Главная страница

триз Документ Microsoft Office Word (2). Технология триз


Скачать 221.49 Kb.
НазваниеТехнология триз
Дата22.04.2023
Размер221.49 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатриз Документ Microsoft Office Word (2).docx
ТипДокументы
#1080645
страница3 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9




Воспитатель на ковре выкладывает модели и предлагает детям ответить, что это такое может быть.

Примеры карточек

Объяснение карточки

Варианты ответов

0 О О

<ф сЬ <ф

Что-то жидкое на чем-то твердом

Лужа на асфальте, ро​са на ветке, слеза на

АЛЛ




щеке и др.

о о о о о /к/к /Ь-^/Ь







0 ^ф я

Что-то жидкое в чем-то твердом

Чай в стакане, бу​тылка молока, чер-

ш




нила в стержне, вода в бассейне и др.

Что нужно изменить во второй схеме, чтобы это была не бутылка молока, а бутылка лимонада? (Добавить «газообразных человечков».)

5. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 16

.4

«Цветные человечки»

Цели: активизировать мышление детей; развивать вообра​жение, фантазию; обобщить представления о веществах в раз​личных агрегатных состояниях; формировать экологическое мышление.

Оборудование: краски, кисточка, бумага, прозрачный кружок.

1. Анализ проблемной ситуации.

Приходит Игрушка грустная на занятие, дети и воспита​тель волнуются: что случилось?

30

И.: Захотела я сейчас порисовать, чтобы принести вам ри​сунок на занятие, а у меня ничего не получилось... И акварель​ные краски у меня хорошие, и кисточка новая — в чем дело, не понимаю...

В результате дополнительных вопросов выясняется, что при рисовании Игрушка не обмакивала в воду кисточку, а пробо​вала рисовать сухой.

В.: «Человечки краски» твердые, но они спят. Их нужно умыть и разбудить. Когда кисточку макаем в воду, «человечки кисточки» берут за руки «человечков воды» и несут их на бума​гу. А потом «человечки краски» и «человечки кисточки» вместе держатся, и, когда кисточку плотно прижимаешь при рисовании, они остаются на бумаге.

И.: Я все поняла, буду теперь рисовать. (Берет кисточку не тем концом и обмакивает в краску.) Опять ничего не получается!

В.: Почему ты кисточку не тем концом взяла?

И.: А какая разница?

В.: Этот конец острый, деревянный, с него «человечки воды» будут скатываться. А нужный конец кисточки пушистый, там много волосков — легко зацепиться «человечкам краски», и «человечки воды» не разбегутся.

2. Упражнение «Волшебная дорожка».

И.: Спасибо, теперь я все поняла и нарисую картину — вол​шебную дорожку... (Игрушка «рисует» дорожку из квадратиков разного цвета.)

Черный

Желтый

Зеленый

Например:

Красный

В.: Какая красивая разноцветная дорожка получилась! А почему ты говоришь, что она волшебная?

И.: Потому что, когда по ней путешествуешь, меняешь Цвет. Смотрите: вот кружок — он вначале белый, потом стал красным, затем желтым и т. д. (Используется прозрачный кру​жок из полиэтилена или целлофана.)

В.: А еще, наверное, этот кружок умеет превращаться в Разные предметы?

И.: Конечно, если он на белой дорожке, то это одуванчик, "Дь он белый и круглый; на красной — это вишенка или поми-Д°Р; на желтой — ...

В.: Подожди, дай ребятам сказать...

31
3. Игра «Разноцветный светофор».

Правила игры: воспитатель называет любой цвет. Дети, у которых этот цвет есть в одежде, держатся за него и проходят. У кого такого цвета нет, могут присоединиться к кому-нибудь или пробежать, чтобы их не поймали.

4. Упражнение «Волшебная дорожка» (продолжение).

В.: А можно, чтобы по твоей дорожке путешествовали «ма​ленькие человечки»?

И.: Конечно, можно!

В.: Первыми будут «твердые человечки». Что это будет: белое и твердое?

Д.: Мел, стена, зубы...

Аналогичная игра проводится с другими цветами, совер​шают «путешествие» «жидкие и газообразные человечки».

Когда обсуждается сочетание «Черные газообразные че​ловечки, что это?» (дым), желательно проанализировать, что хорошего и что плохого в дыме; высказывается пожелание, чтобы небо было всегда чистым, голубым.

5. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 17

Обобщающее занятие по ММЧ

Цели: развивать познавательную активность; развивать умение сравнивать и обобщать; формировать умение модели​ровать физические процессы.

