Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в пении и музыкальноритмических движениях
Скачать 94.77 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «КИНЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» (ГБПОУ «КГТ») Специальность 44.02.01Дошкольное образование КУРСОВАЯ РАБОТА по ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей на тему: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в пении и музыкально-ритмических движениях»
Оценка ______/________________/ ____________________________ (подпись руководителя) Дата защиты__ ________ г.Кинель,2022 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………...4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ Значение певческих навыков…….………………………………………6 Значение музыкально- ритмических движений в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………….7 Возрастные особенности формирования певческих навыков…….……………………………………………………………………..8 Возрастные особенности формирования музыкально-ритмических навыков………………………...…………………………………………………10 Выводы по главе 1…….………………………………………..……………….11 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 2.1 Методические подходы для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...12 2.2 Методические приёмы, используемые при обучении детей музыкально- ритмическим движениям детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..14 2.3Педагогические условия обучения музыкально- ритмическим движениям детей дошкольного возраста…………………………………………………...17 Вывод по главе 2…………….…………………………………………………...19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………20 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….……………………........21 ПРИЛОЖЕНИЕ……..…………………………………………………………...22 ВВЕДЕНИЕ «Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это пение и свободное движение под музыку и научить этому можно каждого ребенка» А. И. Буренина Исследователи музыкального воспитания Е.И. Алмазов, Н.А. Бернштейн, Е.В. Гурьянов, Т.Г. Егоров, Н.А. Крестовников, К.Е. Платонов отмечают, что вокальное и музыкально-ритмическое развитие необходимо начинать в дошкольном детстве. В этом возрасте наиболее доступным для детей является пение и танец. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В процессе пения и танца дети имеют возможность выражать свой внутренний мир, чувства, эмоции, переживания, настроения посредством голоса и движений. Проблема формирования певческих и музыкально-ритмических навыков дошкольника - одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. Актуальность исследования состоит то что, процесс формирования певческих и музыкально-ритмических навыков развивает у детей выразительность и эмоциональность, вырабатывает красивую осанку и элегантную походку. Певческие и музыкально-ритмические навыки обогащают детей яркими образами, создают условия эмоциональной разрядки, развивают фантазию и воображение. Причины неудовлетворительного вокального и музыкально-ритмического развития с детьми в детском саду кроются, в некоторых неверных установках программы по пению и танцу для дошкольников, в издержках сложившейся практики музыкальных занятий. В результате беспрерывной подготовки к бесконечным праздничным датам от музыкальных руководителей требуют разучивания с детьми нового репертуара песенного, театрального, танцевального, и это становится самоцелью. В этих условиях почти невозможно находить время и силы для очень тонкого трудного процесса формирования певческих и музыкально-ритмических навыков. Объект исследования – музыкальная деятельность детей в детском саду. Предмет исследования – пение и музыкально-ритмические движения детей дошкольного возраста. Цель работы: рассмотреть пути формирования певческих и музыкально-ритмических навыков в дошкольном возрасте. Исходя из цели, поставлены следующие задачи: рассмотреть теоретические основы формирования певческих и музыкально-ритмических навыков у дошкольников; проанализировать процесс формирования певческих и музыкально-ритмических навыков в дошкольном возрасте. Методологические основы исследования: научно-теоретические и методические работы по формированию певческих и музыкально-ритмических навыков на различных этапах детского возрастного развития (Е.И. Алмазов, Н.А. Бернштейн, Н.А. Ветлугина, Е.В. Гурьянов, Т.Г. Егоров, Н.А. Крестовников, К.Е. Платонов, О.П. Радынова и др.) Методы исследования: анализ научно-теоретической, учебной, программно-методической литературы по теме работы; анализ работы дошкольного учреждения по вопросам музыкально-эстетического воспитания дошкольников и организации музыкальных занятий; наблюдение. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ 1.1 Значение певческих навыков. Пение принадлежит к тому виду искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Многие передовые общественные деятели высоко оценивали роль пения в жизни человека. Чернышевский Н.Г. относил пение к "высшему, совершеннейшему виду искусства" и подчёркивал: "Пение первоначально и существенно, подобно разговору". По сути, песня - это синтез слова и музыки. Знаменитый венгерский педагог и композитор Золтан Кодай, считал пение необходимым видом деятельности, поскольку разучивание мелодий «путём их вокального воспроизведения развивает способность слухового музыкального восприятия». Певческие навыки - это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Развитие певческого голоса детей может быть эффективным только на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться и правильные певческие навыки. Успешность выполнения действия зависит от ориентировочной части, так называемого регулировочного образа. Поэтому его формированию придается первостепенное значение при обучении навыку. В пении регулировочным образом является звуковой образ. Чтобы спеть что-либо, необходимо четко представить звук, который будет воспроизведен. Отсюда самым первым этапом формирования певческого навыка является создание вокально-музыкального образа. Он будет выполнять ориентирующую и программирующую функции по отношению к голосовой моторике [10 c.49]. Следовательно, основной задачей начального этапа формирования певческих навыков является применение такой методики, которая позволила бы как можно скорее создать у ребенка вокально-музыкальный образ. Самым простым способом тут является показ звучания самим педагогом или при помощи записи. Такой метод весьма эффективен. В начале обучения применяется и показ движений, необходимых для правильного голосообразования: движение дыхательных мышц, нижней челюсти, губ, форма открытия рта, зевок. Все это обязательно должно сочетаться с объяснением. В объяснении должны быть четко охарактеризованы основные качества профессионального звучания (округленность, звонкость, высокая позиционность, правильное резонирование), индивидуальные особенности тембровой окраски, а также указаны приемы достижения правильного звучания. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, музыкальное мышление, музыкальная память. Резонаторные и мышечные ощущения, так же, как и слуховые, во время пения выполняют роль обратной связи, при помощи которой контролируется и корректируется процесс голосообразования, формируются певческие навыки. Поэтому в процессе обучения следует специально фиксировать внимание учащегося на этих ощущениях, а при достижении правильного звучания помогать ему хорошо их осознать и запомнить [8 c/ 98]. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Благотворно влияет на нервную систему, помогает устранению некоторых дефектов речи: заикания, картавости, гнусавости - поэтому широко применяется в работе логопедов и дефектологов. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. 1.2 Значение музыкально-ритмических движений в дошкольном возрасте. Ведущее место среди ученых, которые работали над созданием современной системы музыкально-ритмического воспитания принадлежит Н.Г. Александровой, а также ее ученикам и последователям - Е.В. Коноровой, II.П. Збруевой, В.И. Гринер, Н.Е. Кизевальтер, М.А. Румер. В детских садах используются различные методики, например: программа Е.В.Горшкова «От жеста к танцу», О.П.Радынова программа «Музыкальные шедевры», А.И. Буренина программа «Ритмическая мозаика», и многие другие. В детском саду вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения». На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов по музыкально-ритмическому воспитанию в дошкольных учреждениях справедливо считали музыку «исходным моментом» в ритмике, а движение-средством ее усвоения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т. е. мелодию в связи со всеми выразительными средствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения. Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает все музыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми его компонентами (развитием и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т. д.). Таким образом, музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма. Музыкально-ритмические построения, национальные пляски, инсценировки, хороводные игры с пением, построенные на лучших образцах народной, русской классической и современной музыки, формируют нравственный облик ребенка, развивают музыкальность и художественный вкус, воспитывают любовь к Родине. Занятия музыкально-ритмическими движениями способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию ребенка. 1.3 Возрастные особенности формирования певческих навыков. Певческие возможности дошкольников (певческие диапазоны, особенности певческого дыхания, артикуляционного аппарата) в каждой возрастной группе различны. Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять. Наряду с этим важно создать благоприятную "звуковую атмосферу", способствующую охране голоса и слуха ребенка. Певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос (Таблица 1). Таблица 1 Таблица диапазонов
Можно выделить три возрастных периода в соответствии с общим и музыкальным развитием детей: до 3 лет, от 3 до 5 и от 5 до 6 (7) лет. В первом возрастном периоде малыши накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт сенсорно-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. Во втором возрастном периоде происходят координация слуха и голоса, музыки и движений, соединение знаний и умений. В возрасте от 5 до 6 (7) лет практические действия подкрепляются знаниями о музыке, обогащаются ими, формируются и зримо проявляются элементы эстетического отношения к пению и музыке вообще [4 c.55]. На занятиях с самыми маленькими детьми используются попевки и небольшие песенки, имеющие подражательный характер (голоса птиц, животных, звуки окружающей действительности, повторяющиеся интонации). С их помощью развивается слух, формируется дикция и артикуляция. Желательно, чтобы в тексте были звуки ж, ш, ч, р. Мелодии должны быть простые, построенные на 2 - 4 звуках. У детей 3-4 лет дыхание еще неравномерное, короткое, не у всех развита артикуляция, дикция, некоторые затрудняются в произнесении отдельных звуков. В 4 - 5 лет дыхание становится более устойчивым, дети могут петь более протяженные фразы (два такта в среднем темпе), лучше произносят слова. В этом возрастном периоде подбираются песни и хороводы о природе, окружающей действительности, певческие упражнения строятся на тексте, посильном для ребят. Они помогают формированию дикции, артикуляции, певческого дыхания, ансамбля. Дети к 5 годам уже используют разные типы дыхания (ключичное, грудное, нижнереберное, а также смешанное). Мелодии поются более сложные, в медленном и среднем темпе, динамика тихая и умеренно громкая [17 c.75]. В 5 - 6 (7) лет дети могут петь фразы из двух тактов в медленном темпе. В этом возрасте используется более разнообразный песенный репертуар, темп от медленного до подвижного, динамика от тихой до умеренно громкой. Петь громко не рекомендуется. Сила звучания детских голосов умеренная, так как голосовые связки еще не сформированы. Самый подходящий материал для занятий с детьми всех возрастов - народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны дошкольникам. Они чаще исполняются без сопровождения, способствуют развитию слуха, формируют вкус, могут применяться в различных жизненных ситуациях. Возрастные особенности формирования музыкально-ритмических навыков. В раннем детстве (на первом году жизни) музыкально-ритмическая деятельность малыша выражается в чисто импульсивной реакции на звуки музыки и отличается большой подражательностью. Взрослый, активизируя ребенка исполнением, заставляет его реагировать веселым двигательным возбуждением на плясовую мелодию и более спокойно на колыбельную. Возникают первые проявления эмоционального отклика на музыку посредством движения [7 c.68]. Дети второго и третьего года жизни готовы к самостоятельным музыкально-ритмическим навыкам. Отображая в играх внешнюю сторону действий персонажей, они пытаются под влиянием музыки показать их характер. При индивидуальном исполнении могут выполнить отдельные разрозненные действия, затрудняясь связывать их в целое. Ребята ощущают смену частей произведения (особенно в двухчастной форме с контрастными построениями) и соответственно изменяют движения с помощью взрослого. На четвертом году жизни малыши могут высказаться об игре, вспоминая ее отдельные моменты. Они способны самостоятельно изменять движения в соответствии с двухчастным музыкальным произведением, если звучание каждой части достаточно продолжительно (примерно 8 тактов). Дети пятого года жизни могут делать краткие замечания по поводу музыкально-ритмических игр, упражнений, касаясь тематики, сюжета, меньше говорят о музыке, способны отметить двух - и трехчастную форму в движениях, произвольно изменяя их характер и направление, ощутить выразительность музыкально-игрового образа, пытаясь выразить его каким-либо характерным движением. Ребята могут достаточно четко ходить в соответствии с метрической пульсацией. Правильная передача ритмического рисунка в пляске их затрудняет. Чувствуя смену темпа, они не всегда точно это воспроизводят [11 c.53]. Дети шестого года жизни в своих высказываниях пытаются отметить некоторые связи музыки и движения. Слушая произведение, они могут восстановить в памяти последовательность движений в играх, хороводах, плясках. Ребята чувствуют и передают движениями повторные, контрастные части музыки, предложения, фразы, если они ясно определены, симметричны и продолжительны. Появляются двигательная выразительность в передаче музыкально-игровых образов, точность и грациозность в танце. Отмечается также более развитое чувство ритма - умение воспроизводить постоянный ритм (который длится некоторое время), выделять, акцент, сильную долю, смену темпа. Дети седьмого года жизни, активно воспринимая музыку, отмечают ее связь с движением, чувствуют выразительные особенности музыкального звучания. Они самостоятельно двигаются в пляске, хороводе, упражнениях, различая форму произведения: деление на фразы, предложения, асимметричность построения. Ребята воспроизводят ритмический рисунок (в соответствии с метрической пульсацией), равномерно повторяющиеся акценты, изменяют темп, ускоряя и замедляя его. Чувство ритма позволяет детям точно выполнять движения, выразительно, изящно танцевать и значительно ярче проявлять себя в играх. С большим интересом относятся они к творческим заданиям, проявляют инициативу, выдумку при композиции танца, передаче музыкально-игровых образов. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 Таким образом, изучив педагогическую, методическую и музыкальную литературу, мы пришли к выводу о том, что занятия ритмикой и пением являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально – эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной. Музыкально – ритмические и певческие навыки тесно взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения ее особенностей в разнообразных движениях. Приемы и методы обучения пению и движениям разнообразны, и их необходимо варьировать для достижения наилучших результатов. ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Методические подходы для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста. Пение обогащает внутренний мир ребенка, так же успешно решаются и воспитательные задачи, связанные с формированием личности дошкольника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью более общительны, эмоциональны и внимательны на занятиях. Этот эмоциональный всплеск заряжает детей жизненной энергией. Организация и проведение практического исследования по развитию музыкально-ритмических и певческих навыков у дошкольников в музыкальной деятельности проводилось на базе СП ДС "СКАЗКА" ГБОУ СОШ №5 " ОЦ "ЛИДЕР" Г.О. КИНЕЛЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ в старшей группе. Участвовало в исследовании 10 детей 5-6 лет в период с марта по апрель 2022 года. Наш детский сад работает по основной образовательной программе, которая разработана творческой группой педагогов на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки». В начале опытной работы в процессе музыкальных занятий с детьми был выявлен ряд проблем: • дошкольники недостаточно использовали свой певческий потенциал. • дети затруднялись петь выразительно, не проговаривая чисто до конца слова; • часто заменяли громкое пение на крик, а тихое – на шёпот; Для работы с детьми, мы использовали несколько критериев, по которым оценивали певческие способности каждого ребенка (таблица 2) Таблица 2 Критерии оценки уровня освоения певческих навыков в старшей группе
Для выявления уровня развития певческого голоса была разработана диагностика (приложение 1), позволяющая отслеживать динамику развития певческих навыков у дошкольников. В процессе диагностики детей в этой группе было выявлено, что 15% (2 ребенка) имеют высокий уровень, 57% (5 детей) средний уровень, 28% (3 ребенка) имеют низкий уровень развития певческих навыков. Для решения поставленных задач в работе с детьми была использована методика комплексного музыкально-певческого воспитания «Фонопедический метод развития голоса» разработанная педагогом, вокалистом В. В. Емельяновым, а также разнообразные методы и приемы наглядного, словесного и практического показа (приложение 2). После проведенной работы, мы провели повторную диагностику для выявления динамики развития певческих навыков (приложение 3). На завершающем этапе исследования были получены следующие данные о развитии показателей певческих навыков детей: высокий уровень - 33% (3 ребёнка, средний уровень- 64% (6 детей); низкий уровень - 7% (1 ребёнок). Таким образом, на основании результатов проведённого исследования, была выявлена положительная динамика развития певческих навыков у дошкольников. Практическая значимость исследования выражается в возможности применения результатов исследования воспитателями и музыкальными руководителями в работе с детьми, в подборе творческих заданий, в составлении рекомендаций по подбору репертуара в развитии певческих навыков детей дошкольного возраста. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены в полном объеме. Методические приёмы, используемые при обучении детей музыкально-ритмическим движениям детей дошкольного возраста. Традиционное обучение музыкально-ритмическим движениям на занятиях включает три этапа. На первом этапе ставятся задачи: ознакомить детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах). Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер и показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его. Затем педагог поясняет содержание, элементы этого движения, при необходимости показывает каждый отдельно и даже может предложить детям выполнить их. Если элементы хорошо знакомы (или не представляют особой трудности), то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение полностью. При этом педагог напоминает последовательность элементов композиции, разъясняет и вновь показывает движение для более точного выполнения задания. Важное значение на первом этапе (как и в дальнейшем) имеет объективная и тактичная оценка педагогом действий каждого ребенка, чтобы сохранить эмоционально-положительное отношение детей к занятиям. На втором этапе задачи изменяются: это углубленное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения. Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей. Если появляются затруднения, воспитателю следует вновь обратиться к музыке, ее выразительным средствам, наглядному показу движения (с соответствующими пояснениями). На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры или композиции хоровода и т. д. Эти приемы помогают детям глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ. На третьем этапе обучения ритмике задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение). У младших дошкольников наблюдается большая потребность в двигательной деятельности, но ребенок двух - трехлетнего возраста устает от длительного нахождения в одном положении или от однообразных движений. Детям трудно реагировать и на частую смену движений. Поэтому необходимо чередовать движение с отдыхом. Для детей этого возраста характерно также отсутствие выдержки, устойчивого внимания, свойственно непроизвольное поведение. К детям средней группы в процессе занятий музыкально-ритмическими движениями предъявляются гораздо большие требования. Их учат точнее исполнять задания, самим исправлять ошибки, осознанно относиться к качеству движений. Развивают наблюдательность, инициативу и самостоятельность детей при выполнении заданий, будят воображение. Усложнение программы в старшей и подготовительной группах обусловлено уже приобретенным детьми жизненным и музыкальным опытом, а также уровнем их физического и психического развития: окрепла нервная система, движения стали более скоординированными, развились ориентировка в пространстве и воображение, внимание стало более сконцентрированным. У детей в достаточной степени развиты музыкальные способности - чувство ритма, музыкальный слух. В старшей и подготовительной группах воспитатель закрепляет все ранее приобретенные детьми навыки, знания и умения. Рассмотрим пример методики проведения игры с детьми старшего дошкольного возраста. Примерный образец последовательного разучивания игры. Игра «Зайцы и медведь», музыка Н. Римского-Корсакова и В. Ребикова, автор движений Н. Ветлугина Программное содержание. Учить детей двигаться в соответствии с музыкой различного характера, заканчивать движение в момент окончания звучания музыки, эмоционально выполнять легкие прыжки зайцев, тяжелую поступь медведя. Задачи. Воспитывать слуховое внимание, выдержку; развивать творческую активность. Описание игры. Все дети - «зайцы». Один из детей - «медведь». «Зайцы» сидят на стульях (в «норках») у стены, «медведь» находится в одном из углов комнаты (в «берлоге»). На музыку Н. Римского-Корсакова «зайчики» выбегают из «норок» и прыжками двигаются по комнате. Когда начинает звучать пьеса В. Ребикова «Медведь», из «берлоги» выходит «медведь». Он ходит тяжело, переваливаясь. «Зайцы» при появлении «медведя» убегают в свои «норки». Для работы с детьми, мы использовали несколько критериев, по которым оценивали музыкально-ритмические способности каждого ребенка (таблица 3). Таблица 3 Критерии оценки уровня освоения музыкально-ритмических и навыков в старшей группе
Для выявления уровня развития музыкально-ритмических способностей была разработана диагностика (приложение 6), позволяющая отслеживать динамику развития навыков у дошкольников. В процессе диагностики детей в этой группе было выявлено, что 10% (1 ребенок) имеет высокий уровень, 55% (5 детей) средний уровень, 35% (4 ребенка) имеют низкий уровень развития музыкально-ритмических навыков. Для решения поставленных задач в работе с детьми была использована методика выявления уровня развития чувства ритма (разработана на основе методик А.Н. Зиминой и А.И. Бурениной) (приложение 7). После проведенной работы, мы провели повторную диагностику для выявления динамики развития музыкально-ритмических навыков (приложение 8). На завершающем этапе исследования были получены следующие данные о развитии показателей музыкально-ритмических навыков детей: высокий уровень - 25% (3 ребёнка), средний уровень- 63% (6 детей); низкий уровень - 12% (1 ребёнок). Таким образом, на основании результатов проведённого исследования, нами была выявлена положительная динамика развития навыков у каждого ребёнка в группе. Педагогические условия обучения музыкально-ритмическим движениям детей дошкольного возраста. В методике обучения дошкольников ритмическим движениям и пению много общего. Во-первых, применяются сходные методы: наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом), наглядно-зрительный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов), словесный (образный рассказ руководителя о новой игре, танце, пояснения и ходе выполнения движений, напоминания об их приемах и т.д.), упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала). Во-вторых, в пении и ритмике применяется последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка. Существует много способов первоначального ознакомления с игрой. Мы считаем наиболее целесообразным следующий: сначала исполняется вся музыка, затем дается краткое изложение игры и в заключение повторно звучит музыкальное произведение. Чаще всего этот способ используется в достаточно простых несюжетных или сопровождаемых песней играх. Например, в русской народной песне "Как на тоненький ледок" повествуется о том, как Ваня ехал на коне, упал, а девочки-подружки помогли ему. Исполнение песни создает целостное впечатление о тех музыкально-игровых образах, которые детям предстоит воспроизвести. Занятие 1. Слушание музыки. Внимание детей привлечено к легкому, изящному характеру музыки и различному изложению первого и второго предложений. Дети воспринимают музыку в целом, ощущая ее меняющийся характер. Занятие 2. Ребята отмечают изменения в характере звучания движением рук. Первое предложение - руки "показались" (первая доля такта), руки "спрятались" (вторая доля такта). Второе предложение - руки "танцуют" (повороты кистями). Таким образом усваивается построение музыкального произведения. Занятие 3. Играющие прячутся за стулья, поставленные по кругу. Первое предложение - быстро выглядывают или прячутся. Второе предложение - бегут по кругу, с окончанием музыки занимают стулья. Развивается ритмичность и четкость движений. Занятие 4. Построение игры, как на предыдущем занятии, но в центре круга за спинкой стула становится водящий. Когда дети прячутся, он их "ищет" (выглядывает из-за стула), и наоборот. Педагог работает над выразительно-образным характером движения. Занятие 5. Повторяются движения предыдущего занятия, но, когда ребята бегут по кругу, воспитатель незаметно убирает один стул и оставшийся без места становится водящим. В игре появляется "спортивный" интерес. Таким образом, последовательность занятий и умелое использование приемов помогают детям хорошо усвоить игру, овладеть программными навыками музыкального восприятия и выразительного движения. Подготовка педагога к обучению детей музыкально - ритмическим движениям Для того, чтобы правильно организовать процесс разучивания с детьми игр, плясок и упражнений, педагог должен соответствующим образом подготовиться: проанализировать его с точки зрения общего характера и музыкальной формы; тщательно разучивать музыкальное произведение; исполнить самому движения данной игры, пляски, упражнения, стремиться к их выразительности, точности, образности на основе анализа произведения и указаний авторов; запланировать программные требования к детям по основным музыкально-ритмическим навыкам; разработать методику обучения. Программные требования планируются по следующим аспектам: характеру музыкального произведения (бодрый, спокойный, торжественный); темпу (быстрый, медленный, умеренный и т. д.); динамике (громко, тихо, не очень громко и т. д.); метроритму (размер, акцентировка, ритмический рисунок); форме музыкального произведения (одна, две, три части, вступление, заключение). |