Тема ii. Античная философия
Скачать 471.24 Kb.
|
Вопрос IV . Средняя классика: Левкипп, Демокрит, софисты, Сократ. Атомисты – последовательно материалистическая философская школа, которая отстаивала идею о том, что строительным материалом, «первокирпичиком» всего сущего являются микроскопические материальные частицы – атомы. Первым эту идею выдвинул Левкипп, а Демокрит ее обосновал и развернул. Левкипп впервые выдвинул принцип причинности. (460 – 370 до н.э.) – это первый последовательный и сознательный Демокрит философ материалистического направления (линия Демокрита). Главная работа – «Великий диакосмос». весь мир состоит из пустоты и атомов – мельчайших неделимых частиц, «первокирпичиков» всего сущего; атомы едины и неделимы, неизменны и неуничтожимы; существует бесконечное количество, как самих атомов, так и их разновидностей; атомы различаются формой, порядком и положением; атомы от природы обладают свойством движения, и это движение передается посредством столкновения атомов; движение выступает основным источником развития, при этом Демокрит отрицал первичное движение, перво-толчок, ибо движение – способ существования атомов; Демокрит выделяет три формы движения: 1) хаотическое движение – подобно рассеиванию пыли по всем направлениям; 2) вихреобразное движение, побуждающее похожие атомы соединяться, а различные – разъединяться, в результате чего и порождается мир; 3) движения атомов, образующих испарения вещей: идолы, флюиды, запахи; все происходит по необходимости, все определяется механическим движением атомов, Демокрит полностью отрицал случайность и конечную причину (цель); существует круговорот атомов: вещи и живые организмы существуют и распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые вещи и живые организмы; впервые поставил проблему пространства и времени. Пространство – это великая пустота, в которой движутся атомы. Кроме того, пространство – это пустые промежутки внутри тел, благодаря которым возможно сжатие и расширение тел. Пространством Демокрит называл и протяженность тел; пространство прерывно, Демокрит отрицал его бесконечную делимость; впервые четко и аргументировано объяснил различие между чувственным и рассудочным познанием; исходный пункт познания – чувственный опыт. Однако он дает лишь темное, неполное и недостоверное знание, ибо атомы чувству недоступны; чувственное познание Демокрит объяснил наивно-материалистической теорией идолов: с поверхности предметов отделяются тончайшие истечения – их образы (идолы), которые и воздействуют на наши органы чувств воспринимаемые качества существуют лишь «по мнению», а причина разнообразия ощущений – в разнообразии атомов, составляющих вещи; «по истине» существуют только атомы и пустота, их существование можно постичь только разумом, рациональным познанием; душу (являющуюся движущим началом и органом ощущения и мышления) он трактует тоже материалистически: душа – это соединение круглых и легких атомов, она смертна и погибает вместе с телом впервые рационально обосновал атеизм, люди пришли к вере в богов под влиянием существования грозных явлений природы: грома, молнии, затмений солнечных и лунных; в логике Демокрит впервые написал специальную работу по индуктивной логике, где впервые предложил определять понятия; жизнь зародилась из первичной влаги. В каждом живом теле заключено известное количество огня. Больше всего огня в душе и в голове. Мысль – это своего рода движение и потому она везде вызывает движение; впервые выдвинул тезис: основным стимулом развития общества является удовлетворение потребностей; сторонник рабовладельческой демократии; этика индивидуализма. Цель жизни – блаженство и бодрость, их достигают путем воздержания и самовоспитания, при этом Демокрит – противник всяких излишеств. Софисты – философская школа IV в. до н.э., ориентированная не на разработку теоретической системы, а на обучение людей философии, риторике и другим видам знаний и умений. Они культивировали искусство красноречия (риторику), искусство спора (эристику) и искусство доказательства – диалектику. Для софистов характерно: критическое отношение к окружающей действительности; стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; неприятие основ старой традиционной цивилизации; отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанных положениях; стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; понимание норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека. Свою правоту софисты доказывали с помощью особых логических приемов-уловок – софизмов, благодаря которым правильное вроде бы умозаключение оказывалось в итоге ложным, а собеседник запутывался в собственных рассуждениях и мыслях. Например, «Рогатый»: то, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь. Данный результат достигается путем некорректного использования логических смысловых операций. В этом софизме 1 посылка ложная, но выдается за правильную… Самый известный представитель софистов – Протагор (V в. до н.э.). Его главный тезис: « Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют ». Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности было выдвинуто субъективное мнение человека. Протагор считал: он придерживался материализма: вне человеческого сознания ничего не существует; нет ничего раз и навсегда данного; что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности; если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности ; вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека (сенсуализм). Однако противоположности, заключенные в материальном объекте, познаются лишь односторонне познание относительно: «то, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким» окружающий мир относителен; объективное (истинное) познание недостижимо; существует только мир мнения. Хотя деятельность софистов вызвала неодобрение и властей, и других философских школ, тем не менее, они внесли вклад в философию и культуру. Они критически взглянули на окружающую действительность; распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан полисов ( именование «древнегреческие просветители ); первыми предложили перенести центр внимания из области природы на человека; первые попытки анализа и систематизации приемов умозаключения и рассуждения, особенно доказательства (истоки логики); анализ языка как средства передачи мнений и знаний, изучали смысловые оттенки и многозначность слов, синонимы и т.п. Сократ (469 – 399 до н.э.) – выдающийся мудрец-философ, полемист. Выступая против софистов, он в своем творчестве выражал зачастую именно их подходы, в частности перенос центра внимания философии на человека, его нравственность и сущность знания. Он сделал философию « народной », ибо вел свою просветительскую деятельность в гущи народа (на площадях, на рынках) в форме открытой беседы-диалога по актуальным общечеловеческим проблемам: добро и зло, любовь, счастье, честность и т.п. Основной метод Сократа – майевтика, сущность которой – не поиск или обучение истине , а в том, чтобы с помощью логических приемов и наводящих вопросов подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сократ отстаивал идеи , т.е. э т и ч е с к о г о р а ц и о н а л и з м а рационального обоснования религиозно-нравственного мировоззрения: истинная мораль должна исходить из признания духовного начала в самом человеке (душа) и в природе – бог; мир – творение божества, а сущностью мира выступает «духовный принцип» рациональный идеализм; основа понимания этики, отношения к полису и религии – это самопознание; любое знание есть добро, а любое зло, порок совершается от незнания, ведь именно познание добродетели является основной предпосылкой нравственной жизни; истинная нравственность есть знание того, что есть благо и прекрасное. Это помогает постичь смысл жизни и добиться счастья; основные добродетели: сдержанность, мужество и справедливость. Их общий смысл – умение различать добро и зло; основной этический принцип – совесть – «внутренний голос», который является гарантией постижения подлинной истины. «С помощью совести боги придают смысл всему мирозданию» Сократ не был понят официальными властями и большинством граждан, его воспринимали как обычного софиста, подрывающего устои общества, сбивающего с толку молодежь и не чтящего богов. За это в 399 г. до н.э. он был приговорен к смерти и принял чашу с ядом. Историческое значение и заслуга Сократа в том, что он способствовал распространению знаний и просвещению граждан; искал ответы на извечные проблемы человечества: добра и зла, любви, чести и др. отстаивал объективность и общеобязательность гносеологических и этических норм; открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании; ввел диалогический метод нахождения истины – путем ее доказательства (через выявление противоречий в утверждениях и рассуждениях – субъективная диалектика!) в свободном диалектическом споре, а не декларировании, как это делали прежние философы ; впервые стал применять индуктивный метод доказательства; антидогматизм и плюрализм («я знаю, что ничего не знаю»); воспитал много учеников-продолжателей своего дела (Платон). Вопрос V. Высокая классика: Платон, Аристотель. В период зрелой классики интуитивное философствование постепенно сменяется на логичное рассуждение на основе все более и более абстрактных понятий и категорий, носивших акцентировано объективный характер. Содержанием этого философствования являлась диалектика идеи и материи как абстрактно-всеобщих категорий. (427 – 347 до н.э.) крупнейший философ Древней Греции, ученик Платон Сократа, основатель собственной философской школы (Академии), основоположник идеалистического направления в философии на рациональной основе. Платон стал первым сознательным разработчиком понятийного мышления (сама идея принадлежала Сократу). Именно Платон первым создает всеобъемлющую энциклопедическую философскую систему. В истории философии Платон первым сознательно поставил вопрос об отношении духа и материи и проанализировал его с разных позиций. Платоновский идеализм означал в онтологии: материальные вещи изменчивы, непостоянны, возникают и исчезают; весь окружающий чувственно-предметный мир (мир вещей) также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи («эйдосы»); эти идеи истинны, вечны и постоянны; любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи, например, конкретные кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна; весь мир является отображением чистых идей (эйдосов); содержательно идеи – это общие (родовые) понятия о сущности предмета, оторванные от этих материальных вещей и превратившиеся в самостоятельную, единственно реальную действительность. Область идей не является однородной, она образует своего рода иерархию: 1. идеи высшего порядка – это идеи блага, истины, прекрасного, справедливого. 2. идеи, выражающие физические явления и процессы: огонь, покой, движение, цвет, звук. 3. идей, отражающие отдельные разряды существ, например, животных и человека. 4. идеи конкретных предметов и отношений. Диалектика этого мира определяется вечным конфликтом бытия и небытия, идеи и материи. Ведь в чувственно-предметном мире нет ничего вечного, все здесь изменяется, развивается и гибнет. Но развитие в чувственном мире определяется движением и развитием в царстве чистых идей. Ведь вначале должно возникнуть то, что движет само себя. А это не что иное, как душа, ум. Как видим, Платон не просто отстаивает позицию объективного идеализма, но и рационально обосновывает, аргументирует ее (впервые в истории философии). Кроме того, Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: единого, ума и души. 1. Единое: является основой всякого бытия; не имеет никаких признаков: ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания и т.д. есть ничто; выше всякого бытия, выше всякого мышления, всякого ощущения; первоначало всего – всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств. 2. Ум: происходит от единого; разделен с «единым» и противоположен «единому»; является сущностью всех вещей; есть обобщение всего живого на Земле. 3. Душа: подвижная субстанция, которая объединяет и связывает «единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления; душа может быть мировой и душой отдельного человека. Более того при гилозоическом подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; душа человека (вещи) есть часть мировой души; душа бессмертна; при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку; постоянство души и смена телесных форм – естественный закон Космоса. Теория познания Платона основана на его идеалистической картине мира. поскольку материальный мир является всего лишь отображением мира идей, то предметом познания должны стать прежде всего чистые идеи; чистые идеи невозможно познать с помощью чувственного познания, которое дает лишь «мнение», а не достоверное знание; чистые идеи можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности; такой духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные и образованные – интеллектуалы, философы; содержание познания есть воспоминание: душа вспоминает идеи, которые она знала а тот период, когда она еще не соединилась с телом и свободно существовала в царстве идей. Все выше изложенное Платон называл диалектикой, под которой он понимал и логику, и учение о познании, и учение о методе, и учение о бытии, об идеях и их родах, а также разумное познание всех этих истинно-сущих родов реального бытия. Космология ( в диалоге «Тимей») – под явным влиянием Пифагора и его математической мистики: Космос имеет шаровидную форму, он не вечен, ибо был сотворен, и он конечен. Демиург (создатель) придал миру соответствующий порядок. Мир – это живое существо, обладающее душой, которая находится однако не в нем самом, а окружает собой весь мир. Мир состоит из элементов земли, воды, огня и воздуха, которые организованы в определенные пропорциональные соединения на основе закона чисел. В мировой душе господствуют числовые отношения и гармония. К тому же мировая душа обладает также познанием. Структура мира троична: 1. божественный ум (демиург); 2. мировая душа; 3. мировое тело – космос: его центр – Земля, вокруг планеты и неподвижные звезды. Живые тела, существа творит бог, он же создает и души. Платон распространяет на структуру идеи математические закономерности. А поскольку идея тесно связана с вещью, то на вещах отражается и математическая структура идеи. Например, огонь состоит из телец, обладающих формой пирамиды, воздух – формой восьмиугольников. Учение о душе. Душа человека бестелесна, бессмертна и обладает способностью переселяться из тела в тело. Жизнь дается нам не нами лишить человека жизни может лишь бог. В пользу бессмертия души Платон приводит целый ряд аргументов: 1. Если все имеет свою противоположность и рождается из противоположного, то и в противопоставлении «жизнь – смерть» одно должно порождать другое. Значит, души умерших где-то существуют, и в свое время возвращаются обратно в этот мир, но уже в другое тело. 2. Раз познание есть воспоминание, то сама способность познавать сущности доказывает существование души до жизни. Из мира идей душа уносит представление об общем, т.е. об идеях. 3. Только то, что является сложным, может быть разделено. Душа же проста и неделима. Простое не может изменяться, начинаться или заканчиваться. 4. Все видимые вещи временны, а невидимые – вечны. А раз душа невидима, то – вечная. Сама душа состоит из трех упорядоченных частей: 1. разум, рассудительность; 2. воля и благородные желания; 3. влечения и чувственность. В соответствие с тем, какая часть души преобладает, человек (его тело) ориентирован на дурное или благородное. Только правильное воспитание может обеспечить соответствие этих трех начал в данной душе . Но если между этими 3 частями несоответствие, то – загробное наказание. Социальная и политическая философия. Практически все предшественники Платона (от Фалеса) были «физиками, занимались в первую очередь поисками первоначала мира и объяснением явлений природы, но не общества. Отдельные замечания досократиков об устройстве общества были интуитивными и рационально не обосновывались . Платон впервые разрабатывает целостную и рационально обоснованную систему философских взглядов на общество и государство. При этом он фактически отождествлял общество и государство. Когда человек не может удовлетворить самостоятельно своих главных жизненных потребностей, тогда и возникает государство. Любое государство суть организация общества. Основной закон общественной организации: «каждый должен заниматься своим и только своим делом» 2 . Однако далее Платон вместо анализа реальных общественных и государственных процессов конструирует свою теорию |