Главная страница
Навигация по странице:

  • Список использованной литературы

  • Лекция 1. Детский муз.опыт. Тема Детский музыкальный опыт и его своеобразие в воспитании детей


    Скачать 28.68 Kb.
    НазваниеТема Детский музыкальный опыт и его своеобразие в воспитании детей
    Дата07.02.2022
    Размер28.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция 1. Детский муз.опыт.docx
    ТипДокументы
    #354445

    Тема 1. Детский музыкальный опыт и его своеобразие в воспитании детей

    Одной из важных проблем в области музыкального образования остается проблема воспитания интереса к музыке, накопление музыкального опыта у детей дошкольного возраста. В трудах Ветлугиной Н.А., Выготского Л.С, Кабалевского Д.Б, Кенеман А.В, А.Н. Леонтьева, Н.А. Метлова, В.И. Петрушина, О.П. Радыновой, Б.М. Теплова, Р.М. Чумичевой, В.Н. Шацкой и других подчеркивается важность и необходимость приобщения к культурному наследию детей с дошкольного возраста.

    Музыкальное развитие ребенка дошкольного возраста происходит в процессе накопления музыкального опыта.

    Опыт - содержание и результат жизнедеятельности человека, индивидуально-личностная форма, итог освоения действительности во всем ее многообразии. Опыт - важнейшее условие развития личности выступает тем основанием, которое предопределяет мотивы, выборы, поступки личности.

    Музыкальный опыт, или опыт музыкальной деятельности, является разновидностью социокультурного опыта. Структура музыкального опыта включает:

    - опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке;

    - опыт знания музыки;

    - опыт умений взаимодействовать с музыкой;

    - опыт творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность.

    Особое значение в музыкальном развитии младших дошкольников приобретает накопление опыта элементарного музицирования. Основы метроритмического чувства закладываются во время сопровождения несложных мелодий на простейших детских музыкальных инструментах - дудке, барабане, бубне и т.д.

    Средний дошкольный возраст. Чувственное познание свойств музыкального звука и двигательное, перцептивное восприятие метроритмической основы музыкальных произведений позволяют дошкольнику интерпретировать услышанную музыку, ориентируясь в средствах ее выражения. Умение понять характер и настроение музыки вызывают у ребенка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства.

    Дети 4 - 5 лет могут различать настроение в музыке (радость, печаль, задумчивость), распознавать двух и трехчастную форму музыкальных произведений, понимают, что музыкой можно выразить характер человека (резвый, злой, плаксивый) или изобразить, например, скачущую лошадь, мчащийся поезд, светлое утро, восход солнца, морской прибой. Они уже осознают, что музыка выражает внутренний мир человека, а изображает - внешний.

    Задачи в области музыкального исполнительства - импровизации - творчества:

    - развитие координации слуха и голоса, приобретение певческих навыков;

    - освоение приемов игры на детских музыкальных инструментах;

    - освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкально-двигательных образов в играх и драматизациях;

    - стимулирование желания ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

    Дети начинают создавать простейшие песенные импровизации, включая их в рассказывание сказок, в игровые драматизации; поют соло и хором, знакомятся с двухголосным звучанием. Различать звучание одновременно двух голосов им помогает игра двумя палочками на металлофоне.

    Метроритмические навыки укрепляются с помощью чтения ритмослогов с поддержкой ударных инструментов (бубен, ксилофон). Соответственно музыкальному образу дети самостоятельно выбирают выразительные средства, инструмент, наиболее подходящий для передачи характера, находят нужные движения под ту или иную музыку, подбирают адекватную песенную интонацию.

    Старший дошкольный возраст. В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки. Дети уже могут устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для шестилетнего ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом.

    Эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят в исполнительскую деятельность. Здесь важно показать ребенку способы пользования выразительными средствами (голос, движение, музицирование) для создания художественного образа.

    Старшие дошкольники проявляют немалую активность в слушании и интерпретации музыки. Это выражается в попытке передать художественный образ в музыкально-ритмических движениях, выборе музыкального инструмента, который бы лучше характеризовал художественный образ, изображении музыкальных впечатлений в рисунке, сочинении стихотворения, отражающего впечатление от услышанного музыкального произведения, желании использовать эту музыку в детском оркестре или в музыкально-художественной театрализации.

    Таким образом, ребенок реализует естественную потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества.

    Задачи в области музыкального исполнительства - импровизации - творчества:

    - развитие умения чисто интонировать в пении a cappella;

    - освоение навыков ритмического многоголосия посредством игрового музицирования;

    - стимулирование самостоятельной деятельности детей по сочинению танцев, игр, оркестровок;

    - развитие навыка сотворчества в условиях коллективной музыкальной деятельности.

    Старшему дошкольнику свойственны эмоциональный подъем и переживание чувства волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении детского оркестра или хора, что характеризует изменившееся отношение ребенка к исполнению музыки. Желание качественно исполнить роль или музыкальное произведение показывает, что главным для него становится не процесс участия в деятельности, а ее результат. Направленность на результат, на создание выразительного образа, стремление получить одобрение зрителей свидетельствует о том, что участие в музыкальной деятельности становится для ребенка не игрой, а художественным творчеством.

    Исследования ученых показывают, что уже семимесячный плод, находящийся в утробе матери, способен реагировать на музыку (исследования А. И. Брусиловского). Наиболее эффективно в данном случае воспринимается музыка А. Вивальди, В. А. Моцарта, И. С. Баха.

    О.П. Радынова рассматривает интерес в структуре музыкально-эстетического сознания дошкольников. По ее утверждению, развитие данного качества ведет к формированию музыкальной культуры в целом. Одним из результатов воспитания интереса к музыке она называет приобретение ребенком первоначальных ценностных ориентации и развитие эстетического отношения к музыкальному искусству.

    Интерес к музыке имеет динамичный характер. Интерес направляет психическую активность личности на интеллектуально и эмоционально значимые для него объекты. Существенной педагогической проблемой является изучение динамики интересов, их появление и угасания.

    Появление интереса к музыке может быть вызвано внутренними переживаниями ребенка. В процессе музыкального развития ребенок является объектом и субъектом воспитания со всем присущим ему своеобразием. Исследователи связывают возникновение интереса к музыке у детей с состоянием удивления вызванного новизной услышанного, увиденного.

    Музыкальные интересы дошкольника формируются по мере приобретения им музыкального опыта. Формирование и развитие музыкального опыты дают основу для ориентирования в традиционных музыкальных стилях и для восприятия интонаций. Умение выявлять жанровую основу и понимать эмоционально- содержательное назначение средств музыкальной выразительности позволяет предчувствовать движение музыки. Восприятие музыки основано на узнавании знакомого в незнакомом.

    Для развития интереса к музыке важно и накопление эмоционального опыта. Музыка является неким носителем эмоциональной информации. Содержание эмоционального опыта ребенка включает в себя непосредственные эмоциональные реакции на конкретное музыкальное произведение, способность произвольно восстанавливать в памяти уже пережитые чувства. Через сопереживание произведений музыкального искусства и освоения музыкального выражения ребенок приобретает опыт эмоционального общения. Накопление эмоционального опыта ведет к развитию эмоционального компонента интереса и влияет на становление личности ребенка, в общем.

    Успешность решения задач формирования интереса к музыке у ребенка старшего дошкольного возраста предопределяется содержанием музыкального воспитания. Долгое время основным требованием к музыкальным произведениям были идеологическая направленность и дидактизм. В современном детском саду стало необходимо создавать условия, в которых ребенок научится слышать музыку и находить в ней нечто для себя привлекательное. Успешность музыкального развития дошкольника зависит, прежде всего, от того, произведет ли на него музыка впечатление, заинтересует его или вызовет, наоборот, отрицательную реакцию и эмоции.

    Комарова Т.С. рекомендует при отборе художественных произведений ориентироваться на их ценность, для того чтобы помочь детям раскрыть мир прекрасного. Тамара Семеновна отмечает, что произведения должны вызывать у дошкольника эмоциональный отклик.

    Гродзенская Н.Л. призывала учитывать художественную ценность и возможность активного усвоения. Она писала, что при слушании классических произведений, у ребенка постепенно вырабатывается умение ценить подлинно художественное произведение, умение отличать их от произведений нехудожественных».

    На основе анализа методической, музыковедческой и научной литературы можно сделать вывод, что накопление музыкально-интонационного и эмоционального опыта восприятия является главным условием формирования интереса к музыке, а также поддержание интереса к музыке зависит от доступности музыкального материала пониманию слушателя (дошкольника).

    Таким образом, интерес — это формирующееся личностное качество. Оно развивается на основе эмоциональной отзывчивости на музыку и проявляется у дошкольника тогда, когда музыкальное звучание имеет для ребенка личностный смысл. Музыкальный интерес выступает в роли регулятора музыкальной деятельности. Развитие интереса в дошкольном возрасте может послужить предпосылкой становления элементов музыкально-эстетического сознания (эстетическая потребность, вкус, представления о красоте).

    Музыкальные интересы родителей ребенка, его семьи, общение по поводу музыкальных произведений определяют музыкальный вкус ребенка, его заинтересованность музыкой, лучшими ее образцами. Но ребенок существует не изолировано от общества и социокультурных процессов, происходящих в нем, на его музыкальные интересы оказывают мощное влияние средства массовой информации, в целом среда, в которой он растет и развивается. Рассмотрим динамику музыкальных интересов детей, скажем, в течение последних пятидесяти лёт.

