Тема ii. Античная философия
Скачать 471.24 Kb.
|
Скептицизм был основан греческим философом Пиррон (III в. до н.э.). Пиррон первым провозгласил в качестве основного метода философствования принцип «эпохэ» – воздержание от суждений. Второй принцип – невозмутимость в жизни. Предметом философии становятся этические вопросы. Главное, как жить в этом неустойчивом мире, а не как произошел этот мир ? Философия должна помогать бороться с опасностями, освобождать человека от волнений. Философ – это человек, стремящийся к счастью, которое состоит в невозмутимости и отсутствии страданий. о вещах нельзя сказать ничего определенного. О каждой вещи можно высказать любое утверждение, даже самое противоречивое следует воздерживаться от категорических суждений о вещах; но чувственное впечатление конкретного человека не могут вызвать скептицизма. Если человек считает: это кажется мне сладким, горьким и т.п., то так оно и есть. Но из этого нельзя делать вывод, что это существует в действительности. Ведь чувства сами по себе не несут истины. Формой истины являются именно суждения; скептицизм уравнял все философские направления: все они не правы, ибо твердо установленная истина невозможна; однако скептики не смогли соединить в своей диалектике противоположности. Они предпочли воздержание от всякого суждения. Крупнейший представитель скептицизма в Древнем Риме – Секст Эмпирик (вторая половина II в. н.э.) – создал этику здравого смысла. Эта этика предписывает уже не полную апатию, но соразмерность аффектов. Опыт реабилитирован. 4 регулярные правила жизни: 1) следовать указаниям природы; 2) следовать импульсам наших аффектов (повиноваться чувству голода, жажды); 3) уважать законы и обычаи собственной страны; 4) не оставаться инертным, но упражняться в умениях. Отказ от суждений по поводу истины Секст Эмпирик распространяет уже не только на философию, но и на математику, астрономию, грамматику. Своеобразный атеизм. Неоплатонизм стремился согласовать учения Платона и Аристотеля на основе принципа приоритета единого духовного начала. Плотин (204 – 270 н.э.), создавший собственную школу в Александрии, считал: структура бытия – это иерархия трех субстанций – Единого, Ума и Души; на высшем месте – Единое. Это первосущее, оно лишено границ и формы, каких-либо определений, стоит над любым существованием и мышлением. Познавать Единое возможно только особым сосредоточенным созерцанием, через экстаз; Ум возникает из Единого. По сути, это платоновский «мир идей». В Уме различаются: вещество (но это не материальное вещество, а форма сущности); мыслимое бытие; само мышление; из Ума возникает Душа. Все отдельные души возникают из Души как божественного начала. Душа постоянно остается неделимой и находится во всех частях тела; таким образом, Ум – порождение Единого, а сам Ум порождает Душу, которая состоит из божественной и земной Души. Но при этом душа человека не связана органически с телом; это порождение обозначается у Плотина как переполнение Единого, как истечение, как эманация – переход идеального в материю; материя есть некий субстрат, лишенный каких-либо качеств, форм, красоты. Это – злое начало; небесные светила обладают разумом. Наша Земля тоже одушевлена; душа человека находится в связи и с Душой божественной, и с чувственным миром; цель земной жизни – отрешиться от телесности и возвратиться к первоначальной жизни, когда душа была связана с Умом и созерцала идеи. Путь к этому – нравственное совершенствование человека. Души тех людей, которые пошли по этому пути и сумели отрешиться от всего чувственного, после смерти тела становятся божественными; теория Плотина предполагала и обратный процесс восхождения от материального к идеальному: Душа – Ум – Единое. В этом восхождении Плотин намечает путь от единичного к всеобщему. Но диалектика Плотина носит мистический характер и не имеет рационального содержания. Продолжателем неоплатонизма выступил Порфирий (234 – 304), который много сделал для издания и популяризации Платона и Плотина. Он занимался и изучением проблем логики, положил начало спору об универсалиях. Порфирий был противником христианства («Против христиан»). Он резко критиковал Ветхий и Новый заветы, отрицал подлинность некоторых книг Библии, указывал на противоречия в Евангелиях. Но он не был настроен вообще против религии, он, скорее сторонник политеистической религии: мифы в аллегорической форме выражают философские истины. Порфирий делал упор на практической стороне неоплатонизма, на нравственных вопросах. Вопрос VII. Влияние античной философии на развитие европейской культуры и медицины. В античной философии были поставлены главные философские проблемы, сформулированы основные подходы и представления о предмете философии, был поставлен и основной вопрос философии. Первоначальная нерасчлененность философии и науки обусловили особое место философии в античном обществе. Философия поистине являлась «душой» культуры античного общества, во многом определив направленность и характер дальнейшего развития цивилизации Европы. Именно благодаря ей цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе интеллектуальном и практическом. Античная философия заложила такую особенность цивилизации Запада как плюрализм, установку на конкуренцию различных мировоззренческих позиций. Влияние философии на древнюю медицину – явление естественное и даже необходимое. Исторически сложилось, что медицина (она постарше) и философия развивались всегда вместе. Ведь основным интересом мудрецов всегда было осмысление тайн мира, жизни, особенно человеческой. Самая древняя медицинская практика восходит к жреческой. Согласно мифологии первым стал обучать людей искусству врачевания кентавр Хирон. Асклепий, ученик Хирона, был сыном бога, носил титул «медика», «спасителя», а его символом была змея. Ему были посвящены особые храмы в местах с целебными источниками. Этим медикам разрешалось лечить в миру: в лавках, на площадях. Со временем светские медики обрели собственный статус и право на специальную подготовку. Для такой подготовки возникли медицинские школы вблизи храмов Асклепия. Влияние философии на медицину началось под воздействием пифагорейцев, в первую очередь Алкмеона. У пифагорейцев философия здоровья была тесно связана с проблемами гигиены, правилами содержания души и тела в чистоте. Врач-мыслитель Алкмеон рассматривал человеческое тело как микрокосм. Практически он и ввел в научный оборот понятия «эмбриология», «физиология», «теория ощущений», «психология». Под явным влиянием пифагорейцев Алкмеон определил здоровье человека как гармонию противоположных сил. В более конкретном плане равномерное сочетание основных жидкостей организма означает состояние здоровья, а преобладание (или недостаток) какой-либо одной из них и нарушение всего баланса влекло за собой патологическое состояние. Именно Алкмеон впервые ввел в медицинскую практику рассечение трупов. Он первым указал на мозг человека как сосредоточие мышления. А нервы он называл путеводными каналами органов чувств. При этом он, как и Демокрит и Платон, противопоставлял мышление ощущениям. Следующий шаг в развитии медицинского знания делает врач и философ Эмпедокл, который первым ввел в медицинский обиход теорию 4-х элементов: огонь, воздух, вода и земля. Наиболее равномерны 4 элемента смешаны в крови. Человек и внешний мир состоят из одних и тех же элементов. Принципиально новый шаг в развитии медицины сделал Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.) с о-ва Кос. Именно Гиппократ придал медицине статус науки, что тогда означало род занятий, использующий точный метод. Вообще научность была создана философией ионийских физиков. За точным методом гиппократовой медицины стояло усилие милетских философов объяснить любой природный феномен естественными причинами. Именно эта натурфилософская методология беспристрастного наблюдения за явлениями и их рационального упорядочивания была взята на вооружение Гиппократом. Впрочем, Гиппократ и его ученики не ограничились этим. Впервые в медицинской практике они прямо указали на исключительную роль философии. Они определили и морально-этический устав медика. Труд врача становится с тех пор нравственным долженствованием, которое побуждало его действовать в рамках моральных норм врачевания, вытекающих из философии человеческого бытия. В своем трактате «О водах, ветрах и местностях» Гиппократ открыл структурную соотнесенность между болезнью, характером человека и окружающей средой. Человек представлялся как вплетенный естественным образом в контекст всех систем, образующих сферу его жизни: времен года, атмосферных потоков, водных ресурсов и характеристик данной местности. Для правильного понимания части необходимо понимание целого, к которому эта часть принадлежит. Природа местности накладывает свой отпечаток на конституцию и характер людей, проживающих здесь, на их здоровье. На здоровье влияют и политические институты: демократия закаляет характер и здоровье, деспотизм же вызывает противоположный эффект. Гиппократ в основном солидаризировался с идеей Алкмеона о значении соотношения жидкостей в организме. В центре его медицинской теории стал тезис о смешении четырех основных жидкостей: крови, слизи, желтой и черной желчи. Но наряду с этим школа Гиппократа обладала и более подробной теорией анатомии и физиологии. В первой главное внимание обращалось на отношение к человеческому мозгу и нервной системе, а во второй – на учение о прирожденном тепле. Именно в этом он видел причину жизни. Источником же ее был дух, двигающийся по жилам как воздухообразное вещество. Это можно считать предвосхищением значения кислорода. В последние века античного мира развитие медицины связано с именем великого врача и философа Клавдия Галена (129 – 200 н.э.), личного врача императора Марка Аврелия . Истинный врач должен быть философом. Гален попытался заново переосмыслить и систематизировать уже известные медицинские знания. Теоретические представления Галена не были умозрительными, а основывались на анатомических исследованиях, изучении животных и растений, переосмысленной теории элементов Гиппократа и учения о рациональной, гневной и вожделеющей душе. Медикам своего времени он обоснованно предъявил три жестких обвинения: в невежестве, коррупции и в абсурдной разобщенности. |