Главная страница
Навигация по странице:

  • Историческое значение философии Платона

  • ФИЛОСОФИЮ

  • Теория материи

  • ФОРМА

  • Тема ii. Античная философия


    Скачать 471.24 Kb.
    НазваниеТема ii. Античная философия
    Дата14.10.2021
    Размер471.24 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла7b4bede5c07d88d9414f15e17bae78bad7c719ce8987912bed710efbba1.pdf
    ТипДокументы
    #247418
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6
    идеального
    государства.
    В этом идеальном государстве полностью реализуется вышеуказанный закон общественный жизни, который одновременно служит и критерием справедливости. В соответствии с этим законом все население государства (
    полиса
    ) делится на три сословия – философы, воины, работники. Работники (т.е. крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага и могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью. Воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости участвуют в военных действиях. Философы (мудрецы) разрабатывают философские теории, познают мир, учат и управляют государством. При этом и философы, и воины не должны иметь частной собственности.
    Все жители государства
    2
    Здесь в скрытом виде уже видны контуры идеи разделения труда, хотя по Платону различия между сословиями определяются нравственными задатками и преобладанием той или иной части души.
    вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы) и вместе отдыхают
    . Не существует брака, все жены и дети общие. При этом женщины имеют одинаковые права с мужчинами. Существует и поощряется рабство.
    Рабы – это, как правило, варвары, захваченные в плен
    Данные три сословия соответствуют трем частям души. Для правителей характерно преобладание развитой разумной части души, мудрости. Для воинов – воля и благородная страсть. Для работников – чувственность и влечения. При этом разделению по преобладанию части души соответствует и морально-нравственная дифференциация.
    Идеальное государство обладает 4-ми добродетелями, из которых три присущи трем сословиям соответственно:
     мудрость присуща правителям-философам;
     храбрость – воинам, стражникам;
     умеренность – всем работникам. А четвертая добродетель является общей:
    «чтобы каждый делал свое и только свое дело».
    При этом нравственные качества воинов и правителей- философов Платон ставит выше нравственности работников. Таким образом, идеальное государство Платона обладает одновременно чертами и политической, и нравственной организации. Это дает возможность успешно решать важнейшие государственные задачи: защита государства от врагов; осуществление систематического снабжения граждан; развитие духовной культуры общества в целом и граждан.
    Идеальное государство Платона состоит из людей, которые выполняют свои социальные функции совершенно без учета личных интересов и потребностей.
    Сплоченность государства обеспечивается за счет жесткого ограничения и существенного обеднения личной жизни граждан, людей
    3
    . Сделав «счастливыми» всех, социальная утопия Платона приносила в жертву отдельного человека. Можно сказать, что Платон впервые в истории философии обосновал (но не сформулировал) принцип полного
    подчинения личности государству.
    В идеальном государстве полностью реализуется указанный закон общественной жизни. Все реально существующие типы государства отклоняются от реализации этого закона в большей или меньшей степени. Эти реально существующие типы государства
    Платон разделил на:
     монархия – справедливая власть одного человека;
     тирания несправедливая власть одного человека;
     аристократия – справедливая власть меньшинства;
     олигархия – несправедливая власть меньшинства;
     демократия – справедливая власть большинства;
     тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
    Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию
    , то стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия. Платон впервые распространил диалектику на сферу политики. По его мысли, наличие чего-либо в излишней степени приводит к своей противоположности. Избыток свободы приводит к рабству, а тирания рождается из демократии как максимальной свободы.
    Этика Платона построена на идеалистическом понимании души. Основой этики
    3
    В частности, Платон предусматривал весьма жесткую идеологическую диктатуру государственной власти.
    За «безбожие» полагалась смертная казнь. Строгой цензуре подвергалось любое искусство, которое не было направлено на развитие морального совершенства в интересах государства. Музыка не должна расслаблять людей и вызывать печаль. Литература не должна описывать богатые пиры (это порождает зависть) и вызывать страх смерти.
    является осознание человеком врожденных добродетелей. Соблюдение этих врожденных добродетелей ведет к справедливости. При этом важное место отводилось религии.
    Платон неоднократно подчеркивал значение набожности и почитания богов.
    Историческое значение философии Платона:
     впервые философом было оставлено целое собрание фундаментальных произведений, выражавшая всеобъемлющую энциклопедическую теоретическую систему;
     положено начало и рациональное обоснование идеализму как крупному философскому направлению («линия Платона»);
     были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить и определить фундаментальные философские категории: бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, делимое – неделимое и др.
     впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.
     была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи и продолжатели Платона
    Аристотель
    (384 – 322 до н.э.) великий философ
    4
    , создавший самую обширную и всеобъемлющую научно-теоретическую систему античности, опиравшуюся на огромный эмпирический материал. Написал 150 научных трудов. По существу
    Аристотель был и первым историком философии: именно он впервые глубоко и систематически проанализировал все доступные ему работы предшествующих мыслителей.
    Аристотель систематизировал науки, сформулировал предмет и методы многих отдельных наук. ФИЛОСОФИЮ он определил как совокупность научно-
    теоретического знания о действительности, придав ей практическую и эвристическую направленность. При этом Аристотель стремился изгнать из философии мифологические образы и неоднозначность понятий, поставить ее на научную основу. Аристотель предложил делить философию на три вида:
    1. теоретическая – изучает проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождение всего сущего, причины различных явлений;
    2. практическая философия – о деятельности человека, устройстве государства;
    3. поэтическая философия;
    4. логика (добавлена позже).
    Критика Платона и его учения об идеях. Разделение бытия на идеи и вещи не имеет под собой рационального обоснования, т.к. идеи – это просто копии чувственных вещей и тождественны им по содержанию. Отделение Платоном идей от вещей привело лишь к удвоению того, что должно быть объяснено. Ведь, по Платону, вещи должны быть объяснены при помощи идей. Но при этом Платон отрицает какую-либо причинную зависимость между идеями и вещами. Платоновская идея как сущность оторвана от самой вещи. Вот этот разрыв между вещью и ее сущностью – главная мишень Аристотеля. II аргумент: если вещь многообразна, то она должна иметь несколько образцов-идей, а это нонсенс. Следовательно, не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью. Существуют только единичные и конкретно определенные вещи.
    Онтология Аристотеля. Исходный пункт – признание существования объективного мира, который материален и чувственно познаваем. Сущность находится в самих вещах. Вещи первичны, а идеи вторичны, это только названия, наименования вещей.
    4
    Он происходил из г. Стагиры, поэтому его часто называют Стагиритом. Его отец Никомах был врачом при дворе македонского царя. В 17 лет он уехал в Афины и стал учеником Платона на 20 лет. Через некоторое время он стал учителем Александра Македонского. Через 3 года Александр становится царем, а Аристотель возвращается в Афины, где создает свою школу – Ликей. Обучение там проводилась обычно в аллеях, поэтому Ликей назвали школой перипатетиков (прогуливающихся). Умер в изгнании на о. Эвбея.

    Поскольку бытие не есть «чистые идеи» (эйдосы) и их материальное отражение
    (вещи), то возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос Аристотель пытается через высказывания о бытии, т.е. через категории (в переводе с древнегреческого
    – высказывание).
    Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос о бытии. При этом лишь одна из категорий говорит непосредственно о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Эти 10 категорий:
     сущность (субстанция);
     количество;
     качество;
     отношение;
     место;
     время;
     положение;
     состояние;
     действие;
     страдание.
    Таким образом, по Аристотелю бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие. Бытие – это субстанция, а субстанция – это единство материи и формы.
    Теория материи. Каждая конкретная чувственная вещь – это единство материи и формы. МАТЕРИЯэто потенция, пассивное начало. Она у Аристотеля лишена каких- либо конкретных характеристик. ФОРМАэто сущность вещи, она нематериальна. Но в то же время она не есть нечто внешнее по отношению к материи. Материя и форма – это то, из чего состоят все вещи. Каждая вещь выступает как оформленная материя.
    Например, медный шар – это единство меди (вещества) и шаровидности (формы). Но медь может выступать материей по отношению к одному предмету (скажем, шару) и формой по отношению к другому предмету, скажем, физическим элементам
    .  Противоположность материи и формы относительна.
    Медь может не быть оформленной
    , но в то же время в потенции она содержит форму как возможность  форма есть реализованная возможность материи. Так у
    Аристотеля происходит соотносительный переход от материи к форме, и наоборот.
    Материя и форма представляют собой единство, взаимосвязь. Так Аристотель преодолевает разрыв между миром реальным и идеальным, столь разительный в системе
    Платона.
    А развитие явлений Аристотель понимал как оформление материи. Следовательно, реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи.
    Изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета. Иерархия форм приводит к высшей форме – богу
    (Перводвигателю), имеющему бытие вне мира.
    Теория Аристотеля о форме и материи впервые ввела в философию два новых важных понятия – возможность и действительность. Эти категории указывали на источник движения, который рассматривался уже не как внешний по отношению к вещи
    , а как лежащий внутри нее. Природа здесь выступает как превращение возможности в действительность.
    Аристотель различал «первую» и «вторую» материю. «Первая» материя – это основа всякого бытия. Она – только возможность, которая может выступить любой действительностью, но сама она действительностью не является. Она только мыслится, образуя потенциальную предпосылку существования. «Вторая» материя – и возможность какой-либо формы, и в то же время действительность, ибо эта материя обладает определенными свойствами.

    Но Бог у Аристотеля противостоит и «первой» материи в качестве абсолютно бестелесной формы форм и Перводвигателя. Бог – это источник творческой активности, наделяющей все тела их особой формой и целесообразностью. Бог заодно – и перво- материя.
    Космология
    Аристотеля является шагом назад по сравнению с атомистами и пифагорейцами. Он резко отрицал гелиоцентризм. В центре шарообразного мира находится неподвижная Земля – тоже шарообразной формы. Земля не совершает круговые движения, а стремится к центру мира. Вокруг Земли в процессе вращения находятся сферы, на них закреплены планеты и небо со звездами. Позже эта схема была тщательно разработана Птолемеем.
    Учение о причинах. Аристотель выделил 4 вида причин:
    1. материальная причина или просто материя: из чего вещь состоит?
    2. формальная причина или форма. Ведь именно под воздействием формы материя превращается в действительность.
    3. действующая причина – это то, что создает вещи.
    4. конечная причина или цель.
    Например, строится дом. Здесь материальная причина – это кирпичи, формальная
    причина – форма и устройство дома, действующая причина – деятельность строителя, а цель –
    назначение дома
    . Именно Аристотель впервые дал развернутую характеристику видов причин.
    Движение понимается как переход от потенции к акту. Тем самым движение становится практически универсальным свойством сущего. Аристотель специально подчеркивает, что «движения помимо вещей не существует»
    5
    . Проглядывает некоторая ограниченность и даже наивность подхода, ведь Аристотель понимал движение исключительно в смысле непосредственного воздействия одного предмета на другой.
    Очевидна и противоречивость взглядов Аристотеля в вопросе об источнике движения. С одной стороны, движение присуще самим вещам и является самодвижением (в «Физике»).
    А с другой стороны, Аристотель в «Метафизике» использует объяснение источника движения при помощи неподвижного Перво-двигателя. Этот Перво-двигатель (Бог) служит внешней причиной всякого движения, ему же движение не сообщается ниоткуда.
    Только ему одному движение присуще имманентно. На основе своей трактовки бытия
    Аристотель предложил онтологическую структуру форм движения:
     изменение в субстанции, т.е. возникновение и разрушение;
     изменение в качестве, т.е. превращение свойств;
     изменение в количестве, т.е. увеличение и уменьшение;
     изменение по месту, т.е. перемещение в пространстве.
    Изменение – это термин, подходящий для всех 4-х форм, движение, напротив, применимо лишь к последним 3-м, особенно к 4-ой. Во всех этих 3-х формах предполагается наличие субстрата (бытия потенциального), которое переходит от одного какого-либо состояния к противоположному:
     возникновение – это принятие формы со стороны материи;
     разрушение – это потеря формы;
     альтерация (превращение) – это изменение качества;
     возрастание и убывание – это переход от общего к малому, и наоборот;
     трансляция – это переход от одного пункта к другому.
    Главный из всех видов движения для Аристотеля это движение в пространстве, которое выступает условием всех остальных видов движения, и к которому в конечном итоге сводятся все остальные виды. В свою очередь, движение в пространстве Аристотель подразделял на три вида: круговое движение; прямолинейное движение; сочетание прямоугольного движения с круговым.
    5
    Аристотель. Сочинения: В 4 т. – Т. 3. С. 103.

    Элементы. Природа состоит из 4-х элементов: огня, воды, воздуха и земли. Эти элементы представляют собой определенную промежуточную ступень между «первой материей», которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем. У воспринимаемых чувствами вещей можно различить две пары противоположных свойств – тепло и холод, влажное и сухое. Четыре основных соединений этих свойств характеризуют четыре основных элемента:
     огонь – это соединение теплого (активного) и сухого (пассивного);
     воздух – это соединение теплого (актив) и влажного (пассив);
     вода – это соединение холодного (актив) и влажного (пассив);
     земля – это соединение холодного (актив) и сухого (пассив).
    Эти 4 элемента – основа реальных, чувственно воспринимаемых вещей.
    Вопреки
    элеатам и Эмпедоклу
    Аристотель понимал эти 4 элемента (точнее, образующие их пары
    противоположностей) как взаимообратимые. Ведь все они являются в принципе конкретными модификациями одной и той же «первой» материи. Такой подход позволил ему углубить и обосновать понимание процессов зарождения и распада.
    Кроме 4-х основных (подлунных) элементов существует еще и пятый – эфир. Эфир заполняет все мировое пространство, из него состоят все небесные тела. При этом по своей природе эфир принципиально отличается от других 4-х элементов: эфир обладает свойством неизменности и совершенства.
    Сочетание 4-х стихий (элементов) в различных количественных соотношениях образует сложное материальное тело, в котором эти стихии взаимопроникают и взаиморастворяются. В этом выражается у Аристотеля текучесть и изменчивость явлений в мире, в природе. Аристотель выдвигает таким образом теоретически обоснованную идею всеобщей связи, идею взаимопереходов и взаимосцепленности явлений.
    Критика атомизма
    . Аристотель выступал категорически против атомистического подхода. Неделимых частиц материи не существует, т.к. даже самая маленькая частица материального тела состоит из 4-х элементов, иначе эти частицы не обладали бы теми качествами, которыми обладает все данное тело.
    Телеология
    пронизывает всю натурфилософию Аристотеля. Любое явление предполагает возможность изменения и цель, к которой стремится это изменение.
    Осуществление, реализацию данной цели Аристотель называет «энтелехия» –
    своего рода
    программа изменения. В живых организмах понятие цели Аристотель связывает с понятием души. Но фактически Аристотель переносит целесообразные функции души на весь материальный мир в целом телеологичность
    6
    всего мирового процесса, который стремится к единой цели. Правда, целенаправленное движение природы осуществляется бессознательно.
    О душе
    . Живые существа отличаются от неживых тем, что они обладают началом, дающим жизнь – душой. Если тело – это материальный субстрат, потенциал, то душа – это форма живого тела. Поскольку главные функции и феномены жизни бывают по
    Аристотелю 3 видов:
     вегетативного: рождение, питание, рост;
     чувственно-моторного характера: ощущение и движение;
     интеллектуального характера: познание, установление и выбор, то на этом основании Аристотель вводит разделение души на три уровня-типа:
    1) душа вегетативная – управляет и регулирует биологическую активность;
    2) душа чувственная – регулирует три функции: ощущение, аппетит
    6
    Телеология постулирует особый вид причинности: целевой, отвечающий на вопрос – для чего, ради какой цели совершается данный природный процесс. Телеологичность означает идеалистическую антропоморфизацию природных процессов: приписывание цели природе, перенос на нее способности к целеполаганию, которая в действительности присуща лишь человеку. Именно Аристотель заложил основы телеологии.

    (вожделение) и движение;
    3) душа разумная – мышление и познание.
    Растения имеют только душу вегетативную, животные – душу вегетативную и чувственную, а люди – душу вегетативную, чувственную и разумную. Суждения
    Аристотеля по этим вопросам во многом наивны.
    Так, сравнивая чувства животных и человека, Аристотель отмечает превосходство осязания человека, но связывает это исключительно с наличием разума. Исходя из этого, Аристотель выдвигает довольно странный тезис: душа человека помещается на кончиках пальцев.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта