Тема ii. Античная философия
Скачать 471.24 Kb.
|
Теория познания. Ее исходное положение – независимо от человека существует объективный мир, который материален. Само познание Аристотель трактует как развивающийся процесс. Этот процесс познания развивается от простейших элементарных чувственных ступеней к предельно абстрактным. Аристотель выделяет здесь следующие этапы: 1. ощущение (чувственное познание) – это отражение внешнего мира, отпечатки форм познаваемых предметов. Чувство для Аристотеля – это способность принимать чувственные формы без материи. Но ощущения дают знание лишь единичного. В целом чувственное познание Аристотель считал истинным, а ощущение – непосредственно отражающим индивидуальное бытие. Именно это и приводит к ошибкам. 2. представление – это тоже ступень чувственного познания, результат повторяемости ощущений. 3. опыт. 4. искусство. 5. наука – это создание общих понятий при помощи теоретической деятельности мышления, это нахождение общего в отдельном. Наука – вершина познания именно потому, что она постигает необходимое и всеобщее. Логика как одно из главных орудий познания впервые систематически была разработана именно Аристотелем в его фундаментальном труде «Органон» (орудие) . Для самого Аристотеля логика – это наука о доказательствах и формах мышления, применяемых при познании. Аристотель понимал ее как систему методологических положений при исследовании. В логике мысль делает явным и проверяемым свой путь. Основной метод логики Аристотеля – это сведение, состоящее в том, чтобы различать условия, при которых осуществляется доказательства. Аристотель четко сформулировал законы мышления: 1. закон тождества: понятие должно употребляться в данном суждении в одном и том же значении. 2. закон противоречия: два несовместимых друг с другом суждения об одном и том же объекте не могут быть одновременно истинными, по крайней мере одно из них необходимо ложно. 3. закон исключенного третьего: если даны два взаимопротиворечащих суждения, то при данных условиях истинным может быть только одно. Аристотель дал определение суждения как формы мышления, разработал учение о категориях и впервые предложил их классификацию. Большой вклад внес Аристотель в создание теории дедукции, теории категорического силлогизма. Силлогизм – это вывод от общего к частному, дедуктивное рассуждение. Но Аристотель признавал и индукцию, которую трактовал как путь познания общего. Аристотель разработал правила силлогизма как умозаключения, приводящего к доказательству. На этой основе он сформулировал принципы доказательства: 1. доказательство должно осуществляться последовательным рядом шагов, начиная с аксиом, как наиболее очевидных утверждений; 2. принятие конкретных правил, которые гарантируют формальную правильность выводов. Антропология, социальная и политическая философия. Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считал, что человек 1. по своей биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных; 2. отличается от животных наличием мышления и разума; 3. имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными, т.е. в коллективе. Именно Аристотель впервые охарактеризовал человека как общественное существо: « человек есть политическое животное ». Именно социальная природа человека приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями. В отличие от утописта Платона Аристотель предпочитал анализ реально существующего (античного) общества и его государственных форм. Греческое общество свободных людей состоит из 3-х классов граждан: очень богатых, крайне бедных и средний слой. Большое богатство – результат «противоестественного способа» приобретения. Поэтому Аристотель против чрезмерного богатства, которое разрушает единство и стабильность общества. Благополучие общества определяется средним слоем (впервые!). Именно крестьяне-общинники (мелкие собственники) являются опорой прочной и эффективной власти. Аристотель – защитник рабовладения как естественного строя, существующего от природы. Для него раб – это только «говорящее орудие». Аристотель отождествлял общество и государство. Сущность государства он определил как «политическое сообщество людей, которые соединились для достижения определенных благ». Аристотель создал классификацию государственных форм, основанную на двух критериях: политическом (источник власти) и этическом (всеобщее благо). ПРАВИЛЬНАЯ ФОРМА НЕПРАВИЛЬНАЯ ФОРМА монархия тирания аристократия олигархия полития демократия Наилучшей формой государства является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса». Этика Аристотеля близка в целом взглядам Сократа и Платона . Государство- общество должно и вправе требовать от всех граждан добродетельного поведения. Добродетели Аристотель разделяет на две группы: этические (основанные на привычке и обычае) и дианоэтические (основанные на разуме, рассуждении). Этические добродетели деятельны, а дианоэтические созерцательны, хотя и связаны с поведением. Основу благополучной жизни Аристотель видел в умеренности. Нравственность состоит в соблюдении определенной меры. Через всю этику Аристотеля проходит принцип активной деятельности человека. Эта активность не должна быть паразитической (власть) и «животной» (наслаждение), но лучше – теоретической: познавательная деятельность, основанная на жизни по добродетели. Среди добродетелей Аристотель особо выделял и ценил справедливость. Справедливость бывает двух видов: уравнительная и распределительная. I вид относится к благам отдельных лиц и имеет отношение к обмену в соответствии с количеством и качеством труда (всем поровну). II вид имеет дело с общими благами и направлен на разделение благ в соответствии с достоинством граждан. Творчество Аристотеля – вершина античной философской мысли. Эта наиболее обширная, обоснованная и разработанная теоретическая система. Историческая заслуга Аристотеля: систематизировал и обобщил достижения древнегреческой мысли; систематизировал знания и выделил ряд научных областей, направлений и дисциплин; дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; дал определение бытия через категории; впервые выделил 10 философских категорий; определил сущность материи; внес существенные коррективы в философскую систему Платона, рационалистически критикуя его учение о «чистых идеях»; впервые выделил шесть типов государства и создал теорию происхождения государства; заложил основы логики как науки и общенаучной методологии: дал понятие дедукции, обосновал систему силлогизмов, сформулировал законы логики Вопрос VI. Философия эпохи эллинизма: стоицизм, Эпикур, скептицизм, кинизм, неоплатонизм. Со второй половины III в. до н.э., после установления Александром Македонским единой централизованной государственности во всей Греции и во всей цивилизованной тогда Ойкумене, в духовной жизни античного общества начался период декаданса. Это выразилось, прежде всего, в росте скептицизма и цинизма, что символизировало распад полисного гражданства, разрушение философской рефлексии и рационалистического дискурса. Наступает эпоха мистицизма и индивидуализма. Отличительные признаки эллинистической философии: 1. Сохранение наследства классической античной философии при утрате ее творческого характера. Доминирующей формой философствования становится комментирование классических текстов догматизм и снижение теоретического уровня философии. 2. Отказ от былой системности и теоретической обоснованности (на уровне Платона и Аристотеля). Вместо всеобъемлющих энциклопедических философских систем – господство эклектики. 3. Утрачивается тесная и непосредственная связь с науками. Науки все больше специализируются и постепенно отдаляются от философии, которая, соответственно, утрачивает свои монопольные методологические и мировоззренческие позиции. 4. Смещение внимания философов с глобальных проблем бытия и познания на этическую проблематику. 5. Главным ориентиром становится не объективная истина, а согласие человека с самим собой. Соответственно, философия превращается из рационально-теоретической системы в умонастроение. Такая философия выражает самоощущение человека, потерявшего себя в мире, утратившего или не нашедшего свою идентичность и смысл жизни. 6. Сужение проблемного поля философского плюрализма. Свободная борьба школ и направлений заменяется борьбой самолюбий и кланово-политическими схватками. (341 – 270 до н.э.) – древнегреческий философ-материалист. Для Эпикура Эпикур философия – это такая деятельность, которая посредством размышлений приводит человека к счастливой жизни, свободной от страданий упор на практическую отдачу философии . Для Эпикура все люди равны, ибо все одинаково жаждут духовного мира и покоя. Новизна «сада Эпикура» – в его просветительском духе. Да и в самом Эпикуре было нечто от пророка или святого, но в светском духе. И звал он к жизни непривычной… Учение Эпикура делится на три больших раздела: 1. физика – учение о природе и космосе; 2. каноника (логика) – учение о познании; 3. этика – учение о человеке и его поведении. Первые две части являются обоснованием третьей части – этики. Основные положения учения Эпикура о природе и космосе (физика): ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (по сути, это – закон сохранения материи); вселенная вечна и бесконечна; все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты; атомы и пустота вечны; атомы неделимы, различаются по форме, величине и весу (последнее – добавление Эпикура к теории Демокрита); атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с произвольными отклонениями, сталкиваются друг с другом 7 ); более диалектичное понимание причинности по сравнению с Демокритом: включение случайности в теорию причинности снимает фатализм Демокрита; мира «чистых идей» не существует; существует множество материальных миров во Вселенной. Основные положения учения Эпикура о познании (логика): окружающий мир познаваем; основным видом познания является чувственное познание (позиция сенсуализма); невозможно созерцание разумом каких-либо «идей» либо явлений, если этому не предшествовали чувственное познание и ощущение; ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъектом (человеком) истечений (образов) предметов окружающей жизни; общие понятия являются обобщением опыта, накопленного чувственным познанием; ясность и точность понятий является основой любых рассуждений; как чувственные восприятия, так и общие представления всегда верно отражают мир. Поэтому они являются критериями знания; заблуждения и ошибки возникают, когда разум что-то прибавляет к нашим восприятиям или переносит их на другой объект источником ошибок оказывается разум. Основные положения учения Эпикура о человеке и его поведении (этика): своим появлением на свет человек обязан самому себе (и своим родителям); человек есть результат биологической эволюции; общество – это совокупность индивидов, которые договорились между собой о том, что не будут вредить друг другу; соблюдение этого договора есть справедливость; боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела; судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов; основной источник возникновения и существования религии – это страх смерти и незнание естественных законов; душа является особым видом материи; душа человека смертна, как и тело; человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни; счастье человека состоит в удовольствии, наслаждении (греч. гедоне «гедонизм»); при выборе удовольствий надо руководствоваться принципом благоразумия; под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а вовсе не чувственное удовольствие – наслаждение); нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость; 7 С помощью идеи само отклонения атомов Эпикур объясняет столкновения атомов и свободу, присущую им. Так Эпикур уходит от внешней механической необходимости движения атомов по Демокриту. человек должен быть свободен. И если он не может быть свободен в общественной жизни, то ему следует добиться свободы внутренней – от страхов и предрассудков надо избавиться от: а) страха перед богами и потусторонним; б) страха перед смертью, которая есть ничто; в) страха перед злом, которое либо кратковременно, либо легко переносится. Эпикур указывал людям новый путь к счастью, который был вызовом судьбе и фатальности. Счастье рождается изнутри. Только став хозяином самому себе, человек не будет ничего бояться. Однако, с другой стороны, учение Эпикура вело к замкнутости в частной жизни. На смену человеку-гражданину приходил человек-индивидуальность. Из всех связей между индивидами единственно действенной остается дружба – союз свободных людей. Эпикуреизм укрепился больше всего в римском обществе – вплоть до начала IV в. н.э., когда против него выступило христианство. Наиболее известный сторонник Эпикура в Древнем Риме – Тит Лукреций Кар (I в. до н.э.), написавший поэму «О природе вещей». Стоицизм . Философская школа стоиков возникла в III в. до н.э . как реакция на идеи киников . Основная идея стоиков – дать человеку свободу и внутреннюю независимость – но без вызова обществу, путем постоянного самосовершенствования и воспитания мудрости. Ее основоположник – Зенон из Кития – не имел афинского гражданства и не мог арендовать никакое общественное здание в Афинах для занятий. Поэтому он проводил философские занятия в портике ( греч. Стоя – портик ). Философская система стоиков состоит из трех частей: логики, физики и этики. Сами стоики сравнивали философию то с организмом ( жилы, душа, мясо ), то с садом ( ограда, деревья, плоды ), то с яйцом ( скорлупа, белок, желток ). Логика. Именно стоики развивали логику как науку после Аристотеля. Они положили начало логике высказываний, выделив основные формы умозаключения. Логика стоиков – это логика слов. Вокруг нас существуют только тела. Слово – это тоже тело, оно относится к вещи. Для стоиков общее существует только в слове, но не в вещах. Учение об обозначаемом – лектоне. Лектон – определенное содержание мышления, которое существует только в словесном выражении. Но само слово (знак) не существует без лектона. теория лектона – это теория значения слов. Стоики впервые поставили эту проблему. Теория познания – сенсуалистическая. Все знание рождается из ощущений. Ощущения и восприятия, закрепляясь в памяти, порождают представления. При переработке представлений выделяются повторяющиеся, так и формируются общие понятия. Понятие – это некое подобие предмета, его отпечаток в душе. Процесс познания состоит из трех стадий: 1. возникновение ощущений и восприятий существующего предмета; 2. «каталепсис» – это запечатлевание предмета в душе; 3. возникновение согласия субъекта – волевой акт, присутствующий в познавательном процессе. Это логическое постижение как результат деятельности разума. Истина обеспечивается лишь ясностью и отчетливостью чувственного восприятия. Онтология. Существуют только тела, которые имеют субстрат (субстанцию). Тела материальны. Все в мире состоит из 4-х стихий: огня, воды, воздуха и земли. Но основой мира, его первоначалом является огонь. Сочетание огня и воздуха – пневма – определяет степень разумности тела: холодная пневма – неживых тел, а наиболее горячая – у мудрого человека Пневма не просто наполняет тела, но и направляет их в этом мире физика стоиков переходит в теологию: пневма оказывается одухотворенной материей, а бог – мировой разум и одновременно – чистый огонь. Стоики понимали бога как растворенного в природе: бог – это все и во всем. Такой подход называется пантеизм. Стоики различали в мире два начала: пассивную материю и движущее начало – Logos (бог). Стоики – последовательные сторонники жесткого детерминизма: все в мире подчинено причинной зависимости. Они доходили даже до фатализма. Мир развивается периодическими циклами, постоянно возвращаясь к начальной стадии. После того, как он исчерпает свои возможности, он превращается в огонь, погибая в мировом пожаре. Космос – это разумное существо. Мир един, конечен и шарообразен с виду. Ведущая часть в нем – эфир. Душа – это теплая и огненная пневма, имеющая свои части. Всего стоики насчитывали 8 частей души: 1) ведущая часть – это способности восприятия, согласия, желания, разума; 2) пять чувств; 3) способность речи и 4) сперматическое начало. Стоики признавали бессмертие души, но только души целого – Бога. Этика является сердцевиной учения стоиков. Основные положения этики стоиков: высшее благо – это счастье. А счастье – это жизнь согласно природе, т.е. согласно с добродетелью. Добродетель – это то, что совершается в соответствие с разумом. Соответственно, зло – это все, что противоречит добродетели и разуму; все блага стоики делили на 4 добродетели: благоразумие, умеренность, справедливость и мужество. Зло – это пороки: неразумие, необузданность, несправедливость и трусость; между добродетелями и пороками находится все то, что от нас не зависит, т.е. безразличные вещи: жизнь и смерть, слава и бесславие, труд и наслаждение, богатство и бедность, болезнь и здоровье; в этическом плане для людей нет промежуточных состояний между добродетелью и пороком, все люди или добродетельны или порочны стоики делили всех людей на: а) мудрецы – обладают всеми добродетелями, счастливы и свободны. Счастье мудреца в том, что «он не желает никакого счастья»; б) глупцы – порочные и жалкие люди; стоики впервые разработали теорию страстей. Страсти делились на положительные и отрицательные. Положительные страсти – это радость, осторожность, воля. Отрицательные страсти – это печаль, страх, вожделение, наслаждение; необходимо бороться со страстями. Главное – наше эмоциональное отношение к самим себе и к миру основной принцип этики стоиков: обстоятельства нашей жизни от нас не зависят, от нас зависят лишь наше отношение к этим вещам человек должен мужественно подчиняться судьбе, ведь противиться ей бессмысленно идеал стоика – это смирение с судьбой, покой (атараксия) или терпение 8 ; стоики – предтечи идеи свободы как познанной необходимости. Более всего надо уважать самого себя. Мудрец – хозяин своей судьбы, ведь внешнее бессильно лишить его добродетелей неучастие в жизни государства, игнорирование законов, философии и культуры, если они служат злу; оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла, пороков и невозможности делать добро; признание официальных законов и государственной власти лишь в случае, если они добродетельны; призыв к социальному единству, негативное отношение к национальным и государственным барьерам космополитизм; признание стремления к счастью и самосохранению высшими целями человека; восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений 8 Бесстрастное терпение – путь к блаженству. В человеческих страданиях есть смысл, и значит, их нужно уметь мужественно переносить Сенека: «покорного судьба ведет, а непокорного тащит». |