    Детям 1960-х гг. рождения нравились русские народные песни и эстрадный репертуар того времени («Черный кот», «Ландыши», «Надежда»), песни из кинофильмов, выходивших на экраны в те годы.

    Для детей 1970 —80-х гг. рождения был привлекательным и интересным детский музыкальный репертуар, как разучиваемый на музыкальных занятиях в детском саду, так и широко представляемый в средствах массовой информации (телевидение, радио). Большой популярностью пользовались пластинки с записями детских песен композиторов А. Филиппенко, В. Шаинского, Г. Гладкова. Многие из песен были знакомы детям по любимым мультфильмам и радиопередачам. Помимо детских песен, дошкольникам нравились и эстрадные песни, такие, как «Малиновка», «Синий иней», «Поворот».

    Для детей, родившихся в 1980-е гг., любимыми стали взрослые хиты «Миллион алых роз», «Ягода малина», «Вернисаж» (песни группы «Ласковый май»). Полюбились детям музыка и песни из фильма «Мери Поппинс, до свидания». К числу интересных музыкальных произведений можно отнести и музыкальные сказки, часто звучавшие по радио.

    Нравился дошкольникам этого времени и военный репертуар, патриотические песни из кинофильмов про гражданскую и отечественную войну («Там вдали, за рекой», «О Щорсе», «Дан приказ ему на запад...», «Смуглянка», «Погоня», «Катюша», «День победы»). Классическая музыка редко попадала в круг музыкальных интересов детей, хотя они в большинстве своем слушали пьесы отечественных и зарубежных композиторов в детском саду, по радио, могли назвать некоторые произведения, их авторов.

    Дети 1990-х гг. проявляли повышенный интерес преимущественно к взрослой популярной музыке, в числе любимых песен они называли «Есаул», «Морячка», «Ксюша», «Леха», песни из репертуара А. Пугачевой, Ф. Киркорова, И. Аллегровой, М. Распутиной и др. Привлекла внимание дошкольников и музыка из диснеевских мультфильмов («Русалочка», «Король Лев», «Синбад-мореход», «Анастасия», «Чип и Дейл спешат на помощь»). В это время практически уходит из музыкального опыта ребенка детская песня. Привычный и доступный детский песенный репертуар сменился набором маловыразительных, неярких мелодий, новые песни, в отличие от прежних, не стали привлекать ребенка.

    Круг музыкальных интересов дошкольников несколько расширился за счет песен военных лет, песен о войне, часто звучавших в эфире в дни празднования Победы.

    Дошкольники, рожденные в конце XX в. — начале XXI в., предпочитают песни эстрадных групп «Глюкоза», «Премьер-министр», «Любэ», «Тату» и др. Детей по-прежнему привлекают песни Ф. Киркорова, Алсу, Валерии.

    Следует, однако, отметить, что сегодня интерес дошкольников снова направлен в сторону песен из отечественных мультфильмов, таких, как «Бременские музыканты», «Кот Леопольд», «Про крошку енота», «Летучий корабль» и др..

    Изменилось отношение и к классической музыке, большой процент детей любит классику, в основном это пьесы П. И. Чайковского. Из предпочитаемых детьми классических произведений им оказываются ближе фортепианные миниатюры, например, пьесы П. Чайковского, Д. Кабалевского.

    В том, что музыка необходима человеку, убеждено доминирующее число дошкольников. Сами дети выражают свое отношение к музыке так: «люблю петь и танцевать под музыку», «грущу, когда музыка не звучит», «под музыку весело, настроение хорошее». Они предпочитают музыку «веселую, радостную, подвижную», затем отдают предпочтение музыке «плавной, грустной, задумчивой».

    По их мнению, музыка нужна для того, чтобы петь и танцевать, отдыхать, развлекаться, радоваться жизни, весело отмечать праздники. Но встречаются и суждения о том, что музыка «помогает думать», «заставляет человека переживать что-то», «вызывает какие-то чувства», «для красоты» «для игры» и т.д.

    Список использованной литературы

    Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : уч. пособ. для студ. вузов, обуч. по напр. 540500(050700)-Педагогика / А. Г. Гогоберидзе , В. А. Деркунская .— 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2007.-317с.

    Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос, 2000.-336с.

    Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова, А.И. Катинен, М.Л. Палавандашвили. М., 1998.-223с.

    Торшилова Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3 – 7 лет (теория и диагностика) [Текст] / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. Екатеренбург: Деловая книга, 2001.-141с.


    написать администратору сайта