Оборудование: «черный ящик», мыло, соломинки, стакан​чики с пеной, карточки МЧ.

1. Упражнение «Черный ящик».

Приходит Игрушка с черным ящиком и предлагает детям узнать, что в нем находится.

Отгадка: мыло.

Обсуждение: зачем оно нужно, что еще можно делать с мылом.

2. Беседа о мыльных пузырях.

И.: Сегодня мы с вами будем пускать мыльные пузыри!

32

В.: Хорошо, но давай вначале разберемся, как они получа​ются. Мыло ведь твердое. А пузыри какие?

В.: Откуда берется воздух внутри пузырей?

И.: Так мы же сами его надуваем!

В.: Мыло состоит из «твердых человечков». Но они очень любят купаться. Когда рядом с ними вода, они отпускают руки и начинают плавать и брызгаться получается пена. Если мы захотим выдуть пузырь, то на соломинку берем капельку воды, а в ней «человечки мыла». Когда мы начинаем дуть «чело​вечки» растягивают руки в стороны, запуская «газообраз​ных человечков» внутрь...

И.: Почему пузыри так быстро лопаются?

В.: У человечков руки скользкие, мокрые, они уже не могут крепко держаться и отпускают их.

И.: А почему, когда пузырь лопнет, остается капелька воды?

2. Практическая работа.

И.: Давайте сами попробуем выдуть пузыри!

В.: Конечно!

Дети получают трубочки и стаканчики с пеной; можно ус​троить соревнование: у кого самый большой пузырь, у кого дольше не лопнул и др.

3. Беседа о свойствах вещества.

И.: Сейчас я покажу опыт (берет стакан, наполненный водой до середины). Запомните, где сейчас вода (отмечает границу воды на стакане). Сейчас я брошу туда кубики. Смот​рите, что произойдет.

Д.: Вода поднялась!

И.: Верно, а вы можете объяснить, почему так произошло?

В.: Наши дети могут не только рассказать, но и показать на кар-очках весь этот опыт и объяснить его.

Воспитатель вызывает несколько детей, дает им карточки

Ч и предлагает смоделировать этот процесс.

И.: А что будет, если кубики достать?

Д« Вода опустится снова.

И.: Сейчас проверим. Точно! Как это объяснить?

В.: Сейчас наши ребята тебе снова все расскажут и покажут.

И.: Спасибо, теперь мне все понятно.
4. Подведение итогов.

Воспитатель подчеркивает, что сегодня было последнее за​нятие с «маленькими человечками», но мы с ними не прощаем​ся, потому что молекулы — «маленькие человечки» — повсю​ду, из них состоит все, что нас окружает.

ЗАНЯТИЕ 18 Функции подсистем

Цели: систематизировать представления о назначении дома и его составных частей; развивать умение анализировать, ви​деть взаимосвязи; формировать диалектическое мышление.

Оборудование: кубики.

1. Анализ функций внешних подсистем дома.

Приходит Игрушка и приносит с собой кубики.

И.: Я смотрела мультфильм «Три поросенка» и решила по​строить себе домик из кубиков. Вот такой. (Строит только степы «без окон, без дверей».)

В.: А если дождь пойдет?

И.: Ой, я же крышу забыла сделать! (Строит.)

В.: Как же ты в дом заходить будешь, тоже через крышу?

И.: Нет, для этого дверь нужна. (Строит.)

В.: Подумай, чего еще в твоем доме не хватает?

После постройки «настоящего» дома воспитатель спрашивает, зачем вообще нужны дома, из каких частей они обычно состо​ят и для чего нужна каждая из них.

2. Игра «Строим дом».

Группа делится на две команды, на полу — кубики. Нужно построить как можно выше дом по принципу «кубик на кубик» за определенное время. Выигрывают строители, у которых дом выше.

3. Анализ функций внутренних подсистем дома.

И.: Я все поняла, теперь в моем доме и крыша, и окна, и двери есть. Приходите в гости, вот мой дом. (На столе рисует квадрат — «пол».)

В.: У тебя же в комнате ничего нет!

И.: А зачем что-то надо? Ведь так гораздо лучше: просторно,

удобно!

Примерные вопросы для обсуждения:

Дом, в котором есть только стены и пол и нет никакой ме​бели, — что в нем хорошего, что плохого?

Где люди будут спать?

Спать на ковре: что хорошего, что плохого?

Где будут готовить еду и есть?

Есть на полу: что хорошего, что плохого?

Зачем нужны шкафы, стулья, лампа, телевизор и др.?

Одна комната: что хорошего, что плохого?

Зачем нужны кухня, коридор, спальня, ванная, туалет; по​чему нельзя, чтобы все находилось в одной комнате?

Что должно быть в кухне (коридоре, ванной комнате и т.д.), чего нет в обычных комнатах и для чего нужны эти предметы?

Воспитатель делает вывод:

— Дом построить нелегко, нужно много знать. Легче дом нарисовать, но тоже нужно постараться, чтобы получился хо​роший, интересный рисунок. Задание домой: нарисовать дом.

4. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 19 «Системный лифт»

Цели: развивать умение анализировать и обобщать; форми​ровать диалектическое мышление; развивать воображение, уме​ние инсценировать; познакомить с моделью анализа объекта «си​стемный лифт»; систематизировать правила поведения в лифте.

Оборудование: детские рисунки, «системный лифт» (набор​ное полотно), ручка, грибок, флажок.

1. Упражнение «Назови общее».

Перед началом занятия воспитатель вывешивает рисунки всех домиков.

В.: Как много интересных домов, какие они все разные! А может быть, во всех рисунках есть что-нибудь общее, похожее, одинаковое?
34
Дети по цепочке начинают называть, перечисление закан​чивает воспитатель словом «одноэтажные».

2. Анализ противоречий.

Примерные вопросы для обсуждения: Зачем нужны многоэтажные дома? Почему раньше были только одноэтажные? Что хорошо, что плохо в одноэтажном доме? В многоэтажном доме?

В каком доме живут дети, а в каком хотели бы жить вы? Почему? Зачем в многоэтажном доме нужен лифт? Что хорошего и что плохого в лифте? Почему детям одним нельзя пользоваться лифтом? Что делать, если нужно быстро подняться на верхний этаж, а самостоятельно заходить в лифт нельзя?

3. Игра «Лифтовой зверь».

Воспитатель читает детям стихотворение Э. Успенского про лифтового зверя и затем предлагает поиграть. На команду «Ночь!» дети должны показывать, как они «по этажам лазают, механизмы смазывают», на команду «День!» зверь сидит и твер​дит: «Детям без взрослых пользоваться лифтом запрещается!»:

Уж как хочешь -

Верь не верь -

Но живет за лифтом зверь.

Любит он машинный запах,

У него отвертка в лапах.

Ночью чудищем лохматым

Он съезжает по канатам,

По решеткам лазает,

Механизмы смазывает.

Провода, контакты, двери -

Все исправит, все проверит.

Он выходит только ночью,

Он людей пугать не хочет,

А под утро зверь-чудак

Заползает на чердак,

В темноте весь день сидит

И одно себе твердит:

«Детям пользоваться лифтом без сопровождения взрослых строго запрещается!!!»

«Детям пользоваться лифтом без сопровождения взрослых строго запрещается!!!»

Уж как хочешь -

Верь не верь -

Это очень мудрый зверь!

4. Введение понятия «системный лифт».

Воспитатель показывает рисунок домика

(схема на наборном полотне) и комментирует его.

В.: Этот трехэтажный дом необычный, в нем живут не люди, а разные предметы. На втором этаже живут они сами. Напри​мер, ручка.

На первом этаже живут отдельные части этих предметов. На​зовите, из каких частей состоит ручка (соответственно показы​вает). А комнаты на третьем этаже — это места, в которых мо​гут быть эти предметы. Где, в каких местах может быть ручка?

Итак, три этажа: места -- предметы -- части. А быстро передвигаться по этажам поможет лифт.

Воспитатель предлагает «покатать на лифте» грибок и флажок.

5. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 20 Надсистемы и подсистемы объекта

Цели: активизировать мышление детей; обучать использо​вать модель «системный лифт» для анализа объекта.

Оборудование: «системный лифт», игрушки, наборы кар​точек.

1. Проблемная ситуация.

Приходит Игрушка.

И.: Сегодня на занятии мы с вами будем кататься на лиф-

Но вначале попробуйте ответить на вопрос: «У меня есть

ДРУГ Слоненок. Он живет в многоэтажном доме с лифтом, но

Икогда им не пользовался, почему?»
36
В процессе обсуждения дети высказывают различные ва​рианты («слишком тяжелый», «не помещается», «боится сло​мать» и др.), контрольный ответ: «он живет на первом этаже».

2. Работа с «системным лифтом».

Воспитатель показывает схему дома (см. занятие 19) и ком​ментирует ее.

В.: Нашим лифтом мы будем пользоваться очень часто, и ездить нам придется по всем трем этажам. Вспомним, что на​ходится на каждом из этажей: на втором этаже, посередине, живут самые разные предметы...

И.: На первом этаже — части, из которых они состоят. А на третьем этаже находятся места, где эти предметы могут быть.

В.: Представьте себе, что на втором этаже этого домика живет ромашка (помещает изображение па схему). Что будет находиться на первом этаже?

Д.: Части цветка: лепестки, серединка, стебелек, листочки, корни.

В.: А что будет на третьем этаже, где может быть ромашка?

Д.: Клумба, букет, ваза с цветами, поляна в лесу...

Аналогично рассматриваются «торт», «гитара», после чего еще 2-3 объекта, предложенные детьми.

3. Игра «Вперед — назад».

Дети становятся в одну линию и закрывают глаза. Воспи​татель дает команды «Вперед!», «Назад!», указывая количество шагов.

По окончании игры дети открывают глаза и смотрят, на​сколько согласованно они действовали (сохранилась ли линия?).

4. Работа с «системным лифтом».

В.: Все жители домика тоже вышли погулять, а потом за​были, кто на каком этаже живет. Помогите им вернуться.

Воспитатель предъявляет наборы из трех карточек, нужно расставить по порядку: место -- предмет -- часть (надсисте-ма, система, подсистема).

Примерные наборы карточек:

рукав, платье, манжеты;

клюв, птица, голова;

дерево, лист, ветка;

комната, дом, улица;

стена, комната, обои.

При анализе двух последних вариантов дети убеждаются в том, что один и тот же объект («комната») может быть и системой и надсистемой в зависимости от других объектов, с ним связанных.

5. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 21

Обобщающее занятие по над- и подсистемам

Цели: закрепить представления о над- и подсистемах объек​тов; закрепить умение пользоваться моделью «системный лифт». 'оборудование: «системный лифт», наборы карточек.

1. Упражнение «Назови этаж».

Приходит Игрушка.

И.: Мне очень понравилось кататься на лифте, давайте се​годня снова будем ездить. Только вначале повторим, на каком этаже что живет.

После этого воспитатель предлагает детям поиграть в игру: называется объект, а дети (хором или «на пальцах») указыва​ют номер этажа.

Примерные объекты для игры:

обивка, сиденье, стул;

начинка, коробка, конфета;

хвост, медведь, спина;

колесо, спица, велосипед;

буква, страница, книга.

2. Игра «Первый, второй, третий».

Воспитатель называет номер этажа, и дети должны со​ответственно реагировать: «третий» -- «руки вверх», «вто​рой» — «руки в стороны», «первый» -- «руки вниз».

3. Работа в группах.

Каждая группа получает набор карточек. Их нужно разло​жить последовательно от надсистемы к подсистеме.

Для проверки дети выходят к наборному полотну, где

>оъясняют свою точку зрения. Например: «Карточку с птицей

-тавим на второй этаж. Крыло — на первый этаж, потому что

' часть птицы; а гнездо --на третий этаж, потому что это

лесто, где находится птица».

Желательно, чтобы дети указывали дополнительные над-системы и подсистемы, которых нет на карточках. Например: «У птицы есть еще другие части: голова, туловище, хвост, лап​ки...» или «Птица еще может находиться в небе, в лесу на вет​ке, сидеть на крыше...».

4. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 22

Прошлое

Цели: обобщить представления детей о прошлом различ​ных объектов; развивать умение инсценировать. Оборудование: мяч.

1. Беседа «Что было раньше?».

Приходит Игрушка и начинает спрашивать у детей, а кем она была раньше, откуда она взялась? (А еще раньше? А еще раньше?).

И.: А про себя вы знаете, какими вы были раньше? Как вы выглядели, как разговаривали, что умели делать? Откуда вы появились?

2. Физкультминутка.

Воспитатель читает стихотворение В. Берестова «Про ля​гушат» и предлагает его инсценировать:

Раньше были мы икрою,

ква-ква!

А теперь мы все герои,

Ать-два!

Головастики мы были,

Ква-ква!

Дружно хвостиками били,

Ать-два!

А теперь мы лягушата,

Ква-ква!

Прыгай с берега, ребята,

Ать-два!

И с хвостом и без хвоста

Жить на свете — красота!

40

3. Игра с мячом «Чем было раньше?..».

Воспитатель называет различные объекты, а дети должны ответить, чем они были раньше (как появились).

Примеры объектов: дом, платье, книга, птица, машина, яблоко, молоко, рисунок, хлеб, дождь и др.

Рекомендуется по возможности выстраивать как можно более длинные цепочки. Например: хлеб раньше был мукой, мука — зер​ном, зерно — колосом, колос — зернышком и т. д.

Вывод: у любого предмета или существа есть прошлое, т. е. то, что с ним было раньше.

4. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 23 Будущее человека

Цели: систематизировать представления о единицах изме​рения времени; формировать умение прогнозировать; обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации.

1. Упражнение «Что потом?».

Приходит Игрушка и рассказывает:

- Я очень люблю мультфильмы, сказки... Особенно мне интересно продолжение, знать, что будет потом. Я даже приду​мала игру, которая так и называется. Давайте поиграем. Вы утром встали — и что потом?

И.: Умылись — и что потом?

Аналогично формулируются вопросы ко всем действиям, совершаемым за весь день до момента «легли спать».

Далее последовательно рассматриваются темы: дни неде​ли (Сегодня вторник, а что потом? а потом?), времена года (Сейчас весна, а что потом?), возрастные изменения (Сейчас вам 4 года, вы ходите в садик, а что потом?).

Можно использовать вопросы, предусматривающие от-$еты с антонимами (например: Сейчас вы маленькие, а по​том? (большие), Сейчас вы дети, а потом? (взрослые), Сей-цас вы низкие, а потом? (высокие) и т. п.).

41
2. Игра «Большие — маленькие».

Правила игры аналогичны правилам игры «Карлики и ве​ликаны».

3. Беседа «Будущее человека».

Вопросы для обсуждения:

Сейчас вы маленькие, а потом за один день вдруг станете взрослыми, так бывает?

А как бывает? Расскажите всю «цепочку» жизни человека (рождается, дошкольник, школьник, взрослый, старый, умирает).

Что происходит с человеком (какой он), чем занимается в каж​дом возрасте? (Дети могут приводить конкретные примеры о сво​их родителях, старших братьях и сестрах, бабушках и дедушках.)

4. Подведение итогов.

Желательно подчеркнуть, что у каждого ребенка впереди еще долгая-долгая жизнь, в которой будет много нового и интересного.

ЗАНЯТИЕ 24

Будущее предметов

Цели: развивать умение прогнозировать; формировать на​вык вариативного мышления; развивать воображение, умение фантазировать.

Оборудование: мяч.

1. Упражнение «Что потом?».

Воспитатель называет различные объекты, а дети отвеча​ют, что с ними будет в дальнейшем.

Важно подчеркнуть, что возможен не один вариант раз​вития, а множество (цветок может съесть корова, из него могут сделать украшение или духи, подарить или поставить в вазу, он может засохнуть и др.). Упражнение желательно проводить в быстром темпе в форме игры с мячом.

Примеры объектов: мука, яйцо, кирпич, бумага, апельсин, картошка, снег, дерево и др.

2. Игра «Съедобное -- несъедобное».

Игра проводится с воображаемым мячом. Воспитатель ими​тирует движение, как бросают мяч, и называет разные слова.

42

Рели это съедобное, дети «ловят» (делают такое движение), если несъедобное — не ловят (отталкивающие движения).

" Такая игра «понарошку» активизирует внимание детей, по​зволяет одновременно играть всем детям, проходит гораздо организованнее, чем при использовании реального мяча.

3. Фантазирование.

Игрушка предлагает детям придумать про нее сказку.

Вначале произносится первое предложение, а затем дети по цепочке развивают сюжет.

Воспитатель помогает ребятам, задавая вопросы: И что было потом? Кого они потом увидели? Куда они потом пошли? Что они потом стали делать? и т. д.

Желательно, чтобы в конце воспитатель полностью рас​сказал полученную сказку.

4. Подведение итогов.

Вывод: у каждого предмета или существа есть будущее, но оно является неопределенным, поскольку мы точно не зна​ем, что произойдет.

ЗАНЯТИЕ 25

«Системный оператор»

Цели: познакомить с моделью анализа объектов «пятиэк-ранки»; развивать внимание.

Оборудование: «пятиэкранка» (наборное полотно), моро​женое, книга.

1. Знакомство с системным оператором.

Приходит Игрушка и видит схему на наборном полотне:

1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта