Главная страница

Тема ii. Античная философия


Скачать 471.24 Kb.
НазваниеТема ii. Античная философия
Дата14.10.2021
Размер471.24 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файла7b4bede5c07d88d9414f15e17bae78bad7c719ce8987912bed710efbba1.pdf
ТипДокументы
#247418
страница1 из 6
  1   2   3   4   5   6

Тема II.
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
1. Возникновение и развитие философии. Типология историко-философского процесса.
2. Античная философия, ее основные особенности и этапы развития.
3. Ранняя классика: милетская школа, Гераклит, элеаты, Пифагор, Эмпедокл,
Анаксагор.
4. Средняя классика: Левкипп, Демокрит, софисты, Сократ.
5. Высокая классика: Платон, Аристотель.
6. Философия эпохи эллинизма: стоицизм, Эпикур, скептицизм, кинизм, неоплатонизм.
7. Влияние античной философии на развитие европейской культуры и медицины.
Вопрос I. Возникновение и развитие философии. Типология историко-
философского процесса.
Возникновение философии – это крутой поворот в духовном развитии человечества, переход его на качественно новый уровень – от мифологического наивно- образного мировосприятия к рационально-теоретическому мышлению.
Уже в самые древние времена у людей были представления о мире вокруг. В мировоззрении древнего человека господствовали разнообразные формы первобытной мифологии:
культ предков и матери-земли, одушевление предметов, многочисленные боги и
духи, управляющие силами природы
. Эти взгляды были порождены слабостью человека в борьбе с природой. Свое особое отношение к миру человек еще даже не осознавал.
Поэтому для мифологии характерна неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления мира на основе естественных причин. Она объясняет мир и все явления в нем действиями богов и героев. Но в мифологии впервые в истории человечества ставится и ряд собственно философских вопросов: как возник мир и
как он развивается; что такое жизнь и смерть, и другие.
Философия как дисциплина начинается с само отделения себя от некой божественной мудрости. Она – лишь скромное стремление к ней, любовь к ней, исследование мудрости вещей, человека и мироздания в целом. Если в мифологии мудрость и разум не выделяются в качестве особого объекта, то философия делает их предметом специального размышления и анализа. Именно поэтому в философии сразу же на первый план выдвигаются исследования методов познания. Следовательно, мифология и философия противостоят друг другу в своем отношении к разуму и мудрости.
Философия – это формирование и развитие разума самого человека. К тому же разума самокритичного. Поэтому одним из первых сугубо философских вопросов стал вопрос о мудрости, ее природе и истоках. Это – во-первых.
Во-вторых, становление философского мировоззрения означало также переход от характерного для мифологии образно-эмоционального, красочно-художественного восприятия мира к мышлению рациональному, понятийному. В любом мифе окружающий человека мир художественно описывается, а философия ориентирована на знание мира.
Знание должно быть объективным, поэтому философское знание опосредуется рядом логичных рассуждений и выражается в обобщенной понятийной форме.
В-третьих, мифология предполагает единство информативного и нормативного содержания. Иначе говоря, любое сообщение, изложение событий является не просто информацией, но заодно и предписанием как себя вести. Поэтому мифологический текст по своей сути императивен, безусловен и категоричен. А вот присущий философии отказ от абсолютного понимания мудрости имел своим естественным следствием разброс в трактовке того, что такое мудрость и как ее найти. Данный разброс зачастую оценивается обыденным сознанием как очевидное доказательство бесплодности философского мышления. Обыденное сознание просто не в силах заметить, что все эти точки зрения имею нечто существенно общее: они выражают собой движение философской мысли к истине. В различных философских концепциях раскрывается противоречивость
исторической эпохи, борьба различных общественных тенденций, уровень развития науки и осмысления окружающего. И ни одна из этих концепций не уклоняется от рационального поиска и объяснения сущего. Этот поиск и объединяет их. Ответ об истине дает не отдельная философская концепция, а их целостная совокупность. Поэтому-то философское знание и носит аккумулятивный характер.
И, наконец, в-четвертых, миф отражает вполне конкретную ступень духовного и социально-экономического развития человека. В нем выражается родовая жизнь человека.
Переход к классовому обществу с частной собственностью требовало совсем другого мировоззрения. Данные обстоятельства не только выступают объективной основой различий между мифологией и философией, но объективными предпосылками перехода к философскому мировоззрению. Сюда же надо добавить рост торговых и иных контактов между народами, разделение труда на физический и умственный, а также образование государственности и права, становление зачатков научного мировоззрения. В частности, важную роль сыграли математические и астрономические знания древних цивилизаций.
Ведь изобретение чисел (в целях подсчета скота, ведения торговли) ввело первый абстрактно- идеализированный, условный, символический объект в культуру. Правда, количество при этом не сразу отделилось от качества (
3 овцы не равны 3 баранам
).
Субъективным мотивом перехода к философскому типу мировосприятия выступает человеческое любопытство и удивление перед миром, его разнообразием, сложностью и упорядоченностью.
Причины возникновения философии:
1) общественное разделение труда, в первую очередь отделение умственного труда от физического;
2) потребность в систематизации и обобщении возникающих конкретных научных знаний;
3) кризис мифологического мировоззрения: формирование представлений об относительности мифа, о его слабой объяснительной силе, а также о различии между действительностью и мнением о ней;
4) потребность в разработке и теоретическом обосновании нового, более рационального мировоззрения эпохи частной собственности, рыночных отношений и государственности.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ – это процесс возникновения, развития и смены
философских идей. Любой творческий процесс всегда открыт для будущего, всегда незавершен, заключает в себе не одно-единственное, а множество возможных продолжений. Философские идеи и системы в истории мысли находятся в сложных соотношениях друг с другом: иногда они находятся в соподчинении (субординации), выстраиваясь вслед друг другу, но чаще они связаны множеством линий друг с другом
«по горизонтали», т.е. на равных. Именно разнообразие философских идей, способов их постановки и решения поставили перед историко-философской наукой задачу типологизации философских учений. Существует огромное количество различных типологий. Выделим основные и наиболее распространенные из них.
Первый способ типологизации – по содержанию:
1) по онтологическому основанию (решению основного вопроса философии) на материализм и идеализм;
2) по соотношению чувственного и рационального познания – на сенсуализм и рационализм;
3) по методу – на диалектический и метафизический подходы;
4) по отношению к религии – на атеистические и религиозно-идеалистические;
5) по отношению к науке – на сциентические и антисциентические ориентации;
6) по психо-мировоззренческой ориентации – на оптимистические и пессимистические подходы и концепции.

Второй способ типологизации – по (историческому) типу философствования:
1. созерцательный тип философствования (на Древнем Востоке и в античности), который предполагает:
 безмятежность и невозмутимость духа;
 спокойное созерцание вечной истины;
 социальная роль философа – объяснительная. Здесь философ приходит вслед за событиями, когда страсти уже улеглись, успокоились;
 минимальная доказательность и системность, но максимальная образность;
2. умозрительный тип философствования – поздняя античность, средневековье, русский религиозный ренессанс на рубеже XIX – XX вв.:
 ориентация на иррациональные и сверхрациональные источники познания
(интуиция, откровение);
 цель – выход за пределы чувственно воспринимаемого мира и поиск интимной связи между верой и знанием, религией и наукой;
 принципиальная неудовлетворенность преходящим и устремленность к вечному, тоска по трансцендентальному;
3. рационально-критический тип философствования – эпоха Нового времени и
Просвещения (Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель):
 максимальная логическая стройность и системность;
 теоретическая строгость;
 доказательность и аргументированность;
 развитая саморефлексия;
4. деятельностный,
социально-преобразовательный тип философствования
(марксизм):
 цель и смысл философии – быть орудием изменения мира;
 доминирование радикально-критического аспекта, нигилистическое отношение к прошлому;
 повышенная идеологизация и политизация;
 субъект социального действия и познания – не личность, а народные массы, эксплуатируемые, прежде всего пролетариат;
5. новейший, социально-экологический тип философствования. Его истоки – учение Н. Федорова и В. Вернадского, сегодня – размышления Римского клуба:
 главная задача – не изменение, а сохранение мира, цивилизации;
 упор на сохранение именно естественной природной среды обитания, сложившегося экологического равновесия в биосфере и человеческого генофонда;
 плюралистичность и диалогичность философствования.
Третий способ типологизации –
по социально-историческим эпохам:
1. этап зарождения философской мысли на Древнем Востоке – акцентированная этическая направленность;
2. античная философия – формирование основных направлений и школ философской мысли, мировоззрение космоцентрическое;
3. средневековая теоцентрическая философия – постановка проблем: человек и бог, человек и мир, свободы человека;
4. философия Возрождения – утверждаются идеи гуманизма и личности;
5. эпоха научной революции XVII в. – разработка основ методологии научного познания;
6. эпоха Просвещения – энциклопедизация знания, борьба с теологией;
7. классическая немецкая философия – создание универсальных всеобъемлющих философских систем;
8. философия XIX в. включает в себя три различных направления:
 становление строго научной методологии позитивизма;

 марксизм;
 иррациональная философия, заново поставившая проблему человека;
9. философия ХХ в. включает в себя:
 философия естествознания (неопозитивизм);
 марксизм разделился на три течения: а) социал-демократический; б) революционный (большевизм); в) анархо-бунтарский;
 религиозная философия (неотомизм);
 иррациональные и мистические философские школы;
 философская антропология.
По мере своего развития философия все больше расщепляется на школы, направления и дисциплины. Постепенно философия уходит от универсального и всеобъемлющего взгляда на мир ко все более и более специализированному.
Вопрос II. Античная философия, ее основные особенности и этапы развития.
Античная философия, т.е. философия древних греков и римлян зародилась в VI в. до н.э. в Греции и просуществовала до VI в. н.э., когда император Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю греческую философскую школу
(
Платоновскую Академию
). Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет. Это тысячелетие развития демонстрирует удивительную общность, обязательную направленность философской мысли на объединение в едином космическом универсуме природы, человека и богов. Во многом это объясняется языческими (политеистическими) корнями греческой философии.
В основном она была создана греческими мыслителями, которые жили не только на территории современной Греции, но и в греческих полисах Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, а также в эллинистических государствах Азии и Африки. Философия Древнего Рима зачастую отождествляется с древнегреческой и объединяется под общим названием – «античная философия».
Материальной основой древнегреческой философии был расцвет полисов – торгово- ремесленных городских центров. Дробная, нецентрализованная структура полисной государственности определила относительно мягкое социально-политическое устройство греческого общества, доминирование гражданского общества и плюралистическую атмосферу духовной жизни.
Античная
философия
– это
первая
попытка
(методологически последовательного) системно-рационального постижения окружающего мира
Началась античная философия с выяснения причинно-следственных связей, а потом постепенно перешла к построению теорий как целостных систем логических рассуждений.
Характерные признаки и свойства античной философии:

Космоцентризм
– восприятие мира как космоса, т.е. единого, целостного и нерасчлененного. Еще нет понимания специфики отдельных сфер мира: человека, общества.

созерцательность
и пассивность: рассмотрение мира-космоса вне человеческой деятельности, вне его практического освоения человеком, а также – в единстве природы, богов и человека.

натурализм
восприятия и понимания мира. Для античных греков природа – главный абсолют, она даже не сотворена богами, боги сами составляют некую часть природы. У греков боги – лишь олицетворение природных стихий. Все явления рассматриваются в контексте природы.

рационализация
человеческого познания и поведения. Человеческий разум у греков постепенно освобождался от абсолютной власти богов
. Разумеется, цивилизованный эллин богов уважает и не будет их оскорблять. Но в своей повседневной жизни человек будет все же опираться на доводы разума, полагаться на самого себя, зная, что «Не потому человек
счастлив, что любим богами, но потому боги любят человека, что он счастлив».
 широкое использование мифологических образов и сюжетов в целях образной
передачи философских идей и понятий, при обязательном условии философского переосмысления этих мифологических образов (
например, Психея у Платона
).
специальный
научно-философский
понятийно-категориальный
аппарат сформировался впервые именно в античной Греции.
 основной способ и метод философствования – интуиция, интуитивно-описательное прозрение, постулирование истины – без развернутой системы доказательств и аргументации. Движение мысли происходит еще не последовательно, путем логичных рассуждений, а скачками, от одного озарения к другому.
античная проблематика – это
диалектика идеи и материи
, которая воплощалась в виде чувственно-материального упорядоченного
космоса
, движимого космической душой, управляемого космическим умом и созданного сверхдушевной и сверхумственной судьбой (или первоединством).

наивная и стихийная диалектика
. Которая воспринималась древними греками как нечто само собой разумеющееся, а не теоретически разработанное. Греков весьма интересовала противоположность материи и идеи (вместе они образуют космос), однако эта диалектика еще не логически-категориального, рационально- теоретического характера, а скорее интуитивно-описательного.
гилозоизм – представление о всеобщей одушевленности космоса, при этом душа трактовалась как единственный источник самодвижения любого природного объекта, включая и человека.
идея судьбы как вне личностного принципа объяснения всего целесообразного и нецелесообразного в мире-космосе фатализм.
идеологический плюрализм, постоянный и устойчивый диалог, взаимодействие и полемика различных философских школ и направлений в Древней Греции.
Периодизация античной философии:
В развитии античной философии можно выделить четыре основных периода:
1. Ранняя классика (VII – V вв. до н.э.) – это период зарождения греческого философского мышления и господства натурфилософии: Милетская школа, Пифагор,
Гераклит, элеаты и др. Иногда этот период определялся как досократовский, а философы того времени – как досократики.
2. Средняя классика (середина V – начало IV в. до н.э.) – это период зарождения и оформления гуманизма и политической демократии: атомисты, софисты, Сократ.
3. Высокая классика (IV в. до н.э.) – период большого синтеза и появления энциклопедических философских систем: Платон, Аристотель.
4. Эллинистическая философия (конец IV в до н.э. – III в. н.э.) – период формирования крупной централизованной античной государственности и индивидуалистической философии: киники, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, эклектизм.
Вопрос III. Ранняя классика: милетская школа, Гераклит, элеаты, Пифагор,
Эмпедокл, Анаксагор.
Философское мышление зарождается в античной Греции примерно в VII – VI вв. до н.э. в период формирования классового общества и полисной государственности. Первые попытки философского осмысления мира можно найти уже в мифологических произведениях Гомера,
Гесиода, Ферекида. Они еще не выходили за рамки мифологических традиций, но примечательна сама попытка поиска общих принципов мира-космоса.
Отличительные особенности
досократовской философии:
 ярко выраженный космоцентризм;
 основное внимание на проблему объяснения окружающего мира, природы;
 поиск первоначала, породившего все сущее – в виде конкретного вещества;
 гилозоизм – одушевление неживой природы;
 метод философствования – декларирование собственных взглядов;
 недискуссионный характер философских учений.

Первая философская школа – Милетская (VI в. до н.э.), получившая свое название от города, где была основана
:
Милет – крупный греческий торгово-ремесленный полис в Малой
Азии.
К этой школе относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:
 выступали с материалистических позиций, но еще не знали противопоставления материи и идеи;
 занимались не только философией, но и естественными и точными науками.
 пытались объяснить законы природы (за что и получили свое второе название – школы «физиков»);
 искали первоначало-субстанцию, из которой возник окружающий мир.
  1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта