Главное, что дети должны понять, что определяющим является не один какой-то признак, а их совокупность. Желательно обсудить, что общего есть у всех классов (чем рыбы, птицы и звери похожи), почему их всех можно назвать одним словом — «животные» (потому что они все «живут»: рождаются, питаются, дышат, размножаются, умирают). 2. Игра «Летает — не летает». Воспитатель называет разных живых существ, если оно летает, имитируются соответствующие движения. Игра проводится в быстром темпе на выбывание. Затем проводятся аналогичные игры «Плавает — не плавает», «Ползает — не ползает». 3. Упражнение «Четвертый лишний». Воспитатель называет четыре слова, среди них одно лишнее. Надо его найти и объяснить свой выбор. Примеры слов: корова, коза, заяц, лошадь; 98 ворона, воробей, страус, голубь; медведь, волк, лиса, слон; гадюка, кобра, гусеница, удав; щука, селедка, карась, пингвин; бабочка, жук, ласточка, муравей; петух, лебедь, утка, гусь; поросенок, баран, щенок, котенок; Примечание: возможно несколько разных вариантов исключения, если дети могут их обосновать. 4. Игра «Да-нетка». Воспитатель загадывает животное, дети при помощи вопросов должны его отгадать. 5. Практическая работа. Нарисовать (или вылепить) фантастическое животное «чудо-юдо-рыба-птица-зверь», которое должно обладать соответствующими признаками. 6. Подведение итогов. Упражнение 26 Б «Знатоки» Выполняется аналогично упражнению 25 Б, но нужно называть как можно больше видов различных классов животного мира: домашние животные, дикие животные; животные, обитающие в Беларуси; северные, южные животные; рогатые животные, рыбы, домашние птицы, перелетные птицы, змеи, насекомые и т. д. «Знатокам» можно вручить медали. ЗАНЯТИЕ 27 А Сочинение сказок про животных Цели: активизировать мышление детей; систематизировать знания детей о сказочных животных; развивать логическое мышление; развивать воображение. 99 1. «Да-нетка» «Сказочный герой». Приходит Игрушка и говорит, что загадала животное -сказочного героя, которого нужно отгадать. Игру можно провести 2-3 раза, возможные герои сказок: крокодил Гена, черепаха Тортилла, Серый Волк («Красная шапочка»), мышка-норушка («Теремок») и др. В конце желательно в виде игры с мячом провести обсуждение: Каких еще сказочных героев-животных знают дети? Чем сказочные животные отличаются от настоящих? (Разговаривают, носят одежду, живут в домах, ходят на работу и др.) 2. Прослушивание сказки. В.: Все звери имеют много общего: у них четыре лапы, хвост, туловище, голова... Но каждый зверь чем-то отличается от других: у всех зверей уши короткие, а у зайца — длинные; медведь большой, а хвост у него совсем маленький; у жирафа длинная шея, а у слона длинный нос — называется хобот; у зебры шкура полосатая, а у ежика — «колючая» и т. д. Воспитатель может предложить детям назвать свои примеры отличительных особенностей различных животных. В.: В начале занятия мы называли много сказок про животных, но есть такие сказки, которые объясняют, чем одни животные отличаются от других; например, почему у слона такой нос, почему у медведя короткий хвост, отчего у верблюда горб? и др. Воспитатель в качестве примера кратко пересказывает сказку Р.Киплинга «Слоненок». «Раньше у слонов никакого хобота не было. Был только нос, вроде как лепешка, величиной с башмак. Этот нос болтался во все стороны, но никуда не годился: ведь им ничего нельзя было сделать. В это самое время жил-был один Слоненок, он был маленький, но очень любопытный. Он ко всем в Африке приставал с расспросами. Но чаще всего ему доставались тумаки, а не ответы, потому что он всем надоел своими вопросами. А в одно прекрасное утро он вдруг спросил: - Что кушает на обед крокодил? Все звери громко закричали, чтобы он замолчал и стали его колотить. Но и это не отбило у него любопытство, тогда ему сказали: - Ступай на берег реки Лимпопо, и там ты все узнаешь. 100 И Слоненок пошел. А до этой минуты он никогда не видел крокодила и даже не знал, как он выглядит. Когда он подошел к берегу мутной реки Лимпопо, то увидел на берегу какое-то бревно. * Извините, а вы не знаете, где живет Крокодил? * Зачем он тебе? — ответило бревно (на самом деле это и был Крокодил). * Я хочу у него спросить, что ест крокодил на обед. * Крокодил — это я. А если ты хочешь узнать, что у меня на обед, подойди ко мне поближе, я шепну тебе на ухо... Слоненок нагнул голову близко-близко к зубатой, клыкастой крокодиловой пасти, и крокодил схватил его за маленький носик: * Мне кажется, что сегодня на обед у меня будет Слоненок... Слоненку это очень не понравилось, и он закричал: * Пустите, пожалуйста, мне очень больно! Но крокодил продолжал тянуть, и Слоненку, чтобы удержаться на берегу, пришлось сесть на задние ножки и тянуть нос назад. Он тянул, тянул, и нос у него начал вытягиваться. А крокодил бил хвостом по воде и тоже тянул, тянул, и чем больше он тянул, тем длиннее вытягивался нос у Слоненка... Но Слоненок оказался сильнее, и крокодил в конце концов отпустил нос, который уже был вытянут почти до самой земли... Вы, конечно, догадались, что крокодил вытянул Слоненку нос в самый настоящий хобот — точь-в-точь такой, какие имеются у всех слонов. Сначала Слоненку новый нос ужасно не понравился, а потом он понял, что так гораздо лучше...» Рассказ желательно прервать и поинтересоваться у детей, почему Слоненку понравился новый нос. В.: Действительно, хоботом можно отмахиваться от мух, не нагибаясь рвать траву, а бананы рвать прямо с дерева; можно самому себе сделать душ, когда жарко; хоботом даже можно петь песни; но самое главное, что Слоненку больше никто не давал тумаков, ведь своим новым носом он всегда мог дать сдачи любому обидчику... 3. Фантазирование. Предлагается придумать свою сказку, объясняющую какую-либо особенность животного. Последовательность сочинения. Давным-давно этой особенности не было. Чем это было плохо? (Например, ежики были гладкими.) - Как появилась эта особенность? (Придумать сюжет, как появились колючки: уснул под елкой, нашел мешок с гвоздями, прилепил кожуру каштана и др.) - Как изменилась жизнь, что стало хорошего? В конце работы воспитатель рассказывает получившуюся сказку. 4. Практическая работа. Нарисовать серию рисунков к придуманной сказке (можно предложить придумать аналогичную). 5. Подведение итогов. Упражнение 27 Б «Почемучка» Придумывание вопросов со словом почему? про различных животных. Наиболее интересные вопросы желательно записывать и использовать при проведении викторины для родителей на выпускном вечере. ЗАНЯТИЕ 28 А Классификация растительного мира Цели: систематизировать знания детей о растениях; развивать умение переключать внимание; развивать логическое мышление; формировать навыки самостоятельного проведения классификации. Оборудование: карточки с рисунками, «пятиэкранка». 1. Упражнение на выделение существенных признаков. Приходит Игрушка. П.: Сейчас весна, так хорошо на улице. Все вокруг зеленое, все растет... И день уже такой длинный стал, не такой, как зимой; и я, и вы тоже за зиму выросли. Значит, мы все — растения... В.: Ты, наверное, что-то путаешь... П.: А вот и нет. Растения — это то, что растет. Значит, и день, и я, и вы (и волосы на голове, и ногти на руках) — тоже растения, ведь мы все растем. Правда, ребята? 102 В конце делается вывод: существенный признак для растения — не рост (увеличение в размере), а то, что оно растет в земле (т. е. постоянно находится в одном месте, не передвигается), имеет корни, стебель, листья; питается водой, «воздухом» и «землей»; появляется из семян. И.: И что же, все-все растения имеют такие признаки? В.: Давай проверим. На наборном полотне — «пятиэкранке» — воспитатель поочередно выставляет по одной карточке растений из разных классов — груша, каштан, одуванчик, подсолнух и др. На карточке может быть изображена часть растения: лист, цветок, плод и т. д. Вначале следует кратко «прокатить» по «пятиэкранке» каждое растение, а затем обсудить, что у них было общего («главные» подсистемы, происхождение, питание, размножение) и чем они отличаются (надсистемой, практическим применением). 2. Игра «Назови растения». Проходит в виде игры с мячом или по «цепочке». Нужно назвать как можно больше различных растений, не повторяясь. 3. Упражнение на классификацию. Воспитатель показывает много различных карточек с растениями и предлагает придумать, на какие группы их можно разложить. Желательно начертить круг и вначале выделять более крупные классы, а затем внутри них проводить дополнительную классификацию (при этом линии деления на крупные классы можно выделять одним цветом, а на подклассы — другим). Вариант проведения упражпе/шя. В.: Здесь нарисован круг, который разделен на пять частей, а у меня есть карточки: береза, ромашка, мухомор, капуста, малина... Давайте придумаем название каждой части круга. (Дети называют «деревья», «цветы», «грибы», «овощи», «ягоды», и воспитатель соответственно раскладывает карточки.) В.: А эти растения куда надо положить (ель, яблоня, пальма с бананами, анютины глазки, тюльпаны, подснежник, василек, боровик, морковка, свекла, лук, черника, клубника)? Желательно, чтобы дети раскладывали карточки по выделенным пяти группам самостоятельно, при минимальной помощи воспитателя. 103 4. Игра на переключение внимания. Когда воспитатель называет слово «фрукты», дети поднимают руки вверх и становятся на носочки («фрукты растут на деревьях»). Когда звучит слово «овощи», нужно сесть на корточки и руками опереться о пол («овощи «сидят» в земле»). Когда произносится слово «ягоды», нужно показать, как собирают ягоды, наклоняясь за каждой ягодкой. В процессе игры воспитатель произносит и конкретные названия (например, слива, апельсин, картофель, земляника, крыжовник и др.). 5. Упражнение на классификацию (продолжение). Воспитатель предлагает посмотреть внимательно на круг и подумать, нельзя ли внутри каждой из пяти частей растения разделить еще на какие-нибудь группы. В результате выделяются следующие группы (названия условные): * деревья: «с иголками», «с листьями», «со съедобными плодами — фруктами»; * цветы: «выращивает человек», «растут сами» (в лесу, поле, на лугу); * грибы: съедобные, несъедобные; * овощи: «подземные» и «наземные»; * ягоды: «лесные» и «садовые». Желательно, чтобы дети устно добавляли названия других растений из этой же группы (А какие еще цветы, которые растут сами, вы знаете? А еще какие-нибудь «подземные» овощи бывают?). По желанию воспитатель может выделить дополнительные группы (можно разделить фруктовые деревья на растущие «у нас» и «не у нас», ввести понятие «комнатные цветы» и др.). В конце необходимо подчеркнуть, что групп, на которые можно разделить растения, на самом деле не пять, а гораздо больше; но дети еще имеют недостаточно знаний для этого. 6. Игра «Да-нетка». Дети по очереди загадывают любое растение из числа карточек, лежащих в кругу. Воспитатель направляет игру, наглядно показывая, как сужается круг поиска при использовании правильных вопросов. Можно организовать соревнование: кто задаст меньше всего вопросов, чтобы отгадать карточку. 7. Подведение итогов. 104 Упражнение 28 Б «Вопрошайка» Придумывание различных вопросов о растениях. Наиболее интересные вопросы желательно записывать и использовать при проведении викторины для родителей на выпускном вечере. ЗАНЯТИЕ 29 Обобщающее занятие за год Цель: продемонстрировать знания детей, полученные на занятиях в течение года. Занятие проводится по индивидуальным планам воспитателей. Желательно проведение заключительного занятия в виде интеллектуальной игры («Поле чудес», «Звездный час», «Что? Где? Когда?» или др.) с элементами театрализации, с Игрушкой в роли ведущего, с конкурсами, призами, возможно присутствие родителей. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, автор — отечественный изобретатель, писатель-фантаст Г. С. Альтшуллер. РТВ — развитие творческого воображения, курс РТВ — составная часть ТРИЗ. Противоречие — предъявление к одному объекту противоположных требований. Например, один и тот же объект хороший и плохой, большой и маленький, крепкий и некрепкий, горячий и холодный и т. п. Приемы разрешения противоречий — объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками. Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий: во времени - в одно время объект обладает одним признаком, в другое -- противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая -- растаяла); в пространстве - одна часть объекта обладает одним признаком, другая -противоположным (например, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная); в системах - один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и крепкие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек трудно сломать); в отношениях - объект для одного обладает одним признаком, а для другого — противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой)). Система — любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними, имеющая качества, которыми элементы по отдельности не обладают. Например, объект -самолет. Его элементы -- крылья, кабина, шасси, двигатели и др. -- летать не могут. А если их соединить определенным образом, то получается самолет, который обладает системным качеством — способностью летать. Подсистемы -- составные части (элементы), из которых состоит система. 106 Надсистема — система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью. Системный оператор — способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем. Системный оператор можно изобразить в виде схемы: «девятиэкранки»
или «пятиэкранки» (для детей): |